Ценностные отношения как содержание воспитательного процесса кратко

Обновлено: 07.07.2024

Проблема содержания воспитательного процесса. Провозглашение современной культуры жизни как наивысшая ценность. Воспитательная деятельность педагога, связанная с эмоционально – волевой сферой личности школьника. Ценностное отношение к обществу.

Рубрика Педагогика
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 17.04.2009
Размер файла 19,1 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Ценности и воспитание

Мохова Ольга Ивановна

студентка 1 курса

(педагогика и психология)

Мальцева Наталья Владимировна

преподаватель кафедры педагоги

ГЛАВА 1. Проблема содержания воспитательного процесса

ГЛАВА 2. Ценностные отношения как содержание воспитательного процесса

2.1.Провозглашение современной культуры жизни как наивысшая ценность

2.2. Ценностное отношение к обществу

Содержание воспитательного процесса - это то, чем наполнено организуемое педагогами взаимодействие ребенка с миром и взаимодействие педагога с ребенком, это то, что наполняет любого вида деятельность человека, будь это труд, познание, художественное творчество либо общение с детьми.

Немецкий, а затем американский философ и психолог Эрих Фромм говорит о принципиальном отличии человеческой ситуации жизни от ситуации жизни животного. «Животное довольно, если удовлетворенны его физиологические потребности, - пишет он, - …но в той мере, в какой человек является человеком, удовлетворение этих инстинктивных потребностей не достаточно, чтобы сделать его счастливым. Проблемы человеческой жизни решаются в сфере отношений к миру и отношения человека к самому себе. Нет конца в этом постижении проблемы своего существования, в желании человека стать создателем собственно жизни, которая никогда не будет удовлетворять человека, а будет двигать его к решению новых и новых проблем[4,411].

Великий Макаренко первым из педагогов провозгласил отношение в качестве основного объекта внимания педагога, тем самым предложил решение проблемы содержания воспитательного процесса. Отношение как социально-психологический феномен и составляет это содержание. Оно наполняет педагогическое взаимодействие с детьми. Оно располагается в поле любых взаимодействий ребенка с миром.

Актуальность данной работы определяется проблемой, представленной тремя направлениями:

1. Ценностное отношение к воспитанию как показатель уровня развития личности школьника.

2. Необходимость дифференциации воспитательного процесса с целью развития ценностей воспитания

3. Существование возможности развития ценностей воспитания и самовыражения школьника в ходе воспитания.

Предыдущие рассуждения позволяют выделить объект, предмет изучения.

Объектом изучения является воспитательная деятельность, связанная с эмоционально - волевой сферой личности школьника.

Предметом изучения является ценности воспитания и воспитание.

На основе достижения педагогики и критического анализа развивающейся в Российской Федерации системы начального образования определить основные пути и способы работы учителя с одаренными детьми. Эта цель конкретизируется следующими задачами:

1) Изучить теоретические концептуальные положения по предложенной проблеме.

2) Определить особенности работы учителя с одаренными детьми.

3) Установить основные пути развития детской одаренности в современной школе.

Изучение теоретических концептуальных положений по предложенной проблеме, позволяет выдвинуть следующую гипотезу. Если для успешного развития одаренных детей необходим специально подготовленный педагог, то это в свою очередь приведет к изменению в содержании, процессе, конечных целях и самой атмосфере обучения.

Контрольная работа выполнена в объеме, отвечающем установленным нормам и требованиям.

Структура работы обусловлена целями и задачами, а так же логикой изучения проблемы.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников литературы, исследуемых при подготовке к написанию контрольной работы.

ГЛАВА 1. Проблема содержания воспитательного процесса

Если содержание жизни современного человека современной культуры составляют проживаемые им отношения к развертывающейся вокруг него жизни и в ходе проживания этих отношений рождается внутренний автономный мир личности, то объективной необходимостью для педагога становится наполнение воспитательного процесса проживаемыми ребенком отношениями к реальной действительностью, так, чтобы свершилось восхождение его к уровню современной культуры, так чтобы он здесь и теперь жил в контексте данной культуры.

Устойчивые отношения к действительности, постоянно проявляя себя, выступают качественными характеристиками личности. В обыденной жизни их называют качествами личности[3,331].

Именно отношение как центральная категория воспитания придает воспитательному процессу наивысочайшую сложность и чрезвычайную тонкость. Отношение не имеет прямой разовой и однолинейной формы своего выражения, оно либо проявляет себя в речах, либо в эмоциональных реакциях, либо в действиях, поступках. Общеизвестно, что между данными формами часто существует расхождение и значительное, и тогда мы говорим о лицемерии, о слабохарактерности, о неустойчивости, а если это касается детей, то отмечаем несформированность отношения, то есть дисгармоничность субстанции отношения. Дисгармоничность отношения - основа его развития, преодоление противоречия между рациональной стороной отношения и эмоциональной, между внутренней и внешней, проявляющей себя в действиях, - это механизм социально-духовного развития ребенка, приобщающегося к системе окружающих его отношений. Иллюстрацией такого реального существующего противоречия может служить мечта подростка стать пиратом, подражательность поведения девочки, пленившейся случайным образом, или развязность манеры юноши, утверждающего свою независимость. Педагог может усиливать такое противоречие, чтобы дать новый импульс для осмысления отношения. Внутриличнсотная борьба в итоге завершится гармонией, однако не всегда таков итог будет желателен для педагога, ибо не всегда будет сделан выбор в пользу ценности[2,541].

Профессиональное мастерство педагога решительно зависит от умения педагога воспринимать отношение, видеть тенденции его развития, интерпретировать проявление отношения с точки зрения современной культуры, уметь самому ярко выражать свое личностное отношение, корректировать формы его проявления. Педагог гармонизирует формирующиеся отношения, содействуя единству его содержания и формы.

Однако содержание воспитания оказалось бы безбрежным, если бы педагог избрал своим вниманием всю беспредельность отношений человека к окружающей действительности. Поэтому необходимо ограничение: очертить лишь ту совокупность отношений, которая исчерпывает значимые для человеческой жизни отношения, ценностные отношения.

ГЛАВА 2. Ценностные отношения как содержание воспитательного процесса

2.1.Провозглашение современной культуры жизни как наивысшая ценность

Ценностные отношения носят обобщающий характер, и, обладая данной широкой чертой, способны включить в себя всю сумму значимого для человеческой жизни. Например, любовь к природе интегрирует в себе наслаждение фауной и флорой, заботу о растениях и животных, беспокойство по поводу гибели природной красоты, стремление к сохранению всего живого, воссоздание элементов природы в городском пейзаже, общение с природой, созидательная природа по расширению поля природной жизни[3,339].

Что означает принять человека как ценность?

Во-первых, обнаружить его присутствие в окружающем мире.

Во-вторых, учитывая его присутствие, уважать автономию, самочувствие, интересы.

В-третьих, помогать человеку по мере своих сил.

В-четвертых, понимать человека во всех его проявлениях, объясняя и оправдывая то, что кажется странным.

В-пятых, содействовать благу человека в его жизни на земле.

В итоге ценностная ориентация на человека порождает правильные устойчивые отношения, выступающие для окружающих людей как качества личности: дисциплина, вежливость, доброжелательность, внимательность, честность, совестливость, великодушие, самоотверженность и, как обобщающее, гуманность. Нравственные качества личности рождаются как следствие гуманистической ориентации ребенка, как продукт ее формирования. Программирование ее значительно облегчает и упрощает работу педагога, потому что направляет внимание педагога на один объект вместо бесконечного множества объектов. Но, с другой стороны, такое сведение в фокус широчайшего веера ценностных явлений требует от педагога высочайшего профессионализма, филигранности в педагогической интерпретации текущей реальности[1,341].

Провозглашение современной культурной жизни как наивысшей ценности, признание неприкосновенности жизни как принципа человеческого совместного существования на земле приносят в содержание современного воспитания в качестве второго ключевого элемента ценностное отношение к жизни. Жизни как таковой и жизни как продукту человеческого творчества.

Ценностное отношение к жизни интегрирует в себе следующие образования:

1. Признание права на жизнь каждого человека;

2. Бережливость по отношению к любым проявлениям жизни;

3. Восприятие жизни во всех ее разновидностях, этапах, формах;

4. Содействие жизни по мере сил и способностей;

5. Характеристика образа жизни, достойной человека;

6. Осмысленная жизненная позиция;

7. Сознательное выстраивание собственной жизни в качестве ее субъекта

Декларируя ценность жизни и утверждая ее неприкосновенность, человек тем не менее не разрешил жуткого противоречия, заложенного в ходе самой жизни: одна жизнь должна угаснуть, чтобы расцвела другая; одна жизнь послужит средством жизни другой; отстаивая свою жизнь, кто-то вынужден пресечь жизнь другого[2,146].

Нельзя умалчивать о противоречиях жизни. Но момент обостренного внимания и обсуждения страшных сторон жизни следует оттянуть как можно дольше от розового детства и болезненного отрочества к юности - периоду гармонического равновесия. Сначала следует позаботиться, чтобы ребенок полюбил жизнь, принял ее как таковую и научился бережливому к ней отношению. Дисгармонию жизни он сможет понять лишь укрепив разум, выработав рассудочное, базирующееся на интеллекте, отношение к жизненным явлениям.

2.2. Ценностное отношение к обществу

Особой строкой следует выделить ценностное отношение к Родине сообществу людей, среди которых человек вырос и познал счастье жизни. Патриотическое отношение - это отношение любви к той земле, на которой человек вырос, к ее людям, с которыми он проживал события жизни, говорил на одном языке, с которыми его объединяет нечто общее в общем их отношении к жизни. Глубокое патриотическое чувство рождается в ходе всей жизни ребенка, очень часто существует почти не осознаваемым, но оно требует культивирования, гармонического развития, так чтобы любовь к своему Отечеству не препятствовала уважению к другим землям, нациям, странам. Культивирование строится на чувстве привязанности к месту жительства, к людям его, изучении истории отечества, гордости за ее успехи и страдания за ее неудачи, а главное - на желании споспешествовать благу Родины.

Формирование патриотизма всегда было проблематичным для научного анализа. В этом процессе есть что-то не поддающееся строгому алгоритмическому подходу, процесс как бы ускользает в таинство от холодного глаза исследователя и предстает как нечто интимное, не позволяющее себя выставлять для рассмотрения[1,479].

Право на специальное выделение блока трудовых отношений дает необходимость длительного, неуклонного приучения ребенка к физическим и духовным усилиям и основательное обучение его навыкам труда. Неслучайно, педагоги порой, говоря о трудовом воспитании, сводят его к трудовому обучению, ибо вооружение ребенка множеством навыков требует огромного педагогического внимания[1,156].

Распространенной ошибкой практики воспитания является подмена отношений к ценностям современной жизни набором качеств личности: педагог направляет свое внимание на наличие у детей конкретных качеств, пытается их развить, сформировать, укрепить, не замечая, что качество личности - это следствие существующих у личности отношений к чему-либо, и формирование желательного следствия бесперспективного. Например, нет смыла формировать дисциплинированность, если не развивать уважительного отношения к людям и себе как человеку. Не удастся добиться аккуратности, если не развивать у ребенка чувство красоты. Напрасны усилия по формированию ответственности, пока не развивается у ребенка самоуважение и достоинство. Те качества, которые мы так любим в наших детях и в людях вообще, есть не что иное, как вполне определенные отношения к какому-либо ценностному объекту мира[1,348].

Но столь же неразумным оказалось бы беспокойное желание педагога охватить педагогическим влиянием как можно большее число ценностных отношений. Иерархичность ценностей исключает надобность такого беспокойства. Формирование наивысшего по абстрагированию ценностного отношения обеспечивает развитие частного, конкретного. Формируя высшее, мы способствуем появлению низшего. Правда, обязательность такой связи решительным образом зависит от создания программы воспитания детей[3,419].

1. Коднаспирова, Г.М. Педагогика: учеб. для студентов образ. учрежд. сред. проф. образ. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2003. - 352с.

2. Педагогика: учеб. пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей /Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России,1998. - 640с.

3. Подласый, И.П. Педагогика: учеб. для студентов высших пед. заведений. - М.: Просвещение: Гуманит изд. центр ВЛАДОС,1996. - 432с

4. Харламов, И.Ф. Педагогика: учеб. пособие. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарики, 2000. - 519с.

Подобные документы

Воспитание - социальное взаимодействие педагога и воспитанника, его многофакторный характер. Характерные особенности воспитательного процесса. Методики для изучения процесса и результатов развития личности учащегося, сформированности коллектива.

контрольная работа [36,6 K], добавлен 02.07.2011

Значение развития эмоциональной сферы для детей. Эмпирическое изучение развития эмоционально-волевой сферы младшего школьника в учебной деятельности. Программа занятий на развитие эмоционально-волевой сферы у младших школьников с нарушением речи.

курсовая работа [78,4 K], добавлен 14.01.2018

Рассмотрение особенностей воспитательного процесса, его содержания. Ознакомление с системным подходом к воспитанию и его идеей. Основы формирования культуры личности школьника. Изучение авторских концепций и авторских школ воспитания педагогов-новаторов.

курсовая работа [292,0 K], добавлен 13.12.2014

Постоянные характеристики, свойственные содержанию воспитательного процесса. Ценности как формирующая основа отношения педагога. Амбивалентность воспитательного процесса. Личностный подход во время воспитания. Понятие системы ценностных отношений.

реферат [24,1 K], добавлен 20.07.2012

Профессиональное назначение педагога. Цели, задачи и средства преподавания. Воспитание как вхождение ребенка в культуру. Анализ воспитательного процесса в новых педагогических технологиях. Показатели воспитанности ученика. Субъект воспитания в школе.

курсовая работа [31,0 K], добавлен 12.01.2015

Эстетическое воспитание в системе учебно-воспитательного процесса. Формирование у студентов эстетического отношения к действительности, нравственное и интеллектуальное самосовершенствование личности позволяет судить о степени эстетической культуры.

реферат [15,4 K], добавлен 10.05.2011

Особенности воспитательного процесса и его содержание. Системный подход к воспитанию и его идея. Детский коллектив как системообразующий фактор воспитания. Целенаправленная профессиональная деятельность педагога. Развитие личности ребенка.

Отношение как центральная категория воспитания придает воспитательному процессу наивысочайшую сложность и чрезвычайную тонкость. Отношение не имеет прямой разовой и однолинейной формы своего выражения, оно либо проявляет себя в речах, либо в эмоциональных реакциях, либо в действиях, поступках. Общеизвестно, что между данными формами часто существует расхождение и значительное, и тогда мы говорим о лицемерии, о слабохарактерности, о неустойчивости, а если это касается детей, то отмечаем несформированность отношения, то есть, дисгармоничность субстанции отношения. Дисгармоничность отношения — основа его развития, преодоление противоречия между рациональной стороной отношения (мыслю, говорю, оцениваю, выдвигаю суждение, осмысливаю значение) и эмоциональной, (нравится, не нравится, люблю, ненавижу, вызывает неприятные переживания, притягивает), между внутренней и внешней, проявляющей себя в действиях, - это механизм социально-духовного развития ребенка, приобщающегося к системе окружающих его отношений. Иллюстрацией такого реально существующего противоречия может служить мечта подростка стать пиратом, подражательность поведения девочки, пленившейся случайным образом, или развязность манеры юноши, утверждающего свою независимость. "Ум с сердцем не в ладу" — это чуть ли не постоянное положение души школьника-подростка и школьника-юноши. Педагог может усиливать такое противоречие, чтобы дать новый импульс для осмысления отношения. Внутриличностная борьба в итоге завершится гармонией, однако не всегда таков итог будет желателен для педагога, ибо не всегда будет сделан выбор в пользу ценности.

Ценностные отношения — это отношения человека к наивысшим (высокого уровня абстракции) ценностям, таким, как "человек", "жизнь", "общество'', "труд", "познание". но это и совокупность общепринятых, выработанных культурой отношений, таких, как "совесть", "свобода", "справедливость", "равенство", когда само отношение выступает в качестве ценности. Будем ценностными отношениями называть и отношения к ценностям, и отношения, которые ценносты для жизни.

Ценностные отношения носят обобщающий характер, и, обладая данной широкой чертой, способны включить в себя всю сумму значимого для человеческой жизни. Например, любовь к природе интегрирует в себе наслаждение фауной и флорой, заботу о растениях и животных, беспокойство по поводу гибели природной красоты, стремление к сохранению всего живого, воссоздание элементов природы в городском пейзаже, общение с природой, созидательная работа по расширению поля природной жизни.

Педагог, формируя ценностное отношение к природе, как бы избавляет себя от необходимости формировать частные проявления. Скажем, не направляет специальных усилий на отношения к розе, котенку, бабочке или кипарису, а содействует развитию любви ко всему живому, и тогда, относясь с уважением к Жизни как таковой, ребенок проникнется уважением ("благоговением" — говорил А.Швейцер) к жизни цветка, котенка, насекомого, дерева.

Очертить содержание воспитательного процесса с позиции ценностных отношений означает очертить круг наивысших ценностей жизни и характер отношения современного человека к данным ценностям.

Иерархическая пирамида наивысших ценностей венчается "Человеком"; он — цель и мера всех вещей. Только "вочеловеченный" мир приобретает ценность, то есть мир, пронизанный идеей человека, оцениваемый с точки зрения человеческой жизни. Формирование у детей ценностного отношения к человеку как таковому составляет фундамент программы воспитания. В прошлом этот ключевой содержательный элемент именовался нравственным воспитанием, точно отражая основной объект формируемого отношения — "другой человек". Расширенное толкование понятия "человек", философское толкование феномена "человек", когда его присутствие видится и в вещах, и в явлениях, и в событиях, и в формулах, цифрах, законах, вынуждает нас отказаться от такого узкого терминологического обозначения, при этом никак не отвергая значимости данного элемента в воспитании.

Что означает принять человека как ценность?

Во-первых, обнаруживать его присутствие в окружающем мире:

— Смотрите, кто-то рано утром для нас подмел дорожки.

— Чувствуете, как пахнет булочками. Это повара для нас с вами испекли.

— Художник нарисовал, чтобы нам что-то сказать.

— Кто летал на самолете. Надо быть очень умным, чтобы создать такую машину.

Во-вторых, учитывая его присутствие, уважать автономию, самочувствие, интересы:

— Тихо пройдем на цыпочках. Чтобы не мешать никому!

— Не торопись - мы тебя подождем.

— Никого ни о чем не просим - лишь высказываем свое желание.

— Каждый думает не о том, где ему сесть, а о том, где удобнее расположиться другим.

В-третьих, помогать человеку по мере своих сил:

— Юноши! Необходима перестановка мебели.

— Девушки! Малышам не хватает ласки.

— Дети! Я знаю человека, кому нужна помощь.

— Наш школьный дом нуждается в заботе.

В-четвертых, понимать человека во всех его проявлениях, объясняя и оправдывая то, что кажется странным:

— Непонятная картина. Но она что-то говорит нам? Художник выходит на диалог с нами.

— Как бы ни смешно нам было, давайте вдумаемся в то, что сказал или хотел сказать Максим.

— Выдающиеся люди всегда казались чудаками, и нередко над ними посмеивались.

— Вам обидно? Но есть ли доля правды в том, что сказал учитель физкультуры.

В-пятых, содействовать благу человека в его жизни на земле:

— Будем учиться, чтобы стать созидателями.

— Наш спектакль доставит радость людям.

— У нас есть руки, и есть сила — почему же мы ходим по грязной дороге.

В итоге, ценностная ориентация на человека порождает правильные устойчивые отношения, выступающие для окружающих людей как качества личности: дисциплина, вежливость, доброжелательность, внимательность, честность, совестливость, великодушие, самоотверженность и, как обобщающее, гуманность. Нравственные качества личности рождаются как следствие гуманистической ориентации ребенка, как продукт ее формирования. Программирование ее значительно облегчает и упрощает работу педагога, потому что направляет внимание педагога на один объект вместо бесконечного множества объектов. Но, с другой стороны, такое сведение в фокус широчайшего веера ценностных явлений (малыши, старики, мужчины, женщины, слабые, сильные, начальники, подчиненные, близкие, далекие. ) требует от педагога высочайшего профессионализма, филигранности в педагогической интерпретации текущей реальности.

Итак, в целом, можно сказать, что изучением ценностей образования, их природой, функциями и взаимосвязями занимается отрасль научного познания – педагогическая аксиология. На сегодняшний день существует множество определений понятия педагогической ценности, но все они отражают в себе то, что ценности не первичны, они производны от соотношения мира и человека, подтверждая значимость того, что создал человек в процессе истории.

По уровню своего существования педагогические ценности классифицируют на личностные, групповые и социальные. Среди названных педагогических ценностей можно выделить ценности самодостаточного и инструментального типов, различающиеся по предметному содержанию. Самодостаточные ценности — это ценности-цели, а инструментальные ценности называют ценностями-средствами. Они формируются в результате овладения теорией, методологией и педагогическими технологиями, составляя основу профессионального образования педагога. Ценности-средства подразделяются на такие группы, как ценности-отношения, ценности-качества и ценности-знания.

Таким образом, названные группы педагогических ценностей, порождая друг друга, образуют аксиологическую модель, имеющую синкретический (слитный, нерасчлененный) характер.

1. Асташова Н.А. Концептуальные основы педагогической аксиологии// Педагогика, 2002, №8.

2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – М., 1977. С.344.

4. Гудачек Я. Ценностная ориентация личности // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. – М., 1989. С.102-109.

5. Додонов Б.И. Эмоции как ценность. – М., 1978. С.272.

7. Кирьякова А.В. Ориентация личности в мире ценностей // Magister. 1998. №4. С.37-50.

8. Клименко И.Ф. Генезис ценностных ориентаций, исследование отношения к норме социального поведения на разных этапах социального развития человека// К проблеме формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности. – М., 1992. С.3-12.

10. Психология развивающейся личности / Под ред.А.В. Петровского. – М., 1987. С.240.

Интернализация – это процесс, предполагающий сознательное и активное восприятие окружающего мира, а также активное воспроизводство принятых норм и ценностей в своей деятельности. В.Грулих приводит следующую структуру интернализации ценностей: информация – трансформация – активная деятельность – инклюзия – динамизм.

1 фаза – присвоение ценностей общества личностью. У личности формируется ценностное отношение к явлениям окружающей действительности, происходит становление и развитие ценностных ориентаций. Эта фаза очень тесно связана с проблемой формирования убеждений.

3 фаза – прогноз, целеполагание, проектирование. У личности устанавливается система ценностных ориентаций, иерархия ценностей. Процесс ориентации приобретает пространственно-временную трехмерность, что способствует устремлению ценностных ориентаций и самосознания в будущее и формированию жизненной перспективы личности.

Процесс формирования ценностных ориентаций, как любое психолого-педагогическое явление, не может протекать идеально в рамках заданной модели, т.к. он связан с развитием личностных качеств человека, многие факторы, такие как семья, круг общения, сверстники, педагогический коллектив, учебно-воспитательный процесс и, наконец, вся окружающая среда так или иначе накладывают свой отпечаток на данный процесс. И, следовательно, воспитательная деятельность будет эффективна тогда, когда она отвечает логике саморазвития субъекта, приоритетам личностно-ориентированного образования.

Раздел: Педагогика
Количество знаков с пробелами: 45756
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Если содержание жизни современного человека составляют проживаемые им отношения к развертывающейся вокруг него жизни и в ходе проживания этих отношений рождается внутренний автономный мир личности, то объективной необходимостью для педагога становится наполнение воспитательного процесса проживаемыми ребенком отношениями к реальной действительности и с реальной действительностью, так чтобы свершалось восхождение его к уровню современной культуры, так чтобы он здесь и теперь жил в контексте данной культуры.

Отношение — это связь, избирательно установленная в сознании субъекта с объектом окружающего мира, проявляющаяся в форме рациональной (вербальной), эмоциональной (переживания и состояния) и практическо-действенной (поведения, действия, деятельности).

Профессиональное мастерство педагога предполагает умение воспринимать отношение, видеть тенденции его развития, интерпретировать проявление отношения с точки зрения современной культуры, уметь ярко выражать свое личностное отношение, корректировать формы его проявления. Педагог гармонизирует формирующиеся отношения, содействуя единству его содержания и формы.

Однако содержание воспитания оказалось бы безбрежным, если бы педагог избрал своим вниманием всю беспредельность отношений человека к окружающей действительности. Поэтому необходимо ограничение: очертить лишь ту совокупность отношений, которая исчерпывает значимые для человеческой жизни отношения, ценностные отношения.

Ценностные отношения носят обобщающий характер и, обладая данной широкой чертой, способны включить в себя всю сумму значимого для человеческой жизни. Например, любовь к природе интегрирует в себе наслаждение фауной и флорой, заботу о растениях и животных, беспокойство по поводу гибели природной красоты, стремление к сохранению всего живого, воссоздание элементов природы в городском пейзаже, общение с природой, созидательная работа по расширению поля природной жизни.

Очертить содержание воспитательного процесса с позиции ценностных отношений означает очертить круг наивысших ценностей жизни и характер отношения современного человека к данным ценностям.

Человек как ценность

Что означает принять человека как ценность?

Во-первых, обнаруживать его присутствие в окружающем мире:

— Смотрите, кто-то рано утром для нас подмел дорожки.

— Чувствуете, как пахнет булочками. Это повара для нас с вами испекли.

Во-вторых, учитывая его присутствие, уважать автономию, самочувствие, интересы:

— Тихо пройдем на цыпочках. Чтобы не мешать никому!

— Никого ни о чем не просим — лишь высказываем свое желание.

— Каждый думает не о том, где ему сесть, а о том, где удобнее расположиться другим.

В-третьих, помогать человеку по мере своих сил:

— Дети! Я знаю человека, кому нужна помощь.

— Наш школьный дом нуждается в заботе.

В-четвертых, понимать человека во всех его проявлениях, объясняя и оправдывая то, что кажется странным:

— Непонятная картина. Но она что-то говорит нам? Художник выходит на диалог с нами.

— Выдающиеся люди всегда казались чудаками, и нередко над ними посмеивались.

— Вам обидно? Но есть ли доля правды в том, что сказал учитель физкультуры.

В-пятых, содействовать благу человека в его жизни на земле:

— Будем учиться, чтобы стать созидателями.

— Наш спектакль доставит радость людям.

— У нас есть руки и есть сила - почему же мы ходим по грязной дороге.

В итоге, ценностная ориентация на человека порождает правильные устойчивые отношения, выступающие для окружающих людей как качества личности: дисциплина, вежливость, доброжелательность, внимательность, честность, совестливость, великодушие, самоотверженность и, как обобщающее, гуманность. Нравственные качества личности рождаются как следствие гуманистической ориентации ребенка, как продукт ее формирования.

Программирование ее значительно облегчает и упрощает работу педагога, потому что направляет внимание педагога на один объект вместо бесконечного множества объектов. Но, с другой стороны, такое сведение в фокус широчайшего веера ценностных явлений (малыши, старики, мужчины, женщины, слабые, сильные, начальники, подчиненные, близкие, далекие. ) требует от педагога высочайшего профессионализма, филигранности в педагогической интерпретации текущей реальности.

Девочка-японка играет Шумана, мальчик-француз исполняет Чайковского, подросток из Голландии ведет на скрипке волшебные мелодии Паганини. - это разговор Человека с Человеком.

Ученик у доски решает задачу, и в классе очень тихо - все наблюдают движение мысли Человека.

На школьный завтрак группа приходит точно в назначенное время: чтобы не сбивать ритма работы поваров и не лишать необходимых минут отдыха человека - данная точность является знаком уважения труда Другого.

Провозглашение современной культурой жизни как наивысшей ценности, признание неприкосновенности жизни как принципа человеческого совместного существования на земле привносят в содержание современного воспитания в качестве второго ключевого элемента ценностное отношение к жизни 6 . Жизни как таковой и жизни как продукту человеческого творчества.

Жизнь как ценность

Ценностное отношение к жизни интегрирует в себе следующие образования: 1) признание права на жизнь каждого человека; 2) бережливость по отношению к любым проявлениям жизни; 3) восприятие жизни во всех ее разновидностях, этапах, формах; 4) содействие жизни по мере сил и способностей; 5) характеристика образа жизни, достойной человека; 6) осмысленная жизненная позиция; 7) сознательное выстраивание собственной жизни в качестве ее субъекта.

Приведем примеры реального воплощения ценностной ориентации на жизнь в контексте повседневных занятий с детьми.

Декларируя ценность жизни и утверждая ее неприкосновенность, человек тем не менее не разрешил жуткого противоречия, заложенного в ходе самой жизни: одна жизнь должна угаснуть, чтобы расцвела другая; одна жизнь послужит средством жизни другой; отстаивая свою жизнь, кто-то вынужден пресечь жизнь другого.

Нельзя умалчивать о противоречиях жизни. Но момент обостренного внимания и обсуждения страшных сторон жизни следует оттянуть как можно дальше от розового детства и болезненного отрочества к юности — периоду гармонического равновесия. Сначала следует позаботиться, чтобы ребенок полюбил жизнь, принял ее как таковую и научился бережливому к ней отношению. Дисгармонию жизни он сможет понять, лишь укрепив разум, выработав рассудочное, базирующееся на интеллекте отношение к жизненным явлениям.

Общество как ценность

Особой строкой следует выделить ценностное отношение к Родине, сообществу людей, среди которых человек вырос и познал счастье жизни. Патриотическое (гр. patriotes — земляк, patris — родина, отечество) отношение — это любовь к той земле, на которой человек вырос, к ее людям, с которыми он проживал события жизни, говорил на одном языке, с которыми его объединяет нечто общее в общем их отношении к жизни. Глубокое патриотическое чувство рождается в ходе всей жизни ребенка, очень часто существует почти не осознаваемым, но оно требует культивирования, гармонического развития, так чтобы любовь к своему Отечеству не препятствовала уважению к другим землям, нациям, странам. Культивирование строится на чувстве привязанности к месту жительства, к людям его, на изучении истории отечества, гордости за ее успехи и страдания за ее неудачи, а главное — на желании споспешествовать благу Родины.

Формирование патриотизма всегда было проблематичным для научного анализа. В этом процессе есть что-то не поддающееся строгому алгоритмическому подходу, процесс как бы ускользает в таинство от холодного глаза исследователя и предстает как нечто интимное, не позволяющее себя выставлять для рассмотрения.

Патриотизм как ценностное отношение к отечеству есть интегральное отношение, включающее в себя широкий круг отношений и базирующееся на сформированных данных отношениях: отношение к людям, к природе, к языку, литературе и искусству, истории страны своей, к символике государственной, к выдающимся людям как представителям родины, к достижениям науки и всем событиям, протекающим в отечестве, горестным, трагическим и радостным, воодушевляющим. Поэтому патриотическое воспитание должно быть очень тонким, не прямолинейным - скорее, апеллирующим к уму и чувству ребенка, чем предписывающим уму и действиям ребенка соответствующие нормативы.

Труд как ценность

Право на специальное выделение блока трудовых отношений дает необходимость длительного, неуклонного приучения ребенка к физическим и духовным усилиям (природа не оснащает человека любовью к физическому, психическому, интеллектуальному напряжению) и основательного обучения его навыкам труда. Не случайно педагоги порой, говоря о трудовом воспитании, сводят его к трудовому обучению, ибо вооружение ребенка множеством навыков требует огромного педагогического внимания.

Природа как ценность

Значительным содержательным блоком является система отношений к Природе как таковой во всех ее проявлениях. Природа - дом, в котором располагается и живет человек вместе с фауной и флорой. Он черпает средства существования из природы как из источника жизни. Но человек, этот создатель культуры в доме природы, будучи носителем сознания и творцом, несет ответственность за сохранность природы, ее преумножение.

Ценностное отношение к природе предполагает осмысление человеком значимости природы: для его жизни и счастья, для здоровья и присутствия красоты в жизни, для радости восприятия и общения с представителями фауны и флоры. Для созидания продуктов и сырья, для физического и психологического комфорта, а также для ощущения себя частью природы и продуктом природы.

Располагаясь в природном пространстве, человек со временной цивилизации лишает себя непосредственного общения с природой, возведя города. Урбанизация воздвигла стену между человеком и природой. Поэтому воспитание выдвигает в качестве отдельной задачи формирование отношения к природе и потребности детей в постоянном общении с природой. Влияние такого общения носит эстетический характер (красота природного мира!), эстетический характер (уважение всего живого на земле!), философский, характер (общие законы устройства мира иллюстрируют представители флоры и фауны), правовой характер (кому принадлежат природные богатства?) и психологический характер (успокоение и утешение дает гармония природы).

Природа предстает перед человеком в своем целостном виде — когда человек выходит из города на лоно природы, но она может предстать перед человеком в виде ее отдельных элементов, например, цветы в доме, животные рядом, газон вокруг дома. Нельзя исключать и опосредованное общение с природой — через общение с произведениями искусства, через восприятие художественного текста, а также путем воссоздания картин природы в памяти и воображении детей, на рисунках и в стихах.

Выделяя человека как разумное и сильное существо, нельзя не принять мысли об ответственности человека за сохранность природы как наивысшей ценности, без которой и вне которой нет жизни человека на земле.

Распространенной ошибкой практики воспитания является подмена отношений к ценностям современной жизни набором качеств личности: педагог направляет свое внимание на наличие у детей конкретных качеств, пытается их развить, сформировать, укрепить, не замечая, что качество личностиэто следствие существующих у личности отношений к чему-либо, и формирование желательного следствия бесперспективно. Например, нет смысла формировать дисциплинированность, если не развивать уважительного отношения к людям и себе как человеку. Не удастся добиться аккуратности, если не развивать у ребенка чувства красоты. Напрасны усилия по формированию ответственности, пока не развивается у ребенка самоуважение и достоинство. Те качества, которые мы так любим в наших детях и в людях вообще, есть не что иное, как вполне определенные отношения к какому-либо ценностному объекту мира.

Качества человека и есть не что иное, как устойчивое отношение к какому-то определенному объекту. Выявить этот объект отношения — значит найти истоки личностного качества.

Но столь же неразумным оказалось бы беспокойное желание педагога охватить педагогическим влиянием как можно большее число ценностных отношений. Иерархичность ценностей исключает надобность такого беспокойства. Формирование наивысшего по абстрагированию ценностного отношения обеспечивает развитие частного, конкретного. Формируя высшее, мы способствуем появлению низшего. Правда, обязательность такой связи решительным образом зависит от создания программы воспитания детей.

Ценностный аспект воспитательного процесса связан, прежде всего с тем, что процесс воспитания, рассматривается как механизм развития личности, наделенной важными социальными качествами и потребностями, нравственными и интеллектуальными свойствами.

Ценностный поход к воспитанию отражает связь между теорией и практикой воспитания. Он позволяет исследовать воспитание, как процесс, способствующий раскрытию личностного потенциала и, ориентированный на удовлетворение потребностей людей, а также, как единственный механизм развития гуманистических свойств личности и создания гуманистически ориентированной социальной среды.

Содержание ценностного подхода в воспитании раскрывается через систему принципов оценочного характера. К ним относятся:

  1. Разные философские взгляды на единую систему гуманистических ценностей. Предполагается, что ценности могут отличаться по своей культурой принадлежности и этническим особенностям.
  2. Равные возможности использования и равное значение теоретических воспитательных концепций прошлого и новых разработок. Необходимо достичь диалога и взаимодействия, интеграции между традиционными взглядами и новаторскими идеями.
  3. Каждый человек уникален и равен в своей уникальности другим людям. В обоснованиях ценностей необходимо опираться на идеи социокультурного прагматизма, исключая демагогию споров об их основаниях.

Таким образом, содержание ценностного подхода к воспитанию сводится к тому, что приоритетной воспитательной задачей ставится определение гуманистической ориентации и сущности научного педагогического знания, определения отношения педагогике к личности учащегося, как к субъекту познавательной работы, обладающим коммуникативными навыками и творческим потенциалом.

Рисунок 1. Основные ценности воспитания. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Готовые работы на аналогичную тему

Образование рассматривается в качестве составного элемента культуры и выступает инструментом формирования ценностных установок человека, раскрытия его гуманистических начал и создания личности, наделенной гуманистическими свойствами.

Ценности, лежащие в основе воспитательного процесса

Система воспитания основывается на совокупности ценностей, относящихся к разным категориям и уровням существования. Все эти ценности можно разделить на следующие группы:

  1. Социальные ценности. Эти ценности связаны с социальной жизнедеятельностью людей. Они включают свод норм и правил, установок социального поведения, традиции и обычаи народов, идеи и взгляды, которые закреплены в общественном сознании и передаются между поколениями.
  2. Коллективные ценности. Эти ценности связаны с регламентацией учебно-воспитательного процесса. Они отражают содержание норм и правил, определяющие порядок функционирования образовательной системы: институтов образования, образовательных учреждений, взаимодействие педагога и учащегося.
  3. Личностные ценности. Эти ценности отражают черты личности каждого человека. Они включают в себя мотивы поведения, нравственные ориентиры деятельности, цели, задачи, идеалы, установки, мировоззренческие взгляды отдельного учащегося и отдельного педагога, которые выступают его внутренними ориентирами поведения, направляют деятельность.

Именно личностные ценности заложены в основу воспитания, поскольку их развитие выступает его целевым назначением. От них зависит и формирование социальных ценностей, развитие коллективных ценностей, общее всестороннее гуманистическое развитие личности воспитанника и гуманистический облик всей социальной сферы.

Воспитательный процесс направлен на развитие у каждого воспитанника индивидуальной системы ценностей, выступающих отражением ее особенностей и условий развития.

Система личностных ценностей, лежащих в основе воспитания, включает в себя:

Одни из этих ценностей являются самодостаточными, а другие носят инструментальный характер.

Самодостаточные ценности, по сути, отражают целевое назначение воспитания т.е. они ориентированы на развитие гармоничной личности, способной к существованию, развитию и самореализации в социальной среде. Они отражают творческую направленность воспитательного процесса и нацелены на раскрытие у воспитателя и воспитанника творческого потенциала их личностей. К таким ценностям можно отнести: любовь, уважение, ответственность, престижность, саморазвитие, самоутверждение. Такие ценности преобладают над остальными и оценивают их. В них отражается смысловое назначение воспитательного процесса.

Профессиональное становление личности педагога стоит на одной ступени с личностным развитием воспитанника. Поэтому, потребность в саморазвитии и самореализации лежит в основе воспитания и занимает ведущее положение в иерархии потребностей личности.

Читайте также: