Как вы объясните название этого стихотворения дурак тургенев краткое содержание

Обновлено: 03.07.2024

Автор высмеивает людские пороки. В стихотворении он рассказывает о недалеком человеке, который благодаря ограниченности и трусости других смог вырваться из грязи в князи. В этом он видит несправедливость современного общества и призывает не бояться отстаиваться свое мнение.

Читайте по теме:

Композиция

Средства выразительности

Тропы помогают раскрыть тему и идею произведения.

Читайте по теме:

Эпитеты

Олицетворение

Метафоры

Жил-был на свете дурак. Долгое время он жил припеваючи; но понемногу стали доходить до него слухи, что он всюду слывет за безмозглого пошлеца.
Смутился дурак и начал печалиться о том, как бы прекратить те неприятные слухи?
Внезапная мысль озарила, наконец, его темный умишко.. . И он, ни мало не медля, привел ее в исполнение.
Встретился ему на улице знакомый — и принялся хвалить известного живописца.. .
— Помилуйте! — воскликнул дурак. — Живописец этот давно сдан в архив.. . Вы этого не знаете? Я от вас этого не ожидал.. . Вы — отсталый человек.
Знакомый испугался — и тотчас согласился с дураком.
— Какую прекрасную книгу я прочел сегодня! — говорил ему другой знакомый.
— Помилуйте! — воскликнул дурак. — Как вам не стыдно? Никуда эта книга не годится; все на нее давно махнули рукою. Вы этого не знаете? Вы — отсталый человек.
И этот знакомый испугался — и согласился с дураком.
— Что за чудесный человек мой друг N. N.— говорил дураку третий знакомый. Вот истинно благородное существо!
— Помилуйте! — воскликнул дурак. — N. N.— заведомый подлец! Родню всю ограбил. Кто ж этого не знает? Вы — отсталый человек!
Третий знакомый тоже испугался и согласился с дураком, отступился от друга. И кого бы, что бы ни хвалили при дураке — у него на все была одна отповедь.
Разве иногда прибавит с укоризной:
— А вы все еще верите в авторитеты?
— Злюка! Желчевик! — начинали толковать о дураке его знакомые. — Но какая голова!
— И какой язык! — прибавляли другие. — О, да он талант!
Кончилось тем, что издатель одной газеты предложил дураку заведывать у него критическим отделом.
И дурак стал критиковать все и всех, нисколько не меняя манеры своей, ни своих восклицаний.
Теперь он, кричавший некогда против авторитетов, — сам авторитет — и юноши перед ним благоговеют — и боятся его.
Да и как им быть, бедным юношам? Хоть и не следует, вообще говоря, благоговеть.. . но тут, поди, не возблагоговей — в отсталые люди попадаешь!
Житье дуракам между трусами

"Житье дуракам между трусами. " Чего еще добавить? Вот потому и воюю здесь с "гундосыми". А меня модеры за это банят, банят.

Источник: А надо, чтобы дуракам у нас плохо жилось. Только как это сделать, если их подавляющее большинство?

В произведении Тургенев в жесткой форме высмеивает желания людей показать себя в лучшем виде, при этом подстраиваясь под мнение окружающих.

Желание понравиться даже граничит с подхалимством, с лицемерием. Проблемы общества, затронутые в этом произведении, во все времена были и будут актуальными, таких людей, как герои

произведения, достаточно много, и они будут всегда.

Стремление понравиться всем опасно тем, что теряется индивидуальность. В погоне за общественным мнением можно просто-напросто лишиться своего.

Героем этого стихотворения является самый обыкновенный, типичный дурак. Его жизнь протекает безо всяких забот и хлопот, живет себе дурак в свое удовольствие, припеваючи.

голове. Он решает просто критиковать книгу господина N. N., причем делает это безжалостно.

Критике подвергаются даже те, кто посмел в его присутствии похвалить это произведение. Он критикует и обсуждает буквально все. И вот его цель достигнута, из дурака общество его делает злым человеком, недовольным всем на свете. Его за это осуждают, но в то же время уважают и боятся. В результате, он получает место заведующего отделом критики, завоевывает авторитет, ведь никто не хочет, чтоб его посчитали отсталым.

Но ведь сам дурак нисколько не изменился, умнее он не стал, просто поменялось отношение окружающих к нему. Такая перемена общества объясняется автором трусостью. Он подчеркивает, что подобная позиция очень губительно влияет на общество, моралью произведения является то, что личное мнение должно присутствовать у каждого, и оно не должно меняться под влиянием авторитетов, нельзя самоутверждаться подобным способом, каким это сделал герой стихотворения.

Сжатое изложение образ Ивана дурака

И. С. Тургенев. ДУРАК

Как вы объясните название этого стихотворе­ния? Оно посвящено определенному типу лю­дей, которые бессодержательны и духовно опустошены, но достаточно хитры и уме­ют использовать слабости общества для достижения собственных эгоистических целей. Можно воспользоваться другим по­нятием, чтобы прокомментировать смысл заглавия произведения — ничтожество. В заглавии заключена проблема для раз­думья: почему этот очень посредственный человек нашел путь к успеху.

Что обеспечило дураку всеобщее призна­ние? Трусость людей, окружающих дурака, боязнь, что его бесцеремонные оценки принесут репутацию отсталого человека. К тому же еще и природная склонность к демагогии: дурак ниспровергает ав­торитеты, что весьма модно в кризисные периоды общественного развития, для то­го, чтобы утвердить собственный автори­тет. Юноши, которые знали, что ни перед кем не нужно благоговеть, благоговели са­ми во имя собственного успеха. И стиму­лом для подобного благоговения явля­ются эгоизм, карьеризм, отсутствие по­ложительно значимых целей в жизни.

Обманули дурака на четыре кулака!

Обзывалки

С этим проблем никогда не было.

Большинству этих обзывалок мы учились во дворах среди таких же подростков, как и мы сами. Более того, если посмотреть историю, то большинство всех этих выражений в том или ином качестве использовались и нашими родителями, а и то их родителями.

Считалки

Любая игра, которая особенно предусматривала деление на команды или группы начиналась со считалки. У каждого была своя любимая, а у некоторых (набивших на этих считалках руку) получалось даже посчитать всех так, что лучшие игроки доставались именно считающему.

Ну и, конечно, куда без классического про зайчика и охотника.

Хулиганские стишки

Они читались просто так и тем не менее были одним из основных элементов детского фольклора.

Садистские стишки

Отдельный стихотворный пласт занимали так называемые садистские стишки. Была целая серия стишков — двустишия и четверостишия про маленького мальчика.

«Мальчик нейтронную бомбу нашел, с бомбой в родимую школу пришел.

Что еще?

Страшные истории

Идеальное место для рассказа — ночь у костра или в корпусе пионерского лагеря после отбоя. В том же пионерлагере всегда в отряде находился человек, который знал такие истории, и многие с замиранием сердца слушали рассказы про черную руку, желтые обои, синее пятно, мертвую тетеньку, девочку-призрака, черную простыню, красное печенье и, куда ж без него, гроб на колесиках.

Если и сам по себе гроб представлялся чем-то пугающе неприятным, то на колесиках он внушал прям-таки панический страх. Все эти истории рассказывались специально заунывно-завывающим голосом.

В итоге — при отсутствии интернета — все эти страшилки распространялись от человека к человеку, обрастая подробностями и сюжетными ответвлениями, которых в оригинале никогда не было.

Герой считает, что его болезнь — наследственная, доставшаяся ему от покойной бабушки. Та часто теряла память, когда смотрела на что-нибудь красивое. Герой подолгу живет на даче вместе с родителями, и красота природы окружает его постоянно. Лечащий врач, доктор Заузе, даже советует ему не ездить за город, чтобы не обострять болезнь, но герой не может жить без красоты.

Герой влюблен в тридцатилетнюю учительницу ботаники Вету Акатову. Ее отец, академик Акатов, когда-то был арестован за чуждые идеи в биологии, потом отпущен после долгих издевательств и теперь тоже живет в дачной местности. Герой мечтает о том, как закончит школу, быстро выучится на инженера и женится на Вете, и в то же время осознает неосуществимость этих мечтаний. Вета, как и вообще женщина, остается для него загадкой. От Норвегова он знает, что отношения с женщиной — что-то совсем другое, чем говорят о них циничные надписи в школьном туалете.

Как вы объясните название этого стихотворе­ния?
Оно посвящено определенному типу лю­дей, которые бессодержательны и духовно опустошены, но достаточно хитры и уме­ют использовать слабости общества для достижения собственных эгоистических целей. Можно воспользоваться другим по­нятием, чтобы прокомментировать смысл заглавия произведения — ничтожество. В заглавии заключена проблема для раз­думья: почему этот очень посредственный человек нашел путь к успеху.

Что обеспечило дураку всеобщее призна­ние?
Трусость людей, окружающих дурака, боязнь, что его бесцеремонные оценки принесут репутацию отсталого человека. К тому же еще и природная склонность к демагогии: дурак ниспровергает ав­торитеты, что весьма модно в кризисные периоды общественного развития, для то­го, чтобы утвердить собственный автори­тет. Юноши, которые знали, что ни перед кем не нужно благоговеть, благоговели са­ми во имя собственного успеха. И стиму­лом для подобного благоговения явля­ются эгоизм, карьеризм, отсутствие по­ложительно значимых целей в жизни.

Как бы вы назвали то чувство, которое владеет автором при рассказе о своем герое?

Негодование в адрес дурака и общества, которое в силу своей трусости вознесло его на пьедестал славы. Стихотворения в прозе подводят итог раздумьям Тургенева о прожитой жизни, о людях, с которыми приходилось встречаться. Вероятно, есть и наблюдения за конкретными людьми. Не случайно дурак оказался заведующим отделом критики журнала. И возмущение изображенной ситуацией совместимо у Тургенева с болью за развитие отечест­венной литературы, которую оценивают подобные критики.

Понятна ли вам та ситуация, которая описана в этом произведении?

Можно согласиться с этим утверж­дением. Фраза эта звучит как итог раз­мышлений писателя об одной из сущест­венных нравственных проблем, об изъя­нах, поражающих как отдельные личнос­ти, так и общество в целом.

Как вы объясните название этого стихотворе­ния? Оно посвящено определенному типу лю­дей, которые бессодержательны и духовно опустошены, но достаточно хитры и уме­ют использовать слабости общества для достижения собственных эгоистических целей. Можно воспользоваться другим по­нятием, чтобы прокомментировать смысл заглавия произведения – ничтожество.

В заглавии заключена проблема для раз­думья: почему этот очень посредственный человек нашел путь к успеху.

Что обеспечило дураку всеобщее призна­ние? Трусость людей, окружающих

дурака, боязнь, что его бесцеремонные оценки принесут репутацию отсталого человека. К тому же еще и природная склонность к демагогии: дурак ниспровергает ав­торитеты, что весьма модно в кризисные периоды общественного развития, для то­го, чтобы утвердить собственный автори­тет. Юноши, которые знали, что ни перед кем не нужно благоговеть, благоговели са­ми во имя собственного успеха.

И стиму­лом для подобного благоговения явля­ются эгоизм, карьеризм, отсутствие по­ложительно значимых целей в жизни.

Какие человеческие качества резко критикует автор в этом стихотворении? Автор резко критикует

и основного пер­сонажа, именем которого названо произ­ведение, и общество. Как и другие стихо­творения в прозе, “Дурак” посвящено размышлению над важнейшими нравст­венно-этическими и философскими про­блемами.

И оно содержит вечный смысл, ибо объекты критики Тургенева вечны и не исчезают, к сожалению, с течением времени и изменением социально-полити­ческого строя общества. Это такие ка­чества, как духовная опустошенность, нравственная непорядочность, пошлость, наглость и бесцеремонность и одно из главных, которое печалит автора, – трусость.

Как бы вы назвали то чувство, которое владеет автором при рассказе о своем герое?

Негодование в адрес дурака и общества, которое в силу своей трусости вознесло его на пьедестал славы. Стихотворения в прозе подводят итог раздумьям Тургенева о прожитой жизни, о людях, с которыми приходилось встречаться. Вероятно, есть и наблюдения за конкретными людьми. Не случайно дурак оказался заведующим отделом критики журнала.

И возмущение изображенной ситуацией совместимо у Тургенева с болью за развитие отечест­венной литературы, которую оценивают подобные критики.

Понятна ли вам та ситуация, которая описана в этом произведении?

Ситуация жизненная и весьма распро­страненная. Очень часто люди пользуются почетом не за реальные заслуги, а за уме­ние “подать себя”, за бесцеремонные суж­дения обо всем, люди, способные вызвать боязнь окружающих. Боязнь прослыть от­сталыми людьми заставляет их согла­шаться с мнением дурака и не потрудить­ся задуматься, насколько правильны и обоснованы его суждения.

Наглость принимается в таком обществе за ум и от­крывает дураку дорогу к славе.

Нельзя ли последнюю фразу: “Житье дуракам между трусами” – назвать моралью произведения, как это мы делаем в баснях?

Можно согласиться с этим утверж­дением. Фраза эта звучит как итог раз­мышлений писателя об одной из сущест­венных нравственных проблем, об изъя­нах, поражающих как отдельные личнос­ти, так и общество в целом.

Читайте также: