Блоки золотое правило механики план урока

Обновлено: 04.07.2024

Автор: Кузнецова Светлана Вячеславовна учитель физики МОУ Ганусовская СОШ, Раменского муниципального района Московской области поселка Рылеево.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Задачи урока:

Дать качественную формулировку этих понятий.

Формировать навыки общения.

Воспитывать наблюдательность, культуру речи, умение четко выражать свою мысль.

Воспитывать умение видеть физику вокруг себя.

Создать условия для развития мыслительных и коммуникативных качеств учащихся.

Формировать умения применять полученные знания при решении практических задач.

Развивать навыки работы в парах.

План урока

I. Организационный момент.

1. Вводное слово учителя.

2. Актуализация знаний по теме.

3. Практическая работа

II. Изучение нового материала.

2. Демонстрационный эксперимент.

5. Использование ЭОР.

6. Великий физик – Архимед.

III. Итоги урока.

Домашнее задание. Оценки за урок.

Ход урока

Ваш браузер должен поддерживать фреймы

Рекомендуем посмотреть:

Отличный урок, который может служить примером для начинающей преподавать молодежи. Мастер-класс, так сказать!

Светлана Вячеславовна, спасибо за интересную разработку! Урок увлекает и формой, и содержанием. Очень важно для подростков видеть необходимость применения полученных знаний в жизни. Вы очень умело связываете изучаемый материал с повседневной жизнью детей, а разнообразие форм работы позволяет поддерживать внимание школьников на протяжении всего урока. Творческих Вам успехов!

Очень полезный материал, буду использовать при составлении своих уроках. Спасибо огромное за материал!

Спасибо, в следующем учебном году обязательно использую ее при закреплении данной темы,очень содержательно, креативно и интересно.Урок увлекает и формой, и содержанием.

Хорошая форма урока (можно даже за шаблон брать). Материал хорошо подобран и логика прослеживается, развитие темы и итоговое понимание. спасибо.

Очень интересный урок по форме и содержанию, а главное- практическая направленность, применение в жизни знаний. Обязательно возьму себе на заметку. спасибо за разработку.

Спасибо за интересную разработку! Урок увлекает и формой, и содержанием. Очень важно для подростков видеть необходимость применения полученных знаний в жизни. Вы очень умело связываете изучаемый материал с повседневной жизнью детей, а разнообразие форм работы позволяет поддерживать внимание школьников на протяжении всего урока. Творческих Вам успехов!

Добрый день! Светлана Вячеславовна, Вы представили очень интересный урок по форме и содержанию, а главное- практическая направленность. Методы проблемно- поисковый ,проектная деятельность- ключевые при уроках по ФГОС. Осталось переработать задачи на современные требования и приложить технологическую карту и будет новый материал. Подумайте. Желаю успехов!

Интересный урок, спасибо.
Но обращаю внимание, что в фрагменте "Но правильно отметил Рома, мы совершили работу по перемещению тяжёлого груза, прилагая при этом незначительные усилия. А исходя из закона сохранения, энергия не берется из ниоткуда и бесследно не исчезает. Значит, используя простые механизмы и получая выигрыш в силе, мы в чем то потеряли.", мне кажется, вами зря употреблена фраза об энергии. Ведь понятие энергии и, тем более, закона ее сохранения вводится позже.
Вполне достаточно было упомянуть работу. Тем более, что "золотое правило механики" говорит именно о ней.

Мне понравился момент ввода в урок "ящик с песком".А вот цели урока могли бы и сами ученики предложить с помощью учителя.Урок насыщенный,много сделано.

Согласна с тем, что цели и задачи урока могли бы сформулировать ученики. Есть проблемная ситуация и ее решение. Так же рассмотрено практическое применение блоков - связь с жизнью. А практическая работа - всегда приветствуется. Спасибо за разработку. Удачи!

Интересная разработка. Насыщенный заданиями урок, много заданий, направленных на совершенствование вычислительных навыков у учащихся,на развитие логического мышления, задания поучительные и познавательные.

Урок соответствует конструктору по алгоритму ФГОС "Урок открытия нового знания". провести урок по данному конспекту можно с полной уверенностью достижения цели и выполнения поставленных задач. Ход урока продуман основательно, не забыли инструктаж по Т.Б.!

  1. Организационный момент. На предыдущем уроке необходимо в тетрадях начертить таблицу для двух видов блоков, в которой нарисованы шаблоны блоков - окружность. Посередине класса необходимо поставить ящик с песком (с помощью игрового момента ставится проблема). Девочка и мальчик из класса выбирается заранее.
  1. Вводное слово учителя.

Здравствуйте ребята. Садитесь. Очень часто вы меня спрашиваете, нужна ли вам будет физика, после окончания школы. А я вам отвечаю, что мы в повседневной жизни живем по законам этой науки, даже и не задумываясь об этом. Вот на последних уроках мы говорили о простых механизмах и их назначении.

Ой, ребята как некрасиво, урок уже начался и к нам сегодня пришли гости, а посередине класса ящик с песком стоит. Дежурные, пожалуйста, уберите.

Выходит девочка. Ученица пытается сдвинуть ящик с песком.

Девочка. Я не могу его поднять, он такой тяжелый.

Выходит ученик. Что, ты, давай я тебе помогу. Это можно легко сделать.

Ученица. Как это? Легко!

Ученик . А для этого мы воспользуемся нашей палочкой выручалочкой-рычагом. (Мальчик использует длинную деревянную палку, чтобы сдвинуть ящик) . Если найти опору, то прикладывая незначительную силу, можно сдвинуть тяжелый груз.

Учитель. Спасибо ребята, вы нам наглядно продемонстрировали назначение простых механизмов , которые служат нам для преобразования силы. Но правильно отметил Рома, мы совершили работу по перемещению тяжёлого груза, прилагая при этом незначительные усилия. А исходя из закона сохранения, энергия не берется из ниоткуда и бесследно не исчезает. Значит, используя простые механизмы и получая выигрыш в силе, мы в чем то потеряли. Сегодня на уроке мы попытаемся ответить на этот вопрос.

Откройте ваши тетради и запишите тему урока:

Цели нашего урока:

доказать, что условие равновесия рычага применимо к блоку;

выяснить, как оно выполняется для простых механизмов.

Эпиграфом нашего урока являются слова Яна Полонского

Царство науки не знает предела –

Всюду следы ее вечных побед,

Разума слово и дело,

?Для чего нам нужны простые механизмы.

?Перечислите известные вам простые механизмы.

?Что называют рычагом?

?Что называют плечом силы?

?Как найти плечо силы? (Рисунок на доске)

?В чем заключается правило равновесия рычага? (Формула на доске)

?Что называют моментом силы? (Формула на доске)

Найдите ошибку на рисунке. (На доске рисунок на котором неверно изображена плечи сил)

Плечи разные, значит и линии действия сил должны быть различными.

? Почему ручку располагают у края двери как можно дальше от петель?

Чтобы увеличить плечо действующей силы.

Груз несут на палке, перекинутой через плечо. Как влияет положение груза на величину силы, с которой груз действует на плечо?

Чем ближе груз расположен к плечу, тем меньше сила, с которой рука удерживает палку.

С какой силой натянута мышца человека при подъёме гири весом 50 Н, если расстояние от гири до локтя равно 40 см, а от локтя до места закрепления мышцы - 4 см?

это пропорция 50*40=х*4
40х=200
х=5 (Н)

На рычаге уравновешенны две гири одинакового объема, но из различных материалов, причем одна гиря легче другой. Изменится ли равновесие рычага, если гири погрузить в воду.

Равновесие нарушится, та гиря, которая тяжелее перевесит, так как на гири, которые находятся в жидкости, действуют силы Архимеда и силы тяжести, Архимедовы силы одинаковы, так как одинаковы объемы тел и жидкости в сосудах, а вот силы тяжести не равны.

А сейчас вы самостоятельно, работая в парах и помогая друг другу, выполните экспериментальное задание.

Инструктаж по технике безопасности и охране труда.

II. Изучение нового материала.

Итак, с правилами равновесия рычага вы знакомы, можете применять их на практике. Познакомимся еще с одним видом простого механизма блоком. Вернее с блоками.

Что же такое блок и для чего он нам необходим?

Блок представляет собой колесо с желобом, укрепленное в обойме. По желобу блока пропускают веревку, трос или цепь.

Являясь разновидностью рычага, блок служит для преобразования силы. Каким же образом? Дело в том, что блоки бывают двух видов подвижные и неподвижные. Чтобы понять, в чем их разница дадим характеристику каждого вида в отдельности.

В тетрадях у вас уже начерчена таблица, в которой наклеены шаблоны блоков - окружность.

Вначале рассмотрим неподвижный блок.

Неподвижным называется блок, ось которого закреплена, то есть она не поднимается и не опускается при поднятии груза.

? Какое же преобразование силы дает нам этот блок?

Блок это рычаг, определим его плечи, (возьмите карандаши и линейки) обозначим центр – ось вращения буквой О. Проведем диаметр через центр и обозначим его АВ. Укажем силы, приложенные к блоку. Сила тяжести, действующая на груз, направлена вниз, и сила удерживающая груз тоже направлена вниз.

? Скажите, пожалуйста, чему равно плечо силы тяжести груза F 1 ?

Плечо силы F 1 равно ОА, а плечо приложенной силы F 2 ? ОВ, верно. АВ это диаметр, а что такое ОА и ОВ? Верно радиусы. Итак? у неподвижного блока плечи сил равны радиусу колеса. ОА = ОВ = r. А по условию равновесия рычага, если равны плечи сил, то и сами силы будут также равны F 1 = F 2. .

Значит, неподвижный блок не дает выигрыша в силе, но позволяет менять направление действия силы. Подпишите этот вывод под чертежом неподвижного блока

Рассмотрим теперь подвижный блок.

Подвижный это блок, ось которого поднимается и опускается вместе с грузом. Обозначим точку опоры О. На рисунке видно, что у подвижного блока она переместилась на обод блока. Р –э то вес тела, поднимаемого блоком, F – приложенная к нему сила.

ОА — плечо силы Р и ОВ — плечо силы F. Так как плечо ОВ в 2 раза больше плеча ОА, ОА это радиус, а ОВ диаметр значит, ОВ = 2 ОА то сила F в 2 раза меньше силы Р, Р = 2 F

Таким образом, подвижный блок дает выигрыш в силе в 2 раза. Подпишите этот вывод под чертежом подвижного блока.

Действие неподвижного и подвижного блоков аналогично действию рычага, так же есть точка опоры, отношение сил характеризуется отношением плеч.

Неподвижный блок не дает выигрыша в силе, но позволяет менять направление ее действия.

Подвижный блок дает выигрыш в силе в 2 раза.

2. Демонстрация действия неподвижного и подвижного блоков.

Обычно на практике применяют комбинацию неподвижного блока с подвижным. Неподвижный блок применяется только для удобства. Он не дает выигрыша в силе, но изменяет направление действия силы, например, позволяет поднимать груз, стоя на земле, а используя вместе с ним и подвижный блок, мы получаем еще и выигрыш в силе в 2 раза.

Итак, мы с вами выясняли, что правило равновесия рычага справедливо и для блока.

Когда люди начали использовать рычаги, блоки они обнаружили одну интересную особенность …перемещения, совершаемые при работе простых механизмом оказались связанными с силами, развиваемыми этими механизмами.

То, что мы выигрываем в силе, то же мы и проигрываем в пути.

Рисунок на доске. Уравновесим рычаг с помощью двух разных по модулю сил, и приведем рычаг в движение, за одно и тоже время точка приложения силы F 1 пройдет путь s 1 , а точка приложения силы F 2 путь s 2 , если измерить модули этих сил и пути пройденные точками приложения, то у нас получится равенство отношения F 2 к F 1 окажется точно таким же как отношение s 1 к s 2 , мы получим во сколько раз отличаются силы приложенные к рычагу, во столько же раз обратно пропорциональны пути, пройденные точками приложение. Воспользуемся свойствами пропорции и приведем это выражение к иному виду. У нас получается произведение силы F 1 на путь s 1 равно произведению силы F 2 на путь s 2 , напомним, что произведение силы на путь называется работой. Сделаем вывод: работы, совершаемые силами, приложенными к рычагу равны, рычаг не дает выигрыша в работе, точно такой же вывод можно сделать и для других простых механизмов

Итак, сделаем вывод: ни один механизм не дает выигрыша в работе, во сколько раз выигрываем в силе, во столько раз проигрываем в расстоянии.

Оно было установлено еще в древности – великим ученым древнегреческим ученым, математиком и физиком - Архимедом.

Это был человеком, страстно увлеченный механикой.

Более 2000 лет назад прошло с тех пор, как погиб Архимед, но и сегодня память людей хранит его слова: "Дайте мне точку опоры, и я подниму Землю". Архимед знал, что нет такого груза, который нельзя было бы поднять самой слабой силой, используя рычаг. Главное - нужно приложить слабую силу к очень длинному плечу рычага, а короткое заставить действовать на груз. Но Архимед не знал, насколько велика масса Земли. Расчеты показывают - рычаг, которым человек может поднять Землю такой огромный, что если человек со скоростью света (а это максимально возможная скорость 30 000 км в секунду) будет перемещать усилием своей руки длинное плечо, то он поднял бы Землю на 1 сантиметр, только после 10 миллионов лет работы!

Достигли целей поставленных в начале урока?

Что нового, интересного и важного вы узнали на уроке?

Физика наука, подарившая нам много открытий, но непознанного вокруг еще много. Какое поле деятельности для пытливого ума, умелых рук и любознательных натур. Пусть сегодняшний урок разбудит у вас жажду новых познаний, ведь великий океан истины, по-прежнему, простилается перед вами, не исследованный до конца.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выберите документ из архива для просмотра:

Конспект. Блоки. Золотое правило механики.pdf

Выбранный для просмотра документ Блоки. Золотое правило механики.ppt

Описание презентации по отдельным слайдам:

Цели урока Познакомиться с подвижным и неподвижным блоками как представителям.

Ответьте на вопросы Что такое механическая работа? Что вы знаете об этой физи.

Ответьте на вопросы Что такое механическая работа? Что вы знаете об этой физической величине? Что называют механизмом? Зачем использовать простые механизмы?

Ответьте на вопросы Какие простые механизмы вы уже знаете? Что такое рычаг? К.

Ответьте на вопросы Какие простые механизмы вы уже знаете? Что такое рычаг? Как записать условие равновесия рычага математически? Приведите примеры применения рычагов в быту, в технике.

Блок Блок - это устройство, имеющее форму колеса с желобом, по которому пропу.

Блок Блок - это устройство, имеющее форму колеса с желобом, по которому пропускают веревку, трос или цепь.

Виды блоков

Неподвижный блок Неподвижный блок – это блок, ось которого закреплена и при п.

Неподвижный блок Неподвижный блок – это блок, ось которого закреплена и при подъеме грузов не опускается и не поднимается

Подвижный блок Подвижный блок – это блок, ось которого поднимается и опускает.

Подвижный блок Подвижный блок – это блок, ось которого поднимается и опускается вместе с грузом

Полиспаст Полиспаст – это система состоящая из разных блоков

Полиспаст Полиспаст – это система состоящая из разных блоков

Полиспаст

Использование блоков

Работа и простые механизмы Дают ли простые механизмы выигрыш в работе? Ни оди.

Выполните задания I вариант № 758, 759, 771 II вариант № 757, 760, 770

Выполните задания I вариант № 758, 759, 771 II вариант № 757, 760, 770

Домашнее задание Учебник: § 59, 60 вопросы к параграфу; Упр. 31 (1, 2)

Домашнее задание Учебник: § 59, 60 вопросы к параграфу; Упр. 31 (1, 2)

Список использованной литературы Пёрышкин А.В. Физика. 7 класс. - М.: Дрофа.

Краткое описание документа:

Загрузить презентацию (248 кБ)

Цель урока: познакомить учащихся с неподвижным и подвижным блоками; выяснить, есть ли выигрыш в силе и работе при использовании простых механизмов; сформулировать “Золотое правило” механики.

  • презентация к уроку по теме,
  • проектор,
  • экран,
  • компьютер,
  • оборудование для проведения физического эксперимента (блоки, рычаг, нить, грузы, штатив, динамометр).

1. Организационный момент.

2. Мотивация и целеполагание.

Мы продолжаем изучать простые механизмы. И тема сегодняшнего нашего урока “Блоки. “Золотое правило” механики”. (СЛАЙД 1) Цель нашего урока - познакомиться с еще одним видом простых механизмов – блоками. А задача наша заключается в том, чтобы выяснить, есть ли выигрыш в силе и работе при использовании простых механизмов и сформулировать “Золотое правило” механики. (СЛАЙД 2)

3. Актуализация знаний.

Для их достижения нам необходимо вспомнить материал прошлого урока.

Сейчас я даю вам 7 минут, чтобы вы написали опорный конспект в тетрадь по теме “Простые механизмы”, а пока вы пишите, я попрошу рассказать одного-двух учеников домашнее задание устно у доски.

4. Изучение нового материала.

Приступаем к изучению нового материала.

Итак, что же такое блок? Блок - это колесо с желобом, укрепленное в обойме. (СЛАЙД 3)

  • неподвижный – ось которого закреплена и при подъеме груза не движется;
  • подвижный – ось которого поднимается или опускается вместе с грузом.

Рассмотрим сначала неподвижный блок. (СЛАЙД 4)

Неподвижный блок Архимед рассматривал как равноплечий рычаг.

Давайте посмотрим, какими будут силы F1 и F2 ?

Демонстрация: подвесить 4 груза на один конец веревки, а к другому концу – динамометр. Он покажет силу 4 Н.

Вопрос классу: Что мы видим? Силы одинаковые. Попробуем это объяснить математически.

Блок представляет собой окружность. Точка О – центр блока, через который проходит его ось. ОА = l1 ; ОВ = l2 – это радиусы. Следовательно, l1 = l2. Мы видим, что это плечи сил. Вспомним правило равновесия рычага: если плечи равны, то и силы будут равными.

Будет ли выигрыш в силе в данном случае? Выигрыша нет.

Какой сделаем вывод? Неподвижный блок выигрыша в силе не дает.

Теперь рассмотрим подвижный блок. (СЛАЙД 5)

Это будет рычаг? Да, но у этого рычага плечи разные. Какими же будут силы F1 и F2 ?

Демонстрация: подвесить 4 груза на один конец веревки, а к другому концу – динамометр. Он покажет силу 2Н.

Вопрос классу: Что теперь видим? Сила F1 > F2 в 2 раза, т.е. мы выигрываем в силе в 2 раза.

А это система блоков (продолжение СЛАЙДА 5) Убедимся в том, что сила F2 не изменится.

Демонстрация: подвесить 4 груза на один конец веревки, а к другому концу – динамометр. Он покажет силу 2 Н.

Что и следовало доказать. Но попробуем доказать математически.

Итак, точка О – центр блока, точка А – точка опоры рычага. l1 – плечо силы F1 , l2 – плечо силы F2; АО = l1, АВ = l2, следовательно l2 = 2l1 .

Какой вывод сделаем теперь? Подвижный блок дает выигрыш в силе в 2 раза.

А сейчас прервемся на пару минут: все встали и отдохнем. (СЛАЙД 6)

На болоте две подружки –
Две зеленые лягушки
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались,
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет,
Всем друзьям – физкульт-привет!

Продолжаем наш урок. Итак, мы выяснили, что неподвижный блок выигрыша в силе не дает, а подвижный дает в 2 раза – т.е. прикладывая нашу силу, мы можем переместить груз, вес которого больше в 2 раза. А как же с работой? Будет ли выигрыш в работе?

Перед нами рычаг (демонстрация). Уравновесим его разными силами и повернем против часовой стрелки. (СЛАЙД 7) Мы видим, что точки приложения за одно и тоже время прошли разные пути S1 22.03.2014

Автор: Кузнецова Светлана Вячеславовна учитель физики МОУ Ганусовская СОШ, Раменского муниципального района Московской области поселка Рылеево.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Формировать навыки общения.

Воспитательные:
Воспитывать наблюдательность, культуру речи, умение четко выражать свою мысль.

Воспитывать умение видеть физику вокруг себя.
Развивающие:

Создать условия для развития мыслительных и коммуникативных качеств учащихся.

Формировать умения применять полученные знания при решении практических задач.

Развивать навыки работы в парах.

I. Организационный момент.

Вводное слово учителя.

Актуализация знаний по теме.

II. Изучение нового материала.

Великий физик – Архимед.

III. Итоги урока.

Домашнее задание. Оценки за урок.

Конспект урока по теме:

Организационный момент. На предыдущем уроке необходимо в тетрадях начертить таблицу для двух видов блоков, в которой наклеить шаблоны блоков - окружность. Посередине класса необходимо поставить ящик с песком (с помощью игрового момента ставится проблема). Девочка и мальчик из класса выбирается заранее.

Вводное слово учителя.

Здравствуйте ребята. Садитесь. Очень часто вы меня спрашиваете, нужна ли вам будет физика, после окончания школы. А я вам отвечаю, что мы в повседневной жизни живем по законам этой науки, даже и не задумываясь об этом. Вот на последних уроках мы говорили о простых механизмах и их назначении.

Ой, ребята как некрасиво, урок уже начался и к нам сегодня пришли гости, а посередине класса ящик с песком стоит. Дежурные, пожалуйста, уберите.

Выходит девочка. Ученица пытается сдвинуть ящик с песком.

Девочка. Я не могу его поднять, он такой тяжелый.

Выходит ученик. Что, ты, давай я тебе помогу. Это можно легко сделать.

Ученица. Как это? Легко!

Ученик . А для этого мы воспользуемся нашей палочкой выручалочкой-рычагом. (Мальчик использует длинную деревянную палку, чтобы сдвинуть ящик) . Если найти опору, то прикладывая незначительную силу, можно сдвинуть тяжелый груз.

Учитель. Спасибо ребята, вы нам наглядно продемонстрировали назначение простых механизмов, которые служат нам для преобразования силы. Но правильно отметил Рома, мы совершили работу по перемещению тяжёлого груза, прилагая при этом незначительные усилия. А исходя из закона сохранения, энергия не берется из ниоткуда и бесследно не исчезает. Значит, используя простые механизмы и получая выигрыш в силе, мы в чем то потеряли. Сегодня на уроке мы попытаемся ответить на этот вопрос.

Откройте ваши тетради и запишите тему урока:

Цели нашего урока:

доказать, что условие равновесия рычага применимо к блоку;

выяснить, как оно выполняется для простых механизмов.

Эпиграфом нашего урока являются слова Яна Полонского

Царство науки не знает предела –

Всюду следы ее вечных побед,

Разума слово и дело,

?Для чего нам нужны простые механизмы.

?Перечислите известные вам простые механизмы.

?Что называют рычагом?

?Что называют плечом силы?

?Как найти плечо силы? (Рисунок на доске)

?В чем заключается правило равновесия рычага? (Формула на доске)

?Что называют моментом силы? (Формула на доске)

Найдите ошибку на рисунке. (На доске рисунок на котором неверно изображена плечи сил)

Плечи разные, значит и линии действия сил должны быть различными.

? Почему ручку располагают у края двери как можно дальше от петель?

Чтобы увеличить плечо действующей силы.

Груз несут на палке, перекинутой через плечо. Как влияет положение груза на величину силы, с которой груз действует на плечо?

Чем ближе груз расположен к плечу, тем меньше сила, с которой рука удерживает палку.

С какой силой натянута мышца человека при подъёме гири весом 50 Н, если расстояние от гири до локтя равно 40 см, а от локтя до места закрепления мышцы - 4 см?

это пропорция 50*40=х*4
40х=200
х=5 (Н)

На рычаге уравновешенны две гири одинакового объема, но из различных материалов, причем одна гиря легче другой. Изменится ли равновесие рычага, если гири погрузить в воду.

Равновесие нарушится, та гиря, которая тяжелее перевесит, так как на гири, которые находятся в жидкости, действуют силы Архимеда и силы тяжести, Архимедовы силы одинаковы, так как одинаковы объемы тел и жидкости в сосудах, а вот силы тяжести не равны.

А сейчас вы самостоятельно, работая в парах и помогая друг другу, выполните экспериментальное задание.

Инструктаж по технике безопасности и охране труда.

II. Изучение нового материала.

Итак, с правилами равновесия рычага вы знакомы, можете применять их на практике. Познакомимся еще с одним видом простого механизма блоком. Вернее с блоками.

Что же такое блок и для чего он нам необходим?

Блок представляет собой колесо с желобом, укрепленное в обойме. По желобу блока пропускают веревку, трос или цепь.

Являясь разновидностью рычага, блок служит для преобразования силы. Каким же образом? Дело в том, что блоки бывают двух видов подвижные и неподвижные. Чтобы понять, в чем их разница дадим характеристику каждого вида в отдельности.

В тетрадях у вас уже начерчена таблица, в которой наклеены шаблоны блоков - окружность.

Вначале рассмотрим неподвижный блок.

Неподвижным называется блок, ось которого закреплена, то есть она не поднимается и не опускается при поднятии груза.

? Какое же преобразование силы дает нам этот блок?

Блок это рычаг, определим его плечи, (возьмите карандаши и линейки) обозначим центр – ось вращения буквой О. Проведем диаметр через центр и обозначим его АВ. Укажем силы, приложенные к блоку. Сила тяжести, действующая на груз, направлена вниз, и сила удерживающая груз тоже направлена вниз.

? Скажите, пожалуйста, чему равно плечо силы тяжести груза F 1 ?

Плечо силы F 1 равно ОА, а плечо приложенной силы F 2 ? ОВ, верно. АВ это диаметр, а что такое ОА и ОВ? Верно радиусы. Итак? у неподвижного блока плечи сил равны радиусу колеса. ОА = ОВ = r . А по условию равновесия рычага, если равны плечи сил, то и сами силы будут также равны F 1 = F 2. .

Значит, неподвижный блок не дает выигрыша в силе, но позволяет менять направление действия силы. Подпишите этот вывод под чертежом неподвижного блока

Рассмотрим теперь подвижный блок.

Подвижный это блок, ось которого поднимается и опускается вместе с грузом. Обозначим точку опоры О. На рисунке видно, что у подвижного блока она переместилась на обод блока. Р –э то вес тела, поднимаемого блоком, F – приложенная к нему сила.

ОА — плечо силы Р и ОВ — плечо силы F . Так как плечо ОВ в 2 раза больше плеча ОА, ОА это радиус, а ОВ диаметр значит, ОВ = 2 ОА то сила F в 2 раза меньше силы Р, Р = 2 F

Таким образом, подвижный блок дает выигрыш в силе в 2 раза. Подпишите этот вывод под чертежом подвижного блока.

Действие неподвижного и подвижного блоков аналогично действию рычага, так же есть точка опоры, отношение сил характеризуется отношением плеч.

Неподвижный блок не дает выигрыша в силе, но позволяет менять направление ее действия.

Подвижный блок дает выигрыш в силе в 2 раза.

2. Демонстрация действия неподвижного и подвижного блоков.

Обычно на практике применяют комбина­цию неподвижного блока с подвижным. Неподвижный блок применяется только для удобства. Он не дает выигрыша в силе, но изменяет направление действия силы, напри­мер, позволяет поднимать груз, стоя на земле, а используя вместе с ним и подвижный блок, мы получаем еще и выигрыш в силе в 2 раза.

Итак, мы с вами выясняли, что правило равновесия рычага справедливо и для блока. А вот где применяются и как действуют различного рода устройства и инструменты, применяемые в быту, нам расскажет Диденко Дмитрий.

Спасибо Дима. Нам осталось ответить на поставленный в начале урока вопрос, в чем мы теряем, используя простые механизмы, в виде кусачек, ножниц, гвоздодеров, винтов.

Когда люди начали использовать рычаги, блоки они обнаружили одну интересную особенность …перемещения, совершаемые при работе простых механизмом оказались связанными с силами, развиваемыми этими механизмами. На это обстоятельство обратил внимание Дима в своем проекте, чем длиннее ручка гвоздодера, тем больше выигрыш в силе, но при слишком длинной ручке им будет неудобно работать.

Это обстоятельство еще в древности было сформулировано следующим образом.

То, что мы выигрываем в силе, то же мы и проигрываем в пути.

Рисунок на доске. Уравновесим рычаг с помощью двух разных по модулю сил, и приведем рычаг в движение, за одно и тоже время точка приложения силы F 1 пройдет путь s 1 , а точка приложения силы F 2 путь s 2 , если измерить модули этих сил и пути пройденные точками приложения, то у нас получится равенство отношения F 2 к F 1 окажется точно таким же как отношение s 1 к s 2 , мы получим во сколько раз отличаются силы приложенные к рычагу, во столько же раз обратно пропорциональны пути, пройденные точками приложение. Воспользуемся свойствами пропорции и приведем это выражение к иному виду. У нас получается произведение силы F 1 на путь s 1 равно произведению силы F 2 на путь s 2 , напомним, что произведение силы на путь называется работой. Сделаем вывод: работы, совершаемые силами, приложенными к рычагу равны, рычаг не дает выигрыша в работе, точно такой же вывод можно сделать и для других простых механизмов

Итак, сделаем вывод: ни один механизм не дает выигрыша в работе, во сколько раз выигрываем в силе, во столько раз проигрываем в расстоянии.

Оно было установлено еще в древности – великим ученым древнегреческим ученым, математиком и физиком - Архимедом.

Это был человеком, страстно увлеченный механикой.

Более 2000 лет назад прошло с тех пор, как погиб Архимед, но и сегодня память людей хранит его слова: "Дайте мне точку опоры, и я подниму Землю". Архимед знал, что нет такого груза, который нельзя было бы поднять самой слабой силой, используя рычаг. Главное - нужно приложить слабую силу к очень длинному плечу рычага, а короткое заставить действовать на груз. Но Архимед не знал, насколько велика масса Земли. Расчеты показывают - рычаг, которым человек может поднять Землю такой огромный, что если человек со скоростью света (а это максимально возможная скорость 30 000 км в секунду) будет перемещать усилием своей руки длинное плечо, то он поднял бы Землю на 1 сантиметр, только после 10 миллионов лет работы!

Достигли целей поставленных в начале урока?

Что нового, интересного и важного вы узнали на уроке?

III . Итог урока.

Физика наука, подарившая нам много открытий, но непознанного вокруг еще много. Какое поле деятельности для пытливого ума, умелых рук и любознательных натур. Пусть сегодняшний урок разбудит у вас жажду новых познаний, ведь великий океан истины, по-прежнему, простилается перед вами, не исследованный до конца.

Домашнее задание. Задание 12. Рис 132.

Похожие документы:

Рабочая программа по физике 7 класса учителя физики и информатики

. формах конспекта, . УРОК 61/6. Блоки. "Золотое правило механики". ОСУМ. Неподвижный блок. Подвижный блок . Золотов, В.А.Задачи по физике в 6-7 классов/А.В.Золотов - М.:Просвещение, 1970 Степанова, Г.Н. Сборник вопросов и задач по физике для 7-8 классов .

Рабочая программа учителя Бельтюковой Светланы Викторовны основного общего образования по физике VII (1)

Рабочая программа по физике в 7 классе на 2013-2014 учебный год

Читайте также: