Ценности и смыслы современных детей что дают семья и школа в процессе воспитания

Обновлено: 06.07.2024

Дата публикации: 05.11.2019

Должность: педагог-психолог

Учебное заведение:

Населенный пункт: Брянская область Брасовский район п.Локоть

Общешкольное родительское собрание

Вопросы для обсуждения:

Жизненные ценности современной молодежи

Компьютер - орудием для изменения жизненных ценностей подростков.

Низкие жизненные условия, не благополучность, социальная необеспеченность семей - всё это толкает молодёжь к опробованию спиртного и наркотиков.

Каковы ценностные ориентиры молодежи, таково же и их будущее!

Как правильно расставить приоритеты?

Сегодня мы с вами поговорим о системе ценностей современных школьников.

Не секрет, что сейчас весь мир переживает тяжелую пору. Кризисные явления происходят во всех сферах жизни: экономической, социальной, в сфере ценностных ориентаций. Старшее поколение имеет уже устоявш

В наши дни проводятся многочисленные социологические исследования, посвященные выявлению базовых ценностей современной молодежи. Обобщенно эту информацию можно представить в виде списка, в котором в порядке убывания значимости расположены ценности, предпочитаемые молодыми людьми в возрасте начиная с 16 лет:

Коммуникативные ценности, общение.

Материальные блага, финансовая стабильность.

Свобода и независимость.

Самореализация, образование, любимая работа.

Престиж, известность, слава.

Общение с природой.

Что же для современной молодёжи сегодня является жизненными ценностями?

На этот вопрос мы также попытались найти ответ, проанализировав анкетирование среди обучающихся с 9 по 11-е классы.

Общий результат по анкетам:

Как видно из этого списка, семейным ценностям молодежь отводит большое место в жизни. Большая потребность у молодых в материальных ценностях – в том числе и как средство достижения семейного благополучия.

Молодежь согласовывает свою систему ценностей прежде всего с критериями жизненного успеха. Такие понятия, как честно прожитая жизнь, чистая совесть, скромность отходят, к сожалению, на второй план.

Таким образом, система ценностей современной молодежи представлена из традиционных ценностей: семья, здоровье, коммуникация и ценностей, связанных с достижением успеха: деньги, независимость, самореализация и т.д. Равновесие между ними пока неустойчивое, но, возможно, в ближайшие десятилетия на его основе сформируется новая стабильная система ценностей общества.

Казалось бы совершенно полезное изобретение, облегчающее работу людям многих специальностей, компьютер стал просто орудием для изменения жизненных ценностей подростков.

Интернет зависимость у подростков – довольно распостраненная проблема в сегодняшнем мире. Родители и психологи бьют тревогу, наблюдая, как дети все больше и больше погружаются в виртуальный мир, пытаясь уйти от проблем реальности или в поиске развлечений.

Сначала хочется попробовать одну игру, затем другую, а потом уже подросток становится как зомбированный: он агрессивен к родителям, потому что они запрещают ему часто играть в компьютер; он отказывается дружить с тем, кто не знает самых современных компьютерных игр; он становится рабом виртуального мира. Кроме всего прочего существует огромная духовная опасность, потому что большинство игр влияют губительно на психику человека, приучают его убивать людей на экране монитора, мучить животных. Привыкнув к виду крови, которая виртуально разбрызгивается на мониторе, подростки не задумываются и том, сколько они убили виртуальных людей, сколько отняли жизней ( пусть даже и ненастоящих). Тем самым человек перестает ценить тот дар, который дан нам от Бога - это дар человеческой жизни, суть которой созидать, а не убивать. Что бы выжить во время игры надо убить, и молодежь убивает сначала в игре, а потом и в реальной жизни.

Мы говорим о подростках, потому что они, в силу возрастных особенностей, наиболее подвержены развитию таких психологических расстройств, но не следует забывать, что зависимость от компьютера может развиться и у младших школьников, и у взрослых людей.

Как видите, компьютерная зависимость у подростков проявляется так же, как и любой другой вид зависимости (наркомания, алкоголизм, игромания и т.д.) и избавиться от нее бывает так же трудно. Именно поэтому так важна профилактика каких бы то ни было зависимостей у детей и подростков. Родители сами должны обратиться к специалистам за консультацией. Ведь семья – это одно целое. Зависимость кого-то из ее членов неизбежно отражается на всех остальных. И в то же время, начав изменять себя, вы можете помочь своему ребенку вернуться к нормальной жизни.

Покажите ребенку разнообразие жизни, развлечения, не связанные с компьютером. Проводите время с детьми, гуляйте с ними в парке, ходите на каток или в походы, постарайтесь наладить дружественные отношения. Найдите для себя и своих детей источник приятных эмоций, не связанный с компьютером.

И самое главное – любите своих детей и не забывайте показывать им это.

Низкие жизненные условия, не благополучность, социальная необеспеченность семей - всё это толкает молодёжь к опробованию спиртного и наркотиков. Проблема алкоголизма среди молодежи обладает чудовищными масштабами. Что и говорить: уже каждый второй старшеклассник употребляет спиртные напитки дважды в неделю. Проблема наркомании среди молодежи также является актуальной. Кстати, такая зависимость возникает не только у ребят из малообеспеченных семей: многие наркоманы – дети состоятельных родителей.

Зависть, злоба, ненависть появляются к другим людям. Желание возвыситься над другими приводит человека к мысли, что он сам хозяин своей жизни и, что может делать всё.И вот здесь приходит время сказать:

Каковы ценностные ориентиры молодежи, таково же и их будущее.

Как правильно расставить приоритеты?

Мы живем в мире соблазнов. Ежесекундно мы делаем выбор. Чтобы не запутаться - нужно правильно расставить приоритеты. Вовремя определиться, что же на самом деле важно, что нужно вынести на первый план, а что на второй. А может что-то и вовсе вычеркнуть из своей жизни, как не имеющее смысла? Это и есть жизненно

важные ценности. И вот когда мы видим четкую картину действительности, своего будущего, своего идеального мира – мы начинаем действовать, стремимся к лучшей жизни, к лучшему себе… Но наши старания будут напрасны, если мы не знаем, как определить жизненно важные ценности. Признаться себе и понять, что на самом деле важно. Благодаря родителям и людям, которые нас окружали еще с самого детства, мы имеем представление об этом. Идущий по жизни уверенно - определился и понял, что для него действительно важно, составил список жизненных ценностей. А другой, возможно, еще решается, не знает, что выбрать.

Список жизненных ценностей

Список жизненных ценностей для каждого свой. Нет никаких рамок. Мечты - безграничны. как и любовь! Главное - понимать, что для тебя действительно важно. Важнейшие жизненные ценности для каждого человека - уметь любить и терпеть, строить семью и бережно сохранять ее. Уметь прощать и отпускать. Творить добро.

Основные жизненные ценности

Родители, семья, дети; друзья, стабильность, карьера; ощущение себя нужным и свобода. Это - главные жизненные ценности, и далеко не весь список ценностей сформировавшегося человека.

Самосовершенствование. Об этом нельзя не упомянуть! Каждый день, каждую секундочку мы должны работать над собой, стараться стать лучше, развиваться! Только так возможно воспитать в себе сильный дух, силу воли и стойкий характер. Вот при таких условиях мы будем расти! А совершенству, как хорошо известно, нет предела.

Семья и школа играет важную роль в становлении ребёнка как личности. В семье начинается воспитание ребёнка с рождения. Затем развитием ребёнка занимаются не только родители, а и воспитатели детского сада, школа. Но необходимо учитывать еще и окружение ребёнка.

ВложениеРазмер
rol_semi_i_shkoly_v_zhizni_rebenka.docx 29.04 КБ

Предварительный просмотр:

Советского района города Казани

языка и литературы

РОЛЬ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА

Нет нужды доказывать, что без глубокого интереса к вопросам воспитания и образования, без понимания единства задач, стоящих перед педагогами и родителями, без подлинной заинтересованности в общественных делах – без всего этого невозможно распознать и развить гармоничную и всесторонне развитую личность. Иногда родители полагают, что с приходом ребенка в школу снижается роль семьи в его воспитании, ведь основное время теперь дети проводят в стенах школы. Однако стоит отметить, что влияние семьи в этот момент не снижается, а, наоборот, только возрастает.

По мнению большинства педагогов, наиболее распространенными проблемами в отношениях семьи и школы являются: безразличие к образованию детей и нежелание участвовать в школьных делах, чрезмерная занятость родителей материальными заботами, ведущая к сокращению времени внимания к воспитанию детей, низкий уровень доверия и даже негативное отношение к школьному воспитанию, низкий образовательный уровень родителей, как следствие, снижение культурных потребностей (в частности, в образовании) и у родителей и у детей.

Многие из учителей, работающих в современной школе, начинали свою педагогическую деятельность во времена, когда наше государство имело название Советский Союз. И думаю, что не ошибусь, если скажу, что большинство из учителей с большой долей ностальгии вспоминают организацию учебного процесса в советской школе (одна рабочая программа, четкие государственные образовательные стандарты, грамотно составленные учебники, от количества которых не кружилась голова). Но самое главное, что, проектируя учебный процесс и внеурочную деятельность, советская школа ориентировалась на конкретный, понятный всем социальный заказ, формулируя конкретные цели своей деятельности. Деятельность всех подструктур образовательной системы (школ, досуговых учреждений, секций, клубов, художественных и музыкальных школ) была достаточно успешной, в первую очередь, потому, что базировалась на одних и тех же принципах и направлена была на формирование одних и тех же смысложизненных ориентаций, т.е. институт образования в этом смысле представлял собой целостную систему. Бесспорным центром образовательной системы была школа. Именно там закладывались основы мировоззрения, усвоения социально-ролевых установок. И помогали этому пионерская и комсомольская организации, которым нет альтернативы в современной школе.

Семья – главный институт воспитания. Всё, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи в том, что в ней человек проводит большую часть своей жизни. Именно в семье закладываются основы личности. Она начинает формироваться у ребёнка с первых дней жизни в процессе близких отношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками. Семья – социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении и самоутверждении каждого её члена. Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка. Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности. Семья способствует появлению у личности образа своего “Я”.В семье формируется личность не только ребенка, но и его родителей. Семья – это такое образование, которое “ охватывает” человека целиком во всех его проявлениях. Определяющая роль семьи обусловлена её глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребёнка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальной стадии жизни ребёнка на много превышает другие воспитательные процессы. Семья отражает и школу, и средства массовой информации, и общественные организации, и трудовые коллективы, и друзей, и влияние литературы и искусства. Всё это позволяет вывести определённую зависимость: успешность формирования личности обусловливается прежде всего семьёй. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результат физического, нравственного, трудового воспитания личности. Если семья так сильно влияет на процессы и результаты становления личности, то именно семье должны уделять первостепенное значение общество и государство в организации правильного воспитательного воздействия. Родители – первые воспитатели – имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.-Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньше влияния, чем предыдущий. Родители являются предыдущими по отношению ко всем остальным; воспитателю детского сада, учителю начальных классов и учителям-предметникам. Им самой природой отдано преимущество в воспитании детей. Контакты с родителями создают у детей устойчивое жизненное состояние, ощущение уверенности и надежности. А родителям приносят радостное чувство удовлетворения. В здоровых семьях родители и дети связаны естественными повседневными контактами. Это такое тесное общение между ними, в результате которого возникает душевное единение, согласованность основных жизненных устремлений и действий. Природную основу таких отношений составляют родственные связи, чувства материнства и отцовства, которые проявляются в родительской любви и заботливой привязанности детей и родителей. Ребенок видит семью в качестве окружающих его близких людей папы и мамы, бабушки и дедушки, братьев и сестер. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет. Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, поэтому очень важно в какой семье воспитывается ребенок: в благополучной или неблагополучной, полной или неполной.

Семья – это первая школа общения ребенка. В семье ребенок учится уважать старших, заботиться о престарелых и больных, оказывать посильную помощь. В общении с близкими, в совместном бытовом труде у ребёнка формируется чувство долга, взаимопомощи. Дети особенно чувствительны к взаимоотношениям со взрослыми, не терпят нравоучений, резкостей, приказов, тяжело переживают грубость старших, недоверие и обман, мелочный контроль и подозрительность, нечестность и неискренность родителей. Семья располагает благоприятными условиями для воспитания у детей чувства прекрасного. Это начинается у ребенка со знакомства с красивой игрушкой, красочно оформленной книгой, с уютной квартирой. С ростом ребенка восприятие прекрасного обогащается при посещении театров и музеев. Хорошим средством эстетического воспитания является природа с ее красивыми и неповторимыми красками и пейзажами. При общении с природой ребенок удивляется, радуется, гордится тем, что он видел, слышал пение птиц, в это время и происходит воспитание чувств. Большую воспита-тельную силу имеет эстетика быта. Дети не только пользуются домашним уютом, но вместе с родителями учатся его создавать. В воспитании чувства прекрасного немалая роль принадлежит манере правильно и красиво одеваться. Успех воспитания в семье может быть обеспечен в том случае, когда созданы благоприятные условия для роста и всестороннего развития ребенка.

Казалось бы, переступая порог школы, наши дети, должны были бы окунуться в атмосферу понимания, приятия и помощи. И, это не было бы удивительно, ведь в школе работают десятки людей с высшим педагогическим образованием – людей, которых учили выстраивать отношения с детьми, людей, которым выпала великая честь – Быть учителем!

А, они делают снова и снова, и снова. Они – дети, которые нуждаются в понимании их внутреннего мира, душевных проблем, неустойчивой психики и помощи в этих сложных, порой непонятных для ребенка, понятий.

Для осуществления взаимодействия школы и семьи на современном этапе развития общества востребованы такие методы, которые побуждают его участников к выработке умения ориентироваться в динамичных условиях социума, адаптироваться к различным видам индивидуальной и социальной деятельности, к выработке самостоятельного мышления и общения с другими людьми в различных группах и коллективах.

В исследованиях Сидоркина А.М., Керкис С.С. была отмечена эффективность следующих групп методов:

1) методы, направленные на изменение видов деятельности и общения;

2) методы, направленные на изменение отношений в классе, семье.

Методы, направленные на изменение видов деятельности и общения:

- метод введения новых видов деятельности и общения с учетом возрастных особенностей;


Ценность — это понятие, которое используется в различных науках таких, как философия, экономика, психология и социологии с целью обозначения предметов, явлений, и их качеств. Каждая ценность воплощает в себя социальные идеалы, и выступает как эталон. Ценность — это также значимая, важная,полезностькакого — либо предмета или явления. Так как потребности, интересы общества и каждого отдельного индивида многообразны, то ценности выражаются в сложной системе и различных ее видах.

Говоря о ценностях, их можно условно разделить на 3 формы существования:

Первая форма ценности представляется как соц. эталон. Формируется сознанием общества и содержит абстрактное понимание об атрибутах должного в разных областях социума. К подобным ценностям можно отнести и общечеловеческие (чувство долга, вера, честность и т. п.), и конкретно-исторические (равноправие, демократия, патриархат и т. п.);

Вторая форма ценности предстает в различных вариантах в виде произведений материальной и духовной культуры. Также в виде человеческого поступка — определенных предметных воплощений социальных ценностных эталонов (моральных, эстетических, общественно-политических, правовых и др.);

Третья форма ценности. Общественные, преломляясь через призму жизнедеятельности каждого, входят в психологическую структуру индивида как ценности личностные. Это является одним из источников мотивации поведения [3].

Ценности обладают конкретно-историческим характером. Они соответствуют определенному периоду развития общества или представляют ценности разных демографических групп (молодое поколение, старшее), а кроме этого также профессиональные, классовые, религиозные, общественно-политические и др. Разнотипность социальной структуры общества порождает неоднородность и в том числе противоречивость ценностей и ценностных ориентации.

Существуют одни из самых главных ценностей в жизни каждого человека — это семейные ценности. На них остановимся и рассмотрим подробнее.

Семья — важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни [5]. Институт семьи всегда считался особенным и важным в жизни абсолютно каждого человека. С самого первого дня своей жизни человек растет и воспитывается в семье. В каждой из таких семей есть свои привычки, обычаи, ценности и традиции. И в зависимости от того, что ребенок видел в своем детстве, у него формируется определенное виденье мира. Поэтому семейные ценности и традиции должны присутствовать в каждой семье.

Семья была и остаётся одной из основных ценностей. Семья — это те близкие и дорогие люди, которые готовы помочь и поддержать тебя в трудную минуту. Благополучная семья эта семья, в которой соблюдаются семейные традиции. Эти традиции выработаны не одним поколением, и, не теряя своей важности, служат хорошим стимулом и толчком во всестороннем развитии ребёнка, а также способствует духовному и культурному развитию личности. Ведь воспитание семейных ценностей — это наиболее важное условие развития духовных ценностей ребенка.

Дети не всегда могут сказать, какие ценности присутствуют в их семье, а основными семейными праздниками становятся: Дни рождения, Новый год и т. п. Дни памяти предков, Пасха, Рождество, праздники, связанные с религией — для них это что-то далёкое и не всегда понятное. Здесь огромная роль отводится родителям. Семейные ценности и традиции также способствуют гражданско-патриотическому воспитанию. Ведь именно через семью в ребенке формируются такие качества как чувство гордости за свою страну, бережное отношение к традициям страны.

Только при тесном взаимодействии педагога и семьи можно добиться достаточно высоких результатов воспитания детей на основе семейных ценностей.

Прошлое традиционное отношение к мужчине как к добытчику и авторитету присутствует далеко не во всех семьях. Чаще всего роли распределяются поровну. А различные проблемы решаются на семейном совете.Поскольку на современном этапе произошла переоценка ценностей, то как следствие изменились задачи не только школьного, но и также семейного воспитания. Нынешняя семья оказалась дезориентированной касательно собственной значимости и способностей воспитания ребенка в новых обстоятельствах [1].

Семейные ценности на сегодняшний день развиваются в условиях становления современного общества. Эти ценности можно подразделить на две категории:

Данные категории пересекаются во многих аспектах. Несмотря на это категория ценности детей прогрессирует, чем категория ценности родителей. Каждое новое поколение перенимает необходимое от предыдущего, добавляя новое, что актуально в меняющихся условиях общества.

Безусловно, взаимодоверие, любовь, взаимовыручка и уважение, понимание и добросердечность остаютсяосновнымиценностяминынешнегообщества. Однако под давлением различных внешних факторов, обусловленных проблемами общества, они со временем уходят на второй план. И на первый выходят хорошее образование, карьера, высокий доход.

Перемены, которые происходили в России в минувшие десятилетия, затронули не только социально-экономическую, но и воспитательную духовно-нравственную сферу жизни социума. В связи со вступлением в силу современных ФГОС НОО актуализировались сфера духовно-нравственного воспитания личности, а также проблема развития и формирования моральных ценностей школьников. Именно они находятся в наиболее затруднительном положении. Их восприятие на окружающую действительность осуществляется в тех ситуациях, когда былые ценности являются уже не признанными, а новые ещё не в полной степени установившимися [4].

Благодаря ценностному подходу появляется возможность вычленить не только внешнюю сторону процесса взаимодействия семьи со школы, но и внутреннюю, которая раскрывается посредством нового вида отношений семьи и учебного заведения в развивающемся социуме.

Впервые за последние годы перед средним образованием поставлена цель сформировать систему ценностей школьников. На сегодняшний день, когда традиционные ценности переоценены, то ставится под угрозу воспитание нравственного молодого поколения, умеющего любить свое отечество.

Школа и семья — это два основных социальных института, от их успешного взаимодействия будет зависеть насколько эффективным будет процесс воспитания ребёнка. А. С. Макаренко говорил, что самый доступный способ связи школы с семьёй — это учащийся. Преимущество этого способа не только в том, что он оперативен, но и в том, что ребёнок, получая требования педагога, становится проводником и реализует их в семье. Именно такое взаимодействие способствует сплочению семьи и образовательной организации. Безусловно, подобная работа усиливает понимание и доверие между двумя социальными институтами.

Правильно организованная и обдуманная деятельность педагогов содействует результативному усвоению школьниками понятий и взглядов на семейные ценности, а также формированию умения видеть значимость в предметах.

Педагогическое образование будущего педагога должно содержать в себе аспекты семейного воспитания, а также знания о воспитании семейных ценностей. Именно педагог способен изменить характер взаимодействия с семьей в сторону ценностного единства. Оно может осуществляться посредством стремления и желания родителей посодействовать школе в работе. Может осуществляться по тем направлениям, которые являются наиболее актуальными и определенно важными в современных условиях [1].

Таким образом, резюмируя полученные в ходе исследования данные и выводы, отметим, что семья является основной ценностью и без нее никуда. Воспитание семейных ценностей должно осуществляться не только в кругу близких людей, но и в образовательных организация на всех стадиях развития ребенка.

  1. Власюк И. В. Автореферат. Ориентация будущего учителя на ценностное взаимодействие с семьей: Дис. канд. пед. наук. Оренбург, 1998г.
  2. Моргулец Г. Г. Формирование семейных ценностей: игры и тренинги для учащихся и родителей. Волгоград: Учитель, 2011г. 183 с.
  3. Словарьпрактическогопсихолога.М.:АСТ,Харвест.С. Ю. Головин1998.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2012г.
  5. Шнейдер Л. Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов.2-еизд. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006г. 768 с.

Основные термины (генерируются автоматически): ценность, семья, форма ценности, семейное воспитание, традиция.

Оторванность рационального знания от духовно-нравственного воспитания превращает человека лишь в познающего субъекта. Познание, сопровождающееся переживанием, устанавливает связь с действительностью, побуждает мыслить и восхищаться миром, ценить человеческую жизнь. Однако этим установкам в информационном пространстве не находится места. Становление человека не может сводиться только к усвоению социального опыта. Необходима выработка особого, пристрастного отношения к жизненным ценностям, добру и злу, к миру других людей.

Отсутствие необходимого фундамента, заложенного в младшем школьном возрасте, обрекает школьника, не имеющего нужных духовно- нравственных ориентиров, моральных образов, следовать внешним формам поведения взрослых, которые часто далеки от идеала.

Не секрет, что дети легко подвергаются случайным отрицательным влияниям. Всё это служит для педагогического влияния на духовно-нравственное воспитание и образование подрастающего поколения, позволяющего дать учащимся необходимые этические ориентиры, научить их самооценке, показать пути самовыражения, приобщения к жизни в обществе на основе принятых в нём норм поведения, традиций и требований.

Особое значение духовно-нравственное воспитание приобретает при освоении детьми учебных дисциплин. То, как осмысливают дети своё отношение к школе, учёбе, к самому себе, не только определяет формирование нравственных качеств личности, но и обеспечивает успешное взросление и освоение различных видов деятельности.

Путь духовного самосозидания каждой отдельной личности неповторим, индивидуален. Поскольку, по убеждению И. А. Ильина, человек есть личный дух. Для того чтобы укрепить внутренний духовный мир школьника, уберечь его от пошлости и зла, от часто искажённых представлений об истинной жизни, нам, педагогам, необходимо помогать детям осмысливать свой личный духовный опыт. Очень важно развивать в школьнике волю к индивидуальному совершенствованию, формировать у него духовно-нравственный характер: совесть, милосердие, дисциплинированность и др.

Сложность нравственного развития школьника в обучении обусловлена двумя факторами:

2) в ходе учебной деятельности школьники включаются в реальную деятельность, в процессе которой также происходит усвоение нравственных норм.

Конечно, знание нравственных норм есть предпосылка нравственного поведения, но одних знаний недостаточно. Задача нравственного воспитания школьников состоит сегодня в том, чтобы превратить социально необходимые требования общества во внутренние стимулы личности каждого ребёнка.

Таким образом, критериями духовно-нравственного воспитания могут быть только реальные поступки детей, их побудительные мотивы. Желание, готовность и способность сознательно соблюдать нормы нравственности могут быть воспитаны только в процессе длительной практики самого ребёнка, упражнения в нравственных поступках.

Одной из особенностей нравственного воспитания является то, что его нельзя выделить в какой-то специальный воспитательный процесс. Формирование морального облика школьника происходит в процессе его деятельности (в играх, учёбе), в тех отношениях, в которые они вступают в различных ситуациях со сверстниками и с взрослыми.

Ещё одной особенностью процесса духовно-нравственного воспитания детей следует считать то, что он длителен и непрерывен. Учебная деятельность в совокупности с внеклассной и внешкольной деятельностью обеспечивает усвоение знаний в определённой системе, создаёт возможность для овладения учащимися приёмами, способами решения различных умственных и нравственных задач. Результат этих процессов зависит от того, как мы, учителя, преподносим детям материал, каким примером он является для них. Ведь одно отклонение от морально-нравственного поведения влечет за собой целый ряд последствий. Отсюда следует, что учащиеся постоянно должны делать нравственный выбор. И здесь уместно выделить несколько аспектов духовно-нравственного воспитания:

Исходя из этого, важно отметить, что без добродетели, послушания не будет ни хорошего семьянина, ни образцового работника, ни законопослушного гражданина Отечества.

2. Воспитание чувства стыда. Чувство стыда является естественным, врождённым чувством каждого человека. Поэтому это чувство необходимо развивать и укреплять. И здесь важно заботиться о сохранении у детей чувства стыдливости, что сложно в наше время. В воспитании этого чувства велика роль семьи, поэтому здесь нужна целенаправленная работа с родителями. Понятие стыда охватывает область отношений человека к самому себе, поэтому важно воспитывать воздержание и самоограничение (режим, закаливание, труд, посильные обязанности дома и в школе, привитие аккуратности, умеренность в пище).

4. Воспитание правдивости. Для этого необходимо быть примером, показывать на деле любовь к истине, не обманывать, не давать ложных обещаний.

5. Воспитание чувств. Это возможно с помощью классического искусства. Большую роль в воспитании чувств играет слово. В современных условиях неблагоговейного отношения к слову, забвение его духовных основ привело к его обесцениванию, обеднению, что в свою очередь вызвало кризис в идеологии, политике, культуре. В христианской литературе утверждается отношение к слову как к святыне, которая насыщает ум истиной, предохраняет то заблуждений.

Драгоценное время детства и отрочества дано, чтобы человек не только обогатился знаниями, но и нашёл свой собственный путь к духовным ценностям поколений, открыл для себя чувства любви и долга, приобщился к делам милосердия и сострадания, нашёл своё призвание, раскрыл свой талант

Определяя критерии оценки духовно-нравственного воспитания школьника в современной России, можем выделить следующие направления:

– сформированность личностной и социальной зрелости;

– стремление к самореализации, самообразованию;

– гармония со своим внутренним миром;

– способность к самоанализу поступков;

– активное участие в общественной жизни;

– сформированность мотивов поведения в согласии с принципами нравственности и духовности.

Как бы много ни говорили сегодня о влиянии на ребёнка улицы и средств массовой информации, социологические исследования показывают, что влияние семьи на него сильнее, чем влияние школы, средств массовой информации, улицы. И здесь весьма важно, чтобы родители хорошо осознавали целевые установки воспитания, в основе которого лежит необходимость гражданского формирования личности, и обращали внимание не только на учебную деятельность детей, но и проявляли повседневную заботу об их трудовой и технической подготовке, физическом, нравственном и эстетическом воспитании. Не секрет, что некоторые родители основные усилия сосредотачивают лишь на повышении успеваемости детей и не придают должного значения духовно-нравственному воспитанию.

Если родители пользуются у детей авторитетом, показывают им образцы нравственной культуры и постоянной работы над собой, в таких случаях их слова и дела имеют большой вес. Те же дети, в семье которых нет согласия между родителями и царит обстановка недоброжелательности и нервозности, часто приходят в школу с плохим настроением, плохо учатся, не имеют нормальных условий для домашнего учения.

Высокий эффект в семейном воспитании даёт умелое использование требовательности в сочетании с уважением и гуманным отношением к детям. Здесь требовательность не имеет ничего общего с окриками родителей и постоянным понуканием детей к тем или иным формам поведения. Главное в ней состоит в том, чтобы установить рациональный порядок жизни и поведения детей, разумные формы их взаимоотношений с другими членами семьи. Нужно, например, детям разъяснять, когда они должны утром вставать, в каком порядке содержать свои вещи, как относиться к родителям и другим членам семьи и путём побуждения (просьб, напоминаний, одобрения и т. д.), к соблюдению этих требований формировать соответствующие привычки поведения.

Если же дети не знают своих обязанностей в семье и с детства не приучены к их выполнению, родителям то и дело приходится понуждать их к той или иной работе, что нередко порождает сопротивление и конфликты. Поэтому первоочередной задачей учителя – ориентировать родителей на ласковое и внимательное отношение к делу, учитывать их запросы и интересы, связанные с чтением книг, просмотром совместных телепередач, а также с участием в художественно-этических и спортивно-оздоровительных мероприятиях.

Значит, духовно-нравственное развитие и воспитание граждан России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа. Невозможно создать современную экономику, минуя человека, его состояния и качества внутренней жизни.

Поэтому основной задачей школы является подготовка ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных норм. Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание школьников на основе взаимодействия семьи, школы и общества, является первостепенной задачей современности.

1. Гаврилова И. Г. Истоки русской народной культуры. Санкт-Петербург, 2010. – С. 3-6.

2. Данелюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М. : Просвещение, 2011.

3. Майер В. В. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Тюмень 2010. – С. 140-141.

4. Николина В. В. Дети, молодёжь и духовность: ценности и цели // Воспитание. Ценности и цели : науч.-мет. сб. – Н. Новгород, 2004. – С. 6-15.

5. Петрова В. И. Азбука нравственного взросления. М. – 2007. – С. 9-11.

7. Узденова Е. К. Формирование у старшеклассников ценностного отношения к родительству как основе полноценной семьи : дис. . канд. пед. наук. - Карачаевск, 2006. – 223 с.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ РМО Улякина Т.М..docx

Ценности семьи, школы, общества и стремление следовать им

Перемены, происходящие в России в последние десятилетия, затронули не только социально-экономическую, но и воспитательную духовно-нравственную сферу жизни общества. В связи со вступлением в силу ФГОС НОО второго поколения актуализировались сфера духовно-нравственного воспитания личности, вопрос формирования нравственных ценностных ориентаций младших школьников.

Цель: изучить возможности формирования ценностей семьи, школы, общества у обучающихся на уроках ОРКСЭ.

способствовать формированию понимания значимости семейного воспитания для становления личности;

формировать уважительное отношение к родителям, окружающим;

воспитание чувства ответственности, любви к своим ближним.

на основе различного материала выработать у учащихся стойкое убеждение в необходимости уважительного отношения к ценностям семьи, общества в целом.

СЛАЙД 4 Что ценит человек? То, что связано с его внутренней духовно-нравственной сферой. К чему стремится? К истине, добру и справедливости.

Младший школьный возраст – это период позитивных преобразований в становлении личности ребёнка.
Школа и семья – это два социальных института, от взаимодействия которых зависит эффективность процесса воспитания ребёнка. В основе новой философии взаимодействия семьи и школы лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а школы призваны помочь, поддержать, стать центром духовного развития личности каждого ученика.

СЛАЙД 5 Взаимодействие школы и семьи - это взаимосвязь педагогов, учащихся, родителей в процессе их совместной деятельности и общения.

СЛАЙД 6 Наша задача - помочь учащимся и их родителям в осознании и формировании ценностей семьи, организовать свою воспитательскую работу так, чтобы педагог и родители шли в одном направлении в достижении одной цели - становление духовно-нравственной личности. А.С. Макаренко говорил, что самый доступный способ связи школы с семьёй – через учащихся. Преимущество этого способа не только в его оперативности, но и в том, что ребёнок, принимая требования учителя, становится их проводником в семье. Такое партнерство способствует сплочению связей между семьей и школой, учащимися и родителями. Школа, ученики и родители становятся единой командой. Несомненно, что такая работа укрепляет взаимопонимание и доверие между семьей и школой.

СЛАЙД 7 Самое главное место в этой системе занимает семья. Семья была и в будущем будет основой воспитания подрастающего поколения. Влияние семьи на ребёнка сильнее, чем влияние школы. Являясь ведущим фактором развития личности ребёнка, семья воспитывает гражданина, будущего семьянина, законопослушного члена общества, оказывает существенное влияние на выбор профессии.

патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;

социальная солидарность — свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

гражданственность — служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;

семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;

наука — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

традиционные российские религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

человечество — мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Таким образом, ориентация и присвоение семейных ценностей является важной частью духовно-нравственного развития и воспитания личности учащихся.

СЛАЙД 10 Важными элементами системы являются:

ценности, на основе которых строятся отношения между членами семьи;

семейные традиции, задающие и сохраняющие основные семейные ценности;

круг семейных событий и праздников, порождающих ценностные приоритеты семьи;

идеал семейной жизни, определяющий ценностно-смысловую направленность семьи.

(А.С. Макаренко)

Цель нашего общества - счастье людей, и одним из важнейших его слагаемых является здоровая, крепкая семья. Именно она растит и воспитывает новое поколение.

Семья, несомненно, имеет свою специфику, но вместе с тем является формой коллективной жизни. Любая семья, если она хочет сохранить себя как семью, должна быть коллективом, где каждый стремиться жить интересами другого, помогать другому, чувствовать ответственность друг за друга. Жизнь в семье требует от человека любви к ближнему, душевности, взаимопонимания, доверия, постоянного самопожертвования, способности заботиться о другом человеке, жить его интересами.

Педагогическая грамотность, педагогические умения важны не только в школе, но и в семье. Единство действий семьи и школы – залог воспитания всесторонне развитого человека, хорошо образованного, здорового физически и нравственно, умеющего и любящего трудиться, патриота и интернационалиста, все помыслы которого связаны с коллективной созидательной деятельностью. В семье, как в капле воды, отражаются отношения в обществе. Семья должна строиться на началах любви и взаимопонимания, заботы друг о друге. В.А. Сухомлинский говорил: "Я сразу вижу ребенка, родители которого по-настоящему любят друг друга: у него мир и покой в душе, вера в добро, красоту человека, в слово воспитателя".

СЛАЙД 12,13 Перечень основных семейных ценностей, без сомнения, для каждой семьи будет уникальным и будет содержать бесконечное количество пунктов и подпунктов. Каждый из нас должен иметь чёткое представления о тех семейных ценностях, которые способствуют укреплению фундамента для создания крепкой и дружной семьи. Знание моральных и нравственных устоев играет важную роль в укреплении доверия и повышения уверенности к каждому члену семьи.

Любовь . (Нежная забота друг о друге.)

Сопереживание . (Способность чувствовать другого человека, ощущать себя на его месте.)

Равенство . (Предполагает, что вы считаетесь с интересами друг друга.)

Поддержка . (Вдвоем вы способны на многое.)

Ответственность .

Толерантность . (Умение принимать человека таким, какой он есть.)

Компромисс . (Умение уступать друг другу.)

Признание. (Уважение и благодарность.)

Приспособляемост ь. (Умение адаптироваться, если того требуют обстоятельства.)

Верность . (Преданность друг другу.)

Умение слушать . (Прислушиваться друг к другу.)

Юмор . (Смех поддерживает физическое и психологическое здоровье.)

Доверие . (Чувство безопасности и уверенности.)

Нежность . (Чуткое отношение друг к другу.)

Совместное времяпрепровождение . (Нужно всегда находить время для того, чтобы побыть вместе.)

СЛАЙД 14 После семьи школа оказывает наибольшее влияние на нашу жизнь, на формирование ценностей и характера. Система образования должна понимать важность формирования характера человека. Время, которое мы проводим в школе, занимает второе место после семьи. Часто школу даже считают вторым домом. Учитель стоит сразу за родителями по силе влияния, которое он оказывает на ребенка. Взаимоотношения всех участников учебно-воспитательного процесса, положительные жизненные примеры и духовные ценности, способствуют становлению личности, её социализации.

СЛАЙД 15 (выступления для ветеранов),

СЛАЙД 16 (посещение храмов, исторических мест),

СЛАЙД 18 Формирование ценностей напрямую связано с получаемой детьми духовной пищей. Огромную роль в социализации личности играют средства массовой информации и книга. Именно детская литература питает ум и воображение ребенка, открывая ему новые миры и модели поведения, являясь мощным средством духовного развития личности.

Применение на уроках ОРКСЭ художественных литературных произведений помогает формировать у учащихся нравственные, духовные, семейные ценности, ведь художественная литература – прекрасный источник материалов для воспитания полноценной личности. Литературные произведения играют особенно важную роль для формирования личности учащихся. Ведь огромное количество произведений русской литературы воспитывают общечеловеческие ценности.

Художественная литература учит не просто усваивать информацию, но и различать нравственные поступки литературных героев, соотнося их со своими собственными. С помощью художественных произведений мы учим детей и нравственному мышлению, и нравственной практике.

СЛАЙД 22 Современные сказки Инны Гамазковой не только интересны, но и поучительны.

Их обязательно нужно читать всем вместе, так как они учат и взрослых, и детей.

Я свою семью ассоциирую с цветами. Вся моя семья – это цветочек под названием тысячелистник. У этого цветка тысяча листочков на каждой маленькой веточке: это мои бабушки, дедушки, тети, дяди, братья и сестры.

Свою маму я ассоциирую с ромашкой. Она простая, но в тоже время яркая, ее сердцевина светится как солнце в обрамлении красивых, нежных лепестков. Она светлая, как моя мама. Ромашка обладает множеством целебных свойств: она оберегает от болезней и излечивает, так же, как и моя мама.

А вот этот цветок я сравниваю с папой – это зверобой. Он сила и опора нашей семьи. Так же, как и зверобой, папа дает энергию и защиту нашей семье.

А это я – роза. Я ассоциирую себя с розой в оранжерее, потому что вся моя семья окутывает меня теплом, любовью и заботой. Я такая же нежная, как роза, но и у меня есть колючки. Но несмотря на это вся моя семья очень сильно любит меня.

Небо – это свобода.

Солнце – это счастье и любовь.

Вода – это сила.

Земля – это стабильность.

Все это есть в моей семье!

Детские высказывания о семье.

Семья – это близкие люди, которые объединены чувствами, интересами и отношением к жизни.

Эти родные мне люди – близки моему сердцу и главное в моей жизни.

Я очень люблю свою семью! (Нас тя Е.)

Семья – это самое главное, что есть у каждого из нас. Семья – это самые дорогие и близкие люди. Без семьи человек не может жить. Для меня семья – это место, куда я всегда буду с нетерпением возвращаться. Мои родные и близкие всегда меня ждут и любят. Моя семья – это моя опора. Моя семья – это моя крепость. (Андрей К.)

Составление родословной семьи

СЛАЙД 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39 Творческие работы (традиции, религиозные ценности). О нравственном здоровье семьи, ее духовных ценностях можно судить по установившимся в ней традициям.

Продолжение сказок.

В одной коробке с карандашами родился маленький карандашик. Взрослые карандаши - мама, папа, бабушка и дедушка - были цветными. Причем у каждого из них был свой цвет. Маленький карандашик еще не имел своего цвета, ему еще предстояло стать цветным. Каждый день синяя мама учила его, как быть синим. Красный папа - как окраситься в красный цвет, потому что его выбирают чаще всего, рисуя прекрасные картины. Желтый дед спорил со всеми, говоря о важности желтого цвета, а зелёная 6абушка брала внука за руку, и на какое-то мгновение он зеленел. Так проходил день за днем, и вот .

Детские продолжения .

Однажды пришел день, когда карандашик стал переливаться всеми цветами радуги, потому что от каждого члена своей семьи он взял самое лучшее.

Ночью карандашику приснился сон. Ему снилось, что он стал переливаться и переливаться. И на следующее утро, когда он проснулся, то пошел посмотреть в зеркало. И вдруг Карандашик не узнал себя! Он стал цветным, как радуга! И вся семья так удивилась! Но и обрадовалась, потому что в нём был каждый цвет, который имели взрослые. И один особенный, свой -фиолетовый. Так карандашик стал цветным. Он помогал тем, кому нужна была помощь. Например, папе нужно было сделать цветы с желтыми серединками, а он был красный. Карандашик ему помог. И так он стал очень-очень нужным карандашом.

Семья как ячейка общества является его неотделимой составной общества. И жизнь общества характеризуется теми же духовными и материальными процессами, как и жизнь семьи. Чем выше культура семьи, следовательно, тем выше культура всего общества.

Россия начинается с российской семьи. Здесь впервые рождается и крепнет в ребенке понимание того, что он неслучаен в этом мире, что его существование востребовано людьми, что близкие, родные люди нужны ему, чтобы стать человеком. Семья создает человека и поддерживает его стремление к развитию, если членов семьи объединяют ценности, значение которых они хотят делить и с другими людьми.

От того, как родители приучают своих детей к труду, уважению к старшим, любви к окружающей природе и людям, зависит то, каким будет общество, в котором будут жить наши дети.

Читайте также: