Библиотека в школе ее взаимосвязь с педагогическим процессом кратко

Обновлено: 02.07.2024

просветительск ое обеспечение учебн о– воспитательного пр оцесса.

Библиотека из начально рассматр ивалась как уче бное заведение. Именно ей

принадлежит приоритет в орга низации перв оначального эт апа постановки обучения

детей. Самые ра нние исторически е свидетельства гласят, что еще в 9 88 году князь

библиотеку, разум еется, ибо к ниги имел ись именно тольк о там.

Созданные свят ой Евфросин ией библиотеки в д ревней Рус и были одновр еменно и

школами, а сама она была и наст оятельницей дв ух монасты рей, и библи отекарем, и

учительнице й в одном лице. Умение читать , писать, считат ь, рассказывать на изусть,

петь (молитвы) – в перв ом цикле о бучения; осваив ать иностранные яз ыки,

природоведени е, риторику, медицину, и сторию – во втор ом цикле – она обучала имен но

в библиотеке, на книгах , ею же собирае мого библиот ечного фонда. Трудно р азделить в

ней библиоте каря и учителя, к огда она обучала ч итателей красн оречию, а наибо лее

Образованне йший человек св оего времени, крупный госу дарственный и церковный

деятель, писатель Ф еофан Прокопович (168 1 - 1736) в состав ленном в 1721 г. для Синода

Сегодня школь ная библиоте ка – уч а стник педагогиче ского процесса, т.к. раб ота

библиотеки нап равлена на вос питание, образование, развитие личности ч итателя

специфическими с редствами и м етодами библ иотечной работы, под воздействи ем

определённых факторов, важ нейшими из кот орых являютс я книга и са м библи отекарь

Важным участко м в работе библи отекаря является би блиотечно - библиографиче ское

обслуживание учителя. Чт обы урок был максимально эфф ективным, уч ителю

необходимо з накомиться с п ередовым педаг огическим опыт ом, с современ ными

техноло ги ями, мет одическими раз работками, необходимо находить ответ ы на многие

вопросы: как вне дрять на практ ике новые прог раммы, как работать по новым

учебникам, знать о новых на правлениях исследований в области педагогик и и других

Библиографич еское информирова ние учителей – приоритет в деятельности

библиотеки. В п омощь учит ельскому кол лективу оформлен а книжная выставка : « От

Для учителей – пре дметников оф ормлены тематическ ие папки «Учителю

Для классных р уководителей оформле на тематическая полка, где со брана

методическая лите ратура по вос питанию подрастаю щего поколен ия.

Традиционным и стали выст упления на педаго гических соб раниях, ШМО, гд е

библиотекарь и нформирует учит елей о новых по ступлениях в библи отеку, об

обеспеченност и учебниками учащихся, о п одписке на пер иодические издани я и т.д.

Взгляд на шк ольного библиотека ря как на п оставщика информа ции уходит в

прошлое. Появ илась необходим ость в обновлен ии форм сот рудничества педа гогов и

библиотекарей шк олы на основе определения общего п роблемного пол я и создания

совместных программ, направле нных на эффект ивное испо льзование образоват ельных

Перед учителем и педагогом - библи отекарем стоят одн и и те же задачи :

• формирование у молодого пок оления гуманист ических, эколог ических

• привития любв и к Родине, к р одному яз ыку, народным т радициям ;

Педагогический коллектив, совм естно с библи отекой школы в работе с читателя ми

– учениками пр идерживаются ком плексного с балансированног о использовани я

существующих ф орм информаци онного обеспе чения учебн о - воспитательн ого

Формы взаим одействия могут быть разными: индивидуальным и, групповыми,

Индивидуальная ф орма общения учен ика и педагога - би блиотекаря, равн оправное

сотрудничество – су ть повседневной работы школьн ой библиотеки. Библиотекарь ,

как и педагог, осваивает различные те хнологии и мет оды обучени я. Владение м етодами

1. при объясне нии новог о материала ил и его повторении, закреплени и. Здесь

нужно демонст рировать в ладение вербальными м етодами рассказ, о бъяснение, беседа

2. при выработке учебных умен ий и навыков. Здесь использ уются упражне ния,

практические работы – показ использ ования справоч но - библиог рафического ап парата

книги, библиотек и, привитие умен ий и навыков поль зовани я энциклопедичес кими и

3. при организац ии общения читател я и библи отекаря. Здес ь идет разработка и

внедрение опре деленных моделей педагогическ ого общения , применение разл ичных его

4. при формир овании ответственности и обязательн ости читателей - учащихся,

развитии кр итического мышле ния. Здесь в ажен и собственный пример, и орг анизация

обсуждения д ействий лите ратурных персонаже й, и изучение жизни и творчества

Все это помогает приблизиться к основной цел и педагогич еской

деятельности шк ольной б иблиотеки: че рез подготовку квал ифицирова нного

читателя к форм ированию дух овно богатой личн ости .

Примером группов ой формы организа ции библиотек ой педагогичес кого проце сса

является урок, библиотечн ый урок, став ший необходимым условием развития мед ийной

В работе педаг ога - библиотека ря интерактивные мет оды воз можно использов ать

при проведен ии библиоте чных занятий, на которых применяются о бучающие игры. В

ходе этих за нятий библиотека ри стремятся реал изовать пос тавленную цель: появления у

детей потребно сти в читательск ом самовыявлении, осознание сво их возможнос тей для

включения в ту ил и иную тво рческую деятель ность. Органи чной частью единого

процесса руков одства чтением детей в библиотеке являетс я и формирова ние

библиотечно–библи ографической г рамотности. Пр иобщение навыков поиска

необходимой и нформации из различных источн иков, котор ые помогают учащ имся

Совместной работы библи отекаря и учителя не может избежать ни оди н учитель -

предметник, на чиная с подбо ра информации и лит ературы к ур оку и заканчив ая общим

проведением в неурочных ме роприятий. Книжная выставка и библиогра фический обз ор

литературы не п омешают при п роведении нов ой темы, особенно есл и по этой те ме

ученики буд ут писать рефераты, ведь в э том случае учащим ся обязательно придётся

Многофункцио нальные книжные в ыставки могут использовать учит еля при

Среди масс овых мероприяти й, что пров одятся совместн о с учителям и –

предметникам и – игры, викторин ы, устные журнал ы на экол огические темы – с

учителем би ологии; годовщину Че рнобыльской тр агедии – с учителем исто рии и т.д.

Библиотека пр инимает активн ое участие в проведении тема тических недель: эт о и

подбор литерат уры по теме и оформлен ие книжных выстав ок. Наиболее яр ко и

разнообразно проходит Не деля детской книги. В рамках Не дели проводятся

чтении, конкурс на лучшего из дателя книг и. Учащиеся нач альной школы встречаются с

любимыми сказо чными героями. Дет и с удоволь ствием инсцени руют свои любим ые

Для библиоте карей Неделя детск ой и юношеск ой книги – это всего лишь один из

моментов, пусть очень ярки й, постоянной раб оты по популя ризации книг и. А для дете й

– это праздник. Потому что в цент ре внимания Недели – книга и е ё читатель, гд е

проявляется тво рчество, фантазия и способности дете й.

Одна из на иболее интересн ых форм интеракт ивной работы – тренинги, кото ры е

разрабатываютс я и внедряются п ри совместной работе с п рактическим пс ихологом.

Тренинги дают возможность с формировать полное психологичес кое отношение к

проблеме, кото рая выносится на мероприяти е, помогает каждому из учащихся

сформулировать и высказать своё отношение к дан ной проблеме, акт ивно работать ,

чувствовать се бя нужным и усп ешным. В нашей школе п роводились трени нги: «Пойми,

В с ам ом тесн ом контакте б иблиотекарь естестве нно состоит с учит елями

литературы. Ве дётся работ а по популяр изации филолог ических знаний, п роизведени й

классиков и сов ременников, проводятс я мероприятия к ю билеям писателей. Ребята

В процессе подг отовки литературн ых праздник ов, театрализован ных представл ений

изменяется внут ренний мир учащег ося, его отноше ние к окружающи м и к самому се бе.

Литературный проект даёт возможн ость реализовать учащимся свои творческ ие

способности, ум еть ориентир оваться в информац ионном прост оре и самостояте льно

В библиотеке сл ожилась система работы по пропаг анде краеведч еской литерат уры.

С целью популяриза ции данной литерат уры организова ны выставки: «Для всех ты

На целить д етей на литер атурное творче ство, дать им основ ы соответствующих

знаний , призваны л итературные вст речи с писателям и и поэтами Крым а. Учащиеся

школы встречались с поэтами Кры ма: с Любовью Сивель никовой, Тамарой Об ринской,

с бахчисарайски ми поэтессам и Варварой Бож едай и Натальей Ря бийчук , с чле ном

Национальног о союза пис ателей России и Украины Нат альей Наумовой с Леони дом

Ещё одна вст реча была с челов еком, влюблён ным в природ у, всё своё свобод ное

время посвятившим сбору, обработке и коллекци онированию всякого рода редкостей,

необычностей в п рироде и древних пре дметов наших пре дков. Александ р Григорьевич

Кулиш – создатель Музея самоцвет ов в посёлке Партен ит и автор чу десных

Все эти меропри ятия воспитывают любовь к род ному краю, нац иональную

гордость, пропаган дируют лите ратуру современн ых писате лей родного края, ра звивают

И школа, и шк ольная библиоте ка преследуют еди ную, общую цель , обозначенную в

положении о ш кольной библ иотеке обр азовательного учре ждения форми рование общей

культуры лич ности, ее инте грацию в наци ональную и ми ровую культуру,

самоопределе ние и достижен ие социально й компетентн ости. Даже формиров ание фонда

школьной б иблиотеки идёт с учет ом его педагог ического назначе ния .

Современная шк ольная библи отека всегда предлагает св ои собствен ные фонды и

фонды, будет о пределяться посещ аемость, значим ость, имидж б иблиотеки. И на этом

этапе школьна я библиотека нев ольно становится участником педагогическог о процесса.

Современный проект учаще гося – это дидактическое с редство акт ивизации

познавательно й деятельност и, развития креативности и одновременно ф ормирования

определённых ли чностных качеств. Проект для ре бёнка – это деятельность,

позволяющая прояв ить себя, попроб овать свои с илы, приложить св ои знания, п ринести

Педагоги поощ ряют ученик ов использовать мультимедийные из дания, как

дополнитель ные источники инф ормации по п редмету. В школе проходят электр онные

Использован ие информацион но - коммуникац ионных техн ологий при прове дении

различных ме роприятий п омогает лучш е усваивать инф ормацию за счёт её д оступности ,

(использован ие мультимедийных презентаций), даёт доп олнительные знан ия и навыки с

информатики, заинтересованность п редметом, расширение границ творческих

возможностей и тв орческой деятель ности учащихс я, самостоятельн ая исследов ательская

В результате так ой работы в уч ащихся проявляютс я способности к предмету (в том

числе и скрыт ые ), развивается интерес к предмету, тв орческое отноше ние к предмет у,

увеличивается слов арный запас, дети учатся интег рировать и синтези ровать

информацию, и спользовать ал ьтернативные пут и её поиска, думать, критическ и

Важнейший факт ор, влияющи й на результативн ост ь работы библи отеки по

организации и р уководству чтен ием – контакт с семьями ч итателя .

Очень хорош о, когда дети читают всл ух и пересказывают содержание прочитан ного

своим родителям. Хорошо так же, когда родител и сами читаю т книгу, которую в зяли

дети в библиотеке. Так, как после это го неизбежно возн икает беседа. Такие проекты

объединяют учителей, родителе й, школьного библ иотекаря в общем стремлени и

что - то смастерить , нарисовать, сове ршить добрые посту пки, или полностью изменить

все. Для более п олного контакта с семь ёй, прово дятся различные ме роприятия:

проводятся бесе ды по сохран ности книжного фонда, по по пуляризации детс кого чтения .

Без хорошей библ иотеки школа не с может выполнить на высоком уровне свои

воспитательные и образовательные функции. И первокласс ник, и педаг ог, и директо р

учебного заве дения вовлечены в о бщую орбит у, имя котор ой - образовани е. Школьная

библиотека п рививает учащимс я потребность в п остоянном самообразовани и, развивает

воображение, вос питывает гражда нскую ответствен ность.

Сотрудничество библиотекаря и учителя способствует разв итию читательск их

интересов шк ольников, повышению уровня педагогическ ого и информаци онного

обеспечения о бразовательного п роцесса в обуче нии учащи хся искусству ж ить, строить

своё будущее, чт о базируется на гл убоких знания х и развитого сам осознания.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Школьная библиотека – участник педагогического процесса

Сегодня школьная библиотека – участник педагогического процесса, т.к. она взаимодействует с обучающими с целью передачи социального опыта. Формы взаимодействия могут быть разными: индивидуальными, групповыми, урочными, внеурочными.

Примером групповой формы организации библиотекой педагогического процесса является урок, библиотечный урок, ставший необходимым условием развития медийной компетенции учащихся, воспитания культуры чтения. Индивидуальная форма общения ученика и библиотекаря, равноправное сотрудничество – суть повседневной работы школьной библиотеки. Библиотекарь как и педагог, осваивает различные технологии и методы обучения. Владение методами обучения необходимо в различных ситуациях: 1. При объяснении нового материала или его повторении, закреплении. Здесь нужно демонстрировать владение вербальными методами рассказ, объяснение, беседа (диалог), консультирование, работа с книгой. 2. При выработке учебных умений и навыков. Здесь используются упражнения, практические работы – показ использования справочно-библиографического аппарата книги, библиотеки, привитие умений и навыков пользования энциклопедическими и справочными изданиями и т. д. 3. При организации общения читателя и библиотекаря. Здесь идет разработка и внедрение определенных моделей педагогического общения, применение различных его стилей. 4. При формировании ответственности и обязательности читателей-учащихся, развитии критического мышления. Здесь важен и собственный пример, и организация обсуждения действий литературных персонажей, и изучение жизни и творчества писателей.

Все это помогает приблизиться к основной цели педагогической

деятельности школьной библиотеки: через подготовку квалифицированного

читателя к формированию духовно богатой личности.

В своей практике библиотекарь использует и разрабатывает не только методы, но и технологии, которые трактуются как совокупность и последовательность методов и процессов, позволяющих получить продукт с заданными свойствами. Методы и процессы становятся технологиями, если:

четко сформулировать цель и методы контроля его достижения, определен конечный результат, имеется обратная связь.

Примером разработки собственной технологии можно считать, например, составление тематико – типологической модели фонда школьной библиотеки. Она аккумулирует принцип технологического подхода к формированию фонда с учетом его педагогического назначения. Этот документ включает рубрики, отражающие основные линии образования.

Взгляд на школьного библиотекаря как на поставщика информации уходит в прошлое. Появилась необходимость в обновлении форм сотрудничества педагогов и библиотекарей школы на основе определения общего проблемного поля и создания совместных программ, направленных на эффективное использование образовательных ресурсов и возможностей школьной библиотеки.

hello_html_1030ce38.jpg

Таким образом, в условиях школьной библиотеки проводимые успешно совместно с педагогами бинарные уроки как форма продвижения библиотечных знаний и умений, ориентированная на развитие межпредметных связей и интеграцию информационной культуры в процессе освоения школьных предметов. А это значит, что школьная библиотека становится участником педагогического процесса.

Становление школьного библиотекаря как участника образовательного процесса, профессионального партнера педагогов подтверждается и общностью современных професиограм учителя и школьного библиотекаря. И та, и другая предполагают наличие следующих умений: конструктивных (умение анализировать, прогнозировать конечный результат деятельности),

организаторских (умение организовать работу библиотеки в целом, умение включать детей в различные виды деятельности), коммуникативных (умение устанавливать контакты с детьми, общаться, включая такт, правильную речь)

проектировочных (умение планировать педагогическую деятельность, учитывать ее использовать дидактические материалы), гностических (умение вести самообразование, самосовершенствование).

Библиотекарь современной школьной библиотеки и учитель обладают

такими качествами как способность к инновационной деятельности, любовь к детям, гражданская ответственность, интеллигентность, духовная культура, физическое здоровье, потребность в постоянном самообразовании.

Школьная библиотека участвует в педагогической деятельности школы. Свидетельство тому - участие библиотеки в педагогических чтениях, участие в педагогических советах школы.

Все приведенные выше аргументы позволяют мне констатировать образовательно-развивающую функцию школьной библиотеки и рассматривать ее сотрудников как педагогов, профессиональных партнеров учителей-предметников, а саму школьную библиотеку как самый важный участник педагогической системы образовательного учреждения.

И школа и школьная библиотека преследуют единую, общую цель, обозначенную в положении о школьной библиотеке образовательного учреждения формирование общей культуры личности, ее интеграцию в национальную и мировую культуру, самоопределение и достижение социальной компетентности. Даже формирование фонда школьной библиотеки идет с учетом его педагогического назначения.

Сегодня необходимо осмыслить и наполнить новым содержанием само понятие – педагогическая функция школьной библиотеки. Ныне она связана не только с обучением учащихся основам библиотечно – библиографической

грамотности. Педагогическая функция библиотеки сегодня-это ее активное участие в учебном и воспитательном процессе. Являясь неотъемлемой частью школы, школьная библиотека имеет огромный и востребованный потенциал в условиях начавшегося в школах обновления всей системы воспитания. В библиотечной работе со школьниками всегда педагогическая составляющая была очень значительной. Школьная библиотека всегда постулировалась (и не без оснований) тезис о том, что в библиотечной работе с детьми используются достижения педагогики, школьной методики и технологий. Действительно, библиотекари проводят библиотечные уроки в лучших традициях школы. Широко применяют тренинговые технологии, работу в группах.

Из выше сказанного, считаю школьную библиотеку участником педагогического процесса, так как библиотека совместно с учителями предметниками применяет различные методические приемы, педагогические и информационные технологии.

Многие педагогические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. В работе библиотекарей с читателями возможны и необходимы использование интерактивных методов, поскольку они позволяют эффективно формировать библиотечно-библиографическую грамотность каждого читателя библиотеки. Интерактивное обучение основано, прежде всего на диалоге, в ходе которого осуществляется взаимодействие библиотекаря и читателя. Суть интерактивного обучения состоит в том, что процесс познания организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познавания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, имеет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет получать не только новые знания, но и развивать саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Таким образом, школьная библиотека, является главным участником педагогического процесса.

hello_html_m7a875691.jpg

Она находится в центре педагогического процесса, которая связывает учителей, учащихся, родителей, педагогов дополнительного образования. Школьная библиотека решает сложные педагогические задачи.

1. Аверьянова, Г. Библиотека. Школа [Текст] / Г. Аверьянова // Школьная библиотека. – 2005. – № 23. – С. 10-11

2.. Вдовиченко, В. П. Педагогический потенциал школьной библиотеки и ее роль в системе образования [Текст] / В. П. Вдовиченко // Школьная библиотека. – 2008. – № 5. – С. 40-45

3. Зайцева, Н. Н. Общение втроем: ребенок, родители, книга [Текст] / Н. Н. Зайцева // Новая библиотека. – 2008. – № 3. – С. 31-33

4. Михальченко, Е. П. Школьная библиотека как компонент педагогической

системы [Текст] / Е. П. Михальченко // Школьная библиотека. – 2002. – № 8. – С. 10-12

Главная задача любой школьной библиотеки как информационного центра является оказание помощи учащимся и учителям в учебно-воспитательном процессе.

Доказано, что сотрудничество библиотекарей и учителей способствует повышению уровня грамотности учащихся, содействует развитию навыков чтения, запоминания, а также выработке умения пользоваться информационно-коммуникативными технологиями.

ВложениеРазмер
Главная задача любой школьной библиотеки как информационного центра является оказание помощи учащимся и учителям в учебно-воспит 1.08 МБ
bez_vysokoy_kultury_chteniya_net_ni_shkoly_ni_podlinnogo_umstvennogo_truda._v.a.suhomlinskiy.docx 14.22 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

РОЛЬ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ В УЧЕБНО - ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ГБОУ Школа № 1213 стр./п.2 Педагог-библиотекарь Заостровская Е.А.

Без высокой культуры чтения нет ни школы, ни подлинного умственного труда. В.А.Сухомлинский. Главная задача любой школьной библиотеки как информационного центра является оказание помощи учащимся и учителям в учебно-воспитательном процессе. Доказано, что сотрудничество библиотекарей и учителей способствует повышению уровня грамотности учащихся, содействует развитию навыков чтения, запоминания, а также выработке умения пользоваться информационно-коммуникативными технологиями.

Библиотекарь школы – это и педагог, и психолог, и психотерапевт в одном лице. Знание психологических и педагогических методик это не просто дань моде, а это новый уровень обслуживания, это профессионализм в работе.

Воспитательная работа. Формирование у читателей навыков независимого библиотечного пользователя (обучение пользованию книгой и др.носителями) Способствование формированию личности учащихся средствами культурного наследия, формами и методами индивидуальной и массовой работы (беседы, диспуты, викторины, литературно-музыкальные композиции, и др.) Популяризация литературы библиотечными формами работы. Создание актива школьной библиотеки. Совместная работа с детскими библиотеками, педагогическими классами, психологической службой школы.

Экскурсия в библиотеку № 29с/п1

Занятие по экологии

Детский центр имени Х.К.Андерсена

Детский центр имени Х.К.Андерсена

Мы верим, что наша работа помогает повысить престиж школьного педагога-библиотекаря, а также способствует повышению качества обучения и эффективности воспитательного процесса.

Предварительный просмотр:

РОЛЬ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ В УЧЕБНО - ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Без высокой культуры чтения нет ни школы, ни подлинного умственного труда.

Главная задача любой школьной библиотеки как информационного центра является оказание помощи учащимся и учителям в учебно-воспитательном процессе. Без хорошей библиотеки школа не сможет выполнять на высоком уровне свои образовательные и воспитательные функции. Школьная библиотека предоставляет информацию, необходимую для успешного существования в современном информационном обществе, где знания играют важнейшую роль. Библиотека прививает учащимся потребность в постоянном самообразовании, развивает воображение.

И первоклассник, и выпускник школы, и педагог, и директор учебного заведения вовлечены в общую орбиту, имя которой образование. Доказано, что сотрудничество библиотекарей и учителей способствует повышению уровня грамотности учащихся, содействует развитию навыков чтения, запоминания, а также выработке умения пользоваться информационно-коммуникативными технологиями.

Библиотекарь школы – это и педагог, и психолог, и психотерапевт в одном лице. Знание психологических и педагогических методик это не просто дань моде, а это новый уровень обслуживания, это профессионализм в работе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный доклад поможет педагогу-библиотекарю в процессе обобщения опыта работы.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Школьная библиотека – участник педагогического процесса.

(выступление на педагогическом Совете школы).

Педагог-библиотекарь

Мамаева Паху Магомедовна.

г. Хасавюрт – 2016 г.

Школьная библиотека – участник педагогического процесса.

Сегодня школьная библиотека – участник педагогического процесса, т.к. она взаимодействует с обучающими с целью передачи социального опыта. Формы взаимодействия могут быть разными: индивидуальными, групповыми, урочными, внеурочными.

Примером групповой формы организации библиотекой педагогического процесса является урок, библиотечный урок, ставший необходимым условием развития медийной компетенции учащихся, воспитания культуры чтения. Индивидуальная форма общения ученика и библиотекаря, равноправное сотрудничество – суть повседневной работы школьной библиотеки. Библиотекарь как и педагог, осваивает различные технологии и методы обучения. Владение методами обучения необходимо в различных ситуациях:

1. При объяснении нового материала или его повторении, закреплении. Здесь нужно демонстрировать владение вербальными методами рассказ, объяснение, беседа (диалог), консультирование работа с книгой.

2. При выработке учебных умений и навыков. Здесь используются упражнения, практические работы – показ использования справочно-библиографического аппарата книги, библиотеки, привитие умений и навыков пользования энциклопедическими и справочными изданиями и т. д.

3. При организации общения читателя и библиотекаря. Здесь идет разработка и внедрение определенных моделей педагогического общения, применение различных его стилей.

4. При формировании ответственности и обязательности читателей-учащихся, развитии критического мышления. Здесь важен и собственный пример, и организация обсуждения действий литературных персонажей, и изучение жизни и творчества писателей.

Все это помогает приблизиться к основной цели педагогической

деятельности школьной библиотеки: через подготовку квалифицированного

читателя к формированию духовно богатой личности.

В своей практике библиотекарь использует и разрабатывает не только методы, но и технологии, которые трактуются как совокупность и последовательность методов и процессов, позволяющих получить продукт с заданными свойствами. Методы и процессы становятся технологиями, если:

четко сформулировать цель и методы контроля его достижения, определен конечный результат, имеется обратная связь.

Примером разработки собственной технологии можно считать, например, составление тематико – типологической модели фонда школьной библиотеки. Она аккумулирует принцип технологического подхода к формированию фонда с учетом его педагогического назначения. Этот документ включает рубрики, отражающие основные линии образования.

Взгляд на школьного библиотекаря как на поставщика информации уходит в прошлое. Появилась необходимость в обновлении форм сотрудничества педагогов и библиотекарей школы на основе определения общего проблемного поля и создания совместных программ, направленных на эффективное использование образовательных ресурсов и возможностей школьной библиотеки.

Таким образом, в условиях школьной библиотеки, проводимые успешно совместно с педагогами бинарные уроки как форма продвижения библиотечных знаний и умений, ориентированная на развитие межпредметных связей и интеграцию информационной культуры в процессе освоения школьных предметов. А это значит, что школьная библиотека становится участником педагогического процесса.

Становление школьного библиотекаря как участника образовательного процесса, профессионального партнера педагогов подтверждается и общностью современных професиограм учителя и школьного библиотекаря. И та, и другая предполагают наличие следующих умений: конструктивных (умение анализировать, прогнозировать конечный результат деятельности),

организаторских (умение организовать работу библиотеки в целом, умение включать детей в различные виды деятельности), коммуникативных (умение устанавливать контакты с детьми, общаться, включая такт, правильную речь)

проектировочных (умение планировать педагогическую деятельность, учитывать ее использовать дидактические материалы), гностических (умение вести самообразование, самосовершенствование) .

Библиотекарь современной школьной библиотеки и учитель обладают

такими качествами как способность к инновационной деятельности, любовь к детям, гражданская ответственность, интеллигентность, духовная культура, физическое здоровье, потребность в постоянном самообразовании.

Школьная библиотека участвует в педагогической деятельности школы. Свидетельство тому - участие библиотеки в педагогических чтениях, участие в педагогических советах школы.

Все приведенные выше аргументы позволяют мне констатировать образовательно-развивающую функцию школьной библиотеки и рассматривать ее сотрудников как педагогов, профессиональных партнеров учителей-предметников, а саму школьную библиотеку как самый важный участник педагогической системы образовательного учреждения.

И школа и школьная библиотека преследуют единую, общую цель, обозначенную в положении о школьной библиотеке образовательного учреждения формирование общей культуры личности, ее интеграцию в национальную и мировую культуру, самоопределение и достижение социальной компетентности. Даже формирование фонда школьной библиотеки идет с учетом его педагогического назначения.

Сегодня необходимо осмыслить и наполнить новым содержанием само понятие – педагогическая функция школьной библиотеки. Ныне она связана не только с обучением учащихся основам библиотечно – библиографической

грамотности. Педагогическая функция библиотеки сегодня-это ее активное участие в учебном и воспитательном процессе. Являясь неотъемлемой частью школы, школьная библиотека имеет огромный и востребованный потенциал в условиях начавшегося в школах обновления всей системы воспитания. В библиотечной работе со школьниками всегда педагогическая составляющая была очень значительной. Школьная библиотека всегда постулировалась (и не без оснований) тезис о том, что в библиотечной работе с детьми используются достижения педагогики, школьной методики и технологий. Действительно, библиотекари проводят библиотечные уроки в лучших традициях школы. Широко применяют тренинговые технологии, работу в группах.

Из выше сказанного, считаю школьную библиотеку участником педагогического процесса, так как библиотека совместно с учителями предметниками применяет различные методические приемы, педагогические и информационные технологии.

Многие педагогические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. В работе библиотекарей с читателями возможны и

необходимы использование интерактивных методов, поскольку они позволяют эффективно формировать библиотечно-библиографическую грамотность каждого читателя библиотеки. Интерактивное обучение основано, прежде всего на диалоге, в ходе которого осуществляется взаимодействие библиотекаря и читателя. Суть интерактивного обучения состоит в том, что процесс познания организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познавания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, имеет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет получать не только новые знания, но и развивать саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Она находится в центре педагогического процесса, которая связывает учителей, учащихся, родителей, педагогов дополнительного образования. Школьная библиотека решает сложные педагогические задачи.

Читайте также: