Что представляет собой скульптурный декор романских храмов кратко

Обновлено: 07.07.2024

В предыдущей статье я рассказывала об особенностях храмовой архитектуры романского периода. Теперь поговорим о том, как эти храмы украшались.

В интерьерах романских храмов господствовали гладкие каменные плоскости, которые иногда украшались скульптурным рельефом или фресковой живописью , мало сохранившейся до нашего времени. Сюжетами этих рельефов, скульптур и росписей становились библейские истории, а также фольклорные предания и легенды, переносимые на стены храма мастерами-ремесленниками, выходцами из народа.

Особенно ярко в них проявлялась любовь простого средневекового человека ко всякого рода чудесному, о чём говорит обилие чертей, химе́р, василисков, гибридных существ и т.п.

До нашего времени сохранился документ, написанный виднейшим деятелем католической церкви XII века Берна́ром Клерво́сским , который не мог сдержать своего возмущения, видя такие образцы народной фантазии в святом месте. Он писал следующее:

В романских храмах обязательно присутствовали и канонические христианские образы. Их расположение в пространстве собора, в целом, было таким же, как и в храмах Византии (читайте об этом здесь ).

Однако наибольшую фантазию и изобретательность европейские мастера проявляли при украшении западной стены (фасада) романских храмов, где, согласно традиции, помещались сюжеты с изображением Страшного Суда и Апокалипсиса.

В центре таких композиций, как правило, господствовала фигура Христа – Великого Судии, отделяющего праведников от грешников. С одной стороны от него помещались ангелы, принимающие под своё покровительство души блаже́нных, а по другую сторону от Иисуса - художники изображали чертей, увлекающих за собой преступников, и предающих их страшным мукам.

Иногда подобные сцены снабжались и поясняющими, нравоучительными подписями, как, например, в соборе Сен-Лаза́р в городе Оте́н во Франции:

Книжная миниатюра.

В монастырях расцветало искусство оформления книги и книжная миниатюра . В средние века книга являлась предметом роскоши, она была настолько дорогой, что редко кто мог себе позволить приобрести хоть один экземпляр.

Монастыри в это время были практически единственными книгохранилищами. Причём в них собирались и хранились древнейшие античные рукописи, и здесь же создавались новые произведения христианской религиозной литературы.

До изобретения печатного станка (в XV веке) все книги изготовлялись вручную монахами-переписчиками. Эта работа ценилась очень высоко, так Аббат Гиг писал:

При оформлении книги важным было всё - от обложки, украшенной драгоценными металлами, камнями и эмалями, до начертания каждой буквы, особенно заглавных – инициалов .

Тут ценилась и красота почерка переписчика, и расположение текста, и оформление красных строк, и наличие на странице иллюстраций, главное назначение которых заключалось в наглядном пояснении текста.

Христос, Мария и Марфа. Евангеларий из Рейхенау. Кон XI в. Берлин, Прусский Государственный музей культурного наследия.

Христос, Мария и Марфа. Евангеларий из Рейхенау. Кон XI в. Берлин, Прусский Государственный музей культурного наследия.

Постепенно сложилась художественная система в романском изобразительном искусстве, характеризующаяся следующими чертами:

1. Плоскостность (двухмерность) в изображении человеческих фигур;

2. Приём разномасштабности фигур , передающий иерархию изображённых персонажей;

4. Отсутствие перспективы , которая заменяется делением плоскости на ярусы – чем выше ярус – тем дальше от зрителя изображаемое, или тем ближе оно находится на иерархической лестнице к божественному миру;

5. В рельефах и росписях преобладает статика ;

6. Все сюжеты изобразительного искусства носят символический и нравоучительный характер .


Романская скульптура как явление интересует множество искусствоведов по всему миру. И неудивительно: ведь данный вид искусства в эпоху романики переживал словно второе рождение, одновременно символизируя собой настроение целого исторического периода. И в данном случае не только общество повлияло на искусство, но и искусство – на общество.

Романское искусство

Орнамент из Лаахского аббатства

Романским искусством называют период европейского искусства с 1000 года до появления готики около 12-го века. Романская архитектура сохранила множество признаков римской архитектурной стилистики: цилиндрические своды, круглоголовые арки, пасиды, декор в виде листьев-аконтов. Романский стиль стал первым в истории направлением искусства, распространившимся по всей Европе. На романское искусство в дальнейшем также немало повлияло византийское искусство: особенно легко это проследить в живописи. Романская скульптура, однако, сохранила свои уникальные черты.

Характерные черты

Романский портик в церкви Сантьяго

Романская архитектура характеризовалась весьма энергичным и ярким стилем, причем это сказалось и на скульптуре: к примеру, капитали колонн нередко украшали потрясающие сцены с множеством фигур. В начале романики в Германии также возникли такие нововведения, как большие деревянные кресты, а также статуи Мадонны на троне. Кроме того, скульптурной доминантой того периода стал горельеф, что уже немало характеризует данный стиль.

Цвета как в живописи, так и в архитектуре были не слишком выражены, яркими остались только многоцветные витражи – именно в этот период они использовались наиболее широко, но, увы, почти не сохранились до наших дней. Тимпаны, которые использовались в главных порталах церквей и храмов, заключали в себе сложные композиции, основанные на рисунках великих художников тех времен: чаще всего использовали сюжеты Страшного суда или Спаса в величии, однако их трактовка была более свободной.

Композиции в порталах были неглубокими: в пространство портала нужно было поместить заглавные рисунки, а также капители колонн и церковные тимпаны. Такие жесткие рамки, из которых нередко вываливается композиция, стали характерной чертой романского искусства: фигуры часто менялись в размере в соответствии с их важностью, а пейзажи напоминали скорее абстрактные украшения. Портретов в те времена и вовсе еще не существовало.

Предпосылки

В Европе наблюдался постепенный рост на пути к процветанию, и на искусстве это не могло не отразиться: творчество больше не было так ограничено, как в периоды оттоновского и каролингского возрождений. Религия по-прежнему играла большую роль в становлении искусства, однако теперь рамки стали менее жесткими. Художник становится намного более важной фигурой, как и ювелиры и каменотесы.

Хотя эта эпоха высшей точки развития феодолизма была достаточно смутной и тревожной, в то же время она стала созидательной. Этот период стал временем поиска индивидуального синтеза традиций и заимствований, которые, не сливаясь воедино, тем не менее значительно воздействовали на мировосприятие народа в раннем Средневековье. Синтез отыскал себя в искусстве, выразившись в нем в полной мере.

К началу 11 века стали появляться первые романские постройки. Эти древние памятники архитектуры имели крупную кладку из неотесанных камней. Фасады нередко были декорированы плоскими рельефами и глухими аркадами.

В установлении нового стиля поучаствовали практически все европейские культурные группы. Развитие романского искусства было сложным и необычным и имело множество направлений. Южная и западная части Европы испытывали сильное влияние античной культуры, опередив в этом вопросе области средней Европы. К этой группе относятся Бургундия, Каталония, а также области у руки Луары – именно отсюда берет свое начало новое искусство. Франция становится крупным очагом новой культуры, и именно этот факт сыграл одну из главнейших ролей в истории формирования романского стиля: здесь зарождались свежие идеи, которые могли дать толчок к развитию художественных и технических новшеств.

Идеал красоты, которым вдохновлялись романские творцы, отражал глубокие устремления. Хотя романский стиль нередко называют простонародным или брутальным в сравнении с затейливой арабской архитектурой или изысканным византийским искусством, все же романика имеет свои собственные прелести, несмотря на некоторую упрощенность и лапидарность. Перед лицом Востока и Византии Европа заявляла свою личную самобытность.

Нищета и сложный быт сказались на внешнем облике романского искусства, но не сделали его хуже. Переработав и использовав опыт соседних культур, Европа смогла грамотно отразить в своем творчестве свое собственное уникальное мироощущение.

Источники и стиль

На протяжении 11-12 веков церковь наиболее сильно влияла на жизнь общества. Она стала также главным заказчиком произведений искусства, используя эмоциональное влияние искусства на умы простых людей и тем самым способствуя прогрессу развития романского искусства. Церковь провозглашала идею греховности человеческого мира, который был полон зла и соблазнов, возвышая над ним мир духовный, находящийся под влиянием добрых и светлых сил.

Именно на этой основе в романике возник эстетический и этический идеал, противопоставленный античному искусству. Его главной особенностью было превосходство духовного над телесным. Это проявилось в живописи, романской архитектуре и скульптуре: изображения Страшного суда и Конца света пугали простых людей, заставляя трепетать перед силой Божьей. Несмотря на то что данное направление отрицало все предыдущие достижения в сфере искусства, церковная романская архитектура стояла на основах каролингского периода и развивалось под значительным влиянием местных условий – византийского, арабского или античных искусств.

Скульптура

Поздняя романская скульптура

К началу 12 века широкое распространение получило искусство монументальной скульптуры, в частности, рельефа. За византийскими образами следом пришли религиозные композиции, олицетворяющие сюжеты из евангелия. Скульптура была повсеместно использована в качестве украшений соборов и церквей: рельефы человеческих фигур и монументально-декоративные композиции встречались повсюду.

В основном романская скульптура применялась для воспроизведения целостной картины экстерьера соборов. Местоположение рельефов не имело особого значения: они могли размещаться как на западных фасадах, так и на капителях, архивольтах или близ порталов. Угловые скульптуры были значительно мельче, чем скульптуры в центре тимпана, во фризах они были более приземистыми, а на мощных несущих колонных – более удлиненными.

Романское искусство скульптуры было достаточно самобытным и узконаправленным. Перед ним стояла задача передать единый образ Вселенной и взгляд на нее европейского народа: искусство не стремилось к повести о сюжетах реального мира, скорее стремясь к чему-то более высокому.

Особенности романской скульптуры заключались в следующем:

  • Неотрывная связь с архитектурой: вне храма скульптуры нет.
  • Чаще это не именно скульптура, а рельефы и капители колонн.
  • В основном библейские сюжеты.
  • Столкновение противоположностей: Небо и Земля, Ад и Рай и т. д.
  • Многофигурность, динамика.

Изделия из металла, эмали и слоновой кости

Драгоценности в скульптурных изделиях того периода имели весьма солидный статус: такие предметы искусства ценились даже сильнее, нежели картины. Даже имена ювелиров были более широко известны, нежели имена живописцев или архитекторов. К тому же изделия из металла сохранились намного лучше, нежели другие предметы искусства и быта. Так, до наших времен дошли такие светские детали, как шкатулки, ювелирные украшения и зеркальца. Множество ценнейших реликвий сохранилось с того времени – в основном все они были изготовлены из латуни или бронзы.

Металлические изделия нередко украшались эмалью или элементами из дорогой слоновой кости. Предметы роскоши были искусно созданы мастерами: нередко украшения были детализированы сложной резьбой или сложным способом литья. Рисунки включают в себя большое количество фигур известных пророков и других знатных лиц. Древние мастера отличались особой кропотливостью и изобретательностью.

Скульптура в украшении зданий

Деревянное распятие по заказу Геро

После падения Римской империи искусство резьбы по камню и направление бронзовой скульптуры практически изжили себя – по сути, они продолжали существовать лишь в Византии. Однако некоторые сохранившиеся скульптуры в натуральную величину были созданы из гипса или стукко, но, увы, до наших дней дошли лишь редкие экземпляры. Из наиболее известных из сохранившихся примеров скульптурной работы построманской Европы – деревянное распятие. Оно было создано по заказу архиепископа Геро около 960-965 гг. Данный крест стал своеобразным прообразом многих других произведений подобного рода.

Позднее такие скульптурные композиции стали помещаться под аркой алтаря на балках – в Англии их стали называть алтарными распятиями. После 12 века такие кресты стали появляться в компании фигур Иоанна Богослова и Девы Марии.

Романская скульптура и готика

Нередко романику противопоставляют готическому стилю. Романская скульптура обладает более сдержанными признаками, контуры ее плавны и мягки, в отличие от более дерзкой и свободной готической: фигуры с опорой на одну ногу, улыбающиеся лица, ниспадающая одежда. Романская и готическая скульптура резко отличается друг от друга, хотя по своей сути они закономерно исторически дополняют друг друга.

Историки искусства считают, что романика является закономерным продолжением раннехристианской архитектуры, в то время как готика стала пиком общеевропейского средневекового зодчества, которое было основано именно на романских, греческих, византийских, персидских и славянских архитектурных стилях.

Частое сравнение романики и готики указывает на сложную связь этих двух направлений, которая заметна даже при поверхностном изучении стилевых принципов. Это вполне объяснимо, ведь готический стиль стал отталкиваться именно от романского периода, одновременно развивая и отвергая его идеи.

Романская скульптура во Франции

Ла Мадлен в Везале

В этой стране в 11 веке впервые проявились признаки возрождения монументальной скульптуры. Хотя техническое оснащение мастеров того времени было небогатым, первые скульптурные изображения стали появляться на притолоках порталов и на капителях колонн уже в начале столетия.

Хотя рельефы того времени были лишены стилистического единства, в каждом из произведений ясно прослеживалось влияние того или иного источника: к примеру, рельефы, декорирующие алтарь, подражали раннехристианскому саркофагу, а изображения апостолов напоминают античную надгробную стелу.

Центром сосредоточия скульптурного декора во Франции стал портал: он был расположен на границе двух миров – мирского и духовного – и должен был связать эти два метафизических пространства. Характерными для украшения подобного рода элементов стали изображения апокалипсических тем – именно Страшный суд восстанавливал единство мира, объединяя прошлое, настоящее и будущее.

Особенности романской скульптуры во Франции стали особенно заметны уже к концу 11 века. Можно было четко проследить влияние архитектурных школ в разных районах страны. К примеру, бургундская школа, которая стала чем-то вроде объединенного центра этого вида искусства – отличалась особой мягкостью черт, изяществом движений, одухотворенностью лиц и плавностью динамики в скульптурах. Скульптура сосредотачивала свое внимание на человеке.

Сюжеты

Страшный суд в соборе Сен-Лазар

Романские художники, скульпторы и архитекторы не стремились к отображению реального мира, скорее обращаясь к библейским сюжетам. Основной задачей творцов и мастеров того времени стыло создание символического образа мира во всем его непостижимом величии. Особый акцент был сделан на иерархической системе, которая противопоставляла ад и рай, добро и зло.

Назначением скульптуры стало не только украшение, но и воспитание и просвещение, которое было нацелено на внушение религиозных идей. В центре учения стоял Бог, который в данном случае выступает суровым судьей, который должен вызывать священный трепет в глазах каждого человека. Картины Апокалипсиса и прочие библейские сюжеты также призваны внушать страх и повиновение.

Скульптура передавала торжественное волнение и тяжелые чувства, отрешенность от всего мирского. Дух подавляет телесные желания, находясь в своеобразной борьбе с самим собой.

Примеры

Страшный суд в Сент Фойе

Ярким примером романской скульптуры стал рельеф, изображающий Страшный суд, в соборе Сен-Лазар в Отене. Он был создан в 1130-1140 годах. Рельеф разделен на несколько ярусов, демонстрирующих иерархическую систему: ангелы с добросовестными праведниками наверху (в Раю), черти с грешниками, ожидающими Суда – внизу (в Аду). Также особенно яркой выглядит сцена взвешивания хороших и плохих поступков.

Другой яркой романской скульптурой Средневековья является знаменитая скульптура, изображающая апостола Петра, которая является украшением портала собора Св. Петра в Муассаке. Вытянутая экспрессивная фигура выражает волнение, душевный порыв.

Очередной типичный пример романского стиля – Пятидесятница на тимпане Ла Мадлен в Везле, Франция. Данное произведение наглядно передает евангельское сказание и служит декоративным украшением.

В скульптуре того периода, как и в живописи, происходит усиление роли человеческой фигуры в декоративно-орнаментальной композиции. Однако монументальное ваяние, унаследованное от Античности, было полностью подчинено архитектурным формам. Поэтому огромная роль в украшении базилик отводилась каменной скульптуре, создаваемой обычно на фоне рельефов. Как правило, ими украшали не только интерьер, но и наружные стены базилик. Во фризах – декоративных композициях, преобладали фигуры приземистых пропорций, а на столбах и колоннах – удлиненных.


Помимо этого, скульптурные рельефы располагались и над главным порталом. Чаще всего это было изображение Страшного суда. Вероятно, самой знаменитой является сцена, украшающая вход собора Сен-Лазар в городе Отен (Бургундия). Это редкий случай, когда до нас дошло имя мастера, создавшего рельеф, – Гизлеберт. В центре изображения находится фигура Христа, вершащего суд. По правую руку от него стоят ликующие праведники, по левую – дрожащие грешники. Самое примечательное в данном рельефе – разнообразие человеческих чувств. В движениях, позах и на лицах отражается страх или надежда. Главным для мастера было создать не правдоподобные фигуры, а изобразить всю гамму переживаемых чувств.



Изображение Страшного суда над порталом собора Сен-Лазар (Франция)

В каждой стране ваяние имело свои национальные особенности. Например, в Германии, в отличие от Франции, фасады и внешние стены храмов почти не декорировались. Немецкая скульптура романского стиля строга и аскетична, сурова и достаточно абстрактна. Пример тому – церковь Лаахского аббатства Святой Марии.



Аббатство Святой Марии (Германия)

В скульптурном декоре романских храмов проявилась не только любовь к духовному, но и к необычайному, фантастическому. Здесь можно увидеть каменные орнаменты редкой красоты и сложности: кентавров, крылатых драконов, обезьян, играющих в шахматы, и пр. Фигурки сказочных существ, заимствованных из преданий германских племен, нередко украшали фасады и капители колонн романских базилик.


Романский стиль и готический, пришедший ему на смену в XIII столетии, наложили огромный отпечаток на развитие европейской культуры Средних веков. Если романика представляла собой сочетание строгости и монументальности (никаких фантазий, только ясная геометрия и молитвенное настроение), то готика отличалась легкостью и возвышенностью.

Если вы хотите использовать материалы из этого блога, делайте, пожалуйста, активную ссылку на источник: sundukistorii . blogspot . com .

В романскую эпоху на первый план выдвинулась монументальная скульптура, которая фактически не использовалась ни в каролингском, ни в оттоновском искусстве, даже при оформлении византийских храмов скульптура не играла никакой роли. После V в. свободно стоящая статуя оказалась совершенно невостребованной. Продолжал существовать рельеф, но только в качестве орнамента, да и глубина его оставалась весьма небольшой.

Постепенно скульптура стала главным средством декоративного оформления, без которого трудно представить себе собор в романском стиле. Порталы, тимпаны, капители колонн обязательно украшались каменными рельефами (в Центральной Европе использовался преимущественно песчаник, а в Италии — мрамор), которые к тому же часто ярко раскрашивались. Впрочем, сейчас нам непросто судить, как выглядели раскрашенные скульптуры, так как до нашего времени не дошло ни одного памятника в таком виде.

С начала XI в. шел постоянный процесс превращения каменной резьбы в сложный сюжетный рельеф, ставший визитной карточкой романской скульптуры, где нашли свое отражение основные принципы стиля (1–4).

1. Центральный столб в церкви аббатства Сент-Мари. Суйак, Франция

1. Центральный столб в церкви аббатства Сент-Мари. Суйак, Франция

2. Рельеф часовни Сен-Мишель-д,Эгиль

2. Рельеф часовни Сен-Мишель-д,Эгиль
Ле-Пюи-ан-Веле, Франция

Церковь монастыря в Серрабоне: аркада (3), капитель (4)

Церковь монастыря в Серрабоне: аркада (3), капитель (4)

Впервые в декоративную резьбу варваров оказались вписаны фигуры людей. Конечно, эти первые попытки отличаются некоторой схематичностью. Фигуры помещаются в пространстве, лишенном перспективной глубины, и расстояние между ними никак не акцентируется. В повествовательных сюжетах скульптору приходилось выбирать самое существенное, поэтому место действия изображалось весьма условно, и в одной композиции могли появляться герои из другой.

Характерной чертой является также разность масштабов, которая, во-первых, использовалась порой в качестве некоторой замены перспективности, а во-вторых, подчеркивала значимость персонажей в церковной иерархии — так, например, Христос и апостолы всегда крупнее, чем обычные люди.

Следует отметить, что скульптурные изображения находились в полной зависимости от места их расположения: фигуры на фризах имеют приземистые пропорции, а на столбах и колоннах — более вытянутые. Таким образом подчеркивалась неразрывная связь архитектуры и скульптуры, хотя нельзя не признать, что в то же время это ограничивало возможности мастеров. Даже круглая скульптура, вновь появившаяся после многовекового забвения, в большинстве случаев сильно зависела от храмового ансамбля и являлась частью блока столба или иной архитектурной детали.

Меж тем романским рельефам нельзя отказать в выразительности. Средневековый скульптор не обладал богатым арсеналом средств, поэтому ему приходилось добиваться большей эффектности за счет, казалось бы, незначительных деталей — утрируется жест, фигура изображается в своеобразном повороте, делается акцент на индивидуальность персонажей. Особенно много таких деталей во второстепенных частях композиции, где художник мог чувствовать себя более свободно, не опасаясь нарушить иконографическую схему. К тому же сохранилось много примеров, где средневековым мастерам удавалось, несмотря на традиционную плоскостную графичность и контурность рельефов, передать весомость и объемность человеческого тела, пусть пока что и в несколько схематичном виде.

Для романского искусства характерен интерес к фантасмагорическому, сумрачному миру. Особенно ярко это проявилось в иллюстрациях к бестиариям (книгам по зоологии) или маргиналиях рукописей, но и в скульптуре тоже давало о себе знать (5–7). Именно в романской пластике зародились те формы гротескного и безобразного, которые получат дальнейшее развитие в готическом искусстве. Поэтому такое широкое распространение получили, например, сцены из Апокалипсиса.

5. Неф и капитель церкви монастыря Санкт-Михаэль

5. Неф и капитель церкви монастыря Санкт-Михаэль
Хильдесхайм, Германия

6. Капитель церкви Санкт-Серватиус

6. Капитель церкви Санкт-Серватиус
Кведлинбург, Германия

7. Капитель церкви св. Иоанна Крестителя. Шпискаппель, Германия

7. Капитель церкви св. Иоанна Крестителя. Шпискаппель, Германия

Монументальная скульптура развивалась постепенно на протяжении всего XI века, и процесс этот шел двумя путями. Первый — введение в растительный или геометрический узор капителей отдельных человеческих фигур, а впоследствии — и расширенных групповых композиций. Второй путь подразумевал оформление наружных стен собора обширными многофигурными композициями. Именно снаружи было сосредоточено все богатство скульптурного декора, тогда как интерьер оформлялся гораздо более скромно. Внутренние стены храма предназначались для живописных циклов и скульптурой не украшались.

Особенно широкое распространение получила монументальная скульптура во Франции и Германии, но если во Франции основное внимание уделялось наружному оформлению собора, то в Германии чаще предпочитали делать акцент на пластику внутри храма.

Во Франции первые признаки возрождения монументальной скульптуры стали заметны примерно в середине XI в. Как известно, в архитектуре романского периода четко прослеживается разделение на местные школы. Такое же деление заметно и в скульптуре. Церкви северной и северо-восточной Франции небогаты декором, чего нельзя сказать о храмах, возведенных на западе, в центре и на юге страны. Первые скульптурные изображения мы можем встретить на капителях колонн и притолоках порталов. Чтобы составить о них представление, стоит обратиться к оформлению монастырей Сен-Бенуа-сюр-Луар или Сент-Илэр в Пуатье, хотя эти образцы еще далеки от совершенства и пластическое чувство мастеров оставляет желать лучшего. Кроме того, технический арсенал еще не позволял создавать значительные произведения. Очень любопытны рельефы церкви Сен-Сернен в Тулузе.

В этом регионе сохранились многочисленные памятники античного искусства, и в рельефах совершенно явно прослеживается знакомство автора с культурой ушедшей эпохи. В основном они лишены стилистического единства, и почти в каждом можно определить, какое произведение было взято за основу. Например, рельефы алтаря напоминают по стилистике раннехристианский саркофаг, а изображение апостола в обходе хора очень похоже на надгробную античную стелу. Но зато в сен-серненских рельефах бросается в глаза необычная для того времени довольно точная передача человеческих пропорций. Ведь в большинстве случаев романские мастера не слишком об этом заботились, находясь в зависимости от ритма архитектурных деталей, как уже говорилось выше.

Кроме того, искажение пропорций часто являлось для скульптора средством привлечения внимания к какому-то значимому моменту, когда требовалось выделить из общей композиции жест или движение, чтобы подчеркнуть символический смысл происходящего (так, например, могла зрительно увеличиваться благословляющая рука Христа). Постепенно мастера стали стараться более точно передать сюжетную линию, хотя в большинстве случаев зритель мог только гадать, какой именно персонаж изображен, и попытаться домыслить событие, о котором идет речь.

К началу XII века уже можно говорить о том, что романский стиль в скульптуре окончательно сложился. Определились и две господствующие тенденции. Первая проявилась в стремлении к ясным и монументальным формам, мастера используют высокий рельеф, который в некоторых случаях почти превращается в круглую скульптуру. Вторая же тенденция подразумевала выразительность линий, беспокойное движение, тревожное звучание. Впрочем, они обе могли вполне мирно сосуществовать в пределах одного памятника, и более того, иногда в одной и той же композиции.

8. Бегство в Египет

8. Бегство в Египет
Капитель собора Сен-Лазар в Отёне, Франция

9–10. Тайная вечеря. Капитель церкви Сен-Поль в Иссуаре, Франция

XII веке главным центром скульптуры, ориентированной на классические образцы, становится аббатство Клюни. Третья церковь ордена отличалась великолепным убранством, от которого почти ничего не сохранилось — лишь части главного алтаря и несколько капителей с аллегорическими фигурами.

Одна из самых знаменитых капителей изображает Адама и Еву, лакомящихся яблоком с древа познания добра и зла. И хотя их фигуры непропорциональны, неуклюжи, со слишком большими головами, но безыскусность поз и мимики придают библейским героям даже некоторую прелесть. Впрочем, на других капителях из Клюни можно найти и другие любопытные сцены, характеризующиеся сложным переплетением линий и в то же время крепко моделированными объемами фигур. Достаточно взглянуть на символические изображения музыкальных тонов в виде мужчин, играющих на разных инструментах.

Немецкая скульптура романского периода весьма заметно отличается от французской. Предпочтение в ней отдается сценам грехопадения, распятия, часто изображается путь на Голгофу. Одним из важнейших памятников раннего романского периода является распятие кёльнского архиепископа Геро (11). А вот монументальный рельеф не получил широкого распространения, не увидим мы здесь и роскошных порталов. Главные достижения немецкой пластики относятся к сфере отдельно стоящей статуи — это может быть Мадонна на троне, Распятие (12), которые помещали над алтарем. в пролете триумфальной арки, надгробия из камня или бронзы. Широкое распространение получили антепендиумы — скульптурные украшения алтарей, бронзовые или каменные купели и реликварии.

11. Крест епископа Геро

11. Крест епископа Геро
Кёльнский собор

12. Распятие (фрагмент). Церковь Сент-Георг. Кёльн

12. Распятие (фрагмент). Церковь Сент-Георг. Кёльн

Некоторые изменения в стилистическом плане стали заметны уже во второй половине XI века. Если скульптуры более раннего времени отличались преувеличенной экспрессивностью, то новые памятники характеризуются большей строгостью и обобщенностью формы, склонностью к симметрии. Среди произведений этого времени особенно хороша Мадонна епископа Имада (13), отличающаяся строгостью линий и возвышенностью образа Мадонны с младенцем из Овернье (14). Второй основополагающий памятник — распятие в церкви Санкт-Людгер в Вердене, в котором снова проявилась склонность немецких скульпторов к драматическим решениям.

13. Мадонна епископа Имада
Епархиальный музей, Падерборн, Германия

14. Мадонна с младенцем на троне
Церковь Нотр-Дам. Овернье д’Орсиваль, Франция

Часто ставились в церквях надгробия — каменные или бронзовые плиты, помещавшиеся над местом погребения высших служителей церкви, королей или донаторов. Одно из старейших сохранившихся надгробий — Рудольфа Швабского (15) — относится к XI в. Автора привлекает не столько портретная характеристика своего героя, сколько возможность изобразить роскошное одеяние и регалии власти. Но уже в XII в. стал заметнее интерес к внутреннему миру человека. Так, при взгляде на надгробие архиепископа Фридриха фон Веттина бросается в глаза его благородство, сила характера, хотя говорить о портретном сходстве пока преждевременно.

15. Надгробие Рудольфа Швабского
Собор св. Иоанна Крестителя и св. Лаврентия. Мерзебург, Германия

так, романское искусство возродило к жизни монументальную скульптуру, в частности — высокий рельеф. Правда, первые опыты в этой области еще отличаются некоторой условностью, встречаются контрастные масштабы фигур, нарушение пропорций, тем не менее почти всегда в них привлекает внимание нервный и напряженный ритм движений. Несмотря на пока еще многочисленные недочеты, романским мастерам нельзя отказать в чувстве объема, живописности и новизне композиционных решений.

Напомним, что романский рельеф вырастал из орнаментального искусства дороманского периода, когда даже человеческая фигура являлась скорее частью орнамента, тогда как в новой системе изображение человека вышло на первый план, жесты и движения наполнились жизнью и выразительностью.

Не будет преувеличением сказать, что впервые после разрушения античного мира в искусстве вновь появилось стремление показать душевное состояние человека. И пусть непропорциональные и условные романские рельефы уступают по мастерству исполнения гармоничным и ясным античным скульптурам, они подкупают своей искренностью и экспрессией (16).

Скульптура романского стиля

Романика - стиль древний, полный языческих традиций и реплик. Символический язык этого направления в искусстве раннего средневековья, первого стиля родившегося за пределами Греции и Рима, сложен для восприятия. Современному зрителю вполне достаточно внешней замысловатости и яркой выразительности романской скульптуры. А между тем, мастера раннего средневековья считали своим долгом воплотить в камне сложное устройство вселенной, ее божественную суть и непостижимую сложность.

Расцвет этого стиля в скульптуре пришелся на начало 12 века, а уже век 13 привел за собой новый мощный стиль, затмивший предыдущие. Речь идет о готике, которая появилась, благодаря развитию романского, тяжеловесного и грубого стиля, в недрах которого созревала готическая воздушность и стройность. Таким вот замысловатым образом варварская Европа начинала свой путь, отвергнув античность.

Скульптурная романика неразрывно связана с архитектурой. Вне храма нет скульптуры - раннее христианство Западной Европы страшилось возвращения идолопоклонничества, поэтому сама храмовая скульптура появляется достаточно поздно.

Говоря о романской скульптуре, необходимо уточнить, что собственно скульптурой это можно назвать с некоторой натяжкой. Чаще всего имеются ввиду рельефы, украшающие тимпаны (полукруглые пространства сводов над входами), а также капители колонн и декоративные обрамления стен. Круглая скульптура, освобожденная из камня полностью, явление в романике редкое, характерное для самого позднего периода развития стиля.

Средневековье практически не оставило нам имен художников, скульпторов, архитекторов. Поэтому практически все работы романского стиля анонимны.

Сюжеты романской скульптуры всегда связаны с библейскими сюжетами. Излюбленная тема - Страшный суд, Конец света, Апокалипсис. Рельефы на эти темы изобилуют страшными монстрами, чудовищами, фантастическими существами. Именно в этих рельефах больше всего заимствований из варварских мифологических представлений о мире людей и мире теней.

Сюжеты, связанные с торжеством Иисуса Христа полны патетики и пафоса. Сама фигура Христа трактуется как образ Великого судьи, Вседержителя, одно из воплощений Бога-Отца.

Мастера романики любили сталкивать в своих работах противоположности: ад и рай, Небо и Землю, добро и зло. В этой схватке основополагающих различий скульпторы стремились отобразить сложное устройство вселенной. Отсюда и многофигурность, яркая эмоциональность персонажей, сложные переплетения фигур, напряжение и динамизм композиций.

Пизанский собор

Большинство шедевров Романики сохранились во Франции, Германии и Испании. Богаты декором собор в Вормсе, монастырь в Клюни, храм в Пуатье. Так любимы туристами Пизанский собор, церковь в Питерборо, базилика в Сен-Дени.

Церковь в Питерборо


Многие крупные храмы Европы были перестроены с приходом моды на готику, множество скульптур пострадали во время Великой французской революции. Однако, оставшиеся шедевры дают полное представление о некогда единственном, тяжеловесном и грубом стиле, украшавшем все храмы Западной Европы.

Читайте также: