Чем была вызвана необходимость реформирования российской политической системы кратко

Обновлено: 05.07.2024

Почему стало необходимым принятие Соборного уложения 1649 года? Охарактеризуйте его.

И этот вопрос кто сможет! ) Завтра история, умоляю, помогите, пожалуйста!!

Численный рост приказов влиял на систему управления, запутывал и без того нечеткие обязанности их служащих, усиливал бюрократическую волокиту и злоупотребление служебным положением. Все это свидетельствовало о необходимости реформирования приказной системы, ее упрощения.

Численный рост приказов влиял на систему управления, запутывал и без того нечеткие обязанности их служащих, усиливал бюрократическую волокиту и злоупотребление служебным положением. Все это свидетельствовало о необходимости реформирования приказной системы, ее упрощения.

Численный рост приказов влиял на систему управления, запутывал и без того нечеткие обязанности их служащих, усиливал бюрократическую волокиту и злоупотребление служебным положением. Все это свидетельствовало о необходимости реформирования приказной системы, ее упрощения

Численный рост приказов влиял на систему управления, запутывал и без того нечеткие обязанности их служащих, усиливал бюрократическую волокиту и злоупотребление служебным положением. Все это свидетельствовало о необходимости реформирования приказной системы, ее упрощения.

Отмена крепостного права требовала изменений также в политической системе и духовной сфере жизни страны, адаптации их к но-вым условиям.

Наряду с подготовкой крестьянской реформы императором Александром II были созданы комиссии по подготовке проектов политических реформ и преобразований в сфере образования и средств массовой информации.

В 1863 г. была проведена университетская реформа, в основе которой лежала идея автономии университетов в составлении и реализации учебных планов, а также предоставления им хозяйственной и административной самостоятельности. Впервые преподаватели и студенты высшей школы получили право самим решать свои проблемы. Это привело к долговременным последствиям: заметно выросло качество образования, повысилась социальная активность студенчества.

В 1864 г. была проведена одна из самых важных реформ - земская, а затем и городская. Она вводила выборные органы местного самоуправления (уездные и губернские земства, городские думы), в ведение которых передавались вопросы начального образования, содержания школ, приютов и больниц, проведения землемерных работ, статистического учета, работы городского хозяйства и др. Особо отмечалось, что земства и городские думы не могут заниматься решением политических вопросов, остававшихся в ведении либо центральной власти, либо царских губернаторов. Создание в России органов местного самоуправления было историческим шагом к новой политической системе.

В том же году была начата школьная реформа, в основе которой лежали идеи демократизации управления системы начального и среднего образования. В ходе выполнения положений реформы была значительно расширена сеть школ, сложилась единая государственная система подготовки педагогических кадров для нее. .

В 1865 г. власти объявили о реформе печати. Была отменена предварительная цензура для книг и журналов, сохраненная, однако, для массовой периодики - газет.

В 1874 г. серьезные перемены были осуществлены в армии. Вместо рекрутских наборов была введена всеобщая воинская повинность. Значительно сокращены сроки воинской службы. Создана более современная система военно-учебных заведений, позволившая значительно повысить профессиональный уровень подготовки кадров для армии и флота. В результате армия стала более мобильной и боеспособной.

Политические реформы имели большое историческое значение для судеб России. Они стали важным шагом на пути построения в стране гражданского общества и правового государства. Они были концептуально однородны и направлены на то, чтобы ввести правовые начала в деятельности органов власти, основанной прежде исключительно на воле первого лица в государстве - императора. Реформы изменили саму общественную атмосферу, породили ожидание скорого введения конституционного строя.

Однако реформы вызвали большое опасение у консервативных кругов, встревоженных масштабом и направленностью перемен. Они полагали, что начатое царем может привести к потрясениям для России, и стремились ограничить масштаб преобразований. Убийство царя-реформатора усилило их позиции и привело к откату от реформ.

Ответ

Государство расширялось, становились более сложными экономические отношения. Для регулирования всех нужных Вопросов росло число приказов, в разное время их существовало около 100. Таким образом постоянно рос бюрократический аппарат, который требовал денег на своё содержание из государственной казны. Главное, полномочия приказов не были чётко разграничены, возникало много Вопросов, пограничных между их полномочиями, другие. Вопросы они пытались скинуть друг на друга. Потому и требовалось реформировать систему приказов, сделать её и менее громоздкой, и более эффективной.

Ответ

С приходом к власти Романовых, царь должен быть русского происхождения.

Их различия в том, что при абсолютной монархии, власть передавалась по наследству, а при сословно-представительной, если у умершего правителя не было наследников, то власть брали вельможи не царской крови.

Ответ

Сословная монархия - форма правления в которой предусмотрено участие в управлении государством сословных органов, а абсолютная монархия - форма правления, при которой вся полнота государственной а иногда и духовной власти фактически находится в руках монарха.

Ответ

Численный рост приказов влиял на систему управления, запутывал и без того нечеткие обязанности их служащих, усиливал бюрократическую волокиту и злоупотребление служебным положением. Все это свидетельствовало о необходимости реформирования приказной системы, ее упрощения.

Реформа политической системы была обусловлена всем ходом перестроечных процессов после апреля 1985 г. Признание несовершенства политической сис­темы, ставшей главным тормозом экономических пре­образований, требовало решительных перемен и в этой сфере жизни общества.

Концепция реформы политической системы содер­жится в материалах XIX Всесоюзной конференции КПСС, январского (1987) и февральского (1988) Пле­нумов ЦК КПСС. Суть реформы заключалась в следу­ющем:

  • сделать все, чтобы трудящиеся были включены в управление страной не на словах, а на деле;
  • создать эффективный механизм, который обеспечивал бы своевременное самообновление политической системы с учетом меняющихся внутренних и международных условий.

Конечной целью реформы политической системи главным ее критерием КПСС считала всестороннее обеспечение прав человека, повышение социальной активности советских людей. XIX партконференция на метила пути достижения этой цели: а) изменить избирательную систему;

б) реорганизовать структуру органов власти и управления;

в) обновить законодательство.

По существу это означало возрождение полновластия Советов народных депутатов.

В ходе реформы политической системы можно выделить два крупных этапа: 1985 –1988 гг. и 1989 – 1991 гг. В структуре и механизме функционирования высших и местных органов государственной власти Советов в 1985 – 1988 гг. изменений практически не произошло. По-прежнему формально высшим органом власти был Верховный Совет СССР, регулярно соби­равшийся на свои сессии, на которых он утверждал решения партии и правительства. С 1985 по 1988 г. Председателем Президиума Верховного Совета был А.А. Громыко.

Выборы народных депутатов стали осуществлять­ся на альтернативной основе. 26 марта 1989 г. состоя­лись выборы народных депутатов. Избирательная кам­пания проходила остро, вовлекая миллионы людей в реальную политическую жизнь. Кроме выборов депу­татов по территориальным округам в 1989 г. проводи­лись выборы от так называемых общественных орга­низаций – КПСС, ВЛКСМ, ВЦСПС, Союза журнали­стов, Академии наук и ряда других. Это привело к тому, что значительная часть партийных функционеров без труда вновь попала в высший орган государственной власти. Всего было избрано 2250 депутатов.

Важным событием политической жизни страны стали Съезды народных депутатов СССР. На I съезде народных депутатов (май – июнь 1989) М.С. Горбачев был избран Председателем Верховного Совета СССР. Его заместителем стал А.И. Лукьянов. Кроме того, были избраны депутаты Верховного Сове­та (всего 542 человека) – постоянно действующего за­конодательного и контролирующего органа государ­ственной власти, образован ряд комиссий: мандатная, конституционная и т. д. Съезд утвердил Председателя Совета Министров СССР Н.И. Рыжкова и ряд других высших должностных лиц государства. В 1989 – 1991 гг. состоялось пять Съездов народных депутатов страны. Их главный итог состоял в том, что начала работать новая модель политической системы общества.

Поворот страны к рыночным отношениям, уси­ливающаяся разбалансировка народного хозяйства, необходимость быстрого реагирования на социаль­но-экономические процессы в стране поставили воп­рос о дальнейшем укреплении высшей государствен­ной власти. В стране впервые вводится институт президентства. На III внеочередном Съезде народных депутатов СССР в марте 1990 г. на пост Президента СССР был избран М.С. Горбачев. Был создан Прези­дентский совет – совещательный орган при Прези­денте СССР и Совет Федерации, который согласо­вывал интересы Союза ССР в целом и интересы вхо­дящих в него союзных республик. В конце 1990 г. вместо Совета Министров был создан новый орган, непосредственно подчиненный президенту – Каби­нет Министров СССР. Первым премьер-министром страны стал B.C. Павлов.




Количественный состав съезда был определен в 1068 человек. Их предстояло избрать в 900 территори­альных и 168 национально-территориальных округах. Из этого общего числа депутатов 252 человека должны были составлять Верховный Совет из 2 равноправных палат: Совета национальностей и Совета республики (по 126 человек). Первый комплектовался из депутатов, избранных по национально-территориальным округам, второй – из депутатов, избранных в территориальных округах.

16 мая 1990 г. начал работу I Съезд народных депу­татов Российской Федерации. На пост Председателя Верховного Совета РСФСР был избран Б.Н. Ельцин, первым заместителем – мало кому известный доктор экономических наук, профессор одного из столичных вузов Р.И. Хасбулатов.

1989 – 1990 гг. были периодом, когда реальная власть стала постоянно уходить из рук верхушки партаппарата. Это проявилось в усилении влияния неформальных движений, в формировании оппозици­онных партий и начале широкой критики самих основ марксизма, социализма и деятельности В.И. Ленина. Еще большим падением влияния партии в обществе характеризуется середина 1990 г., когда состоялся XXVIII (1990) съезд КПСС и I съезд Коммунистичес­кой партии России. На съезде шла ожесточенная борь­ба между различными фракциями по поводу выхода партии из глубокого кризиса. На нем были представ­лены три основные фракции: центристская (платфор­ма КПСС), демократическая и марксистская.

Сразу же за XXVIII съездом последовал I съезд Коммунистической партии России. Он стал составной частью структурных изменений в партии. Первым секретарем КП РСФСР был избран И.К. Полозков. Оба партийных съезда не ответили на насущные проблемы страны, не смогли выработать стратегию выхода из кризиса. Все это привело к дальнейшему падению пристижа КПСС в обществе, о чем свидетельствовал массовый выход из партии. Если в 1989 г. ряды КПСС покинуло 140 тыс.человек, то в 1990 г. – 2 млн. 712 тыс. человек. Из КПСС вышла большая часть состава ком­партий Литвы, Латвии и Эстонии.

Под давлением сил общественности партийное руководство согласилось с изменением статей б и 7 Конституции СССР и тем самым констатировало отказ КПСС от подмены государственных органов, от испол­нения административно-управленческих функций. Отказ КПСС от монополии на власть стал важным ческой системы. За короткое время в стране возник­ли десятки общественно-политических организаций, партий и движений.

Общественно-политические организации, входив­шие в политическую структуру советской государ­ственной системы, в конце 1980-х гг. оказались в глу­боком кризисе. Это относится прежде всего к ВЛКСМ и профсоюзам. Началось стремительное падение чис­ленности комсомола. Если на 1 января 1987 г. в ВЛКСМ состояло около 41 млн. членов, то на 1 января 1989 г. уже немногим более 31 млн. В 1991 г. ВЛКСМ практи­чески исчез с политической арены.

Итоги мартовского референдума не сняли напря­женности в обществе. Экономический и политический кризис продолжал углубляться. Из возникшего тупика политические лидеры видели два возможных варианта выхода:

Сразу после этого Президент РСФСР Б.Н. Ельцин приостановил деятельность КПСС на территории Рос­сийской Федерации, а в ноябре 1991 г. запретил ее вовсе. Распад СССР вступил в завершающую фазу. Уже в августе три прибалтийские республики заявили о сво­ем выходе из СССР.'В сентябре 1991 г. Президент СССР М.С. Горбачев подписал указ о признании этого выхода.

Что же произошло? Была ли попытка государствен­ного переворота, или переворот все же состоялся? Какие цели преследовали противоборствующие сторо­ны? Можно по-разному оценивать августо-сентябрьские события 1991 г. В обществе они расценивались с двух принципиально отличных позиций.

Одна, ставшая официальной, сводилась к тому, что события 19 – 21 августа – это путч, антиконституци­онная попытка захвата власти реакционными силами, выступавшими против демократического обновления общества, за возврат к тоталитарной системе. Соглас­но этой точке зрения, Президент СССР действительно был насильно изолирован в Форосе, узурпаторы влас­ти намеревались обезглавить российское руководство, были готовы пролить народную кровь. Путч не удался благодаря активному противодействию российского правительства, возглавившего народное сопротивле­ние. Его действия вполне легитимны, так как были на­правлены на защиту законной президентской власти, на дальнейшее развитие демократических реформ в су­веренных государствах.

В первых числах сентября начался второй этап. Он характеризуется уже как подлинный государственный переворот. То, что произошло на V Чрезвычайном съез­де народных депутатов СССР, и привело к смене существовавшей общественно-политической системы, дало толчок к развалу СССР. На этой фазе заверши­лось не только отстранение от власти коммунистов, но и социал-демократов. Власть оказалась в руках либе­рально-демократических сил с их естественной ори­ентацией на капитализацию страны.

8 декабря 1991 г. лидеры России, Украины и Бело­руссии Б.Н. Ельцин, Л.М. Кравчук и С.С. Шушкевич объявили о создании Содружества Независимых госу­дарств (СНГ). 21 декабря на встрече в Алма-Ате к СНГ присоединились еще восемь республик, была принята декларация об образовании СНГ. 25 декабря М.С. Гор­бачев подал в отставку с поста Президента СССР.

Политические преобразования в стране

Реформа политической системы была обусловлена всем ходом перестроечных процессов после апреля 1985 г. Признание несовершенства политической сис­темы, ставшей главным тормозом экономических пре­образований, требовало решительных перемен и в этой сфере жизни общества.

Концепция реформы политической системы содер­жится в материалах XIX Всесоюзной конференции КПСС, январского (1987) и февральского (1988) Пле­нумов ЦК КПСС. Суть реформы заключалась в следу­ющем:

  • сделать все, чтобы трудящиеся были включены в управление страной не на словах, а на деле;
  • создать эффективный механизм, который обеспечивал бы своевременное самообновление политической системы с учетом меняющихся внутренних и международных условий.

Конечной целью реформы политической системи главным ее критерием КПСС считала всестороннее обеспечение прав человека, повышение социальной активности советских людей. XIX партконференция на метила пути достижения этой цели: а) изменить избирательную систему;

б) реорганизовать структуру органов власти и управления;

в) обновить законодательство.

По существу это означало возрождение полновластия Советов народных депутатов.

В ходе реформы политической системы можно выделить два крупных этапа: 1985 –1988 гг. и 1989 – 1991 гг. В структуре и механизме функционирования высших и местных органов государственной власти Советов в 1985 – 1988 гг. изменений практически не произошло. По-прежнему формально высшим органом власти был Верховный Совет СССР, регулярно соби­равшийся на свои сессии, на которых он утверждал решения партии и правительства. С 1985 по 1988 г. Председателем Президиума Верховного Совета был А.А. Громыко.

Выборы народных депутатов стали осуществлять­ся на альтернативной основе. 26 марта 1989 г. состоя­лись выборы народных депутатов. Избирательная кам­пания проходила остро, вовлекая миллионы людей в реальную политическую жизнь. Кроме выборов депу­татов по территориальным округам в 1989 г. проводи­лись выборы от так называемых общественных орга­низаций – КПСС, ВЛКСМ, ВЦСПС, Союза журнали­стов, Академии наук и ряда других. Это привело к тому, что значительная часть партийных функционеров без труда вновь попала в высший орган государственной власти. Всего было избрано 2250 депутатов.

Важным событием политической жизни страны стали Съезды народных депутатов СССР. На I съезде народных депутатов (май – июнь 1989) М.С. Горбачев был избран Председателем Верховного Совета СССР. Его заместителем стал А.И. Лукьянов. Кроме того, были избраны депутаты Верховного Сове­та (всего 542 человека) – постоянно действующего за­конодательного и контролирующего органа государ­ственной власти, образован ряд комиссий: мандатная, конституционная и т. д. Съезд утвердил Председателя Совета Министров СССР Н.И. Рыжкова и ряд других высших должностных лиц государства. В 1989 – 1991 гг. состоялось пять Съездов народных депутатов страны. Их главный итог состоял в том, что начала работать новая модель политической системы общества.

Поворот страны к рыночным отношениям, уси­ливающаяся разбалансировка народного хозяйства, необходимость быстрого реагирования на социаль­но-экономические процессы в стране поставили воп­рос о дальнейшем укреплении высшей государствен­ной власти. В стране впервые вводится институт президентства. На III внеочередном Съезде народных депутатов СССР в марте 1990 г. на пост Президента СССР был избран М.С. Горбачев. Был создан Прези­дентский совет – совещательный орган при Прези­денте СССР и Совет Федерации, который согласо­вывал интересы Союза ССР в целом и интересы вхо­дящих в него союзных республик. В конце 1990 г. вместо Совета Министров был создан новый орган, непосредственно подчиненный президенту – Каби­нет Министров СССР. Первым премьер-министром страны стал B.C. Павлов.

Количественный состав съезда был определен в 1068 человек. Их предстояло избрать в 900 территори­альных и 168 национально-территориальных округах. Из этого общего числа депутатов 252 человека должны были составлять Верховный Совет из 2 равноправных палат: Совета национальностей и Совета республики (по 126 человек). Первый комплектовался из депутатов, избранных по национально-территориальным округам, второй – из депутатов, избранных в территориальных округах.

16 мая 1990 г. начал работу I Съезд народных депу­татов Российской Федерации. На пост Председателя Верховного Совета РСФСР был избран Б.Н. Ельцин, первым заместителем – мало кому известный доктор экономических наук, профессор одного из столичных вузов Р.И. Хасбулатов.

1989 – 1990 гг. были периодом, когда реальная власть стала постоянно уходить из рук верхушки партаппарата. Это проявилось в усилении влияния неформальных движений, в формировании оппозици­онных партий и начале широкой критики самих основ марксизма, социализма и деятельности В.И. Ленина. Еще большим падением влияния партии в обществе характеризуется середина 1990 г., когда состоялся XXVIII (1990) съезд КПСС и I съезд Коммунистичес­кой партии России. На съезде шла ожесточенная борь­ба между различными фракциями по поводу выхода партии из глубокого кризиса. На нем были представ­лены три основные фракции: центристская (платфор­ма КПСС), демократическая и марксистская.

Сразу же за XXVIII съездом последовал I съезд Коммунистической партии России. Он стал составной частью структурных изменений в партии. Первым секретарем КП РСФСР был избран И.К. Полозков. Оба партийных съезда не ответили на насущные проблемы страны, не смогли выработать стратегию выхода из кризиса. Все это привело к дальнейшему падению пристижа КПСС в обществе, о чем свидетельствовал массовый выход из партии. Если в 1989 г. ряды КПСС покинуло 140 тыс.человек, то в 1990 г. – 2 млн. 712 тыс. человек. Из КПСС вышла большая часть состава ком­партий Литвы, Латвии и Эстонии.

Под давлением сил общественности партийное руководство согласилось с изменением статей б и 7 Конституции СССР и тем самым констатировало отказ КПСС от подмены государственных органов, от испол­нения административно-управленческих функций. Отказ КПСС от монополии на власть стал важным ческой системы. За короткое время в стране возник­ли десятки общественно-политических организаций, партий и движений.

Общественно-политические организации, входив­шие в политическую структуру советской государ­ственной системы, в конце 1980-х гг. оказались в глу­боком кризисе. Это относится прежде всего к ВЛКСМ и профсоюзам. Началось стремительное падение чис­ленности комсомола. Если на 1 января 1987 г. в ВЛКСМ состояло около 41 млн. членов, то на 1 января 1989 г. уже немногим более 31 млн. В 1991 г. ВЛКСМ практи­чески исчез с политической арены.

Итоги мартовского референдума не сняли напря­женности в обществе. Экономический и политический кризис продолжал углубляться. Из возникшего тупика политические лидеры видели два возможных варианта выхода:

Сразу после этого Президент РСФСР Б.Н. Ельцин приостановил деятельность КПСС на территории Рос­сийской Федерации, а в ноябре 1991 г. запретил ее вовсе. Распад СССР вступил в завершающую фазу. Уже в августе три прибалтийские республики заявили о сво­ем выходе из СССР.'В сентябре 1991 г. Президент СССР М.С. Горбачев подписал указ о признании этого выхода.

Что же произошло? Была ли попытка государствен­ного переворота, или переворот все же состоялся? Какие цели преследовали противоборствующие сторо­ны? Можно по-разному оценивать августо-сентябрьские события 1991 г. В обществе они расценивались с двух принципиально отличных позиций.

Одна, ставшая официальной, сводилась к тому, что события 19 – 21 августа – это путч, антиконституци­онная попытка захвата власти реакционными силами, выступавшими против демократического обновления общества, за возврат к тоталитарной системе. Соглас­но этой точке зрения, Президент СССР действительно был насильно изолирован в Форосе, узурпаторы влас­ти намеревались обезглавить российское руководство, были готовы пролить народную кровь. Путч не удался благодаря активному противодействию российского правительства, возглавившего народное сопротивле­ние. Его действия вполне легитимны, так как были на­правлены на защиту законной президентской власти, на дальнейшее развитие демократических реформ в су­веренных государствах.

В первых числах сентября начался второй этап. Он характеризуется уже как подлинный государственный переворот. То, что произошло на V Чрезвычайном съез­де народных депутатов СССР, и привело к смене существовавшей общественно-политической системы, дало толчок к развалу СССР. На этой фазе заверши­лось не только отстранение от власти коммунистов, но и социал-демократов. Власть оказалась в руках либе­рально-демократических сил с их естественной ори­ентацией на капитализацию страны.

8 декабря 1991 г. лидеры России, Украины и Бело­руссии Б.Н. Ельцин, Л.М. Кравчук и С.С. Шушкевич объявили о создании Содружества Независимых госу­дарств (СНГ). 21 декабря на встрече в Алма-Ате к СНГ присоединились еще восемь республик, была принята декларация об образовании СНГ. 25 декабря М.С. Гор­бачев подал в отставку с поста Президента СССР.

Читайте также: