Блок 6 класс план урока

Обновлено: 05.07.2024

Аллитерация – вид звукописи, основанный на повторе согласных звуков.

Ассонанс – вид звукописи, основанный на повторе гласных звуков.

Звукопись – повторение одинаковых или близких по качеству звуков в целях придания речи выразительности и образности, создания звуковой картины.

Гипербола – чрезмерное преувеличение тех или иных свойств предмета или явления.

Драма – один из трёх (наряду с эпосом и лирикой) родов литературы. Драматургические произведения предназначены, как правило, для постановки на сцене. В основе драмы лежит конфликт.

Идея художественного произведения – основная мысль, то, ради чего написано произведение.

Интерьер – в художественном произведении – изображение внутренней обстановки помещения, комнаты, квартиры, дома. Один из способов характеристики героя.

Композиция – строение художественного произведения, расположение его частей.

Кольцевая композиция – одинаковые начало и концовка произведения.

Лирика (поэзия) – один из трёх (наряду с эпосом и драмой) родов литературы. Предмет изображения в лирике – чувства человека, его переживания, духовная жизнь.

Лирический герой – персонаж (герой) отдельного стихотворения или всех произведений поэта. Его личность, чувства, переживания, внутренний мир могут быть тождественны или отличны от личности и духовного мира поэта.

Жнúца – женщина, жнущая (срезающая специальным инструментом – серпом) хлебные злаки (колосья).

Межá – нераспаханная узкая полоса между полями.

Обездоленный – несчастный, лишённый самого необходимого, гонимый.

Список литературы

Обязательная литература

1. Полухина В. П., Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В.И. Литература. 6-й кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2018. – 303 с.
2. Полухина В. П. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы: 6-й кл. – М.: Просвещение, 2018. – 255 с.

3. Ахмадуллина Р. Г. Литература. 6-й кл. Рабочая тетрадь. В 2 ч. Ч.2. – М.: Просвещение, 2018. – 64 с.

Дополнительная литература
1. Аркин И. И. Уроки литературы в 5–6-х классах: Практическая методика: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2008. – 365 с.

2. Беляева Н. В. Уроки литературы в 6-м классе. Поурочные разработки: пособие для учителей общеобразоват. организаций. – М.: Просвещение, 2013. – 240 с.

3. Беляева Н. В. Уроки изучения лирики в школе: Кн. для учителя литературы. – М.: Вербум, 2004. – 214 с.

4. Замышляева А. Н. Литература. 6-й класс. Система уроков по учебнику под редакцией В. Я. Коровиной. – Волгоград: Учитель, 2015. – 308 с.

5. Коровина В. Я., Збарский И. С. Литература: Методические советы: 6-й класс. – М.: Просвещение, 2006. – 465 с.

6. Крук И. Т. Поэзия Александра Блока. М.: Просвещение, 2007. – 489 с.

7. Орлова В. Н. Александр Блок. – М.: Художественная литература, 2016. – 538 с.

8. Челышева И. Л. Литература. 6-й класс: планы-конспекты уроков. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. – 337 с.

Открытые электронные ресурсы

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Последние лучи заката

Лежат на поле сжатой ржи.

Дремотой розовой объята

Трава некошеной межи.

Ни ветерка, ни крика птицы,

Над рощей – красный диск луны,

И замирает песня жницы

Среди вечерней тишины.

Что слышит лирический герой? Песня женщины, жавшей рожь, становится тише. И больше ни звука. Тишина.

Используя существительные, метафоры, эпитет, Блок создаёт картину тихого летнего вечера.

Послушаем последнюю строфу стихотворения.

Забудь заботы и печали,

Умчись без цели на коне

В туман и в луговые дали,

Навстречу ночи и луне!

Это четверостишье уже не является пейзажной лирикой. Оно передаёт состояние лирического героя, которое созвучно картине тихого летнего вечера. Гармония в природе отражает гармонию в душе героя Блока. Отброшены заботы и печали, нет мелочных целей и устремлений, умиление и тихое восхищение красотой вечера таково, что лирический герой готов умчаться на коне в поля, слиться с тишиной и покоем вечера.

Жанр этого стихотворения – элегия. Несмотря на то что в основе произведения – пейзаж, чувствуются философские нотки. Первые катрены имеют ярко выраженный созерцательный характер. Последние строки подталкивают к раздумьям о настоящей свободе. Стихотворный размер – четырёхстопный ямб. Последний катрен стихотворения обращён к невидимому слушателю. Невозможно понять, кто является его адресатом: читатель или же сам лирический герой.

Так Блок вводит философскую мысль о бренности, ненужности забот и печалей, о радости ощущения гармонии в природе и умиротворения в душе.

Стихотворению предшествует эпиграф: слова короля Лира, героя одноимённой трагедии Вильяма Шекспира, о бедных странниках, не имеющих дома и попавших в непогоду.

Эпиграф – изречение, краткая цитата, помещаемая перед произведением или его частью и поясняющая его основную идею, замысел автора.

Вы, бедные, нагие несчастливцы.

О, как безумно за окном

Ревёт, бушует буря злая,

Несутся тучи, льют дождём,

И ветер воет, замирая!

Ужасна ночь! В такую ночь

Мне жаль людей, лишённых крова,

И сожаленье гонит прочь –

В объятья холода сырого.

Бороться с мраком и дождём,

Страдальцев участь разделяя…

О, как безумно за окном

Бушует ветер, изнывая!

Основная тема этого стихотворения, написанного четырёхстопным ямбом с перекрёстной рифмовкой, – одиночество лирического героя.

Это небольшое произведение состоит всего из 12 строк. Кульминация в композиции наступает, когда герой эмоционально желает разделить страдания несчастных, попавших в эту бурю. При этом произведение начинается и заканчивается описанием ужасной бури. С помощью глаголов и глагольных форм, метафор и олицетворений, звукописи, эпитетов и эмоционально окрашенных слов автор создал картину бушующей непогоды и передал восприятие её лирическим героем.

Кроме того, стихотворение позволяет нам понять, каково состояние лирического героя.

«Нет более трудной задачи, чем рассказать о запахе речной воды или о полевой тишине. И притом рассказать так, чтобы собеседник явственно услышал этот запах и почувствовал тишину.

Есть в мире сотни замечательных явлений. Для них у нас ещё нет слов, нет выражения. Чем удивительнее явление, чем оно великолепней, тем труднее рассказать о нём нашими помертвелыми словами.

Теоретический материал для углублённого изучения

Поэтическое слово всегда очень эмоционально и предельно насыщено в смысловом плане, ведь поэт стремится в стихотворении передать всю гамму чувств своего лирического героя, показать во всей полноте его душевные движения.

Чтобы выразить их, поэт прибегает к тропам (употреблению слов в переносном значении) и фигурам речи (речевые обороты, которые в конкретной фразе, предложении приобретают повышенную выразительность и эмоциональность).

Вспомним некоторые виды средств художественной выразительности.

Для придания речи выразительности и образности, создания звуковой картины авторы используют звукопись – повторение одинаковых или близких по качеству звуков. Повтор гласных называется ассонансом, согласных – аллитерацией.

У наших ушки на макушке!

Чуть утро осветило пушки

И леса синие верхушки –

Французы тут как тут.

…в болотной глуши

Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Сортировка элементов

Какими словами или словосочетаниями можно охарактеризовать эмоциональное состояние лирических героев стихотворений А. А. Блока? Рассортируйте утверждения.

Образ лирического героя крайне важен для понимания основной идеи стихотворения. Как и главный герой прозаического произведения, лирический герой поэтического сочинения может быть автобиографичен. Однако его характер бывает не столь явно описан.

стремление слиться с природой

стремление разделить тяжёлую участь людей

Ввод с клавиатуры

Введите с клавиатуры пропущенные в стихотворении слова:

О, как безумно за окном

Ревёт, бушует ____ злая,

Несутся __, льют дождём,

И ветер ___, замирая!

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Конспект урока будет удобен на уроке литературы для 6 класса в феврале, здесь есть цель и задачи, все этапы урока соблюдены, организационный момент, мотивация к учебной деятельности, приветствие, актуализация опорных знаний, лекция учителя, биография, физкультминутка, закрепление, беседа, работа по вопросам, итог, домашнее задание.

Конспект урока по литературе для 6 класса на тему: А. А. Блок

Цель: сформировать эмоционально-ценностное отношение учащихся к поэзии А.А. Блока на основе литературоведческого анализа пейзажной лирики.

1. Обучающие:

- формировать знания школьников о ключевых фактах биографии и творчества А. А. Блока, важных для восприятия изучаемых стихотворений;

- раскрыть своеобразное восприятие родной природы поэтом на примере изучаемых стихотворений;

- совершенствовать умение находить средства выразительности в художественном тексте и определять цель их использования;

- способствовать развитию личностного художественного восприятия и осмысления образов, созданных поэтом;

- совершенствовать умение анализировать поэтический текст в соответствии с заданными критериями;

- заложить основу для дальнейшего, более глубокого изучения творчества А. А. Блока.

2. Воспитательные:

- в процессе анализа стихов А. Блока осуществлять патриотическое воспитание: прививать любовь к природе с помощью ее поэтических образов и иллюстраций к стихотворениям;

- формировать интерес к изучению поэзии с помощью художественного чтения;

- воспитывать трудолюбие с помощью системы учебных заданий, чередования видов учебной деятельности.

- формировать аккуратность в оформлении рабочей тетради как проявление вежливости с помощью установок и педагогических требований.

3. Развивающие:

- развивать абстрактное и образное мышление с помощью сопоставления иллюстраций с текстом;

- развивать детское воображение как основу восприятия художественных текстов с помощью поэтических образов;

- развивать логическое мышление через формирование умения анализировать, сравнивать, обобщать;

- развивать интонационное богатство качественной устной речи учеников в процессе художественного чтения поэтического текста;

- развивать зрительное и слуховое внимание с помощью установок-требований;

Ход урока:

I.Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности .

Учитель: - Учебник на столе у вас?

А ручки и тетрадки?

Тогда урок начнём сейчас,

Раз всё у вас в порядке.

Чтобы литературные тайны познавать,

Нужно всё серьёзно изучать.

- проверка готовности класса к уроку:

Я рада новой встрече с вами,

Приятно ваше общество, друзья!

Ответы ваши вы готовьте сами,

Их с интересом буду слушать я.

Мы сегодня снова будем читать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошёл каждому впрок

Активно включайся в работу, дружок!

Вот книжки на столе,

Не хочется играть

Сегодня в прятки

Сегодня в классе у ребят

Урок очень важный

А почему он важный –

Добрый день, мои друзья,

Встрече с вами рада я.

Сели ровно, все достали,

Вспоминаем все, что знали,

Оставляем все заботы

И включаемся в работу.

II. Актуализация знаний учащихся.

Лекция учителя. Постановка цели урока.

- Что вы знаете об этом поэте, может быть, раньше уже чи­тали его стихи?

М. Цветаева посвятила ему такие строки:

Имя твое - птица в руке,

Имя твое - льдинка на языке.

Одно-единственное движение губ.

Имя твое - пять букв.

БЛОКЪ - так по правилам грамматики дореволюционной России писали это имя.

Сегодня наш урок пройдет несколько необычно. Главным действующим лицом будет, конечно, А.А. Блок. Услышим мы и Л.Л. Менделееву, и голоса людей, которые были современниками Александра Александровича, его знакомыми и близкими. А познакомит нас с биографическими датами и событиями в жизни поэта Биограф.

Итак, слово Биографу.

III. Работа по новой теме

В юности Александр Блок мечтал стать актером, занимался декламацией, участвовал в любительских спектаклях.

Диалог по письмам и воспоминаниям А. Блока и Л. Менделее­вой Выразительное чтение или чтение наизусть подготовленными учениками.

Перед природой, перед ее жизнью и ее участием в судьбах мы с Блоком, как оказалось потом, Дышали одним дыханием.

Даже руки наши не встретились, и смотрели мы прямо перед собой. И было нам шестнадцать и семнадцать лет.

Блок. Помните Вы-то эти сумерки? Вдруг в тусклом свете появлялась ваша фигура. Когда я догонял Вас, Вы оборачива­лись, смотрели всегда сначала недружелюбно, скрытно, умерен­но. Рука еле дотрагивалась (и вообще-то Ваша рука всегда торопится вырваться). Я путался, говорил ужасные глупости, падал духом; вдруг душа заливалась какой-то душной волной. И вдруг, страшно редко, - но ведь было же и это! - тонкое слово, лёгкий шепот, крошечное движение. После этого опять еще глуше, еще неподвижнее.

В сумерки октябрьского дня я шла к собору и встретила Блока. Мы пошли рядом. Я рассказала, куда иду и как все это вышло. Позволила идти с собой.

Блок. Вошли внутрь. В соборе почти никого не было. Вас поразила высота, громада, торжество, сумрак. Голос понизили даже. Потом ходили по диагонали. Солнце лучилось косо. Отчего вам тогда хотелось сумрака, пугал Вас рассеянный свет из окон? Oh портил собор, портил мысли, что же еще? Стало поздно, вышли, прошли на Сенную. Мне показалось ужасно близко!

Менделеева. Так начались соборы - сначала Казанский, потом и Исаакиевский. Встречи наши на улице продолжались. Мы все еще делали вид, что они случайны. Но часто. мы шли вместе далекий путь и много говорили. Все о том же. Много о стихах. Раз Блок спросил, что я думаю о его стихах. Я ответила, что думаю, что он поэт не меньше Фета. Это было для нас громадно! Мы были взволнованы оба, когда я это сказала, потому что в ту пору мы ничего не болтали зря.

17 ноября Блок пишет предсмертную записку и, с револьвером в кармане, отправляется в зал Дворянского собрания, на вечер Высших женских курсов. После вечера происходит реши­тельное объяснение. Л. Д. Менделеева соглашается стать женой поэта.

В июле 1916 года призван в действующую армию, зачислен табельщиком в инженерно-строительную дружину.

В мае 1917 года назначается редактором стенографического отчета Чрезвычайной следственной комиссии, учрежденной Временным правительством для расследования деятельности царских министров и сановников.

Художественное чтение подготовленными учащимися.

. Я притупился, перестал расчленять, события пестрят в глазах, противоречивы; то есть это утрата некоторая пафо­са, в данном случае революционного.

.. Между двух снов:

Спасайте, спасайте! Что спасать?

Такие же желто-бурые клубы дыма, за которыми - тление и горение. стелются в миллионах душ, пламя вражды, дико­сти, татарщины, злобы, унижения, забитости, недоверия, мести - то там, то здесь вспыхивает; русский большевизм гу­ляет, а дождя нет, и Бог не посылает его! (слайд 17)

24 апреля 1919 года назначается председателем Управления Большого драматического театра.

В 1920 году избирается председателем Петроградского отде­ления Всероссийского союза поэтов.

Май-июнь 1921 года - начало, постепенное обострение предсмертной болезни.

Уничтожение части архива. (слайд 18)

7 августа - умер. Похоронен на Смоленском кладбище. В 1944 году прах поэта был перенесен на Литераторские мостки Волкова кладбища.

. пусть, если только это будет возможно, он будет чело­веком мира, а не войны, пусть он будет спокойно и медленно созидать истребленное. годами ужаса. Если оке это невоз­можно, если кровь все еще будет в нем кипеть и бунтовать и разрушать, она во всех нас, грешных, - то пусть уж его терза­ет всегда и неотступно прежде всего совесть, пусть она хоть обезвреживает его ядовитые, страшные порывы, которыми богата современность наша и, может быть, будет богато и ближайшее будущее.

Поймите, хотя я говорю это, говорю с болью и отчаяньем в душе. Если он будет хороший, какой он будет мученик, он бу­дет расплачиваться за все, что мы наделали, за каждую мину­ту наших дней. (слайд 19)

Мы на цыпочки привстали,

Ручки кверху мы подняли,

Мы вздохнули, потянулись

И друг другу улыбнулись.

Выдохнули, руки вниз,

- А теперь все тихо встали,

Дружно руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, назад,

Повернулись вправо, влево

Тихо сели, вновь за дело.

I V. Закрепление изученного материала.

Слово учителя. Раннее творчество Александра Блока.

Работа с текстом.

Подготовленный ученик читает наизусть:

Мы встречались с тобой на закате,

Ты веслом рассекала залив.

Я любил твое белое платье,

Утонченность мечты разлюбив.

Были странны безмолвные встречи.

Загорались вечерние свечи.

Кто-то думал о бледной красе.

Приближений, сближений, сгораний -

Не приемлет лазурная тишь.

Мы встречались в вечернем тумане,

Где у берега рябь и камыш.

Ни тоски, ни любви, ни обиды,

Все померкло, прошло, отошло.

Белый стан, голоса панихиды

И твое золотое весло.

- Какие картины предстали в вашем воображении?

- Какими чувствами, по вашему мнению, наполнены строки стихотворения?

- Что вы скажете о цветописи в этом произведении?

- Каковы ваши впечатления от первой встречи с поэтом и человеком Александром Александровичем Блоком? (можно предложить письменно ответить на вопрос).

Заключительное слово учителя. (слайд 22)

Что такое поэт? Человек, который пишет стихами. Нет, конечно. Он называется поэтом не потому, что он пишет стихами; но он пишет стихами, то есть приводит в гармонию слова и звуки, потому что он — сын гармонии, поэт.

Что такое гармония? Гармония есть согласие мировых сил, порядок мировой жизни.

Порядок — космос, в противоположность беспорядку — хаосу.

Поэт — сын гармонии; и ему дана какая-то роль в мировой культуре.

Александр Блок блестяще исполнил все эти три дела, возложенные на него.

И мне нравится. Я люблю Александра Блока и его поэзию. Закончу стихами Анны Андреевны Ахматовой, которые посвящены Александру Александровичу Блоку:

Он прав — опять фонарь, аптека,

Нева, безмолвие, гранит.

Как памятник началу века,

Там этот человек стоит.

Когда он Пушкинскому дому,

Прощаясь, помахал рукой

И принял смертную истому

Как незаслуженный покой.

Пускай я умру под забором, как пёс,

Пусть жизнь меня в землю втоптала, —

Я верю: то Бог меня снегом занёс,

То вьюга меня целовала!

Одним словом: Поэт. Гений (слайд 26)

2. Последняя строфа (четверостишие) стихотворения звучит на фоне музыки. Созвучна ли музыка настроению стихотворения? Помогает ли она воспринимать поэзию Блока? Почему?

V. Подведение итогов урока.

- Какие задачи ставили перед собой в начале урока?

- Выполнили эти задачи?

-О ком мы сегодня с вами говорили?

  • На уроке я узнал….
  • Осталось непонятным…
  • Было интересно….

· 2. Прочитать статью (с. 162-166 учебника) и ответить на во­прос, какое содержание и настроение проникает в творчество Блока в 1905-1908 гг.

· 3. Индивидуальное задание:

Домашнее задание.

2. Как актёр и автор музыки усиливают эмоциональное воздействие стихотворения на слушателя?

3. Подготовьте выразительное чтение стихотворения, стараясь передать настроение, вызванное бурной непогодой.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия): Личностные: осознает свои трудности и стремится к их преодолению, имеет способность к самооценке своих действий, поступков; осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества. Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, ищет их причины и пути преодоления; принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы; осознает познавательную задачу; понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач. Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдает правила речевого поведения

Технологическая карта урока литературы

Урок общеметодической направленности

Цели деятельности учителя:

познакомить с творчеством поэта; совершенствовать навыки выразительного чтения и умение анализировать лирическое произведение.

Духовно- нравственное воспитание:

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия, формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного отношения к окружающей среде

воспитательные: формирование эмоционально-ценностного отношения учащихся к поэзии А.А.Блока, постижение художественных особенностей лирики;

образовательные: совершенствование умений анализа лирического текста;

развивающие: развитие творческих особенностей учащихся.

Предметные умения:

владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении).

Планируемые результаты

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные: осознает свои трудности и стремится к их преодолению, имеет способность к самооценке своих действий, поступков; осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, ищет их причины и пути преодоления; принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы; осознает познавательную задачу; понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдает правила речевого поведения.

Формы работы на уроке:

Парная, фронтальная, индивидуальная

Оборудование:

Модернизация урока:

Урок с применением средств ИКТ C:\Users\Emachines\Documents\презентация по литературе \

Содержание этапа урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание.

Организационный этап. Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. Создание психологической атмосферы урока, включение учащихся в деловой ритм урока.

- Добрый день, ребята. Присаживайтесь на свои места.

Рады слышать мы звонок

Начинается урок

Интересно нам читать,

Думать, спорить, размышлять

-С каким настроением вы пришли в школу? Подарите свое хорошее настроение друг другу. Улыбнитесь всем нам. Пусть нам принесет радость общение друг с другом. С этим настроением мы начнем наше занятие.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха

II. Актуализация знаний. Целеполагание.

Слайды с пейзажными картинками, музыка.

- А знаете ли вы этого поэта? (слайд портрет А.А.Блока)

-Правильно. Как кластер будет связан с темой нашего урока?

Так о ком и о чём будет идти речь на уроке? Давайте сформулируем тему.

- Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?

- Правильно, мы должны расширить знания о творчестве поэтов 20 века, учиться анализировать стихи.

Личностные УУД

1. Развивать умение выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

Коммуникативные УУД

Строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Регулятивные УУД

1. Планировать необходимые действия

III. Мотивация учебной деятельности. Подготовка к сознательному восприятию материала, стимулирование познавательного интереса, преобразование содержание обучения на личностно- значимое.

1.Слово учителя:

Родная природа… Это то, что дорого нашему сердцу: куст сирени за окном, бескрайние поля, спелая вишня на веточке. Мы иногда не видим прекрасное в окружающем нас мире. А вот поэт находит в природе и образы, и ритмы, и звуки, и краски, и запахи, его привлекает ее естественность и в то же время тайна, а главное- красота, гармония, чего так не хватает миру людей. Поэт, вдохновленный образами природы, создает свою картину, но только при помощи слов.

У русского поэта И.С. Никитина есть строки, ставшие эпиграфом к нашему уроку:

-Как вы понимаете эти строки?

Приобщаясь к миру прекрасного, человек становится чище, лучше, духовно богаче. Вот почему поэзия неразрывно связана с природой. А тема природы в поэзии- одна из вечных тем.

Особенность урока в том, что стихотворения А.Блока будут учить нас удивляться привычному. Видеть красоту в обычном, чувствовать и заново открывать для себя родное слово.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Коммуникативные УУД адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

– высказывать и обосновывать свою точку зрения;

– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

IV. Усвоение новых знаний

1. Слово о жизни А.Блока.

Александр Александрович Блок – одно из ключевых имен русской литературы. Своим творчеством он открыл поэзию XX века, соединив русскую классику и новое искусство.

3. Первичное знакомство с текстом произведения

- Прочитайте стихотворение "Летний вечер"(ознакомительное чтение про себя) Работа с учебником

- Слушание в исполнении мастера художественного слова (аудиозапись)

- Понравилось ли вам стихотворение? Чем?

- Какой вы себе представляете картину летнего вечера?

- Какое настроение возникло у вас при чтении?

4. Работа по содержанию

- Какое настроение охватывает вас? Почему?

- Какое время года рисует поэт? Лето в разгаре или подходит к концу? (Слайд 7)

- Какой месяц лета запечатлён в стихотворении? Объясните свой выбор.

5. Словарная работа. Значение слов межа, жница (Слайд 8)

Межа – граница земельных владений в виде узкой полосы необрабатываемой земли

Жница – та, которая жнёт (убирает) в поле рожь

- Какое время суток рисует поэт?

- Укажите приметы вечера (последние лучи заката, засыпающее поле, вечерняя тишина, диск луны, навстречу ночи, дремотой розовой, красный диск луны)

- Какими красками нарисована картина природы? (Красный, розовый, желтый)

- Одно из самых выразительных средств поэтической речи – эпитеты. Найдите в тексте цветовые эпитеты. Какие чувства будят в вас эти цвета?

- В каких строках чувство тревоги особенно заметно? (И замирает песня жницы среди вечерней тишины)

- Почему автор передаёт нам чувство тревоги?

- Прочтите внимательно последнюю строфу. Меняется ли настроение?

(Да, появляется ощущение радости, полёта, свободы)

- Как называется такой приём? (Антитеза)

«…без цели на коне

6. Художественные средства выразительности

Духовно-нравственное воспитание (развитие умений делать выводы для себя, наблюдая за героем, с целью возможного личностного роста).

Предметные : выделять нравственную проблематику текста как основу для развития представлений о нравственном идеале, для формирования представлений о русском национальном характере; воспринимать художественный текст как произведение искусства

Регулятивные УУД

1. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с текстом

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Находить в тексте ответы на вопросы .

V. Физминутка

Личностные УУД:

установка на здоровый образ жизни и её реализация на уроке.

VI. Рефлексия.

Надеюсь, что Надеюсь, что после нашего урока вам стал понятнее и ближе язык природы и вы природы и вы сможете сможете сказать: Как ПРЕКРАСЕН МИР!

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

VII. Информация о домашнем задании

Подготовить выразительное чтение стихо­творений наизусть ( по выбору). Нарисовать иллюстрацию к любому стихо­творению (по желанию). Инд. задание: подготовить краткий связ­ный рассказ о поэзии С. Есе­нина

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повторение пройденного материала о жизни и творчестве поэта. Анализ поэтических строк,развитие творческих способностей учащихся.

Урок-конспект по литературе: "А. А. Блок. Летний вечер" (6 класс)

Тема: А. А. Блок "Летний вечер"

Цели:

повторить пройденный материал о жизни и творчестве поэта;

учить анализировать поэтические строки;

развивать творческие способности учащихся;

задачи:

учащиеся должны уметь находить в стихотворении тропы, определять ритм, размер, узнавать рифму;

Оборудование: мини-тест по биографии поэта, репродукции картин

Ход урока

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

что вы знаете о жизни и творчестве поэта?

Устное мини-тестирование. На все вопросы два варианта ответа:

А) верно Б) неверно

А. Блок родился в 1880 году.

Детство поэта прошло в селе Константиново.

Отец Блока был профессором, а мать – писательницей.

Образование будущий поэт получил в Петербургском университете.

Его дед, профессор Д. Бекетов дружил с выдающимся химиком Д. Менделеевым.

Первый поэтический сборник Блока называется "Стихи о прекрасной даме".

Взаимопроверка учащихся.

Итог тестирования: напишите основные темы творчества А. Блока. (любовь, родина, красота родного края)

3. Подготовка к восприятию новой темы

«Многие из нас любуются природой,

но не многие принимают её к сердцу,

и даже тем, кто её принимает,

не часто удаётся так сойтись с природой,

М. М. Пришвин

Репродукции картин: И. Левитан "Летний вечер. Река", Б. Щербаков "Разнотравье донское", А. Пластов "Сенокос".

Перечислите краски лета. Как художникам удалось передать настроение?

А теперь послушайте, как звучит лето в музыке. Запись музыкальной композиции П. И. Чайковского "Времена года. Август"

Какие звуки вам слышаться? Какие краски вам представляются? Какое настроение передаёт вам музыка? Объясните свои ощущения.

4. Первичное знакомство с текстом произведения

Прочитайте стихотворение "Летний вечер". Какое настроение охватывает вас? Почему?

5. Анализ стихотворения

Разберемся, какие средства выразительности использует автор.

А) Беседа с учащимися

Какое время года рисует поэт? (лето)

какой месяц лета запечатлен в стихотворении? (Конец июля, август)

Объясните свой выбор (рожь уже сжали)

Перечислите приметы вечера (последние лучи заката, засыпающее поле, вечерняя тишина, диск луны, навстречу ночи)

Одно из самых выразительных средств поэтической речи – эпитеты. Найдите в тексте цветовые эпитеты. Какие чувства будят в вас эти цвета? (Розовый, но больше красного. Вызывает чувство тревоги)

В каких строках чувство тревоги особенно заметно? (И замирает песня жницы среди вечерней тишины)

Прочтите внимательно последнюю строфу. Меняется ли настроение? (Да. Появляется ощущение радости, полета, свободы)

Как называется такой прием? (Антитеза)

Б) Лексический анализ

Есть ли в тексте слова, значение который вам непонятно?

В) Заполнение таблицы

Размер стихотворения:

6. Эстетическое восприятие художественного текста

Прослушайте стихотворение еще раз. Как вам кажется, какая картина из тех, что вы рассматривали раньше, больше всего подходит к этому произведению? Объясните свой выбор.

Придумайте дополнительные эпитеты и метафоры к созданной картине.

7. Выразительное чтение стихотворения

8. Рефлексия

Что нового вы сегодня узнали о творчестве А. Блока?

Отвечает ли эпитет урока заявленной теме?

Опишите свое настроение, которое осталось после прочтения стихотворения.

Читайте также: