Буддизм план урока 9 класс

Обновлено: 03.07.2024

План урока по теме буддизм для 9 класса. Цели урока:способствовать пониманию предпосылок возникновения мировой религии - буддизма;
способствовать пониманию сущности буддизма и месте его в мировой культуре;На уроке учитель раскрывает тему буддизм. Ученики творческий работают с учебником и заданиями. Вопрос-ответ и получение ответа на тему.

Оценить 899 0

Учитель истории: Аралов С.Б.

9 класс основы религоведения

Тема:Буддизм.

 способствовать пониманию предпосылок возникновения

мировой религии - буддизма;

способствовать пониманию сущности буддизма и месте его в мировой культуре;

показать особенности современного буддизма и его отличия в различных странах, а также положение буддизма в Казахстане.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма организации: Групповая, фронтальная

Средства обучения: подборка презентаций, подборка фрагментов текстов легенд и мифов, иллюстраций, подбор слайдов с картинами, лекция.

Исторические условия возникновения буддизма.

Положение буддизма в современном мире.

Портретная характеристика основателя буддизма.

Основные идеи буддизма, его представления о картине мира.

Основные направления и течения буддизма.

Буддизм в Казахстане.

1.Организационный момент: Учитель сообщает тему и цель урока,

настраивает учащихся на то, что это будет необычный урок, на котором ребята, получившие опережающее задание будут сами дополнять тему: защищать презентации, инсценировать отрывки из легенд и мифов о Будде.

2.Изучение нового материала.

2.1. Учитель приступает к раскрытию 2 первых вопросов темы: Исторические условия возникновения буддизма и положение буддизма в современном мире, используя презентацию.( лекционный материал и презентации прилагаются.)

2.3. Третья творческая группа освещает вопрос Основные идеи буддизма, его представления о картине мира. – (в форме презентации).

Учащиеся работают с текстом. (Читают самостоятельно)

Осмысление текста осуществляет учитель с помощью вопросов.

Вопросы к тексту:
— Как выглядел новорожденный слоненок?
— Кто воплотился в облике белого слона?
— Как слон помог человеку?
— Как отблагодарил человек слона?
— Почему нигде не упоминается имя этого человека?
— Какая судьба его постигла?

2.4. Продолжая работать с презентацией, учитель освещает вопросы:

3. Закрепление темы:

Для закрепления темы учитель использует следующие вопросы:

1.Когда возник буддизм?

2.Кто считается основателем буддизма?

3.В каких странах буддизм принят как государственная религия?

4.Сколько примерно последователей буддизма насчитывается в мире?

5.Назовите предпосылки возникновения буддизма.

6.Какие мировоззренческие системы существовали в Индии до буддизма?

7.В каком районе Индии возник буддизм?

8.Какие чудеса произошли при рождении Будды?

9.Как называется учение Будды?

10.Как называется первая проповедь Будды?

11.Под каким деревом Будда и познал суть своего учения, и умер?

12.Сколько лет прожил Будда?

13.Как называется главный источник буддизма?

14.Как называется городок- библиотека, хранилище буддистского канона?

15.В чем суть учения о четырех благородных истинах?

16.Что такое благой восьмеричный путь, предложенный Буддой?

17.Назовите основные направления буддизма.

18.В каком веке буддизм пришел в Казахстан?

19.Объясните слова: ахимса, дигамбары, брахманизм, джайнизм, нирвана, сансара, аничча, дхарма, бхикшу, аскеза, бодхи, благородные истины буддизма, восьмеричный путь, Кутодо, Типитака, Бенаресская проповедь, перевоплощение, майя, спасение.

По всему уроку учитель подводит итог:

Буддизм- это система религиозных, этических, социальных взглядов, возникших в результате определенных предпосылок в Индии примерно в У1 веке до н.э. и распространившаяся по всему миру, превратившись в мировую религию, которую сегодня исповедывают примерно 700 миллионов человек, надеющихся на спасение своей души.

Буддизм в Казахстане.

На территорию Казахстана буддизм пришел в У-У1 вв. Уже во времена существования Тюркского каганата была попытка сделать его государственной религией. Были построены храмы, имелись сторонники, особенно их уйгуров, в дальнейшем буддизм распространялся калмыками.

обобщать материал, создавать для учащихся комфортное творческое пространство, неформальную среду общения и возможности самореализации на уроке.

Личностные: организовать совместную деятельность обучающихся с целью формирования уважительного отношения к религиям и их представителям.

1. Эмоциональный настрой на урок.

Из глубокого колодца

Солнце медленно встаёт.

Свет его на нас прольётся,

Луч его нам улыбнётся,

Новый день оно начнёт.

С наступлением нового дня! Пусть он будет таким же радостным,

солнечным, как улыбки. Улыбнитесь друг другу.

2 . Работа по теме урока.

1) Актуализация знаний

На предыдущих уроках мы говорили о духовных традициях, которые присущи каждому народу. Все они основаны на вечных ценностях: это добро, честь, справедливость, милосердие. Важнейшей частью духовных традиций является религия. Как вы понимаете это слово? Дайте ему определение.

(- Религия – это вера в Бога или богов, в духов и ангелов.

- Религия – это поведение людей, связанное с их верой в Бога.

- Религия – это вера в Бога и обряды, ритуалы, связанные с этой

На какие виды делятся религии? Слайд 2

(На мировые и национальные)

Дайте определение понятию мировая религия.

(Это религия, верующие которой живут в разных странах и

принадлежат к разным народам)

Что означает национальная религия? Слайд 3

(Верующие этой религии принадлежат к одному народу и живут в

(Иудаизм – это религия одного народа – евреев)

С какими мировыми религиями мы познакомились на уроках

Распределите слова на группы по религиям.

Рождество, пророк Мухаммед, Библия, синагога, коран, Иисус Христос, мечеть, Аллах, церковь, Моисей.

Самопроверка Слайд 5

Мы познакомились со священными сооружениями разных религий . Слайд 6,7

Все они по-своему красивы, многие из них теперь уже являются не только памятниками религии, но и памятниками культуры.

Прослушайте стихотворение и назовите священное сооружение, о

котором идёт речь.

На Красной площади стоишь ты до сих пор

Вещая миру о могучей нашей силе

В честь военных побед, возведённый собор,

Красивейший из храмов России!

От имени Христа на колокольный звон

Благословил тебя митрополии Макарий,

Зодчим Барме и Постнику низкий поклон,

И царю за шедевр государев!

(храм Василя Блаженного на Красной площади в Москве) Слайд 8

- А какой храм в Санкт-Петербурге похож на храм Василия Блаженного? (Спас на крови). Слайд 9

К стене я руку приложу

И тихо-тихо попрошу

Я попрошу для всех родных

Здоровья, радости и счастья,

Пусть мудрость их волос седых

Поможет нам в часы ненастья.

А для детей я попрошу

Всегда безоблачного неба

Чтоб страх не знали и нужду,

Чтоб оставались чище снега.

Для женщин мира попрошу

И в доме и на всей планете,

Чтоб отвели рукой беду,

Чтоб солнце встало на рассвете.

И для мужчин я попрошу

Побольше мудрости в решеньях,

Чтоб сохранили красоту

В животных, в людях и в растениях.

(Стена Плача – еврейская святыня, сохранившаяся небольшая часть стены древнего храма царя Соломона За́падная Стена́ , Стена́ Пла́ча или А-Ко́тель ( ивр. ‏הַכֹּתֶל הַמַעֲרָבִי‏‎‎‎ , hа-Котель hа-Маарави , Ашкеназское произношение: Косель ) — часть (длиной 485 м) древней стены вокруг западного склона Храмовой Горы в Старом Городе Иерусалима , уцелевшая после разрушения Второго Храма римлянами в 70 году н. э. Величайшая святыня иудаизма вне самой Храмовой Горы. ) ) Слайд 11.

Скажите, можем ли мы в одном городе, в одном селе, увидеть

памятники различных мировых религий?

Почему так бывает?

(Потому что в нашей стране живёт много разных народов и у

каждого из них своя религия, свои обычаи)

Вы правы, ребята. В стране, где мирно соседствуют разные религии, их храмы не мешают друг другу. К примеру, в нашем городе проживают представители всех мировых религий.

Но все мы уважительно относимся к религиозным

традициям друг друга, потому что мы одна дружная семья народов

21 век можно назвать веком встречи разных народов и культур.

Встречаясь, разные культуры, обогащают друг друга. Другая культура может быть похожа на нашу культуру или сильно отличаться от неё. Но эти отличия интересны и ценны: благодаря им мы узнаём что-то новое о других народах, других духовных традициях. Многообразие культур делает мир ярким и интересным.

а) Рассказ об Индии

- Сегодня, ребята, я хочу вас познакомить с одной из древнейших

религий мира, и для этого мы совершим путешествие в удивительную страну с чарующим названием – Индия. Ребята, а вы слышали что-нибудь об Индии? Слайд 12.

Индия – это страна, которая расположена в Южной Азии и

соседствует с такими странами как Пакистан, Китай, Непал.

Индия – огромная страна. На северо-востоке Индии расположены

величайшие в мире горы – Гималаи, вершины которых сплошь покрыты льдами и снегами. Слайд 13 .Эти горы защищают Индию от холодных ветров, поэтому здесь всегда тепло, даже зимой. Древние индийцы верили, что на вершинах этих гор живут боги. Слайд 14. Растительный мир Индии поражает разнообразием и тропической пышностью. В вечнозелёных лесах слайд 15 круглый год распускаются яркие душистые цветы. С восхода до заката слышится гомон птиц слайд 16 . Удивительный народ живёт в этой стране. Индийцы первыми научились выращивать рис, хлопчатник и сахарный тростник, подарили миру шахматы и цифры.

Здесь 25 веков назад родилась самая древняя религия на земле –

буддизм, сегодня на уроке мы познакомимся с этой религией, её

основателем и его учением. Запишите дату и тему нашего урока,

Эту религию исповедуют в Китае, Тибете, Корее, Японии. Слайд.18

- На территории России как основная религия представлена в

Бурятии, Туве и Калмыкии.

Эта религия основана на учении Будды, как воплощение наивысшего духовного развития.

Я предлагаю вам посмотреть фильм о жизни этого удивительного

4) Проверка первичного восприятия. Беседа.

Какое предсказание сделали мудрецы при толковании сна царицы?

Расскажите о жизни Сиддхартхи во дворце. От чего пытался

предостеречь Сиддхартху отец?

О чём задумался принц после этих встреч?

На какой поступок решился царевич и почему?

Какой путь выбрал Сиддхартха?

Что он означает?

Расскажите, как Сиддхартха стал Буддой? Слайд 18., 19

Будда сформулировал четыре благородные истины. Слайд 20

Первая истина - в жизни существуют страдания.

Вторая истина – причина страданий заключается в желаниях.

Третья истина – страдания можно избежать путём отказа от желаний и страстей.

Четвёртая истина – существует путь, который ведёт к избавлению от страданий.

Понятие добра и зла в буддизме Слайд 21.

Священные книги слайд 22.

Храмы Слайд 23-26

Праздники слайд 27-28

Ребята, давайте определим значение слова страдание.

Подберите слова синонимы, которые имеют такое значение.

(Мучение, испытание, терзание, боль, пытка, переживание)

Заглянем в книгу мудрости толковый словарь С.И.Ожегова и

посмотрим определение этого слова.

Страдание – физическая, нравственная боль

Ребята, а знакомо ли вам чувство страдания? В каких случаях вы его испытывали?

(Когда получишь два по предмету, то очень страдаешь из-за того,

что стыдно перед классом и родителями.

Если поссоришься с близким другом, то очень страдаешь из –за

этого. Хочется поскорее помириться, чтобы не быть одиноким.

Когда умирают близкие люди: бабушка, дедушка, тоже

испытываешь сильные страдания.

Страдания можно испытывать, когда умирает любимый питомец:

кошечка, собачка. Очень жалко становится их терять, потому что

сильно привязываешься к ним)

Как вы думаете, ваши поступки могут стать причиной страдания

(Я думаю, что жестокое отношение к животным, к людям может

стать причиной их страдания. Очень страшно, что люди часто

равнодушно смотрят на эти страдания)

Способны ли вы испытывать сострадание к другу? А к человеку,

который тебе неприятен или который тебя обидел?

Послушайте, как Будда учил поступать в таких случаях.

Один из учеников спросил Будду:

-Если меня кто-нибудь ударит, что я должен делать?

-Если на тебя с дерева упадёт сухая ветка и ударит тебя, что ты

-Ничего. Это же простая случайность, простое совпадение, что я оказался под деревом, когда с него упала ветка.

-Так делай тоже самое. Кто-то был безумен, был в гневе и ударил

тебя. Это всё равно, что на тебя с дерева упала ветка. Пусть это не

тревожит тебя, просто иди своим путём, будто ничего не случилось.

Готовы ли вы последовать его совету?

Нужно постоянно работать над собой, внутренне совершенствоваться и только тогда человек может стать лучше.

Прочтите слова сказанные Буддой ученикам перед смертью. Слайд 29

Чему учит нас религия Буддизма?

(Быть добрее, милосердию, заботиться о тех, кто нуждается,

взаимопомощи, не нарушать заповеди, любить всё живое)

Тест слайд 30-37

В конце я хотела бы прочитать одну восточную притчу:

Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в

котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить…

И он пошёл на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых

Ребята, как вы думаете, что сказал мудрец?

…Всё в твоих руках.

Прав был мудрец – всё в наших руках. Человек может всегда сделать выбор. Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми – смелыми, добрыми, трудолюбивыми. А для этого вы должны идти только дорогою добра, любви и милосердия.

3. Рефлексия. Итог урока. Домашнее задание. Слайд 38

Я всех благодарю за тёплый доверительный разговор, за добрые,

умные мысли и предлагаю подвести итог нашей беседе закончив

На память о нашем уроке я хотела бы подарить вам изображение лотоса, цветок, который считается символом Будды, на обратной стороне советы Будды. Следуйте им и вы увидите как мир вокруг вас изменится в лучшую сторону.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли - всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1. Ученику дается г.


Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого.


Конспект урока "Буддизм - философия и образ жизни" 7 класс

Урок "Буддизм - философия и образ жизни" составлен для обучающихся 7 класса в разделе "Художественная культура Древнего мира", знакомит детей с философией древней мировой религии, содержит разнообразн.

Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку.

Поурочное планирование 9 класс. Тема: Буддизм.

В данном материале представлено разработка поурочного планирования по предмету: Светскость и основы религиоведения для 9 класса. В котором будет идти речь об истории возникновения и распространения Буддизма. Где к концу урока учащиеся будут знать: что означает "нирвана", кто является основателем буддизма, каковы отличие буддизма от других религий, сколько имеет направлении буддизм и в чем их сутьПоурочный план по Религиоведению. Тема: Буддизм 9 класс

Светскость и основы религиоведения 9А кл. дата:_______

9Б кл. дата:_______

Тема: Буддизм

Цель урока: В ходу урока ознакомить учащихся с одной из древних мировых религий мира - Буддизм.

· сформировать представление у учащихся об одной из мировых религий – буддизме

· развивать навыки работы с учебным материалом, выделять главную мысль, анализировать, сравнивать, делать вывод

· воспитывать уважительное отношение к религиозным ценностям и культурным достижениям других народов

Тип урока: комбинированный

Метод урока: словесный, частично-поисковый

Оборудование: учебник, доска, наглядность (изображения буддизма)

Ожидаемый результат: к концу урока будут знать: что означает "нирвана", кто является основателем буддизма, каковы отличие буддизма от других религий, сколько имеет направлении буддизм и в чем их суть

Психологический настрой учащихся на предстоящий урок

Какую тему мы проходили на прошлом уроке?

Готовятся к уроку,

Называют тему прошлого урока:

"История возникновения иудаизма"

Для изучения нового материала давайте ответим на пару вопросов с прошлого урока:

Иудаизм является основной религией какого государства /Израиль/

Как по другому называют народ Израиля /евреи/

Какова была их судьба в годы второй мировой войны

Символ еврейской веры является /звезда Давида/

Синагога это /культовое сооружения/

Место культового религиозного поклонения /стена плача/

Отвечают на вопросы

Какие мировые религии вам известны /Буддизм, Христианство, Илам/

Как вы думаете почему они расположены именно так

/по старшинству появления/

Буддизм старше христианства на 5 веков, ислам моложе на 12 в.

Буддизм - самая старшая из трех мировых религий, возник в У1 веке до н.э.

НИРВАНА – состояние освобождения от страданий, свойственных сансаре.

Проникновение буддизма в Центральную Азию из Индии через территорию Пакистана и Афганистана началось с середины 1 в. до н.э. Буддизм был широко известен в Парфянском царстве, государствах Кангюй, Бактрия, Согдиана.

Будда- просветленный, основатель- Сиддхартха Гаутама. 35 лет стал буддой. 544 г. До н.э. в возрасте 80 лет умер.

Ранний - юг Индии, хинаяна (малая колесница).

Поздний - 1 в. До н.э. с/з махаяна (великая колесница)

В махаяне два направления- ламаизм, дзэн-буддизм.

Ламаизм -поклоняются Ламе, учитель как самому Будде.

Потом появилось другое учение тхеравада - учение старейшин. Распространение по всему миру поэтому Буддизм стал одной из мировых религий.

Отвечают на вопросы

Записывают основные моменты

Какая тема была нашего урока? Что вы узнали о данной религии? Все ли было понятно на уроке? Есть вопросы?

Внимательно слушают отвечают на вопросы делятся мнением

Для закрепления ответим на вопросы:

Кто является основателем Буддизма?

Что означает слово Нирвана?

На какие действия монахи налагали запрет, так как они считались греховными?

Сколько направлений имеется в буддизме?

Будда считал что причиной жизненных страданий является печаль. Согласны ли в с этим мнением?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок раскрывает тему: "буддизм". Способствует развитию у учащихся широкого понятия о религии буддизм, его путях появления и т.д.

Северо-Казахстанская область

Айыртауский район

Сырымбетская средняя школа

Тема урока по религиоведению:

Подготовила: Ергалиева Зайра Капезовна

учитель истории и географии

Тема: Буддизм.

- Объяснить учащимся о возникновении и вероучении буддизма, охарактеризовать жизнь Будды, углубить знания об основных направлениях учения буддизма, рассмотреть течения Хинаяна и Махаяна.

- Развивать речь, умение анализировать факты, работать с дополнительной литературой.

- Воспитывать толерантность, уважение к истории других народов, гуманных отношений на уроках.

Тип урока: комбинированный.

Методы: интерактивные.

I.Организационный момент.

II.Опрос домашнего задания:

1. Какие священные книги почитают иудеи?

Что вы знаете о вероучении и культовой практики иудаизма?

Назовите основные историчесике вехи становления иудаизма?

Назовите священные тексты буддизма?

На какие течения разделился буддизм в ходе своего исторического развития?

III.Объяснение нового материала.

1. Основатель буддизма.

2. Особенности учения буддизма.

4. Буддизм в Казахстане.

Основные направления буддизма.

5. Основные течения буддизма.

6. Причина разделения буддизма на две части.

7. Памятники, свидетельствовавшие о распространении буддизма на территории Казахстана.

Учитель начинает урок с вопроса:

Кто был основателем буддизма?

Буддизм – древнейшая мировая религия. Возник Буддизм в VI в. до н.э. в Индии. Основоположником является Сиддхартха Гаутама. К настоящему времени широкое распространение в Южной, Юго-Восточной, Восточной и Центральной Азии.

Затем учитель дает задание: составить кластера о личности Гаутама.


(запись в тетрадь)

родился в 567 году в семье вождя племени в


Южном Непале

отец - правитель умер в возрасте 80 лет

Рисунок № 25. Гаутама

Буддизм признает сансару (перерождение душ)

дхарму (праведный путь)

Задание: заполнить таблицу и дать пояснения об учении Будды.



Жизнь- это страдание

Причина страданий - желания и жажда жизни

Избавление от страданий возможно

Есть путь, ведущий к избавлению от страданий

Все , что происходит в мире, несет страдания, считал Будда. Болезни, разочарования, лишения и даже радостные события – всего лишь иллюзия в бренной жизни

Источник страданий Будда видел в устремлениях человека, его зависимости от привязанностей и желаний

Будда признавал возможность прекращения жизненных тягот

Проблемное задание:

- Как распространился буддизм на территории Казахстана?

- Какие памятники свидетельствуют об этом?

(учащиеся работают вместе с учителем по учебнику.)

Буддизм проник на территорию Центральной Азии из Индии, через территории Пакистана и Афганистана с сер.I в. до н.э. Распространением учения особенно с II-III вв.н.э., занимались миссионеры, среди которых занимались согдийцы. Наследием той эпохи являются многочисленные памятники древнего Шелкового пути (территория Казахстана, Узбекистана, Туркменистана и Кыргызстана).

Волна распространения буддизма в Казахстане связана с переселением и нападениями джунгаров в ХVI-ХVIII вв. Монастыри эпохи Джунгарского ханства обнаружены в Семиречье, в районе озера Балхаш и степных районах Центрального Казахстана. Уникальными археологическими памятниками являются изображения нескольких будд и буддийские тексты на скалах в урочище Тамгалы-Тас в окрестностях Алматы.

Памятники буддийской культуры

- Буддийский монастырь Аджина-тепе

III вв.в Термезе

Долина Санзара в Согде

- Храмы Ак- Бешима и Красной речки

- Статуэтки и стелы с изображениями буддийских персонажей и сцен

- Подземный буддийский монастырь

- Остатки буддийских храмов

- Наскальные изображения и надписи

В Семиречье (Жетысу)

Семиречье и Южный Казахстан, Жамбылская область (Тектурмас и Баласагун)

На горе Улытау близ Жезказгана.

Основные направления буддизма.

Учитель беседует с учащимися:

(работа по учебнику)

- Назовите священные тексты из учения буддизма?



Рисунок № 27. Сидхартха Гаутама

Отправлением ритуалов занимались монахи, читавшие канонические буддийские тексты. Монахи активно занимались проповеднической деятельностью, нес людям учение Будды.

Со временем в буддизме сложилось два основных течения – хинаяна (тхеравада) и махаяна.

Далее учитель задает следующий вопрос:

Назовите причины разделения буддизма на части?

Течения в буддизме

Хинаяна Махаяна

По историческим сведениям, после смерти Будды, спустя столетия, на собрании монахов были составлены неизменные основы, принципы и правила религии. Между последователями Будды по этим проблемам возникли разногласия, что привело к появлению двух направлений в буддизме. Хинаяна была за нерушимость религиозного учения и традиций. Махаяна поддерживала мнение внесения дополнений и необходимости дать обширное и свободное понимание буддизма.

Распространение двух направлений в странах:


Хинаяна Махаяна



Шри-Ланка, Таиланд, Бирма, Камбоджа, Китай, Япония, Корея, Непал,

Лаос. В Индии, Бангладеш, Вьетнаме, Бутан, Монголия, Тибет, Бурятия

Малайзии и Непале ее влияние было (как ламаизм).

Работа в малых группах

Задание № 1. Объединитесь по 2 человека и расскажите друг другу о течениях – Хинаяна и Махаяна. Для выполнения следующего задания учащиеся объединяются в более многочисленные группы.

Задание № 2 (каждой группе отдельное).

3-я группа – работает по памятникам, которые свидетельствовали о распространении буддизма на территории Казахстана.

4-я группа - анализируют работу групп и делают выводы.

Выступления учащихся, подведение итога урока, применение критерий оценок.

В закреплении урока учитель зачитывает слова великого Будды, а учащиеся дают краткую характеристику к словам Будды.

«Никогда в этом мире ненависть не прекращается ненавистью,

Подведение итога урока, комментирует критерии оценок.

Читайте также: