Бухгалтерский баланс план урока

Обновлено: 05.07.2024

Цель - углубление, расширение, систематизация и закрепление полученных знаний, активизация учебного процесса.

1) В ходе групповой работы с дидактическими материалами закрепить знания студентов по изученной теме

1) Формирование у студентов навыков коллективного творческого труда.

2) Развитие логического мышления, памяти, речи, воображения.

3) Формирование умений пользоваться источниками информации по бухгалтерскому учету.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Форма урока: комбинированный урок с использованием мультимедии

Педагогические технологии: Проблемное обучение; Информационно - коммуникационные технологии;

- программы Microsoft Word , Microsoft PowerPoint, 1С: Предприятие1) Привитие интереса к изучению бухгалтерского учета, активизация учебного процесса.

- карточка с заданием.

Преподаватель приветствует обучающихся, создает доброжелательную, рабочую атмосферу, проверяет готовность к работе.

Инструктаж по ТБ при работе на компьютере

Обучающиеся занимают рабочие места

1. Предприятие в процессе своей деятельности

отражает все хозяйственные операции в бухгалтерском учете.

Для правильного ведения бухгалтерского учета сумма имущества и источников образования этого имущества должны быть равны. Равновесие, буквально - весы - с фр. balance

2. - Как вы считаете, в каком документе мы можем получить эту информацию?

3. Итак, тема нашего урока

(на экран проецируется название темы)

4. Б.баланс могут составлять в начале года, в конце отчетного периода ? какую мы можем поставить задачу на урок? (виды бух.баланса)

Для того чтобы определить из чего состоит баланс необходимо рассмотреть?

Для того чтобы документы были понятны каждому, нужно выработать определенные требования. Какую мы можем выделить задачу? (требования к бух.баланса)

Знать виды - мало, надо представлять их, для этого что нужно? (заполнить бланки)

-Узнать виды баланса

- Узнать структуру баланса

- Научиться заполнять бланки бухгалтерского баланса

Отвечают на вопросы преподавателя и формулируют тему урока

Обучающиеся формулируют задачи урока

1. Презентация нового материала.

2. Первичная проверка понимания:

- В каком документе руководитель может найти информацию об имуществе и источниках образования? (баланс)

- Как акционер может узнать, какую прибыль получила фирма в конце месяца? (баланс)

3.Теперь мы должны с вами познакомиться с требованиями, которые предъявляются к бух. балансу.

Как вы считаете какие требования можно предъявить к заполнению бух. балансу. ? (Достоверность, точность, сопоставимость, аккуратность)

4. Сейчас познакомимся с заполнением бланков.

(раздача карточек с заданием, заполнение бланков, на бумажных носителях, в программе 1С: Предприятие)

Обучающиеся ведут записи в тетрадях

Обучающиеся дают ответы, обобщают и записывают

1. Самостоятельное заполнение бланков по группам.

2. Проверка бланков заполненных другой группой.

Работа по группам

Возврат к задачам урока, что удалось и вызвало затруднения, по мнению обучающихся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Используемые приемы и методы обучения способствуют повышению мотивации, в полной мере соответствуют требованиям современного урока. На уроке предусмотрены такие виды деятельности обучающихся, как практическая работа с бухгалтерским балансом, с терминами, схемами, таблицами, самостоятельная работа, групповая работа. Рациональное сочетание методов и приемов работы делает урок живым и нескучным, побуждая обучающихся к активному обучению.

В ходе урока студенты закрепляют опорные знания, развивают свои коммуникативные навыки, выполняют все виды деятельности на основе изученного. Все задания интересны, посильны и соответствуют поставленным целям.


Краевое государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

преподавателя дисциплин профессионального цикла

Рябковой Марии Константиновны

г. Добрянка, 2015ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Используемые приемы и методы обучения способствуют повышению мотивации, в полной мере соответствуют требованиям современного урока. На уроке предусмотрены такие виды деятельности обучающихся, как практическая работа с бухгалтерским балансом, с терминами, схемами, таблицами, самостоятельная работа, групповая работа. Рациональное сочетание методов и приемов работы делает урок живым и нескучным, побуждая обучающихся к активному обучению.

В ходе урока студенты закрепляют опорные знания, развивают свои коммуникативные навыки, выполняют все виды деятельности на основе изученного. Все задания интересны, посильны и соответствуют поставленным целям.

Учебное занятие построено в виде практического занятия, которое сочетает в себе различные элементы интерактивных и активных методов обучения, такие как: проблемный урок, комбинированный, деловая игра, и в виде групповой работы обучающихся, так как сочетание этих приемов наилучшим образом способствует развитию коммуникативных навыков обучающихся.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Дисциплина: Основы бухгалтерского учета

Тема: Бухгалтерский баланс

Воспитательные: воспитать чувство ответственности при выполнении практического задания приближенного к реальной ситуации.

Развивающие: развить внимательность и логическое мышление, развить память (запоминание счетов), грамотную профессиональную речь.

Авторы: Бахтина Татьяна Юрьевна, Исаева Ольга Васильевна
Должность: преподаватель спецдисциплин, преподаватель спецдисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ "Электростальский колледж"
Населённый пункт: городской округ Электросталь Московской области
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: План–конспект открытого интегрированного урока по междисциплинарным курсам ПМ.04 Составление и использование бухгалтерской отчетности:
Раздел: среднее профессиональное

План-конспект открытого интегрированного урока по

междисциплинарным курсам ПМ.04 Составление и использование

бухгалтерской отчетности:

МДК.04.01 Технология составления бухгалтерской отчетности

-преподаватель Исаева О.В.

МДК.04.02 Основы анализа бухгалтерской отчетности - преподаватель

УП.04- преподаватель Бахтина Т.Ю.

Тема: «Бухгалтерский баланс: назначение, структура и источник

Методическая:

- показать использование интегрированного обучения: актуальность

использования междисциплинарной интеграции, которая объединяет

знания разных научных дисциплин для формирования разноуровневой

профессиональной компетенции и стимулирует интеллектуальную и

Образовательная:

- бухгалтерскую отчетность как единую систему данных об имущественном

и финансовом положении организации;

- механизм отражения нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета

данных за отчетный период;

- порядок составления шахматной таблицы и оборотно-сальдовой ведомости;

- методы определения результатов хозяйственно-финансовой деятельности за

- состав и содержание форм бухгалтерской отчетности;

- бухгалтерский баланс как основную форму бухгалтерской отчетности;

- методы группировки и перенесения обобщенной учетной информации

из оборотно-сальдовой ведомости в формы бухгалтерской отчетности;

- сроки предоставления бухгалтерской отчетности;

выявления неправильного отражения хозяйственных операций;

- методы финансового анализа;

- виды и приемы финансового анализа;

- процедуры анализа бухгалтерского баланса;

- порядок общей оценки структуры имущества организации и источников его

- процедуры анализа ликвидности бухгалтерского баланса;

ф и н а н с о в ы х

ко э ф ф и ц и е н т о в

- критерии оценки несостоятельности (банкротства) организации;

- процедуры анализа финансовой устойчивости организации;

Развивающая:

- развивать умения отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского

учета имущественное и финансовое положение организации;

- определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период;

баланс в установленные законодательством сроки;

- устанавливать идентичность показателей бухгалтерских отчетов;

- развить умения сравнивать, обобщать, анализировать показатели

Воспитательная:

Воспитывать и формировать практический опыт:

- составления бухгалтерской отчетности и использования ее для анализа

финансового состояния организации;

- прививать профессиональный интерес к дисциплинам, а так же чувство

ответственности за конечный результат;

- воспитывать и развивать коммуникативную культуру;

- вовлекать в активную деятельность;

- воспитывать интерес к будущей профессии.

Задачи урока:

- разобрать понятие бухгалтерского баланса как одну из основных форм

- изучить структуру баланса;

- научиться составлять баланс;

- научиться анализировать показатели бухгалтерского баланса.

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: комбинированный

Форма урока: интегрированный

Методы и приемы обучения - репродуктивный, частично - поисковый,

словесные (вопросы, обсуждение), наглядные (показ электронной

презентации), самостоятельная работа.

Образовательные технологии: информационно-коммуникативная,

технология проблемного обучения, групповая.

Формы организации познавательной деятельности – фронтальная

Место проведения: учебная аудитория

Время проведения: 45 минут.

Средства обучения:

1. Учебная доска.

3. Электронная презентация .

5. Отчетность предприятия.

6. Раздаточный материал: схемы счетов.

Организационный этап

Цель: подготовить студентов к работе на уроке.

- сформировать общий настрой студентов на эффективную работу на

- проверить готовность кабинета и группы к работе.

- настрой студентов на работу, организация внимания.

2. Актуализация знаний (повторение пройденного материала)

Цель: установить правильность и осознанность полученных знаний

устранить пробелы в знаниях.

- установить правильность и различия терминов;

- определить типичные ошибки в терминологии в ходе опроса;

- способствовать повторению пройденного материала;

- произвести своевременную коррекцию в знаниях и умениях.

Методы: фронтальный опрос

Назовите, что является основными объектами бухгалтерского

метода бухгалтерского учета.

Какие два принципа положены в основу построения

Назовите балансовое уравнение.

Назовите элементы бухгалтерского баланса.

На основании каких показателей составляется бухгалтерский

Изучение нового учебного материала

элементами беседы и применением мультимедийного проектора).

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний

и способов действий, пройденных на данном занятии.

Цель: систематизировать знания, умения и навыки по пройденному

материалу на данном этапе.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Закрепление пройденного материала (рефлексия):

способствовать закреплению умений студентов в составлении

бухгалтерского баланса и анализе его показателей.

- закрепить умения и навыки студентов по заданной теме, необходимой

для дальнейшей профессиональной деятельности;

- научить применять полученные знания в жизненной ситуации;

- осуществить проверку освоения умений и способов действий.

Методы: практический, самопроверка.

4.1. Выполнение самостоятельной работы по составлению

структурированного бухгалтерского баланса и анализу его показателей с

использованием изученного материала по группам. (Приложения 1,2).

4.2. Анализ выполненной самостоятельной работы и оценка уровня усвоения

4.3. Анализ самостоятельной работы и формулирование вывода о

ликвидности бухгалтерского баланса, платежеспособности организации.

5. Подведение итогов урока, выводы.

В ходе анализа бухгалтерского баланса раскрывается информация о

ликвидности баланса, платежеспособности предприятия, определяется

наличие источников погашения обязательств. Сегодня мы закрепили

умения по составлению структурированного баланса, научились

анализировать платежеспособность организации с помощью относительных

показателей - коэффициентов ликвидности. На основе исчисленных

показателей ликвидности, представили полученную информацию в форме

аналитических таблиц, гистограмм для дальнейшей обработки и анализа

Более глубокое изучение и анализ разделов баланса позволяет

определять финансовое положение организации, ее финансовую

устойчивость и определять вероятность банкротства. Необходимо отметить,

что для грамотного и последовательного проведения анализа баланса

необходимо знание теоретических основ проведения анализа.

В ходе интегрированного урока вы получили практический опыт:

- составления бухгалтерской отчетности и использования ее для анализа

финансового состояния организации;

- анализа показателей ликвидности бухгалтерского баланса;

- документального оформления результатов анализа бухгалтерского баланса.

На уроке была продемонстрирована межпредметная взаимосвязь

дисциплины Основы бухгалтерского учета и изучаемых

междисциплинарных курсов, входящих в состав ПМ.04 Составление и

использование бухгалтерской отчетности.

Задание на дом.

1. Выполнить практические задания по составлению структурированного

баланса (см. приложения к плану урока)

2. Повторить теоретический материал о формировании групп активов

баланса по степени ликвидности и пассивов по срочности погашения

обязательств. (конспект лекций)

3. Закрепить теоретические знания по анализу относительных показателей

ликвидности бухгалтерского баланса (решение примеров. см. приложение к

Основная литература:

4.Денисов Н.Л. Бухгалтерский учет. Бухгалтерская финансовая отчетность.

Учебник. Финансы и статистика 2018г.

6.Левина Г.Г., Бочкарева И.И., Бухгалтерский финансовый учет Изд. Магистр,

Методическая разработка урока "Бухгалтерский баланс". Цели урока: - формирование понятия бухгалтерского баланса и типов изменений в нем под влиянием хозяйственных операций; - формирование умения составлять бухгалтерский баланс и отражать в нем изменения под влиянием хозяйственных операций посредством выполнения практических заданий; - развитие логического мышление; умения сравнивать, обобщать, анализировать; - развитие навыков самостоятельной работы, чувство личной ответственности за выполняемое дело, внимательность, аккуратность при составлении бухгалтерских документов. Задачи урока: - разобрать понятие бухгалтерского баланса; изучить структуру баланса; - научиться составлять баланс; освоить порядок определения типов изменения в бухгалтерском балансе под влиянием хозяйственных операций.

Оборудование: Раздаточный материал по теме “Баланс”, персональные компьютеры.

Мотивация

Каждый обучающийся МОУ “Лицей “Школа менеджеров” составляет бизнес-план, который является заключительным этапом в при изучении социально-экономических дисциплин. Открывая новое предприятие, каждый предприниматель должен рассчитать размер уставного капитала и сумму необходимых расходов и “свести” дебет с кредитом и составить вступительный баланс предприятия.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний учащихся.

Вопрос: Что такое бухгалтерская отчетность?

Ответ: Бухгалтерская отчетность – единая система информации о финансовом положении хозяйствующего субъекта за определенный период времени.

Все организации обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета первичных документов бухгалтерскую отчетность. Состав бухгалтерской отчетности бюджетных организаций определяется Министерством финансов Российской Федерации.

Формы бухгалтерской отчетности организаций, а также инструкции о порядке их заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.

Вопрос: Составляющие бухгалтерской отчетности?

  • бухгалтерского баланса;
  • отчета о прибылях и убытках и приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;
  • аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту;
  • пояснительной записки.

Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером/бухгалтером организации, их подписи заверяются печатью организации.

Вопрос: Что такое баланс и из каких разделов он состоит?

Ответ: Баланс - способ обобщения и группировки активов хозяйствующего субъекта и источников их образования на определенную дату в денежной оценке. Баланс состоит из 5 разделов. Два раздела в активе: внеоборотные и оборотные активы и три раздела в пассиве: капитал и резервы, долгосрочные обязательства и краткосрочные обязательства.

Вопрос: Какие основные виды баланса вы знаете?

Ответ: Вступительный баланс (начальный), текущие балансы, начальный и заключительный балансы, текущие (промежуточные) балансы, ликвидационный баланс

Для закрепления теоретического материала обучающиеся выполняют задание №1.

Задание 1. Найдите соответствие

1 Вступительный баланс (начальный) А это способ экономической группировки и обобщения имущества по составу и размещению и источников его формирования, выраженный в денежной оценке и составленный на определенную дату.
2 Актив баланса — это группировка экономических ресурсов по Б составляются за квартал, полугодие и девять месяцев по данным текущего учета.
3 Текущие (промежуточные) балансы В составляется для характеристики имущественного состояния предприятия на дату прекращения его деятельности как юридического лица.
4 Текущие балансы Г Собственные и привлеченные
5 Ликвидационный баланс Д Степени ликвидности
6 Баланс Е это отчетные документы о производственно-финансовой деятельности организации за год. Они составляются на основе проверенных бухгалтерских записей (выверка оборотов и остатков по счетам, проверка инвентаризацией средств и расчетов).
7 Начальный и заключительный балансы Ж составляются периодически в течение всего срока функционирования хозяйствующего субъекта в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Различают несколько их видов, исходя из времени составления балансов.
8 Пассивы хозяйства по источникам образования подразделяются на: З первый баланс, составляемый в начале деятельности хозяйствующего субъекта. В его активе отражается состав имущества предприятия, полученного при его организации, а в пассиве — источники его возникновения.

Задание 2. Составьте бухгалтерский баланс с использованием ПК. Ответ оформить в виде таблицы.

Таблица 1 – Баланс ООО “ ” на 01.05.200_г. (01.04.200_г.)

№ счета Актив/Наименование счета Сумма, руб. № счета Пассив / Наименование счета Сумма, руб.
Баланс Баланс

Остатки по счетам 01.05. 200_г. ООО “Восход”

№ п/п Наименование счета Сумма, руб.
1 Основные средства 1 250 000
2 Материалы 24 100
3 Уставный капитал 1 322 031
4 Топливо 5 000
5 Нераспределенная прибыль 14 000
6 Незавершенное производство 27 896
7 Краткосрочные ссуды банка 5000
8 Готовая продукция 15 000
9 Расчеты с поставщиками 16 200
10 Касса 1200
11 Расчетный счет 45 000
12 Расчеты с рабочими и служащими по оплате труда 7 900
13 Расчеты с подотчетными лицами 35
14 Расчеты по социальному страхованию и обеспечению 3100

Остатки по счетам на 01.04. 200_г. ООО “Рассвет”

№ п/п Наименование счета Сумма, руб.
1 Основные средства 538 000
2 Уставный капитал 621 320
3 Нераспределенная прибыль 23 000
4 Материалы 75 100
5 Краткосрочные ссуды 6 000
6 Топливо 12 000
7 Незавершенное производство 16 890
8 Расчеты с поставщиками 15 600
9 Касса 80
10 Расчеты с бюджетом по налогам и сборам 780
11 Расчетный счет 51 050
12 Расчеты с рабочими и служащими по оплате труда 20 200
13 Расчеты с подотчетными лицами 100
14 Расчеты с разными дебиторами 150
15 Расчеты по социальному страхованию и обеспечению 6 470

Решение

Таблица 1 – Баланс ООО “Восход” на 01.05.200_г

№ счета Актив/Наименование счета Сумма, руб. № счета Пассив / Наименование счета Сумма, руб.
01 Основные средства 1 250 000 80 Уставный капитал 1 322 031
10 Материалы 24 100 84 Нераспределенная прибыль 14 000
10/1 Топливо 5 000 66 Краткосрочные ссуды банка 5000
20 Основное производство 27 896 60 Расчеты с поставщиками 16 200
43 Готовая продукция 15 000 70 Расчеты с рабочими и служащими по оплате труда 7 900
50 Касса 1200 69/1 Расчеты по социальному страхованию и обеспечению 3100
51 Расчетный счет 45 000
71 Расчеты с подотчетными лицами 35
Баланс 1 368 231 Баланс 1 368 231

Таблица 1 – Баланс ООО “Рассвет” на 01.04.200_г

№ счета Актив/Наименование счета Сумма, руб. № счета Пассив / Наименование счета Сумма, руб.
01 Основные средства 538 000 80 Уставный капитал 621 320
10 Материалы 75 100 94 Нераспределенная прибыль 23 000
10/1 Топливо 12 000 66 Краткосрочные ссуды 6 000
20 Основное производство 16 890 60 Расчеты с поставщиками 15 600
50 Касса 80 68 Расчеты с бюджетом по налогам и сборам 780
51 Расчетный счет 51 050 70 Расчеты с рабочими и служащими по оплате труда 20 200
76 Расчеты с разными дебиторами 150 69 Расчеты по социальному страхованию и обеспечению 6 470
71 Расчеты с подотчетными лицами 100
Баланс 693 370 Баланс 693 370

Задание 3. Найдите и исправьте ошибки в составленном баланс на 01.03. 200_г.

Таблица 2 - Баланс ООО "Солнышко" на 01.03. 200_г.

№ счета Актив/Наименование счета Сумма, руб. № счета Пассив/Наименование счета Сумма, руб.
51 Расчетный счет 178 900 80 Уставный капитал 700 000
50 Касса 5 200 99 Прибыли и убытки 17 000
04 Нематериальные активы 10 000 71 Расчеты с персоналом по заработной плате 1 600
60 Расчеты с поставщиками и подрядчиками 3 000
01 Основные средства 420 000 43 Готовая продукция 15 000
20 Основное производство 30 300 10 Материалы 59 000
Баланс 647 400 Баланс 792 600

Решение

Таблица 2 - Баланс ООО "Солнышко" на 01.03. 200_г.

№ счета Актив/Наименование счета Сумма, руб. № счета Пассив/Наименование счета Сумма, руб.
51 Расчетный счет 178 900 80 Уставный капитал 700 000
50 Касса 5 200 99 Прибыли и убытки 17 000
04 Нематериальные активы 10 000 60 Расчеты с поставщиками и подрядчиками 3 000
01 Основные средства 420 000
20 Основное производство 30 300
71 (Расчеты с персоналом по заработной плате) Расчеты с подотчетными лицами 1 600
43 Готовая продукция 15 000
10 Материалы 59 000
БАЛАНС 720 000 БАЛАНС 720 000

III. Подведение итогов урока:

Итак, сегодня мы с вами:

повторили основные теоретические понятия по теме “Баланс” и “Организация документационного обеспечения в бухгалтерии”;

обобщили знания, полученные на уроках информационных технологий (работа с электронной таблицей Excel), уроках машинописи (“слепой” 10-пальцевый метод), уроках делопроизводства (правила организации ДОУ в бухгалтерии) и на уроках бухгалтерского учета (составление баланса предприятия);

научились составлять упрощенного бухгалтерского баланса с использованием ПК;

IV. Домашнее задание:

Рассчитать размер уставного капитала и необходимых затрат для открытия предприятия, и составить вступительный баланс собственного предприятия используя таблицу 3.

Читайте также: