Боэций каким образом троица есть единый бог а не три божества кратко

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Вопрос формирования религии и религиозных взглядов начал набирать свою популярность во времена Средневековья. Происходило это потому, что одними из самых образованных людей были монахи. Монахи так же изучали философию, что заставило их задумываться о том, что же лежит в основе веры человека в бога.

Одним из людей, который задавался подобными вопросами, был римский монах Боэций. Он посвятил своей трактат теме троицы, и объяснил, почему это единый бог, а не несколько.

Но прежде чем перейти к анализу произведения, я хочу выяснить происхождение троицы. Хочу сразу отметить, что в Библии троица не упоминается. Изначально, с появлением Христианства как веры люди верили в Иисуса. Однако с развитием богословия, некоторые начали замечать, что в библии существует упоминание святого духа. Люди стали задаваться вопросом о том, как обычный человек может быть богом и что такое дух? Одним из первых свой ответ на этот вопрос попытался дать Иустин Философ-Мученик. По Иустину троица – это бог-отец, который обладает всемогущей силой, бог-сын – это действие бога-отца, а дух – это является силой бога-отца.

Однако концепция Иустина не используется в наше время. Наиболее близкое для наших дней и принятых догматов толкование троицы дал Тертуллиан. Он говорит, что бог-отец и бог-сын имеют одинаковую сущность, а дух – это то, что исходит из отца через сына. Формулировка данная Тертуллином, была близкой к той, что приняли на первом Вселенском соборе.

Однако, окончательно догмат троицы был принят на втором Вселенском соборе. Окончательная форма троицы заключается в том, что бог имеет три лица – отец, сын, дух. Каждое их перечисленных является не единым божеством, а одним богом.

И так, предлагаю перейти к содержанию текста Боэция и его анализу. Произведение начинается с того, что автор говорит, что, не смотря на то, что христианство как вера распространилась по всему свету и все люди верят в троицу. Следовательно, люди исповедую троицу, но троица это не три божества, а один бог. Основанием их единства Боэций считает то, что у них нет различий. Разница отсутствует в силу того, что ни отец, ни сын, ни святой дух не возвышается в крестьянской вере над другим, то есть они равнозначны между собой.

Далее Боэций пишет о том, что умозрительное делится на три части: естественное, математическое и теологическое. Естественное он представляет как движение тел, неотделимых от материи. Математическое исследует те же самые тела, но без материи, поэтому оно не исследует движение тел. Теологическое также исследует тела без движения, поскольку божественное лишено материи и движения. Так же Боэций повествует о том, что естественное мы рассматриваем посредством рассудка, математическое с помощью науки, а теологическое с помощью интеллекта.

Эти слова легко объяснит, что какие-то естественные аспекты своей жизни человек рассматривает, используя рассудок, пропуская через него все свои мысли и переживания. Через науку человек узнает какие-то точные, научные аспекты своей жизни. Так, через философию узнает как устроен человеческий мир, через мировоззрение и тд.

Так же отсутствие различий Боэций трактует через то, что бог не отличается от бога, а, следовательно, бог везде един, так как там, где нет разницы, нет и множества. Он говорит, что обращаясь к отцу, сыну и святому духу, мы порождаем некоторое число, а поскольку мы обращаемся к одному богу, то мы порождаем только одну единицу, но называем ее разными именами.

В том, что Боэций делит все в мире на три части: естественное, математическое и божественное, я вижу скрытую метафору на троицу. Как нам уже известно, бог-отец и бог-сын это одно и тоже, а дух их связывает. Подобную связь я вижу и между естественным, математическим и теологическим. Получается, что математическое и теологическое это одно и тоже, а естественное их связывает. Далее повествуется о том, что бог ничем не отличается от бога, в силу того, что это одна субстанция. Это происходит в силу того, что божественная субстанция это форма без материи.

Боэций так же пишет о том, что сын, отец и дух это три категории субстанции, но при детальном рассмотрении весь окружающий мир можно поделить на десять категорий: субстанция, качество, количество, отношение, место, время , обладание, положение, действие, страдание. Однако, если эти категории снова применить к богу, то они снова вернуться в три категории, которыми являются отец, сын и святой дух.

В своем произведении Боэций рассматривает единство троицы через различные призмы и в конечном итоге приходит к тому, что троица это олицетворение одного бога. Мне очень импонирует, что посредством обращения к разным метафорам и скрытым смыслам, автор, так или иначе, приходит к тому, что троица это один бог.

Так же при написании эссе я нашла еще одно подтверждение единству троицы. На первом Вселенском соборе святитель Спиридон Тримифунтский приводит пример единства троицы на кирпиче. Вода, глина и огонь, это то из чего состоит кирпич. То есть воду и глину мы можем рассмотреть как бога-сына и бога-отца, а огонь эта сила, которая их связывает.

Произведение не произвело на меня впечатления. Но данное произведение можно рассматривать его как фрагмент развития богословия и взглядов людей на то, что называют троицей.

Завершая все вышесказанное, хочу сказать, что Боэций дал троице представление чего-то вечного, незаменимого отношение бога самого к себе. Думаю, что если человек задался вопросом, почему троица это один бог, а не три божества, то он смело может обращаться к этой книге.

Библиографическое описание:
Бородай Т.Ю. БОЭЦИЙ // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 213-219.

БОЭЦИЙ (Boethius), Аниций Манлий Торкват Северин (ок. 480, Рим – ок. 525, Павия), римский философ, государственный деятель, богослов. Как философ видел свою задачу в том, чтобы латинизировать и гармонизиро­вать греческую философию: Платона, Аристотеля и неоплатоников, укрепив тем самым римскую культуру и государственность перед лицом варварского завоевания. Как богослов стремился латинизировать никейское и халкидон­ское богословие, перенеся на латинскую почву тонкие различения греческих понятий в учениях о Троице и об ипостаси и природах Христа. Для латин­ского Средневековья Боэций – один из главных наставников в античной филосо­фии и логике, а также в специальных науках (арифметике, геометрии, музы­ке, астрономии, риторике); один из создателей схоластического метода.

[лат. Boёthius, Boёtius] Аниций Манлий Торкват Северин (ок. 480, Рим - 524 или 526, Кальвенцано, близ г. Тицин (совр. Павия), Италия), св. католич. Церкви (пам. 23 окт.), рим. философ, богослов и гос. деятель.

Жизнь

Борьба визант. имп. Юстина I с арианством осложнила отношения Остготского гос-ва, в к-ром арианство было распространено, с Византией. В этих условиях в 523 г. вместе с сенатором Альбином Б. был обвинен в причастности к заговору против короля и в связях с имп. Юстином. Б. был арестован и заключен в тюрьму в мест. Кальвенцано. Вскоре состоялся суд, на к-ром Б. не присутствовал и где ему были предъявлены 3 ложных обвинения: сокрытие документов, свидетельствовавших об оскорблении сенатом величества Теодориха; стремление вернуть Риму независимость; святотатство, осквернение святынь и колдовство. Б. был осужден, а затем казнен. Точная дата его казни неизвестна; по разным сведениям, она произошла в 524 (по датировке бургундского хрониста VI в. Мария из Аванша) или в 526 г. (согласно совр. исследователям С. Костеру, К. Леонарди и др.). В 721 г. по приказу лангобардского кор. Лиутпранда прах Б. был перенесен в ц. Сан-Пьетро ин Чель д'Оро в Павии (где также пребывают мощи блж. Августина). Уже в раннем средневековье в Павии возникло почитание Б. как мученика, пострадавшего от ариан. Католич. Церковь официально канонизировала его с именем Северин Боэций как местночтимого святого Павийского диоцеза 15 дек. 1883 г. указом папы Льва XIII. Образ Б. запечатлен в средневек. книжных миниатюрах и на портале собора в Шартре.

Сочинения

Б., хронологию создания к-рых определить трудно, подразделяются на 4 группы: учебные руководства по квадривиуму (см. ст. Artes liberales), работы по логике (диалектике), богословские и философский трактаты.

Учебные руководства

Работы по логике (диалектике)

Базилика Сан-Пьетро ин Чель д

Богословские

Философский трактат

Древнейшие из сохранившихся рукописей произведений Б. датируются VI в. (работы по логике, входящие в Corpus Constantinopolitanum), многие - IX-XI вв. Собрание сочинений философа было издано в Венеции в 1491-1492 гг. в числе первых печатных изданий. Базельское издание 1546 г., повторенное в 1570 г., до сих пор остается последним полным собранием текстов Б. (последующие издания являлись перепечатками с Базельского).

Учение

Философия и богословие

Разнообразие жанров и задач сочинений Б. создает трудность в представлении его учения целостным и стройным: взгляды Б.-философа часто не согласуются с его взглядами как богослова. При этом он не богословствует в собственном смысле слова, а скорее пытается применить логико-философские аргументы к объяснению христ. догматов.

Учение о Боге

II. Триадология. Учение Б. о Св. Троице сложилось под влиянием блж. Августина, однако метод рассмотрения соотношения Божественной сущности и Божественных Лиц, используемый Б., полностью основывается на аристотелевской логике. Согласно Б., Лица Св. Троицы - Отец, Сын и Св. Дух, - взятые в качестве предикатов Божества, не могут сказываться о Боге по сущности (substantialiter - по субстанции, субстанциально), иначе они привнесли бы в единую Божественную сущность (субстанцию) различие (т. е. множественность) или должны были бы сказываться безразлично о всех трех Лицах сразу. Поэтому Лица Св. Троицы сказываются о Боге в рамках аристотелевской категории отношения (De Trinitate. 5; Utrum Pater.). Категория отношения не может что-либо прибавить, отнять или изменить в вещи самой по себе; она представляет не то, что́ есть вещь по своей сути, а то, как вещь выступает в сравнении, причем не всегда с чем-либо др., но иногда и с самой собой (De Trinitate. 5). Отношение создает в Боге не различие сущности, а различие Лиц (Ibid. 5). Множественность Св. Троицы (trinitatis numerositas) возникает в сфере категории отношения, в то же время в Боге сохраняется единство (unitas), касающееся неразличимости сущности, действия и всего остального, что сказывается о Боге Самом по Себе (Ibid. 6). Б. поясняет, что отношение Лиц Св. Троицы друг к другу не есть отношение различных вещей, подобное отношению между господином и рабом. Отношение Лиц подобно отношению одного и того же к одному и тому же (к самому себе) (ejus quod est idem, ad id quod est idem - Ibidem).

В учении Б. о Св. Духе присутствует элемент зап. традиции: нерожденный и нерождающий Св. Дух исходит от Отца и Сына (De fide catholica; ср.: De Trinitate. 5). Невозможно выразить словами, каков образ этого исхождения, так же как человеческий ум не может понять рождение Сына из сущности Отца (De fide catholica). Впрочем, Б. в отличие от Августина не интересует вопрос логического обоснования учения об исхождении Св. Духа от Сына.

В учении о творении и тварном мире

Антропология

В соответствии со Свящ. Писанием Б. учит, что, поддавшись искушению диавола, человек ослушался Бога и отказался соблюдать Его заповедь, чем заслужил справедливое наказание (Ibidem). Важнейшими последствиями этого преступления стали порча (тление) тела и души, смерть, грех и греховная воля, к-рые падший человек передал своим потомкам естественным путем через рождение (De fide catholica; Contra Eutych. 8). Спасение человека произошло через Богочеловека, воплотившегося Сына Божия (De fide catholica).

Христология

Б. разбирает также непростой вопрос о том, какую человеческую природу при воплощении воспринял Сын Божий. По его мнению, есть 3 возможных состояния человеческой природы. 1. Состояние, в к-ром находился человек до грехопадения, когда он еще не согрешил, но мог иметь греховную волю, однако не был смертен; в этом состоянии человек имел т. н. неукоризненные страсти, т. е. естественные телесные человеческие отправления: еда, питье, переваривание пищи, сон (Ibid. 8). 2. Состояние, в к-ром оказался бы человек, если бы не согрешил: он был бы бессмертен и не только не грешил и не хотел бы грешить, но и не мог бы согрешить или захотеть согрешить (Ibidem). 3. Состояние, в к-ром человек оказался после грехопадения и к-рое характеризуется смертностью, грехом и греховной волей (Ibidem). По мнению Б., человеческая, телесная природа Христа заключала в себе отдельные элементы всех 3 состояний человеческой природы сразу. Поскольку Христос ел, пил и совершал все естественные человеческие отправления, постольку Он был причастен 1-му состоянию человеческой природы; впрочем, во всем этом Он нуждался по возможности, а не по необходимости и то только до Своего воскресения. Поскольку во Христе не было никакой греховной воли, Он был причастен 2-му состоянию. Поскольку Христос воспринял смертное тело, чтобы изгнать смерть из рода человеческого, постольку Он был причастен и 3-му состоянию человеческой природы (Ibidem; De fide catholica). Б. обращает также внимание на особенность человеческой природы Христа, проявившуюся в том, что Он родился от Девы таким способом, к-рый превосходит природу (De fide catholica).

Этика и эсхатология

2. Corpus Scriptoram Ecclesiasticorum Latinorum 47, 1906 (комментарий к Порфирию);

5. ed. and transl. Stewart H.F., Rand E.K.L., 1918–26;

6. transl. Fortescue A.L., 1925;

2. Гайденко В.П., Смирнов Г.А. Западноевропейская наука в Средние века. М., 1989;

3. Bruder К. Die philosophischen Elemente in den Opuscula sacra. Lpz., 1928;

4. Cooper L. A Concordance of Boethius. Mass., 1928;

5. Brosch G.J. Der Seinsbegriff bei Boethius. В., 1931;

6. Patch H.R. The Tradition of Boethius. N.Y., 1935;

7. Schurr V. Die Tinitätslehre des Boethius. Paderborn, 1935;

8. Barret H.M. Boethius: Some Aspects of his Time and Work. Cambr., 1940.

Читайте также: