Бытие как основной предмет философского знания кратко

Обновлено: 08.07.2024

В данной методической разработке анализируются онтологические проблемы философского знания, включая диалектику как логику и методологию науки. Методические рекомендации подготовлены в соответствии с требованиями российских образовательных программ и предназначены для изучения в качестве дополнительной литературы студентами и аспирантами.

Часть 2

Ответственный за выпуск Ю.Н. Лопацкий

Технический редактор Л.А. Наумович

Компьютерная верстка Н. П. Полевничая

Подписано в печать . Формат 60х84 1/16. Бумага офсетная. Гарнитура Таймс. Печать трафаретная. Усл. печ. л. Уч.-изд. л. Тираж экз. Заказ № ________

Издатель и полиграфическое исполнение:

Государственное учреждение высшего профессионального образования

ЛИ № 02330/375 от 29.06.2004 г.

212005, г. Могилев, пр. Мира, 43

Тема 1 Онтология как философское учение о бытии

1 Бытие как предмет философского анализа. Проблемы интерпретации бытия в классической и неклассической философии.

2 Категориальный аппарат онтологии. Понятие материального и идеального в философии и науке.

3 Пространственно-временная структура бытия. Субстанциональная и реляционная концепции пространства-времени.

4 Движение как атрибут бытия. Принцип глобального эволюционизма.

1 Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному. Новая онтология ХХ века. - М., 1997

2 Каган М.С. Метаморфозы бытия и небытия. К постановке вопроса // Вопросы философии. - 2001. - № 6.

3 Коган Л.А. Закон сохранения Бытия // Вопросы философии. - 2001. - № 4.

4 Кутырев В.А. Оправдание бытия (Явление нигитологии и его критика) // Во­просы философии. - 2000. - № 5.

5 Основы онтологии. - СПб., 1997.

7 Солодухо Н.М. Бытие и небытие как предельные основания мира // Вопросы философии. - 2001. - № 6.

8 Солодухо H.М. Философия небытия. - Казань, - 2002.

9 Тесты по философии: Учеб.-метод. пособие / Под ред. А.Т. Лука-шевича. - Мн.: БГЭУ, 2003.

10 Философские концепции бытия: Учеб.-метод. пособие. - Мн., - 2001.

11 Философия: Учебный практикум для вузов. - Мн.: РИВШ БГУ, - 2002.

12 Философия: Учебно-метод. комплекс /А.И.Зеленков и др./. - Мн.: БГУ, 2003.

13 Спиркин А.Г. Основы философии. - М., 1988. С. 93.

Бытие как предмет философского анализа

В компетенцию онтологии входит теоретико-понятийный ана­лиз сущностных оснований, всеобщих принципов и законов орга­низации реальности как таковой во всех формах ее бытия - при­родной, духовной, социальной, человеческой и др. Соответствен­но, специфика онтологического знания связана с обоснованием принципов и начал действительности, обеспечивающих выявле­ние ее истинной природы, не обращаясь к ней непосредственно. Подобное знание позволяет осуществить рефлексивный переход от описания естественной (физической) реальности с ее эмпири­ческими объектами к идеальным объектам мышления, работа с которыми позволяет ответить на ряд предельно общих вопросов: что есть реальность? в чем смысл ее бытия? и др.

В античности онтология начала формироваться с разработ­кой базовой категории бытия и производными от нее понятиями сущего и сущности. В результате бытие рассматривается в качес­тве предмета философской рефлексии и является категорией, ко­торая означает то, что есть. Апелляция к данной категории свя­зана с поиском объединяющего начала в многообразном мире ве­щей. Поэтому, прежде чем будет зафиксирован факт различия между ними, они должны просто быть, чтобы впоследствии при­обрести свою определенность. Функция бытия и состоит в том, чтобы свидетельствовать о наличии того, что нечто уже есть, осуществилось как действительность и приобрело определенный вид. С позиции античных мыслителей, о бытии в силу его един­ства, вечности, цельности и т. п. возможно подлинное знание, ре­ализуемое с помощью разума, обладающего способностью созер­цания того, что не дано в чувствах, а является умопостигаемой реальностью. Созерцание здесь превалирует в силу своей возмож­ности свободно постичь истину и сформировать целостное виде­ние предмета. Такое бытие объявлялось трансцендентным и про­тивопоставлялось эмпирическому миру, который множествен, изменчив, всегда стремится к бытию, но не достигает его, поэтому о нем есть только правдоподобное знание как следствие его опоры на чувства. Для такого мира используется категория ­ становле­ние. В этой связи всю классическую онтологию сегодня стали на­зывать онтологией созерцания.

Начиная с Нового времени, онтология с ее базовой категорией
бытия вытесняется на периферию философской мысли, так как
гносеологическая проблематика сделала данную категорию избы­
точной по ряду причин:

- из-за принципиальной невозможности познания трансцен-­
дентного, сверхопытного (И. Кант);

- учение о бытии критиковалось как спекулятивное, которое должно быть заменено наукой.

В рамках гносеологического подхода субъективность при­обретает статус ведущего предмета познания, что задало иное по­нимание специфики онтологического знания, т. к. онтология из учения о всеобщих законах мира вещей становится учением о первых основах человеческого познания. Такая формулировка предмета онтологии в полной мере представлена в трансцендента­лизме И. Канта, хотя ее истоки проявляются в эмпиризме и раци­онализме Нового времени.

Трансцендентальное познание направлено не на самое сущее, а на исследование условий возможности доопытного (априорного) знания об этом сущем (объекте). Поэтому, согласно И. Канту, предмет познания находится не в бытии, а в понятиях и определе­ниях и, таким образом, любое стремление построить только объективную онтологию является догматическим. В результате онтология, не уделявшая должного внимания субъективности, уступает место новой, гносеологически связывающей вопросы о бытии с разрешением проблем познания. Но это приводит к сти­ранию границ между учениями о бытии и познании, а разделение проблем на онтологические и теоретико-познавательные приобре­тает достаточно условный характер. В этом случае сознание вос­принимает себя как особое сущее, существующее в мире таким образом, что его формой бытия становится познание мира. Даль­нейшее развитие новая традиция получает в феноменологии Э. Гуссерля и рассматривается как логическое развитие кантовского трансцендентализма.

В 20-30-е гг. XX в. возрождается интерес к проблемам онто­логии, о чем свидетельствуют работы Н. Гартмана, Э. Гуссерля, М. Шелера, М. Хайдеггера. В результате наметился переход от классической онтологии к современной: понимание бытия осу­ществляется не только в онтологической, но и в других парадиг­мах философствования: культурологической, эпистемологичес­кой, экзистенциальной. Это указывает на то, что не только из­меняются классические представления о самом предмете онтологии, специфике и природе онтологического знания, но происходят существенные сдвиги в осмыслении проблемы соот­ношения таких разделов философии, как онтология, гносеоло­гия и антропология.

Поэтому современная онтология сосредоточивает свое внима­ние на бытии человека в универсуме и исходит из следующих по­ложений:

- человеческое бытие как человеческая субъективность, и соз-­
нание не выводимы в своей специфичности из законов мира и не
могут быть поняты как часть мира, объясняемая этим же миром;

- само сознание рассматривается как особый регион бытия,
отличный от других объектов универсума, ибо оно не просто есть,
а существует как проект и открывает самого себя в мире;

- понимание человеческого бытия есть одно из его конституи­-
рующих моментов: человек, говорит М. Шелер, всегда стремится
прорвать пределы своего здесь-и-теперь-так-бытия, в том числе и
наличную действительность собственного Я.

В рамках онтологии взгляда бытие утрачивает прежние ха­рактеристики (прекрасное, истинное, благое, совершенное, завер­шенное и т. д.) и начинает трактоваться как плюральное, а зна­чит, разнородное, становящееся, незавершенное. Такое бытие не может быть скрыто от взгляда ни в мире идей, ни в мире форм или единого и т. п., а только под ним и существует, но при этом не становится абсолютно прозрачным и видимым. Принципиальное отличие взгляда от умственного взора (созерцания) в том, что он застигает меня или любого человека как взгляд Другого. Соответ­ственно, и бытие располагается вокруг того, кто этим глазом вла­деет. Поэтому, прежде чем осуществляется мое видение Мира, уже присутствуют Другие со своими видениями. Это означает, что понимание бытия предполагает перспективу Другого.

2 Категориальный аппарат онтологии. Понятие материального и идеального в философии и науке

Онтологический подход реализуется с помощью определенно­го набора философских категорий (бытие, субстанция, материя, сознание, движение, пространство, время и т. д.), но историчес­ким и логическим началом онтологического анализа реальности служат такие фундаментальные понятия, как бытие и небытие.

С помощью категории бытия обозначают не просто конкретное сущее и даже не их сумму, т. к. ее основная функция в том, чтобы прежде всего указывать на то, что нечто есть, которое может су­ществовать в любой форме (материальной или идеальной). Кон­кретная же расшифровка бытия зависит от той или иной целостной философской системы. Поэтому бытие интерпретировалось как: число (Пифагор и другие), логос (Гераклит и его последователи), единое (Парменид и его школа), идея (Платон,), форма (Аристо­тель), благо (Платон), Бог (Августин, Фома Аквинский и другие), монады (Г. Лейбниц, Н. Лосский и другие), материя (Ф. Энгельс) и т. д. Каждая из этих интерпретаций отражает выявление либо иде­ального (духовного), либо материального основания всего сущего.

В современный понятийный аппарат онтологии активно вво­дится категория виртуального бытия как следствие развития ин­формационных технологий. В результате возникают новые интер­претации этого понятия, способы его обоснования и аппликации на разные сферы культуры: например, иллюзорное бытие в ин­тернет-сети, своеобразное бытие-небытие.

Основные формы бытия и их взаимосвязь. Бытие материаль­ное и идеальное. Целостное бытие как реальное многообразие раз­личных вещей и явлений подразделяют на определенные виды и формы. Выделяют два основных вида бытия - материальное и ду­ховное (идеальное). К материальному бытию относят все то, что составляет объективную реальность (природные объекты, фено­мены человеческой и общественной жизни). Идеальное бытие представляют явления духовной жизни человека и общества - их чувства, настроения, мысли, идеи, теории (субъективная реаль­ность). Данный вид бытия принимает объективированную форму в виде понятий, формул, текста и т. д. Эти два основных вида бытия могут быть представлены в четырех основных формах: бы­тие вещей (природы), бытие человека, бытие духовного (идеаль­ного) и бытие социального. Отсюда можно говорить о разных онтологиях: онтологии природы, онтологии человека, онтологии культуры, онтологии общества.

Философской категорией, фиксирующей специфику матери­ального бытия, традиционно выступает понятие материи, а иде­ального - понятие сознания.

Категория материи. Эволюция представлений о материи в фи­лософии и науке. Материя (лат. materia - вещество) - философская категория, которая в материалистической традиции обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной ре­альности) по отношению к сознанию (субъективной реальности). Данное понятие включает в себя два основных смысла: категори­альный, выражающий наиболее глубокую сущность мира (его объективное бытие); некатегориальный, в пределах которого ма­терия отождествляется со всем Универсумом.

При изучении исторического развития категории материи имеет смысл отметить прежде всего, что ее появление обуслов­лено стремлением античной философии отыскать наиболее глубокую и общую всем наблюдаемым вещам сущность. Эта тенденция пронизы­вает и всю дальнейшую содержательную эволюцию категории материи, детерминируя конкретно-исторические смыслы последней.

Историко-философский экскурс позволяет выделить три ос­новных этапа эволюции категории материи, для которых характер­на ее трактовка как: I) вещи; 2) свойства; 3) отношения. Особенностью первого эта­па является поиск некоторой конкретной, но всеобщей вещи, состав­ляющей первооснову всех существующих явлений. Роль такой первич­ной субстанции выполняет, как известно, тот или иной субстрат, который может быть как недифференцированным (вода, воздух, огонь, земля, апейрон), так и дифференцированным (атомы). При всей тео­ретической наивности такое вещное понимание материи имело боль­шой мировоззренческий и методологический смысл, ибо ориентирова­ло человека на поиск и изучение элементарных структур, сущест­вующих в самой природе, а не в иллюзорном мире абсолютных идей.

В рамках второго этапа (философия Нового времени) всеобщаясущность вещей видится уже в наличии у них не столько единого субстрата, сколько некоторых атрибутных свойств (массы, протя­женности, непроницаемости и т.п.). Эта совокупность свойств, присущих всем телам, и есть материя, точнее - главный критерий материальности. Реальным носителем этих атрибутов выступает та или иная структура первовещества («начала", "элементы", "корпус­кулы", "атомы"). Достоинство подобных рассуждений в том, что на­мечается определенный отход от представлений о телесности как определяющем свойстве материи. Это приводило иногда даже к выходу за рамки традиционного понимания материи: достаточно вспом­нить попытки Локка и Гольбаха определить материю на основе отно­шения субъекта и объекта познания. "По отношению к нам, -пишет, например, Гольбах, - материя вообще есть все то, что воздейстует каким-нибудь образом на наши чувства".

На протяжении третьего этапа (XIX- начало XX в.) поиск всеобщей сущности вещей также ведется в рамках атрибутивной мо­дели мышления, но при этом постепенно осуществляется переход от онтологической парадигмы (материя как субстратная сущность бытия) к гносеологической - выявлению атрибутов материальности в плоскости субъектно-объектных отношений.
Широко известно также ленинское определение материи как
философской категории, обозначающей объективную реальность. Оче­-
видно, что в названных дефинициях качественно изменяется статус
атрибута объективности: из неявного, равнозначного с другими
критериями материальности, он превращается в единственное по-­
нятие, образующее свойство самых разнообразных материальных яв-
лений.

Имеет смысл обратить внимание на то обстоя­тельство, что понимание материи именно как объективной реальности является заметно усиливающейся тенденцией в развитии совре­менной философской и научной мысли. Если, скажем, еще в 60-е гг. нашего века в западных работах были естественными утверждения о том, что понятие материи и другие философские категории являют­ся "терминами только обыденного здравого смысла и не имеют места в строгом научном рассуждении" (Франкль В: Философия науки. М., I960, С.144), то в настоящее время вполне обычным выглядит тезис о том, что критическое рассуждение, стремящееся приблизиться к истине, было бы беспредметным без объективной реальности, без мира, который мы стремимся исследовать. Забвение этой тенденции может исказить реальную картину мирового философского процесса.

Так, в научном исследовании методологическая функция категории материи развертывается в основные принципы материалистического метода познания:

I) объективности познания;

2) выведение духовного из обусловливающего его материального;

3) отнесение свойств и связей к их материально­му носителю.

В практической же жизни категория материи диктует, каждо­му человеку реалистический взгляд на мир, требует от него уме­ния видеть действительность такой, какая она есть, а не такой, какой бы нам хотелось ее видеть. Это особенно важно для наше­го общества, в котором многие годы господствовало мифотворчес­кое сознание, а кое-кто не хотел понять той простой истины, что самая сильная власть в мире - власть объективной реальнос­ти. Признать эту власть и действовать в соответствии с ее зако­нами - таков принцип реализма, которым следует руководствовать­ся любому здравомыслящему человеку. Следование этому принципу по­может мыслящей личности избежать многих горьких ошибок и заб­луждений, успешнее жить и работать в сложном, но единственно реальном мире.


Данное учебное пособие представляет собой конспект лекций по философии, составленный в помощь студентам средних и высших учебных заведений Материал подобран в соответствии с нормами Министерства образования и соответствует государственному стандарту для данной дисциплины

Оглавление

  • Лекция № 1. Предмет философии и ее место в системе научного знания
  • Лекция № 2. Что такое философия
  • Лекция № 3. Философия как теоретическое ядро мировоззрения
  • Лекция № 4. Структура философского знания
  • Лекция № 5. Бытие как всеохватывающая реальность
  • Лекция № 6. Познание
  • Лекция № 7. Виды познания
  • Лекция № 8. Субъект и объект познания
  • Лекция № 9. Общие представления о духе
  • Лекция № 10. Материя
  • Лекция № 11. Сознание
  • Лекция № 12. Движение
  • Лекция № 13. Пространство и время
  • Лекция № 14. Общие понятия о человеке
  • Лекция № 15. Человек в мире природы
  • Лекция № 16. Понятие общества
  • Лекция № 17. Социальная структура общества
  • Лекция № 18. Гражданское общество

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия: конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Лекция № 5. Бытие как всеохватывающая реальность

Бытие — категория философии, фиксирует существование и взаимосвязь предметов и явлений (людей, состояний, идей, мира в целом). Первые определения бытия в Древней Греции возникли при становлении философского знания, переходе от образно-мифологического к теоретико-логическому мышлению.

Понятие целостности мира формировалось спонтанно: благодаря богатому духовному опыту развития мифологии, религии, искусства ему предшествовали промежуточные понятия и концепции. В результате возникла новая установка в познании и понимании окружающего мира. Если для греческих натурфилософов раннего периода действительность — многообразие постоянно изменяющихся предметов, явлений, процессов, то для их последователей (первый — Парменид) — это вопрос всеобщей и постоянной основы этих изменений, которая и была названа бытием.

Учение о бытии — онтология — важный раздел философского знания.

Мы непоколебимо верим, что при всех потрясениях в природе и обществе мир стабилен, вечен, является нашей жизненной опорой, истинным бытием. Понятие именно о таком мире составляет смыслообразующую основу человеческой деятельности.

Бытие формирует представление, что мир вокруг нас развивается и живет по своим законам, не зависящим от нашей воли, желаний и произвола. Эти законы обеспечивают стабильность и гармонию мира, в то же время ограничивая нашу деятельность. Понимание этого и умение следовать требованиям бытия обеспечивают существование человека.

Бытие как исходное понятие — лишь начальный пункт философского размышления о мире и человеке. Оно становится содержательным, конкретно-всеобщим только лишь через взаимодействие с такими философскими категориями, как материя, сознание, движение, пространство, время, системность, детерминизм.

Основные формы бытия

1. Бытие вещей и процессов. Оно также может быть в двух формах:

1) материалистическая. Бытие вещей и состояний природы, большинством людей воспринимаемые как объективная реальность, которая существовала до них и от них не зависит;

2) идеалистическая. Бытие второй природы, цивилизации. Оно двойственно, так как, с одной стороны, они сделаны из тела природы, а с другой — в них вложены сознание и душа человека.

2. Бытие человека:

1) бытие человека в мире вещей (человек рассматривается, как часть природы, как вещь);

2) специфически человеческое бытие (человек рассматривается не как тело, а как индивидуум).

3. Бытие духовного, идеального:

1) индивидуальное, духовное сознание индивида. Структура бессознательного: рефлексы, подсознательное, интуиция;

2) объективно существующее духовное — то, что материализовано в культуре.

4. Бытие социальное:

1) бытие человека;

2) бытие человека в обществе.

В последующей истории философской мысли сформировалось несколько различных подходов к пониманию бытия. Фактически все различия в философских воззрениях касаются в первую очередь различий трактовки их взаимоотношения и взаимодействия, и прежде всего это различие в вопросе о том, какая из форм бытия является основной, исходной. Так, материализм считает основной формой природное бытие, а остальные — производными.

Субъективный идеализм основной формой считает субъективное бытие; объективный идеализм — объективный дух. Внутри этих течений существуют различия в понимании исходных форм бытия. В зависимости от того, что положено в основание мира, какой сфере бытия приписывается первичность, все философы делятся на материалистов и идеалистов.

Философская проблематика бытия зарождается от необходимости зафиксировать начальную точку отсчета в момент познания мира. Архимед искал точку опоры, чтобы перевернуть Землю, а античные философы были захвачены поиском единого мирового первоначала, которое поможет разгадать многообразие мира, вещей, явлений, для проникновения в их сущность.

Любая философская система начинает свою деятельность с того, что находится в окружении человека, что расположено в центре его осмысления и созерцания, то, что находится в основе мироздания.

Являясь главной категорией философии, бытие фиксирует фундамент философского осмысления мира. Бытие помогает определять, что являет собой сущее и сущность, концентрируя знания и убеждения человека о мире и его существовании, а так же самого человека и его сознания. Это признание того, что мир существует в сохранности, несмотря на исчезновение вещей, процессов и явлений.

Бытие – основной предмет онтологии

Бытие выступает основным предметом онтологии. Онтология (сущее, учение) подразумевает собой раздел философии, которая занимается познанием бытия, формирует концепции, учения о бытии и о сущем, изучая фундаментальные принципы бытия и категории сущего. В содержание онтологии входят такие категории как существование, реальность, бытие, субстанция, сознание.

Характеристика бытия

Готовые работы на аналогичную тему

Бытие это все то, что есть- процессы, вещи, отношения между ними. Мифы, сказы, фантазии составляют часть духовной реальности, входящей в состав бытия. Форма бытия и способ ее существования детерминирована фундаментальной структурой мира. Имеются несколько видов бытия – материальное бытие – Земля и идеальное бытие – идея возникновения Земли. Они являются общими родами бытия. Так же можно выделить объективное бытие, которое существует независимо от сознания человека и субъективное бытие, которое будет отличаться внутренней ориентацией человека. Материальное бытие имеет объективное существование. К материальным формам бытия относят природные неорганические (камни, звезды), природные органические (все живое), искусственные (технические системы), социальные формы бытия (индивидуальное и общественное бытие).

Большое количество идеальных форм бытия разделяется на объективно-идеальное (законы сознания) и субъективно-идеальное (мечта о счастье конкретного человека).

Отвечая вызову времени, философы начинают активный поиск начала начал. Основатель Милетской Школы Фалес По данной теме мы уже выполнили реферат Милетская школа и ее значение подробнее полагал в основе мира воду. Анаксимандр полагал воздух, а Гераклит – что все есть огонь. Пифагор в процессе поиска начала всего сущего полагал в основу число, которое является определенным соотношением космоса. Представители школы элеатов вместе с Парменидом По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Онтология Парменида подробнее видели в первоначале Бытие Мира, которое характеризовалось как неземное, единое, неподвижное.

Платон понимал бытие в качестве совокупностей идей, умопостигаемых сущностей, отражением которых является разнообразие вещественного мира. Таким образом, Платон определил рамки бытия и становления, бытия и безначального начала бытия, непостижимой основы, которую он называл благо.

Аристотель привносит в онтологию не менее важные темы: бытие мыслиться как действительность, божественный ум, единство противоположностей. В средние века онтология подстраивалась под теологию, решая ее первостепенные проблемы и задачи. Источником Бытия выступал уже Бог.

Такое разнообразие взглядов на бытие и его природу обуславливается тем, что за ним скрывается проблематика взаимодействия общего и единичного, конечного и бесконечного.

Что такое бытие? В философии это понятие впервые раскрывается как обозначение целостности мира. Мыслители каждой эпохи интересовались вопросом его определения. И до сегодняшнего дня не существует единого мнения. Наука о бытии — онтология — учение о сущем. Она раскрывает принципы существования общества, человека и природы.

  • Философские течения
  • Бытие как специфическая категория
  • Виды реальности
  • Человек: единство тела и духа
  • Истинное существование
  • Отражение в науках

Бытие в философии это

Философские течения

Бытие как философская категория по некоторым трактовкам обозначает существование реальности независимо от сознания. Это понятие ввел древнегреческий мыслитель Парменид. Он утверждал, что бытие — это нечто непрерывно существующее, четное, однородное и абсолютно неподвижное, кроме него, ничего нет.

Большой вклад в понятие этой категории и ее разработку внес Платон. Он отождествляет бытие с миром всегда существующих, неизменных, подлинных идей, но задается вопросами: существование, которое рассматривается в разное время, различно или одинаково? Претерпевает ли бытие, чудесное само по себе, перемены, или же любая из вещей одинакова и всегда неизменна?

Платон философ

Платон противопоставляет бытие истинное и неподлинное, описывая чувственно воспринимаемые вещи как четность, тень, в которой отражаются совершенные образы и идеи.

Согласно теории Аристотеля, человек познает реальное через доступный образ, существующую форму. Он расположил не поддающуюся классификации первичную материю в основе мироздания.

Еще один философ ХХ в. Хайдеггер считал, что бытие и сущее — разные понятия. Сущее он приравнивал к времени и делал заключение, что ни одно, ни второе рациональными методами познать нельзя.

Бытие как специфическая категория

Разбирая вопрос существования и сталкиваясь с проблемой изучения бытия, наука философия отталкивается от факта реального существования мира. Первым постулатом при этом становится уже смысл этого факта, при этом рассматривается несколько аспектов:

Основные формы бытия

  1. К первому аспекту относится ряд мыслей о существовании. Если кратко, то это ответы на такие вопросы: Что существует? Где и как долго?
  2. Второй аспект основывается на реальном существовании человека, вещей, природы, общества в целом и единства бесконечного мира.
  3. И третий аспект является положением, что мир представляет собой действительность, которая обладает внутренней логикой развития и существования. Для продуктивной человеческой деятельности надо изучать эту логику, исследуя законы и историю существования.

Виды реальности

Бытие в философии делится на 2 мира, которые имеют разные способы существования и существенные отличия:

Внутренний мир человека

  • Мир материальной действительности, процессов и физических вещей. Он относится к объективной реальности, не зависящей от человеческого сознания.
  • Внутренний мир человека, мир психического состояния. Сознательный мир относится к субъективной реальности, принадлежащей человеку и не существующей без него.

Существует и другая классификация основных форм бытия:

  • Человеческое. Человек представляет собой одновременно и объект, и субъект, социальное духовное существо, одновременно подчиняющееся незыблемым законам природы.
  • Природное. Делится на то, что было задолго до появления человека, и то, что появилось под его воздействием. К первой части относится атмосфера.
  • Социальное. Человек — личность, часть социума.
  • Духовное. Делится на бессознательное, сознательное и сферу идеального.

Человек: единство тела и духа

Человек является природным существом. Но благодаря сознанию, он не только физически существует, но и способен рассуждать о существовании мира и себя. Человека олицетворяет единство духа и тела. Первичной предпосылкой существования у человека является материальное. Человечество — это общность, включающая всех индивидов, живущих, живших и тех, что в будущем родятся. Важно понимать, что существование людей не зависит от сознания отдельно взятого человека.

Здоровое тело — необходимая характерная предпосылка здорового духа, хорошей умственной деятельности. Несмотря на верность этого изречения, психика не всегда подчиняется здоровому телу. При этом дух также имеет влияние на жизнедеятельность человека.

Важно обратить внимание на такой нюанс человеческого существования, как зависимость от общественных мотиваций. Если иные природные категории функционируют автоматически и можно предсказать их поведение с достаточной определённостью, то на поступки человека и его поведение часто влияют не биологические инстинкты, а общественные и духовные мотивы.

Здоровое тело

Для человеческого общества тоже характерен способ существования, в котором переплетаются материальное и духовное. Бытие социальное подразделяется на существование отдельной личности в обществе и на само общество.

Истинное существование

Истинное или идеальное бытие представляет собой существование вне времени, вечное и неизменное. Оно подобно мысли и слову бога и всегда, когда это надо, питается чистым знанием и энергией. По Аристотелю основой существования является первичная материя, которая не поддается идентификации. Ее сложно определять с помощью какой-либо категории. Существует неподвижная, вечная сущность, у которой нет никакой величины, она неделима и не имеет частей.

Понятие бытия в философии

Хотя материя является частью существования, ее не стоит считать главной частью реального бытия. В нее входят 4 элемента: земля, воздух, огонь и вода, которые, соединяясь в различных комбинациях, являются посредниками между реально существующим миром и первой материей, которую невозможно постигнуть с помощью чувств.

Декарт одновременно с признанием мыслящего, духовного начала признает и материю, обладающую протяженностью и движением.

Бытиё как философская категория

Объясняя суть бытия, Джордж Беркли опирается на позиции субъективного идеализма и утверждает, что все вещи представляют всего лишь комплекс ощущений, данных сознанием. По его мнению, в реальности вещи не существуют. Они являются всего лишь прибежищем человеческой мысли.

По-иному термин трактуется в работах Карла Маркса и Фридриха Энгельса, где, опираясь на материалистические тенденции, под бытием понимают существующую бесконечную материю, которая абсолютно не зависит от человеческого сознания. При этом утверждается возникновение (начало) и конечность вещей и явлений. Бытие не может существовать без материи. Небытие является переходом из одной формы существования в другую.

Отражение в науках

Диалектико-материалистическая концепция и толкование о единстве мира не противоречат развитию естествознания в тот период. Появляются понятия электромагнитной волны и светового давления. Изучение клетки указывает на существующее единство в строении всего сущего, на сохранение и превращение энергии.

На рубеже 19−20 вв. знаменательными стали открытия в физике о сложной структуре атома. Изменились представления об основных видах движения, что послужило опровержением субстратно-вещественной модели мира. Возникает теория о функциональной модели, которая утверждает, что Вселенная — это единый механизм, где все явления имеют определенные места в цепи событий, несмотря на их многообразие.

Сущность бытия

Единство мира находит отражение в таких науках, как математика, физика, астрофизика, кибернетика.

Читайте также: