Был ли смысл в войнах за просвещение с какой целью вел их бородавкин кратко

Обновлено: 02.07.2024

Подробный рассказ о Бородавкине можно найти в главе "Войны за просвещение".

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Бородавкина в "Истории одного города": описание Василиска Семеновича Бородавкина, его методов управления, войн за просвещение и т.д.

Смотрите:
- Список всех градоначальников
- Все материалы по "Истории одного города"

Образ и характеристика Бородавкина в "Истории одного города", описание (Василиск Семенович Бородавкин)

Василиск Семенович Бородавкин является градоначальником города Глупов с 1779 по 1798 гг.

Время правления Бородавкина - самое продолжительное и самое блестящее в истории Глупова. При нем в городе начинается "золотой век", период великих достижений в культуре и т.д.:

". он [Двоекуров] не был настолько решителен, как Бородавкин, то есть не выстроил съезжего дома вместо академии. "

"Вообще видно, что Бородавкин был утопист и что если б он пожил подольше, то наверное кончил бы тем, что или был бы сослан за вольномыслие в Сибирь, или выстроил бы в Глупове фаланстер*. (*коммунну)

Бородавкин - очень деятельный, непоседливый начальник. Он все время готов бежать неведомо куда и что-то предпринимать:

". он представлял собой тип градоначальника, у которого ноги во всякое время готовы бежать неведомо куда. Днем он, как муха, мелькал по городу, наблюдая, чтобы обыватели имели бодрый и веселый вид; ночью – тушил пожары, делал фальшивые тревоги и вообще заставал врасплох. "

". поражал расторопностью и какою‑то неслыханной административной въедчивостью, которая с особенной энергией проявлялась в вопросах, касавшихся выеденного яйца."

"Кричал он во всякое время, и кричал необыкновенно. "Столько вмещал он в себе крику, – говорит по этому поводу летописец, – что от оного многие глуповцы и за себя и за детей навсегда испугались".

"Аппетит имел хороший, но насыщался с поспешностью и при этом роптал. Даже спал только одним глазом. "

Градоначальник Бородавкин борется с неплательщиками, но делает это довольно глупым способом. Он сжигает 33 деревни, в результате получая всего 2.5 рубля недоимок:

"Предводительствовал в кампании против недоимщиков, причем спалил тридцать три деревни и с помощью сих мер взыскал недоимок два рубля с полтиною."

Бородавкин пытается основать в Глупове академию. Когда же он получает отказ, то вместо академии строит съезжий дом (помещение для арестантов):

". Он тоже ходатайствовал об учреждении академии, и когда получил отказ, то без дальнейших размышлений выстроил вместо нее съезжий дом."

Бородавкин вводит в Глупове в употребление карточную игру "ламуш" и прованское масло. Кроме того, он возобновляет употребление горчицы, которую ввел градоначальник Двоекуров:

". глуповцы, по упущению, совсем отстали от употребления горчицы, а потому на первый раз ограничился тем, что объявил это употребление обязательным; в наказание же за ослушание прибавил еще прованское масло."

"Была и еще одна особенность за Бородавкиным: он был сочинитель. За десять лет до прибытия в Глупов он начал писать проект "о вящем армии и флотов по всему лицу распространении, дабы через то возвращение (sic) древней Византии под сень российския державы уповательным учинить", и каждый день прибавлял к нему по одной строчке."

"Очень часто видали глуповцы, как он, сидя на балконе градоначальнического дома, взирал оттуда, с полными слез глазами, на синеющие вдалеке византийские твердыни."

"Глуповцы думали, что градоначальник едет покорять Византию, а вышло, что он замыслил покорить их самих…"

"Но он не без основания думал, что натуральный исход всякой коллизии есть все‑таки сечение, и это сознание подкрепляло его."

"Таким образом он достиг наконец того, что через несколько лет ни один глуповец не мог указать на теле своем места, которое не было бы высечено."

"Но как ни казались блестящими приобретенные Бородавкиным результаты, в существе они были далеко не благотворны. Строптивость была истреблена – это правда, но в то же время было истреблено и довольство."

Войны за просвещение

За время своего правления Бородавкин проводит в Глупове 4 войны за просвещение:

1. Война из-за горчицы
2. Война из-за пользы каменных фундаментов
3. Война из-за персидкой ромашки
4. Война из-за слухов об основании академии.

"В довершение всего глуповцы насеяли горчицы и персидской ромашки столько, что цена на эти продукты упала до невероятности. Последовал экономический кризис. "

Войны против просвещения

Когда во Франции начинается революция, Бородавкин боится, что в Глупове поднимется бунт. Поэтому он организует подохы против просвещения:

"В это же время, словно на смех, вспыхнула во Франции революция, и стало всем ясно, что "просвещение" полезно только тогда, когда оно имеет характер непросвещенный."

Всего Бородавкин проводит 3 войны против просвещения. В результате этих походов он сжигает и разоряет часть Глупова:

"В первый поход Бородавкин спалил слободу Навозную, во второй – разорил Негодницу, в третий – расточил Болото."

"В 1798 году уже собраны были скоровоспалительные материалы для сожжения всего города, как вдруг Бородавкина не стало…"

Это был цитатный образ и характеристика Бородавкина в "Истории одного города": описание Василиска Семеновича Бородавкина, его методов управления, войн за просвещение и т.д.

На Лабу, Мораву, на дальнюю Саву,

На шумный и синий Дунай

кая слобода отличалась и при предшественниках Бородавкина самым непреоборимым упорством.

Затем описываются дальнейшие маневры Бородавкина и его приход в слободу Навозную. Надо полагать, что под видом этих походов описаны колониальные войны российских царей — их захватническая политика, оправдываемая будто бы просветительными целями.




Не имея возможности более или менее ясно говорить об этих захватнических войнах, Щедрин всячески затушевывает свои намеки, объясняя войны Бородавкина разными фантастическими поводами.

2 Б. М. Эйхенбаум цитирует стихотворение по старому изданию. Теперь оно печатается в другой редакции. — Ред.

На Лабу, Мораву, на дальнюю Саву,

На шумный и синий Дунай

кая слобода отличалась и при предшественниках Бородавкина самым непреоборимым упорством.

Затем описываются дальнейшие маневры Бородавкина и его приход в слободу Навозную. Надо полагать, что под видом этих походов описаны колониальные войны российских царей — их захватническая политика, оправдываемая будто бы просветительными целями.

Не имея возможности более или менее ясно говорить об этих захватнических войнах, Щедрин всячески затушевывает свои намеки, объясняя войны Бородавкина разными фантастическими поводами.

2 Б. М. Эйхенбаум цитирует стихотворение по старому изданию. Теперь оно печатается в другой редакции. — Ред.


17. Письменное задание . Выпишите определения перечисленных понятий и приведите примеры их использования в повести:

  • сарказм
  • ирония
  • гипербола
  • гротеск
  • аллегория
  • эзопов язык

18. Какой смысл заключён в финале произведения? Можно ли говорить об историческом скептицизме Салтыкова-Щедрина?


Сцена из спектакля "Господа Головлёвы". В роли Иудушки - Евгений Миронов

20. Что вам известно об истории создания произведения?

21. Какова идейная цель романа? Как идее романа подчинена его композиция?

22. Почему сюжет строится на истории гибели семьи Головлёвых?

23. Есть ли в романе элементы детективного жанра?

24. Каковы судьбы членов головлёвского семейства? С кем, по вашему мнению, судьба обошлась несправедливо?

25. Какую роль в судьбах своих родственников играет Порфирий Головлёв? Какими качествами он наделён? За что его прозвали Иудушкой?

26. Письменное задание . Приведите, опираясь на текст романа, аргументы в пользу того, что Иудушка - герой и что он антигерой. Докажите, что Иудушка - главный герой романа. Объём ответа не менее 100 слов, не считая цитат.

27. Каких героев русской и зарубежной литературы напоминает Порфирий Головлёв?

28. Почему к концу жизни Иудушка окончательно дичает и спивается?

29. В чём смысл финала романа?

СКАЗКИ

30. В чём жанровое своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина? Чем они похожи и не похожи на народные сказки? Чем они похожи и не похожи на басни?

31. Приведите 2-3 примера использования в сказках писателя каждого из приёмов, перечисленных в задании 17 ↑

33. Письменное задание . Письменно проанализируйте любые две сказки по данному плану:

а) Название сказки. Смысл названия.

б) Какие проблемы затрагивает автор в сказке? Что высмеивает?

в) Идейная направленность: кого и чему учит эта сказка?

г) Персонажи сказки, их амплуа и жизненные позиции.

д) Как сочетаются в сказке реальность и фантастика? Каков художественный смысл этого сочетания?

Василиск Бородавкин приходит на смену прошлому градоначальнику по фамилии Фердыщенко. Изначально он может показаться благонравным, положительным героем романа. Бородавкин дотошен во всех аспектах жизни, ему свойственен перфекционизм. Всем своим видом Василиск показывает окружающим собственную готовность к деятельности. Он торопливый, неусидчивый, поэтому очень быстро излагает свои мысли, повышая голос. Василиск Семенович часто жестикулирует, торопится при каждом своем действии.

Главная черта во внешности Василиска Бородавкина – это не закрывающийся, дефектный глаз. В произведении люди считают это знаком наблюдательности и вдумчивой натуры Бородавкина. Василиск хочет улучшить жизнь граждан и вернуть прежние законы, связанные с просветительством, которые были во время предыдущего градоначальника, Двоекурова. Но его борьба была только лишь за такие нелепые вещи, как утверждение горчицы и признание пользы каменных фундаментов. Цели Василиска были искренними и несли собой только положительные намерения, но, к сожалению, они лишь привели население к разорению. Когда Бородавкин увидел это, он решил начать обратный процесс, нацеленный против просвещения города.

Одним из фантастических элементов является способ Бородавкина бороться с просвещением. Им являются оловянные солдатики, способные наливаться кровью и рушить устои города. Василиск решил также бороться с протестами, которые должны были образоваться, но недовольств в городе даже не возникло.

Василиск Бородавкин стал сатирическим героем в произведении Салтыкова-Щедрина. Он изображен, как человек, желающий создать перемены в городе, но при этом не знающий цели их создания. Его бессмысленные законы не приносили никакой действительной пользы, только лишь сокращали бюджет города и ухудшали жизнь горожан. Бессмысленная война за просвещение была лишь ошибкой, вызванной большими амбициями Василиска Бородавкина, которые не принесли никаких положительных изменений для местных жителей.

Сочинение на тему Бородавкин

Бородавкин Василиск Семенович стал градоначальником в городе Глупове. Раньше на его посту был Бригадир Фердыщенко. Основная черта, устрашающая всех глуповцев – это страсть к руководству и командованию. Он постоянно был готов что-либо делать, все время куда-то бежал.

Внешний облик Бородавкина – это типичный градоначальник, костюм его был всегда застегнутым, в руках он носит фуражку и перчатки. Василиск Семенович был всегда серьезным и решительным, имел белого коня, на котором постоянно куда-нибудь выезжал. Он был мечтательным человеком, постоянно планы, которые невозможно было воплотить в жизнь. Страсть и непоседливость вызывали тревогу и недоумение у местных жителей.

Во время общения с глуповцами он переходил на крик, никогда не разговаривал с ними спокойно и рассудительно. Про Бородавкина говорили, что даже во сне он контролирует все, что происходит вокруг него, ведь градоначальник должен быть в курсе событий, творящихся в городе. За время своего руководства Василиск Семенович мало сделал для города Глупова. На самом деле он не мог правильно управлять и руководить, допуская большое количество ошибок.

Сначала он пытается вести свою войну за просвещение. Но в момент, когда произошла французская революция, он резко меняет свое мнение. Теперь его борьба, наоборот, против всякого рода просвещение. Бородавкин постоянно придумывает различные наказания и порки, этим пугает своих жителей. Он считает, что решение конфликта – это розги. На самом деле все эти прокламации никому не нужны и местных глуповцев не зачем наказывать.

Правление Бородавкина – это самый тяжелый период в жизни мирного народа в городе Глупове. За весь период он провел несколько войн за просвещение, а затем и против просвещения, в котором он на самом деле ничего не понимал. В самом конце, он приказывает высечь всех бунтующих глуповцев. После того, как Василиск Семенович ушел из градоначальников, в город пришел экономический кризис и голод. Он полностью разорил дворы, наводил неведомые порядки, которые ставили в тупик местных жителей.

К самому концу своей власти, Бородавкин ничего лучше не придумал, как сжечь весь Глупов. Но этому не суждено было сбыться, так как его внезапно настигла смерть.

В лице градоначальника Бородавкина, автор открывает истинные лица властей, которые придумывают непонятные законы и прокламации. Все что они делают и предлагают, на самом деле против народа и ни к чему хорошему это не приводит.

Другие сочинения: ← Образ и характеристика Ермила Гирина в поэме Кому на Руси жить хорошо↑ ДругиеЖенские образы в романе Доктор Живаго →

«История одного города

Изюминкой внешности Василиска Бородавкина было недремлющее око. Этот не закрывающийся глаз, который был по сущности дефектным, производил на всех сильное впечатление. Люди расценивали это как подтверждение того, что Бородавкин постоянно за всем наблюдает и размышляет. Если брать во внимание только эти факторы, то может сложиться мнение, что перед нами наконец-то достойный представитель власти. Он пытается внедрить просвещение в массы, улучшить жизнь граждан. Время правления градоначальника Василиска названо временем войн за просвещение. Управитель города пытался возобновить порядки, которые были при его предшественнике – Двоекурове. Этого человека Бородавкин уважал и считал самым достойным управителем.

Объявленная война за просвещение на самом деле оказалась рядом бессмысленных сражений за утверждение горчицы или пользу фундаментов из камня. Его хорошие намерения обернулись для жителей разорением.

Бородавкин мечтал о захвате Великой Византии. Слава полководца не давала ему покоя. Обобщив все стремления градоначальника, получаем следующее: захват Византии, установление просвещения и уважение населения.

Бородавкину удается добиться того, что глуповцы принимают ряд его просветительских изобретений. Но в результате градоначальник обнаруживает, что Глупов материально заметно истощился. К этому неприятному следствию добавилась французская революция. Бородавкин разочаровывается в идеях просвещения и начинает антипросветительскую деятельность.

Фантастическим элементом во время управления Василиска выступают оловянные солдатики, которые обладают способностью наливаться кровью – и разрушать ценности города. Начав войну против просвещения, Бородавкин принялся также пресекать бунты. Хотя явного недовольства даже не возникало.

Образ Василиска Семеновича Бородавкина – это тип деятельного управителя, который вредит населению, прикрываясь хорошими идеями.

Понравилось школьное сочинение? А вот еще:

LiveInternetLiveInternet


При всей фантастичности отдельных деталей (войско лазерное удаление бородавок, стоимость Б. состояло из оловянных солдатиков, лица которых в должный лазерное удаление папиллом бородавок контагиозных моллюсков момент наливались кровью), у этих эпизодов была вполне реальная историческая основа: насильственное алушта удаление бородавок магнолия введение картофеля, начиная еще со времен Екатерины II.

Может случиться и так, что толпа, как бы окоченев акупунктурные точки лечение бородавок в своей грубости и закоренелости, коснеет в ожесточении.

Читайте также: