Чем богословские концепции отличаются от светских кратко

Обновлено: 02.07.2024

1. Мир и человек – творение Бога (богов).

3. Произошло некое повреждение человеческой природы, поставившее заслон непосредственному общению человека и Бога.

Это стремление лежит в основе религии.

Суть: За многообразием существующих религий, обнаруживаются остатки древнейшей веры в единого Бога-творца. Монотеизм - главная, определяющая черта первоначальной религии.

Именно она предшествовала всем последующим формам религии. В том числе языческим, включая верования самых отсталых народов. Со временем образ единого Бога размывался. Люди переходили к поклонению тем силам, от которых зависела их жизнь, прежде всего, силам природы. Место забытого единого Бога - Творца заняли идолы.

Богословская концепция возникновения религии

( христианство, ислам, иудаизм):

1. Сотворение мира и человека.

Бог создал человека, наделённого разумом, бессмертием и свободой воли. Адам состоял из духа – устремленного Богу, души, свободно подчинявшейся духу, тела, подвластного душе. Человек единственный в творении принадлежит одновременно двум мирам – видимому и невидимому. Поэтому он имел своё, особое предназначение, которое не сводилось к удовлетворению естественных потребностей, как в мире животном.

2. Предназначение человека.

Достижение богоподобия - высшая цель человеческой жизни в христианском мировоззрении.

3. Первая заповедь.

Жизнь в раю для первых людей была светлой и радостной, не омраченной болезнями и страданиями. Она была зримым выражением любви Творца к ним. Естественный отклик человеческой души - любовь к Богу.

Любовь должна быть действенной. Для проявления ее Бог людям единственную заповедь (повеление, требование).

«9. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла.

Исполнение заповеди – послушание.

Послушание - сознательное, свободное повиновения воле Бога.

Через послушание, исполнение заповеди проявляется любовь к Богу. Но Творец наделил человека свободной волей. Воля – величина векторная: она может быть направлена как на исполнение повеления - послушание, так и на неисполнение его – непослушание, или грех – непослушание.

4. Грехопадение.

Увы, первые люди ослушались Бога и нарушили Его заповедь. Обратимся к тексту Библии (Быт.3):

«1. Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?

2. И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть,

4. И сказал змей жене: нет, не умрете,

Ева не устояла в любви к Богу и нарушила Его заповедь. Грех всегда имеет тенденцию к распространению. Ева уговорила Адама нарушить заповедь (соблазнила).

Далее происходит попытка утаить грех.

Быт. 3, 7-9: «И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания.

Бог дает людям время на покаяние. Но вместо него происходит перекладывание вины на другого.

Быт. 3. 10-13: «Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся.
И сказал [Бог]: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?

Грех Адама и Евы получил название первородного, так как явился началом для всех последующих грехов в людях.

5. Изгнание из рая.

Наказанием за грех стало изгнание первых людей из рая. Неизбежными для них стали болезни и смерть. Но самое главное – нарушился непосредственный контакт человека с Богом.

В поте лица своего Адам добывал хлеб насущный, а Ева в муках рожала детей.

6. Первая религия.

У людей оставалась надежда на прощение, обещанное (обетованное) Богом. Но о нем необходимо было молить, обращаясь к уже невидимому Богу. Убежденность в том, что Бог слышит человека, делала молитву Адама искренней и горячей. Молитва – основа первого Богослужения.

Вторая основа – жертва, свидетельство понимания человеком того, что все , что есть у него, на самом деле принадлежит Богу. Оно дается Им и отнимается по Его воле.

7. Спаситель.

Религия Адама – синтез знания и веры. Его потомки знание утрачивали. Вера также слабела. Умножались грехи – непослушания. Настало время, когда молитвы и жертвы Творцу приносились лишь в семье праведного Ноя. На человечество, закосневшее в грехах, обрушилась Божья кара – Всемирный потоп. Спаслись лишь семья Ноя, восемь человек.

Но уже в потомстве Хама, одного из сыновей Ноя, грех восторжествовал вновь. Затем он распространился среди потомков других сыновей - Сима и Иафета. Память о Едином Боге - Творце сохранили немногие. Человечество вновь погрузилось в пучину греха.

Причиной отпадения человечества от Бога, неисполнения его заповедей является повреждение природы человека первородным грехом и неспособность противостоять собственными силами искушениям.

Кто же искушает человека?

Надежду на спасение от греха и вечную жизнь с Богом человечеству вернул Спаситель Сын Божий, чей приход был обещан Богом Адаму и Еве. Своей кровью он смыл грехи человечества и вернул людям свободу выбора между грехом и послушанием, между возвращением Богом и дальнейшим уходом от Него. Так считают христиане. Мусульмане, считая, что люди сошли с пути спасения, указанного Спасителем Иисусом Христом, верят в то, что последним посланником Бога (Аллаха) стал пророк Мухаммед. Иудеи по-прежнему ждут прихода Спасителя - Мессии.

Таким образом, с точки зрения богословия происхождение религии связано со стремлением восстановить утраченную связь с Богом. Утрата религиозного чувства – признак дальнейшего отдаления людей от своего Творца, их отказ от высшего предназначения, что делает существование человека, народа, человечества бесцельным.

II. Научные концепции .

1. Марксистская концепция (Исторический материализм):

Авторы её – Карл Маркс (1818 – 1863) и Фридрих Энгельс (1820 – 1895) утверждали, что все формы общественного сознания определяются общественным бытием. В нем, а не в мире сверхъестественном, само существование которого отрицалось, следует искать причины возникновения и существования религии.

Внешние силы, о которых писал Энгельс, делились на природные и общественные.

Первоначально в фантастических образах богов отражались только таинственные силы природы, затем и общественные отношения. Постепенно вся совокупность природных и общественных атрибутов, олицетворённых множеством богов, были перенесены на одного всемогущего Бога.

В историческом плане это первая форма религиоведения, явно преобладающая в истории культуры. Чуть ли не до эпохи Просвещения философия религии выступала исключительно как философская теология. Философская теология представляет собой положительное решение проблемы отношения философии и религии, теологии, отличаясь от альтернативной позиции как в теологии, так и в философии, утверждающей некомпетентность философии в религиозных делах. В философской теологии речь идет о рациональном получении знания в первую очередь из божественного откровения, из религиозной традиции или из религиозного опыта, а также противопоставляемого им.

Сущностью теологии является понимание причастности или вовлеченности в религию, религиозную веру. Личная религиозность теолога – необходимое условие богопознания – определяет содержание самого рассуждения. Теология, в том числе философская, всегда связана с конкретной формой религии, что не мешает ей выражать общие для христианства и ислама идеи в первую очередь по причине типологической близости двух самых распространенных религий.

Философская теология выступает в двух основных разновидностях. Первая, так называемая конфессиональная, связанная с конкретным видом религии, ставит задачу рационального служения сверхразумным истинам данной религии. Вторая, внеконфессиональная, стремится создать относительно самостоятельную религиозную веру, по своему теоретическому уровню скорее религиозно – философскую веру. Внеконфессиональная теология может выступать как критика религии в целях ее совершенствования.

Центральной идеей, призванием теологии является богопознание. Остановимся на общем для теологов представлении о религии как разнообразных связях человека с Богом, Абсолютом, Духом и т.п.

Мусульманский реформатор аль- Афгани (1839-1897), возрождая традицию мутазилитов рационального осмысления веры, предлагает свое толкование Корана, считает, что вера должна быть личным убеждением мусульманина в обоснованности доказательств существования Бога.

Современная католическая теология ценит рациональное знание философии как теории о высших причинах. Главная задача философии и теологии состоит в познании Бога как первопричины. Теология выше философии в том плане, что ей свойственны вершины рационального знания и сверхрационального постижения божественного Откровения. Благодаря интуиции человек осознает свою связь с высшим и обнаруживает Бога в религии. Г.Марсель считает, что церковь создает предпосылки для принятия людьми религии, но приобщение к Богу возможно только благодаря личностному индивидуальному религиозному опыту.

Православный богослов и философ Павел Флоренский (1882-1943) видит идеал христианской жизни не в отчуждении от мира, а в радостном мировосприятии. Истины людей это осколки небесной Истины, доступной человеку благодаря рациональной интуиции. Главная ценность религиозной жизни в обеспечении духовного и физического здоровья человека. Потерявший любовь Божию деградирует в нравственном, а затем и в психическом состоянии.




В историческом плане это первая форма религиоведения, явно преобладающая в истории культуры. Чуть ли не до эпохи Просвещения философия религии выступала исключительно как философская теология. Философская теология представляет собой положительное решение проблемы отношения философии и религии, теологии, отличаясь от альтернативной позиции как в теологии, так и в философии, утверждающей некомпетентность философии в религиозных делах. В философской теологии речь идет о рациональном получении знания в первую очередь из божественного откровения, из религиозной традиции или из религиозного опыта, а также противопоставляемого им.

Сущностью теологии является понимание причастности или вовлеченности в религию, религиозную веру. Личная религиозность теолога – необходимое условие богопознания – определяет содержание самого рассуждения. Теология, в том числе философская, всегда связана с конкретной формой религии, что не мешает ей выражать общие для христианства и ислама идеи в первую очередь по причине типологической близости двух самых распространенных религий.

Философская теология выступает в двух основных разновидностях. Первая, так называемая конфессиональная, связанная с конкретным видом религии, ставит задачу рационального служения сверхразумным истинам данной религии. Вторая, внеконфессиональная, стремится создать относительно самостоятельную религиозную веру, по своему теоретическому уровню скорее религиозно – философскую веру. Внеконфессиональная теология может выступать как критика религии в целях ее совершенствования.

Центральной идеей, призванием теологии является богопознание. Остановимся на общем для теологов представлении о религии как разнообразных связях человека с Богом, Абсолютом, Духом и т.п.

Мусульманский реформатор аль- Афгани (1839-1897), возрождая традицию мутазилитов рационального осмысления веры, предлагает свое толкование Корана, считает, что вера должна быть личным убеждением мусульманина в обоснованности доказательств существования Бога.

Современная католическая теология ценит рациональное знание философии как теории о высших причинах. Главная задача философии и теологии состоит в познании Бога как первопричины. Теология выше философии в том плане, что ей свойственны вершины рационального знания и сверхрационального постижения божественного Откровения. Благодаря интуиции человек осознает свою связь с высшим и обнаруживает Бога в религии. Г.Марсель считает, что церковь создает предпосылки для принятия людьми религии, но приобщение к Богу возможно только благодаря личностному индивидуальному религиозному опыту.

Православный богослов и философ Павел Флоренский (1882-1943) видит идеал христианской жизни не в отчуждении от мира, а в радостном мировосприятии. Истины людей это осколки небесной Истины, доступной человеку благодаря рациональной интуиции. Главная ценность религиозной жизни в обеспечении духовного и физического здоровья человека. Потерявший любовь Божию деградирует в нравственном, а затем и в психическом состоянии.

Вопрос: Какая разница между религиозным и светским подходом к жизни? Например, я считаю себя светским человеком, но во мне постоянно происходит внутренний конфликт, и мне трудно понять, где во мне кончается светский человек и начинается религиозный. И такой же раскол существует во всем израильском обществе.

По результатам последних опросов: 50% населения совершенно светские, 17% - соблюдают традиции, но не считают себя религиозными, 13% - соблюдают традиции и считают себя религиозными, 12% религиозных и 8% ортодоксально религиозных.

Ответ: Светский человек считает, что весь мир управляется законами природы, и нет ничего, кроме того, что мы видим и раскрываем с помощью науки. Светский подход к жизни означает, что мир надо принимать таким, как он есть, согласно своим ощущениям, не рассчитывая на какие-то высшие силы, судьбу, жизнь после смерти. Любые нераскрытые явления – это не больше, чем плод нашего воображения и фантазии.

Светский подход – это реальный подход. Внутри него есть множество разновидностей, определяемых отношением человека к себе и к обществу, но они уже не того уровня, как различие между религиозным и светским подходами.

Религиозный подход основан на вере в высшую силу, сотворившую мир и поставившую нам условия, которые мы обязаны выполнять. Если мы выполним все пожелания высшей силы, то заслужим награду, если же не выполним, то будем наказаны. Далее.

Существуют разные виды отношений к высшей силе, к награде и наказанию, к участию в этом человека и его свободе выбора. Но суть в том, что религиозный человек учитывает существование высшей силы, высшего замысла, программы, цели творения. Таким образом, центром творения уже является не человек, а высшая сила, Творец.

Поскольку человек верит, что все устраивает и организовывает Творец, реагируя на его поведение, ему приходится все время соотносить свою жизнь с высшей силой. То есть он считает себя зависящим не от законов слепой природы, а от высшей воли. И потому можно молиться высшему, просить, стыдиться, раскаиваться в своих прошлых поступках.

Вокруг этого возникло множество разных религий и верований, когда-либо существовавших и исчезнувших, или живущих по сей день. Религия оказала очень большое влияние на мир и на человечество. Все последние две тысячи лет человечество развивалось под влиянием религии – сначала после крушения Второго Храма возник иудаизм, а потом из него вышло христианство и ислам.

Все эти религии борются между собой, и между ними существуют очень сложные отношения. И внутри каждой религии насчитывается множество течений: католики, протестанты, православные в христианстве, шииты, сунниты в исламе, и множество течений в иудаизме.

Каждая синагога в Израиле чем-то отличается от остальных. Не говоря уже о конфликте между светскими и религиозными, которые не способны организовать свою жизнь так, чтобы не мешать друг другу, а желают навязать другим свой взгляд на жизнь.

Я не хочу судить, кто из них прав, а кто виноват. Но такой конфликт существует только в Израиле. Например, в США или в Европе нет противостояния между религиозными людьми и светскими. Если ты еврей, никого не волнует, каждый ли день ты ходишь в синагогу, по субботам или только по большим праздникам.

Евреи за границей чувствуют себя относящимися к одному народу. В Израиле же происходит конфликт, потому что религия не отделена от государства и вовлечена в борьбу за власть. А потому она попадает в зону общего интереса, где сталкиваются наши желания. С годами этот конфликт все больше усиливается, ведь каждый считает, что противоположная сторона желает урвать себе ее кусок.

Это противостояние в обществе набирает все большую силу, приводя к такой ненависти и разобщению, каких еще никогда не существовало в народе Израиля. И я не думаю, что это результат различного подхода к миру. Это просто борьба за власть в нашей жизни – желание одних управлять другими и государством, чтобы оно служило именно их интересам, будь то религиозная община или светская.

Борьба идет за государство, за власть, за государственную казну и ее использование для собственного блага.

Освящение (лат.сакрализация) ведущий признак ставшей или становящейся религиозной культуры, как десакрализация или секуляризация (лат. мирской, светский) является признаком нисходящей религиозной и самостоятельной светской культуры, взаимодействующей с религиозной. Творческое начало может простираться от биологического источника жизни, в том числе гениталий человека, до абсолютной всесовершенной личности – духа, создавшей мир, человека и управляющей ими по собственной воле (Бог). Поклонение творческому началу может осуществляться в форме простейшего ритуала или сложнейшей системы норм, подчиняющей и определяющей всю жизнь человека.

Философское познание творчества в единстве со свободой (Н.Бердяев) и религиозное познание Бога есть познание сущности в философской и теологической формах. В позиции поиска объединяющего начало значимы вопрос о творчестве как механизме культуры, ответы на вопросы что и как творить, поскольку они предваряют проблему источника творчества. В этом смысле культурологический подход плодотворнее богословского или атеистического.

Теологическая (богословская) концепция

В историческом плане это первая форма религиоведения, явно преобладающая в истории культуры. Чуть ли не до эпохи Просвещения философия религии выступала исключительно как философская теология. Философская теология представляет собой положительное решение проблемы отношения философии и религии, теологии, отличаясь от альтернативной позиции как в теологии, так и в философии, утверждающей некомпетентность философии в религиозных делах. В философской теологии речь идет о рациональном получении знания в первую очередь из божественного откровения, из религиозной традиции или из религиозного опыта, а также противопоставляемого им.

Сущностью теологии является понимание причастности или вовлеченности в религию, религиозную веру. Личная религиозность теолога – необходимое условие богопознания – определяет содержание самого рассуждения. Теология, в том числе философская, всегда связана с конкретной формой религии, что не мешает ей выражать общие для христианства и ислама идеи в первую очередь по причине типологической близости двух самых распространенных религий.

Философская теология выступает в двух основных разновидностях. Первая, так называемая конфессиональная, связанная с конкретным видом религии, ставит задачу рационального служения сверхразумным истинам данной религии. Вторая, внеконфессиональная, стремится создать относительно самостоятельную религиозную веру, по своему теоретическому уровню скорее религиозно – философскую веру. Внеконфессиональная теология может выступать как критика религии в целях ее совершенствования.

Центральной идеей, призванием теологии является богопознание. Остановимся на общем для теологов представлении о религии как разнообразных связях человека с Богом, Абсолютом, Духом и т.п.

Мусульманский реформатор аль- Афгани (1839-1897), возрождая традицию мутазилитов рационального осмысления веры, предлагает свое толкование Корана, считает, что вера должна быть личным убеждением мусульманина в обоснованности доказательств существования Бога.

Современная католическая теология ценит рациональное знание философии как теории о высших причинах. Главная задача философии и теологии состоит в познании Бога как первопричины. Теология выше философии в том плане, что ей свойственны вершины рационального знания и сверхрационального постижения божественного Откровения. Благодаря интуиции человек осознает свою связь с высшим и обнаруживает Бога в религии. Г.Марсель считает, что церковь создает предпосылки для принятия людьми религии, но приобщение к Богу возможно только благодаря личностному индивидуальному религиозному опыту.

Православный богослов и философ Павел Флоренский (1882-1943) видит идеал христианской жизни не в отчуждении от мира, а в радостном мировосприятии. Истины людей это осколки небесной Истины, доступной человеку благодаря рациональной интуиции. Главная ценность религиозной жизни в обеспечении духовного и физического здоровья человека. Потерявший любовь Божию деградирует в нравственном, а затем и в психическом состоянии.

Философские и социологические концепции

Философские и социологические концепции разнообразны. Как уже отмечалось, философия всегда определяла свое отношение к религии, значительное внимание ей уделяет и социология.

Истоки религиоведческой традиции в философии часто связывают с концепцией голландского мыслителя Б.Спинозы (1632-1677). Философ создал методологию научного анализа священных книг и оставил образец такой критики на примере Библии. Б.Спиноза различает религиозные суеверия и естественную религию. Суеверия порождаются страхом, а подлинная естественная религия покоится на философской мудрости. Библия в ее традиционном восприятии и толковании необходима для толпы, живущей страстями, но не нужна рационально мыслящему и живущему согласно повелениям разума свободному человеку. Скептицизм английского философа Д.Юма (1711-1776) распространяется и на трактование религии. Высшие истины религии откровения непознаваемы, неправомерны и религии разума. Религия порождается жизненными заботами, страхами и надеждами людей, причины которых человек видит в действии сверхъестественных сил и стремится приблизить их к себе. Народу нужна другая, естественная религия, которая современной религиозной организации противопоставит веру в надприродную первопричину, причину как таковую.

Психологические концепции

Психология религии выводит понимание феномена из особенностей индивидуальной или групповой психики.

К сущности религии

Множественность конкретных характеристик затрудняет выделение одного определения (дефиниции), однако в приведенных концепциях так или иначе присутствуют общие сущностные характеристики религии. Религия есть сфера духовной жизни общества, индивида, способ духовно-практического освоения мира и область духовного производства. Развертывание характеристик даже в самом общем виде неизбежно ведет к определенной философской системе. Каждая содержит часть истины, но ни одна не обладает абсолютной истиной. В качестве философской системы предлагается отечественная материалистическая традиция социальной философии.

Религия необходимо возникает , существует в обществе и подвержена переменам в соответствии с общественными. В религии обнаруживается сущность определенного типа социокультурных систем в превращенном виде. Следовательно, через религию можно получить информацию о социальной системе и наоборот.

На религию непосредственно влияют другие составные духовные жизни, в конечном счете она зависима от материального производства, как и духовная жизнь в целом. В тоже время религия развивается как относительно самостоятельное явление и влияет на все стороны жизни общества, в том числе на экономику.

Появление и существование религии связано с той областью бытия устремленного к свободе и Абсолюту человека, которая недоступна регулированию, то есть с отношениями несвободы, ограниченности.

Отчуждение – превращение деятельности человека и ее результатов в силы, враждебные людям – существует и в религии. Отношения отчуждения порождают соответствующие превращенные формы, в том числе религию, в духовном освоении мира. Специфически воспроизводя отношения отчуждения, религия вырабатывает способы их преодоления, смягчения.

Религия как мировоззрение отражает всю действительность через призму отражения несвободы и зависимости.

Являясь сложной подсистемой общества и культуры, религия занимает соответствующее времени место и выполняет функции, определенные конкретно – исторической ситуацией.

К основам религии

С сущностными характеристиками взаимосвязаны основы религии, под влиянием которых она возникает, существует и воспроизводится. Традиции отечественного светского религиоведения относят основы религии прежде всего к социальным отношениям, воспроизводящим объективное бессилие людей перед внешними обстоятельствами. На них опираются и вместе с ними действуют социокультурные, антропологические, психологические, гносеологические факторы. В изданиях прошлых лет их метафорически называли корнями и делили на три группы: социальные основы, психологические факторы и гносеологические (познавательные) предпосылки.

Основными сторонами социальных основ принято называть стихийность природных и общественных процессов; развитие отчужденных форм собственности, внеэкономическое и экономическое принуждение работника; неблагоприятные условия жизни в городе и селе; разделение интеллектуального и физического труда, односторонняя специализация того или другого; жесткая зависимость от социальной, этнической, профессиональной группы; политический гнет государства; межэтнические конфликты, положение угнетенного этноса; войны; зависимость от экологических кризисов.

Психологические факторы религии. К общественно-психологическим предпосылкам религии относят кризисные состояния общественно-психологической атмосферы, превратный характер общения, общественное и групповое мнение, механизмы внушения, подражания, психического заражения, психологическое воздействие традиций, обычаев. Индивидуально – психологические факторы действуют в психологии индивида. Это переживание всесторонней зависимости от других людей, заданность механизмов психики и личностных свойств, личное страдание и горе, страх смерти, духовный распад личности, чувства одиночества и заброшенности, ощущение безысходности кризисной ситуации, склонность к поклонению авторитетам, к делегированию воли, закостенелые стереотипы мышления.

ЛИТЕРАТУРА

Гараджа В.И. Социология религии. Учеб.пособие. М., 1996. С.29-49.

Гордиенко Н.С. Основы религиоведения. СПб., 1994. Гл.II.

Классики мирового религиоведения. Антология. Т.1. М., 1996.

Основы религиоведения: Учеб. Под ред. И.Н.Яблокова – 2 изд. М., 1998. Гл.I, II.

Сумерки богов. М., 1989.

Угринович Д.М. Введение в религиоведение. 2-е изд. М., 1985. Гл.I.

Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения. / Пер. с анг. М., 1999.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Возможно ли единое определение религии?

Удалось ли автору объединить в рабочем определении религии светский и теологический подходы?

Найдите общее и отличия понимания религии в философских, социологических и психологических концепциях.

Читайте также: