Сравнительный анализ традиции философской классики и философии модернизма кратко

Обновлено: 02.07.2024

2. Использует нереалистические образы , нередко – элементы фантастики.

3. Отказывается от линейного повествования и четко выраженного сюжета. Развязка перестает иметь значение.

4. Авторская позиция и авторская оценка героев скрыты. Автор не поучает. Читатель должен сам определить отношение к герою. Значим подтекст.

5. Использует традиционные, широко известные образы мифологии, литературы, переосмысливает, осовременивает культурное наследие. Поднимает проблему традиций и новаторства.

Культурно-исторический процесс в России рубежа 19 – 20 веков

Рубеж 19 – 20 вв. – это радикально новый этап как в мировой, так и в русской культуре. С начала 1890-х гг. до 1917 г. изменились все стороны жизни в России: экономика, политика, наука, техника, культура, искусство. По темпам изменений, глубине перемен, катастрофичности внутренних конфликтов Россия опережала любую страну.

Социально-политическая ситуация

Реформа 1861 г. оказалась неудачной, не решила судьбу крестьянства. Как следствие, в России укоренился марксизм – разновидность социализма, философское, экономическое и политическое учение, основанное К. Марксом и Ф. Энгельсом. Основа марксизма следующая. В капиталистическом обществе человек отчужден от продуктов собственного труда, лишен возможностей творческого саморазвития и превращен в винтик производственного процесса. Марксизм делает ставку на развитие промышленности и рабочий класс – пролетариат. Этот новый класс должен быть свободен от собственности, объединен общественным трудом в коллективе и готов к организованной борьбе за равенство, свободу и справедливость, к построению коммунистического общества. В новой литературе в связи с этим появляется образ человека бунтующего, бунтарские мотивы – например, в творчестве Горького, в искусстве футуристов.

Участие России в I Мировой войне поставило страну на грань катастрофы, была подорвана экономика страны. В феврале 1917 г. политики-радикалы, противостоящие властям, предприняли чрезвычайные меры, в результате которых Николай II отрекся от престола и было сформировано Временное правительство. Хаос, охвативший страну, привел к захвату власти большевиками. Октябрьская революция завершилась созданием нового, советского правительства – Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. В итоге было создано социалистическое государство с новым политическим курсом и идеологическими установками.

Наука и культура

Менялись и условия бытования искусства. Урбанизация (процесс повышения роли городов в развитии общества), увеличение городского населения, изменения в сфере народного просвещения привели к росту зрительской и читательской аудитории. Искусство получило возможность влиять на духовную жизнь страны, быть рупором идей. Культура разделилась на массовую и элитарную.

Изменилась картина художественных направлений и течений; одновременно существовали разные эстетические системы. Самыми крупными литературными направлениями стали реализм и модернизм, но и они были внутренне разнообразны, изменчивы, имели промежуточные формы.

Специфическая примета культуры рубежа веков – синтетизм (взаимодействие разных видов искусства). Расцвет переживает театральное искусство, самое синтетичное по своей природе. Нередки были случаи творческого универсализма: М. А. Кузмин был поэтом и композитором, поэты-футуристы занимались изобразительным искусством. Жанровые обозначения могли заимствоваться из смежных искусств: А. Н. Скрябин свои симфонические произведения называл поэмами, А. Белый свои литературные произведения – симфониями.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мир- совокупность единичных явлений, каждое из которых уникально, мир постоянно изменяется и все случайно; в нем нет закономерности, общего.

Мир иррационален, не разумен, и потому ему нельзя постичь посредством разума, мир постигается через переживания; иррациональность как центр познания

Наука- гарантия достоверного знания и вера в ее неограниченные познавательные возможности

Сомнение в силе и возможности науки как гаранта разума

Гносеологический демократизм: знание доступно каждому человеку

Гносеологический элитаризм: постижение истины- прерогатива избранных

Возможность создания единого миропонимания

Невозможность создания единого миропонимания в силу индивидуализации человеческого бытия

Оптимизм: вера в прогресс

Пессимизм: неверие в прогресс

Научные открытия 20 века

Осмысление в философии

Общая и специальная теория относительности А.Эйнштейна

Показали взаимодействие всех масс во Вселенной и искривление пространства, что перевернули традиционные представления о пространстве и времени.

Двойственная природа электрона, принцип неопределенности Гейзенберга, принцип дополнительности Н.Бора

Показали неисчерпаемость материального мира, его бесконечное многообразие

Эти открытия поставили вопрос: возможна ли объективная картина мира, существует ли мир, который наблюдают ученые в таком виде, в каком он представляется человеку?

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ

Проводится сравнительный анализ постмодернизма и классической философии. Делается вывод, что постмодернизм не обогащает философию новыми конструктивными концепциями, а, напротив, разрушает ее. На основе исследования оригинальных текстов ведущих представителей постмодернизма, а также работ отечественных и зарубежных авторов дается развернутая критика философии постмодернизма.

Ключевые слова: история философии, разум, истина, релятивизм, иррационализм, децентрация, деконструкция, шизоанализ, фаллоцентризм.

Comparativistic analysis of postmodernism philosophy and classical philosophy is conducted. It is shown that postmodernism doesn’t inreach but destroys its system. The complex critics of postmodernism philosophy is done on the base of the original texts analysis and.

Key words: history of philosophy, mind, truth, relativism, irrationalism, destentration, deconstruction, shizoanalysis, fallotsentrism.

Постмодернизм — сложное и противоречивое явление, возникшее в западноевропейской культуре последней четверти XX века. Это течение философской мысли несет на себе печать разочарования в идеалах и ценностях рационализма, с его верой в прогресс и торжество разума. Представители постмодернизма убеждены, что их философия является магистральной линией современной философии. С этим трудно согласиться, но, безусловно, есть определенная логика в развитии западной философии, приведшая к постмодернизму. Постмодернизм представляет собой реакцию на модернизм, это отход от философских воззрений и концепций XVII — середины XX века, в которых ярко выразились особенности духовного и культурного развития Европы, важнейшей чертой которого явился культ разума. Философская классика XIX века получила название философии модернизма, т. е. современности, но она внутренне связана со всей европейской культурой, имеющей своим истоком античную философию.

Исторически первой формой рационализма стала античная натурфилософия. Само возникновение философии означало замену религиозно-мифологического мировоззрения философским убеждением в том, что в мире господствует логос, разумный и гармонический порядок, что именно человеческий разум является единственным надежным орудием познания мира. Классическая философская парадигма рационализма была четко сформулирована в учениях Платона и Аристотеля. Платон считал, что философия начинается с удивления, и подлинным философом он называл того, кто любит искать истину. Философ, подчеркивает Платон, познает не какие-либо мнения, а бытие и истину. Аристотель стремление к истине считал высшим философским принципом. Являясь приверженцем концепции отражения, он сравнивает сознание (душу) с воском, на котором остается знак золотого кольца с печатью. Аристотель формулирует классическую концепцию истины, выражающую соответствие знаний реальности. Античные философы впервые выделили субъектно-объектные отношения, сыгравшие решающую роль в развитии научного знания.

Философия с момента своего возникновения играла определяющую роль в формировании мировоззрения людей. Она поддерживала, защищала и развивала культуру рационального мышления, в рамках которого только и могли осуществляться научные исследования. Даже в Средние века, когда роль жреца Высшей истины взяла на себя религия, не исчезла охранительная и эвристическая роль философии по отношению к науке. Иррациональность религии и рациональность науки были несовместимы по существу, тогда как философия и наука имели своим основанием общий источник — разум.

XVII век открывает особый период в развитии философской мысли, который принято называть классической философией. Новое время знаменуется значительными открытиями в области естественных наук. Поэтому в центре философии Ф. Бэкона, Р. Декарта, Т. Гоббса, Б. Спинозы и Г. Лейбница оказались проблемы гносеологии и особенно метода научного познания. Преодоление схоластических устоев и предрассудков опиралось на осмысление результатов и методов новой науки, направленной на познание природы, а не божественного духа. Это создавало предпосылки для утверждения философского материализма. Важнейшей чертой философии Нового времени является ее рационализм. Именно в это время возникает культ разума — уверенность в безграничных возможностях науки.

Новоевропейская рационалистическая культура получила дальнейшее развитие в эпоху Просвещения, выдающимися представителями которой были П. Гольбах, Д. Дидро, Дж. Локк, Вольтер, Ж. Ж. Руссо. Научные знания, являвшиеся ранее достоянием узкого круга ученых, в XVIII веке выходят за пределы университетов и лабораторий, они становятся предметом обсуждения среди литераторов, популярно излагающих последние достижения науки и философии. Просвещение было направлено против феодальных институтов, диктата церкви и всевозможных предрассудков. И главным орудием этого движения выступали наука и философия как воплощение разума. Просветители видели радикальное средство совершенствования человека и общества в распространении знания, науки, в просвещении и правильном воспитании человека. Считая, что человек по своей природе добр, а его пороки связаны исключительно с несовершенством общества, они были убеждены в возможности преобразования общества на разумных началах.

В отечественной литературе советского периода к немецкой классической философии было принято относить совокупность философских учений И. Канта, И. Г. Фихте, Ф. В. Й. Шеллинга, Г. В. Ф. Гегеля и Л. Фейербаха. Возникновение марксистской философии рассматривалось как разрыв в философской традиции, как революционный переворот в философии. Но известно, что К. Маркс и Ф. Энгельс занимались решением тех проблем, которые были поставлены их предшественниками, прежде всего Гегелем и Фейербахом. Поэтому более логично рассматривать марксистскую философию как завершающий этап немецкой классической философии.

На рубеже XIX и XX веков происходит переход от традиционной классической философии к неклассической. Философы этого периода уже не претендовали на исследование фундаментальных проблем философии в свете новых исторических реалий, объединяющей их идеей стал иррационализм. Иррационализм возник как реакция на материалистические и революционные идеи мыслителей предшествующего периода, как реакция на рационалистическую традицию. Тезису рационалистов о разумности мира иррационалисты противопоставили противоположный: мир неразумен, человеком управляет не разум, а слепая вера, инстинкт, интуиция, страх и отчаяние.

Первым против рационализма выступил А. Шопенгауэр. Мир, по Шопенгауэру, существует двояко: в качестве воли и представления. Воля — это абсолютное начало всего бытия, некая слепая, бессознательная космическая сила, создающая и мир, и человека. Эта сила бессмысленна, как бессмысленна и сама жизнь человека, обреченного на старость, болезни, страдания и смерть. Воля заставляет человека жить, каким бы бессмысленным и жалким не было его существование. Для избавления от страданий у человека есть только один выход — погасить в себе волю к жизни, сознательно выбрать небытие. Шопенгауэр первым в XIX веке создал философское обоснование пессимизма, и его идеи нашли своих сторонников.

Анти-Гегелем называли современники и другого иррационалиста первой половины XIX века — С. Кьеркегора. Он был видным представителем датской литературы и не претендовал на звание философа. Несостоятельность рационализма Гегеля Кьеркегор видел в том, что для Гегеля истинно только общее — то, что можно выразить с помощью понятий. Но научные рациональные методы непригодны для познания человека. Кьеркегор утверждал, что экзистенция всегда ускользает от понимания посредством абстракций. Научное познание абстрактно и безлично, оно не способно раскрыть внутреннюю духовную жизнь человека, которая неподвластна разуму. Кьеркегор фиксировал внимание на неустойчивости человеческого существования, его обреченности на смерть, выражая ее в понятиях страха, сомнения, трепета и т. д. Эти пессимистические идеи в дальнейшем получили развитие в философии экзистенциализма.

Во второй половине XIX века капитализм переживает кризис, охвативший не только политические и экономические структуры, но и духовную жизнь. Ярким проявлением этого кризиса явилась иррационалистическая философия Ф. Ницше. Его труды представляют собой собрание отдельных афоризмов, высказываний, проповедей. Историческая заслуга Ницше как философа состоит не в создании новой оригинальной философской системы, а в проблематизации основных положений классической философии.

Постмодернизм возник во Франции в начале 70-х годов XX века. Главная причина его появления связана с глобальным кризисом западного общества: непрерывные войны, унесшие миллионы человеческих жизней, экологические проблемы и появление ядерного оружия, угрожающего самому существованию человеческого общества. Деструктивные тенденции в жизни современного общества не могли не отразиться на умонастроениях интеллигенции, они вызывали разочарование в возможностях научно-технического прогресса, ощущение бессилия науки и неверие в разумность существующего мироустройства. Все это, по мнению постмодернистов, является результатом рационалистического отношения к жизни, научной революции и веры в бесконечный прогресс. Другими словами, на рационализм и науку постмодернисты возлагают ответственность чуть ли не за все беды нашей цивилизации.

Постмодернисты отвергают почти все фундаментальные понятия классической философии, такие как бытие, объективная реальность, истина, разум, развитие, противоречие, история, прогресс и т. д. Вместо этих категорий они используют свои понятия: тело, деконструкция, дискурс, симулякр, ризома, нарратив, сюжет, которые не несут никакой ценной информации, но зато звучат оригинально.

Постмодернизм, несомненно, не является магистральным направлением современной философии, а представляет собой одну из ее побочных ветвей. Ведь если философия не может претендовать на истину и не является адекватным отражением действительности, то возникает вопрос: что может дать такая философия человеку и обществу, зачем и кому она нужна? Современная цивилизация вступает в ту стадию, которую принято называть информационным обществом. А информационная цивилизация может твориться только рационально мыслящими людьми, владеющими научной философией, которая позволяет человеку ориентироваться в современной быстро меняющейся действительности.

В советский период российские философы основное внимание направляли на исследование и разработку классической, прежде всего марксистской, философии. В философии постсоветской России, несмотря на крайне критическое отношение некоторых авторов к философии диалектического материализма, содержание многих учебников и философских публикаций попрежнему опирается на парадигму рационального и системного мышления, которое сложилось в европейской философии и вошло в русскую культуру через Маркса и Энгельса.

2. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. М. : Мысль, 1974. Т. 1. 452 с.

3. Гобозов И. А. Куда катится философия : от поиска истины к постмодернистскому трепу : (филос. очерк). М. : Савин С. А., 2005. 200 с.

4. Губанов Н. И. Нищета философии постмодернизма // Философия и общество. 2007. № 1. С. 54—68.

5. Делёз Ж. Логика смысла. М. : Академ. проспект, 2011. 472 с.

6. Делёз Ж., Гваттари Ф. Анти-Эдип: капитализм и шизофрения. Екатеренбург : У-Фактория, 2008. 672 с.

7. Делёз Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? М. ; СПб. : Ин-т эксперим. социологии, 1998. 288 с.

8. Дубровский Д. И. Постмодернистская мода // Вопр. философии. 2001. № 8. С. 42—55.

9. Кутырев В. А. Философия постмодернизма : научно-образовательное пособие для магистров и аспирантов гуманитарных специальностей. Н. Новгород, 2006. 95 с.

10. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 20. 827 с.

11. Микешина Л. А. Философия науки : современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования : учеб. пособие. М. : Прогресс-Традиция : МПСИ : Флинта, 2005. 464 с.

12. Ницше Ф. Сочинения : в 2 т. М. : Мысль, 1990. Т. 1. 829 с.

13. Ницше Ф. Там же. Т. 2. 829 с.

14. Ратников В. П. Постмодернизм: истоки, становление, сущность // Философия и общество. 2002. № 4. С. 120—132.

15. Рорти Р. Философия и Зеркало природы. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1997. 314 с.

16. Силбер Д. В. Философия и будущее образование // Вестн. Рос. филос. о-ва. 2001. № 2. С. 64—82.

17. Сокал А., Брикмон Ж. Интеллектуальные уловки: критика философии постмодернизма. М. : Дом интеллектуал. кн., 2002. 248 с.

Философскими истоками модернизма были идеи Ф. Ницше, А. Бергсона, Э.Гуссерля, концепции З. Фрейда, К.Г. Юнга, которые рационализму буржуазного мышления противопоставили многообразие субъективистских интерпретаций бытия. Коренным свойством литературы модернизма (Дж. Джойс, Ф. Кафка, В. Вулф, Г. Стайн, Т.С. Элиот, Э.Паунд, А. Жид, М. Пруст, Ж.Б. Сартр, А. Камю, Э. Ионеско, С. Беккет и др.) является убеждение в глубоком и непреодолимом разрыве духовного опыта личности и доминирующих тенденций общественной жизни, ощущение насильственной изоляции человека от окружающего мира, замкнутости, отчужденности и конечной абсурдности каждого индивидуального существования и всего макрокосма действительности.

Среди основных положений философии модернизма можно выделить следующие:

  • Вера в мощь человеческого разума, утверждение рационализма как основного способа познания и основы организации общественной жизни. Вера в то, что бытие во всех его проявлениях проницаемо для мысли и укладывается в систему обозначаемую логическими категориями и понятиями.
  • Развитие объективной науки и объективного знания. Стремление к однозначным ответам на любой вопрос. Единообразие и унификация в методах научного познания. Стремление к организации научного знания и общественной жизни из одного центра.
  • Попытка освобождения философии, науки и культуры от иррационального (мифологии, религии, предрассудков).
  • Утверждение идеи прогресса в познании и в различных областях общественной жизни.
  • Стремление к системной организации и к централизму в социальной, экономической и политической жизни общества.
  • Провозглашение универсальных норм морали и права в стремлении и выработке общих критериев и эстетических норм в искусстве.

Человеческое существование модернисты осмысляют как краткий хрупкий миг; субъект может осознавать или не осознавать трагизм, бренность нашего абсурдного мира, и дело художника — показать ужас, величие и красоту, заключенные вопреки всему в мгновеньях земного бытия.

Социальная проблематика, игравшая столь важную роль в реализме ХIХ века, в модернизме дается косвенно, как неразрывная часть целостного портрета личности.

Главная сфера интереса модернистов — изображение взаимоотношений сознательного и бессознательного в человеке, механизмов его восприятий, прихотливой работы памяти.

Модернистский герой берется, как правило, во всей целостности своих переживаний, своего субъективного бытия, хотя сам масштаб его жизни может быть мелким, ничтожным. В модернизме находит продолжение магистральная линия развития литературы Нового времени на постоянное снижение социального статуса героя; модернистский герой — это "эвримен", любой и каждый человек.

Модернисты научились описывать такие душевные состояния человека, которые литература раньше не замечала, и делали это с такой убедительностью, что это казалось буржуазным критикам оскорблением нравственности и профанацией искусства слова. Не только содержание — большая роль интимной и сексуальной проблематики, относительность моральных оценок, подчеркнутая аполитичность, — но в первую очередь непривычные формы модернистского повествования вызывали особенно резкое неприятие. Сегодня, когда большинство шедевров модернистской литературы вошли в школьные и университетские программы, нам трудно ощутить бунтарский, антибуржуазный характер раннего модернизма, резкость брошенных им обвинений и вызовов.

В общем и целом эпоха модернизма стремилась к открытию всеобщих научных законов развития природы и общества и их использованию в деятельности человечества.

Её представителей объединяла вера в социальный и научный прогресс и установление на этой основе господства человека над природой, социальной справедливости и гуманизма.

Читайте также: