Благодаря какому роману имя достоевского узнала вся россия в какое время это произошло кратко

Обновлено: 05.07.2024

Биография и творчество Достоевского Федора Михайловича

Выдающийся русский писатель родился 30 октября (11 ноября по новому стилю) в Москве, в правом флигеле Мариинской больницы для бедных, где его отец, Михаил Андреевич, работал врачом. При больнице был большой красивый сад с липовыми аллеями, где детям нравилось играть, особенно в теплые летние дни. Больница находилась на улице Божедомка, недалеко от Марьиной рощи, куда всей семьей любили ходить на прогулку.

Семья была большая (7 детей, Федор – второй сын), дружная. Родители были религиозными, особенно мать Мария Федоровна, урожденная Нечаева, происходила из московского купечества. По воскресеньям и праздникам ходили в церковь. Одно из ярких воспоминаний детства – ежегодные поездки в Троице-Сергиеву лавру.

В 1831 году родители купили в Тульской губернии небольшое имение, куда весной на все лето переселялась семья. Деревня была живописной, маленький домик из трех комнат находился в липовой роще, примыкавшей к березовому лесу.

Родители старались дать детям хорошее образование. В 1834 году Федор вместе со старшим братом Михаилом поступил в известный пансион Леонтия Ивановича Чермака. Федор много читает, знает наизусть почти всего Пушкина.

Первое семейное горе: смерть матери в 1837 году. Узнав о гибели Пушкина на дуэли, Федор сказал брату Михаилу, что если бы у них не было семейного траура, он носил бы траур по любимому поэту.

Отец стремился дать сыновьям надежную профессию. Он отвез Михаила и Федора в Петербург для поступления в Инженерное училище – одно из лучших учебных заведений того времени. Братья никогда не были в Петербурге и мечтали пойти на место дуэли и посетить квартиру, где умер поэт. Романтический пыл угас, когда они вдруг увидели на одной из станций, как здоровенный фельдъегерь изо всей силы опускал свой огромный кулак на шею ямщика , а тот волей-неволей хлестал лошадей…

Главный доктор училища признал совершенно здорового старшего брата – чахоточным, а болезненного Федора – здоровым. Михаил не был принят в училище и отправился в Ревель для поступления кондуктором в инженерную команду. Таким образом Федору неожиданно пришлось разлучиться с братом.

Основными предметами в училище были шагистика, математика и черчение. Учеба не увлекала Федора. Он чувствовал себя одиноким без брата Михаила, которого очень любил. Отец, полагая, что сын поступил на полное казенное содержание, не выдавал карманных денег, отсутствие которых унижало самолюбивого юношу. Он держится особняком и уходит в мир книг. Его любимые авторы: Гомер, Данте, Шекспир, Сервантес, Гете, Шиллер, Гофман, Бальзак, Жорж Санд, Гюго, Пушкин, Гоголь.

В 1841 году он произведен в офицеры; в 1842 году, по окончании полного курса, он зачислен на службу в чертежники инженерного департамента. Но живет он одной литературой. В 1844 году он подает в отставку, чтобы полностью посвятить себя литературному труду.

В Тобольске Достоевскому и другим петрашевцам разрешили встретиться с женами декабристов, которые подарили им по Евангелию. Это была единственная книга, разрешенная на каторге.

По окончании каторги, в 1854 году, Достоевский был зачислен рядовым в батальон, стоявший в Семипалатинске. Солдатская служба продолжалась недолго: в октябре 1855 года он произведен в прапорщики. В 1856 году он женится на вдове Марии Дмитриевне Исаевой. Брак увеличил его материальные трудности (у него был пасынок, о котором он потом заботился всю жизнь).

В 1859 году Достоевский прощен, ему разрешено выйти в отставку и жить в любом городе центральной России, кроме столиц. Вначале Достоевский с семьей поселился в Твери и усиленно добивался разрешения переехать в Петербург. Через несколько месяцев его хлопоты увенчались успехом.

По возвращении в Петербург начинается самый светлый период в жизни писателя. Умная, энергичная жена взяла в руки его денежные дела и вскоре освободила его от долгов. Росли дети (дочь Любовь, родилась в 1869 году Дрездене и сын Федор, родился в 1871 году в Петербурге).

Достоевский умер 28 января 1881 года от разрыва легочной артерии. Его похороны стали общественным событием. Огромная толпа поклонников великого писателя шла за его гробом. Среди них было много молодежи. Похоронен на кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге.

Источник: Тусичишный А.П. Русская литература второй половины XIX века — М. : ФЛИНТА, 2013

Жизненный и творческий путь Ф.М. Достоевского

Фёдор Михайлович Достоевский родился 11 ноября 1821 года в Москве. Отцом его был отставной военный лекарь Михаил Андреевич (участник Отечественной войны 1812 года), а матерью – Мария Фёдоровна (в девичестве Нечаева). Первым ребёнком в семье был Михаил, а Фёдор – вторым.

Всю жизнь два старших брата оставались самыми близкими людьми.

Всего в семье было 8 детей.

Отец семейства был строгим человеком. Он установил дома порядок и требовал, чтобы все неукоснительно его соблюдали. Но была добрая и ласковая мама. Была ещё няня, взятая из московских мещанок по найму, звали которую Алёна Фролова. Достоевский вспоминал её с такой же нежностью, как Пушкин вспоминал Арину Родионовну. Именно от неё он услышал первые сказки: про Жар-Птицу, Алёшу Поповича, Синюю Птицу. Часто по вечерам в семье Достоевских проходили семейные чтения.

О. де Бальзаком, Э.Т.А. Гофманом.

С 1834 года юных Фёдора и Михаила определяют в частный пансион Л.И. Чермака, один из лучших в Москве, где они учились до 1837 года. Пансион располагался на Басманной улице.

Каждую пасху мать возила сыновей на богомолье в Троице-Сергиеву Лавру.

Зимой 1837 года умерла мать Фёдора Михайловича, и этот период принято считать окончания детства писателя. А ровно через год он вместе с братом Михаилом едет в Санкт-Петербург поступает в Инженерное училище. Но Михаила не могут туда зачислить по состоянию здоровью, и он вынужден был поступить в инженерные юнкера в Ревене (ныне Таллинн).

В начале лета 1839 года умер отец.

Будущий писатель очень тяжело перенёс эту трагедию, тем более что упорно ходили слухи о том, что Михаила Андреевича убили свои же крестьяне в селе Даровое (Тульская губерния), которое они купили в 1831 году и в котором маленький Федя проводил каждое лето.

И именно со смертью отца связан первый приступ эпилепсии, который преследовал Фёдора Михайловича до конца жизни.

Один из счастливых моментов в первые годы жизни и учёбы Достоевского в Петербурге являлось общение с поэтом-романтиком И.Н. Шидловским.

Годы, проведённые в училище, можно считать годами становления писателя.

После окончания училища, в 1843 году, Достоевский был зачислен на службу в чертёжную инженерного департамента, но через год уволился, вместе с Д.В.Григоровичем (уже известным писателем) снял квартиру и занялся писательским трудом..

Однако в последствии Достоевский не раз вспоминал с благородностью великого критика.

С весны 1847 года писатель становиться постоянным членом кружка петрашевцев. На собраниях обсуждались политические, социально-экономические, литературные и другие проблемы. Достоевский был сторонником отмены крепостного права и отмены цензуры над литературой. Но в отличие от остальных петрашевцев он был ярким противником настильного свержения существующей власти.

В кружке Петрашевского Достоевский сближается с Дуровым, Спешневым, Момбелли, они задумывают собственную типографию, но не успевают.

Рано утром, в 4 часа 23 апреля 1849 года к Фёдору Михайловичу Достоевскому по личному приказу царя Николая 1 пришли жандармы, арестовали и заключи в Петропавловскую крепость. Вместе с ним было арестовано ещё несколько десятков петрашевцев.

В феврале 1854 года Достоевского, по решению суда, определяют рядовым в Семипалатинский линейный батальон.

Достоевский уже известен и благодаря этому становиться другом областного прокурора Врангеля, которой присутствовал при инсценировке расстрела петрашевцев зимой 1849 года. Это давало Фёдору Михайловичу возможность бывать в высшем обществе (он познакомился и с Ч.Ч.Валихановым, видным казахским деятелем, с которым он поддерживал связь и после ссылки). Благодаря началу либерального правления Александра 2 рядовой Достоевский 1 октября 1856 года получил офицерский чин, а немногим ранее ему был возвращён дворянский титул.

В начале 1857 года Достоевский женится. Его первой женой становиться вдова отставного чиновника Мария Дмитриевна Исаева. Он влюбился в неё (ещё когда она была замужем) с первого взгляда. У Марии Дмитриевны был трудный характер, и поэтому брак оказался трудным.

Православная идея братства позволит, по мнению Достоевского, русскому человеку осуществить в будущем свою национальную сверхзадачу – идею всечеловечности, то есть объединения и примирения всех народов мира в высшем синтезе. Почвеннические воззрения Достоевский развивал в течение всей жизни.

Второй брак писателя по-настоящему был счастливым.

С 1867 по 1871 год писатель вместе со своей женой, спасается от кредитов, проводит за границей, лишь изредка приезжает в Россию.

Они переменно жили в Дрездене, Берлине, Базеле, Женеве, и Флоренции. И лишь в конце 1871 года, после того как писателю удалось расплатится с долгами (часть из которых он наделал, играя часто в казино, часть осталось от брата), он смог вернутся в Петербург.

С 1872 года семья Достоевских каждое лето (и даже зиму 1874-75 годов) проводит небольшом городке Старая Русса, что в Новгородской губернии.

Здесь Достоевский с семьёй отдыхал от суетной Петербургской жизни, а позже он здесь приобрел дом. Один столичной знакомый Достоевского был крайне удивлён тем, что известный писатель бродит по городу и ищет свою не вернувшуюся домой корову.

27 декабря 1877 года Н.А.Некрасов умер. И Достоевский с глубоким сожалением говорил, что они всю жизнь прошли врозь. Очень много писал о великом поэте Достоевский в своем дневнике.

В 1870-е годы Достоевский находится на пике своего таланта. Его избирают членом-корреспондентов Академии наук по отделению русского языка и словесности

Ещё в конце 1879 года врачи, осматривавшие Достоевского, отметили у него прогрессирующую болезнь лёгких. Ему было рекомендовано избегать физических нагрузок и опасаться душевных волнений.

Раздел: Зарубежная литература Количество знаков с пробелами: 19178 Количество таблиц: 0 Количество изображений: 0

Похожие работы

Творческая биография Ф.М. Достоевского

Творческий путь Л. Н. Толстого

… сосредоточиваются на времени Петра I. Но в 1870 году работа над романом была едва начата. Социально-философские, этические, эстетические искания, вообще характеризующие творческий путь Толстого, достигают мучительного напряжения в 70-е годы — период, непосредственно предшествующий перелому в мировоззрении и творчестве художника. Ощущение творческого перепутья, овладевшее Толстым в 1870 году, …

Пути взаимосвязи основного и регионального компонентов образования в школьном литературном краеведении

… один из путей постижения произведений литературы и искусства. Этому будет способствовать верно организованное соотношение основного и регионального компонентов образования в школьном литературном краеведении. Рассмотрим, какие могут быть пути взаимосвязи этих компонентов в процессе обучения школьников литературе. Первый путь — это использование приема сопоставления произведений, авторов из …

Чаадаев — Герцен — Достоевский

Истоки романа


Литература. Базовый и углубленный уровни. 10 класс. Учебник. Часть 1

Учебник входит в УМК для 10–11 классов, обеспечивающий преподавание по программе литературного образования В. В. Агеносова, А. Н. Архангельского, Н. Б. Тралковой, и соответствует ФГОС. Предназначен для школ и классов с углубленным изучением литературы.

Начало работы

Совершив сделку, Достоевский расплатился с кредиторами и отправился за границу. Но, будучи азартным игроком, всего за пять дней писатель проиграл все свои деньги и вновь оказался в сложном положении. В месте, где он тогда остановился (Висбаден, Германия), ввиду того, что постоялец оказался неплатежеспособен, хозяева отеля отказали ему сначала в обедах, а затем и в свете. Вот тут и пришло время для создания романа: в отсутствие света и еды Достоевский начал работать над книгой, которая станет одной из величайших в мировой литературе.

Считается, что сюжет про убийство старушки-процентщицы топором был подсказан писателю реальным преступлением. В январе 1865 года двадцатисемилетний житель Москвы Герасим Чистов, раскольник по своим религиозным убеждениям, убил двух пожилых женщин топором и украл ценные вещи и деньги. Известно, что Достоевский был знаком с отчётом по этому делу и, видимо, взял за основу историю этого преступления. Причину же убийства, совершенного Раскольниковым, автор объяснял просто: старуха была глупая и злая, никому не нужная, а её деньги могли бы спасти родных и близких юноши.

Процесс написания

Финал романа давался автору нелегко. Раскольников стал сложным персонажем, мотивы его поступков усложнились, характер будто раздвоился. Родион одновременно и любил людей, и ненавидел.


Литература. Базовый и углубленный уровни. 10 класс. Учебник. Часть 2

Учебник входит в УМК для 10–11 классов, обеспечивающий преподавание по программе литературного образования В. В. Агеносова, А. Н. Архангельского, Н. Б. Тралковой, и соответствует ФГОС. Предназначен для школ и классов с углубленным изучением литературы.

Итог написания романа для Достоевского

Реакция современников

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

hello_html_2d70c5c6.jpg

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

государственное казенное профессиональное образовательное учреждение

Прокопьевский горнотехнический техникум им. В.П.Романова

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

занятия по литературе

Автор: Л.М. Семенкова,

преподаватель ГКПОУ Прокопьевского

горнотехнического техникума

им. В.П. Романова

Прокопьевск 2016

Пояснительная записка

Данное занятие способствует формированию мировоззрения обучающихся, развивает познавательный интерес, обогащает духовный мир, способствует развитию аналитического мышления ребят, творческих способностей, самостоятельности, а также обогащает кругозор, Материал занятия отражает связь с реальной жизнью, обеспечивает органическое единство обучения воспитания.

Занятие по литературе

Цели занятия:

- углубить знания обучающихся о Достоевском-художнике, философе, психологе;

- выяснить роль Петербурга в романе, значение цвета, чисел, говорящих имен и фамилий;

развивающая: развивать речевую культуру студентов , аналитическое мышление, творческие способности, умения ораторского мастерства; расширять кругозор, прививая любовь к русской литературе;

воспитательная: вовлекая в активную эстетическую деятельность, воспитывать гармоничную духовно развитую личность; попытаться пробудить в душах ребят любовь к творчеству Ф.М.Достоевского.

Тип занятия - комбинированный

Методы обучения: словесные, наглядные, практические: проблемные,

Педагогические технологии: элементы развивающего и проблемного

обучения, информационные технологии.

Технические средства обучения: интерактивная доска, компьютер, проектор.

План занятия

II. Проверка домашнего задания

Ш.Объяснение нового материала

1. Реализм Достоевского

2. История создания романа

а) Основная тема

г) Основная проблема

2)Художественное своеобразие романа

б) Главный сюжет

в) Этапы развития сюжета

д) Внесюжетные элементы


4. Петербург Достоевского.

Образ Петербурга в романе

IV . Обобщение и заключение.

V .Выставление оценок.

VI . Домашнее задание.

Ход занятия

А главное, я хотела бы, чтобы каждый из вас задумался о своей роли в этой жизни!

П. Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос по биографии и творчеству Ф.М.Достоевского

1. Где, когда и в какой семье родился Ф.М.Достоевский?

2. В каких учебных заведениях обучался будущий писатель?

Почему Достоевский не стал военным?

С какого времени Достоевский начал профессионально заниматься
литературой?

Благодаря какому роману имя Достоевского узнала вся Россия, в какое
время это произошло?

Кто из выдающихся людей предрекал великое будущее Достоевскому?

Что привело Достоевского в кружок Петрашевского?

Как сложилась его жизнь после ареста?

В каком произведении Достоевский описал тяжелые годы каторги?

10.В какое время Достоевский возвращается в столицу, и чем он занимается?

11. В каких журналах Достоевский выступает и как писатель, и как
публицист?

12.В чем новаторство Достоевского в литературе?

III .Объяснение нового материала

Работа с эпиграфом: (слайд)

« Человек есть тайна;

я занимаюсь этой тайной,

Преподаватель: Ф.М. Достоевский верил в человека и человечество потому, что верил в БОГОчеловечство, в БОГОчеловека – в Христа и иЦерковь Художественный мир Достоевского - это мир мысли и напряженных нравственно-философских открытий. Достоевский раздвинул

философских проблемах языком художественных образов. Органично

слились Достоевский-художник и Достоевский-мыслитель, а это привел о к

возникновению художественности нового типа. Реализм Достоевского -

«Реализм Достоевского - философский, психологический. Художественный

метод писателя основан на обостренном внимании к наиболее запутанным и

Словарная работа: (слайд)

Урбанизм - направление в искусстве, изображающее жизнь больших современных городов (С.И.Ожегов. Толковый словарь русского языка, с.837).

II п. 19 века - период ускоренного исторического развития России. Эпоха глубокой и мучительной перестройки дореформенной России: разложения привычек, традиций, верований, социальной устойчивости.

Получив деньги, Достоевский раздал долги и в конце июля 1865 года выехал за границу. Но денежная драма на этом не завершилась. За пять дней в Висбадене Достоевский проиграл в рулетку все, что у него было, включая карманные часы. Последствия не заставили себя долго ждать. В скором времени хозяева отеля, в котором он остановился, приказали не подавать ему обеды, а еще через пару дней лишили и света. В крошечной комнате, без еды

60-е годы 19 века: решался жгучий вопрос времени - вопрос о пересоздании мира. Основная тема романа соответствует проблеме времени.

а) Основная тема - жизнь и духовный облик молодежи 60-х годов 19 века.

г) Основная проблема: Как освободить человека от страданий?

Проблема не решена, т.к. сам писатель не видел путей ее решения. Из основной проблемы вытекает и проблематика романа.

д) Проблематика: личность и общество, добро и зло, бунт и смирение, религия и атеизм.

- Какой художественный прием ярко использует Ф.М. Достоевский в романе?

2) Художественное своеобразие романа (слайд)

а) Жанр произведения: социально-философский, психологический роман.

Первый роман Достоевского, в котором был поставлен вопрос о возможности возрождения человека, потерявшего человеческий облик.

в) Этапы развития сюжета:

-Подготовка главного героя к преступлению.

-Само преступление

-События, следующие за преступлением.

Эти события и составляют содержание романа. Достоевский – психолог наблюдает за Раскольниковым-убийцей: за его поведением, за его психологическим состоянием.

г) Композиция:

-Экспозиция - период подготовки Раскольникова к убийству (ч.1, гл.1-6)

-3авязка - преступление Раскольникова (ч.1, гл. 7)

-Развитие действия - напряженные отношения между персонажами .

-Кульминация:

сюжетная - явка с повинной (ч.6, гл.8)

- Развязка - отсутствует.

д) Внесюжетные элементы. Они играют большую роль в романе:
необходимы для более полной характеристики персонажей.

1. сны (ч.1, гл.5; ч.3,гл.6)

2.письма (ч.1,гл. 3)

4.эпилог - один из этапов нравственного возрождения героя

4. Петербург Достоевского.

Преподаватель: Достоевский отразил в романе жизнь современной ему России, переживающей сложный момент становления капиталистических отношений. Резкой критике подвергается буржуазная цивилизация, которая развращает человеческую природу, порождает не только видимое зло, но и то худшее, бесчеловечное, что таится в глубине человеческого сознания. Действие романа происходит в городе Петербурге.

Первый Петербург был воспет многими поэтами - лириками. Вот, например, бессмертные слова Пушкина о нём:

«Люблю тебя, Петра творение,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное течение,

Береговой её гранит,

Твоих оград узор чугунный,

Твоих задумчивых сводов

Прозрачный сумрак, блеск бездонный,

Когда я в комнате моей

Пишу, читаю без лампады,

И ясны спящие громады

Пустынных улиц и светла

А вот как описан Петербург второй, увиденный Достоевским: (работа с текстом)

Тёмные, узкие, грязные улицы, дворы - колодца, вонючие переулки, клетушки - жилища героев.

2. Пьяные крики по ночам не давали Раскольникову спать.

Преподаватель: А вот так описал Петербург сам Достоевский. Чтение романа часть 1, с 5,6,7(выдержки)

Итак, Достоевский показал нам, что появление Раскольникова во многом предопределила эпоха. Сам Петербург становится в романе действующим лицом. Он двойственен: с одной стороны, безрадостные городские пейзажи, которые соответствуют больным мыслям Раскольникова, замышляющего убийство. С другой стороны, великолепная панорама города, но этот город глух и нем для Достоевского и его героя: он веял великолепием, холодом и враждебностью

Преподаватель: Каждый цвет имеет свои положительные и отрицательные характеристики. Например, красный цвет в психотерапии - цвет энергии, любви, развития и одновременно - цвет агрессии, злобы, ревности, высокомерия и эгоизма. Зеленый цвет - цвет жизненной силы, открытого сердца, миролюбия и одновременно цвет хитрости предательства, измены, материализма.

Положительные характеристики цвета

Негативные характеристики цвета

Уверенность в себе

Желтый цвет олицетворяет ум, влияние доминанта. Он самый гибкий, везде проникает, помогает преодолеть трудности, способствует концентрации внимания. Под воздействием желтого цвета быстро принимается решение и мгновенно выполняется. Желтый цвет символизирует интуицию и сообразительность. В мифологии он олицетворяет собой Солнце, тепло, весну и цветы.

Характерной чертой, по которой мы узнаем обстановку и людей затронутых болезнью, является раздражающий, навязчивый, нездоровый желтый цвет. (слайд)

Раскольников - желтая каморка с желтенькими обоями, тяжелая, желчная, злая улыбка змеилась по его губам.

Мармеладов - желтое от постоянного пьянства лицо. Женщина - самоубийца - с желтым испитым лицом.

Лужин - перстень с желтым камнем на руке.

Бросается с моста незнакомая женщина;

Погибает на улице Мармеладов, попав под лошадей;

Преподаватель: Желтый цвет в романе создает дополнительное ощущение болезненности, усиливает атмосферу нездоровья, расстройства, надрыва, истеричности и одновременно затхлости и безысходности. Хотя

положительнее качества желтого цвета - это божественная сила, творческая энергия, сила интеллекта, радости и привлекательности, наконец, это цвет солнца - цвет жизни.

в) 3начения имен и фамилий у Достоевского. (слайд)

Преподаватель: Имена и фамилии в романе Достоевского говорящие.

Лебезятников - человек, способный подличать, лебезить, поддакивать.

Разумихин - рассудительный.

-Демонстрация книги: Борисова Ю.С. Все тайны имени. (Аннотация)

г) 3начение чисел в романе. (слайд)

Сам роман состоит из 6 частей и эпилога.

1-я и 2-я части романа состоят из 7 глав.

7 часов вечера -роковое время, время убийства старухи-проценщицы

7лет каторги - срок наказания герою за преступление.

7лет - прожил Свидригайлов со своей женой.

7 детей у портного Капернаумова.

В 7 лет Раскольников видит сон, в котором представляет себя семилетним мальчиком.

730 шагов до дома старухи-проценщицы.

Марфа Петровна оставила три тысячи рублей Дуне по завещанию.

Соня вынесла Мармеладову на похмелье свои последние тридцать копеек.

Марфа Петровна выкупила Свидригайлов за тридцать тысяч сребреников

Соня- три больших окна в ее комнате.(Окно – символ связи с Вселенной)

Свидригайлов хотел предложить Дуне до тридцати тысяч.

Сеидригайлов вручает Соне три билета.

Раскольников трижды позвонил в колокольчик старухи.

Раскольников трижды встречается с Порфирием Петровичем.

Раскольников думает, что у Сони три дороги, когда она стоит в трех

шагах от стола.

Дуня стреляет в Свидригайлов в трех шагах.

Разумихин три часа дожидается, пока проснется Раскольников.

- Демонстрация книги: Куликова В.Н. Нумерология. Числа вашей судьбы. (Аннотация)

Преподаватель: Цветопись, имена, фамилии, цифры в романе играют огромную роль. Они несут на себе психологическую и идейную нагрузку.

IV . Обобщение и заключение.

1. Составление плана.

Петербург Достоевского, утверждающий идею Раскольникова о праве сильной личности на преступление.

Жизнь петербургской бедноты:

а) петербургские улицы, кварталы, распивочные;

в) нищета студента Раскольникова;

г) полунищенское положение матери и сестры Раскольникова;

д) семейство Мармеладовых.

Старуха-проценщица как символ страшного мира.

Идея Раскольникова как протест против этого мира.

V .Выставление оценок.

VI . Домашнее задание.

Использованная литература

Достоевский, Ф.М. Преступление и наказание: Роман. В 6 ч. С эпилогом [Текст]: / Послесл. и коммент. А.Н.Муравьева. / Ф.М.Достоевский.- М.: Просвещение, 1982.-480 с.

Богомолова, Е.И. Пособие по литературе для слушателей подготовительных отделений высших учебных заведений [Текст]: Учеб пособие / Е.И.Богомолова, Т.К.Жаров, М.М.Кедрова.-М.: Высш. шк., 1985.-431с.

Щеблыкин, И.П. История русской литературы ( XI - XI ) [Текст]: Учебник для нефилол. фак-тов вузов / И.П. Щеблыкин.- М.: Высш. шк., 1985.- 511с.

Котельников, В.А. Русские писатели XI - начала ХХвека: Биобиблиогр. Слов. Кн. для учащихся [Текст]: / Сост. В.А.Котельников, Ю.М. Прозоров; Под ред. Н.Н. Скатова.- М.: Просвещение, 1995.- 575с.

Ожегов, СИ. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений [Текст]: / С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова- М.: азбуковник, 1999.- 944с.

Мы выбрали пять романов Федора Достоевского, которые следует прочесть каждому.

Бедные люди

Бедные люди

Бедные люди Федор Достоевский Мягкая обложка ₽

Преступление и наказание

Преступление и наказание

Преступление и наказание Федор Достоевский Твердый переплет 246 ₽ Добавить в корзину В корзину

Идиот

Идиот

Идиот Федор Достоевский Твердый переплет 243 ₽ Добавить в корзину В корзину

Братья Карамазовы

Братья Карамазовы

Братья Карамазовы Федор Достоевский Твердый переплет 271 ₽ Добавить в корзину В корзину

Роман-предостережение и роман-пророчество, в котором великий писатель и мыслитель указывает на грядущие социальные катастрофы. История подтвердила правоту Достоевского, и неоднократно. Кровавая русская революция, деспотические режимы Гитлера и Сталина — страшные и точные подтверждения идеи о том, что ждет общество, в котором партийная мораль замещает человеческую.

Бесы

Бесы Федор Достоевский Твердый переплет 233 ₽ Добавить в корзину В корзину

  • Творчество писателя
  • История написания
  • Краткое содержание
  • Образ Раскольникова
  • Соня Мармеладова
  • Помещик Свидригайлов
  • Петр Лужин
  • Дом Раскольникова в Питере

История создания романа преступление и наказание

Творчество писателя

Федор Михайлович Достоевский родился в Москве в 1821 году. Его отец работал советником, а мать была из купеческого рода.

В жизни писателя было все: нищета и большая популярность, многолетняя каторга и заключение в Петропавловской тюрьме, обращение в христианство и увлечение к азартным играм. Писатель умер в 59 лет от тяжелого заболевания легких.

История создания преступление и наказание

История написания

Кратко история создания романа преступление и наказание

Краткое содержание

Главный персонаж романа — Родион Раскольников — решается убить и ограбить старушку-ростовщицу. Он пытается оправдать этот поступок тем, что ему и его близким требуются деньги. Раскольников чувствует ответственность за родных, но, чтобы помочь матери и сестре, ему требуется значительная сумма. Но при этом убийство все-таки — дело греховное и наказуемое.

История создания преступление и наказание

У Раскольникова получается совершить преступление. Однако в следующей главе произведения у него начинаются проблемы намного серьезней, чем безденежье — муки совести. Родион начинает нервничать, ему все время мерещится, что уже все узнали о его преступлении. Вследствие это он сильно заболевает. Когда Раскольников выздоравливает, он серьезно задумывается пойти в полицию. Однако дружба с Соней Мармеладовой и приезд родных временно заставили его отбросить эту идею.

К Дуне, сестре Раскольникова, сватаются одновременно три жениха:

  1. Друг Раскольникова — Разумихин.
  2. Помещик Свидригайлов.
  3. Чиновник Лужин.

У Раскольникова и Разумихина получается сорвать помолвку Лужина и Дуни, тот уходит злым и раздумывает о мести его обидчикам.

Преступление и наказание история создания

Родион сильно привязался к Соне Мармеладовой — дочке его умершего друга. Они часто проводят вместе время за разговорами. Однако над Раскольниковым нависла угроза — были найдены свидетели, подтвердившие в полиции, что Родион часто приходил к убитой старушке. Юношу пока отпускают из отделения, но он является основным подозреваемым.

Обиженный Лужин хочет оклеветать Мармеладову, выдав девушку за воровку и этим поссорить с Родионом. Но план не срабатывает, при этом Раскольников не выдержал и сознался Соне в своей тайне.

Вину за убийство Родиона взял на себя совершенно другой человек, но следователь убежден, что это сделал Раскольников, он приходит к нему и пытается уговорить прийти с повинной.

В тоже время Свидригайлов хочет варварским способом добиться Дуни, испугавшись, она стреляет в него. Когда пистолет дал осечку, она убеждает мужчину, что он ей не нравится, Свидригайлов отстает от Дуни. Пожертвовав 3000 рублей Раскольниковым и 15000 Мармеладовой, помещик совершает самоубийство. Раскольников признается в преступлении, ему дают восемь лет каторги. Соня едет за ним.

Образ Раскольникова

Юноша привлекателен, довольно умен, честолюбив. Однако ситуация в жизни, в которую он попал, а вернее — социальная обстановка, не дают возможности ему не то что воплотить в жизнь таланты, но и даже до конца выучиться в институте, отыскать хорошую работу.

История создания преступление и наказание

Соня Мармеладова

Причиной, почему Соня стала проституткой, была единственная возможность неграмотной красивой девушке зарабатывать на жизнь, при этом как себе, так и огромной семье: мачехе, троим сестрам и братьям. В результате Соня — единственный человек, который отправляется в Сибирь, следуя за Раскольниковым, чтобы поддержать любимого в сложное для него время.

Эти парадоксальные герои являются основой реализма писателя, поскольку в настоящем мире вещи не бывают лишь белыми или черными. Так, светлая душой девушка в некоторых случаях занимается проституцией, а великодушный юноша — совершает преступление.

Помещик Свидригайлов

Также образ во многих аспектах дублирующий главного героя Родиона. Это не случайное совпадение, а прием, который выбрал Достоевский.

Роман наполнен двойственными образами, вероятно, чтобы показать: множество людей имеют в одинаковой степени негативные и позитивные стороны, могут проходить по одним жизненным тропинкам, но исход собственной жизни все время выбирают самостоятельно.

История создания преступления и наказания достоевского

Помещик Свидригайлов является вдовцом. Еще когда была жива его супруга, он уже приставал к сестре Родиона, которая служила у них в имении. Когда его жена умерла, помещик отправился просить руки Раскольниковой. У него было много грехов: он подозревается в разврате, изнасиловании и совершении убийства. Однако это не помешало помещику быть единственным человеком, позаботившемся о семье покойного Мармеладова в материальном плане, также он помог пристроить малышей в детский дом.

Свидригайлов силой хочет расположить Дуню, но при этом его сильно ранила ее нелюбовь к нему и он совершает самоубийство, оставив Раскольниковым большую сумму. Жестокость и благородные поступки в этом образе объединены в причудливых картинах, как и в главном герое Родионе.

Петр Лужин

История создания преступления и наказания

Лужин — прямолинеен, как образ, карикатурен и не имеет противоречивости, которая присуща персонажам писателя. Скорей всего, автор специально сделал этот персонаж таким, чтобы он явно символизировал ту буржуазную дозволенность, которая повлияла на судьбу Раскольникова.

Дом Раскольникова в Питере

Читайте также: