Библиотека в школе ее взаимосвязь с педагогическим процессом кратко
Обновлено: 02.07.2024
просветительск ое обеспечение учебн о– воспитательного пр оцесса.
Библиотека из начально рассматр ивалась как уче бное заведение. Именно ей
принадлежит приоритет в орга низации перв оначального эт апа постановки обучения
детей. Самые ра нние исторически е свидетельства гласят, что еще в 9 88 году князь
библиотеку, разум еется, ибо к ниги имел ись именно тольк о там.
Созданные свят ой Евфросин ией библиотеки в д ревней Рус и были одновр еменно и
школами, а сама она была и наст оятельницей дв ух монасты рей, и библи отекарем, и
учительнице й в одном лице. Умение читать , писать, считат ь, рассказывать на изусть,
петь (молитвы) – в перв ом цикле о бучения; осваив ать иностранные яз ыки,
природоведени е, риторику, медицину, и сторию – во втор ом цикле – она обучала имен но
в библиотеке, на книгах , ею же собирае мого библиот ечного фонда. Трудно р азделить в
ней библиоте каря и учителя, к огда она обучала ч итателей красн оречию, а наибо лее
Образованне йший человек св оего времени, крупный госу дарственный и церковный
деятель, писатель Ф еофан Прокопович (168 1 - 1736) в состав ленном в 1721 г. для Синода
Сегодня школь ная библиоте ка – уч а стник педагогиче ского процесса, т.к. раб ота
библиотеки нап равлена на вос питание, образование, развитие личности ч итателя
специфическими с редствами и м етодами библ иотечной работы, под воздействи ем
определённых факторов, важ нейшими из кот орых являютс я книга и са м библи отекарь
Важным участко м в работе библи отекаря является би блиотечно - библиографиче ское
обслуживание учителя. Чт обы урок был максимально эфф ективным, уч ителю
необходимо з накомиться с п ередовым педаг огическим опыт ом, с современ ными
техноло ги ями, мет одическими раз работками, необходимо находить ответ ы на многие
вопросы: как вне дрять на практ ике новые прог раммы, как работать по новым
учебникам, знать о новых на правлениях исследований в области педагогик и и других
Библиографич еское информирова ние учителей – приоритет в деятельности
библиотеки. В п омощь учит ельскому кол лективу оформлен а книжная выставка : « От
Для учителей – пре дметников оф ормлены тематическ ие папки «Учителю
Для классных р уководителей оформле на тематическая полка, где со брана
методическая лите ратура по вос питанию подрастаю щего поколен ия.
Традиционным и стали выст упления на педаго гических соб раниях, ШМО, гд е
библиотекарь и нформирует учит елей о новых по ступлениях в библи отеку, об
обеспеченност и учебниками учащихся, о п одписке на пер иодические издани я и т.д.
Взгляд на шк ольного библиотека ря как на п оставщика информа ции уходит в
прошлое. Появ илась необходим ость в обновлен ии форм сот рудничества педа гогов и
библиотекарей шк олы на основе определения общего п роблемного пол я и создания
совместных программ, направле нных на эффект ивное испо льзование образоват ельных
Перед учителем и педагогом - библи отекарем стоят одн и и те же задачи :
• формирование у молодого пок оления гуманист ических, эколог ических
• привития любв и к Родине, к р одному яз ыку, народным т радициям ;
Педагогический коллектив, совм естно с библи отекой школы в работе с читателя ми
– учениками пр идерживаются ком плексного с балансированног о использовани я
существующих ф орм информаци онного обеспе чения учебн о - воспитательн ого
Формы взаим одействия могут быть разными: индивидуальным и, групповыми,
Индивидуальная ф орма общения учен ика и педагога - би блиотекаря, равн оправное
сотрудничество – су ть повседневной работы школьн ой библиотеки. Библиотекарь ,
как и педагог, осваивает различные те хнологии и мет оды обучени я. Владение м етодами
1. при объясне нии новог о материала ил и его повторении, закреплени и. Здесь
нужно демонст рировать в ладение вербальными м етодами рассказ, о бъяснение, беседа
2. при выработке учебных умен ий и навыков. Здесь использ уются упражне ния,
практические работы – показ использ ования справоч но - библиог рафического ап парата
книги, библиотек и, привитие умен ий и навыков поль зовани я энциклопедичес кими и
3. при организац ии общения читател я и библи отекаря. Здес ь идет разработка и
внедрение опре деленных моделей педагогическ ого общения , применение разл ичных его
4. при формир овании ответственности и обязательн ости читателей - учащихся,
развитии кр итического мышле ния. Здесь в ажен и собственный пример, и орг анизация
обсуждения д ействий лите ратурных персонаже й, и изучение жизни и творчества
Все это помогает приблизиться к основной цел и педагогич еской
деятельности шк ольной б иблиотеки: че рез подготовку квал ифицирова нного
читателя к форм ированию дух овно богатой личн ости .
Примером группов ой формы организа ции библиотек ой педагогичес кого проце сса
является урок, библиотечн ый урок, став ший необходимым условием развития мед ийной
В работе педаг ога - библиотека ря интерактивные мет оды воз можно использов ать
при проведен ии библиоте чных занятий, на которых применяются о бучающие игры. В
ходе этих за нятий библиотека ри стремятся реал изовать пос тавленную цель: появления у
детей потребно сти в читательск ом самовыявлении, осознание сво их возможнос тей для
включения в ту ил и иную тво рческую деятель ность. Органи чной частью единого
процесса руков одства чтением детей в библиотеке являетс я и формирова ние
библиотечно–библи ографической г рамотности. Пр иобщение навыков поиска
необходимой и нформации из различных источн иков, котор ые помогают учащ имся
Совместной работы библи отекаря и учителя не может избежать ни оди н учитель -
предметник, на чиная с подбо ра информации и лит ературы к ур оку и заканчив ая общим
проведением в неурочных ме роприятий. Книжная выставка и библиогра фический обз ор
литературы не п омешают при п роведении нов ой темы, особенно есл и по этой те ме
ученики буд ут писать рефераты, ведь в э том случае учащим ся обязательно придётся
Многофункцио нальные книжные в ыставки могут использовать учит еля при
Среди масс овых мероприяти й, что пров одятся совместн о с учителям и –
предметникам и – игры, викторин ы, устные журнал ы на экол огические темы – с
учителем би ологии; годовщину Че рнобыльской тр агедии – с учителем исто рии и т.д.
Библиотека пр инимает активн ое участие в проведении тема тических недель: эт о и
подбор литерат уры по теме и оформлен ие книжных выстав ок. Наиболее яр ко и
разнообразно проходит Не деля детской книги. В рамках Не дели проводятся
чтении, конкурс на лучшего из дателя книг и. Учащиеся нач альной школы встречаются с
любимыми сказо чными героями. Дет и с удоволь ствием инсцени руют свои любим ые
Для библиоте карей Неделя детск ой и юношеск ой книги – это всего лишь один из
моментов, пусть очень ярки й, постоянной раб оты по популя ризации книг и. А для дете й
– это праздник. Потому что в цент ре внимания Недели – книга и е ё читатель, гд е
проявляется тво рчество, фантазия и способности дете й.
Одна из на иболее интересн ых форм интеракт ивной работы – тренинги, кото ры е
разрабатываютс я и внедряются п ри совместной работе с п рактическим пс ихологом.
Тренинги дают возможность с формировать полное психологичес кое отношение к
проблеме, кото рая выносится на мероприяти е, помогает каждому из учащихся
сформулировать и высказать своё отношение к дан ной проблеме, акт ивно работать ,
чувствовать се бя нужным и усп ешным. В нашей школе п роводились трени нги: «Пойми,
В с ам ом тесн ом контакте б иблиотекарь естестве нно состоит с учит елями
литературы. Ве дётся работ а по популяр изации филолог ических знаний, п роизведени й
классиков и сов ременников, проводятс я мероприятия к ю билеям писателей. Ребята
В процессе подг отовки литературн ых праздник ов, театрализован ных представл ений
изменяется внут ренний мир учащег ося, его отноше ние к окружающи м и к самому се бе.
Литературный проект даёт возможн ость реализовать учащимся свои творческ ие
способности, ум еть ориентир оваться в информац ионном прост оре и самостояте льно
В библиотеке сл ожилась система работы по пропаг анде краеведч еской литерат уры.
С целью популяриза ции данной литерат уры организова ны выставки: «Для всех ты
На целить д етей на литер атурное творче ство, дать им основ ы соответствующих
знаний , призваны л итературные вст речи с писателям и и поэтами Крым а. Учащиеся
школы встречались с поэтами Кры ма: с Любовью Сивель никовой, Тамарой Об ринской,
с бахчисарайски ми поэтессам и Варварой Бож едай и Натальей Ря бийчук , с чле ном
Национальног о союза пис ателей России и Украины Нат альей Наумовой с Леони дом
Ещё одна вст реча была с челов еком, влюблён ным в природ у, всё своё свобод ное
время посвятившим сбору, обработке и коллекци онированию всякого рода редкостей,
необычностей в п рироде и древних пре дметов наших пре дков. Александ р Григорьевич
Кулиш – создатель Музея самоцвет ов в посёлке Партен ит и автор чу десных
Все эти меропри ятия воспитывают любовь к род ному краю, нац иональную
гордость, пропаган дируют лите ратуру современн ых писате лей родного края, ра звивают
И школа, и шк ольная библиоте ка преследуют еди ную, общую цель , обозначенную в
положении о ш кольной библ иотеке обр азовательного учре ждения форми рование общей
культуры лич ности, ее инте грацию в наци ональную и ми ровую культуру,
самоопределе ние и достижен ие социально й компетентн ости. Даже формиров ание фонда
школьной б иблиотеки идёт с учет ом его педагог ического назначе ния .
Современная шк ольная библи отека всегда предлагает св ои собствен ные фонды и
фонды, будет о пределяться посещ аемость, значим ость, имидж б иблиотеки. И на этом
этапе школьна я библиотека нев ольно становится участником педагогическог о процесса.
Современный проект учаще гося – это дидактическое с редство акт ивизации
познавательно й деятельност и, развития креативности и одновременно ф ормирования
определённых ли чностных качеств. Проект для ре бёнка – это деятельность,
позволяющая прояв ить себя, попроб овать свои с илы, приложить св ои знания, п ринести
Педагоги поощ ряют ученик ов использовать мультимедийные из дания, как
дополнитель ные источники инф ормации по п редмету. В школе проходят электр онные
Использован ие информацион но - коммуникац ионных техн ологий при прове дении
различных ме роприятий п омогает лучш е усваивать инф ормацию за счёт её д оступности ,
(использован ие мультимедийных презентаций), даёт доп олнительные знан ия и навыки с
информатики, заинтересованность п редметом, расширение границ творческих
возможностей и тв орческой деятель ности учащихс я, самостоятельн ая исследов ательская
В результате так ой работы в уч ащихся проявляютс я способности к предмету (в том
числе и скрыт ые ), развивается интерес к предмету, тв орческое отноше ние к предмет у,
увеличивается слов арный запас, дети учатся интег рировать и синтези ровать
информацию, и спользовать ал ьтернативные пут и её поиска, думать, критическ и
Важнейший факт ор, влияющи й на результативн ост ь работы библи отеки по
организации и р уководству чтен ием – контакт с семьями ч итателя .
Очень хорош о, когда дети читают всл ух и пересказывают содержание прочитан ного
своим родителям. Хорошо так же, когда родител и сами читаю т книгу, которую в зяли
дети в библиотеке. Так, как после это го неизбежно возн икает беседа. Такие проекты
объединяют учителей, родителе й, школьного библ иотекаря в общем стремлени и
что - то смастерить , нарисовать, сове ршить добрые посту пки, или полностью изменить
все. Для более п олного контакта с семь ёй, прово дятся различные ме роприятия:
проводятся бесе ды по сохран ности книжного фонда, по по пуляризации детс кого чтения .
Без хорошей библ иотеки школа не с может выполнить на высоком уровне свои
воспитательные и образовательные функции. И первокласс ник, и педаг ог, и директо р
учебного заве дения вовлечены в о бщую орбит у, имя котор ой - образовани е. Школьная
библиотека п рививает учащимс я потребность в п остоянном самообразовани и, развивает
воображение, вос питывает гражда нскую ответствен ность.
Сотрудничество библиотекаря и учителя способствует разв итию читательск их
интересов шк ольников, повышению уровня педагогическ ого и информаци онного
обеспечения о бразовательного п роцесса в обуче нии учащи хся искусству ж ить, строить
своё будущее, чт о базируется на гл убоких знания х и развитого сам осознания.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Школьная библиотека – участник педагогического процесса
Сегодня школьная библиотека – участник педагогического процесса, т.к. она взаимодействует с обучающими с целью передачи социального опыта. Формы взаимодействия могут быть разными: индивидуальными, групповыми, урочными, внеурочными.
Примером групповой формы организации библиотекой педагогического процесса является урок, библиотечный урок, ставший необходимым условием развития медийной компетенции учащихся, воспитания культуры чтения. Индивидуальная форма общения ученика и библиотекаря, равноправное сотрудничество – суть повседневной работы школьной библиотеки. Библиотекарь как и педагог, осваивает различные технологии и методы обучения. Владение методами обучения необходимо в различных ситуациях: 1. При объяснении нового материала или его повторении, закреплении. Здесь нужно демонстрировать владение вербальными методами рассказ, объяснение, беседа (диалог), консультирование, работа с книгой. 2. При выработке учебных умений и навыков. Здесь используются упражнения, практические работы – показ использования справочно-библиографического аппарата книги, библиотеки, привитие умений и навыков пользования энциклопедическими и справочными изданиями и т. д. 3. При организации общения читателя и библиотекаря. Здесь идет разработка и внедрение определенных моделей педагогического общения, применение различных его стилей. 4. При формировании ответственности и обязательности читателей-учащихся, развитии критического мышления. Здесь важен и собственный пример, и организация обсуждения действий литературных персонажей, и изучение жизни и творчества писателей.
Все это помогает приблизиться к основной цели педагогической
деятельности школьной библиотеки: через подготовку квалифицированного
читателя к формированию духовно богатой личности.
В своей практике библиотекарь использует и разрабатывает не только методы, но и технологии, которые трактуются как совокупность и последовательность методов и процессов, позволяющих получить продукт с заданными свойствами. Методы и процессы становятся технологиями, если:
четко сформулировать цель и методы контроля его достижения, определен конечный результат, имеется обратная связь.
Примером разработки собственной технологии можно считать, например, составление тематико – типологической модели фонда школьной библиотеки. Она аккумулирует принцип технологического подхода к формированию фонда с учетом его педагогического назначения. Этот документ включает рубрики, отражающие основные линии образования.
Взгляд на школьного библиотекаря как на поставщика информации уходит в прошлое. Появилась необходимость в обновлении форм сотрудничества педагогов и библиотекарей школы на основе определения общего проблемного поля и создания совместных программ, направленных на эффективное использование образовательных ресурсов и возможностей школьной библиотеки.
Таким образом, в условиях школьной библиотеки проводимые успешно совместно с педагогами бинарные уроки как форма продвижения библиотечных знаний и умений, ориентированная на развитие межпредметных связей и интеграцию информационной культуры в процессе освоения школьных предметов. А это значит, что школьная библиотека становится участником педагогического процесса.
Становление школьного библиотекаря как участника образовательного процесса, профессионального партнера педагогов подтверждается и общностью современных професиограм учителя и школьного библиотекаря. И та, и другая предполагают наличие следующих умений: конструктивных (умение анализировать, прогнозировать конечный результат деятельности),
организаторских (умение организовать работу библиотеки в целом, умение включать детей в различные виды деятельности), коммуникативных (умение устанавливать контакты с детьми, общаться, включая такт, правильную речь)
проектировочных (умение планировать педагогическую деятельность, учитывать ее использовать дидактические материалы), гностических (умение вести самообразование, самосовершенствование).
Библиотекарь современной школьной библиотеки и учитель обладают
такими качествами как способность к инновационной деятельности, любовь к детям, гражданская ответственность, интеллигентность, духовная культура, физическое здоровье, потребность в постоянном самообразовании.
Школьная библиотека участвует в педагогической деятельности школы. Свидетельство тому - участие библиотеки в педагогических чтениях, участие в педагогических советах школы.
Все приведенные выше аргументы позволяют мне констатировать образовательно-развивающую функцию школьной библиотеки и рассматривать ее сотрудников как педагогов, профессиональных партнеров учителей-предметников, а саму школьную библиотеку как самый важный участник педагогической системы образовательного учреждения.
И школа и школьная библиотека преследуют единую, общую цель, обозначенную в положении о школьной библиотеке образовательного учреждения формирование общей культуры личности, ее интеграцию в национальную и мировую культуру, самоопределение и достижение социальной компетентности. Даже формирование фонда школьной библиотеки идет с учетом его педагогического назначения.
Сегодня необходимо осмыслить и наполнить новым содержанием само понятие – педагогическая функция школьной библиотеки. Ныне она связана не только с обучением учащихся основам библиотечно – библиографической
грамотности. Педагогическая функция библиотеки сегодня-это ее активное участие в учебном и воспитательном процессе. Являясь неотъемлемой частью школы, школьная библиотека имеет огромный и востребованный потенциал в условиях начавшегося в школах обновления всей системы воспитания. В библиотечной работе со школьниками всегда педагогическая составляющая была очень значительной. Школьная библиотека всегда постулировалась (и не без оснований) тезис о том, что в библиотечной работе с детьми используются достижения педагогики, школьной методики и технологий. Действительно, библиотекари проводят библиотечные уроки в лучших традициях школы. Широко применяют тренинговые технологии, работу в группах.
Из выше сказанного, считаю школьную библиотеку участником педагогического процесса, так как библиотека совместно с учителями предметниками применяет различные методические приемы, педагогические и информационные технологии.
Многие педагогические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. В работе библиотекарей с читателями возможны и необходимы использование интерактивных методов, поскольку они позволяют эффективно формировать библиотечно-библиографическую грамотность каждого читателя библиотеки. Интерактивное обучение основано, прежде всего на диалоге, в ходе которого осуществляется взаимодействие библиотекаря и читателя. Суть интерактивного обучения состоит в том, что процесс познания организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познавания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, имеет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет получать не только новые знания, но и развивать саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
Таким образом, школьная библиотека, является главным участником педагогического процесса.
Она находится в центре педагогического процесса, которая связывает учителей, учащихся, родителей, педагогов дополнительного образования. Школьная библиотека решает сложные педагогические задачи.
1. Аверьянова, Г. Библиотека. Школа [Текст] / Г. Аверьянова // Школьная библиотека. – 2005. – № 23. – С. 10-11
2.. Вдовиченко, В. П. Педагогический потенциал школьной библиотеки и ее роль в системе образования [Текст] / В. П. Вдовиченко // Школьная библиотека. – 2008. – № 5. – С. 40-45
3. Зайцева, Н. Н. Общение втроем: ребенок, родители, книга [Текст] / Н. Н. Зайцева // Новая библиотека. – 2008. – № 3. – С. 31-33
4. Михальченко, Е. П. Школьная библиотека как компонент педагогической
системы [Текст] / Е. П. Михальченко // Школьная библиотека. – 2002. – № 8. – С. 10-12
Главная задача любой школьной библиотеки как информационного центра является оказание помощи учащимся и учителям в учебно-воспитательном процессе.
Доказано, что сотрудничество библиотекарей и учителей способствует повышению уровня грамотности учащихся, содействует развитию навыков чтения, запоминания, а также выработке умения пользоваться информационно-коммуникативными технологиями.
Вложение | Размер |
---|---|
Главная задача любой школьной библиотеки как информационного центра является оказание помощи учащимся и учителям в учебно-воспит | 1.08 МБ |
bez_vysokoy_kultury_chteniya_net_ni_shkoly_ni_podlinnogo_umstvennogo_truda._v.a.suhomlinskiy.docx | 14.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
РОЛЬ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ В УЧЕБНО - ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ГБОУ Школа № 1213 стр./п.2 Педагог-библиотекарь Заостровская Е.А.
Без высокой культуры чтения нет ни школы, ни подлинного умственного труда. В.А.Сухомлинский. Главная задача любой школьной библиотеки как информационного центра является оказание помощи учащимся и учителям в учебно-воспитательном процессе. Доказано, что сотрудничество библиотекарей и учителей способствует повышению уровня грамотности учащихся, содействует развитию навыков чтения, запоминания, а также выработке умения пользоваться информационно-коммуникативными технологиями.
Библиотекарь школы – это и педагог, и психолог, и психотерапевт в одном лице. Знание психологических и педагогических методик это не просто дань моде, а это новый уровень обслуживания, это профессионализм в работе.
Воспитательная работа. Формирование у читателей навыков независимого библиотечного пользователя (обучение пользованию книгой и др.носителями) Способствование формированию личности учащихся средствами культурного наследия, формами и методами индивидуальной и массовой работы (беседы, диспуты, викторины, литературно-музыкальные композиции, и др.) Популяризация литературы библиотечными формами работы. Создание актива школьной библиотеки. Совместная работа с детскими библиотеками, педагогическими классами, психологической службой школы.
Экскурсия в библиотеку № 29с/п1
Занятие по экологии
Детский центр имени Х.К.Андерсена
Детский центр имени Х.К.Андерсена
Мы верим, что наша работа помогает повысить престиж школьного педагога-библиотекаря, а также способствует повышению качества обучения и эффективности воспитательного процесса.
Предварительный просмотр:
РОЛЬ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ В УЧЕБНО - ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Без высокой культуры чтения нет ни школы, ни подлинного умственного труда.
Главная задача любой школьной библиотеки как информационного центра является оказание помощи учащимся и учителям в учебно-воспитательном процессе. Без хорошей библиотеки школа не сможет выполнять на высоком уровне свои образовательные и воспитательные функции. Школьная библиотека предоставляет информацию, необходимую для успешного существования в современном информационном обществе, где знания играют важнейшую роль. Библиотека прививает учащимся потребность в постоянном самообразовании, развивает воображение.
И первоклассник, и выпускник школы, и педагог, и директор учебного заведения вовлечены в общую орбиту, имя которой образование. Доказано, что сотрудничество библиотекарей и учителей способствует повышению уровня грамотности учащихся, содействует развитию навыков чтения, запоминания, а также выработке умения пользоваться информационно-коммуникативными технологиями.
Библиотекарь школы – это и педагог, и психолог, и психотерапевт в одном лице. Знание психологических и педагогических методик это не просто дань моде, а это новый уровень обслуживания, это профессионализм в работе.
Данный доклад поможет педагогу-библиотекарю в процессе обобщения опыта работы.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Школьная библиотека – участник педагогического процесса.
(выступление на педагогическом Совете школы).
Педагог-библиотекарь
Мамаева Паху Магомедовна.
г. Хасавюрт – 2016 г.
Школьная библиотека – участник педагогического процесса.
Сегодня школьная библиотека – участник педагогического процесса, т.к. она взаимодействует с обучающими с целью передачи социального опыта. Формы взаимодействия могут быть разными: индивидуальными, групповыми, урочными, внеурочными.
Примером групповой формы организации библиотекой педагогического процесса является урок, библиотечный урок, ставший необходимым условием развития медийной компетенции учащихся, воспитания культуры чтения. Индивидуальная форма общения ученика и библиотекаря, равноправное сотрудничество – суть повседневной работы школьной библиотеки. Библиотекарь как и педагог, осваивает различные технологии и методы обучения. Владение методами обучения необходимо в различных ситуациях:
1. При объяснении нового материала или его повторении, закреплении. Здесь нужно демонстрировать владение вербальными методами рассказ, объяснение, беседа (диалог), консультирование работа с книгой.
2. При выработке учебных умений и навыков. Здесь используются упражнения, практические работы – показ использования справочно-библиографического аппарата книги, библиотеки, привитие умений и навыков пользования энциклопедическими и справочными изданиями и т. д.
3. При организации общения читателя и библиотекаря. Здесь идет разработка и внедрение определенных моделей педагогического общения, применение различных его стилей.
4. При формировании ответственности и обязательности читателей-учащихся, развитии критического мышления. Здесь важен и собственный пример, и организация обсуждения действий литературных персонажей, и изучение жизни и творчества писателей.
Все это помогает приблизиться к основной цели педагогической
деятельности школьной библиотеки: через подготовку квалифицированного
читателя к формированию духовно богатой личности.
В своей практике библиотекарь использует и разрабатывает не только методы, но и технологии, которые трактуются как совокупность и последовательность методов и процессов, позволяющих получить продукт с заданными свойствами. Методы и процессы становятся технологиями, если:
четко сформулировать цель и методы контроля его достижения, определен конечный результат, имеется обратная связь.
Примером разработки собственной технологии можно считать, например, составление тематико – типологической модели фонда школьной библиотеки. Она аккумулирует принцип технологического подхода к формированию фонда с учетом его педагогического назначения. Этот документ включает рубрики, отражающие основные линии образования.
Взгляд на школьного библиотекаря как на поставщика информации уходит в прошлое. Появилась необходимость в обновлении форм сотрудничества педагогов и библиотекарей школы на основе определения общего проблемного поля и создания совместных программ, направленных на эффективное использование образовательных ресурсов и возможностей школьной библиотеки.
Таким образом, в условиях школьной библиотеки, проводимые успешно совместно с педагогами бинарные уроки как форма продвижения библиотечных знаний и умений, ориентированная на развитие межпредметных связей и интеграцию информационной культуры в процессе освоения школьных предметов. А это значит, что школьная библиотека становится участником педагогического процесса.
Становление школьного библиотекаря как участника образовательного процесса, профессионального партнера педагогов подтверждается и общностью современных професиограм учителя и школьного библиотекаря. И та, и другая предполагают наличие следующих умений: конструктивных (умение анализировать, прогнозировать конечный результат деятельности),
организаторских (умение организовать работу библиотеки в целом, умение включать детей в различные виды деятельности), коммуникативных (умение устанавливать контакты с детьми, общаться, включая такт, правильную речь)
проектировочных (умение планировать педагогическую деятельность, учитывать ее использовать дидактические материалы), гностических (умение вести самообразование, самосовершенствование) .
Библиотекарь современной школьной библиотеки и учитель обладают
такими качествами как способность к инновационной деятельности, любовь к детям, гражданская ответственность, интеллигентность, духовная культура, физическое здоровье, потребность в постоянном самообразовании.
Школьная библиотека участвует в педагогической деятельности школы. Свидетельство тому - участие библиотеки в педагогических чтениях, участие в педагогических советах школы.
Все приведенные выше аргументы позволяют мне констатировать образовательно-развивающую функцию школьной библиотеки и рассматривать ее сотрудников как педагогов, профессиональных партнеров учителей-предметников, а саму школьную библиотеку как самый важный участник педагогической системы образовательного учреждения.
И школа и школьная библиотека преследуют единую, общую цель, обозначенную в положении о школьной библиотеке образовательного учреждения формирование общей культуры личности, ее интеграцию в национальную и мировую культуру, самоопределение и достижение социальной компетентности. Даже формирование фонда школьной библиотеки идет с учетом его педагогического назначения.
Сегодня необходимо осмыслить и наполнить новым содержанием само понятие – педагогическая функция школьной библиотеки. Ныне она связана не только с обучением учащихся основам библиотечно – библиографической
грамотности. Педагогическая функция библиотеки сегодня-это ее активное участие в учебном и воспитательном процессе. Являясь неотъемлемой частью школы, школьная библиотека имеет огромный и востребованный потенциал в условиях начавшегося в школах обновления всей системы воспитания. В библиотечной работе со школьниками всегда педагогическая составляющая была очень значительной. Школьная библиотека всегда постулировалась (и не без оснований) тезис о том, что в библиотечной работе с детьми используются достижения педагогики, школьной методики и технологий. Действительно, библиотекари проводят библиотечные уроки в лучших традициях школы. Широко применяют тренинговые технологии, работу в группах.
Из выше сказанного, считаю школьную библиотеку участником педагогического процесса, так как библиотека совместно с учителями предметниками применяет различные методические приемы, педагогические и информационные технологии.
Многие педагогические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. В работе библиотекарей с читателями возможны и
необходимы использование интерактивных методов, поскольку они позволяют эффективно формировать библиотечно-библиографическую грамотность каждого читателя библиотеки. Интерактивное обучение основано, прежде всего на диалоге, в ходе которого осуществляется взаимодействие библиотекаря и читателя. Суть интерактивного обучения состоит в том, что процесс познания организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познавания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, имеет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет получать не только новые знания, но и развивать саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
Она находится в центре педагогического процесса, которая связывает учителей, учащихся, родителей, педагогов дополнительного образования. Школьная библиотека решает сложные педагогические задачи.
Читайте также: