Был ли апостол андрей на руси кратко

Обновлено: 07.07.2024

Разбивка страниц настоящей электронной статьи соответствует оригиналу.

А.В. Карташев

БЫЛ ЛИ АПОСТОЛ АНДРЕЙ НА РУСИ?

Русь, как целая государственная.народность, крещена св. кн. Владимиром. Но это событие имело свои корни в веках предшествующих. Поэтому обратимся в глубь веков, чтобы проследить начальные судьбы распространения христианства на Руси, как причину ее позднейшего всеобщего крещения.

Ответом на вопрос об исторической достоверности сказания послужит нам историко-литературная справка об его постепенном развитии. Книга деяний апостольских, распространяясь главным образом об одном только ап. Павле, хранит молчание о судьбе двенадцати. Это обстоятельство дало повод еще в древне-христианском мире развиться богатой апокрифической литературе различных πράξεις , περίοδοι , μαρτύρια и θαύματα , подробно представлявших апостольские труды й подвиги многих из лика 12 и 70-ти.

скимисследователем, то он безнадежно спутался, если не распался целиком. Оказывается, по соображении с лингвистическими данными коптской и абиссинской легенд, деятельность апп. Варфоломея и Андрея, вместо мнимого Черноморья, чистейшим образом относится к африканской территории. Пример этот, конечно, не без значения для будущего решения поставленного вопроса.

Параллельно с пространными сказаниями о миссионерских путешествиях апостолов развивались и известия по формекраткие, в видесписков, или каталогов, отмеченных именами: Ипполита Римского (II в.), Дорофея Тирского (IV в.), Софрония, друга бл. Иеронима ( f 375) и Епифания Кипрского (ф 403). Каталоги эти в сохранившихся редакциях несомненно позднейшего происхождения, чем время жизни их мнимых авторов, и в отношении к известиям о миссионерском уделе в частности ап. Андрея восходят к первоначальным апокрифам и их позднейшим церковным переделкам (от V до VIII вв.), как к своему источнику. При этом неопределенные апокрифические страны варваров и антропофагов здесь категорически локализируются в Скифии, хотя с наклонностью видеть в ней Скифию не европейскую, а азиатскую (прикаспийскую).

Отголосок самостоятельного (неапокрифического) церковного предания хотят видеть у Евсевия. „Когда свв. апостолы и ученики Спасителя Нашего“, читаем у него в III, 1, „рассеялись по всей вселенной, то Фома как содержит предание ( ὡςἡπαράδοσιςπεριέχει ), получил в жребий Парфию, Андрей Скифию. Петр, как известно, проповедывал в Понте и Галатии. Это сказано слово в слово ( κατὰλέξιν ) у Оригена в третьей части .его толкований на Бытие“. Данное сочинение Оригена до нас не сохранилось, и в каком объеме и в какой степени приведенная цитата представляет буквальную из него выдержку, исследователи церковной литературы оставляют под вопросом 1 ). Некоторые усматривают во многих авторитетных рукописях истории Евсевия специальный значок пред словом „Петр“ и отсюда заключают, что лишь с известия о Петре начинается цитата из Оригена, а известие об ап. Андрее принадлежит самому Евсевию и современному ему (а не Оригену) церков-

1 ) А . Harnack. „Gesch. d. altchr. Litter .“ Lpz . 1893., S . 344.

ковному преданию. Но древность предания IV века не настолько глубока, чтобы ее нельзя было объяснить из того же указанного нами источника. Евсевия повторяют: Руфин („как нам передано“) и ЕвхерийЛионский († 449) („как рассказывает история“).

В VIII, IX и последующих столетиях накопившийся веками материал в форме апокрифических и церковных сказаний, кратких известий и посеянных всюду теми и другими местных преданий послужил источником к составлению новых „деяний“, „похвал“ и „житий“ апостолов. Здесь миссионерская деятельность ап. Андрея распадается на целых три проповеднических путешествия, скопированных с путешествий ап. Павла, при чем Первозванный апостол уже с полной определенностью проводится через Скифию европейскую и по северному и западному побережью Черного моря проходит до Византии, где поставляет первого епископа для этого города—Стахия. Из повествований последнего рода следует отметить рассказ монаха Епифания 1 ), так как в нем есть некоторые элементы, вошедшие впоследствии в русское сказание. Епифаний жил в конце VIII и нач. IX вв., когда жгучим вопросом современности был вопрос об иконах. Под влиянием этого церковного интереса, Епифаний, как и некоторые другие лица того времени, предпринял своего рода учено-археологическое путешествие по прибрежным странам ЕвксинскогоПонта с целью изучить местные памятники и предания, касающиеся “внешнего богопочитания во времена апостолов. Поэтому в своем повествовании об ап. Андрее он тщательно отметил все священные изображения, жертвенники, храмы и кресты ведущие свое начало, по рассказам местных жителей, от времени проповеди у них названного ученика Христова. Здесь, между прочим, не раз упоминается о „железном жезле с изображением животворящего креста, на который апостол всегда опирался“. Неподалеку от Никеи в Вифинии „блаженный ап. Андрей, низвергнув гнусную статую Артемиды, поставил там животворящее изображение спасительного Креста“. Далее к востоку, в Пафлагонии „он избрал место молитвы, удобное для устроения жертвенника и освятил его, воздвигнув

1 ) Migne. P. G. t. 120, col. 216 sqq.

знамение животворящего креста“. Вот откуда ведут свое начало и крест и жезл, фигурирующие в двух версиях русского сказания У монаха Епифания 1 ) ап. Андрей из кавказских стран, не обходя Меотическогозалива (Азовское море) через пролив (Керченский) приходит прямо в Воспор (Керчь); отсюда проходит в крымские города Феодосию и Херсонес; далее плывет морем на Синоп и возвращается в Византию. Гораздо смелее выражаются позднейшие греки и шире представляют себе район миссионерской деятельности ап. Андрея на севере от Черного моря. Никита Давид Пафлагонский (кон. IX и нач. X вв.), известный биограф патр. Игнатия, составил ряд риторических похвальных речей в честь апостолов. В похвале ап. Андрею 2 ) он выражается так: „Получив в удел север, ты обходил Иверов и Сарматов, Тавров и Скифов, всякую страну и город, которые лежат на севереЕвксинскогоПонта и которые расположены на его юге“, ( col . 64) „Итак, обняв благовестием все страны севера и всю прибрежную область Понта. он приблизился к оной славной Византии“, ( col . 68) Под таким углом зрения и терминология древних апокрифов теперь с решительностью применялась к пространствам южной России. Еще у хрониста Иоанна Малалы (VI в.) имя мирмидонян („антропофагов“ апокрифов) прилагается к болгарам, когда они обитали у Меотики. Для Льва Диакона (X в.) Мирмидония находилась там же, и мирмидоняне уже считались предками руссов, а владения руссов около Азовского моря наз. Мирмидонией. „Во всяком случае“, говорит В. Г. Васильевский, „не подлежит ни малейшему сомнению, что в XI в. имя мирмидонян наряду с другими, унаследованными от классической древности названиями, служило для обозначения русских“ 3 ). Таким образом в византийском про-

1 ) Епифаниево повествование почти буквально копируется анонимным автором „ Πράξειςκαὶπερίοδοιτοῦάγ . καὶπανευφήμουἀπ . ’ Ανδρέου , ἐγκωμίῳσυμπεπλεγμέναι “ ( XIΒ . ?), перефразируется Метафрастом ( X в.) и автором грузинского жития ап. Андрея (X в. ?). Если не Епифаниево повествование, то какой-нибудь из этих, или подобный им, рассказ мог стать известным составителю русского сказания. Сохранились отрывки оч. древнего перевода повести Епифания на славянский яз. См. В. Г. Васильевский. Ж. Μ . Н. Пр. 1877 г., ч. 189, с. 166.

2 ) Migne, P. S. t. 105 col. 53 sqq.

3) „Хождение ап. Андрея в стране Мирмидонян“ Журн. М. Нар.

даниии литературе XI в. существовало оч. много данных для составления хождения ап. Андрея по русской земле.

Пр. 1877 г. ч. 188 с. 178 и 175—180 Имя мирмидонян, полагают, переносило мысль еще раннейших составителей „каталогов“ в Скифию, через сближение его с Мирмикионом—колонией, помещавшейся на северной оконечности Таврического полуострова. См., напр., „Карту европейскойСарматии по Птоломею“. Изд. проф. Ю. Кулаковского. Киев. 1899.

странах северных (Моравия, Россия), на которые простиралось ее влияние. О том, что византийцы при случае даже прямо внушали русским верование о проповеди на Руси ап. Андрея, мы имеем документальное свидетельство. Это— письмо к русскому князю Всеволоду Ярославичу, написанное от лица императора Михаила Дуки (1072 — 1077) его секретарем, знаменитым ученым своего времени, Михаилом Пселлом, с целью сватовства за брата императора дочери Всеволода. Один из аргументов к теснейшему союзу двух дворов здесь следующий: „Духовные книги и достоверные истории научают меня, что наши государства оба имеют один некий источник ( ἀρχή ) и корень, и что одно и то же спасительное слово было распространено в обоих, одни и те же самовидцы божественного таинства и его вестники провозгласили в них слово евангелия“ 1 ). Понятно, что имеют в виду эти слова.

1 ) В. И. Васильевский. Русско-византийские отрывки“. Ж. Μ . Н. Пр. 1877 г. ч. 189, с. 181.

2 ) В. Г. Василевский Op . cit . с. 68—69.

1 ) И. И. Малышевский. „Сказание о посещении русской страны св. Ап. Андреем. „Тр. Киев. Д. Ак.“ 1888 г. № 6, с. 321.

При определении повода к составлению русского сказания и времени его внесения в летопись последуем указаниям интересной гипотезы проф. И. И. Малышевского (ор. cit .). Упомянутое письмо греческого императора Михаила Дуки от 1074 г., внушавшее мысль о проповеди ап. Андрея на Руси, нашло при русском дворе довольно интеллигентных и любознательных людей. Прежде всего это был сам вел.князь Всеволод Ярославич, который, по словам сына его, Владимира Мономаха, „дома седя, пять язык умеяше“, в том числе, конечно, и греческий, тем более, что и женат был в первый раз на греческой царевне. Дочь Всеволод а Янка (Анна)—предполагаемый объект сватовства 1074 г.,—рожденная от грекини, также вероятно знала греческий язык, что видно и из последующего. Достать и прочитать „духовные книги достоверные и истории“, повествующие об ап. Андрее, они имели, таким образом, полную возможность. Замечателен после этого такой факт. В 1086 г. Янка постригается в монашество. Всеволод строит для нее церковь и монастырь в честь ап. Андрея. В 1089 г. она путешествует в Константинополь к своим царственным родственникам, где в то время еще проживал в Студийском монастыре, и сам ех-император Михаил Дука; жив был и его тезоименный секретарь Пселл-автор исторического письма. Как настоятельница Андреевского монастыря, Янка имела сугубые побуждения добыть самые подробные сведения об апостоле от предполагаемыхпервовиновников ее интереса к его имени. Еще знаменательное совпадение. Переяславльский еп. Ефрем, происходивший из богатой фамилии, бывавший в Греции и в частности в Студийском монастыре, строит в своем кафедральномгороде в 1089 г. церковь в честь ап. Андрея. Очевидно пересадка идеи апостольской проповеди на Руси с византийской почвы на русскую уже состоялась. Нужен был только некоторый промежуток времени и — пожалуй ближайший повод для облечения идеи в пластические формы.

Такой момент и повод можно усматривать в половине XII в. в спорах о законности поставления Климента Смолятича, когда Царьград и Новгород встали против Киева, который должен был защищать свой авторитет и право на самовластное поставление митрополитов всеми

возможными средствами. Правда, во время споров на благословение ап. Андрея не ссылались. Но эта юридически слабая идея, хотя и утешительная для сторонников побежденной в концеконцев русской партии, могла кого-нибудь из них заинтересовать, так сказать, задним числом и побудить к разработке, — может быть даже и самого, лишенного в 1155 г. кафедры и долго еще после того жившего, Климента, „великого книжника и философа“. Характерно, что в сказании осмеивается Новгород, и Царьград упорно замалчивается. Вопреки греческим источникам, приводящим ап. Андрея в Византию, в русской повести он отправляется в Рим и оттуда, не смотря на все попутье, не заходит в Царьград, а возвращается прямо в „Синопию“. Что и в летопись сказание попало около этого времени, а не значительно позднее, свидетельствует факт его распространения во всех летописях (кроме новгородской, по понятной причине). А это значит, что оно сделалось составною частью летописного повествования ранее того момента, когда летопись киевская, как общерусская, сменилась частными летописями различных концов русской земли, т. е. раньше ½ Х III в. Это заставляет отклонить предположение Голубинского о составлении русского сказания только в XIV в. Возникновение сказания ранее XIV в. доказывается еще и тем, что оно в отдельном виде уже читается в русских прологах, XIV в. Таковы пергаменные прологи: Имп. Пуб. Б. № 59 собр. Погод.; Моск. Синод.библиотеки №№ 244, 248 и 247.

Занесенное в прологи, в летописи и в некоторые жития свв. (особенно в эпоху литературной производительности при всероссийском митрополитеМакарие) предание о хождении ап. Андрея по русской земле постепенно сделалось общерусским верованием, и русские, по свидетельству иностранцев, всегда с уверенностью высказывали его пред всеми, вопрошавшими их о вере. Иван Грозный на предложение со стороны иезуита Антония Поссевина унии по примеру греков, отвечал: „Греки для нас не евангелие. Мы верим Христу, а не грекам. Мы получили веру при начале христианской церкви, когда Андрей, брат ап. Петра, приходил в эти страны, чтобы пройти в Рим. Таким образом мы в Москве приняли христианскую веру в то самое время, как вы в Италии, и со-

держим ее ненарушимо“. Тем же аргументом и с не меньшей энергией защищал самобытность русских церковных обрядов перед греками Арсений Суханов: „веру вы изначала прияли от ап. Андрея, а мы такожде от ап. Андрея“. Хотя нужно заметить, что, еще в начале XVI в. были русские книжники, не разделявшие этого убеждения. Так известный старец псковского Елеазарова монастыря Филофей, толкуя одно место из апокалипсиса (12, 14), писал о русской земле: „се есть пустыня, понеже святые веры пусти беша, и иже божественнииапостоли в них не проповедаша, но последи всех просветися на них благодать Божия“. В одном сборнике XVI в. читаем: „а не бывшуникоторому апостолу в русской земли, но поистине русскому языку милость Божия открыся“. А преп. Иосиф Волоколамский в своем Просветителе ставил даже вопрос: почему ап. Андрей не проповедывал христианства в русской земле? и отвечал так: „возбранен быть от Св. Духа, Его же судьбы бездна многа и сего ради суть сианесказанны“.

С окончательным укреплением в московской Руси предания о проповеди у нас ап. Андрея, оно возродилось в XVII в. и в Руси Киевской. Его встречаем мы в Палинодии Захарии Копыстенского, вышедшей в 1621 г. В том же году Киевский собор санкционировал это верование и решил установить праздник в честь первозванного апостола. „Поелику“, говорят отцы собора, „св. ап. Андрей есть первый архиепископ константинопольский, патриарх вселенский и апостол русский, и на киевских горах стояли ноги его, и очи его Россию видели, и уста благословили, и семена веры он у нас насадил, то справедливым и богоугодным делом будет восстановить торжественно и нарочито праздник его. Воистину Россия ничем не меньше других восточных народов, ибо и в ней проповедывал апостол“. После этого у южно-руссов предание об ап. Андрее повторяется довольно часто, и возникают попытки определить место апостольского стояния и водруженного им креста. Сам Петр Великий не усомнился разделить это верование своих подданных, учредив первый в России орден именно в честь Андрея Первозванного с надписью: „ SanctusAndreasPatronusRussiae “. Имп. Елизавета Петровна заложила в Киеве на андреевской горе

церковь в честь Апостола (1744), исполненную знаменитым Растрелли и представляющую шедевр нашего церковного рококо. „А в 1832 г. один археолог-мечтатель, занимавшийся раскопками в Киеве, думал не только с полной точностью определить место водружения креста св. Андреем в фундаменте бывшей Воздвиженской церкви, но и найти остатки самого креста“ (Малышевский, ib .).

Между тем наука, в лице немцев XVIII в. и русских ученых XIX столетия, до крайности заподозрила веру в историческую значимость русского сказания. И действительно, как показывает приведенная нами вкратце литературная история сказания, возводить его в достоинство исторического свидетельства не приходится. Нельзя приписывать исторической ценности даже и греческим источникам за исключением, строго говоря, одних только первичных апокрифов, таящих в себе предания II и I веков. Но здесь уже мы, кажется, выходим за пределы досягаемости для исторического скепсиса. Не имея прямых данных к тому, чтобы без остатка отклонять предание об ап. Андрее, идущее от такой глубокой древности и толкуя его в географическом отношении пока согласно с господствующим в науке мнением, мы без насилия ученой совести можем при желании допускать, что первозванный апостол, если и не был в странах на север от Черного моря, то был в Грузии и Абхазии, а может быть и в Крыме, освятил своими стопами, следовательно, часть территории теперешней Российской империи и потому есть ближайший к нам пространственно самовидец Христа, более чем кто-либо другой из лика двенадцати— наш патрон и апостол „земли русской“.

Апостол Андрей Первозванный

Апостол Андрей Первозванный

Апостол Андрей Первозванный вручает Евангелие апостолу Стахию

Апостол Андрей Первозванный вручает Евангелие апостолу Стахию

Первые русские святые мученики Инна, Пинна и Римма (I век) были учениками святого апостола Андрея, хотя в официальной церковной истории принято считать первыми русскими святыми мучеников Феодора и Иоанна, убитых при князе Владимире, ставшем впоследствии Великим Крестителем Руси, утвердившем Православие как государственную религию.

Насколько глубоко в те времена народ принял веру христианскую, можно увидеть из истории Вселенского Православия. Многие историки не уделяют должного внимания значению Великоскифской Церкви, епископы которой участвовали в соборных заседаниях Вселенских Соборов! В четырёхтомном издании деяний Святых Вселенских Соборов в списках епископов, участвовавших в соборных заседаниях Семи Вселенских Соборов, указаны присутствующие епископы не только Малой, но и Великой Скифии-Руси, а в списке участников VII Собора (787 г.) есть даже епископ Порусский! [16]

Памятник апостолу Андрею Первозванному в Херсонесе

Памятник апостолу Андрею Первозванному в Херсонесе

Память о проповеди святого Апостола Андрея свято хранилась на Руси [20] . В 1030 году Всеволод Ярославич, младший сын князя Ярослава Мудрого, получил в крещении имя Андрей и в 1086 году основал в Киеве Андреевский (Янчин) монастырь. В 1089 году Переяславский митрополит Ефрем освятил построенный им в Переяславле каменный собор во имя Андрея Первозванного. В конце XI века в Новгороде был построен храм во имя Андрея Первозванного.

Во все переломные моменты Русской истории апостол Андрей Первозванный, покровитель Земли Русской, оказывал особое заступничество земле, где было принято его благовестие о Христе Спасителе.

Св. Андрей был единственным апостолом, посетившим славянские земли, и потому почитается русским народом как наш особенный молитвенник и покровитель. Согласно преданиям ап. Андрей побывал на Кавказе, в Таврии, поднялся по Днепру до Киева, Новгорода и Валаама, предрекая славу Христианства на земле Русской. Таким образом, апостол Андрей - единственный, кто своей миссионерской проповедью связывает Иерусалим - духовный центр мiра и три последующих сменявших друг друга удерживающих империи: первый Рим со вторым Римом и с землями будущего Третьего Рима.

30.11.62 (13.12). – Апостола Андрея Первозванного

Св. Апостол Андрей и Русь

Сразу же после Пятидесятницы апостол Андрей, по выпавшему ему жребию, отправился в Причерноморье с проповедью Слова Божия среди кавказских народов, сарматов, тавров, скифов (под которыми тогда понимали все племена к северу от Понта Эвксинского, т.е. Черного моря, от Кавказа до Карпат) и соответственно – наших предков славян, которые тогда заселяли также Фракию (восточную часть Балкан).

О миссионерской деятельности св. апостола Андрея в районах, прилегающих к Черному морю, сохранилось немало свидетельств древних авторов (Евсевий Памфил Кесарийский, Ориген, св. Дорофей, епископ Тирский, епископ Епифаний Кипрский, Сафроиий, Праксейс, Никита Пафлогонянин, иерусалимский иеромонах Епифаний). Сохранились также устные предания абхазов и осетин, повествующие о проповеди св. апостола Андрея в их кавказских землях , откуда апостол затем пришел в Боспор и Феодосию на Таврическом (крымском) полуострове .

Точно известно, что продолжительное время св. апостол Андрей Первозванный пробыл в Корсуни (Херсонесе – ныне пригород Севастополя). В этих краях он проповедовал многократно, предание указывает на углубление на камне, образовавшееся от стопы апостола, вода, которая в нем собиралась, исцеляла больных. До наших времен сохранились развалины древних храмов, чьи основания восходят к I в., а среди них – следы древнейшего храма Святого Андрея с высеченным на скале престолом его имени.

Не подлежит сомнению, что апостол Андрей из славянских земель прошел через земли варягов в Рим, для проповеди, и вновь вернулся во Фракию, где в небольшом селении Византии, будущем могучем Константинополе , основал церковь. Таким образом апостол Андрей единственный, кто своей миссионерской проповедью связывает Иерусалим – духовный центр мiра и три последующих сменявших друг друга удерживающих империи: первый Рим со вторым Римом и с землями будущего Третьего Рима .

В своих странствованиях Первозванный Апостол сотворил много исцелений и иных чудес, но претерпел также много печалей и мук от язычников: его изгоняли из городов, избивали. В Синопе его побили камнями, но, оставшись невредимым, верный ученик Христов неустанно нес людям проповедь о Спасителе. По молитвам апостола, Господь совершал чудеса. Трудами святого апостола Андрея возникали христианские Церкви, которым он ставил епископов и священство. Последним городом, куда пришел Первозванный Апостол, и где ему суждено было принять мученическую кончину, был греческий город Патры.

В Патрах правитель города язычник Эгеат приказал распять Апостола. С радостью был готов принять святой Андрей Первозванный крестную смерть, какую принял Спаситель, и с молитвой ко Господу сам взошел на место казни. Но чтобы продлить мучения апостола правитель приказал не прибивать руки и ноги святого, а привязать их к косому кресту. Два дня Апостол с креста учил собравшихся вокруг горожан. Люди, слушавшие его, всей душой сострадали ему и потребовали снять святого апостола с креста. Испугавшись народного возмущения, Эгеат приказал прекратить казнь, но как ни пытались воины снять апостола Андрея, руки им не повиновались. Тогда яркое сияние Божественного света осветило крест и распятого на нем мученика, когда сияние исчезло, Святой Апостол Андрей Первозванный уже предал свою святую душу Господу в 62 г. по Р.Х.

В 357 г. мощи святого апостола Андрея были торжественно перенесены из Патр в Константинополь и положены в храме Святых Апостолов рядом с мощами святого евангелиста Луки и ученика апостола Павла , апостола Тимофея. После захвата города крестоносцами кардинал Петр Капуанский перенес в 1208 г. мощи в кафедральный храм г. Амальфи (Италия). С 1458 г. честная глава св. ап. Андрея находилась в соборе св. Петра в Риме. Десная рука апостола Андрея была перенесена в Россию в 1644 г. Глава апостола Андрея находилась в Риме до 1964 г., когда по решению Римского Папы Павла VI эта святыня вместе с частицами креста апостола Андрея были возвращены Элладской Православной Церкви. Сегодня они находятся в крупнейшем на Балканах кафедральном соборе Андрея Первозванного в Патрах, то есть в том месте, где проповедовал и мученически закончил свою земную жизнь великий подвижник Андрей Первозванный. На престоле в серебряном ковчеге покоится честная глава апостола, а за престолом – большой Андреевский крест-реликварий (в него вкраплены части креста, на котором был распят святой апостол Андрей).

Св. Андрей был единственным Апостолом, посетившим славянские земли, и потому почитается русским народом как наш особенный молитвенник и покровитель. Первая церковь Апостола Андрея была построена в Киеве в 1086 г. стараниями Великого князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого . Впоследствии на Руси возникло много храмов и монастырей в честь Апостола Святой Руси, как его стали у нас называть. В согласии с местными преданиями о пребывании Андрея Первозванного, память его особо чтилась в таких русских монастырях, как Балаклавский Георгиевский монастырь близ г. Севастополя, у мыса Фиолент (по-гречески означает "Божья страна"), Инкерманский св. Климента монастырь под Севастополем, Валаамский Спасо-Преображенский монастырь на Ладожском озере, Деревяницкий новгородский монастырь. Св. апостола Андрея можно назвать и Апостолом Третьего Рима, поскольку почти все земли, на которые он впервые принес православную веру, вошли позже в Российскую Империю.

Честная глава и частицы креста ап. Андрея хранятся в Патрах (Греция), в соборе его имени. Другие части его мощей находятся в итальянском городе Амальфи, куда они были перенесены из Константинополя, и в монастырях Афона. Десница ап. Андрея с 1644 года находилась в Успенском соборе Московского Кремля; в настоящее время хранится в Богоявленском соборе в Москве.

Апостол Византии и Руси

Киевская Русь увидела в Андрее Первозванном покровителя государственности. В 1030 году Всеволод Ярославич, младший сын князя Ярослава Мудрого, получил в крещении имя Андрей, а в 1086 году он основал в Киеве Андреевский (Янчин) монастырь. В XIII веке на месте проповеди Андрея Первозванного и водружения им креста в Киеве была построена Крестовоздвиженская церковь, а в 1744 году на этом месте возвели каменный храм во имя ап. Андрея по проекту архитектора Ф. Б. Растрелли.

Кроме России, Андрея Первозванного считает своим апостолом и покровителем Шотландия; на флаге этой страны присутствует и Андреевский крест.

Орден св. Андрея Первозванного

Первыми кавалерами восстановленного в 1998 году ордена апостола Андрея Первозванного стал академик Д. С. Лихачев, конструктор стрелкового оружия М. Т. Калашников, президент Казахстана Н. Назарбаев и Святейший Патриарх Алексий II.

Читайте также: