Центр познавательной деятельности в детском саду

Обновлено: 04.07.2024

Как организовать развивающую среду в ДОУ в связи с введением ФГОС?

В связи с введением Федерального Государственного Образовательного Стандарта к организации предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении предъявляются требования:

  • содержательность и насыщенность. Наполнение средствами обучения, инвентарем, материалами, позволяющими удовлетворить потребности воспитанников в двигательной, игровой, творческой деятельности;
  • трансформируемость. Изменяемость в зависимости от ситуации, от поведения и желания детей;
  • полифункциональность. Предметы используются в разных вариациях, в разных видах деятельности детей;
  • доступность. Предметы и пособия доступно всем;
  • безопасность. При организации развивающего пространства соблюдаются все санитарно-эпидемиологические нормативы и правила пожарной безопасности.

Предметно-развивающая среда по ФГОС в ДОУ помогает реализации образовательных программ по:

  • социально-коммуникативному развитию;
  • познавательному развитию;
  • речевому развитию;
  • художественно-эстетическому развитию;
  • физическому развитию.

При организации среды в предметном содержании отсутствуют игрушки и пособия, провоцирующие детей на агрессивные действия, жестокость, насилие. Пространство развития детей наполняется элементами, имеющими высокий развивающий потенциал.

Предметно-развивающая среда. Что это такое в ДОУ старшей, средней, подготовительной, младшей группах

Чем больше заданий можно придумать с использованием элементов среды, тем выше их развивающий потенциал. Цветовое и световое содержание пространства комфортно для детей. Рекомендовано окрашивание стен в светлые пастельные тона, а освещение должно быть равномерным.

Одним из требований ФГОС является возможность изменения зон среды, предметного наполнения. Развивающая среда оперативно изменяется при помощи ширм, знаков, символов, делится на зоны. Если обстановка не изменяется длительное время дети скучают, теряют интерес.

В окружающей детей развивающей среде используются информационно-образовательные технологии для групповой работы, для индивидуальной работы под руководством педагога.

Виды деятельности для познавательного развития в детских садах

К основным видам деятельности детей по ДОУ можно отнести следующие:

  • Двигательную — обогащает двигательный опыт детей, формирует у воспитанников потребности в двигательной активности.
  • Игровую — развивает игровую деятельность ребёнка, формирует положительное отношение к себе, приобщает к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения.
  • Продуктивную (когнитивный компонент) — развивает продуктивную деятельность, развивает детское творчество, приобщает ребенка к изобразительному искусству.
  • Коммуникативную — развивает все компоненты устной речи.
  • Трудовую — воспитывает ценностное отношение к собственной деятельности.
  • Познавательно-исследовательскую — развивает сенсорную культуру, формирует целостную картину мира, расширяет кругозор детей.
  • Музыкально-художественную — приобщает к музыкальному искусству.
  • Художественную литературу (чтение) — развивает речевой аппарат ребенка.


Игры на развитие познавательных процессов у дошкольников

Изначально воспитатель выбирает занятие, учитывая особенности детей.

Основной целью является цветовосприятие, зрительная память и внимание.

Задача воспитателя: положить на стол цветные карандаши около 10 штук. Ребенок внимательно смотрит и запоминает все оттенки. Затем воспитатель просит закрыть глаза и убирает один цвет. Малыш открывает глаза и отгадывает, какого цвета не стало.

Обратите внимание! Основная задача — это снять напряжение, снизить агрессивность.

Требования к организации предметно-развивающей среды в свете ФГТ

Предметно-пространственная среда, учитывая требования ФГТ, даёт возможность каждому ребенку заняться интересным ему видом деятельности, удовлетворить потребность в общении.

Предметно-развивающая среда. Что это такое в ДОУ старшей, средней, подготовительной, младшей группах

Предметное наполнение развивающего пространства учитывает половые различия детей. Представлены материалы, игрушки и игры, воспитывающие мужественность у мальчиков и женственность у девочек. Обязательно присутствует уголок ряженья, используя предметы которого дети примеряют разные роли.

Рекомендуется дополнять предметное наполнение ящиком с бросовым материалом: лоскутами, разноцветными пластиковыми крышками, лентами, например. Дети могут по ходу игры смастерить недостающие элементы. Организуя окружающую среду для детей учитывают, что ведущая деятельность дошкольного возраста – игровая.

Предметная среда динамична, меняется в зависимости от возраста, желания воспитанников. Это открытая система, учитывающая новые потребности. Развивающее пространство активизирует самостоятельность ребенка, здесь он получает знания, социальный опыт.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Модель центра познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ

В ДОУ с детьми дошкольного возраста ведётся работа по познавательно – исследовательской деятельности, которая включает в себя исследование объектов окружающего мира и экспериментирования с ними.

В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов.

младшего дошкольного возраста

Дидактический материал:

- книги познавательного характера для младшего возраста;

- коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции "Подарки" (зимы, весны, осени);

hello_html_m3807b362.jpg

Оборудование:

- набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;

- материалы для игр с мыльной пеной.

hello_html_m490c4a78.jpg
hello_html_m2e069a52.jpg

- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.).

- простейшие приборы и приспособления:

лупы, сосуды для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек), зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами;

hello_html_m11d48f04.jpg

- "бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки;

- семена бобов, фасоли, гороха;

- ёмкости разной вместимости, ложки, лопатки, палочки, трубочки для коктейля, воронки, сито, формочки.

hello_html_36a925c7.jpg

- несколько комнатных растений;

- палочки для рыхления почвы;

Примерная тематика опытов и экспериментов в групповой лаборатории:

Дидактический материал:

- книги познавательного характера для среднего возраста;

- коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, "Подарки" (зимы, весны, осени), "Ткани", "Бумага", "Пуговицы"

- мини - музей (тематика различна, например "Камни", «Чудеса из стекла" и др.)

- дидактические игры по экологии.

Оборудование:

- халатики, передники, нарукавники;

- набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде и с песком;

- материалы для игр с мыльной пеной.

hello_html_m7fa2dbc7.jpg
hello_html_m1d5434f3.jpg

- некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука);

- пооперационные карты рецептов блюд (фруктовые и овощные салаты).

hello_html_3bde264f.jpg

- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

- контейнеры с крышками для природного материала и сыпучих продуктов;

- игрушечные весы, безмен, мерные кружки;

- ёмкости разной вместимости, ложки, воронки, сито, совочки, трубочки для коктейля;

- простейшие приборы и приспособления:

лупы, сосуды для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек), зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами;

hello_html_m65af6467.jpg

- "бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки;

- семена бобов, фасоли, гороха;

- комнатные растения с указателями;

- леечки, опрыскиватель, палочки для рыхления почвы;

- карточки-схемы проведения экспериментов (зарисовка опыта);

Содержание центра экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста

Центр науки и природы. Мини - лабаратория

Дидактический материал:

- схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;

- свойства воздуха, свойства воды;

hello_html_5a2a0bba.jpg

hello_html_m5a2a6cce.jpg

- серии картин с изображением природных сообществ;

- книги познавательного характера, атласы;

- мини-музей (тематика различна, например "Часы бывают разные", "Изделия из камня");

- календарь природы, календарь погоды;

hello_html_m3c11ed1a.jpg

- настольно-печатные дидактические игры для формирование первичных естественно-

Оборудование:

- стол для проведения экспериментов;

- стеллаж для пособий;

- материалы распределены по разделам: "Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет", "Стекло", "Резина";

hello_html_3e62b0a9.jpg
hello_html_m4f175570.jpg

- природный материал: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов , минералы, плоды, и др.;

- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.;

- технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, магниты, детали конструктора и т.д.;

- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.;

- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

hello_html_m4f6ef4f1.jpg

- сыпучие продукты: соль, сахарный песок, манка, пшено, крахмал, питьевая сода;

- ёмкости разной вместимости: пластиковые контейнеры, стаканы;

- медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, вата, марля, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл;

hello_html_59c820a1.jpg

- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др.;

- соломка для коктейля разной длины и толщины;

hello_html_54d7862.jpg

- половинки мыльниц, формы для льда;

- приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы; аптечные весы, безмен;

hello_html_4abb884a.jpg

- клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки;

hello_html_m2500d76e.jpg

hello_html_12a56cef.jpg
hello_html_m58de434.jpg

- инвентарь для ухода за комнатными растениями: леечки, опрыскиватели, палочки для рыхления почвы, кисточки и т. п.

Развивающая предметно – пространственная среда в ДОУ, одно из условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с основным требованиям ФГОС ДО, должна быть:

- содержательно-насыщенной, развивающей;
- трансформируемой;
- полифункциональной;
- вариативной;
- доступной;
- безопасной;
- здоровьесберегающей;
- эстетически привлекательной.

- формирование у детей элементарных математических представлений;

- закрепление уже имеющихся знаний;

- развитие стремления познавать, осуществлять мыслительные операции, используя дидактические игры и упражнения для развития активного проявления познавательной деятельности.

- целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности;

- развитие качеств и свойств личности ребёнка для успешного овладения познавательной математической деятельностью;

- развитие поисковых способностей, целенаправленных действий;

- воспитание стремления к достижению положительного результата, настойчивости и находчивости, самостоятельности;

- воспитание у детей потребности занимать своё свободное время не только развлекательными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуальными играми.

Содержание :

- разнообразные игры на развитие сенсорных чувств в соответствии с возрастом и развитием детей;

- разнообразные игры на формирование элементарных математических представлений по количеству и счету, величине и форме предметов, ориентировке в пространстве и времени;

- разнообразный счетный, наглядный материал: плоскостные предметные картинки для счета; мелкие игрушки и предметы – матрешки, грибочки, рыбки и др.; счетные палочки; комплекты геометрических фигур разных размеров, разного цвета; природный материал для счета; комплекты цифр и т.д.

Основные требования:

- представляет собой специально отведенную зону;

- должен иметь свободный доступ для детей;

- содержание должно быть знакомо каждому ребенку;

- материалы обязательно постоянно меняются, и дополняются;

- все материалы должны быть яркими, красочно оформленными, лаконичными.

Центр познавательного развития по математике

для детей 3-4 лет должен содержать :

-игры для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов;

- развивать у детей умения сопоставлять, сравнивать, уравнивать две группы предметов, пользоваться понятиями: много, один, ни одного;

- обучать сравнивать предметы по заданному признаку: длине, ширине, высоте, величине;

- формировать умения ориентироваться относительно своего тела: право, лево, верх, низ;

- знакомить детей с геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник.

Оборудование познавательного центра для детей 3-4 лет:

- набор плоскостных и объёмных геометрических фигур;

- блоки Дьенеша и рабочие карточки к ним;

- раздаточный материал на каждого ребёнка;

- наборное полотно на каждого ребёнка;

- матрёшки из трех кукол;

- неваляшки разных размеров;

- набор объемных тел: кубы, шары, цилиндры, бруски, диски;

- грибочки-втулки на стойке (4-6 элементов), 4 цветов;

- игрушки разные по цвету, величине;

- яркие ленты разной ширины и длинны;

- браслеты для определения правой руки;

- картинки для рассматривания и определения положения предмета относительно другого предмета, например бабочка на листочке;

- картинки с изображением частей суток, времени года;

- комплект из стержней разной длинны на единой основе и шариков для нанизывания и сортировки по цвету;

- фигуры для конструирования на фланелеграфе;

Центр познавательного развития по математике

для детей 4-5 лет должен содержать :

- дидактические игры, настольные игры, развивающие у детей умения ориентироваться в пространстве и времени ;

- сравнивать предметы по различным признакам, составлять ряды из одинаковых предметов по убыванию или возрастанию того или иного признака: объема, высоты, интенсивности цвета и т.д.;

- игры с алгоритмами, включающие 3-5 элементов.

Оборудование познавательного центра для детей 4-5 лет :

- мелкие игрушки для счета;

- набор карточек-цифр от 1 до 10 с замковыми креплениями;

- набор кубиков с цифрами;

- набор материалов Монтессори;

- набор объемных вкладышей по принципу матрешки;

- неваляшки разных размеров – комплект;

- наборы моделей: деление на части (2-4);

- набор объемных тел для группировки по цвету, форме, величине;

- игрушки разные по величине;

- таблицы с предметами двух видов по величине;

- набор геометрических фигур для группировки по цвету, форме, величине

(7 форм разных цветов и размеров);

- картинки с предметами, составленными из геометрических фигур или похожие на них;

- картинки с изображением времен года (деятельность детей);

Центр познавательного развития по математике

для детей 5-6 лет должен содержать:

- разнообразные игры, развивающие умения делить целый предмет на части, составлять целый из частей;

- содержать игры способствующие развитию числовых представлений и умений количественно оценивать разные величины;

- игры, развивающие умения создавать множества из разных по качеству элементов (предметов разного цвета, размера, формы, назначения, звуков, движений);

- игры, развивающие умение понимать отношение рядом стоящих чисел, умение устанавливать последовательность различных событий;

- игры с алгоритмами, с цифрами, монетами, а так же трафареты, линейки и другие измерительные эталоны, модели числовых и временных отношений.

Оборудование центра познавательного развития для детей 5-6 лет :

- мелкие игрушки для счета;

- цифры от 1 до 5, 10;

- таблицы с предметами от 1 до 10, для закрепления порядкового, прямого и обратного счета;

- набор счетного материала в виде соединяющихся между собой цветных фигур;

- набор карточек-цифр (от 1 до 100) с замковыми креплениями;

- коробочка с 2 сообщающимися отделениями и 10 шариками для наглядной демонстрации состава числа;

- матрешка из пяти кукол;

- набор полых геометрических тел для сравнения объемов и изучения зависимости объема от формы тела;

- набор бусин для нанизывания и классификации по разным признакам;

- мозаика с плоскостными элементами различных геометрических форм;

- игрушки разной величины от 1 до 5.шт.;

- геометрические фигуры средней группы и призма, конус;

- картинки с изображением разных частей суток (явления природы);

- картинки с изображением времен года (явления природы);

- таблицы с изображением символов частей суток и времен года;

- наборы моделей: деление на части (2-16);

- набор объемных тел для группировки по (цвет, форма, величина);

- набор брусков, цилиндров и пр. для группировки (по1-2 признакам: длине, ширине, высоте, толщине) из 7-10 элементов;

- набор объемных вкладышей по принципу матрешки;

- картинки с ориентировкой на плоскости листа: лабиринты, карты, схемы;

- календарь с днями недели со 2-го полугодия;

- логические игры, лото, шашки, шахматы, домино и др.;

- головоломки-лабиринты прозрачные с шариком - комплект;

- домино логическое, с разной тематикой;

- набор материалов Монтессори;

- игра головоломка Танграм;

Центр познавательного развития по математике

для детей 6-7 лет должен содержать :

- дидактические игры, формирующие умение ориентироваться на ограниченной территории, например страница тетради, умение работать с планом, схемой, маршрутом ;

- у мение анализировать форму предметов в целом и отдельные части;

- у мение называть числа в прямом и обратном порядке;

- игры для развития числовых представлений ;

- игры для деления целого предмета на части и составление целого из частей;

- умений количественно оценивать разные величины, игры с цифрами, монетами;

- умение определять время по часам;

- игры с алгоритмами;

- иметь трафареты, линейки и другие измерительные эталоны, модели числовых и временных отношений .

Оборудование познавательного центра для детей 6-7 лет :

- мелкие игрушки для счета;

- цифры от 1 до 10, 20;

- игрушки с предметами от 1 до 10 разной величины;

- набор карточек-цифр (от 1 до 100) с замковыми креплениями;

- таблицы с задачами;

- коробочка с 2 сообщающимися отделениями и 10 шариками для наглядной демонстрации состава числа;

- набор счетного материала в виде соединяющихся между собой цветных фигур;

- набор брусков, цилиндров и пр. для группировки (по1-2 признакам: длине, ширине, высоте, толщине) из 7-10 элементов;

- наборы моделей: деление на части (2-16);

- набор объемных тел для группировки (цвет, форма, величина);

- геометрические фигуры старшей группы и многоугольники;

- таблицы на состав числа из 2-х меньших чисел;

- календарь: дни недели, месяцы, год (по временам года);

- макеты часов, разные виды часов, изображенные на картинках;

- матрешка из пяти кукол;

- неваляшки разных размеров - комплект;

- набор полых геометрических тел для сравнения объемов и изучения зависимости объема от формы тела;

- набор бусин для нанизывания и классификации по разным признакам;

- мозаика с плоскостными элементами различных геометрических форм;

- емкости для измерения жидких и сыпучих тел;

- линейки, метры, треугольники, линейки-трафареты;

- листы бумаги в клетку, карандаши, ручки, фломастеры;

- логические игры, ребусы, головоломки, кроссворды;

- набор объемных вкладышей по принципу матрешки;

- набор материалов Монтессори;

- настольно печатные игры для подготовительной к школе группы, комплект;

- развивающие игры: шахматы, шашки, нарды, лото-бочонки и т.п.;

- игра головоломка из 7 частей - Танграм;

- игры Никитина, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры Воскобовича и др. в соответствии с возрастными задачами.

Рекомендуемая литература:

4.ФГОС ДО, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации октября 2013 г. № 1155.

Развивающая предметно-пространственная среда должна позволять организовать как совместную деятельность педагога с детьми, так и самостоятельную детскую деятельность, направленную на саморазвитие ребенка под наблюдением и при поддержке взрослого.

Инновационность подхода к организации развивающей предметно-пространственной среды развития ребенка определяется актуальностью интеграции не только образовательных областей, определенных ФГОС, но и необходимостью организации центров активности на принципах развития и интеграции.

Центр занимательной математики должен быть оснащён материалами и атрибутами, позволяющими детям в самостоятельной деятельности отрабатывать навыки, закреплять уже имеющиеся знания, открывать для себя новое в области математики через своеобразные детские виды деятельности: игровую, поисково-исследовательскую, конструктивную, речевую и т.д.

Центр математики должен состоять из нескольких столов, оборудованных секциями для хранения дидактического материала, навесными полками. Наличие фланелеграфа из коврового покрытия. Размещенные в центре предметы и математические пособия в младших группах должны обеспечивать богатство сенсорных впечатлений ребенка, в старших группах – развитие счетной и вычислительной деятельности и логического мышления. Материалы центра должны обеспечивать опережающий характер математического образования: примерно 15% содержания должны быть ориентированы на детей более старшего возраста. В содержании математического центра должна быть заложена возможность формирования активности у детей, имеющих пробелы в знаниях по элементарной математике: около 15 % содержания должны быть ориентированны на детей более младшего возраста. Рекомендуется совмещение математического центра с уголком детского экспериментирования и строительно-конструктивным уголком.

Примерное содержание центра занимательной математики в группах ДОУ:

Для детей 3—4 лет

В центре занимательной математики могут быть расположены дидактические игрушки и настольные игры, развивающие у детей умения:

сравнивать предметы по различным признакам— размеру, форме, цвету, назначению и т.д.;

составлять ряды из одинаковых предметов по убыванию или возрастанию того или иного признака: объема, высоты, интенсивности цвета и т.д.;

Для детей 4—5 лет

Центр занимательной математики средней группы может содержать:

Дидактические игрушки и настольные игры, развивающие у детей умения:

— сравнивать предметы по различным признакам — размеру, форме, цвету, назначению и т.д.;

— группировать предметы на основе общих признаков (это — посуда,

— составлять ряды из одинаковых предметов по убыванию или возрастанию того или иного признака: объема, высоты, интенсивности цвета и т.д.;

-модели: числовая лесенка, ряд величин, спиралевидные модели на познание временных отношений;

Для детей 5—6лет

Геометрические фигуры и плоские силуэты разных предметов (фланелеграф), игрушек для установления упорядоченного ряда по длине, ширине. Объемные предметы, игрушки для сравнения и установления упорядоченного ряда по высоте и толщине.

Условные меры длины, объема сыпучих и жидких веществ.

Наборы моделей геометрических фигур для выкладывания предметных картинок.

3.Ориентировка в пространстве

Наборы картинок (фланелеграф), игрушек, игры,

позволяющие овладеть ориентировкой от объектов: впереди, сзади, слева, справа, между, посередине.

4.Ориентировка во времени

Наборы сюжетных картинок, фотографий, слайдов, помогающих усвоить понятия: на рассвете, в сумерки, в полдень, в полночь.

Пособия, формирующие последовательность времен года, дней недели.

5.Количество и счет

Карточки с цифрами первого десятка.

Предметные картинки (фланелеграф),игрушки, предметы, природный материал, геометрические фигуры для счета, сравнения классификации, операций с множествами.

Карточки с предметами, размещенными по кругу, в виде числовой фигуры, в бесструктурной, ассиметричной группе.

Предметные карточки (фланелеграф) для ознакомления с количественным составом числа из едниц.

Наборы крупных и мелких цифр, карточки со знаками +,-,

Наборное полотно для цифр

Карточки с тремя гнездами, отдельные карточки с количеством предметов на один меньше.

Карточки с тремя гнездами (с кружками, цифрами), среднее гнездо закрывается отдельными карточками с кружками (цифрами), обозначающими смежные числа.

Карточки с тремя гнездами (с кружками, цифрами), крайние гнезда закрываются отдельными карточками с кружками(цифрами), являющихся соседями числа.

Измерительные приборы и инструменты (линейки, сантиметры, циркуль, весы, безмен, мерные стаканчики, термометры, палетки).

Модели алгоритмов: линейные, разветвленные.

Модели геометрических фигур.

Модель недели, модель года (4 времени года).

Для детей 6-7 лет

Геометрические фигуры и плоские силуэты разных предметов (фланелеграф), игрушек для установления упорядоченного ряда по длине, ширине. Объемные предметы, игрушки для сравнения и установления упорядоченного ряда по высоте и толщине.

Условные меры длины, объема сыпучих и жидких веществ.

Плоские фигуры (фланелеграф): круг, квадрат, овал, прямоугольник, четырехугольник разных цветов, размеров, из разных материалов. Объемные фигуры: шар, куб, цилиндр разных цветов, размеров, из разных материалов.

Счетные палочки и полоски бумаги для изображения геометрических фигур, для заданий на трансформацию.

Различные виды многоугольников: треугольник, четырехугольник, пятиугольник, шестиугольник.

Наборы объемных и плоскостных геометрических фигур для создания предметов сложной формы.

3.Ориентировка в пространстве

Наборы картинок (фланелеграф), иллюстраций, фотографий, игрушек, игры, позволяющие усвоить пространственные отношения: рядом, вокруг, впереди, посередине, среди; отдельных выражений: возле, под, через, напротив вдали

Наборы геометрических фигур (фланелеграф) для ориентирования на листе бумаги.

4.Ориентировка во времени

Пособие, формирующее понятие год. Календари: отрывные, настенные, настольные. Наборы картинок, иллюстраций для ознакомления с месяцами, их названиями.

Различные виды часов для формирования понятия о часе, получасе, четверти часа, минуте, секунде.

5.Количество и счет

Предметные картинки, геометрические фигуры (фланелеграф), игрушки, природный материал для ознакомления с составом числа из двух меньших.

Предметы, иллюстрации, схемы для составления и решения арифметических задач.

Карточки с цифрами, знаками +,-, =, больше, меньше.

Карточки-домики с двумя пустыми окнами, которые закрываются отдельными карточками (кружки, цифры), являющимися составными частями числа.

Круги на состав числа.

Картинки-панно для составления задач с плоскими контурами различных предметов.

Таблица с множеством предметов (геометрических фигур), расположенных по вертикали и горизонтали для классификации (по цвету, форме и т. п.).

Читайте также: