Бизнес инкубатор в школе как организовать

Обновлено: 05.07.2024

Timeweb - компания, которая размещает проекты клиентов в Интернете, регистрирует адреса сайтов и предоставляет аренду виртуальных и физических серверов. Разместите свой сайт в Сети - расскажите миру о себе!

Виртуальный хостинг

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

Производительность и масштабируемые ресурсы для вашего проекта. Персональный сервер по цене виртуального хостинга.

Выделенные серверы

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

Аннотация. В статье рассматривается инновационная форма организации профессиональной ориентации, как создание школьного бизнес-инкубатора. Данная форма также является эффективным механизмом формирования личностного и социального самоопределения старшеклассников.

Аннотация. В статье рассматривается инновационная форма организации профессиональной ориентации, как создание школьного бизнес-инкубатора. Данная форма также является эффективным механизмом формирования личностного и социального самоопределения старшеклассников.
Ключевые слова: профессиональная ориентация, школьный бизнес-инкубатор, школьное предпринимательство

За последние годы в Республике Саха (Якутия) наблюдается повышенный интерес со стороны органов власти к организации профессиональной ориентации молодежи. В связи с функционированием Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики до 2020 года Правительство Республики Саха (Якутия) предпринимает меры по кадровому обеспечению реализации данного программного документа, созданию системы профессиональной ориентации, способствующей оптимальному распределению трудовых ресурсов на Севере, прогнозированию развития регионального рынка труда [1].

В целях расширения путей социализации, самоопределения школьников, для обеспечения возможности школьникам заняться реальным делом, необходимо создать условия, позволяющие выявить у него предпринимательские способности, сформировать умение генерировать идеи, овладеть подходом к решению различных проблем, создать возможность получения всесторонней ресурсной поддержки (образовательной, информационной, производственно-технической, консультационной и др.).

Наиболее подходящей формой организации подготовки школьников с выходом на создание реального нового продукта или услуги является создание Школьного бизнес-инкубатора, который осуществляет деятельность при взаимодействии образовательных структур (общего среднего, дополнительного образования), структур предпринимательства (Министерства предпринимательства, Бизнес – инкубатора РС(Я), компании, предприятия, бизнес-организации и сообщества), управляющих структур (министерства, Правительство, градообразующие фирмы и предприятия) и ведущие вузы, колледжи (в нашем случае ФГАОУ ВПО СВФУ и др.).

Бизнес инкубатор для школьников должен стать стартовой площадкой для формирования нового поколения выпускников, эффективным фактором личностного и социального самоопределения школьников.

Современный интерес к предпринимательству школьников как сфере деятельности, позволяющей максимально реализовать свои индивидуальные способности, достичь высокого уровня профессионализма, раскрыть творческий потенциал и др. В социально-экономических условиях при государственной поддержкой малому бизнесу предприниматель становится наиболее востребованной фигурой в экономике.

Бизнес инкубатор в школе поможет сориентировать активных, инициативных, целеустремленных учащихся на предпринимательскую деятельность как значимую жизненную установку.

Цель создания школьного бизнес-инкубатора является поддержка школьных инновационных, учебных, социальных и предпринимательских проектов на каждом этапе их реализации.

Бизнес-инкубатор создает комфортные условия для индивидуальной и коллективной творческой работы.

Предпринимательская подготовка школьников позволяет по-новому решать такие актуальные для развития системы образования и общеобразовательных организаций проблемы, как: развитие личности школьника и педагога; реализация деятельностно-компетентностного подхода в обучении; воспитание школьников (духовно-нравственное, трудовое, экономическое, экологическое и др. аспекты); профессиональная ориентация учащихся; партнерство с вузами и с бизнесом, привлечение предпринимателей к образовательному процессу; социализация и социальная адаптация учащихся; повышение конкурентоспособности образовательной организации. Тем самым создание школьного бизнес инкубатора повысит конкурентоспособность и привлекательность общеобразовательной организации для школьников и их родителей.

Школьный Инновационный бизнес-инкубатор при МОБУ СОШ 21– это открытая инфраструктурно-консультационная площадка для развития школьного предпринимательства в г. Якутске. Это уникальное место, где можно, обладая желанием, идеями и упорством, начать свой бизнес с нуля, получить консультации специалистов и просто пообщаться с интересными предприимчивыми людьми.

Бизнес-инкубатор действует как структурное подразделение МОБУ СОШ №21, что дает следующие преимущества: специалисты бизнес-инкубатора помогут школьникам подготовить инновационные, учебные, социальные или предпринимательские проекты, сформировать межшкольные бизнес-команды; · бизнес-инкубатор – это сетевая модель взаимодействия различных структур, имеющее современное техническое оснащение и необходимый состав помещений для организации компьютеризированных рабочих мест, проведения переговоров, семинаров, выставок. Имеется офис консультантов, объединенная бухгалтерия для резидентов, производственная лаборатория и офис для оказания почтово-секретарских услуг.

МОБУ поддерживает кооперацию с различными бизнес-партнерами, предприятиями города, высшими учебными заведениями, организациями дополнительного образования и т.д., что будет содействовать успеху инновационных проектов.

Школьный Бизнес-инкубатор, создаёт благоприятные условия для реализации школьных инновационных проектов, возникновения эффективной деятельности для реализации оригинальных научно-технических идей.


На площадке бизнес-инкубатора проводятся конкурсы и семинары, тренинги, деловые игры, мастер-классы, выставки, презентации.

На наш взгляд, необходимо заключение договоров о сотрудничестве школы и вузов в области предпринимательской подготовки школьников, а также договора вузов с Министерством образования Республики Саха (Якутия) о поддержке развития Школьных бизнес-инкубаторов. Аналогичные документы нужны при организации Межшкольных бизнес – инкубаторов на базе учреждений дополнительного образования. Со стороны вузов необходимо предусмотреть создание системы льгот и преференций для школьников - участников Школьных бизнес-инкубаторов, особенно участников совместных с вузами предпринимательских проектов, достигших практических результатов, успешно выступающих на конкурсах, выставках, презентациях и имеющих первые продажи.

Бизнес-инкубатор создает комфортные условия для индивидуальной и коллективной творческой работы, учитывая потребности резидентов, персонала и приглашаемых специалистов, поскольку слаженная работа команды инновационного проекта – это одно из трех ключевых условий успешности проекта. Два других условия – творческий потенциал и способность обучаться.

Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад моего учениака. По этому проекту работаем в нашей школе. Учащиеся с интересом занимаются.

Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия)

Институт развития образования и повышения квалификации РС(Я) им. С. Н. Донского-II

ГБОУ РС(Я) ЦДОД «Тойбохойский республиканский

Школьный бизнес-инкубатор как профессиональная проба по

самоопределению обучающихся

Основная часть _______________________. с. 5

Глава 1.______________________________. с. 5

1.1. _________________________________. с.5

1.2. _________________________________. с. 10

Глава 2. ______________________________. с. 11

2.1.__________________________________. с. 11

2.2.__________________________________. с. 15

Использованная литература…………………. ………..с. 20

Профессиональная ориентация учащихся

Актуальность данной работы заключается в профессиональном самоопределении учащегося.

Объектом исследования – это учащийся

Предмет исследования – профессиональное самоопределение учащегося

Цель – организовация условия по профессиональному самоопределению учащихся школы

Гипотеза – Если организовать ШБИ, то учащиеся более рано начнут выбирать профессии и овладевать компетенциями

Индикаторы самоопределения учащихся

Организация работы ШБИ

Проблема исследования: В связи с напряженной социально – экономической ситуацией в стране и в мире стала подготовка кадров, занимающихся производством местной продукции для импортозамещения. Отсутствующая профессиональная подготовленность рабочих рук на селе, особенно среди лиц мужского пола и миграция экономически активного населения в улусные центры и другие места в поисках трудоустройства ведет к старению экономически активного населения в селах.

Научные методы – это способы, приемы получения новых знаний, (определяются из цели и задач)

Научная новизна – в условиях нашей страны создание школьных бизнес-инкубаторов это новый шаг к восполнению дефицита кадровых ресурсов.

Практическая значимость Данные результаты работы могут быть использованы другими учреждениями образования.

В условиях рыночной экономики, кризиса, безработицы остро встает вопрос самореализации каждого человека в предпринимательской деятельности. Созданные Бизнес-центры, Бизнес-инкубаторы в улусных центрах и городах целенаправленно помогают и консультируют новичков в предпринимательстве. Когда как жители отдаленных сел и наслегов остаются неохваченными этим процессом. На мой взгляд, именно поэтому нас селах уровень безработицы и занятости крайне низкий.

В 2017 г. по решению Экспертного Совета Управления образования Сунтарского улуса Арылахская агротехнологическая школа им. Л. Попова стала Школьным бизнес-инкубатором. Для полного функционирования ШБИ созданы бизнес-кластеры по классам начиная с 1 класса по 11 классы, где тьюторами назначены классные руководители. Также созданы творческие студии по парикмахерству, шитью, фотографированию, производству экосредств и по деревообработке.

Основная часть

Глава 1. Факторы, способствующие

ранней профориентации обучающихся

Профессиональное и личностное самоопределение тесно взаимосвязаны. Так, например, Э. Эриксон рассматривает их как два взаимосвязанных процесса становления идентичности личности.[15] Н. С. Пряжников выделяет два принципиальных различия между ними:

• в отличие от личностного, профессиональное самоопределение более конкретно, обычно оформляется официально (диплом о профессиональном образовании, сертификат и т. п.);

1.2. _________________________________. с. 10

Как правило, уже на первом курсе студент начинает понимать – его эта специальность или нет. Тех, кто удовлетворен своим выбором – единицы. А что же остальные? Что делать: бросить институт, в который с таким трудом и затратами поступил; еще раз пережить ужас ЕГЭ, волнение родителей, таинственное ожидание общественности?… Конечно, нет! На такой поступок решиться не каждый.

К сожалению, такая ситуация не редкость, и проблемы ошибок при профориентации школьника встают перед многими. Что же делать? На этот вопрос и должна отвечать вся профориентационная работа, проводимая со всеми учениками школы. Следовательно, совершенно резонно возникает вопрос: кто должен проводить эту работу…

На современном этапе развития школы особую актуальность приобретает проблема профессионального самоопределения учащихся. На наш взгляд, ее необходимо начинать с самого раннего школьного возраста.

Учитель начальных классов, прививая так называемые общеучебные знания, умения и навыки, выявляет основные склонности ребенка, на развитие которых он обращает внимание родителей ученика.

Воспитатель группы продленного дня, наблюдая за ребенком во внеучебной деятельности, тоже может помочь родителям в определении его основных склонностей и запросов.

Родители, в свою очередь, пытаясь развить эти склонности, помещают ребенка в кружки, секции и студии по его интересам, что, несомненно, способствует его профессиональному самоопределению.

Классный руководитель в средних и старших классах, организуя различные экскурсии и встречи с интересными людьми, заинтересовывает ученика и развивает таким образом его стремление получить интересующие его знания и жизненный опыт.

Цель профессиональной ориентации учащихся следует рассматривать в общей связи с более широкими целями и задачами трудовой подготовки школьников. Цель профессиональной подготовки на основе современных воззрений определена нами следующим образом: сформировать у школьников готовность к общественно полезному, производительному труду, т.е. выработать совокупность качеств и свойств, обусловливающих потребность и возможность успешно, с пользой для общества, с удовлетворением для себя работать в народном хозяйстве — это чувство общественного долга, трудолюбие, сознательность и добросовестное отношение к труду, коллективизм, организованность, дисциплинированность, прочные знания и умения по основам наук, техники, технологии, организации и экономики производства.

Основные ее задачи непосредственно связаны с целями общественно-полезной деятельности современной молодёжи. Именно она решает следующие задачи:

1. Информационная работа: ознакомление учащихся с профессиограммами, информация о потребностях в кадрах различных профессий, об условиях труда, о зарплате, о возможностях повышения квалификации.
2. Пропаганда профессий, информация о потребности в кадрах по которым ощущается дефицит в наибольшей степени. При этом используются средства массовой информации, специальные пропагандистские издания (плакаты, буклеты, информационные справочники и т. п.).
3. Профессиональная диагностика: для этого один или два раза в год в центре проводят полный цикл диагностического обследования школьников. При этом широко используют анкеты, тесты, технические средства диагностики и обработку полученных данных ЭВМ.
4. Профессиональная консультация, в процессе которой оказывают помощь молодежи при решении вопроса о выборе профессии.
5. Разработка методических рекомендаций по внедрению профессионального отбора в УПК и на предприятиях.
6. Организация совместной деятельности по улучшению условий социальной и профессиональной адаптации молодежи в различных отраслях хозяйства.
7. Анализ результатов профориентационной деятельности школы.
8. Работа по повышению квалификации педагогов и наставников, занимающихся профориентационной работой.

Кроме того, учащиеся должны знать основные общетрудовые и общепроизводственные понятия: что такое культура труда, трудовая дисциплина, принципы планирования, структура предприятия, оплата труда и т. д.

Во времена существования СССР работа по профессиональному самоопределению учащихся велась в школах на очень высоком уровне:

За эту работу отвечали специально обученные люди

В школах были оборудованы специальные кабинеты профессиональной ориентации

Существовали и неукоснительно выполнялись планы профориентационной работы с учащимися, которые включали в себя выезды на предприятия и в организации различных профилей, встречи с людьми различных профессий и родов занятий и многое-многое другое.

В настоящее время школа в этом направлении своей работы переживает, к нашему большому сожалению, не самые лучшие времена. Все те тенденции, которые проповедовала советская система образования в этой области, были полностью разрушены под влиянием наступившего времени и возникших жизненных условий. Следовательно, эту работу необходимо в каждой отдельно взятой школе выстраивать заново.

Задача по ознакомлению учащихся с современными профессиями, информированию их о потребностях общества в кадрах поставлена и в Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы на современном этапе ее развития.

Работа по профпросвещению включает в себя профинформацию, профпропаганду и профагитацию.

Чтобы работа по профпросвещению имела положительные результаты, она должна проводиться умело и с большим педагогическим тактом. Ориентируя учащихся на профессии, в которых страна испытывает недостаток, нужно избегать всякого рода нажимов, так как неумелое давление на школьников может привести лишь к окончательной потере у них интереса к рабочим профессиям.

Главный принцип, которым следует руководствоваться в работе по профпросвещению, — связь его с жизнью.

Казалось бы, урок — это основная организационная форма учебно-воспитательного процесса в школе, а профессиональная ориентация — составная часть этого процесса. Поэтому неотъемлемой частью урока может стать работа по профессиональному просвещению учащихся. Но, каким же образом за 40 минут урока вместить объемный учебный материал, опросить по нему учащихся, проверить их тетради и знания по предмету… и еще выполнить профориентационную задачу?! Разве такая работа может считаться эффективной?!

Профпросвещение на уроках может осуществляться путем беседы, рассказа, ситуационных производственных задач, использования литературных источников, звукозаписи и т.д. Урок технологии, например, служит важнейшим звеном в профессиональном просвещении. Основными методами при этом являются практические работы по конструированию, планированию и изготовлению изделий.

Но, для того чтобы практические работы оказывали действенное влияние на формирование у учащихся положительного отношения к рабочим профессиям, необходимо сочетать их со словесными методами: с беседой о профессиях, о современном производстве, об условиях труда, технологических процессах, требованиях, предъявляемых профессией к качествам и квалификации человека, и т.п.

Большая роль в профпросвещении учащихся принадлежит внеклассной работе, различным внеурочным мероприятиям. При этом большую роль играют школьные кружки, ученические производственные бригады и т. д.

Значительное место в нем занимают беседы, которые проводят классные руководители, учителя-предметники или представители разных профессий, наставники. Такие беседы посвящены ознакомлению с одной какой-то профессией, с группой родственных профессий, вопросам значимости правильного выбора их для человека. При этом тематика таких бесед должна отвечать возрастным особенностям школьников и охватывать круг вопросов, интересующих самих учащихся.

Ознакомление учащихся с профессиями в процессе беседы можно проводить по такому плану:

1. Общие сведения о профессии:

краткая характеристика отрасли народного хозяйства, где применяется профессия;

краткий исторический очерк и перспективы развития профессии;

основные специальности, связанные с данной профессией;

примеры биографий лучших представителей профессии.

2. Производственное содержание профессии:

место и роль профессии в научно-техническом прогрессе, ее перспективность;

предмет, средства и продукт (результат) труда;

содержание и характер (функция) трудовой деятельности;

объем механизации и автоматизации труда;

общие и специальные знания и умения специалиста данной профессии, моральные качества;

связь (взаимодействие) с другими специальностями.

3. Условия работы и требования профессии к человеку:

санитарно-гигиенические условия труда; требования к возрасту и здоровью;

элементы творчества, характер трудностей, степень ответственности, специальные требования к физиологическим и психологическим особенностям человека, отличительные качества хорошего работника;

специальные условия: влияние профессии на образ жизни работника, его быт и т. д.;

экономические условия: организация труда, система оплаты, отпуск.

4. Система подготовки к профессии;

пути получения профессии: бригадно-индивидуальное обучение, учебные комбинаты, курсы, УПК, СПТУ, техникумы, ВУЗы;

связь профессиональной подготовки с учебной и трудовой деятельностью в школе;

Известно, что процесс воспитания — это организованное влияние на подрастающее поколение, результатом которого является формирование личности современного человека. Важнейшими составными частями профессионального воспитания являются идейно-политическое, трудовое, нравственное, физическое и эстетическое воспитание. Профессиональное воспитание — также неотъемлемая и важнейшая часть воспитания. Оно осуществляется в процессе учебной и внеучебной деятельности, что обеспечивается педагогической направленностью учебно-воспитательного процесса, работой учащихся по выбору и освоению избранной профессии. Таким образом, под профессиональным воспитанием понимается процесс формирования у школьников потребности в труде и профессиональной деятельности.

Профессиональное воспитание — завершающий этап системы профориентации школьников. В процессе профессионального становления будущего квалифицированного рабочего можно выделить три четко выраженных периода:

1. Период до поступления в профессиональное учебное заведение (профессиональная ориентация в школе, участие в деятельности трудовых объединений школьников, мотивированный выбор старшеклассниками той или иной профессии, профессиональное обучение).

2. Период обучения в профессиональном учебном, заведении, (овладение соответствующими теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками, предварительная апробация правильности выбора, развитие профессиональных способностей).

3. Начало трудовой деятельности (профессиональная адаптация в период прохождения производственной практики; закрепление и развитие полученных в школе, техникуме, ВУЗе умений и навыков, приобретение опыта работы по специальности, окончательное утверждение в избранной профессии).

Работа по решению задач, стоящих на каждом из этих этапов, и составляет сущность процесса профессионального воспитания.

Современные ученики, к несчастью, совершенно не мотивированы к получению знаний, умений и навыков и, как следствие, совершенно не знают многих профессий, где им можно было применить свои силы.

Используя не только опыт советской системы образования, но и наши изыскания в этой области, наша школа пытается разработать свою систему профориентационной работы с учащимися, что очень непросто сделать в отсутствие общегосударственной доктрины в этой области.

В частности, в рамках предметных недель, проводя различные мероприятия, каждый учитель имеет возможность рассказать немного больше и шире о тех профессиях, где можно применить знания и умения, приобретенные на его уроках.

Так же в рамках подготовки учащихся к защите учебных проектов, занимаясь интересующими именно их проблемами и вопросами, ребята приобретают необходимую мотивацию для получения и совершенствования приобретенных ранее знаний, умений и навыков, которые смогут им пригодиться во взрослой жизни. (смотри приложение)

На занятиях по так называемым элективным курсам, программы которых значительно выходят за рамки школьных дисциплин, ребята могут получить интересующие их знания и попробовать применить их на практике. (Программы этих курсов наши учителя разрабатывают таким образом, чтобы дать ребятам не только теоретические знания, но и дать им возможность их практического применения).

В заключении хотелось бы сказать, что основная цель профессионального воспитания в системе образования — это формирование личности труженика, отвечающего требованиям современного производства и социального прогресса, обладающего высокими, нравственными и профессиональными качествами.

Глава 2. Организация работы ШБИ

2.1.__________________________________. с. 11

2.2.__________________________________. с. 15

Бизнес - инкубатор направлен на создание благоприятных условий для развития предпринимательства и решения задач социальной и экономической политики, обозначенных в стратегии социально-экономического развития села.

На селе наблюдается социальная незащищенность от безработицы, из-за чего происходит изменение сложившихся социальных стереотипов, норм жизни и нравственных устоев, регуляторов поведения человека

Постоянное снижение количества бюджетных организаций в селах приводит к отсутствию места занятости населения, где обычно находили работу, в основном, люди с образованием и с опытом работы

Отсутствие профессиональной подготовленности рабочих рук в селе, особенно среди лиц мужского пола

Миграция экономически активного населения в улусные центры и другие места в поисках трудоустройства

Старение экономически активного населения в селах

В связи с напряженной социально – экономической ситуацией в стране и в мире стало необходимо подготовка кадров, занимающихся производством местной продукции для импортозамещения.

Главная цель реализации "дорожной карты" - создание условий для реализации потенциала экономически активного населения, увеличения благосостояния, уровня и качества жизни населения, а также решения задач социально-экономического развития путем развития малого предпринимательства.

Задачами "дорожной карты" являются:

Привлечение, аккумуляция и обращение внебюджетных финансовых средств выделяемых организациями и предприятиями всех форм собственности а так же денежных средств придусмотренных федеральными, республиканскими, и муниципальными программами для развития малого предпринимательства;
2) обеспечение доступности инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства;
2) повышение доступности финансовых ресурсов для предпринимательства;
3) повышение доступности бизнес-образования для субъектов предпринимательства и пропаганда предпринимательства (стимулирование школьников к осуществлению предпринимательской деятельности).

Основными направлениями реализации "дорожной карты" являются:
- создание, развитие и повышение эффективности деятельности инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства и содействие развитию имущественных отношений;
- содействие технологическому перевооружению производства субъектов малого и среднего


3. Кондратьев П.П. Технологическое пространство трудовой подготовки школьников. Якутск: Изд-во ИПКРО, 2002. С. 61.

Организация образовательного процесса в сельских школах ведется через интеграцию учебных предметов с агротехнологической и бизнес-направленностью, где определяющей формой учебной деятельности являются практические и лабораторные занятия, познавательно-поисковая, проектная и исследовательская деятельность учащихся. Во время проведения интегрированных уроков решаются задачи одновременного развития, а также развивается умение обобщать, синтезировать знания разных учебных дисциплин. Таким способом обеспечиваются преемственность знаний, их формирование на более высоком продуктивном уровне, усиливается мотивация изучения общеобразовательных предметов. Использование данного подхода дает возможность объединять цели образования и будущую профессиональную деятельность [1, 2]. Подобные занятия становятся площадкой трудового обучения и воспитания учащихся, началом формирования их жизненного опыта в учебно-трудовой, опытнической, познавательной и исследовательской работе [3].

Своевременное введение профильного аграрного обучения и предпрофильной подготовки в школе являются особенно актуальными и служит компонентом новой образовательной среды, которая создает условия для самоопределения, самореализации школьников, обеспечивает возможность осуществления профессиональных проб, готовит к самостоятельному сознательному выбору профиля профессионального обучения.

Для обеспечения школьникам возможности заняться реальным делом необходимо создать условия, позволяющие выявить у них предпринимательские способности, сформировать умение развивать свои идеи, овладеть подходом к решению различных проблем, обеспечить возможность получения образовательной, информационной, производственно-технической, консультационной и иной помощи путем расширения самоопределения и социализации обучающихся [4].

В настоящее время наиболее подходящей формой организации подготовки школьников с выходом на создание реального востребованного продукта или услуги, которая позволит осуществлять деятельность при перспективном взаимодействии образовательных, предпринимательских и управляющих структур, а также научно-образовательных учреждений, является школьный бизнес-инкубатор. Данная структура служит стартовой площадкой для формирования выпускников нового поколения, эффективным фактором личностного и социального самоопределения обучающихся [4, 5].

Целью исследования было изучение роли школьного бизнес-инкубатора (ШБИ) как условия интеграции традиционной хозяйственной деятельности в сельский социум.

Материалы и методы исследования: наблюдение, изучение деятельности учащихся в ходе проведения мероприятий и практической деятельности, педагогический мониторинг.

Результаты исследования и их обсуждение

Наряду с этим школьный бизнес-инкубатор дает возможность выхода напрямую на родительскую деятельность, которая, безусловно, рождает человеческие ценности в семье. Происходит общая подготовка к деятельно-системному подходу в данном виде образования, обеспечивающая взращивание перспективных специалистов широкого профиля указанного региона.

Школьный бизнес-инкубатор поможет ориентировать активных, инициативных, мотивированных учащихся на предпринимательство, а также способствует выявлению и поддержке перспективных проектов.

Во время тренинга у обучающихся появится представление о предпринимательской деятельности, будет возможность развить способность свободно мыслить и принимать выгодные решения при развитии бизнеса. Каждый участник получит знания по составлению собственного бизнес-плана, который, возможно, в будущем станет основой для создания собственного дела. Финальным событием проекта будет являться защита бизнес-проектов перед специалистами в области предпринимательства [4, 5].

В соответствии с накопленным опытом образовательной и производственной деятельности агрошкола ведет реальное целенаправленное обучение школьников финансовой грамотности в условиях экономических и рыночных преобразований. Следующим шагом в развитии агрошколы стала многоплановая работа по созданию школьного бизнес-инкубатора. Одним из важных аспектов сотрудничества школы и социума явилась работа, направленная на индивидуальное и коллективное социальное и бизнес-партнерство с населением, учреждениями села, совместную деятельность с родителями, развитие индивидуальных способностей школьников и реализацию их потенциала. При этом родилась идея взаимовыгодных партнерских отношений между школой и селом, которая способствовала возникновению множества бизнес-идей и социальных проектов. Коллектив школы исходя из интересов школьников и требований времени решил внедрить на базе школы идею бизнес-инкубатора, который станет основой для формирования базовых компетенций по предпринимательству. Школа закупила партию необходимого оборудования для бизнес-инкубатора и решила провести конкурс бизнес-идей, который был поддержан на уровне Республики Саха (Якутия).

Проведение различных мероприятий по вовлечению школьников в предпринимательскую деятельность стало основной целью мероприятия.

Основными задачи были:

– поддержка молодежных инициатив по разработке и реализации инновационных перспективных школьных бизнес-проектов;

– активное содействие профессиональному самоопределению обучающихся через развитие конкурентоспособной личности;

– решение актуальных проблем предпринимательской активности молодежи через совершенствование знаний и профессиональных навыков молодежи;

– формализация, оценка, планирование и реализация предпринимательских идей молодежи через обеспечение возможности обмена знаниями.

По итогам работы внесены предложения в части содействия молодых предпринимателей развитию школьных бизнес-инкубаторов, по разработке программы по созданию благоприятного бизнес-климата молодежного предпринимательства, разработке в действующем и во вновь создаваемом фонде поддержки предпринимательства отдельного кредитного продукта для молодежи.

Развитие предпринимательства и финансовой грамотности в молодежной среде является одним из приоритетных направлений политики в Республике Саха (Якутия). Вследствие этого в последние годы все чаще стали обращать внимание на достижения и возможности, перспективы и проблемы наших школьников во исполнение поручений Главы Республики Саха (Якутия).

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации граждане могут заниматься индивидуальной предпринимательской деятельностью с 14 лет.

По данным проведенных социологических исследований примерно 76 % выпускников городских школ и 64 % сельских хотели бы заниматься предпринимательской деятельностью. При этом лишь менее 10 % городских и сельских учащихся имеют представление, с чего нужно начинать свое собственное дело.

Истории о детях, которые открывают собственное дело и зарабатывают чуть ли не с первых классов школы, сегодня уже не кажутся невероятными. Прямой цели сделать из школьников предпринимателей у образовательного учреждения, конечно, нет. Прежде всего это школьники, и основная задача – привить им основы экономики, предпринимательской деятельности. При этом школьный бизнес-инкубатор учит ребят коммуникабельности, проектной работе, работе в команде.

Игра состояла из пяти этапов.

2. Командная работа, разработка проектов.

3. Защита проектов.

4. Презентация чужой компании.

5. Прямые продажи методом холодных звонков.

Системный и плановый подход по организации агротехнологической образовательной работы в отдельных школах Республики Саха (Якутия), несомненно, способствует развитию инновационного движения. Образовательные организации внедряют все новые образовательные методики и технологии агротехнологического обучения. Об этом говорят положительные результаты работы многих агрошкол. Разрабатываемая образовательная система воспитания и развития личности ребенка в сельском социуме будет ключевым инструментом в воспитании молодого поколения в сельской местности.

Основная задача педагога – это воспитание активной личности с высоким духовным, культурным интеллектуальным уровнем, с его этнической идентичностью. Образовательный и производственный опыт агрошкол должен быть направлен на развитие компетенций школьников, которые будут ему полезны в жизни, особенно в сельской местности.

Итоги проводимых мероприятий в области привития навыков предпринимательской деятельности школьникам показали рост мотивации педагогов и обучающихся к научно-исследовательской, инновационной и предпринимательской деятельности, а также наличие весомого потенциала для дальнейшего развития агропрофилированного направления обучения.



ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ

МБОУ «Майинская средняя общеобразовательная школа

на 2014-2018 годы

Основание для разработки Программы

Школьный управляющий совет, педагогический коллектив, социум

  • реализация программы развития школы будет формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования через введение экономическую грамотность;
  • предоставит каждому ребенку условия для развития личностного потенциала, самостоятельности и самореализации в сельском социуме.

Основные разработчики Программы

Разработка, апробация и внедрение модели школы нового типа – Школьный Бизнес-инкубатор

-Повышение качества образования;

-Совершенствование содержания и структуры учебно-воспитательной деятельности, форм обучения, технологий и методов обучения;

-Создание условий для совершенствования педагогов;

- Организация системы работы с внешними партнерами.

- Реализация идей, инициатив и проектов, способствующих совместной деятельности учащихся, родителей, общественности и учреждений.

- Создание эффективной материально-технической базы для реализации целей.

-Воспитание будущего хозяина земли, готового к новым формам хозяйствования в условиях устойчивого развития современной многоукладной экономики.

Сроки и этапы реализации программы

- Изучение и анализ философской, психологической, педагогической и методической литературы по проблеме предпринимательства в образовании в сельской школе.

- Подбор и апробация методического инструментария по сопровождению деятельности школы.

- Создание системы работы с научными организациями, производственными предприятиями.

- Подбор и расстановка кадров.

- Создание и подготовка материально-технической базы.

- Внедрение в практику разнообразных форм и методов работы по развитию направлений деятельности.

- Создание и коррекция модели содержания деятельности Школьного Бизнес-инкубатора.

- Организация проектно-исследовательской деятельности на основе тесного сотрудничества с социальными партнерами.

- Улучшение материально-технической базы.

- Анализ и обсуждение достигнутых результатов, форм и методов работы.

- Диагностика и анализ профессионального самоопределения учащихся

- Изучение и анализ развития исследовательской деятельности школы по данной проблеме.

- Диссеминация инновационной деятельности педагогов.

Объем и источники финансирования

Программа реализуется за счет бюджетных средств, привлеченных средств из числа спонсоров, участия в грантовых конкурсах.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

-Создание модели школы нового типа – Школьного Бизнес-инкубатора

-Развитие ключевых компетенций обучающихся через систему практико-ориентированной подготовки обучающихся предпринимательской деятельности.

-Наличие эффективных авторских разработок (программ, учебных пособий, методических рекомендаций) и деятельность по их распространению;

-Высокое качество образования;

-Формирование будущего хозяина села, готового к новым формам хозяйствования в условиях устойчивого развития современной многоукладной экономики.

-Воспитание школьников (духовно-нравственное, трудовое, экономическое, экологическое и другие аспекты);

-Профессиональная ориентация учащихся;

-Партнерство с бизнесом, привлечение предпринимателей к образовательному процессу;

-Социализация и социальная адаптация учащихся;

-Повышение конкурентноспособности образовательного учреждения.

Система организации контроля Программы, периодичность отчета исполнителей, срок предоставления отчетных материалов Контроль выполнения Программы

Представление ежегодных публичных отчётов по выполнению основных мероприятий, реализуемых Программой, и достижение индикативных показателей эффективности их исполнения на общем сайте.

Постоянный контроль за выполнением программы осуществляет Управляющий Совет (декабрь, январь).

Читайте также: