Бюджет проекта в школе образец

Обновлено: 05.07.2024

Эта статья подскажет, как совместить в бюджетах компании планы по проектам и непроектной деятельности. А также поможет распределить ответственность за бюджетирование проектов и организовать планирование.

Бюджетирование в проектных организациях

Если компания занимается проектной деятельностью, необходимо определить, как включать в бюджеты планы по проектам.

Для целей бюджетирования разработайте:

  • единые правила планирования доходов и расходов по проектам и непроектной деятельности;
  • единые справочники видов проектных работ (мероприятий) для всех проектов компании;
  • порядок планирования проектных работ и затрат на них;
  • правила отнесения проектных доходов и расходов на центры финансовой ответственности и статьи бюджетов;
  • бюджетные формы с проектной аналитикой.

Кроме того, определите, как организовать подготовку и корректировку бюджетов, как контролировать их исполнение.

Как планировать доходы и расходы проектной организации

Разработайте и закрепите во внутреннем регламенте правила планирования, единые для всех проектов и непроектной деятельности. Если этого не сделать, плановые показатели будут несопоставимы, а бюджет компании – некорректным.

Укажите, как планировать:

Сразу определитесь, отражать в бюджетах полную или прямую себестоимость проектов. Если она:

  • полная (standart costing), то накладные расходы нужно распределять между проектами, а иногда даже относить на конкретные работы с использованием баз распределения;
  • прямая (direct costing), то накладные расходы нужно отражать отдельно, не увеличивая себестоимость проектных работ. Этот подход менее трудоемкий, поскольку не приходится распределять накладные расходы. При этом он позволяет точнее и прозрачнее формировать себестоимость проектов;

3) прочие доходы и расходы.

Как разработать справочники для бюджетирования в проектной компании

Определите, какие аналитические признаки требуются, чтобы отражать в едином бюджете (доходов и расходов или движения денежных средств) данные по проектной и непроектной деятельности, представлять информацию в необходимых разрезах.

Введите дополнительные аналитики для планирования (учета) проектной деятельности:

Без этого не удастся относить доходы и расходы, поступления и выплаты на конкретный проект, работу. Ведь в течение планового периода один и тот же центр финансовой ответственности (ЦФО) может выполнять работы по нескольким проектам. При этом доходы и расходы по ним могут проходить по одинаковым статьям бюджета.

Если проекты предприятия уникальны и не похожи друг на друга, разрабатывая справочник работ, используйте один из подходов:

1) составьте универсальный перечень всех возможных работ (мероприятий) по всем проектам. Скорее всего, он получится громоздким. Зато проекты удастся сравнивать между собой хотя бы по некоторым повторяющимся работам;

2) создайте индивидуальный список работ для каждого проекта. Как и в предыдущем случае, этим вы обеспечите качественное планирование и учет, но сравнивать проекты не получится.

Указывайте плановые (и фактические) доходы и расходы, поступления и выплаты по проектам в разрезе:

  • проектов;
  • видов работ;
  • ЦФО;
  • статей бюджета (доходов и расходов, движения денежных средств).

В общем бюджете (доходов и расходов, движения денежных средств) данные лучше представлять укрупненно, тогда как бюджет каждого проекта необходимо составлять детальнее.

Пример бюджета доходов и расходов проектной компании представлен в таблице 1.

Таблица 1. Бюджет доходов и расходов проектной компании на ХХ год, тыс. руб

Показатель План (без НДС)
Доходы 10 790
Проектная деятельность 8500
Проект № 1, в т. ч.: 3500
– выручка от продажи квартир; 1500
– выручка от продажи земельных участков 2000
Проект № 2, в т. ч.: 5000
– выручка от продажи квартир; 4000
– выручка от продажи земельных участков 1000
Непроектная деятельность 2290
Выручка от сдачи в аренду офисных помещений 900
Прочие доходы 1390
Расходы 6650
Проектная деятельность 1030
Проект № 1, в т. ч.: 410
– расходы на материалы; 100
– расходы на использование машин и механизмов; 50
– зарплата производственных рабочих; 200
– отчисления с зарплаты производственных рабочих 60
Проект № 2, в т. ч.: 540
– расходы на материалы; 180
– расходы на использование машин и механизмов; 100
– зарплата производственных рабочих; 200
– отчисления с зарплаты производственных рабочих 60
Общие расходы проектов 80
Непроектная деятельность 5620
Коммерческие расходы 100
Расходы на содержание администрации 300
Амортизация 60
Налог на землю 20
Налог на недвижимость 40
Прочие расходы 5100
Прибыль до налогообложения 4140
Налог на прибыль 828
Чистая прибыль 3312

Пример бюджета движения денежных средств – в таблице 2.

Таблица 2. Бюджет движения денежных средств проектной компании за ХХ год, руб.

Показатель План (с НДС)
Остаток на начало периода 10 000
Операционная деятельность 5825
Поступления 8600
Проектная деятельность 6800
Проект № 1, в т. ч.: 1500
– поступления от продажи квартир; 1000
– поступления от продажи земельных участков 500
Проект № 2, в т. ч.: 5300
– поступления от продажи квартир; 300
– поступления от продажи земельных участков 5000
Непроектная деятельность 1800
Поступления от сдачи в аренду офисных помещений 1000
Прочие поступления 800
Выплаты 2775
Проектная деятельность 1113
Проект № 1, в т. ч.: 438
– выплаты за материалы; 118
– выплаты за использование машин и механизмов; 60
– зарплата производственных рабочих; 200
– отчисления с зарплаты производственных рабочих 60
Проект № 2, в т. ч.: 595
– выплаты за материалы; 215
– выплаты за использование машин и механизмов; 120
– зарплата производственных рабочих; 200
– отчисления с зарплаты производственных рабочих 60
Общие расходы проектов 80
Непроектная деятельность 1662
Коммерческие расходы 118
Выплаты на содержание администрации 354
Налог на землю 20
Налог на недвижимость 40
Налог на прибыль 828
Прочие выплаты 302
Инвестиционная деятельность -3500
Поступления 1500
Продажа основных средств 1000
Продажа нематериальных активов 500
Выплаты 5000
Покупка основных средств 3000
Покупка нематериальных активов 2000
Финансовая деятельность 6100
Поступления 20 100
Кредиты и займы 20 000
Проценты от выданных займов 100
Выплаты 14 000
Выдача займов 3000
Погашение кредитов 10 000
Выплата процентов по кредиту 1000
Чистый денежный поток от всех видов деятельности 8425
Остаток на конец периода 18 425

Как планировать доходы и расходы проекта в привязке к подразделениям компании и статьям бюджета

Чтобы избежать вопросов, по каким статьям бюджета отражать доходы и расходы (поступления и выплаты) по проектам, а также на какие центры финансовой ответственности их относить, предстоит:

  1. За каждой проектной работой закрепить статьи доходов и расходов и движения денежных средств. Для всех работ можно использовать единый набор аналитик:
  • расходы на использование материалов;
  • расходы на использование машин и механизмов;
  • зарплата производственных рабочих;
  • отчисления с зарплаты производственных рабочих.

Выделите также подстатьи для планирования выручки (поступлений). Пример представлен в таблицах 1 и 2.

Закрепите в регламенте, какие статьи бюджета использовать для планирования доходов и расходов (поступлений и выплат) по проектам и работам. Так сотрудники смогут правильно выбирать бюджетные статьи, которые относятся к конкретной работе (проекту).

В зависимости от особенностей организации работ конкретной компании относите расходы по проекту на центры финансовой ответственности так:

  • ЦФО отвечает за проект. Тогда все расходы проекта – это его расходы;
  • ЦФО выполняет работу в рамках проекта. Все расходы по данной работе – его;
  • ЦФО отвечает за часть расходных статей по работе. Это расходы данного ЦФО.

Закрепите эти правила в регламенте и ознакомьте с ним сотрудников.

Как установить порядок формирования и корректировки бюджетов в проектной организации

Разработайте и закрепите в регламенте правила формирования и корректировки бюджетов в проектной организации.

Порядок может быть таким. К началу подготовки годового бюджета центры финансовой ответственности составляют детальные бюджеты новых проектов на весь срок их реализации. Затем передают в планово-экономическую службу планы на предстоящий год. Последние нужно оформлять в принятых в компании бюджетных формах, в той же детализации, в которой формируют планы по непроектной деятельности: ежеквартально или ежемесячно. Закрепите в регламенте бюджетирования сроки, когда руководители проектов должны представлять бюджеты в планово-экономическую службу. Важно установить персональную ответственность за плановые данные.

За каждой цифрой бюджета стоит тот человек, который отвечает за ее планирование и достижение. Например:

  • руководитель проекта отвечает за планирование и достижение целей проекта в целом;
  • ответственные за работы проекта отвечают за их планирование и выполнение.

Обязанности по формированию бюджетов проекта закрепите во внутреннем регламенте. Например, как показано в таблице 3.

Таблица 3. Распределение обязанностей по формированию бюджетов проектов

Должность Обязанности
1 Генеральный директор компании – Определяет цели проекта; – устанавливает сроки проекта; – утверждает бюджет проекта; – назначает руководителя проекта
2 Руководитель проекта – Определяет перечень работ проекта; – устанавливает сроки каждой работы проекта; – определяет результаты выполнения каждой работы (в натуральных единицах); – назначает ответственных за каждую работу проекта; – утверждает бюджет каждой работы проекта; – формирует бюджет проекта
3 Ответственный за работу – Детализирует планы выполнения работ по срокам и объемам (в натуральных единицах); – определяет, сколько и каких ресурсов потребуется для выполнения работы (например, собственные трудовые ресурсы, машины и механизмы, материалы, услуги подрядчиков); – определяет сроки их предоставления и стоимость; – формирует бюджет работы

Предлагаемый подход обеспечит ответственность за результаты проекта на всех должностных уровнях.

Установите порядок пересмотра и актуализации бюджета компании. Предусмотрите, например, такие правила. Если в течение бюджетного периода требуется корректировка бюджета проекта (работы), которая не влияет на показатели бюджета по предприятию, ответственный сотрудник может выполнить ее самостоятельно. Если результат изменится, необходимо согласовать корректировки с руководителем компании или бюджетным комитетом.

В течение бюджетного периода могут появляться новые проекты, не предусмотренные в годовом бюджете. Поэтому решите, с какой периодичностью в течение года пересматривать бюджет, чтобы вносить в него новые проекты. Например, ежемесячно или ежеквартально – в зависимости от того, как часто они появляются у компании.

Чтобы утвердить новый проект, необходимо спрогнозировать его доходы и расходы, определить, как его денежные потоки будут соотноситься с потоками других проектов, как он повлияет на финансовый результат компании. Для этого показатели рассматриваемого проекта нужно внести в бюджет компании для анализа. Если он ухудшает экономические показатели, можно попробовать скорректировать бюджет компании так, чтобы в итоге выйти на запланированные результаты. Например, отказаться от каких-то инвестиций в пользу расходов на новый проект или скорректировать потоки по финансовой деятельности: предусмотреть дополнительные кредиты. Если и в этом случае проект невыгоден, скорее всего, от него стоит отказаться.

Статья будет интересна студентам и специалистам, изучающим вопросы менеджмента, управления финансами и финансового планирования. А также тем, кто хочет открыть своё дело, запустить свой проект, организовать какое-либо мероприятие.

Видов финансовых документов - много, но нам с вами главное научиться применять основные из них.

1. ЛИМИТ ЗАТРАТ

Это то, чем чаще всего ограничиваются начинающие бизнесмены. Обобщённые прикидки, сколько примерно денег на какие примерно крупные разделы затрат планируется потратить денег. Документ, в котором планируются только расходы. Чаще всего у начинающих предпринимателей это сложно назвать документом :) наброски в блокноте, разрозненные заметки в телефоне. :)

Лимит затрат формируется на стадии раннего планирования или даже предпланирования проекта, когда ещё многое неизвестно. Поэтому этот документ лишь предварительные расчёты по укрупнённым разделам затрат .

Зачастую такие расчёты могут делать даже не по разделам, а по нормативам в пересчёте на одного человек или одного место. Так, например, в одном инвестиционном проекте по созданию образовательной организации мы исходили из норматива: сколько выделяется денег на создание одного ученикоместа? И затем умножали этот норматив на плановую ёмкость образовательной организации.

2. СМЕТА

Смета - это уже более развёрнутая таблица, в которой каждый крупный раздел подробно расшифровывается. Например, не просто "Оплата труда", а конкретно: "Оплата фотографа", "Оплата администратора" и т.д. Но по-прежнему в этом документе указываются только расходы!

3. Бюджет

Это уже настоящее ПЛАНИРОВАНИЕ . Потому что здесь отражены не только расходы, но и будущие доходы . Чтобы составить бюджет вам надо тщательно обдумать план продаж. В идеале план продаж и бюджет составляются в трёх вариантах: реалистичный, пессимистичный, оптимистичный.

Поскольку мир наш многовариантный, количество факторов, влияющие на проект - огромно, все учесть невозможно. Но важно видеть тенденцию , понимать в каком направлении может двигаться наш проект. Именно поэтому так важны различные варианты расчётов, чтобы понимать к каким результатам мы придём при текущих продажах.

4. ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН

Самый полный финансовый документ, включающий в себя не только бюджет, но и расчёты показателей экономической эффективности : точка безубыточности, рентабельность продаж, срок окупаемости и т.д.

Также в финансовом плане находят отражение вопросы, связанные с источниками инвестиций и финансирования проекта.

📈Можете провести своеобразный экспресс-тест :)
Если вы ведёте только ЛИМИТ ЗАТРАТ - вы занимаетесь своим проектом на уровне хобби 🎨
Если у вас есть СМЕТА - можете считать себя начинающим предпринимателем 😄
Ведение БЮДЖЕТА означает, что вы уже не начинающий любитель, а вполне себе опытный инстаграм-предприниматель 👌
Наличие ФИНАНСОВОГО ПЛАНА свидетельствует о вашем продвинутом уровне, пора создавать собственную компанию и выходить на более масштабный уровень! 😊👍

Составление бюджета – это один из важнейших этапов планирования запуска проекта.

Как ни крути, без правильного распределения денежных ресурсов далеко не уедешь. Особенно, если эти ресурсы в дефиците, как это часто бывает у начинающих предпринимателей.

От того, насколько правильно и эффективно вы составите бюджет будет зависеть эффективность всех последующих шагов и в целом осуществимость ваших идей.

С большой долей вероятности такой подход приведёт к тому, что вы потратите свои деньги в самый неэффективный способ, так и не реализовав проект. Другими словами, деньги закончатся ещё до запуска вашего бизнеса.

Бюджет – это прежде всего план и прогноз, который даёт членам команды и всем вовлечённым в проект людям более чёткое представление и понимание того, какие средства необходимы для воплощения идеи в жизнь и как именно вы будете их тратить.

Составление бюджета происходит в три этапа. Рассмотрим детально каждый их них.

Постановка целей и приоритизация задач

Первое с чего нужно начать – это определить ваши цели.

Для поставновки цели используйте фреймворк SMART, который говорит о том, что цель должна быть конкретной, измеримой, достижимой, релевантной и иметь временные рамки.

Поэтому стоит конкретизировать вашу цель, добавив к ней даты, сроки, контекст и подробное описание того, как и что должно быть сделано для запуска проекта.

Как только вы определили главную цель и сопоставили ее со своим видением развития вашей идеи, необходимо составить подробный список задач, которые как раз таки и обеспечат достижение поставленной цели.

Составление бюджета начинается прежде всего со сбора информации касательно направлений будущих расходов.

Задайте себе простой вопрос: "На что понадобятся деньги, чтобы реализовать проект?"

Пока не стоит думать о суммах и конкретных цифрах, которые придётся потратить. Важно просто перечислить, какие действия вам необходимо предпринять для достижения цели.

Что конкретно необходимо сделать? Что из этого потребует денег?

Для облегчения процесса составления списка задач, поделите их на 3 больших раздела: разработка (development), производство (production) и продвижение (promotion).

Зачастую все задачи, связанные с запуском проекта, можно отнести к одной из этих категорий.

Разбейте свой список задач на три части и перечислите все задачи, которые попадают в каждый из разделов.

Не пытайтесь сразу же отфильтровать задачи, которые вам кажутся ненужными. Включайте все, что может понадобиться для реализации идеи.

Как только вы составили исчерпывающий список задач, переходите к приоритезации списка.

Внесите список в таблицу, где во втором столбце вы сможете указать приоритет каждой из задач.

Для этого оцените каждое задание по важности и степени влияния на успех проекта по шкале от 1 до 4, где 1 – это минимальная важность, а 4 – максимальная.

После того, как вы оценили задачи по степени их важности для достижение ключевой цели, взгляните на список еще раз и дополните его второстепенными направлениями расходов, которые вы упустили сначала.

Кроме очевидных пунктов, подумайте и о тех статьях расходов, которые могут быть не связаны с задачами, а лишь обеспечивать возможность их выполнения.

Речь идёт о платных сервисах и услугах (мессенджеры, сервисы управления проектами, плата за интернет, транспорт и т.д.), которые могут играть, на первый взгляд, незначительную роль и требовать небольших денег. Но дело в том, что именно они зачастую являются источником непредвиденных расходов и причиной дыр в бюджете, которые ведут к нехватке средств.

Поэтому убедитесь, что раздел второстепенных расходов включают транспортные и телекоммуникационные расходы, аренду помещений и аппаратуры, а также большие и маленькие платежи всех сервисов, которые вы используете по подписке.

Определение ожидаемых расходов

Как только список задач готов и приоритизирован, настало время добавить цифры.

Определите продолжительность подготовки к запуску бизнеса и предположите, сколько займёт стадия разработки, подготовки и запуска проекта.

Важно как можно точнее рассчитать, сколько времени пройдёт до момента, когда вы сможете начать зарабатывать и получите первую операционную прибыль, чтобы финансировать дальнейшую жизнь проекта.

Очень важно не переоценить свои возможности и максимально точно оценить время подготовки с учетом всех возможных опозданий, переносов и непредвиденных ситуаций.

На основе этой информации будет понятно, на какой срок рассчитан бюджет и как быстро у вас могут закончиться деньги.

Как только вы оценили общий временной горизонт вашего бюджета, переходите к оценке продолжительности каждой из задач, чтобы наконец-то понять, сколько денег потребуется на реализацию ваших идей. Это даст вам понимание того, какие объемы расходов приходятся на каждую из статей.

Измерять задачи лучше всего в человеко-часах.

Но не стоит быть сильно оптимистичными по поводу своих возможностей и скорости выполнения задач. Пока вы ещё на берегу, вам кажется, что у вас вечно будет максимальная мотивация и желание работать. Позже все может поменяться.

Первые трудности и завышенные ожидания могут легко убить вашу мотивацию продолжать двигаться с быстрым темпом или продолжать в целом. В такие моменты прогресс будет минимальным. А расходы могут сохраниться на том же уровне.

Поэтому трезво оцените свои возможности.

Оцените каждую из задач в человекочасах и переведите это в денежный эквивалент, чтобы получить итоговую стоимость выполнения каждой задачи.

Запишите, что у вас получилось. И прибавьте к этому 10%, чтобы наверняка убедиться, что вы учли возможные погрешности в прогнозах.

Оптимизация и утверждение бюджета

Третий этап составления бюджета заключается в его финальной модерации, оптимизации и утверждении.

При оптимизации бюджета воспользуйтесь принципом Парето, который гласит, что 20% задач приносит 80% результата, а остальные 80% задач приносят только 20% результата.

Оптимизация бюджета заключается в урезании расходов на те задачи и направления, которые имеют наименьшее влияние и играют наименьшую роль в вашем успехе. На основе вашего списка задач и их уровне важности определите 20% задач, которые могут обеспечить 80% успеха. Это задачи с уровнем важности 3 и 4. Для них можно увеличить ожидаемые расходы.

Что касается задач с уровнем важности 1 и 2, их можно убрать из списка или значительно снизить расходы на них. Это как раз те 80% задач и действий, которые отбирают время и деньги, но обеспечивают лишь малую долю вашего прогресса.

Поверьте моему опыту. Даже если вам кажется, что вы очень скрупулёзно перечислили все процессы, которые потребуют финансирования, в процессе работы обязательно будут появляться вещи, которые потребуют денег.

В случае если вы не учтете возможность таких расходов заранее, то позже эта ошибка может обернуться превышением вашего бюджета и неожиданными расходами, которые нарушат ваши планы.

Пример бюджета для запуска проекта

Рассмотрим пример проекта бюджета для запуска Kickstarter кампании. В качестве примера рассмотри такой продукт для краудфандинговой кампании, как ежедневник с мобильным приложением, которое связывает блокнот с онлайн календарями.

Главная цель: Разработка прототипа ежедневника с мобильным приложением с последующим запуском и проведением Kickstarter кампании через 4 месяца.

Цель бюджета: Составить детальный план расходов связанных с разработкой прототипа продукта и запуском краудфандинговой кампании через 4 месяца.

Примечание: Бюджет не будет включать зарплатный фонд основателей стартапа, а только задачи, которые будут отданы на аутсорсинг или выполнены с привлечением новых участников команды.

Теперь осталось очистить список от пунктов, у которых низкий уровень важности для успеха вашего проекта и, конечно же, не забыть добавить 10-20% от общего бюджета на непредвиденные расходы.

Заключение

Составление бюджета для запуска проекта происходит в три этапа:

  1. Определение целей и приоритезация
  2. Определение ожидаемых расходов
  3. Оптимизация и утверждение

А сам бюджет запуска проекта можно разделить на три части: разработка (прототипирование продукта и создание стратегии), производство (создание продукта), продвижение (маркетинговые и рекламные кампании с целью привлечения клиентов).

Бюджет является неотъемлемой частью успешного бизнеса. Без плана расходов ваша затратная часть легко перевесит доходную, а затраты превысят все ваши лимиты.

Поэтому относитесь к бюджету с полной серьезностью. И обязательно изложите его на бумаге или в цифровом виде. Но не надейтесь на то, что вы сможете все держать в голове. Потому что это не с работает (проверено на личном опыте).

  • Заметки. Мысли. Эссе
  • Кейсы
    • [monobank] Виральный рост
    • [Dan Henry] Инфобизнес в США
    • Бренд и брендинг
    • Нейминг
    • Слоган
    • Фирменный стиль
    • Стратегия бренда
    • Идеи для бизнеса
    • Валидация идеи
    • Что такое стартап
    • С чего начать
    • Бизнес модель
    • SWOT-анализ
    • Бизнес план
    • Бюджет
    • Портрет клиента
    • Создание маркетинговой стратегии
    • Целевая аудитория (ЦА)
    • Позиционирование
    • Уникальное торговое предложение (УТП)
    • SEO для стартапа
    • Вечнозеленый контент
    • Линкбилдинг
    • Лендинг пейдж
    • Советы по созданию
    • A/B тестирование
    • Основы контент маркетинга
    • Переориентация контента
    • Сторителлинг
    • Стратегия контент маркетинга
    • Фрилансеры
    • Навыки необходимые для запуска бизнеса
    • Бизнес без больших вложений
    • Как найти инвестора
    • Воронка продаж
    • Путь клиента
    • Лучшие сервисы
    • Руководство для начинающих
    • Лид-магнит
    • Лиды и лидогенерация
    • Лид скоринг
    • Советы эффективного копирайтинга
    • Что такое копирайтинг


    Больше историй, идей и заметок о бизнесе и маркетинге - на Telegram-канале LaFounder

    Статья будет интересна студентам и специалистам, изучающим вопросы менеджмента, управления финансами и финансового планирования. А также тем, кто хочет открыть своё дело, запустить свой проект, организовать какое-либо мероприятие.

    Видов финансовых документов - много, но нам с вами главное научиться применять основные из них.

    1. ЛИМИТ ЗАТРАТ

    Это то, чем чаще всего ограничиваются начинающие бизнесмены. Обобщённые прикидки, сколько примерно денег на какие примерно крупные разделы затрат планируется потратить денег. Документ, в котором планируются только расходы. Чаще всего у начинающих предпринимателей это сложно назвать документом :) наброски в блокноте, разрозненные заметки в телефоне. :)

    Лимит затрат формируется на стадии раннего планирования или даже предпланирования проекта, когда ещё многое неизвестно. Поэтому этот документ лишь предварительные расчёты по укрупнённым разделам затрат .

    Зачастую такие расчёты могут делать даже не по разделам, а по нормативам в пересчёте на одного человек или одного место. Так, например, в одном инвестиционном проекте по созданию образовательной организации мы исходили из норматива: сколько выделяется денег на создание одного ученикоместа? И затем умножали этот норматив на плановую ёмкость образовательной организации.

    2. СМЕТА

    Смета - это уже более развёрнутая таблица, в которой каждый крупный раздел подробно расшифровывается. Например, не просто "Оплата труда", а конкретно: "Оплата фотографа", "Оплата администратора" и т.д. Но по-прежнему в этом документе указываются только расходы!

    3. Бюджет

    Это уже настоящее ПЛАНИРОВАНИЕ . Потому что здесь отражены не только расходы, но и будущие доходы . Чтобы составить бюджет вам надо тщательно обдумать план продаж. В идеале план продаж и бюджет составляются в трёх вариантах: реалистичный, пессимистичный, оптимистичный.

    Поскольку мир наш многовариантный, количество факторов, влияющие на проект - огромно, все учесть невозможно. Но важно видеть тенденцию , понимать в каком направлении может двигаться наш проект. Именно поэтому так важны различные варианты расчётов, чтобы понимать к каким результатам мы придём при текущих продажах.

    4. ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН

    Самый полный финансовый документ, включающий в себя не только бюджет, но и расчёты показателей экономической эффективности : точка безубыточности, рентабельность продаж, срок окупаемости и т.д.

    Также в финансовом плане находят отражение вопросы, связанные с источниками инвестиций и финансирования проекта.

    📈Можете провести своеобразный экспресс-тест :)
    Если вы ведёте только ЛИМИТ ЗАТРАТ - вы занимаетесь своим проектом на уровне хобби 🎨
    Если у вас есть СМЕТА - можете считать себя начинающим предпринимателем 😄
    Ведение БЮДЖЕТА означает, что вы уже не начинающий любитель, а вполне себе опытный инстаграм-предприниматель 👌
    Наличие ФИНАНСОВОГО ПЛАНА свидетельствует о вашем продвинутом уровне, пора создавать собственную компанию и выходить на более масштабный уровень! 😊👍

    Читайте также: