Человек как результат биологической и социокультурной эволюции кратко

Обновлено: 04.07.2024

Наиболее часто природу человека философы называют бинарной (двойной), а самого человека определяют как биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т. д.), способное создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе общественного труда.

Как мы с вами знаем, проблема человека – одна из основных в философии. Большое значение для понимания сущности человека, путей его развития имеет выяснение вопроса о его происхождении.
Теория происхождения человека, суть которой заключается в изучении процесса его возникновения и развития, получила название антропогенез (от гр. anthropos — человек и genesis — происхождение).
Существует несколько подходов к решению вопроса о происхождении человека:
- Религиозная теория (божественная; теологическая). Подразумевает божественное происхождение человека. Душа – источник человеческого в человеке.

- Теория палеовизита. Суть теории состоит в том, что человек является существом внеземным, пришельцы из космоса, посетив Землю, оставили на ней человеческие существа.

- Теория Эволюции Чарльза Дарвина (материалистическая). Человек является биологическим видом, происхождение его природное, естественное. Генетически связан с высшими млекопитающими. Эта теория относится к материалистическим теориям (естественнонаучным).

- Естественнонаучная теория Ф. Энгельса (материалистическая). Фридрих Энгельс заявляет, что главная причина появления человека (точнее, его эволюция) это труд. Под влиянием труда у человека сформировалось сознание, а также язык и творческие способности.

- Таким образом, о причинах, определивших становление собственно человека, можно высказывать только предположения.

Влияние на его психофизическое состояние энергии космоса, электромагнитных волн, радиации и других воздействий огромно.

Человек — высшая ступень развития живых организмов на Земле. Биологически человек принадлежит к млекопитающим гоминидам, человекоподобным существам, которые появились около 550 тысяч лет назад.

Человек по своей сути есть существо биосоциальное. Он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слиты воедино, и только в таком единстве он существует.
Биологическая природа человека — это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность — сущность человека.

- прямая походка как анатомическая особенность, позволяющая человеку шире охватывать взглядом окружающую обстановку, освобождающая передние конечности даже во время передвижения, что дает возможность использовать их для труда лучше, чем это могут сделать четвероногие;

- цепкие руки с подвижными пальцами и противопоставленным большим пальцем, позволяющие выполнять сложные и тонкие функции;

- взгляд, направленный вперед, а не в стороны, позволяющий видеть в трех измерениях и лучше ориентироваться в пространстве;

- большой мозг и сложная нервная система, дающие возможность высокого развития психической жизни и интеллекта;




- сложный механизм голосовых связок, строение гортани и губ, способствующие развитию речи, т. е. произнесению определенного количества дифференцированных звуков;

- длительная зависимость детей от родителей, а следовательно, долгий период опеки со стороны взрослых, медленный темп роста и биологического созревания и поэтому долгий период обучения и социализации;

ж) пластичность врожденных импульсов и потребностей, отсутствие жестких механизмов инстинктов, таких, какие имеют место у других видов, возможность приспособления потребностей к средствам их удовлетворения — все это способствует развитию сложных образцов поведения и адаптирования к различным условиям среды;

- устойчивость сексуального влечения, влияющая на формы семьи и на ряд других социальных явлений.

Будучи, безусловно, природным существом, живущим по законам природного мира, полноценно жить и развиваться человек может только в обществе подобных ему людей. Такие важные факторы жизнедеятельности человека, как сознание, речь, не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, в процессе социализации, т. е. усвоения индивидом общественно-исторического опыта предшествующих поколений. Основные отличия человека от животного:

Человек обладает мышлением и членораздельной речью. Только человек может размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, строя планы. Коммуникативными возможностями обладают и некоторые виды обезьян, но только человек способен передавать другим людям объективную информацию об окружающем мире. К речи можно добавить и другие способы отражения окружающей действительности, например, музыка, живопись, скульптура и т.д.

Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности:

- моделирует свое поведение и может выбирать различные социальные роли;

- обладает прогностической способностью, т.е. способностью предвидеть последствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов;

- выражает ценностное отношение к действительности.

Животное в своем поведении подчинено инстинкту, его действия изначально запрограммированы. Оно не отделяет себя от природы.

Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ. Иными словами, человек может изготавливать орудия с помощью ранее сделанных средств труда.

Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности. Удовлетворение духовных потребностей связано с формированием внутреннего (духовного) мира человека.

Наиболее часто природу человека философы называют бинарной (двойной), а самого человека определяют как биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т. д.), способное создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе общественного труда.

Как мы с вами знаем, проблема человека – одна из основных в философии. Большое значение для понимания сущности человека, путей его развития имеет выяснение вопроса о его происхождении.
Теория происхождения человека, суть которой заключается в изучении процесса его возникновения и развития, получила название антропогенез (от гр. anthropos — человек и genesis — происхождение).
Существует несколько подходов к решению вопроса о происхождении человека:
- Религиозная теория (божественная; теологическая). Подразумевает божественное происхождение человека. Душа – источник человеческого в человеке.

- Теория палеовизита. Суть теории состоит в том, что человек является существом внеземным, пришельцы из космоса, посетив Землю, оставили на ней человеческие существа.

- Теория Эволюции Чарльза Дарвина (материалистическая). Человек является биологическим видом, происхождение его природное, естественное. Генетически связан с высшими млекопитающими. Эта теория относится к материалистическим теориям (естественнонаучным).

- Естественнонаучная теория Ф. Энгельса (материалистическая). Фридрих Энгельс заявляет, что главная причина появления человека (точнее, его эволюция) это труд. Под влиянием труда у человека сформировалось сознание, а также язык и творческие способности.

- Таким образом, о причинах, определивших становление собственно человека, можно высказывать только предположения.

Влияние на его психофизическое состояние энергии космоса, электромагнитных волн, радиации и других воздействий огромно.

Человек — высшая ступень развития живых организмов на Земле. Биологически человек принадлежит к млекопитающим гоминидам, человекоподобным существам, которые появились около 550 тысяч лет назад.

Человек по своей сути есть существо биосоциальное. Он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слиты воедино, и только в таком единстве он существует.
Биологическая природа человека — это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность — сущность человека.

- прямая походка как анатомическая особенность, позволяющая человеку шире охватывать взглядом окружающую обстановку, освобождающая передние конечности даже во время передвижения, что дает возможность использовать их для труда лучше, чем это могут сделать четвероногие;

- цепкие руки с подвижными пальцами и противопоставленным большим пальцем, позволяющие выполнять сложные и тонкие функции;

- взгляд, направленный вперед, а не в стороны, позволяющий видеть в трех измерениях и лучше ориентироваться в пространстве;

- большой мозг и сложная нервная система, дающие возможность высокого развития психической жизни и интеллекта;

- сложный механизм голосовых связок, строение гортани и губ, способствующие развитию речи, т. е. произнесению определенного количества дифференцированных звуков;

- длительная зависимость детей от родителей, а следовательно, долгий период опеки со стороны взрослых, медленный темп роста и биологического созревания и поэтому долгий период обучения и социализации;

ж) пластичность врожденных импульсов и потребностей, отсутствие жестких механизмов инстинктов, таких, какие имеют место у других видов, возможность приспособления потребностей к средствам их удовлетворения — все это способствует развитию сложных образцов поведения и адаптирования к различным условиям среды;

- устойчивость сексуального влечения, влияющая на формы семьи и на ряд других социальных явлений.

Будучи, безусловно, природным существом, живущим по законам природного мира, полноценно жить и развиваться человек может только в обществе подобных ему людей. Такие важные факторы жизнедеятельности человека, как сознание, речь, не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, в процессе социализации, т. е. усвоения индивидом общественно-исторического опыта предшествующих поколений. Основные отличия человека от животного:

Человек обладает мышлением и членораздельной речью. Только человек может размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, строя планы. Коммуникативными возможностями обладают и некоторые виды обезьян, но только человек способен передавать другим людям объективную информацию об окружающем мире. К речи можно добавить и другие способы отражения окружающей действительности, например, музыка, живопись, скульптура и т.д.

Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности:

- моделирует свое поведение и может выбирать различные социальные роли;

- обладает прогностической способностью, т.е. способностью предвидеть последствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов;

- выражает ценностное отношение к действительности.

Животное в своем поведении подчинено инстинкту, его действия изначально запрограммированы. Оно не отделяет себя от природы.

Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ. Иными словами, человек может изготавливать орудия с помощью ранее сделанных средств труда.

Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности. Удовлетворение духовных потребностей связано с формированием внутреннего (духовного) мира человека.

1.Теория палеовизита. Суть теории состоит в том, что человек является существом внеземным, пришельцы из космоса, посетив Землю, оставили на ней человеческие существа.

2.Теория Эволюции Чарльза Дарвина (материалистическая). Человек является биологическим видом, происхождение его природное, естественное. Генетически связан с высшими млекопитающими. Эта теория относится к материалистическим теориям (естественнонаучным).

3.Религиозная теория (божественная; теологическая). Подразумевает божественное происхождение человека. Душа – источник человеческого в человеке.

4.Естественнонаучная теория Ф. Энгельса (материалистическая). Фридрих Энгельс заявляет, что главная причина появления человека (точнее, его эволюция) это труд. Под влиянием труда у человека сформировалось сознание, а также язык и творческие способности.

Биологическая природа человека — это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность — сущность человека:

· Человек – биологическое существо. Человек принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами. Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования.

· Человек – существо социальное. Неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др.


Человек обладает мышлением и членораздельной речью. Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности:
– моделирует свое поведение и может выбирать различные социальные роли;
– обладает прогностической способностью, т.е. способностью предвидеть последствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов; – выражает ценностное отношение к действительности.

Сознание

Сознание – это форма психического отражения действительности и способность целенаправленно, обобщённо и оценочно отражать объективную реальность в чувственных и логических образах.

Структура сознания
восприятие органами чувств окружающего мира и самого себя (познание и самопознание) логико-понятийные способности к рациональному познанию и знания, получаемые на их основе (понимание сущности объектов) эмоциональные компоненты (сфера личностных переживаний, воспоминаний, предчувствий) ценностно-смысловые компоненты (сфера высших мотивов деятельности, её духовных идеалов, способности к их формированию и пониманию)

Свойства сознания:
– активность (отражает мир целенаправленно; служит основой преобразовательской деятельности человека);
– избирательность (различия в содержании как на личном, так и на общественном уровне);
– субъективность;
– творческое начало.

Бессознательное – явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияние на поведение человека, но не осознаются им. Проявляется в оговорках, описках, фантазиях, мечтах, сновидениях.
Общественное (коллективное) сознание – сознание группы общества, общественное мнение. Относительно самостоятельно, распространяется образованием, СМИ, политическими партиями и общественными движениями.
Самосознание – осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, положения в обществе, осознание себя как личности, способной принимать решения и нести за них ответственность.
Самопознание – изучение личностью собственных психических и физических особенностей. Протекает в процессе деятельности и общения.
Самооценка – эмоциональное отношение к собственному образу (всегда субъективна). Самооценка может быть реалистической (у людей, ориентированных на успех), нереалистической (завышенной или заниженной у людей, ориентированных на избегание неудач).

Поведение – совокупность поступков человека, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях. Поведение состоит из поступков.
Поступок – действие, рассматриваемое с точки зрения единства мотива и последствий, намерений и дел, целей и средств.

Человек, индивид, индивидуальность, личность: определение и соотношение понятий

Личность – это социальное свойство индивида, совокупность социально значимых черт, образовавшихся в процессе взаимодействия с другими людьми и характеризующих его как члена общества в труде, познании, общении.

Признаки личности: разумность, свобода, ответственность

Становление личности происходит в процессе социализации человека, в ходе которого индивид осваивает выработанные в обществе социальные функции и роли, социальные нормы и правила поведения, общения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в обществе.
Становление индивидуальности – это процесс индивидуализации объекта, самоопределения и обособления личности, её выделения из сообщества, оформление её отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность – это самобытный, активно и творчески проявивший себя в жизни человек.

Деятельность

Деятельность – способ отношения к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека (сознательный, продуктивный, преобразующий и общественный характер).

Различия деятельности человека и активности животного

Активность животных Деятельность человека
приспособление к условиям природы не только приспособление, но и преобразование природной и социальной среды
действия на основе генетической программы, направленные на реализацию физиологических потребностей генетически заложенной программы не имеет, вырабатывает программу деятельности в процессе социализации, используя опыт предыдущих поколений
целесообразность, направляемая инстинктом не только целесообразность, но и способность к сознательному целеполаганию
использует готовые природные материалы создаёт орудия труда, новые мате- риалы, творит новую реальность – мир человеческой культуры и общественных отношений

Структура деятельности

Элемент деятельности Характеристика
Субъект человек, группа людей, всё общество в целом
Объект то, на что направлена деятельность
Мотив совокупность условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности (потребности; убеждения; интересы; эмоции и др.)
Цель это осознанный образ желаемого результата, на достижение которого направлено действие человека
Действия активность, направленная на достижение цели
Средства всё, что используется для достижения цели (материальные и духовные)
Результат реализованная на практике цель. Результат может быть материальным (предметы, здания) и идеальным (знания, произведения искусства )

Виды действий:
– целерациональное (поведение ориентировано на цель, осознаются средства и побочные результаты его действий.);
– ценностно-рациональное (индивид следует своим убеждениям о долге, достоинстве, красоте, благочестии и т. д.);
– аффективное (бессознательное, обусловлено эмоциональным состоянием индивида, внезапным помутнением в сознании);
– традиционное (автоматическое, основано на длительной привычке).

Основные типы деятельности:
– игра (важен процесс, а не результат; двойственный характер игры: реальный и условный);
– учение (целесообразная деятельность по усвоению знаний, умений, навыков, накопленных предыдущими поколениями);
– труд (направлен на достижение цели, для него характерна практическая полезность, способность удовлетворять различные потребности людей).

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Практическая Духовная
материально-производственная учебно-познавательная, научная
социально-преобразовательная ценностно-ориентировочная
прогностическая

В зависимости от субъекта деятельность бывает индивидуальная и коллективная.
По характеру: репродуктивная (повторяющая уже достигнутое) и продуктивная – творческая (вид деятельности, порождающий нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее).
По соответствию социальным нормам: законная – незаконная, моральная – аморальная.
По соотношению с общественным прогрессом: прогрессивная – реакционная, созидательная – разрушительная.
По сфере общественной жизни: экономическая, социальная, политическая, духовная.
По особенностям проявления человеческой активности: внешняя – внутренняя.

Общение – это процесс взаимодействия людей, в результате которого происходит передача информации, эмоций, настроений.

– реально существующие партнёры;
– иллюзорные партнёры – им присваиваются несвойственные для них качества субъекта общения, например, разговор с домашним животным);
– воображаемые партнёры (разговор с самим собой, с художественным образом)

– передача и получение знаний;
– согласование разумных действий людей;
– организация совместной деятельности людей;
– установление и прояснение межличностных отношений и др.

информация, передаваемая в процессе общения: знания, опыт, умения, эмоции, чувства

– органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание);
– устная речь;
– письменная речь (чертежи, знаки, изображения);
– технические средства (радио, телевидение, компьютер)

Функции общения:
– социализаторская (формирование и развитие межличностных отношений);
– познавательная (получение новой информации);
– психологическая (эмоциональная поддержка);
– отождествления (выражение причастности человека к группе);
– организационная (распределение обязанностей, установление правил).

Потребности и интересы

Пирамида потребностей человека (по Маслоу)


Для обеспечения своей жизнедеятельности и в целях своего развития человек удовлетворяет различные нужды, которые называются потребностями.
Потребность — это нужда человека в чём-либо.
Осознанная потребность становится мотивом деятельности человека.
Потребности каждого следующего уровня становятся насущными, когда удовлетворены предыдущие.
Особенностью человека является способность ранжировать свои потребности в соответствии со своими принципами, убеждениями.
Потребности человека безграничны.
Разумные потребности — это потребности, которые помогают развитию в человеке его подлинно человеческих качеств: стремление к истине, красоте, знаниям, желание приносить добро людям и др.
Мнимые потребности – искусственно созданные человеком, без реализации которых можно обойтись (например, курение).
Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей.
Интерес — целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту.
Склонность – направленность на определённую деятельность.
Интересы и склонности человека выражают направленность его личности, которая определяет его жизненный путь, характер деятельности и т. д.

Свобода и ответственность в человеческой деятельности

Свобода – способность и возможность человека осознанно выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками.
Ответственность – объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью и обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.

Условия существования свободы

Человек делает выбор на свой страх и риск, т. е. свобода неотделима от ответственности за пользование ею.
Свобода одного не должна вредить свободе и интересам другого, т. е. свобода не может быть абсолютной.
Свобода в деятельности человека
Относительная свобода во внешних условиях жизни Абсолютная свобода во внутренней жизни
Человек ограничен природными условиями и общественными нормами. Отсутствует выбор объективных условий деятельности В деятельности человека отсутствуют внешние препятствия для выбора цели и средств достижения, т. е. человек должен сам выбирать цель, сам развивать свои способности и направлять это развитие в соответствии со своими желаниями и мыслями

Способности личности

Способности – индивидуальные особенности человека, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления отдельных видов деятельности. Способности имеют биологическую основу в форме задатков. Главным условием развития способностей является практическая деятельность человека.

Виды способностей:

  1. природные способности – связаны с врождёнными задатками (повышенная гибкость суставов, острый слух);
  2. общие интеллектуальные способности (развитая память, воображение, логическое мышление);
  3. специальные способности – определяют успех человека в специфических видах деятельности (математические, музыкальные, спортивные).

Способности определяют жизнь человека – его вид деятельности, уровень образования, профессию, круг общения, образ жизни, физическое и психическое здоровье. Развитие способностей позволяет человеку повышать свой статус, самооценку и уровень жизни.


Проблема человека - одна из основных в философии. Большое значение для понимания сущности человека, путей его развития имеет выяснение вопроса о его происхождении.

Теория происхождения человека, суть которой заключается в изучении прогресса его возникновения и развития, получила название антропогенез (от греч. anthropos - человек и genesis - происхождение).

Естественно-научные (материалистические) теории

Ч.Дарвин (1809-1882) – английский естествоиспытатель, создатель эволюционной теории

Ф.Энгельс (1820-1895) – социальный мыслитель, политический деятель

Божественное происхождение человека. Душа – источник человеческого в человеке

Человек – создание неземное, пришельцы из космоса, посетив Землю, оставили на ней человеческие существа

Человек как биологический вид имеет естественное, природное происхождение и генетически связан с высшими млекопитающими

Главная причина появления человека – труд. Под влиянием труда сформировались специфические качества человека: сознание, язык, творческие способности

Таким образом, о причинах, определивших становление собственно человека, можно высказывать только предположения.

Влияние на го психофизическое состояние энергии космоса, электромагнитных волн, радиации и других воздействий огромно.
Человек - высшая ступень развития живых организмов на Земле. Биологически человек принадлежит к млекопитающи гоминидам, человекоподобным существам, которые появились около 550 тысяч лет назад.

Человек по своей сути есть существо биосоциальное. Он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слиты во­едино, и только в таком единстве он существует.

Биологическая природа человека — это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность — сущ­ность человека.

Человек как биологическое существо принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens. Биологическая природа человека проявляется в его анато­мии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нерв­ной и другими системами. Его биологические свойства жест­ко не запрограммированы, что дает возможность приспосаб­ливаться к различным условиям существования. Человек как социальное существо неразрывно связан с обществом. Чело­век становится человеком, лишь вступив в общественные от­ношения, в общение с другими. Социальная сущность челове­ка проявляется через такие свойства, как способность и го­товность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др.

Абсолютизация одной из сторон сущности человека при­водит к биологизаторству или социологизаторству.

Биологизаторский подход

Акцентирует лишь эволюционно-биологические предпо­сылки человеческой природы

Социологизаторский подход

Основные отличия человека от животного

1. Человек обладает мышлением и членораздельной речью. Только человек может размышлять о своем прошлом, физически оценивая его, и думать о будущем, мечтая и строя вой планы.

Коммуникативными возможностями обладают и некоторые виды обезьян, но только человек может передать другим людям объективную информацию об окружающем мире. Люди имеют способность выделять в своей речи главное. К тому же человек умеет отражать действительность не только с по­мощью речи, но и с помощью музыки, живописи и других об­разных форм.

2. Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности:

— моделирует свое поведение и может выбирать различ ные социальные роли;

— обладает способностью предвидеть отдаленные послед­ствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов;

— выражает ценностное отношение к действительности. Животное в своем поведении подчинено инстинкту, его

действия изначально запрограммированы. Оно не отделяет се­бя от природы.

Животные приспосабливаются к окружающей среде, ко­торая и определяет их образ жизни. Они не могут производить коренных изменений в условиях своего существования.

4. Человек способен изготавливать орудия труда и ис­пользовать их как средство производства материальных благ.

Высокоорганизованные животные могут использовать ес­тественные орудия (палки, камни) для определенных целей. Но ни один вид животных не способен изготавливать орудия с помощью раннее сделанных средств труда.

5. Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности. Удовлетворение духовных потребностей связано с формирова­нием духовного (внутреннего) мира человека.

Человек — существо уникальное (открытое миру, неповто римое, духовно незавершенное); существо универсальное (спо­собное к любому виду деятельности); существо целостное (ин­тегрирует в себе физическое, психическое и духовное начала)

1.1.jpg

Анализ базы ФИПИ, а также реальных экзаменационных материалов ЕГЭ за последние 10 лет показал, что вопросы из данной темы встречаются достаточно часто. В версии ЕГЭ-2022 года эта тема может проверяться в следующих заданиях:

1. Ниже приведен перечень качеств, присущих человеку. Все они, за исключением двух, имеют социальную природу.

1) инициативность; 2) темперамент; 3) толерантность; 4) ответственность; 5) задатки; 6) трудолюбие.

2. Выберите верные суждения о личности и ее качествах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Социальные качества личности формируются в процессе труда и общения.

2) Социальная природа человека проявляется в наличии у него инстинктов и рефлексов.

3) Человек может стать личностью вне общества.

4) Развитие личности продолжается на протяжении всей жизни человека.

5) Врожденные качества человека оказывают влияние на формирование личности.

1) потребность в уважении со стороны других людей

2) приспособление к условиям окружающей среды

3) общение с помощью словесной речи

4) стремление к самореализации в обществе

5) способность к продолжению рода

6) использование предметов, данных природой

4. Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Каждый человек обладает биологической и социально-психологической индивидуальностью.

2) Человеку свойственно наличие мышления.

3) Человек, в отличие от других живых существ, обладает способностью к целенаправленной, в том числе творческой, деятельности.

4) Социальная природа человека проявляется в анатомо-физиологических чертах, строении различных систем и органов, инстинктах и рефлексах.

5) Социальные потребности человека реализуются в его взаимодействиях с другими людьми.

5. Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Неповторимые, оригинальные качества человека называют индивидуальностью.

2) Индивидуальные потребности человека всегда совпадают с потребностями общества, в котором он живет.

3) Естественные потребности человека связаны с его биологической сущностью.

4) Биологическая сущность человека проявляется через способность и готовность к общественно полезному труду и творчеству, сознание и разум, свободу и ответственность.

5) Только человек обладает способностью использовать природные объекты в процессе удовлетворения потребностей.

6. Выберите верные суждения о биосоциальной сущности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) К социальным качествам человека относят стремление к профессиональному успеху.

2) Осознание и переживание человеком нужды в чем-либо, необходимом для поддержания его жизни и развития, называют потребностью.

3) К социальным потребностям человека относят потребность в общении.

4) К духовным потребностям человека относят потребности в воздухе, питании, поддержании нормального теплообмена.

5) Индивидуально-психологические особенности личности, которые являются условиями успешного осуществления какой-либо деятельности, называют способностями.

7. Илье Анатольевичу 38 лет. Найдите в приведенном ниже списке черты, характеризующие Илью Анатольевича как личность. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Илья Анатольевич работает в гимназии учителем истории и обществознания.

2) Илья Анатольевич - добрый и отзывчивый, у него много друзей.

3) Илья Анатольевич - честный и принципиальный человек.

4) У Ильи Анатольевича тёмные волосы и серые глаза.

5) Рост Ильи Анатольевича - 180 см.

6) Илья Анатольевич легко переносит физические нагрузки.

8. Установите соответствие между проявлениями жизнедеятельности человека как биосоциального существа и их характером: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЯВЛЕНИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

А) рефлекс как способ ответа на воздействие окружающей среды

В) деятельность коры больших полушарий мозга

Г) генные мутации

Д) трудовая деятельность

В заданиях второй части № 17-20 (вопросы к тексту), № 22 (вопрос-задачка, редко), № 24 план и № 25 (вопрос по теме плана).

Задание № 24 КИМ

Возможные темы плана (ЕГЭ. Задание 24):

Проверь свои ответы здесь .

При решении задания к тексту № 18 разработчики указывают, что в качестве правильного ответа может быть принято объяснение, ориентированное на признаки понятия, раскрытые в любом действующем учебнике 6-11 классов из федерального перечня Минпросвещения России.

« Человек – это субъект общественно-исторической деятельности и культуры,

биосоциальное существо, обладающее сознанием, членораздельной речью,

В учебниках издательства Вентана-Граф (под ред. В. А. Тишкова) приведены следующие определения:

В учебниках, а также модульном триактив-курсе разработчиков тестовых материалов ФИПИ (О. А. Котова и Т. Е. Лискова) представлены следующие определения основных понятий:

« Индивидуальность – человек, характеризуемый со стороны своих значимых отличий от

Оранжевый и Темно-Фиолетовый Треугольник Современная Архитектура Обложка Книги.jpg

55.jpg

1) Антропосоциогенез как процесс формирования человека и общества.

2) Главные отличия человека от животного:

- способность преобразовывать окружающий мир;

- целенаправленная и осознанная деятельность;

- способность изготавливать орудия труда.

3) Проявления биологического в человеке:

- анатомия и физиология (костная, мышечная, нервная системы);

- физиологические (естественные) потребности;

4) Проявления социального в человеке:

- мышление и знания;

- социальные и духовные потребности.

5) Процесс социализации как основа формирования личности.

Наличие 2, 3 и 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Читайте также: