Антропогенез как проблема философии кратко презентация
Обновлено: 02.07.2024
Разработка проблем антропогенеза. 1871 год. Конец ХIХ века. Начало ХХ века. I. Эволюционная теория антропогенеза. II. Трудовая теория антропосоцио- генеза. III.Мутационная и синтетическая теории антропогенеза. Ч.Дарвин выдвинул гипотезу о происхождении человека от обезьяноподобного предка. По Ф.Энгельсу труд не отменяет действия биологических законов, но преобразовывает характер действия естественного отбора. Хуго де Фриз: новые виды возникают скачкообразно в результате единичных мутаций в генном аппарате (геноме); С.С.Четвериков, Н.В.Тимофеев-Ресовский: эволюционные процессы происходят не в индивидуальном организме, а в популяциях животных и растений.
Философия человека
Презентация на тему: " ДЕ 5. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ И АКСИОЛОГИЯ. Философская антропология изучает: Сущность и природу человека Антропогенез Проблему существования человека." — Транскрипт:
1 ДЕ 5. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ И АКСИОЛОГИЯ
2 Философская антропология изучает: Сущность и природу человека Антропогенез Проблему существования человека Духовное развитие человека Перспективы эволюции человека Проблему свободу и ответственности человека Проблемы антропологической биоэтики
3 Тема 15. Проблема человека в философии и науке nПроблема человека в истории классической философской мысли nОсмысление и разработка проблем антропогенеза nБиологическое и социальное в развитии человека
4 Литература: Бердяев Н.А. Проблема человека.Проблема человека Вернадский В.И. Живое вещество и биосфера. М., Гельвеций. О человеке.О человеке. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения.Антропология с прагматической точки зрения. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс.Восстание масс. Проблема человека в современной западной философии. М., Тейяр де Шарден. Феномен человека. М., 1987.Феномен человека. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., Хрусталев Ю.М. Философия. Ч.3. Гл.1. Онтологический статус жизни. М., Человек: мыслители прошлого, настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М., 1996.
5 Философия Древнего Востока о человеке
6 Проблема человека в философии Древней Греции Софисты: Человек есть мера всех вещей (Протагор); релятивизм и субъективизм; экзистенциальный смысл истины Сократ: Этический рационализм и учение о даймонионе Платон: Антропологический дуализм души и тела; Душа устремлена в мир идей и является субстанцией, которая делает человека человеком; Вечный трагизм существования человека Аристотель: Человек – это общественное животное, наделенное разумом; деятельностная сущность человека
7 Средневековая христианская концепция человека Человек рассматривается как часть мирового порядка, установленного богом; человек есть образ и подобие Бога; человек является существом тварным и ничтожным по отношению к Богу; задача человека – приобщиться Богу и обрести спасение в День Страшного Суда
9 Немецкая классическая философия о человеке Человек - основной вопрос философии, человек самый главный предмет в мире (И.Кант); человек отличается от других существ самосознанием (И.Фихте); человек как субъект духовной деятельности и носитель общезначимого духа и разума (Г.Гегель); антропологический монизм (Л.Фейербах)
10 Основные концепции антропогенеза РазновидностьОсновная идея концепции Представители Теологическая концепция (креационизм) Бог сотворяет человекаХристианская теология и др. Концепция биологической эволюции Человек произошел естественным образом Ж.Ламарк, Ч.Дарвин, Ф.Энгельс и др. Концепция космической эволюции Эволюция астральных и биологических организмов Махатмы, Е.Блаватская, Е.Рерих и др.
11 Жизнь - это процесс, в котором потенциальные качества бытия превращаются в его актуальные значения Специфические свойства жизни: питание дыхание раздражимость активность размножение рост Интегральные характеристики жизни: энергетические процессы обмена веществ признаки самоорганизации информационно- генетические признаки эволюционные признаки
12 ЭВОЛЮЦИЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ
14 Ч.Дарвин выдвинул гипотезу о происхождении человека от обезьяноподобного предка I. Эволюционная теория антропогенеза II. Трудовая теория антропосоцио- генеза По Ф.Энгельсу труд не отменяет действия биологических законов, но преобразовывает характер действия естественного отбора 1871 год Конец ХIХ века Хуго де Фриз: новые виды возникают скачкообразно в результате единичных мутаций в генном аппарате (геноме); С.С.Четвериков, Н.В.Тимофеев-Ресовский: эволюционные процессы происходят не в индивидуальном организме, а в популяциях животных и растений III.Мутационная и синтетическая теории антропогенеза Начало ХХ века Разработка проблем антропогенеза
15 Антропогенез Рама- питек (предок человека и высших обезьян) Сивапитек Зинд- жантроп - человек умелый Австрало- питек Питекан- троп Синан- троп Неандер- талец - ранняя форма homo sapiens 14 млн. л.н. 10 млн. л.н. 2 млн. лн. 4-2 млн. л.н. 1,9-0,65 млн.л.н. 400 тыс.л.н тыс.л.н.
16 Соотношение биологического и социального в развитии человека Биологическая эволюция человека перестала иметь решающее значение; а потому можно говорить о ведущей социально- культурной эволюции человека; генетическая информация утрачивает свое главенствующее значение и заменяется социальной информацией; главная опасность жизни человека состоит в экологических проблемах современного цивилизации.
17 Роль социального и биологического в индивидуальном развитии человека ПАНБИОЛОГИЗМ - считает, что развитие человека полностью обусловлено генами ПАНСОЦИОЛОГИЗМ - считает, что все люди рождаются с одинаковыми генетическими задатками, а главную роль в развитии их способностей играют воспитание и образование На самом деле, наследуются не способности, а задатки, которые в большей или меньшей степени могут проявляться в условиях среды
18 Специфические свойства человека Все живые существа, включая человека, являются конкретно-чувственными, связанными в единую систему, подчиненную общим биологическим законом. Но в жизни человека биологические законы - только основа Самосознание Коллективность Культура Свобода выбора Незапрограммированность Осознание смерти, конечности своего существования От остальных существ человека отличают следующие качества :
№ слайда 1
№ слайда 2
1. Природа сущность и предназначение человека. 1. Природа сущность и предназначение человека. 2. Сущность и существование человека. 3. Бытие человека в природе. 4. Бытие человека в обществе. 5. Человек в системе культуры. 6. Философия осмысления глобальных проблем современности.
№ слайда 3
Философской антропологией называются разделы философии, изучающие природу, сущность и предназначения человека.
№ слайда 4
№ слайда 5
№ слайда 6
Теории происхождения человека (антропогенез) Теории происхождения человека (антропогенез)
№ слайда 7
№ слайда 8
№ слайда 9
Ценность человеческого существования Ценность человеческого существования Аксиология ( от греч. Axia – ценность, logos – учение) – философское учение о ценностях и их природе. Ценностями называют вещи и явления, имеющие существенное значение для человека. Основания ценностей
№ слайда 10
Потребность - ощущение недостатка чего-то необходимого для нормального существования Потребность - ощущение недостатка чего-то необходимого для нормального существования Пирамида потребностей А. Маслоу
№ слайда 11
Интерес – конкретная причина действий, определяющая социальное поведение. Традиции – социальное и культурное наследие, сохраняемое и передаваемое поколения в поколение.
№ слайда 12
Классификация ценностей Классификация ценностей
№ слайда 13
Классификация ценностей Классификация ценностей
№ слайда 14
Классификация ценностей Классификация ценностей
№ слайда 15
Смысл человеческой жизни. Смысл человеческой жизни. Вопрос о смысле жизни – это вопрос о том, существует в мире некий замысел, существующий вне человека и предполагающий духовное упорядочение Вселенной Вопрос о смысле человеческой жизни – насколько я могу найти и реализовать существующий во внешнем мире смысл жизни. Три класса ценностей (смысловые универсалии) позволяющие сделать жизнь человека осмысленной (В. Франкл)
№ слайда 16
Буддизм. Жизнь есть бесконечное страдание и смысл жизни прервать порочный круг перерождения – нирвана Буддизм. Жизнь есть бесконечное страдание и смысл жизни прервать порочный круг перерождения – нирвана Античность. Смысл жизни выводится из естественных законов самой жизни: ─ стремление к наслаждению (гедонизм) – Эпикур ─ стремление к счастью (эвдемонизм) – Аристотель Христианство. Смысл жизни – понять и исполнить Божью волю. Иррационализм А. Шопенгауэра. Смысл жизни в подавлении желания, отказ от стремлений и удовольствий
№ слайда 17
№ слайда 18
Нравственные ценности и мораль Нравственные ценности и мораль Этика ( от греч. Ethos – нрав, обычай, характер) – философская наука о морали. Нравственность – это выражение норм и идеалов в реальной жизни человека. Структура морали
№ слайда 19
Мораль - это осмысление противоположностей между: Мораль - это осмысление противоположностей между:
№ слайда 20
Функции Морали Функции Морали Оценочная Регулятивная Контролирующая Интегрирующая Воспитательная
№ слайда 21
Описательная (или дескриптивная) этика Описательная (или дескриптивная) этика Исторический анализ морали Вопрос о происхождении морали – ответ об основании морали
№ слайда 22
Нормативная этика Нормативная этика Установление правил поведения для человека и общества Мировые религии – набор норм, заповедей, запретов
№ слайда 23
№ слайда 24
№ слайда 25
Профессиональная этика Профессиональная этика Предмет изучения – профессиональная мораль, как конкретизация общечеловеческих моральных принципов применительно к особенностям той или иной профессии ─ взаимоотношения внутри коллектива ─ отношение профессионалов к обществу и общества к профессиональной группе (например к политикам) ─ отношение специалиста к зависимому от него человеку (например: врач – пациент, учитель – ученик) ─ отношение специалиста к своим профессиональным обязанностям.
№ слайда 26
Эстетические ценности Эстетические ценности Эстетика – область философии, изучающая общие принципы образного постижения мира в процессе деятельности человека, и прежде всего в искусстве. Основная категория эстетики – прекрасное. В эстетике можно выделить: ─ объективные состояния (прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое); ─ духовно-практическое освоение мира (эстетический идеал, эстетический вкус); ─ мир субъекта социальной жизни (искусство, художественный образ, творчество).
№ слайда 27
Проблемы угрожающие существованию человека Проблемы угрожающие существованию человека ─ экологические проблемы; ─ проблема войны и мира; ─ проблемы терроризма; ─ демографическая проблема; ─ проблема сохранения природы человечеством.
№ слайда 28
В середине ХХ в. общество осознало, что существование человечества и жизни человека хрупки и уязвимы. В середине ХХ в. общество осознало, что существование человечества и жизни человека хрупки и уязвимы. В 60-70х годах ХХ в. создание Римского клуба – международной неправительственной организации. Основатель Аурелио Печчеи – экономист, Италия.
№ слайда 29
Глобальная проблема: Глобальная проблема: ─ угрожает самому существованию человека в будущем; ─ затрагивает интересы всех стран и народов мира; ─ может быть решена в результате коллективных действий; ─ требует неотложных действий.
№ слайда 30
Экологические проблемы: Экологические проблемы: ─ нарушение органической связи человека с природой; ─ загрязнение гидросферы, литосферы и атмосферы Земли; ─ изменение климата на планете; ─ истончение защитных слоев атмосферы; ─ истощение жизненно важных для человека ресурсов; ─ уменьшение биологического разнообразия; ─ сокращение площадей лесов и плодородных земель; ─ загрязнение космического пространства и т.д.
№ слайда 31
Война как глобальная проблема: Война как глобальная проблема: ─ с XII в. до начала ХХ в. интенсивность военных действий увеличилась в 200 раз; ─ в ХХ в. две мировые войны, число жертв больше, чем во всех предшествующих конфликтах; ─ создание ядерного вооружения. Пацифизм (от лат. pax – мир) – доктрина, призывающая к полному отказу от войн.
№ слайда 32
Теория справедливой войны, включает два вида принципов: Теория справедливой войны, включает два вида принципов: 1. Принцип вступления в войну: ─ принцип правого дела – война справедлива, если: ведется в ответ на нападение агрессора и является освободительной; ─ принцип легитимности власти – войну могут начинать только официально уполномоченные лица (первые лица государства, законодательные органы, ООН и т.д.); ─ принцип добрых намерений – государство должно вступать в войну с намерением осуществить только то правое дело, ради которого начата война; ─ принцип вероятности успеха; ─ принцип соразмерности – ожидаемая цена потерь в войне не должна превышать получаемые выгоды; ─ принцип крайнего средства – война может быть начата только после того, как испробованы все разумные невоенные средства решения проблемы.
№ слайда 33
Теория справедливой войны, включает два вида принципов: Теория справедливой войны, включает два вида принципов: 2. Принцип ведения войны: ─ принцип соразмерности –цена потерь в каждой отдельной военной операции не должна намного превышать получаемые выгоды; ─ принцип различия – необходимо различать, когда противник является объектом для законного нападения (солдаты, рабочие военных заводов), а когда – нет (старики, женщины (не военные), дети, медперсонал) и т.д.
№ слайда 34
№ слайда 35
Демографическая проблема Демографическая проблема Доктрина, призывающая к сокращению народонаселения выдвинута Т.Мальтусом – Англия, экономист, XVIII в. (мальтузианство). Фазы демографического перехода: ─ высокий уровень рождаемости и смертности; ─ высокий уровень рождаемости, снижение уровня смертности; ─ снижение уровня рождаемости и смертности; ─ стабилизация как рождаемости, так и смертности на низком уровне.
№ слайда 36
Проблема человеческой природы Проблема человеческой природы Эволюционная теория Ч. Дарвина – представление о неизменности природы человека поставлены под вопрос. Евгеника (от греч. eugenes –породистый) – учение о совершенствовании природы человека путем улучшения его наследственного здоровья. Возможности генетического конструирования особенностей человеческого организма и его индивидуальных особенностей; Биокибернетика – возможность органично соединить тело человека со сложным искусственными устройствами
№ слайда 37
№ слайда 38
Использование материалов презентации Использование материалов презентации Использование данной презентации, может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления. Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Описание презентации по отдельным слайдам:
Проверка домашнего задания
Человек, как главная философская проблема
План занятия Философская антропология. Проблема человека в истории философии. Человек как душа и тело. Философия о происхождении и сущности человека. Антропосоциогенез. Сочетание биологического и социального в человеке.
Сочетание биологического и социального в человеке Только человек может: Приспособить окружающую среду под себя (животное всегда само приспосабливается к существующим условия, не пытаясь их изменить). Изменять природу в интересах общественности (животные способны только на удовлетворение физиологических потребностей). Развиваться и создавать условия для освоения в новых областях. Имеются в виду области и среды нашей природы - вода, земля, воздух, космическое пространство (животное не способно самостоятельно изменить способ и среду для выживания). Создать массовое производство вспомогательных средств (животное использует орудие труда хаотично, по мере необходимости). Рационально использовать свое знание, может разумно мыслить и заниматься исследовательской и научной деятельностью (животное полагается только на свои инстинкты и рефлексы). Создавать предметы творчества, морально-этические и нравственные ценности (действия животных направлены только на практическую полезность).
Читайте также:
- Математический анализ в школе
- Можно ли перманентным маркером подписать одежду в детский сад
- Анализ стихотворения родина лермонтова кратко
- Почему автор текста понимает рабство савельича как внешнюю оболочку сущности этого персонажа кратко
- Почему в городе норильске построены заводы цветной металлургии кратко