Буллинг как социальное явление в современной российской школе

Обновлено: 02.07.2024

Буллинг не всегда выражается в физическом нападении. Чаще происходит психологическое насилие в форме:

  • словесной травли (оскорбления, злые и непристойные шутки, насмешки и прочее);
  • распространения слухов и сплетен;
  • бойкота (одна из самых опасных форм буллинга, так как чаще остальных приводит к суициду).

Кто такой буллер

Буллеры — это дети, которые выступают агрессорами. Хотя в процессе буллинга они находятся в позиции силы, на деле буллерам тоже приходится несладко. Причиной такого поведения чаще всего являются проблемы в семье.

Кто участвует в школьном буллинге

Буллинг наиболее распространён в начальной и средней школе. К 10–11 классам на фоне процессов созревания мозговых структур и способности у подростков к саморегуляции он постепенно сходит на нет.

Исследование о частоте проявлений буллинга в зависимости от класса, проведённое Даном Ольвеусом.

Если в коллективе началась травля, сложно не включиться. В буллинге много ролей. Три основные: булли (придумывают и возглавляют издевательства), наблюдатели (вроде в стороне от конфликта, но всё равно одобряют либо осуждают агрессоров) и жертва.

Выбирайте доступные курсы из каталога, применяйте промокод в корзине и занимайтесь бесплатно в течение недели

Что делать, если ребёнок стал жертвой буллинга

Жертвой буллинга может стать абсолютно любой ребёнок, вне зависимости от благополучности семьи, заботы родителей и уровня развития. Важно, чтобы взрослые не оставляли без внимания случаи травли, даже если агрессия (пока) не направлена на их детей.

Как распознать буллинг и чем он опасен

Если ребёнок стал жертвой, но не рассказывает об этом напрямую, о травле можно догадаться по другим физическим и психологическим признакам:

  • беспричинные боли в животе и груди;
  • нежелание идти в школу и плохая успеваемость;
  • нервный тик, энурез;
  • печальный вид, беспокойство, тревожность;
  • нарушенный сон, кошмары;
  • длительное подавленное состояние;
  • участившиеся простуды и другие заболевания;
  • склонность к уединению, нежелание общаться;
  • проблемы с аппетитом;
  • излишняя уступчивость и осторожность.

Школьная травля имеет самые неприятные последствия для всех участников. Ученики, подвергающиеся буллингу, пребывают в депрессии, склонны к развитию психических расстройств и нередко предпринимают попытки самоубийства.

Дети-агрессоры испытывают проблемы со школьной успеваемостью, приобретают криминальные наклонности и вынуждают педагогический коллектив заниматься поддержанием дисциплины вместо ведения уроков.

Очевидцы травли зачастую испытывают страх оказаться на месте жертвы и могут присоединиться к буллерам. Либо испытывают чувство вины за своё невмешательство и получают травму наблюдателя. Таким образом, школьные издевательства подрывают всю систему образования, провоцируя общее напряжение, отчуждение и жестокость.

Как бороться с буллингом

Подростковый буллинг — проблема, для решения которой требуется комплексный подход. С травлей в школе должен разбираться не ребёнок в одиночку, а все стороны — родители, учитель и сам школьник. Главный совет для тех, кто столкнулся с буллингом, — как можно скорее получить консультацию специалиста. Но давайте рассмотрим, как действовать каждой из сторон.

Что делать родителям

Важно понять, что это может случиться с любой семьёй. Здесь никто не виноват, особенно сам ребёнок. Если вы чувствуете, что как родитель не справляетесь с ситуацией (а это нормально), то прежде всего нужно самому получить поддержку близких или психолога.

После консультации со специалистом вы сможете нормально поговорить о случившемся с ребёнком. Вот фразы, которые помогут вам начать диалог.

Старайтесь всегда поддерживать с детьми доверительные отношения, чтобы они смогли вовремя попросить о помощи.

Что делать учителю

Работа с буллингом в школе и в классе — отдельная большая тема. Вот лишь один пример, как можно поступить учителю.

Что делать ребёнку

Ребёнок в силу возраста не может сам защититься от буллинга. Это работа взрослых. Однако есть базовые вещи, которые взрослые должны объяснить ему для профилактики конфликтов:

  1. Рассказывать о случаях буллинга взрослым, которым доверяешь, — правильно, это не стукачество.
  2. Нужно укреплять самооценку и вести себя уверенно. Быть настойчивым и сильным (хотя бы внешне).
  3. Нельзя надеяться отомстить с помощью ещё большей жестокости. Это приведёт к новым проблемам. Лучше искать друзей среди сверстников и использовать самое мощное оружие против агрессии — юмор.
  4. Необходимо избегать ситуаций, в которых возможна травля, и отклонять предложения поучаствовать в ней.
  5. Если стал свидетелем насилия, нужно немедленно привести кого-то из взрослых или посоветовать жертве пойти за помощью к родителю или учителю, которому она доверяет.

Что делать, если твой ребёнок — буллер

Чаще всего буллерами становятся дети, подвергающиеся насилию в семье, а также пережившие психотравмирующие моменты в прошлом. Если отец бьёт и унижает мальчика дома, то с огромной вероятностью на следующий день он попробует отыграться на более слабых одноклассниках. Такому ребёнку бесспорно нужна помощь специалистов, но главное — проанализировать, что происходит в вашем доме.

Но бывают случаи, когда буллер обладает высокой самооценкой вкупе со сниженной эмпатией и вполне осознаёт свои действия. Такому ребёнку необходимы жёсткие границы и понятные последствия его действий. Поговорите с ним об этом. Расскажите о своём опыте в качестве жертвы или агрессора.

Обратите внимание на окружение ребёнка: не подвергается ли он насилию со стороны более взрослых приятелей (иногда достаточно постоянных саркастических замечаний).

Наконец, сходите на консультацию к семейному психологу, чтобы всем вместе разобраться в происходящем. Часто сделать это своими силами невозможно.

Выводы

Стать жертвой буллинга может любой ребёнок, вне зависимости от физических, интеллектуальных способностей или материального положения. Психологическую травму получают не только участники травли, но и её свидетели.

Если вы узнали, что в вашей школе практикуется травля, нельзя оставаться в стороне и пускать ситуацию на самотёк. Обсудите её с учителями и другими родителями и постарайтесь найти выход.

Поговорите о буллинге со своим ребёнком, объясните, как нужно действовать, если он или другие дети в школе подвергаются издевательствам. Развивайте у ребёнка эмпатию и уважение границ других людей, чтобы он сам не стал агрессором.

Но если несмотря ни на что ваш ребёнок регулярно подвергается нападкам одноклассников — оградите его от травмирующего опыта, сменив школу или форму обучения.

Изображение на обложке: Marina Rodukova / Dribbble

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter


Готовый социальный проект на тему "Буллинг как социальное явление в современной российской школе" рассказывает, что такое "буллинг", какие его виды существуют. Учащаяся стремится выяснить причины возникновения травли в школах и разработать предложения путей решения этой проблемы.

Подробнее о проекте:


Своей работой автор проекта о буллинге в российских школах описывает характерные признаки участников буллинга. В проекте изложены причины и мотивы буллинга, а также рассмотрен вопрос буллинга с той точки зрения, когда его жертва - учитель. Учащейся 11 класса школы была рассказана история зарождения такого явления, как буллинг, и проанализированы причины проявление буллинга в современной российской школе.

Индивидуальный проект о буллинге в школе содержит теоретический материал, позволяющий усвоить особенности проявления буллинга и установить степень его влияния на психологию школьников. В работе описаны последствия травли для жертвы, для агрессоров, для наблюдателей и для образовательного учреждения. Также рассмотрено понятие "скулшутинг".

Оглавление

Введение


Актуальность:Тема буллинга в современных российских школах является особенно актуальной. В различных источниках процент детей подвергающихся буллингу в школах варьируется от 20 до 50. Специалисты Института образования ВШЭ провели исследование среди 1,5 тысячи старшеклассников и пришли к выводу, что 27,5% учеников российских школ сталкиваются с травлей. Но не только школьники сталкиваются с этим явлением.

Также подвергаются буллингу и учителя в школах. Работники проектно-учебной лаборатории образовательной и молодежной журналистики ВШЭ провели онлайн-опрос, который показал, что 70% учителей становились жертвами травли со стороны учеников. 6% из числа опрошенных заявили, что сталкиваются с травлей регулярно.

В России в настоящее время данное явление приобретает новые характерные черты (например, кибер-буллинг) и масштабность. Вопрос предупреждения буллинга среди школьников изучается многими зарубежными учеными: Д. Ольвеусом, П. Смитом, К. Купером, К. Ригби и другими. В отечественной науке интерес к данной проблематике представлен в научных трудах В. С. Собкина, Д. Н. Соловьева.

Объект исследования: современная российская школа.

Предмет исследования: проявление буллинга в российских школах.

Цель проекта: выяснение причины возникновения травли в школах и разработать предложения пути решения этой проблемы.

  • Изучить понятие буллинга, его историю.
  • Изучить причины проявление буллинга в современной российской школе и его влияние на школьников.
  • Разработать пути решения проблемы.

В ходе работы над проектом были использованы следующие методы исследования:

  • теоретические: анализ научной и психологической литературы.
  • эмпирические: тестирование.

Практическая значимость: Практическая значимость проекта состоит в представлении анализа причин и определения возможностей проведения профилактических мер по проблеме проявления буллинга в современной российской школе.

В школах по всему миру дети и подростки подвергаются травле со стороны сверстников и учителей. Различные источники заявляют, что от 70 до 90 процентов школьников сталкивались когда-либо или сталкиваются с буллингом. Почему так происходит? Откуда возникла эта тенденция? Почему дети и подростки жестоки по отношению к своим сверстникам? Данная проблема особенно актуальна в последние 20 лет.

Несмотря на то, что в последнее время явление буллинга все больше исследуется психологами и социологами, положительных тенденций в решении этой проблемы не наблюдается. Мы выбрали эту тему, потому что считаем, что травля в школах недопустима и может очень сильно навредить психике невинного ребенка.

Буллинг (от англ. bully – хулиган, драчун, насильник) – повторяющиеся акты различных видов насилия и издевательств, со стороны одного лица или группы лиц в отношении индивида, который не может себя защитить. Сознательно планируемое продолжающееся во времени физическое и (или) психологическое насилие, прекращение которого требует вмешательства третьих лиц.

Чаще всего буллинг встречается среди детей и подростков. 16 апреля 2019 года уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова заявила о том, что каждый третий ребенок сталкивался с буллингом в школах.

Буллинг разделяют на прямой и косвенный.

  • Прямой буллинг подразумевает под собой открытое воздействие: избиения, оскорбления в лицо.
  • Косвенный буллинг предполагает скрытые издевательства: распространение сплетен, слухов, настраивание коллектива против жертвы.

Социологи выделяют четыре вида буллинга:

1. Физический буллинг: избиение, толчки, плевки, захват вещей. Это самый распространенный и заметный тип буллинга. Психологи отмечают, что данный тип чаще встречается в 6-9 классах.

2. Вербальный буллинг: прозвища, угрозы, оскорбления, насмешки, принуждения, унижение. Так же, как и физический буллинг, вербальный встречается в 6-9 классах, однако бывают случаи его проявления среди учеников старшей школы и студентов.

3. Социально-психологический буллинг: сплетни и слухи, игнорирование, выставление на посмешище, бойкот и изоляция. Этот тип актуален для всех возрастов, но часто остается незамеченным. Именно этот тип вызывает самый сильный эмоциональный стресс у жертвы.

Характерные признаки участников буллинга

В каждом случае травли существуют три группы участников: жертва, агрессор и наблюдатели.

Чаще всего жертвами травли в школах становятся: отличники, двоечники, дети, страдающие заболеваниями с внешними проявлениями, физически слабые дети, дети из плохо обеспеченных семей, представители национальных меньшинств. Жертвы часто никому не рассказывают о том, что они подвергаются травле.

Агрессорами, как правило, становятся дети, нуждающиеся во внимании со стороны сверстников или взрослых. Провоцируя травлю, агрессоры стремятся к самоутверждению, росту самооценки и росту положения в глазах сверстников. Агрессоры отличаются вспыльчивостью, неуравновешенностью, грубостью. Они враждебно настроены по отношению к окружающим, не реагируют на критику. Обычно, у агрессоров слабо развито чувство сострадания. Агрессоры высокомерны, высокого мнения о себе, также они склонны к лидерству.

Наблюдатели – самая многочисленная группа участников травли. Большинство наблюдателей испытывают жалость к жертве буллинга, однако помочь готовы меньше половины. Наблюдатели часто могут испытывать страх и стыд. Некоторые из них готовы присоединиться к агрессору.

Чаще всего жертвами и инициаторами травли становятся мальчики. Вид буллинга также зависит от пола: мальчики чаще подвергаются физическому воздействию. Девочки ­– вербальному.

Причины и мотивы буллинга

1. Педагогические. На возникновение травли может влиять микроклимат в классе, группе, школе. Также вероятность проявления травли зависит от поведения учителя. Если учитель позволяет себе насмешки, оскорбительные шутки в адрес учеников, то с большой вероятностью один из детей в коллективе может стать жертвой травли. Иногда учитель может являться свидетелем травли и никак не способствовать решению этой проблемы в коллективе.

3. Психологические. К психологическим причинам социологи относят особенности личности агрессора и жертвы. Причиной, по которой ребенок может стать агрессором является воспитание. Если ребенка воспитывали в агрессивной среде, или же он становился свидетелем агрессии, то скорее всего в будущем он станет агрессивным и может стать участником травли. Также, ребенок, проявляющий агрессию, может делать это из-за внутренней неуверенности, тревоги или страхов. Агрессия становится для него способом подавить в себе эту неуверенность, тревогу, страхи.

4. Семейные. Причинами, по которым ребенок может стать участником травли, могут являться физическое или психологическое насилие со стороны родителей, недостаток внимания со стороны родителей, чрезмерный контроль в семье.

Социологи выделяют три основных и самых частых мотивов буллинга:

1. Зависть. Агрессоры могут подвергать травле жертву из-за зависти.

2. Самоутверждение в коллективе. Буллинг – один из способов самоутвердиться в коллективе, занять высокое место во внутренней иерархии.

3. Месть. Бывают случаи, когда жертва сама становится агрессором и стремится отомстить обидчику.

Российский психолог А. А. Реан классифицирует мотивы буллинга следующим образом:

1. Стремление к индивидуализированной власти. Некоторые дети испытывают потребность в доминировании над другими, и при неудовлетворении этой потребности испытывают чувство проигрыша.

2. Тревога. Ребенок может бояться оказаться на месте жертвы, вследствие этого он защищается проявлением агрессии.

Учителя, как жертвы буллинга

Почему учителя могут травить? Социологи выделяют две основные причины:

2. Недостаток опыта. Ученики чувствуют слабость учителя. Если преподаватель не знает, как вести себя с учениками, то он рискует стать жертвой травли.

Последствия буллинга


Травля в коллективе всегда имеет последствия. Жертва травли всегда ощущает её последствия. Они могут проявляться в виде психологических и физических проблем со здоровьем. Также, жертва травли может испытывать проблемы с социальной адаптацией в новых коллективах, с выстраиванием взаимоотношений с людьми, в целом с социумом в дальнейшей жизни. Однако последствия буллинга может испытать не только жертва: зачинщик травли, её наблюдатели, даже учебное заведение, где происходит травля могут ощутить последствия.

Последствия травли для жертвы

Люди, когда-либо подвергавшиеся травле, всегда испытывают те или иные последствия. У них встречаются проблемы с физическим и психологическим здоровьем. Самая распространенная проблема – стресс. Следствиями стресса становятся: головная боль, проблемы с пищеварением, проблемы со сном, тревожность, депрессия.

Ниже представлена таблица[5], в которой показаны сравнительные значения проявления симптомов у детей, подвергающихся травле, со значениями у детей, не подвергающихся травле.

Симптомы Во сколько раз симптом встречается у детей подверженных буллингу чаще, чем у не подверженных.
Проблемы со сном В 3 раза чаще.
Головные боли В 2 раза чаще.
Проблемы с пищеварением В 2 раза чаще.
Чувство печали В 4 раза чаще.
Тревога В 3 раза чаще.
Умеренная депрессия В 3 раза чаще.
Тяжелая депрессия В 8 раз чаще.

Также, дети, подверженные буллингу более склонны к развитию психотических симптомов. Чем чаще и сильнее они подвергаются травле, тем сильнее у них развиваются психотические симптомы.

Психотические симптомы — группа кратковременных преходящих психозов (бред, галлюцинации, дезорганизация мыслительных процессов, расстройство настроения).

Жертвы буллинга в дальнейшей жизни испытывают проблемы в социальной жизни. Уже во взрослом возрасте у бывших жертв травли наблюдается низкий уровень самооценки, они чаще страдают от депрессии, одиночества и тревожности. Также у них намного чаще проявляется антисоциальное поведение. Психологи в Дании обнаружили, что у мужчин, которые подвергались травле в детстве, гораздо чаще диагностировали депрессию в возрасте от 30 до 50 лет.

Таким образом, можно сделать вывод, что последствия буллинга для жертв долгосрочны и сильно влияют на дальнейшую жизнь человека, подвергавшегося травле.

Последствия травли для агрессоров

Норвежские психологи заявляют, что буллеры имеют более высокий уровень гиперактивности, поведенческих расстройств и более низкий уровень просоциального поведения.

Норвежский психолог Дан Ольвеус заявляет, что агрессоры чаще связываются с криминалом и имеют проблемы с законом: 60% буллеров мужского пола к 24 годам имеют одну судимость. 35-40% буллеров к 24 годам имеют уже две и более судимости. Таким образом, к 25-ти годам школьные хулиганы в три-четыре раза чаще имеют судимость, чем их сверстники, которые в детстве не являлись активными участниками травли.

Отдельно стоит уделить внимание агрессорам-жертвам. У агрессоров-жертв депрессия и тревожность проявляются чаще чем у обычных жертв травли. Также у них гораздо чаще диагностируют психоматические расстройства.

Психоматические расстройства — физические расстройства, причиной которых становятся психологические факторы. Реакция организма на психологический стресс.

Последствия травли для наблюдателей

Хоть свидетели травли и не принимают активного участия в процессе, они все равно испытывают различные чувства на фоне буллинга. Они могут испытывать страх, беспомощность. Также они могут испытывать чувство вины, так как они не воспрепятствовали травле. Все это ухудшает эмоциональное состояние наблюдателей травли и в целом способствует ухудшению атмосферы внутри коллектива.

Последствия травли для образовательного учреждения

Школы с высокими показателями буллинга имеют низкий уровень успеваемости: травля мешает детям концентрироваться на учёбе, вследствие чего ухудшается успеваемость. Школьник-агрессоры занимают много времени у учителей, которым приходится заниматься проблемами, вызванными их поведением. Дети, являющиеся жертвами травли или её свидетелями, чувствуют себя незащищёнными в школе. Вследствие этого школьники предпочитают пропускать уроки, что способствует снижению их успеваемости.

Скулшутинг, как последствие травли

Скулшутинг—применение вооружённого насилия на территории образовательных учреждений (главным образом к учащимся). Чаще всего орудием убийства становится огнестрельное и холодное оружие, реже взрывчатка.

Спустя примерно 50-60 минут с начала стрельбы, нападавшие застрелились в библиотеке школы. Одной из главных причин произошедшего называют травлю, которой Эрик Харрис и Дилан Клиболд подвергались со стороны других учеников школы. Эта трагедия спровоцировала огромный резонанс в обществе и СМИ.

Изучив причины всех вышеупомянутых случаев стрельбы в школе, можно сделать вывод, что практически в половине случаев травля в школе или слабая социализация человека становится одной из причин совершения ужасного преступления, из-за которого гибнут множество людей, чаще всего невинных.

Помимо трагедии в Керчи в 2018 году, в России за последние 10 лет происходили другие случаи вооруженного насилия в школах. Они представлены в таблице ниже:

Дата Проишествие Пострадавшие
03.02.2014 Ученик 10-го класса школы №263 (Москва) Сергей Гордеев, вооружённый карабином и винтовкой взял в заложники своих одноклассников. Этот случай стал первым случаем скулшутинга в России. Гордеев застрелил учителя географии и одного сотрудника полиции, ещё один сотрудник полиции получил ранение.
20.03.2015 В школе №64 г. Томска девятиклассник открыл огонь из пневматического пистолета. Травмы получили двое учеников восьмого класса.
11.02.2017 В школе №1 г. Нижнекамска 14-тилетний ученик выстрелил из пневматического пистолета в глаз соседу по парте. Раненному ребенку отказали в помощи в медпункте школы. Через шесть дней ребенок, раненный в глаз скончался в больнице.
05.09.2017 В школе №1 г. Ивантеевка девятиклассник выстрелил из пневматического ружья в учительницу, ударил её топором и взорвал самодельную взрывчатку. 4 человека получили ранения.
14.11.2019 Студент Амурского колледжа строительства и ЖКХ устроил стрельбу в здании учебного заведения из охотничьего ружья. Причиной стрельбы УМВД России по Амурской области назвал конфликт со сверстниками. Нападавший убил одного студента, и ранил ещё троих. Запершись в кабинете он застрелился.

Практическая часть. Паспорт проектной работы

В анкетировании приняли участие 19 учеников 11-х классов школы №21 города Нижневартовска. Среди опрошенных было 12 респондентов мужского пола и 7 респондентов женского пола.

На вопрос о комфортности нахождения в классном коллективе 89% ответили, что им комфортно находится в классе, 11% заявили, что им некомфортно в классе. 42% опрошенных признались, что они принимали активное участие в травле, 58% когда-либо были свидетелями буллинга. Интересно, что ни один из респондентов не заявил о том, что никогда не был ни участником, ни свидетелем травли.

Это говорит о том, что проблема буллинга повсеместна и когда-либо касалась каждого ученика. 8% респондентов участвовали в травле или были её свидетелями в возрасте от 7 до 9 лет. Возраст, в котором школьники подвергают сверстников травле чаще, чем другие, как выяснилось в ходе опроса, – от 10 до 13 лет.

Исходя из результатов опроса, можно сделать вывод, что все школьники так или иначе сталкивались с проблемой травли в школе и большинство из них не знают, что с этим делать. С целью познакомить учеников с мерами по противодействию травле мы разработали буклет с информацией на эту тему. Также в буклете содержится информация для родителей, чей ребенок может являться жертвой или агрессором.

Заключение

Изучив теоретический материал, мы узнали, что такое буллинг, узнали о его видах, причинах возникновения, о характерных признаках его участников. Также, мы изучили последствия травли, узнали что они могут затронуть не только жертву, но и остальных участников травли.

Список используемой литературы

Приложение 1

Анкета. Буллинг, как социальное явление в современной российской школе

Уважаемый респондент, прошу вас ответить на анонимную анкету на тему “Проблема дискриминации этнических меньшинств среди школьников”.

Буллинг (от англ. bully – хулиган, драчун, насильник) – повторяющиеся акты различных видов насилия и издевательств, со стороны одного лица или группы лиц в отношении индивида, который не может себя защитить. Сознательно планируемое продолжающееся во времени физическое и (или) психологическое насилие, прекращение которого требует вмешательства третьих лиц.

Участники травли: агрессор, жертва, свидетель

1. Чувствуете ли вы себя комфортно в вашем классе?
А) Да
Б) Нет

2. Вы когда-либо принимали участие в травле?
А) Да
Б) Нет
В) Был свидетелем травли

3. В каком возрасте вы были участником/свидетелем травли? ( Можно выбрать несколько) (Если не принимали участие или не являлись свидетелем, то оставьте без ответа).
А) 7-9 лет
Б) 10-13 лет
В) 14-18 лет

4. Считаете ли вы, что травля вредит человеку, обществу?
А) Да
Б) Нет

5. Знаете ли вы, что нужно делать, если вы стали жертвой травли?
А) Знаю
Б) Не знаю

За последние 40 лет проблеме буллинга и травли в школе стали уделять все больше и больше внимания во всем мире. Девид Олвеус впервые описал это явление в 1970-е годы. Хотя буллинг в школе и является распространенным, но в современном мире, а особенно в России данной проблеме не уделяется должного внимания, ее не исследуют, не обсуждают и стараются укрыть.

Под буллингом принято понимать травлю, притеснение и дискриминацию. Это такой вид насилия, когда один человек или группа людей физически, морально или психологически нападают на другого человека, угрожают ему. Как добавляет В. Петросянц, насилие происходит над человеком, который не может защититься, а у агрессоров стоит желание напугать, причинить боль, обидеть или задеть.

Безумно огромное количество людей сталкивались с этой проблемой, с травлей и насмешками, угрозами и придирками. Важно отметить тот факт, что в школьном буллинге принимают участие как дети, так и педагоги. Можно сказать о том, что жертвами становятся – дети, педагоги, родители и другие работники школы, также и агрессорами могут быть все вышеперечисленные. В классе, где происходит буллинг, страдает не только тот человек, которого травят, но и агрессор, и участники, и педагоги, и в принципе весь класс. Многие видят в этом только проблему ребенка, его семьи или абьюзера (ребенка-агрессора). Но нужно работать именно со школой, с преподавателями, ведь в большинстве случаев ребенок подвергается травле именно там.

Благодаря исследованиям Национального исследовательского института было выявлено, что с травлей во всем мире сталкиваются примерно 35% детей, в России статистика чуть хуже и здесь буллингу подвергаются или имеют к нему какое-либо отношение 52%. В первую очередь это психологическая агрессия, которой отводится около 32%, что касается физической агрессии, будь то толчки, пинки или какие-то побои, то тут 26,6%.

На основании анализа статистики и исследований, которые были проведены в России можно выделить следующее:

  • 38% школьников сталкивались с травлей в школе;
  • агрессорами являются ровесники (53% случаев), старшие ученики (21%) и учителя (26%);
  • буллингу подвергаются младшие школьники в 8% случаев, старшие школьники в 31% случаев и учащиеся средней школы в 61 % случаев;
  • к агрессивному поведению детей приводит стиль воспитания и критика родителей;
  • жертвы буллинга расскажут о случившемся родителям в 47% случаев, друзьям в 23% случаев, в 8% учителям и в 20% случаев никому не будут рассказывать[6].

Чаще всего, по мнению учащихся, их травят за внешний вид (43,8%) или же принадлежность национальности (33,6%). Что самое немаловажное, каждый пятый опрошенный утверждает о том, что учителя проявляли или проявляют к нему агрессию, при этом 65% респондентов считают атмосферу в школе дружелюбной.

Одной из главных проблем является то, что учителя и учащиеся зачастую замалчивают данную проблему, именно поэтому родители узнают лишь в 20% случаях.

По статистике только 53% российских школ имеют в своем штате школьного психолога. Получается, на одного психолога приходится в среднем 800 детей. По результатам исследований, подготовка психолога оказывается ниже средней, многие просто не готовы к свалившимся на них проблемам. У школьного психолога нет возможности охватить все ситуации и проблемы, возникающие в школе и в конкретном классе.

Данные специалисты уверенны в том, что буллинг в школе начинается с семьи, поскольку основная часть детей, которые подвергаются травле в школе, подвергаются и резкой критике со стороны родителей дома. Помимо этого, исследователи учитывают и генетическую закономерность, доказывая это тем, что если отец ребёнка травил учащихся в школе, то и ребёнок проявляет некоторую агрессию к людям.

В США не так давно каждый девятый из десяти детей подвергся оскорблениям из-за своей сексуальной ориентации. США не обходит стороной проблему буллинга и постоянной занимается тем, чтобы найти пути решения её. Любой учащийся или студент может подойти к психологу и обговорить этот вопрос и получить совет, также их диалог останется совершенно конфиденциальным. Однако тут не всё так гладко, жертвы буллинга из-за доступности оружия зачастую могут отомстить своим обидчикам и принести им урон и увечья, которые не совместимы с жизнью.

По мнению большинства учёных в Японии на данный момент один из лучших уровней образования, здесь за места происходит настоящая борьба. В Японии зафиксировано немало случаев, когда дети сводили счёты с собой из-за того, что не выдерживали конкуренцию и их просто продолжали травить.

Во Франции создана специальная социальная сеть, где учащиеся анонимно могут рассказать о своих проблемах и специалисты помогут найти решение. Буллингу здесь чаще всего подвергаются дети мигрантов, как и в Германии они наиболее подвержены данной проблеме.

Принято выделять следующие причины буллинга:

  • невысокий уровень воспитания школьника;
  • заниженная самооценка;
  • злоупотребление различными токсичными веществами;
  • постоянная высокая агрессивность ребенка;
  • повышение статуса в коллективе;
  • неограниченное желание доминирования;
  • низкая успеваемость по предметам;
  • плачевная обстановка в семье;
  • насилие в семье;
  • конфликты в семье:
  • низкое материальное положение семьи;
  • отношение родителей гиперопека или гипоопека.

В моменты подросткового возраста и полового созревания у ребенка меняется весь мир, характер и мышление. Возникают проблемы психологического и физического характера, ставятся под сомнение мысли и поступки взрослых, появляется дух протеста. Для учащихся с низким уровнем успеваемости агрессия является именно тем средством, которое поможет компенсировать эту успеваемость. Агрессоры действуют в зависимость со следующими мотивами: месть, борьба за власть, зависть, неприязнь, самоутверждение, желание быть в центре внимания.

Чаще всего, в таком процессе, как буллинг в школе, выделяются такие стороны:

  1. Жертва, которой может стать абсолютно любой ребенок и взрослый. Более того, риск стать жертвой особенно высок для неуверенных в себе людях, одиноких, тревожных. Чаще всего, у жертвы обнаруживаются головные боли, мигрени, депрессивные расстройства и отставания в развитии. Жертвы видят мир, который повсюду таит опасность.
  2. Агрессоры, место которых занимают ребята из авторитарных, неблагополучных семей. Такие дети отстают в школьной программе, они активны, стремятся занять место лидера и быть в центре внимания. Замечания, наказания и угрозы абсолютно не останавливают агрессоров. Используя травлю, они достигают собственные цели.
  3. Свидетели, которых можно также назвать зрителями. Такие люди становятся очевидцами процесса буллинга, ведь он происходит прямо у них на глазах. Хоть они и видят все со стороны, но точно также подвергаются психологического воздействию. Такие люди чувствуют страх при нахождении в школе, чувствуют себя беспомощными. Роль свидетелей могут занимать как учителя, учащиеся, так и работники школы.

Жертвами буллинга чаще всего становятся:

Буллинг в школе, как проблема, требует должного внимание, ведь травля несет последствия в жизни жертв – это и проблемы с социальным развитием, со школьной адаптацией. Учащиеся, которые были подвержены травле получают глубокую психологическую травму, которая запомнится им навсегда. Через много лет после окончания школы, приходя на сеансы к психологу взрослые вспоминают о травле, плачут, рассказывают об этих травмах. Ведь буллинг в школе сказывается не только на жертвах, но и на агрессорах, зрителях. Дети, которые были подвержены буллингу в школе в пять раз чаще испытывают головные боли, психологические расстройства, апатию и совершают попытки суицида.

Данная проблема требует комплексного подхода. С травлей в школе должен разбираться не только учащийся, а все субъекты образовательного процесса. Главный совет для тех, кто столкнулся с этим, как можно скорее получить консультацию специалисты и ни в коем случае не умалчивать об этом.

Родителям необходимо сходить вместе с ребёнком или сводить его отдельно к специалисту, а затем лично обсудить с ним и оказать поддержку, которые помогут наладить доверительные отношения.

Так, учителю необходимо присматривать за детьми, чтобы вовремя определить потенциально опасную и проблемную ситуацию, постараться её предотвратить и обязательно помочь решить.

Детям необходимо рассказать о случившемся, быть уверенным в себе, настойчивым, постараться избегать случаев травли.

Тот буллинг, которому подвергся человек в школе оставляет свой отпечаток в его жизни: мешает строить отношения, пробовать себя в разных сферах деятельности, заводить друзей, не дает достижению вершин в работе. Именно поэтому необходимо уделять должное внимание проблемам буллинга и травли в школе. Внимания должны уделять как психологи школы, так и родители, администрация школы, учителя, СМИ.

Хочешь написать научную статью? Узнай как это сделать, прочитав наш материал

Эмоции, вызванные просмотром фильма

Волнение за главную героиню

Желание пересмотреть фильм

Что общего? Во всех фильмах издевательства направлены на НОВОГО ЧЕЛОВЕКА В ШКОЛЕ.

2) В первом фильме главную героиню – Лену, избили одноклассники, сожгли ее любимое платье и забрали ее школьную сумку. Класс обращался с девушкой некорректно, однако в стрессовой ситуации она взяла на себя вину одного мальчика на себя, несмотря на то, что тот её обижал. Главные причины, почему над Леной издевались, это то, что она была добросердечной, ее обвиняли в поступках других людях; ее дедушка был странным, как следствие и ее тоже считали странной.

(Виды буллинга: физический, вербальный и групповой)

(Вид буллинга: физический, вербальный и групповой)

(Вид буллинга: физический, вербальный, групповой и кибербуллинг)

Что общего? Во всех фильмах издевательства представлены в разных формах, которые смешаны между собой.

3)В фильме “Чучело” после травли в школе девочка становится сильнее, но переезжает в другой город, во втором фильме мальчик становится прекрасным магом и заводит много друзей, а в третьем фильме девушка совершает самоубийство.

Таким образом, в первой и второй историях финал положительный, с одной стороны, издевательства вызывают сильные последствия, а с другой – делают характер главных героев сильнее.

4)Во время просмотра первого фильма мои друзья беспокоились о главной героине, и для них было нормальным смотреть этот фильм.

Моим одноклассникам было трудно смотреть третий фильм. Некоторые из них плакали во время просмотра этого сериала, другие не могли оторваться от просмотра и жаждали увидеть новые серии.

Что общего? Фильмы пробуждают настоящие эмоции и люди действительно погружаются в эти истории.

Все эти фильмы заставляют нас задуматься о реальной жизни. Они учат нас быть более добрыми с людьми, которые действительно заботятся, а не слушать других людей, которые завидуют и свои проблемы прикрывают агрессией в форме травли.

Избежать ужасных последствий в своей реальной жизни можно, если реагировать вовремя. Фильмы, где демонстрируются сцены буллинга, показывают нам, что жизнь в НАШИХ РУКАХ, и только МЫ можем изменить ее в лучшую или худшую сторону. Фильмы показывают хорошие жизненные примеры и предупреждают нас не делать подобных ошибок в нашей реальной жизни.

2.2 Опрос и анализ буллинга в разных странах

Чтобы узнать больше о явлении буллинга, мы провели опрос среди 3000 подростков из различных стран:

России [Приложение 1], Великобритании [Приложение 2]

Соединенных Штатов Америки [Приложение 3]

Швеции [Приложение 4], Японии [Приложение 5]

Франции [Приложение 6], Германии [Приложение 7]

Италии [Приложение 8]

Сначала мы подготовили анкету, в которой задавали следующие вопросы:

2. «Как проявляются издевательства в вашей стране? Вы говорите в школе о травле и издевательствах?

Для нашего исследования мы выбрали подростков от 13 до 19 лет, чтобы изучить ситуацию среди учеников. После, мы отправили анкету оппонентам в разных социальных сетях: VK . com , Instagram . com и Speaky . com .

2.3 Советы, как предотвратить буллинг

Буллинг – это проблема, которая должна обсуждаться и быть предотвращена, поэтому после исследования мы выделили несколько практических советов о том, как предотвратить издевательства, основываясь на опыте результатов нашего проекта, эти советы могут быть полезны для всех участников процесса травли в школе.

Мы всегда думали, что главная роль в процессе буллинга отводилась хулигану, как главному агрессору или жертве, потому что жертва сложно переживает последствия буллинга. Многие советы написаны именно им, но почему? Мы стараемся общаться с участниками, у которых уже есть проблемы, и если честно, наши беседы и советы не всегда помогают им, ведь проблема уже есть.

Мы пришли к самому большому открытию этого исследования: главная роль в процессе травли отводится свидетелю. Чем быстрее он реагирует, чем храбрее он себя ведет, тем быстрее он может помочь остановить конфликт. Это звучит невозможно, но свидетель – единственный человек, который видит конфликт с обеих сторон. У него есть реальная возможность реагировать, если он видит издевательства и есть возможность вовремя предотвратить ужасные последствия.

Свидетель может остановить проблему, может предотвратить буллинг и даже спасти чью-то жизнь. Каждый может стать свидетелем случайно: родители, учителя, одноклассники или друзья, не важно, кто, но только ваша быстрая реакция имеет смысл. В настоящее время многие люди, которые становятся свидетелями, боятся разговора с жертвой, потому что думают, что над ними тоже будут издеваться. Более того, у них нет никакого желания разговаривать с хулиганом, потому что они не хотят иметь проблемы. Тем не менее, они могут поговорить со взрослыми, которые будут готовы помочь.

Советы, которые могут быть полезны для свидетеля:

1) Не будьте равнодушны и попробуйте поговорить с жертвой или дать ему контакты службы доверия. Вы можете изменить его жизнь.

2) Реагируйте быстро, и вы уменьшите последствия буллинга.

3) Если невозможно поговорить с жертвой, попробуйте поговорить с хулиганом.

4) Если ситуация выходит из-под контроля, найдите способ поговорить с родителями или школьными учителями. Может быть, родители жертвы даже не знают о проблеме.

5) Не бойтесь показать свою позицию, если все боятся, то кто решит проблему?

Есть много исторических примеров, которые показывают нам большую роль свидетеля. Если бы все свидетели боялись защищать или поддерживать, сколько бы у нас было жертв издевательств?

Британские ученые доказали, что свидетели буллинга, которые находятся за пределами конфликта, очень часто начинают испытывать психические расстройства из-за понимания, что они могли остановить конфликт, но они ничего не сделали.

Анализ фильмов также показал, что свидетели, которые не остались в стороне от проблемы, помогли жертве уйти от процесса издевательств и сделали его более сильным человеком, даже спасли его жизнь.

Буллинг как форма издевательств сильно изменился за эти годы. Если раньше люди просто оскорбляли друг друга, ставили подножки ученикам и клали пуговицы на стулья для учителей, то теперь они избивают невинного ученика, стреляют в него, используют кибербуллинг, чтобы нанести ущерб его личности.

Различные способы анализа помогли нам исследовать явление буллинга с разных сторон. Анализ фильмов и опросы школьников дали более широкую картину понимания буллинга. Демонстрация буллинга в художественных картинах не искажена и очень близка к реальности. Это дает возможность узнать об издевательствах больше и понять, как действовать, если мы столкнёмся с той же ситуацией в реальной жизни.

Проведя опрос, мы поняли, что травля существует во всех странах мира. Каждый человек побывал в роли жертвы хотя бы один раз в жизни, будь то серьезное издевательство или невинная, но обидная шутка одноклассника. Опрос помог нам понять, что можно проанализировать поведение хулигана и даже найти общий язык с ним.

Открытие, которое мы сделали в ходе исследования, заключается в том, что наиболее важная роль в процессе буллинга отводится свидетелям; у них есть реальная возможность изменить ситуацию, потому что они косвенно вовлечены в процесс буллинга.

Буллинг – это процесс, который был, есть и всегда будет. Мы не можем остановить его, но только наши усилия могут сделать людей более добрыми и внимательными друг к другу. Можно снизить уровень издевательств и увеличить положительные последствия для жертвы буллинга, если, оказавшись в роли свидетеля вовремя среагировать на травлю.

7. Джей Эшер “13 причин почему” [Текст] / Jay Escher . – Москва: АСТ, 2018.

8. Джоан Роулинг “Гарри Поттер” [Текст] / Joanne Rowling. – Москва: Росмэн, 2005.-224 с.

9. Железников В. К. “Чучело” [Текст] / В.К. Железников. – Москва: Детская литература, 1988.-239 с.

Актуальность: Тема буллинга в современных российских школах является особенно актуальной. В различных источниках процент детей подвергающихся буллингу в школах варьируется от 20 до 50. Специалисты Института образования ВШЭ провели исследование среди 1,5 тысячи старшеклассников и пришли к выводу, что 27,5% учеников российских школ сталкиваются с травлей. Но не только школьники сталкиваются с этим явлением.
Также подвергаются буллингу и учителя в школах. Работники проектно-учебной лаборатории образовательной и молодежной журналистики ВШЭ провели онлайн-опрос, который показал, что 70% учителей становились жертвами травли со стороны учеников. 6% из числа опрошенных заявили, что сталкиваются с травлей регулярно.
В России в настоящее время данное явление приобретает новые характерные черты (например, кибер-буллинг) и масштабность. Вопрос предупреждения буллинга среди школьников изучается многими зарубежными учеными: Д. Ольвеусом, П. Смитом, К. Купером, К. Ригби и другими. В отечественной науке интерес к данной проблематике представлен в научных трудах В. С. Собкина, Д. Н. Соловьева.

Объект исследования: современная российская школа.

Предмет исследования: проявление буллинга в российских школах.

Цель проекта: выяснение причины возникновения травли в школах и разработать предложения пути решения этой проблемы.

Задачи проекта:

1. Изучить понятие буллинга, его историю.
2. Изучить причины проявление буллинга в современной
российской школе и его влияние на школьников.
3. Разработать пути решения проблемы.

В ходе работы над проектом были использованы следующие методы исследования:
теоретические: анализ научной и психологической литературы.
эмпирические: тестирование.

Практическая значимость: Практическая значимость проекта состоит в представлении анализа причин и определения возможностей проведения профилактических мер по проблеме проявления буллинга в современной российской школе.

Читайте также: