Буллинг в детском саду что делать

Обновлено: 08.07.2024

Дорогие мои, Ваши дети ходят в детский садик? И как Вам?

Вы знаете,что происходит за дверями группы, где находятся Ваши дети и воспитатель?

Малыши не могут отстаивать свои права,защищать себя, некоторые не могут еще и толком говорить.

А что собственно такого может происходить? Буллинг,травля, по русски.

"Буллинг ( bullying , bully – терроризировать) — довольно распространенное явление, подтверждающее свою актуальность в современном обществе. Это систематический физический или психологический прессинг человека, которое осуществляется одним агрессором или группой людей, и происходит в рамках замкнутой общественной группы."

Унижение-при других детях,высмеивание,обесценивание чувств.

Откуда такая информация?

От студентов практикантов педагогического колледжа .

Цель буллинга – вызвать страх у объекта травли, подчинить его себе. Достигается это за счет запугиваний, психологического и физического притеснения.

Таким образом, для буллинга характерно:

  • Намеренные и неспровоцированные попытки одного человека или группы людей причинить вред (моральный, физический, психологический) другому человеку или людям.
  • Психологическая и физическая слабость и нестабильность жертвы, либо восприятие ей обидчика как более сильного."

цитаты взяты с сайта

Никогда не думала,что происходящее в школах имеет корни свои, произрастающие из дошкольных учреждений.

Полненькому ребенку, который сказал-что качать пресс просто,предложили это сделать, 5 лет малышу. Когда у него не получилось-смеялись всей группой,включая воспитателя. Ни поддержки, ни участия, ты сможешь, не расстраивайся,ничего. Далее, в течении дня,этот мальчик вымещал свои чувства на одногруппниках. Кого толкнул, кого ударил. Чувства подавлены, агрессия не может быть направлена на взрослого-воспитателя, табу. Кого будем обижать? Кто слабее.

И это не единичный случай.

Хочешь есть, не хочешь, никого не волнует, как раньше запеканку за шиворот. Многие дети боятся сказать воспитателю, что не хотят(не пьют) кисель, а хотят попить воды. Хорошо, есть добрые студенты, к которым жмутся,называют "мамуля","добрая воспитательница",которым не все равно,что происходит с детьми у них на глазах.

Пищевое насилие,буллинг,обесценивание ,высмеивание все будет иметьс вои следы в поведении ,и перейдет в школу , и взрослую жизнь.

Каждый из нас переживает за здоровье своих детей,физическое. Психическое здоровье имеет не менее важную роль.

Необходимо уважительное отношение к ребенку, как к личности, а не дрессированной собачке, что бы был удобный, и не мешал.

Мальчики могут плакать, потому что "больно". Запрещая им чувствовать и выражать свои эмоции-что мы получаем на выходе-"деревянных мужчин",которые не могут показать ни любви, никаких эмоций, потому что не знают что чувствуют сами,тем более чувства других людей-"потёмки" .

Если мои чувства не важны, как мне будут важны чувства другого человека? Что является ценностью? Функциональность и удобство?

выражать их опасно, и никому нет дела, что ты чувствуешь. Это не важно. Что бы выжить, нужно делать то, что требуют взрослые, даже если на тебя кричат,насильно кормят, бьют, насилуют взрослые. Им можно.Так?

Чувства заморожены, выражать их опасно, и никому нет дела, что ты чувствуешь. Это не важно. Что бы выжить, нужно делать то, что требуют взрослые, даже если на тебя кричат,насильно кормят, бьют, насилуют взрослые. Им можно.Так?

Замороженные чувства основа для появления любых зависимостей, коим нет числа. Постоянно обращаются родители-почините ребенка,сломался.

Компьютерная зависимость, наркотическая,а кто виноват? Система?

Не в каждом детском учреждении имеется педагог -психолог, и воспитатели, разбирающиеся в психологии и психиатрии. Более того, педагоги не имеют права сказать родителю, обратиться к психиатру, при наличии явных нарушений у ребенка.

Работающим родителям,думаю, важно не только, что бы ребенок был накормлен и одет по погоде, но и не пребывал в состоянии стресса, и унижения. Последствия детских травм приходиться расхлебывать годами, десятилетиями.

Воспитатели, на лучшем счету в учреждении имеют абсолютно деструктивную манеру общения с детьми, свидетелей этому нет. Студентов не стыдятся, по их понятиям эта норма. Не всегда есть сменщица, няня, и приходиться работать одному педагогу с утра до вечера, выполняя обязанности няни. Думаю, Вас такие обстоятельства, в прямом смысле, издевательств над Вашим ребенком, не устроят.

Регулярно спрашивайте у своих детей, как к ним относятся в детском саду. Кричат,наказывают, если -да, то как. заставляют ли есть,через не хочу.

Смеются ли над ребенком, когда что-то не получается .И кому малыш должен нести свои горести,когда рядом нет взрослых, кто на его стороне?

Отсюда и нежелание ходить в сад, энурез в школьном возрасте,низкая самооценка,агрессивное поведение, зависимое поведение. У Вас есть деньги на психотерапию своим детям в будущем?

Сохраните им здоровую психику, тепло и любовь Вашей семьи, принятие, важность его чувств и переживаний. Ценность самой жизни, и что-НИКТО-никто не имеет права его унижать,издеваться, включая членов семьи, где он живёт.

В дошкольном детстве закладывается фундамент формирования основ культуры личности и развития физических и психологических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями. Но не все так радужно как кажется, в детских коллективах случаются стычки и не осознанная жестокость.

В продолжение детской жестокости проблемой является тема буллинга.

Что же такое буллинг? Это – длительный целенаправленный процесс психологического или физического притеснения одним человеком другим человеком. В переводе на русский язык – это травля, оскорбление, унижение. В проблеме жестокого обращения в детском коллективе уделяется особое внимание. Насилия в детском саду отличается от насилия в школе. В начальной школе насилие носит групповой характер, а в детском саду – это отдельные дети. У дошкольников при насилии не бывает этапа предварительного обдумывания [1].

Для буллинга характерно следующие:

  • Импульсивность;
  • Раздражительность;
  • Неуравновешенность;
  • Завышенная самооценка;
  • Повышенная агрессия;
  • Отсутствие коммуникативных навыков при соблюдении общепринятых норм и правил;
  • Склонность ко лжи или жульничеству.

Дети дошкольного возраста не понимают до конца своих поступков. Ребенок не осознает последствий и не испытывает чувства вины. Оправданием насилия является небольшой проступок. Жестокое поведение дошкольников расходится с их словами.

Жертвой травли может стать любой ребенок, достаточно отличаться среди ровесников. Это может быть различия во внешности, так и в поведении.

  • Предшествующие обстоятельства. Например, появление в группе ребенка агрессора или проблемного.
  • Запускающие моменты. Например, конфликтные ситуации между двумя детьми.
  • По внешним признакам.
  • По манере речи и поведению.
  • По имиджу.
  • По наличию функциональных недостатков.
  • По этнокультурным особенностям.

Необходимо знать: можно с детства носить очки или быть обладателем веснушек, но могут постоять за себя. Дети подсознательно видят того, кто не способен за себя постоять и не окажет сопротивления.

Основные черты ребёнка, которого легко подавлять:

  • низкая самооценка,
  • застенчивость,
  • пугливость,
  • мрачность,
  • апатичность,
  • незаинтересованность в том, что происходит вокруг, отсутствие хотя бы одного близкого друга среди сверстников, смиренное принятие всего происходящего.

Жертва травли неосознанно, сама как бы провоцирует такое к ней отношения. Конечно, это не означает, что ребёнок напрашивается сам, ни в коем случае! Но его поведение настолько откровенно отличается от поведения сверстников, что так же может стать причиной раздражения других детей. Это дети, у которых имеются проблемы с обучением, ябеды и подлизы, гиперопекаемые родителями, часто болеющие дети (из-за того что редко посещают детский сад, за это время другие дети от них отвыкают).

Дошкольники, совершающие буллинг, не умеют сочувствовать и сопереживать, гиперактивные, агрессивные, физически превосходящие своих сверстников. Ребёнок, который является лидером или хочет им стать, чувствует вседозволенность из-за нехватки воспитания или высокого социального статуса родителей.

Поведение ребенка, совершающего буллинг:

В три года дети начинают друг друга дразнить, а уже в пять шесть лет появляются обзывалки. Причинами могут быть попытки подражать взрослым, для самоутверждения и привлечь к себе внимания.

Родителям надо понять, что дети берет пример со взрослых и необходимо следить за своей речью и своим поведением, чтобы ребенок не стал словестным агрессором.

Дети дошкольного возраста схватывают все на лету. Очень часто родители не учитывают это, когда использую в своей речи бранные слова. Им кается, что ребенок еще маленький и не понимает смысл этих слов, но на самом деле, у ребенка откладывается в памяти нецензурная лексика, которую он использует в общении со сверстниками.

Научите ребенка быть толерантным к особенностям других людей, больше читайте сказки, там много мудрости заложенной народом.

Не редкостью бывает так, что ребенка бьют, толкают, отбирают игрушки, проявляют, по отношению к нему, агрессию – это еще один вид детской травли.

Агрессором выступают дошкольники, уверенные в себе, доминирующие и подчиняющие к себе других, по сильным моральным и физическим качествам, а жертвами выступают дети с низкой самооценкой, очень чувствительные к стрессам, неспособны постоять за себя.

Поведение родителей в таких ситуациях проявляется по-разному: кто-то учит ребенка отвечать агрессией на агрессию, кто-то рекомендует давать сдачи, кто-то спешит разобраться с обидчиком самостоятельно, а кто-то жалуется воспитателям, если инцидент произошел в детском саду.

Родителям, в подобном случае, рекомендуется попытаться разобраться в ситуации и, если ребенка обижают в детском саду, то нужно обращаться к воспитателям или психологу.

Можно с ребенком разыграть несколько игровых ситуаций происходящих в детском саду как ребята шалят. Что делает воспитатель в этой ситуации? Что делают другие дети в этом момент? А если волк обижает ежика, толкает его, отнимает игрушки и дерётся? Как это происходит? Что делать ежику? Понаблюдайте во время игры за реакцией ребёнка.

Не надо ругать других детей, заступаясь за своего ребенка. Это надо делать только в исключительных случаях. Нельзя ругать ребёнка и заставлять дать сдачи: если бы он это мог, то давно бы сделал. Разборки с родителями тоже малоэффективны. Нужно учить своего ребёнка общаться, находить компромиссы в сложившихся ситуациях.

Детской травле подвержены дети отвергнутые детским коллективом.

Это большая неприятность для ребенка, а для его родителей трагедия. Родителям в такой ситуации хочется помочь, и избавить от одиночества.

Родителям в данном случае необходимо изучить обстановку в группе, собрав информацию от воспитателя и своего ребенка, а так же других родителей. Конфликтные ситуации вы можете обыграть дома при помощи спектакля. Обыгрывая ситуацию, вы научите ребенка находить правильные слова и правильно действовать. Чаще общайтесь со своим ребенком. Приглашайте в гости его сверстников. Ходите на детские площадки, пусть ребенок чаще общается с детьми. Ребенку необходимо научиться общаться.

Если дети не играют с ребенком, значит, возможно, проблема в нем. В разных коллективах у ребенка возникают такие же проблемы. Если родители замечают, что сложно ребенку общаться с детьми, то необходимо обратиться к психологу. Часто дети не умеют общаться, у них не развитые социально-коммуникативные навыки. Основными причинами являются – ребенок застенчивый, агрессивный, по внешности отличается от других, избалованный, имеет нарушения речи, проблемы в семье.

Телесные приставания так же являются видом детской травли. У дошколят показывают свои интимные места, бывают попытки поцелуя. При этом дети находятся в растерянности, испытывают шок и не всегда признаются взрослым. Родителям в этой ситуации нужно правильно реагировать, переводя эту ситуацию в шутку, не заострять на этом внимание, сглаживать ситуацию (для пострадавшего ребенка). С трех до четырех с половиной лет ребенок проявляет интерес к половым органам.

Воспитателю необходимо обсуждать проблемы в отсутствия ребенка. Провести беседу с родителями виновника. При наличии такого ребенка педагог должен мягко, но настойчиво отваживать его от подобных действий, не зацикливаясь на этом. И не оставлять дошкольников без присмотра в туалете и в спальне. Интерес обычно пропадает через полгода и в прочем так и воспоминания об этом.

Помогут в оптимизации межличностных отношений. Формируют правильно реагировать в конфликтной ситуации. Воспитывают толерантность и эмпатию. А также эти игры и упражнения помогут при профилактике буллинга в детском коллективе.

Если оставить все без контроля и должного внимания, то травля жертвы и ее унижения не прекратятся, а будут только усиливаться. Разрешенная проблема травли на ранних стадиях, позволит уберечь психику ребенка и иметь минимум последствий. Поэтому, будь то ребенок в роли жертвы или нападающего – это нужно незамедлительно пресечь и не допускать дальнейшего развития проблемы. Проигнорировав жалобу ребенка, вы рискуете никогда не узнать о причинах и обстоятельствах случившегося с вашим ребенком.

Литература:

1. Аршад С., Хусейн, Холокомб В.Р. Руководство по лечению психологической травмы у детей и подростков. М. 1998.

2. Васильев Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов. СПб. 2003.

3. Гилберг К., Хеллгрен Л. Психиатрия детского и подросткового возраста. М. 2004.

4. Гилинский Я., Афанасьев В. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения: учебное пособие. СПб. 1993.


Когда мы слышим про буллинг, травлю и агрессию среди детей, чаще всего представляем школу и подростков. Детский сад обычно выпадает из контекста. Да, бывают столкновения у песочницы из-за лопатки, но это же маленькие невинные дошколята, что с них возьмёшь. Но уже в таком юном возрасте бывают ситуации, когда один ребёнок становится жертвой, попав под физическое или эмоциональное влияние другого маленького человека, занявшего позицию агрессора.

Здесь же один ребёнок принуждал другого против его воли к каким-то действиям, которые второму были физически и эмоционально неприятны. А это уже буллинг

Мы не берём в расчёт возраст до трёх лет, когда дети не могут контролировать свои желания. В этом возрасте они требуют и отбирают игрушки друг у друга потому, что не в силах осознать последствия своего поведения и не умеют делиться.

В пять-шесть лет определённый уровень самоконтроля уже есть, а в голове устанавливаются некие социальные нормы и правила взаимодействия. В этом же возрасте, несмотря на то, что нам хочется верить, что дети ещё такие невинные ангелочки, уже могут проявиться первые признаки будущих задир и агрессоров.

Бывает, что дети копируют линию поведения, которая транслируется у них дома, в семье или где-то ещё в близком окружении. Бывает, это копирование увиденного в фильмах или передачах, бывают, конечно, и физиологические или неврологические отклонения, когда помочь может только специалист.

И, естественно, другие дети от этого страдать не должны. Так что понятно и логично желание папы мальчика помочь сыну, посоветовав применить физическую силу.

Но ответная агрессия создаёт замкнутый круг. Ведь если в шесть лет ребёнок осознаёт, что по мнению значимого для него взрослого ответное насилие без особых размышлений оправдано, то в будущем это может оказать влияние на формирование многих его взглядов на жизненно важные вещи. И, главное, он может принять для себя, что позиция физической силы единственно верна.

Как же тогда поступить?

1. Поговорите со своим ребёнком

  • Можешь рассказать мне, что именно и как делает этот мальчик/эти дети?
  • Тебе неприятно?
  • У тебя портится из-за этого настроение?
  • Что в это время делает воспитательница?
  • Что в это время делают другие ребята?

2. Если для ребёнка это не очень травматичный опыт, можно проиграть с ним разные ситуации взаимодействия с агрессором. Например такие:

3. Самое главное — донести до ребёнка, что если ситуация выходит из-под контроля, нужно сразу же рассказать взрослому

Доброжелательность и сотрудничество с воспитателем — лучшая помощь ребёнку, который остаётся под присмотром этого человека каждый день

От угроз расправы лучше воздержаться. Кроме того, если эмоции под контролем, можно поговорить с родителями второго ребёнка. Основное урегулирование ситуации в этом возрасте происходит всё-таки между взрослыми людьми.

Я искренне за самозащиту и умение постоять за себя. Мне кажется, тут стоит сделать акцент на том, что физическую силу можно и даже нужно применять, если ты сделал всё возможное, чтобы избежать драки. Сила внутри, а не в кулаках. Да, иногда они нужны, но это последняя инстанция (и не в шесть лет). Мы своим примером можем показывать детям, что необходимо вступаться, если обижают кого-то рядом, не позволять себе и никому другому шутить (а уж тем более издеваться) над слабыми, особенными, животными, стариками.


Как школа учит детей травле

И ещё, мне кажется, очень важно разговаривать про самого агрессора. Рассказать ребёнку, что, скорее всего, этим детям плохо внутри, потому что с ними или не разговаривают или разговаривают совсем не так, как стоило бы. Говорить о том, что они не умеют проживать свои чувства и эмоции. А так как им никто не помогает, то они часто не понимают, как себя вести и что говорить. Именно поэтому они иногда таким неприятным образом ищут дружбы и внимания.


У каждого в детстве было что-то подобное: не дружили, игнорировали, били, обзывали, обижали. И каждый проносит эти воспоминания через всю жизнь и всей душой желает оградить своего ребёнка от детской травли. Возможно ли это и как справляться в различных ситуациях проявления детской агрессии, мы разбирались с педагогом-психологом Юлией Вячеславовной Бальшем.

Совсем недавно в обществе появились такие понятия, как моббинг и буллинг. Всё это — виды детской травли, причём касающиеся как подростков и школьников, так и детей возраста до 7 лет.

Моббинг — это систематически повторяющееся враждебное отношение одного или нескольких детей против ребёнка. Буллинг — понятие более жёсткое. Оно подразумевает под собой удовольствие, которое получают дети, применяющие силу против ребёнка. Иными словами, издёвки, ругательства, доносы — это моббинг, а применение силы, вырывание из рук игрушек, навязчивый телесный контакт — это буллинг. Слова иностранные, а явление всё то же. И оно может возникнуть в любом дошкольном коллективе. К этому надо быть готовыми и действовать правильно.

Юлия Вячеславовна Бальшем, педагог-психолог, ДОУ № 17 г. Ивантеевка МО:

— Обычно дети начинают дразнить после 3 лет, но осознанно обзывают к 5-6 годам. Причины — не только подражание взрослым, но и привлечение к себе внимания или самоутверждение, проявление бунта. Дети таким образом могут выплёскивать агрессию, могут обзываться из зависти, из-за неприязни, для самозащиты и т.д. В любом случае это говорит о том, что у ребёнка далеко не всё благополучно.

Очень часто дети испытывают таким образом на прочность новичков в детском коллективе. Им важно, чтобы при этом были зрители, которые потом всем об этом расскажут.

Чтобы ваш ребёнок не стал вербальным агрессором, важно дома следить за собой, за своей речью, помнить о том, что дети — наше зеркало. Часто взрослые не замечают, как проявляют нетерпимость к особенностям других людей, используют в своей речи бранные слова. Им может казаться, что ребёнок не слышит или ещё не понимает, о чём идёт речь, а между тем тот всё схватывает на лету и затем демонстрирует в детском коллективе. Учите ребёнка быть терпеливым к особенностям других людей, читайте сказки, там много народной мудрости. Особенно полезны терапевтические сказки.

Он меня бьёт!

Ещё один вид детской травли — агрессия, когда ребёнка толкают, делают подножки, отбирают игрушки, бьют. Причём обычно агрессоры — это дети, уверенные в себе, склонные к доминированию и подчинению других, сильные морально и физически, а жертвы — наоборот, ребята, неуверенные в себе, чувствительные к стрессам, неспособные сопротивляться и не умеющие постоять за себя.

Родители в таких ситуациях ведут себя по-разному: кто-то учит давать сдачу, кто-то бежит разбираться с самим обидчиком или его родителями, а кто-то жалуется воспитателям или заведующим, если конфликт происходит в детском саду.

Юлия Вячеславовна Бальшем:

Не стоит устраивать разборки с детьми, пытаясь защитить своего ребёнка. Это можно сделать только в крайнем случае. Не надо ругать ребёнка и заставлять дать сдачи: если бы он это мог, то давно бы сделал.

Разборки с родителями тоже малоэффективны — у нас в детском саду был случай такой разборки между двумя папами, который закончился дракой между ними. Нужно учить своего ребёнка общаться, находить компромисс.

Со мной никто не дружит.

Быть изгоем в коллективе значит тоже подвергнуться детской травле. Ведь это настоящая трагедия для ребёнка, а для родителей — проблема. Так и хочется защитить своего ребенка, помочь ему, оградить от одиночества. В этом случае важно:

  • Собрать информацию об обстановке в группе. Это можно сделать, поговорив с самим малышом, с воспитателем, с другими родителями.
  • Проиграть конфликт дома. Это можно сделать с помощью кукольного театра. Разыграйте домашний спектакль и научите кроху подбирать нужные слова и правильно действовать.
  • Давайте малышу больше общаться. Ходите в гости с ребёнком, приглашайте домой его сверстников. Малышу очень важно научиться общаться.

Юлия Вячеславовна Бальшем:

— Если с ребёнком не хотят играть, возможно, проблема в ребёнке. Если в разных коллективах возникают схожие проблемы, родители замечают, что малышу сложно контактировать с детьми, то следует обратиться к психологу. Часто дети не умеют общаться, у них не развиты социально-коммуникативные навыки. Причины разные — застенчивый ребёнок, агрессивный, внешне отличается от других, избалованный, проблемы с речью, проблемы в семье и т.д.

Недавно был случай: мальчик в подготовительной группе категорически не хотел ходить в сад. Плакал, упирался (его недавно перевели в новую группу). Оказалось, что никто не хочет с ним играть. Причины следующие — он ждал инициативы от других ребят, сам себя никак не проявлял, постоянно был хмурым и грустным, пассивным. Дети сначала подходили с предложением дружить, а потом перестали. Была проведена групповая и индивидуальная работа, и постепенно всё наладилось.

Конечно, бывают дети, не особо нуждающиеся в компании, например, интроверты. Тут нужно разбираться вместе со взрослыми в каждом индивидуальном случае.

Ещё один вид детской травли — телесные приставания. Зажать в углу, показать интимные места, поцеловать — всё это также бывают у дошколят. Сами дети испытывают при этом растерянность, шок и могут даже не признаться взрослым. А если признаются, то и сами взрослые в сильном эмоциональном стрессе могут наломать дров: отреагировать криком и руганью, устроить скандал и даже забрать ребёнка из детского коллектива.

Юлия Вячеславовна Бальшем:

— Интерес к половым органам у дошкольников высокий, особенно у детей 3-4,5 лет. Если произошло подобное, родители, не заостряйте ситуацию в глазах ребёнка, переводите все в шутку, сглаживайте ситуацию (для пострадавшего ребёнка).

Обсуждать эту проблему надо только в отсутствие малыша! В первую очередь, работать с родителями виновника.

Если в группе есть ребёнок, который пристаёт к другим детям, воспитатель должен мягко, но настойчиво отваживать его от подобных действий, не зацикливая на этом. Он должен разговаривать с родителями, не оставлять детей без присмотра в туалете и в спальне. Обычно проходит полгода, и интерес пропадает, как, впрочем, и воспоминания об этом.

Читайте также: