Схд что это такое в детском саду

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Цифровая образовательная среда в ДОУ

Слайд 1 – титульный слайд

СЛАЙД 2. Развитие цифровой среды в ДОУ

В настоящее время окружающее цифровое пространство стало неотъемлемой составляющей жизни ребенка, начиная с раннего возраста. Источником формирования представлений ребенка об окружающем мире, общечеловеческих ценностях, отношениях между людьми становятся не только родители, социальное окружение и образовательные организации, но и медиаресурсы. Для современных детей познавательная, исследовательская игровая деятельность с помощью компьютерных средств является повседневным, привлекательным занятием, доступным способом получения новых знаний и впечатлений.

Современное общество предъявляет высокие требования к процессу обучения и воспитания детей в дошкольных образовательных организациях. Возникает необходимость в цифровизации учебного процесса, для успешного использования новых педагогических технологий в воспитании и образовании дошкольников.

создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.

Эксперимент по апробации федеральной информационно-сервисной платформы цифровой образовательной среды с 1 сентября 2020 г. стартует в следующих регионах РФ:

Алтайском и Пермском крае;

Сахалинской, Тюменской, Челябинской, Астраханской, Калининградской, Калужской, Кемеровской, Нижегородской, Новгородской, Новосибирской, Московской областях;

Ямало-Ненецком автономном округе.

Школы в регионах-участниках получат высокоскоростной доступ в интернет со скоростью не менее 100 Мб/с в городской местности и не менее 50 Мб/с в сельской местности. Все учебные заведения оснастят компьютерами, программным обеспечением и презентационным оборудованием. За два года в них должна быть создана современная и безопасная цифровая образовательная среда, обеспечивающая высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.

После завершения эксперимента к 2024 году целевая модель ЦОС будет внедрена по всей России. 100% образовательных организаций будут обеспечены скоростным доступом в интернет.

Разберем более подробно, что же такое ЦОС в ДОУ?

Организация современной цифровой среды в ДОУ способствует реализации ключевых принципов, целей и задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Дошкольники, знакомясь с компьютерными технологиями и узнавая их возможности, испытывают интерес, удивление и радость от общения с ними. Интерактивные обучающие игры дают возможность организовать одновременное обучение детей, обладающих различными способностями и возможностями, выстраивать образовательную деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка. Цифровые технологии являются эффективным средством для решения задач развивающего обучения и реализации деятельного подхода, обогащения развивающей среды ДОУ. В процессе решения виртуальных образовательных задач у детей развиваются творческий потенциал, инициатива, любознательность, настойчивость, трудолюбие, ответственность, что является целевыми ориентирами ФГОС дошкольного образования. Цифровые технологии могут стать важным звеном в организации сотрудничества детского сада с семьей, в том числе при организации дистанционного обучения.

Цели цифровой среды:

расширение возможностей построения образовательной траектории;

 доступ к самым современным образовательным ресурсам;

 растворение рамок образовательных организаций до масштабов всего мира.

 расширение образовательных возможностей для ребенка;

 повышение прозрачности образовательного процесса;

 облегчение коммуникации со всеми участниками образовательного

 снижение работы за счет ее автоматизации;

 снижение рутинной нагрузки по контролю выполнения заданий

воспитанниками за счет автоматизации;

 повышение удобства мониторинга за образовательным процессом;

 формирование новых возможностей организации образовательного

 формирование новых условий для мотивации дошкольников при

 формирование новых условий для переноса активности образовательного процесса на ребёнка;

 облегчение условий формирования индивидуальной образовательной

Работа педагогов при цифровизации учебного процесса:

1. Использование информационных ресурсов сети Интернет в организации

познавательной деятельности дошкольников в организованной учебной деятельности.

2. Дистанционное образование, повышение квалификации.

3. Внедрение информационных технологий и ресурсов сети Интернет в отдельные этапы традиционного занятия.

4. Создание Интернет-занятий, интегрированных занятий.

5. Занятия на основе готовых программных продуктов.

6. Разработка собственного программного обеспечения, формирование и использование ресурсной базы медиатеки.

7. Создание банка данных развития дошкольников, базы портфолио.

Работа с детьми:

1. Познакомить с компьютерной техникой, с правилами безопасности и поведения на занятиях с использованием ИКТ.

2. Начать развивать компьютерную грамотность в рамках дополнительного образования дошкольников.

Использование различных форм ИКТ в учебном процессе

3. Использование цифровых образовательных ресурсов в учебной деятельности.

4. Создание учебно-методических материалов.

5. Создание презентаций и фильмов по различным разделам.

8. Использование ИКТ в воспитательной работе ДОУ.

Ожидаемые результаты цифровизации:

· Повышение эффективности процесса обучения.

· Активизация познавательной деятельности детей.

· Создание банка данных по различным направлениям деятельности.

· Создание общедоступной коллекции КИМ (компьютерно-игровых методик);

· Распространение опыта успешного использования дистанционных технологий в образовательно-воспитательном процессе ДОУ.

· Обеспечение массового доступа к дистанционным и облачным технологиям всех групп пользователей.

Единое информационно-образовательное пространство детского сада обеспечит:

– создание дополнительных условий для социализации детей;

– формирование критического мышления в условиях работы с информацией, способностей осуществлять выбор и нести за него ответственность;

– формирование творческих навыков;

– формирование навыков коллективной работы и совместного мышления, умения сотрудничать со сверстниками и взрослыми;

– развитие коммуникативных способностей и навыков выступлений;

– проведение культурно-просветительской работы (правовое, эстетическое и др. воспитание).

СЛАЙД 11. Однако следует помнить, что ЦОС является только средством , помощником педагога в развитии ребенка и она не сможет полностью заменить живого человеческого общения.

Наталья Кузнецова
Создание условий в группе для поддержки инициативы и самостоятельности детей в изодеятельности.

Слайд 2 текст из ФГОС о развитии инициативы и самостоятельности

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (п. 2.6) художественно-эстетическое развитие предполагает реализацию самостоятельной творческой деятельности детей в изобразительной деятельности. В дошкольном возрасте ребенок очень активен, восприимчив ко всему новому, поэтому и нужно развивать в ребенке те способности, которые изначально заложены в нем.

Художественное творчество - один из любимых видов детской деятельности.

Дети любят художественную деятельность и часто по собственной инициативе занимаются ею. Нельзя сказать, что самостоятельная художественная деятельность полностью осуществляется без руководства взрослого, просто руководство носит косвенный характер. Предварительно воспитатель заботится о накоплении ребёнком опыта, впечатлений, которые потом отобразятся в рисунках, лепке, аппликации. В НОД, совместной организованной деятельности воспитатель ставит конкретные задачи (например, развивать умение наносить мазки краски узкой и широкой кистью; развивать умение узнавать, называть основные цвета, оттенки красок и смешивать их; развивать умение правильно использовать кисти, клей и пластилин, познакомить с изобразительным способам и приёмам и др.).

Слайд 3-формулировка задач к СХД

При постановке задач к организации самостоятельной деятельности детей обращаем внимание на создание условий, привлечение детей к той или иной деятельности, побуждение (например, (прописать название СХД и задачи к ним)

Создание мотивации к СХД (прописать название СХД и мотив)

При организации самостоятельной художественной деятельности особое внимание уделяем мотивации детей. Это способствует созданию интереса у детей к деятельности, ведь в основе инициативы лежит интерес познать что-то новое, создать новый творческий продукт, желание помочь и т. д. Например, …. ( привести 2 примера: название СХД и его мотив)

Слайд 4-уголок изодеятельности

Для развития инициативы и самостоятельности у детей в изодеятельности служит созданная в группе развивающая предметно-пространственная среда, в которой каждый ребенок может заниматься любимым делом.

Слайд 7 –принципы создания среды (разнообразия (насыщенности, новизны, динамичности)

В основе ФГОС лежит создание условий для деятельности детей, поэтому особое внимание уделяем подбору материалов для самостоятельной изобразительной деятельности. В своей работе придерживаемся принципов новизны и динамичности, т. е. стараемся регулярно дополнять содержание изоуголка новыми художественными материалами (пастель, уголь и др.) или отличающимися яркостью (флюорисцентные цвета красок, краски с блесками, необычной формой (коробка с красками в виде бабочки, машины) или нетрадиционными материалами. Регулярно осуществляем сменяемость материалов.

Слайд 10- нетрадиционные техники в изодеятельности

(слайд 13)Использование нетрадиционных методик очень привлекательно для детей, так как оно открывает большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Слайд 14- формы работы по изодеятельности

Такая работа развивает у детей самостоятельность, уверенность в своих силах, побуждает к проявлению инициативы, проведению самостоятельных исследований, созданию новых творческих работ.

Самостоятельная художественная деятельность детей вне организованной образовательной деятельности в ДОУ: значение для развития творчества детей, условия организации, место проведения.

1. Содержание СХД.

СХД – это деятельность, которая возникает по инициативе детей.

1.2.Значение СХД для развития творчества детей.

Полученный на занятиях художественный опыт, усвоенные знания, умения дети переносят в новые необычные условия. В самостоятельной деятельности они сами продумывают, что будут делать и последовательность выполнения.

1.3. Создание условий для проведения СХД.

организация места для занятий;

наличие материала, оборудования.

выделение времени для занятий.

1.4. Тематика детских работ.

Тематика зависит от:

Ø возраста детей;

Ø знаний и полученных навыков;

Ø желания ребенка;

1.5. Место проведения СХД.

В группе (см. выше)

Вынести столы, стулья необходимый материал (глину, пластилин, краски, листы бумаги). Утром полить песок и рисовать или лепить из песка. Найти упавшие ветки, взять шишки или другой природный материал и выполнить поделку. Рисование мелками на асфальте.

Развести в баночке краску и полить ею притоптанный снег, вылепить снеговика или другой персонаж и раскрасить.

1.6.. Связь СХД с другими видами деятельности детей.

Пути и методы косвенного воздействия воспитателя на самостоятельную художественнуюдеятельность детей дошкольного возраста.

2. Руководство СХД (самостоятельной художественной деятельностью) со стороны воспитателя (косвенное руководство).

2.1.Роль занятий как средства обогащения СХД детей.

На занятии дети впервые знакомятся с новыми для них изо материалами, со способами работы с ними, воспитатель помогает определиться с тематикой работ, учит планированию своей работы.

2.2. Предметный мир (в группе) как условие развития СХД.

Чем разнообразнее и интереснее будут оформлены уголки в группе, чем содержательнее они будут, тем ярче и выразительнее будут детские работы, тем чаще дети будут заниматься любимым делом.

Ø впечатления детей;

Ø желание поупражняться;

Ø сделать кому – то приятное (сувенир маме, рисунок другу);

Ø рассматривание произведений искусства.

2.4. Содружество ДОУ и семьи в организации СХД дома.

Работа эстета в изобразительной студии.

Эстетическая развивающая среда как фактор развития изобразительного творчества детей дошкольного возраста. Роль уголка продуктивных видов деятельности в группе

  1. Понятие предметно-пространственной среды.

Под предметно-пространственной средой мы понимаем созданную в дошкольном учреждении обстановку, в которой живет ребенок.

В этой окружающей среде выделяют 4 аспекта:

Социальный аспект – включает взаимодействие детей друг с другом и взаимодействие детей со взрослым (доброжелательное отношение в ДОУ).

К социальной среде относятся и те организации, в которых бывает ребенок с родителями (поликлиника, библиотека, музей, магазин и др.). Безусловно, эту среду педагоги не определяют, они не могут влиять на ее качество. Однако, учитывать ее, оценивать и формировать отношение к ней необходимо.

Природный мир – это природное содержание в ДОУ (в помещении, на участке, в сквере, парке и др. местах). Для создания природной среды привлекают детей.

Предметный мир – мебель и оборудование всех помещений, где живут и занимаются дети. Развивающая эстетическая среда должна включать содержательные компоненты, которые активизировали бы эстетическое восприятие. Необходимо предъявлять определенные требования к игрушкам в ДОУ и группе. Включение в среду материалов для занятий художественным творчеством в разных видах деятельности вызывает творческую активность детей. В помещении ДОУ обязательно должны быть произведения искусства. Большое воспитательное значение имеет и широкое использование в создании эстетической развивающей среды детских работ по изодеятельности, художественному конструированию. Следует систематически организовывать выставки детских работ (работ детей и их родителей).

Архитектурно-пространственная среда – здание ДОУ и все помещения; а также здания вокруг детского сада.

  1. Требования к организации эстетически воспитывающей среды:

среда должна быть сменяемой, разнообразной и сложной, динамичной;

среда ДОУ должна быть взаимосвязана со всеми ее частями и окружающей средой, что помогает ребенку свободно заниматься разными видами деятельности;

среда не должна быть застывшей, ее следует постоянно преобразовывать, обновлять с учетом специфики детского восприятия;

в создание среды необходимо включать и детей, это способствует осознанному отношению ребенка к среде;

оборудование и материалы должны быть в свободном пользовании детей;

среда должна соответствовать возрастным психофизиологическим особенностям.

3. Роль педагога в организации эстетической развивающей среды. (Комарова Т.С. Эстетическая развивающая среда в ДОУ. – М., 2005)

4. Роль уголка продуктивных видов деятельности в ДОУ.

Чтобы у детей возникло желание заниматься в уголке ИЗО, его необходимо красиво и интересно оформить.

Рисовать, лепить, конструировать всегда удобнее у окна. Для того, чтобы дети не ходили по всей группе с красками, карандашами и другими изоматериалами и оборудованием, не ждали, когда будут убраны столы после приема пищи, в уголке ИЗО необходимо иметь несколько столов для занятий. Эти столы могут стоять по-разному: в ряд вдоль окна (ленточным способом) или 2 стола напротив друг друга для выполнения коллективных творческих поделок. Очень удобны для рисования столы с откидными столешницами (по типу стола – книжки). В основе такого стола может быть 4-хугольник или 5-тиугольник, где дети кладут краски, баночки с водой или кисти, карандаши, а на откидных крышках можно рисовать (см. книгу Пантелеевой Л.В. Художественный труд в детских садах СССР и СФРЮ. – М., 1987. стр 20 – 29 или кн. Пантелеевой Л.В. Музей и дети.- М., 2000. стр 224 – 229). Удобными для рисования также являются мольберты. Для самостоятельных занятий изодеятельностью необходимо найти место для хранения материалов и оборудования. Для такой цели можно иметь тумбочку с закрытыми дверцами, навесной шкаф, или навесную открытую полку, где дети свободно без помощи взрослого могут взять те материалы, которые им необходимы в данный момент. Конечно, и тумбочка, и навесные шкафы, и полки должны быть эстетически оформлены. Их оформление должно вписываться в общий интерьер группы, и в тоже время выделяться наличием и расположением там предметов декоративно – прикладного искусства, детскими рисунками или поделками. Именно оформление уголка ИЗО и наличие предметов декоративно – прикладного искусства прежде всего привлекает детей для самостоятельных занятий.

Каким же должно быть оборудование уголка ИЗО? Это зависит от возрастной группы, от того, по какой образовательной программе вы работаете, с какими изоматериалами вы познакомили детей на занятиях по изобразительной деятельности, от материальных возможностей группы, от желания и умений детей, от творчества воспитателя группы и т.д. Например, в старшей группе на занятиях по рисованию вы познакомили детей с новыми для них материалами: сангина, соус, уголь, пастель, и дети умеют ими пользоваться (не сильно нажимают на них, чтобы не сломать, у вас есть в достаточном количестве шершавая бумага для рисования, вы познакомили родителей с данными материалами и они могут вам помочь приобрести), значит в вашем ИЗО уголке в свободном пользовании будут данные материалы. Если для детей средней группы для лепки необходимы: доски или клеенка, глина или пластилин, стеки, различные печатки для нанесения узора, а также, небольшие кусочки ткани, бумаги, перья и т.д. для оформления поделки, то в старшей и подготовительной группе уже необходимо уметь пластилин разных ярких цветов для выполнения пластилинографии, а также небольшие листы картона. Главное, чтобы с этими материалами и оборудованием дети были знакомы.

Хотелось бы отметить, что в уголке для продуктивной деятельности должен быть природный материал для детского конструирования (какой природный материал использовать для каждой возрастной группы, решает сам воспитатель или см. книгу Гульянц Э.К. Что можно сделать из природного материала. – М., 1984), а также мелкий лоскут, нитки, ленты, тесьма и другие материалы для ручного труда (для старшей и подготовительной группы).

Таким образом, не только красивое оформление уголка и наличие в нем разнообразных материалов привлекает детей к самостоятельной деятельности, но и сформированные у детей изобразительные умения, навыки, а также большая заинтересованность воспитателя группы.

Почепский Олег

Система хранения данных (СХД) — это комплекс аппаратных и программных структур, необходимых для содержания информации, которая, как правило, поставляется в значительном объеме. Объекты, помещаемые внутрь подобной конфигурации, могут обладать самым разным форматом: от классических медиа файлов до объемных баз. В качестве основных носителей используются всевозможные гибридные решения, состоящие из SSD и HDD. Главные отличия СХД от обыкновенной компьютерной памяти — это внушительная архитектура, возможность объединения контейнеров для транспортировки в сеть, присутствие отладочного управленческого ПО, а также техники копирования, архивирования и виртуализации.

Сфера разработки систем для содержания и обработки данных предоставляет возможному пользователю внушительный выбор, позволяя ему выбирать нужные классы устройств, предназначенных для решения конкретных задач по индивидуальным характеристикам. Однако подобное разнообразие ассортимента конструкций существовало не всегда: отрасль развивалась постепенно, претерпевая огромное количество модернизаций, изменяясь под тот объем работы, который требовался человеку в определенное время.

Однако несмотря на наличие глобальных модификаций, сам принцип содержания остался неизменным. Физика полупроводниковых инноваций в конечном счете сводится к поиску новых научных достижений, обеспечивающих увеличение плотности транзисторов, размещенных на подложке. Схемы и микропроцессоры, взаимодействующие между собой, создают стройную систему, которая, кстати, пришла на смену модулям прошлого, состоящих из вакуумных ламп и отдельных электропроводящих элементов.

Как хранили данные раньше

Огромный технологический скачок рассматриваемая сфера совершила в течение последних 60-70 лет. За указанное время люди успели придумать, разработать и выпустить многочисленное количество устройств, применяемых для аккумулирования информации в рамках единого носителя. К их числу относились:

  • магнитные и перфорированные ленты;
  • барабаны;
  • диски;
  • оптические винты;
  • перфокарты.

Каждый прибор характеризовался собственным набором преимуществ и недостатков. Создание любого из них постепенно приближало исследователей к успешно используемой современной аппаратуре.

Носители данных, использующие перфорацию

Самый первый модуль, являющийся прообразом всех нынешних систем, предназначенных для сбора и обработки информационных контейнеров. Их главная особенность – наличие значительного числа отверстий правильной формы, расположенных прямиком на листовом материале. В качестве подложки может приобретаться буквально все, вплоть до специального тонкого картона. Наиболее широко они применялись во второй половине XX века. С течением времени были заменены новыми конструкциями, представленными в виде компактных, быстрых и удобных полупроводниковых, магнитных или оптических носителей.

Перфокарты

Перфорированные элементы – это оборудование, применяемое людьми задолго до изобретения первого компьютера. Они задействовались, например, в ткацких станках, часах-карильонах, обыкновенных шарманках и пр. Первый человек, задумавшийся об использовании таких аппаратов для хранения данных – Герман Холлерит. Он реализовал свою идею для обработки статистики, полученной во время переписи населения. Позже ему удалось перенести информацию на другие приложения – это открытие привело современную группу компаний IBM к периоду благополучия, длящемуся до сих пор.

Перфоленты

На первый взгляд, более практичные носители, которые, к сожалению, в бизнесе и на крупных предприятиях практически не применялись. Основные проблемы устройства (последовательный доступ, небольшая емкость и низкая скорость ввода/вывода) сильно мешали дальнейшему распространению. Узкие 5-колонные ленточки с 1857 года можно было найти на телеграфах, а их широкие аналоги на 24 колонки задействовались в электромеханическом калькуляторе, изобретенном порядка 80 лет назад.

Магнитные ленты

Виды и средства хранения данных начали преобразовываться в 1924 г., с момента создания катушечных магнитных носителей. Такое оборудование обладало сильными преимуществами, выгодно отличаясь от устаревших перфокарт практически по всем фронтам. Побуждением к совершенствованию технологии стало то, что уже в середине восьмидесятых годов прошлого столетия, емкости дисков измерялись гигабайтами, а работать с такими величинами могли исключительно накопители нового формата. За три десятка лет исследователи разработали огромное количество подобных модулей, однако самым распространенным стандартом стал LTO. Именно на такой основе выпускают многие современные картриджи.

Магнитный барабан

Промежуточный вариант способ решения спора между регламентом пошаговой записи и нуждой обеспечения доступа к данным, расположенным во внешнем устройстве. Произведен в 1932 г, а его создателем считается Густав Тучек. Такие конструкции эксплуатировались до 1980 г: ими комплектовались машины ЭВМ БЭСМ-6, а также ее современники.

Гибкие диски

Организация хранения данных: почему возникла необходимость в СХД

По результатам опросов бренда IDC Perspectives, до 23% от расходов в сфере IT уходит на операции по аккумулированию информационных контейнеров. Упомянутое положение дел обеспечивается чрезвычайно высокими темпами роста современного бизнеса: предприятия нуждаются в надстройках, способных сохранять и обрабатывать огромные потоки цифровых структур. Безвозвратная потеря каких-либо важных записей – это настоящая катастрофа, способная привести к краху даже самую успешную, и, казалось бы, непоколебимую корпорацию.

Факторы, способствующие развитию

Перед тем как начать разбираться с большим вопросом о том, что такое система хранения данных (СХД) в нынешнем формате, следует уточнить перечень причин, позволяющих говорить о чрезвычайной необходимости модернизации в целом:

  1. Развитие конкурентоспособности многих фирм, а также сложные характеры внутри рыночного противостояния
  2. Появление брендов, предлагающих решения для обустройства сеток предпринимательских учреждений.
  3. Пользовательская нужда в адаптивных платформах, способных работать с аналитикой в различных формах.

Все перечисленные факторы сыграли чрезвычайно важную роль во всем процессе становления отрасли.

Сферы применения СХД

В 2021 году рассматриваемые классы устройств используются в максимально широком ассортименте самых различных сфер:

  • формирование отчетности;
  • выработка прогнозов;
  • бизнес-аналитика;
  • переход на электронный документооборот в правительственном масштабе и пр.

На самом деле, намного проще перечислить отрасли, в которых подобные конструкции использованы не были.

Требования

В 2008 г., компания ТИМ выполнила исследование, основной целью которого стало получение данных от пользователей о приоритетных характеристиках аппаратуры, применяемой для аккумулирования информации. Исходя из результатов сотен опросов, можно сделать вывод о том, что люди, приобретающие рассматриваемые структуры, выделяют следующий набор их претенциозных качеств:

  • функциональность;
  • совокупная стоимость;
  • прямые затраты;
  • объем потерь на издержках при содержании;
  • наличие рисков в плане обслуживания;
  • присутствие гарантийного пакета и пр.

Все указанные факторы подталкивают предпринимателей к приобретению новых, более удобных, качественных и надежных модулей.

Из чего состоит

Обозреваемые структуры всевозможного класса создаются из определенного и стандартизированного числа элементов:

  • носитель, выступающий в роли хранителя;
  • инфраструктура обеспечения доступа;
  • внутренняя группа дополнительной архивации и восстановления;
  • ПО для настройки и отладки;
  • сервис взаимодействия и диагностики.

Практически во всех случаях модели монтируются в классический шкаф (размером 19 дюймов), а их внешняя часть комплектуется наружными интерфейсами, отверстиями для коммутации портов, аккумуляторными батареями и пр.

Дисковые массивы

В конце 1990 года был создан уникальный коммерческий накопитель, полученный в результате объединения научных баз RAID и выпускаемых тиражом винчестеров. Незамысловатая логика устройств полностью соответствовала их физической конфигурации, а размеры одного такого контейнера могли варьироваться до 64 терабайт (конечно же, на современных аналогах). Впоследствии идея получила продолжение: дорогие и примитивные модули были заменены на легендарные версии 4200-ICDA, работа которых обеспечивалась мощностями 32-разрядного процессора.

Ключевые требования к СХД

Все системы обозреваемых классов предполагаются для использования в реальных, и достаточно непростых эксплуатационных условиях. Коммутацию к ним на практике осуществляют десятки и сотни серверов – этот фактор диктует основные условия, выдвигаемые к подобным интерфейсам:

  • надежность и отказоустойчивость;
  • доступность информации;
  • наличие средств настройки и управления;
  • производительность;
  • масштабируемость.

Конечно, существуют и другие качества, однако представлять их следует именно в таком перечне.

Типы СХД

Комплект из достаточно сложных технических устройств функционирует по собственным регламентам, отладкой которого первоначально занимается разработчик, а затем – пользователь.

Дисковые

Модули применяются для оперативного взаимодействия с информационными контейнерами и формирования промежуточных копий. В 2021 году практикуется использование таких версий:

  • для рабочих файлов;
  • для резервного копирования;
  • для долговременной архивации.

Все перечисленные виды storage-аппаратов обладают чрезвычайно широким набором сфер возможного применения.

Ленточные

Используются для создания вторичных дубликатов и архивированных структур. Как правило, поставляются в формате следующих категорий:

  • отдельные полноформатные накопители;
  • автоматические загрузчики;
  • ленточные библиотеки.

Аналогичным образом применяются практически повсеместно.

Варианты подключений СХД

Для коммутации жестких дисков, пребывающих в составе единого хранилища, задействуются все возможные внутренние интерфейсы:

Также оборудование подобного профиля комплектуется и внешними средами:

Еще есть узел взаимодействия между кластерами – Infiniband, также применяемый для получения доступа к рассматриваемым конструкциям.

Возможные топологии

Каждое стандартизированное хранилище состоит из набора некоторых активных элементов, обеспечивающих непосредственную функциональность всей аппаратуры:

  • модуль коммутации серверов;
  • емкости для хранения;
  • компоненты сейфовых сетей и пр.

Такая архитектура была разработана в середине девяностых годов прошлого столетия. Она обладает некоторым перечнем неотъемлемых преимуществ: сниженные затраты, простое управление, уменьшенный трафик локальных сеток, высокая степень готовности и отличная протекция.

Системы прямого подключения (DAS)

Модели Direct Attached Storage, коммутация которых выполняется непосредственно к серверной части всего построения. По сути, представляют собой разумный способ дискового расширения отдельно взятой ячейки, позволяющей пользователям взаимодействовать с конструкцией через сеть, в дистанционном, удаленном формате.

Устройства хранения данных, подключаемые к NAS

Накопитель, подключенный к сетевым настройкам, обеспечивающий файловый доступ к информации для сред LAN/WAN. Главные преимущества – высокая скорость развертывания, отлично организованные операции взаимодействия с контейнерами и возможность использования в узконаправленных секторах.

Структура блочного формата – отдельная сеть, служащая для организации доступа со стороны серверов и рабочих станций, отвечающих за мероприятия по обработке внутренних аккумулированных единиц. Благодаря наличию такого интерфейса, оборудование получает отличную готовность и хорошие параметры, связанные с интенсивностью осуществления запросов.

Решётка

Дополнительный вариант соединения, посредством которого создается архитектура с узлами, образующими регулярный одномерный решетчатый сервис. При этом каждое ребро полученного построения расположено параллельно наличествующей оси, и объединяет две смежных точки.

Кольцо

Сеть с такой топологией единообразно формирует все элементы, выстраивая их в окружность, коммутируемую каналами связи. Выход одного компьютера подключается к входу другого, а начав движение из одного места, сведения в итоге возвращаются в начало.

Центрально-распределенная система обработки и хранения данных

Каскадная решетка, основным предметным отличием которой являются элементы, с числом включений, варьирующимся в зависимости от топологических параметров всей конструкции. Используется в качестве принципиального модуля для создания распределительных структур, в формате сложных программируемых объектов.

Многоуровневая топология

Понятие Data multi tiering – наверное, один из самых классических аспектов процесса виртуализации. Первоначальный термин получил огласку в 1959 году, выступая в качестве обозначения виртуальной внешней памяти на дисках, расширяющих внутреннее контейнерное устройство, собираемое из магнитных сердечников. В рамках прогресса специалисты сумели создать сеть, состоящую из четырех отдельных уровней, на нулевом цикле которой монтируется классическая версия SSD. Далее идут быстрые узлы SAS, а затем – ленты.

Программный и аппаратный RAID

Все комплексы СХД, существующие и активно использующиеся в 2021 году, подразделяются на два класса:

  1. Использование отдельного RAID-контроллера с собственным процессором и кэшируемой памятью.
  2. Специализированное создание обеспечения, применяемого для расчета RAID.

Наиболее современным и качественным видом ПО считается именно программируемая структура. Например, в российском прайс-листе брендов, занимающихся поставками рассматриваемых архитектур, системы занимают до 20-30% от общей стоимости всей разработки.

Системы хранения информации на мировом рынке

Для того чтобы понять, что СХД – это элемент, обладающий по-настоящему весомой важностью во всемирном масштабе, можно просмотреть некоторые статистические показатели. Уже в 2018 году объем сектора составил порядка 5,9 млрд долларов, а, по прогнозам экспертов, ежегодный прирост отрасли колеблется в районе 24,53%. Таким образом, уже через несколько лет общая операционная прибыль сегмента достигнет планки в $17,8 – невероятные величины, даже в условиях повальной цифровизации абсолютно любых аспектов жизнедеятельности. Основными потребителями подобной продукции остаются классические дата-центры.

Российский рынок

По аналогичным показателям формируется и отрасль разработки и продажи систем хранения данных в Российской Федерации. Наша страна не отстает от мировых тенденций: объем профильного рынка еще в 2010 году достиг величины в 65 млн долларов.

Чрезвычайная динамика развития обусловлена молодостью большинства крупных фирм – отечественные создатели ПО и архитектур стремятся наверстать упущенные годы, постепенно зарабатывая авторитет на европейских и американских площадках. Сегодня подобными модулями пользуются не только традиционно крупные организации, но и бренды, представляющие различные отрасли малого и среднего бизнеса.

Основные этапы проектов создания хранилищ данных

Чтобы понять, что такое СХД на самом деле, следует просмотреть небольшую карту построения формаций:

  1. Выбор носителя.
  2. Создание технологии для оборудования ХД.
  3. Построение логической модели.
  4. Размещение информации из подобранных источников.

Конечно, каждый этап делится на огромное количество подкатегорий, обладающих различными нюансами. Мероприятия по формированию подобной конструкции отнимают множество времени, а проведением изысканий, как правило, занимаются специалисты с внушительным опытом практической деятельности.

Тенденции и перспективы

Компания Western Digital провела обширное исследование, основная цель которого – определение того, как именно будет развиваться вся отрасль СХД в обозримом будущем. Результаты, опубликованные в апреле 2020 года, выглядят приблизительно так:

  • увеличение численности ЦОД;
  • появление новых архитектур;
  • стандартизация ИИ;
  • способы простого развертывания периферийных устройств;
  • деление базовых компонентов структуры на дополнительные уровни;
  • появление инноваций в областях создания носителей;
  • формирование решений для унификации доступа к контейнерам и пр.

Конечно, представленные идеи – это всего лишь прогнозы, которые, однако, могут с высокой вероятностью перейти в реальную жизнь.

Сравнение технологий обмена данными

Понять прогресс всего рынка в целом можно, например, благодаря сравнительному анализу прошлых, базисных устройств, используемых для компиляции классических сеток, с нынешними веяниями и аппаратами отрасли. Нетрудно догадаться, что новые серверные базы, а также совершенные комплексы, достигли невероятных высот как в плане технических характеристик, так и в функциональности. Прошлые перфокарты и решетчатые сервисы все еще существуют на отдельных порталах, однако до их полной замены осталось совсем небольшое количество времени.

Система обработки и хранения данных: отказоустойчивость

Один из самых главных показателей, влияющих как на стоимость, так и на привлекательность модуля в глазах потребителя. Оценить его можно по двум основным коэффициентам.

RPO (recovery point objective)

Максимальный период, за который может быть потеряна сохраняемая информация в результате какого-либо катастрофического и неприятного инцидента. Грубо говоря, представляет собой границу, в рамках которой специалисты могут действовать для проведения восстановительных работ.

RTO (recovery time objective)

Промежуток времени, в течение которого конструкция остается недоступной после аварийной деактивации. Чем меньше показатель, тем больше ресурсов требуется на финансовое обеспечение всей сетки.

Резервное копирование

Возможность создавать вторичные копии и дубликаты с определенной частотой. Такими модулями комплектуются практически все современные структуры, так что его важность уходит на второй план.

Как выбрать

Хранение данных – это отрасль, характеризующаяся по-настоящему широким ассортиментом решений, каждое из которых подходит под индивидуальные параметры конкретной задачи. Чтобы подобрать качественную и эффективную в заданных условиях конструкцию, потребитель должен обратить внимание на некоторый перечень показателей: число серверов, наличие блочного и файлового доступа, количество контроллеров, форм-фактор дисков, планируемый годовой рост архитектуры и требуемый рабочий объем. Учитывая все величины, пользователь без труда совершит нужную и действительно стоящую своих денег покупку.

Читайте также: