Человек как источник опасности бжд кратко

Обновлено: 07.07.2024

Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания. В процессе жизнедеятельности человек и окружающая среда постоянно взаимодействуют друг с другом, образуя систему “человек — среда обитания”.

Жизнедеятельность — это повседневная деятельность и отдых, способ существования человека.

Среда обитания — окружающая человека среда, обусловлен­ная в данный момент совокупностью факторов (физических, химических, биологических, социальных), способных оказывать прямое или косвенное немедленное или отдаленное воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство.

В результате активной техногенной деятельности человека во многих регионах нашей планеты разрушена биосфера и создан новый тип среды обитания — техносфера.

Биосфера область распространения жизни на Земле, включа­ющая нижний слой атмосферы, гидросферу и верхний слой литосферы, нe испытавших техногенного воздействия.

Техносфера часть биосферы в прошлом, преобразованный людьми с помощью прямого или косвенного воздействия технических средств в целях наилучшего соответствия своим материальным и соци­ально-экономическим потребностям (техносфера—регион города или промышленной зоны, производственная или бытовая среда).

Создавая техносферу, человек стремился к повышению комфорт­ности среды обитания, к росту коммуникабельности, к обеспечению защиты от естественных негативных воздействий. Все это благоприятно отразилось на условиях жизни и в совокупности с другими факторами (улучшение медицинского обслуживания и др.) сказалось на продол­жительности жизни людей:

Век Продолжительность жизни человека, лет
Медный, бронзовый, железный
К началу XIX в. 35-40
В конце XX в. 60-63

Однако созданная руками и разумом человека техносфера, при­званная максимально удовлетворять его потребности в комфорте и безопасности, не оправдала во многом надежды людей. Появившиеся производственная и городская среды оказались далеки по уровню безопасности от допустимых требований.

Появление техносферы привело к тому, что биосфера во многих регионах нашей планеты стала активно замещаться техносферой. Данные показывают, что на планете осталось мало территорий с ненарушенными экосистемами. В наибольшей степени экосистемы разрушены в развитых странах — в Европе, Северной Америке, Японии. Здесь естественные экосистемы сохранились в основном на ограниченных площадях, они представляют собой неболь­шие пятна биосферы, окруженные со всех сторон нарушенными деятельностью человека территориями и поэтому подвержены сильно­му техносферному давлению.

К новым, техносферным относятся условия обитания человека в городах и промышленных центрах, производственные, транспортные и бытовые условия жизнедеятельности. Практически все урбанизиро­ванное население проживает в техносфере, где условия обитания существенно отличаются от биосферных.

Опасность — негативное свойство живой и неживой материи, способное причинять ущерб самой материи: людям, природной среде, материальным ценностям.

Опасность — центральное понятие в безопасности жизнедеятель­ности.

Существуют разные системы классификации — по источникам происхождения, локализации, последствиям, ущербу, сферам проявления и т.п.

Наиболее удачной считается классификация опасностей жизнедеятельности человечества по источникам происхождения, согласно которой все опасности подразделяются на четыре группы:

Комбинированные опасности подразделяются на три подгруппы:

- социально-техногенные опасности, источниками которых является комбинация разных элементов жизненной среды.

Эта классификация почти совпадает с классификацией чрезвычайных ситуаций, утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины от 15. 07. 98 г. № 1099, согласно которой чрезвычайные ситуации (ЧС) на территории Украины делятся на ЧС техногенного, природного, социально-политического и военного характера.

Кроме того, с такой классификацией хорошо согласуется классификация опасных и вредных производственных факторов, установленная ГОСТ 12.0.003-74.




Природные опасности — это природные объекты, явления природы и стихийные бедствия, которые представляют угрозу для жизни или здоровья человека (землетрясения, оползни, сели, вулканы, наводнения, снежные лавины, штормы, ураганы, ливни, град, туманы, гололедицы, молнии, астероиды, солнечное и космическое излучения, опасные растения, животные, рыбы, насекомые, грибки, бактерии, вирусы, инфекционные болезни животных и растений).

Техногенные опасности — это, прежде всего опасности, связанные с использованием электрической энергии, химических веществ, разных видов излучения (ионизирующего, электромагнитного, акустического), транспортных средств, горючих, легковоспламеняющихся, взрывоопасных веществ и материалов, процессов, происходящих при повышенных температурах и давлении, с эксплуатацией подъемно-транспортного оборудования.

Источниками техногенных опасностей являются все опасности, связанные с влиянием на человека объектов материально-культурной среды. Например, выведенная людьми порода собак бультерьер опасна не только для чужих людей, а и для своего хозяина, выведенные в военных лабораториях бактерии, а также организмы, созданные методами генной инженерии.

К социальным опасностям отнесены опасности, вызванные низким духовным и культурным уровнем людей. Это такие явления, как бродяжничество, проституция, пьянство, алкоголизм, преступность, курение табака, сквернословие и т.п.

Побудителями этих опасностей являются также плохое материальное положение; плохие условия проживания, революции, конфликтные ситуации на межнациональном, этническом, расовой или религиозной почве.

К политическим опасностям относятся конфликты на межнациональном и межгосударственном уровнях, духовное угнетение, политический терроризм, идеологические, межпартийные, межконфессионные и вооруженные конфликты, войны.

Но большинство источников опасностей имеют комбинированный характер:

- природно-техногенные опасности парниковый эффект, нарушение озонового экрана, смог, кислотные дожди, пылевые бури, уменьшения плодородия грунтов, возникновение пустынь и другие явления, вызванные человеческой деятельностью;

- природно-социальные опасности — химерические (дегенерированные) этносы, наркомания, эпидемии и пандемии инфекционных заболеваний, венерические заболевания (заболевания передающиеся половым путем), СПИД (ВИЧ) и др.;

- социально-техногенные опасности профессиональная заболеваемость, травматизм, психические отклонения и заболевания, вызванные производственной деятельностью, массовые психические отклонения и заболевания, вызванные влиянием на сознание и подсознание человека средств массовой информации и специальных технических средств, токсикомания.

Опасности по вероятности воздействия на человека и среду обита­ния разделяют на потенциальные, реальные и реализованные.

Потенциальная опасность представляет угрозу общего характера, не связанную с пространством и временем воздействия. Например, в выражениях “шум вреден для человека”, “углеводородные топлива — пожаровзрывоопасны” говорится только о потенциальной опасности для человека шума и горючих веществ.

Наличие потенциальных опасностей находит свое отражение в аксиоме: Жизнедеятельность человека потенциально опасна.

Аксиома предопределяет, что все действия человека и все компо­ненты среды обитания, прежде всего технические средства и технологии, кроме позитивных свойств и результатов, обладают способностью генерировать травмирующие и вредные факторы. При этом любое новое позитивное действие человека или его результат неизбежно приводят к возникновению новых негативных факторов.

Реальная опасность всегда связана с конкретной угрозой воздейст­вия на человека, она координирована в пространстве и во времени. Например, движущаяся по шоссе автоцистерна с надписью “Огнео­пасно” представляет собой реальную опасность для человека, находя­щегося около автодороги. Как только автоцистерна ушла из зоны пребывания человека, она превратилась в источник потенциальной опасности по отношению к этому человеку.

Реализованная опасность — факт воздействия реальной опасности на человека и/или среду обитания, приведший к потере здоровья или к летальному исходу человека, к материальным потерям. Если взрыв автоцистерны привел к ее разрушению, гибели людей и/или возгора­нию строений, то это реализованная опасность.

Безопасность жизнедеятельности (БЖД) — нау­ка о комфортном и безопасном взаимодействии человека с техносферой.

Предметом науки о безопасности жизнедеятельности человека яв­ляются естественные, техногенные и антропогенные опасности, дей­ствующие в техносфере, и средства защиты человека от них.

Задачи науки о БЖД сводятся к:

· идентификации опасностей техносферы;

· разработке и использованию средств защиты от опасностей;

· их непрерывному контролю и мониторингу в техносфере;

· обучению работающих и населения основам защиты от опасностей;

· разработке мер по ликвидации последствий проявления опаснос­тей.

Цель БЖД как науки — сохранение здоровья и жизни человека в техносфере, защитой его от опасностей техногенного, антропогенного, естественного происхождения и созданием комфортных условий жиз­недеятельности.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания. В процессе жизнедеятельности человек и окружающая среда постоянно взаимодействуют друг с другом, образуя систему “человек — среда обитания”.

Жизнедеятельность — это повседневная деятельность и отдых, способ существования человека.

Среда обитания — окружающая человека среда, обусловлен­ная в данный момент совокупностью факторов (физических, химических, биологических, социальных), способных оказывать прямое или косвенное немедленное или отдаленное воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство.

В результате активной техногенной деятельности человека во многих регионах нашей планеты разрушена биосфера и создан новый тип среды обитания — техносфера.

Биосфера область распространения жизни на Земле, включа­ющая нижний слой атмосферы, гидросферу и верхний слой литосферы, нe испытавших техногенного воздействия.

Техносфера часть биосферы в прошлом, преобразованный людьми с помощью прямого или косвенного воздействия технических средств в целях наилучшего соответствия своим материальным и соци­ально-экономическим потребностям (техносфера—регион города или промышленной зоны, производственная или бытовая среда).

Создавая техносферу, человек стремился к повышению комфорт­ности среды обитания, к росту коммуникабельности, к обеспечению защиты от естественных негативных воздействий. Все это благоприятно отразилось на условиях жизни и в совокупности с другими факторами (улучшение медицинского обслуживания и др.) сказалось на продол­жительности жизни людей:

Век Продолжительность жизни человека, лет
Медный, бронзовый, железный
К началу XIX в. 35-40
В конце XX в. 60-63

Однако созданная руками и разумом человека техносфера, при­званная максимально удовлетворять его потребности в комфорте и безопасности, не оправдала во многом надежды людей. Появившиеся производственная и городская среды оказались далеки по уровню безопасности от допустимых требований.

Появление техносферы привело к тому, что биосфера во многих регионах нашей планеты стала активно замещаться техносферой. Данные показывают, что на планете осталось мало территорий с ненарушенными экосистемами. В наибольшей степени экосистемы разрушены в развитых странах — в Европе, Северной Америке, Японии. Здесь естественные экосистемы сохранились в основном на ограниченных площадях, они представляют собой неболь­шие пятна биосферы, окруженные со всех сторон нарушенными деятельностью человека территориями и поэтому подвержены сильно­му техносферному давлению.

К новым, техносферным относятся условия обитания человека в городах и промышленных центрах, производственные, транспортные и бытовые условия жизнедеятельности. Практически все урбанизиро­ванное население проживает в техносфере, где условия обитания существенно отличаются от биосферных.

Опасность — негативное свойство живой и неживой материи, способное причинять ущерб самой материи: людям, природной среде, материальным ценностям.

Опасность — центральное понятие в безопасности жизнедеятель­ности.

Существуют разные системы классификации — по источникам происхождения, локализации, последствиям, ущербу, сферам проявления и т.п.

Наиболее удачной считается классификация опасностей жизнедеятельности человечества по источникам происхождения, согласно которой все опасности подразделяются на четыре группы:

Комбинированные опасности подразделяются на три подгруппы:

- социально-техногенные опасности, источниками которых является комбинация разных элементов жизненной среды.

Эта классификация почти совпадает с классификацией чрезвычайных ситуаций, утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины от 15. 07. 98 г. № 1099, согласно которой чрезвычайные ситуации (ЧС) на территории Украины делятся на ЧС техногенного, природного, социально-политического и военного характера.

Кроме того, с такой классификацией хорошо согласуется классификация опасных и вредных производственных факторов, установленная ГОСТ 12.0.003-74.

Природные опасности — это природные объекты, явления природы и стихийные бедствия, которые представляют угрозу для жизни или здоровья человека (землетрясения, оползни, сели, вулканы, наводнения, снежные лавины, штормы, ураганы, ливни, град, туманы, гололедицы, молнии, астероиды, солнечное и космическое излучения, опасные растения, животные, рыбы, насекомые, грибки, бактерии, вирусы, инфекционные болезни животных и растений).

Техногенные опасности — это, прежде всего опасности, связанные с использованием электрической энергии, химических веществ, разных видов излучения (ионизирующего, электромагнитного, акустического), транспортных средств, горючих, легковоспламеняющихся, взрывоопасных веществ и материалов, процессов, происходящих при повышенных температурах и давлении, с эксплуатацией подъемно-транспортного оборудования.

Источниками техногенных опасностей являются все опасности, связанные с влиянием на человека объектов материально-культурной среды. Например, выведенная людьми порода собак бультерьер опасна не только для чужих людей, а и для своего хозяина, выведенные в военных лабораториях бактерии, а также организмы, созданные методами генной инженерии.

К социальным опасностям отнесены опасности, вызванные низким духовным и культурным уровнем людей. Это такие явления, как бродяжничество, проституция, пьянство, алкоголизм, преступность, курение табака, сквернословие и т.п.

Побудителями этих опасностей являются также плохое материальное положение; плохие условия проживания, революции, конфликтные ситуации на межнациональном, этническом, расовой или религиозной почве.

К политическим опасностям относятся конфликты на межнациональном и межгосударственном уровнях, духовное угнетение, политический терроризм, идеологические, межпартийные, межконфессионные и вооруженные конфликты, войны.

Но большинство источников опасностей имеют комбинированный характер:

- природно-техногенные опасности парниковый эффект, нарушение озонового экрана, смог, кислотные дожди, пылевые бури, уменьшения плодородия грунтов, возникновение пустынь и другие явления, вызванные человеческой деятельностью;

- природно-социальные опасности — химерические (дегенерированные) этносы, наркомания, эпидемии и пандемии инфекционных заболеваний, венерические заболевания (заболевания передающиеся половым путем), СПИД (ВИЧ) и др.;

- социально-техногенные опасности профессиональная заболеваемость, травматизм, психические отклонения и заболевания, вызванные производственной деятельностью, массовые психические отклонения и заболевания, вызванные влиянием на сознание и подсознание человека средств массовой информации и специальных технических средств, токсикомания.

Опасности по вероятности воздействия на человека и среду обита­ния разделяют на потенциальные, реальные и реализованные.

Потенциальная опасность представляет угрозу общего характера, не связанную с пространством и временем воздействия. Например, в выражениях “шум вреден для человека”, “углеводородные топлива — пожаровзрывоопасны” говорится только о потенциальной опасности для человека шума и горючих веществ.

Наличие потенциальных опасностей находит свое отражение в аксиоме: Жизнедеятельность человека потенциально опасна.

Аксиома предопределяет, что все действия человека и все компо­ненты среды обитания, прежде всего технические средства и технологии, кроме позитивных свойств и результатов, обладают способностью генерировать травмирующие и вредные факторы. При этом любое новое позитивное действие человека или его результат неизбежно приводят к возникновению новых негативных факторов.

Реальная опасность всегда связана с конкретной угрозой воздейст­вия на человека, она координирована в пространстве и во времени. Например, движущаяся по шоссе автоцистерна с надписью “Огнео­пасно” представляет собой реальную опасность для человека, находя­щегося около автодороги. Как только автоцистерна ушла из зоны пребывания человека, она превратилась в источник потенциальной опасности по отношению к этому человеку.

Реализованная опасность — факт воздействия реальной опасности на человека и/или среду обитания, приведший к потере здоровья или к летальному исходу человека, к материальным потерям. Если взрыв автоцистерны привел к ее разрушению, гибели людей и/или возгора­нию строений, то это реализованная опасность.

Безопасность жизнедеятельности (БЖД) — нау­ка о комфортном и безопасном взаимодействии человека с техносферой.

Предметом науки о безопасности жизнедеятельности человека яв­ляются естественные, техногенные и антропогенные опасности, дей­ствующие в техносфере, и средства защиты человека от них.

Задачи науки о БЖД сводятся к:

· идентификации опасностей техносферы;

· разработке и использованию средств защиты от опасностей;

· их непрерывному контролю и мониторингу в техносфере;

· обучению работающих и населения основам защиты от опасностей;

· разработке мер по ликвидации последствий проявления опаснос­тей.

Цель БЖД как науки — сохранение здоровья и жизни человека в техносфере, защитой его от опасностей техногенного, антропогенного, естественного происхождения и созданием комфортных условий жиз­недеятельности.

Содержание работы
Файлы: 1 файл

Р-БЖД-Маврина М.П.1.doc

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Факультет экономики недвижимости

РОЛЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ФАКТОРА В ПРИЧИНАХ РЕАЛИЗАЦИИ ОПАСНОСТЕЙ

студент группы 12-16-2

_________________ Д.О. Копытов

ВВЕДЕНИЕ

Проблема защиты человека от опасностей в различных условиях его обитания возникла одновременно с появлением на Земле первых людей, наших далеких предков. На заре человечества людям угрожали опасные природные явления и представители биологического мира. Однако с течением времени стали появляться опасности, творцом которых стал сам человек.

Человек живет и действует в условиях постоянно изменяющихся потенциальных опасностей. Это позволяет сформулировать аксиому о том, что любая деятельность или бездеятельность является потенциально опасной. В настоящее время человек больше всего страдает от своей деятельности, от им же созданных опасностей.

1. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР В ПРИЧИНАХ РЕАЛИЗАЦИИ ОПАСНОСТЕЙ

По мере ускорения темпов технического прогресса воздействие хозяйственной деятельности человека на окружающую среду становится все более разрушительным. В природу попадает все больше и больше чуждых ей веществ, порой высокотоксичных для живых организмов.

Человек с позиции безопасности жизнедеятельности должен рассматриваться как потенциально опасный фактор, воздействие которого на окружающие объекты может вывести их за пределы устойчивости. Существует две особенности проявления результатов воздействия человека на природную среду:

  1. Результаты производственно-хозяйственной деятельности, загрязнение или разрушение среды обитания могут проявиться не только в настоящем, но и в будущем, при жизни других поколений, когда виновник не сможет быть свидетелем последствий своей деятельности;
  2. Антропогенное воздействие на природу в одном регионе, благодаря действующим законам единства и взаимосвязи природной среды, может повлиять на другие регионы.

1.2. Человек, как источник формирования опасностей

Техническое развитие человечества сопровождается передачей человеку все большего числа управляющих функций, позволяя ему все больше отдаляться от орудий труда и превращаться из исполняющего в управляющий орган системы производства. Такая трансформация роли человека приводит к замене физического труда умственным, снижая необходимость мышечной работы и соответствующих энергетических затрат. Однако при этом значительно возрастает нагрузка на психику человека.

Главным виновником несчастных случаев является, как правило, не техника, не организация труда, а сам работающий человек, который по тем или иным причинам не соблюдал правила техники безопасности. Более 60% несчастных случаев объясняются незнанием или нарушением требований безопасности труда, трудовой дисциплины, неудовлетворительной организацией производства, т.е. человеческим фактором.

Общее рассмотрение закономерностей развития и жизни человека позволяет заметить, что обстоятельства, способствующие росту числа несчастных случаев, возникают по вполне объективным причинам.

Первая причина обнаруживается из анализа эволюции человека. С развитием орудий труда увеличился диапазон воздействия человека на окружающий мир. При этом расширился круг ответных реакций внешнего мира. Если первобытный человек по своим индивидуальным физическим возможностям способен был противостоять возникающим в то время в процессе трудовой деятельности опасностям, то возможности современного человека существенно отстают от уровня возросшей опасности. С развитием техники опасность растет быстрее, чем человеческое противодействие ей.

Второй причиной, делающей условия труда и жизни человека более жесткими и опасными, является рост цены ошибки. Расплата за ошибку первобытного человека была не столь велика, ошибки же современного человека обходятся ему гораздо дороже.

Третья причина – адаптация человека к опасности. Используя блага, даваемые техникой, человек зачастую забывает, что техника, обычно является еще и источником высокой опасности, а интенсивное использование ее повышает возможность реализации опасностей. Постоянное взаимодействие с машинами и неосведомленность о массовости несчастных случаев ведут к прекращению боязни того, что на деле является очень опасным.

Нередко из-за текущих мелких выгод человек преднамеренно идет на нарушение правил безопасности. Далеко не каждое нарушение влечет за собой несчастный случай. Люди, однажды безнаказанно нарушив правила и получив за счет этого какие-то выгоды, повторяют подобные нарушения. Постепенно происходит адаптация не только к опасности, но и к нарушениям правил безопасности.

Помимо общих причин, обнаруживается много индивидуальных факторов, способствующих преднамеренным нарушениям правил безопасности труда и росту числа несчастных случаев. Вопросы, связанные с проявлениями человеческого фактора, рассматриваются как анализ человеческой надежности (АЧН), который включает определение потенциальных источников человеческих ошибок на протяжении всего времени, предшествующего аварии. Эти ошибки можно подразделить на ошибки, оплошности и проявления злого умысла. В числе факторов, от которых зависит вероятность совершения ошибок в работе, что определяет надежность работника, называются:

  • долговременные медицинские и психофизиологические характеристики личности, состояние здоровья, тип темперамента, скорость реакции и устойчивость к негативным воздействиям, характер человека и его способности
  • сиюминутные медицинские и психофизиологические характеристики личности, его состояние здоровья на данный момент
  • наличие местных возбудителей
  • уровень образования и развития, культурный уровень личности
  • квалификация специалиста в области выполняемых им работ
  • морально-волевые качества человека
  • комфортные условия работы
  • качество нормативно-технических и организационно- распорядительных документов (четкость изложения, однозначность их понимания).

Необходимо иметь в виду, что к человеческому фактору добавляются также причины, характерные для кризисного состояния государства. Среди них:

  • разрыв хозяйственных связей
  • падение технологической дисциплины
  • снижение квалификации кадров
  • прогрессирующий износ средств производства и техники
  • рост стрессовой нагрузки на граждан из-за снижения жизненного уровня и политической нестабильности.

1.3. Причины возникновения опасных ситуаций

Значительная доля опасностей реализуется под воздействием и при непосредственном участии самого человека, обусловленных его поведением, существующими психофизиологическими особенностями и возможностями человеческого организма. Так, 45% аварий на атомных станциях, 60% авиакатастроф, 80% катастроф на море и 90% автокатастроф происходят исключительно по вине обслуживающего персонала в силу разных причин.

Причины возникновения опасных ситуаций и производственных травм, связанных с человеческим фактором, можно разложить по различным уровням:

  • уровень индивидуума: врожденные или приобретенные временно или постоянно психические и физиологические характеристики организма
  • уровень ближней среды: условия труда, нарушение отношений с коллегами, неудовлетворительный инструктаж по безопасности труда, жилищные и материальные заботы и т.д.
  • уровень общества: недостаточная информированность о профессиональных рисках и их последствиях, изъяны в стратегии организации безопасного труда в отрасли или регионе и т.д.

При обстоятельствах, одинаковых для всех работающих, определяющее значение в формировании поведения каждого человека имеют его индивидуальные качества, отражающие совокупность социально-психологических и физиологических свойств. Они включают тип нервной системы, темперамент, характер, особенности мышления, образование, опыт, воспитание, здоровье и другие качества. Широкий спектр свойств личности, социальных обстоятельств и производственных условий труда формируют психологические причины сознательного нарушения правил безопасной работы. Данными причинами являются:

В каждом действии человека выделяют три функциональные части: мотивационную, ориентировочную и исполнительную. Нарушение в любой из этих частей влечет за собой нарушение действия в целом. Человек нарушает правила и инструкции: либо он не хочет их выполнять, либо он не знает, как это сделать, либо он не в состоянии это сделать. Из этого следует, что в психологической классификации причин возникновения опасных ситуаций и несчастных случаев можно выделить три класса:

  1. нарушение мотивационной части действий. Проявляется в нежелании выполнять определенные действия (операции). Нарушение может быть относительно постоянным (человек недооценивает опасность, склонен к риску, отрицательно относится к трудовым и (или) техническим регламентациям) и временным (человек в состоянии депрессии, алкогольного опьянения)
  2. нарушение ориентировочной части действий. Проявляется в незнании правил эксплуатации технических систем и норм по безопасности труда и способов их выполнения
  3. нарушение исполнительной части. Проявляется в невыполнении правил вследствие несоответствия психических и физических возможностей человека требованиям работы. Такое несоответствие, как и в случае с нарушением мотивационной части действий, может быть постоянным (недостаточная координация, плохая концентрация внимания, несоответствие роста габаритам обслуживаемого оборудования) и временным (переутомление, понижение трудоспособности, ухудшение состояния здоровья, стресс, алкогольное опьянение).

1.4. Человек и техносфера

В прошлом основной акцент в техносфере делался на технико-организационные аспекты техногенной безопасности. Однако, начиная с 90-х годов ХХ века, стала все шире внедряться новая концепция – культура безопасности, которая предусматривает основную роль человеческого фактора в системе безопасности. Это произошло вследствие коренного изменения экологической ситуации в техногенной сфере, что потребовало ее осмысления, всестороннего анализа и разработки принципиально новых подходов, критериев и методов обеспечения безопасности. В связи с этим возникла необходимость в междисциплинарных исследованиях, базирующихся на системной трактовке человеческого фактора в технике и открывающих возможность их целостного представления при проектировании машин, оборудования и технически сложных изделий. На основе таких исследований решаются задачи не только приспособления техники и среды к человеку, но и формирования у работников способностей в соответствии с требованиями, которые предъявляет техника.

Читайте также: