Библиотека как социальный институт кратко
Обновлено: 04.07.2024
Актуальность данной темы подчеркивает одна сторона дела, на которую следует обратить наше внимание. В каждом обществе создаются свои условия существования политических, общественных и культурных организаций, способствующие их развитию, подъему или упадку. Кризис того или иного явления по существу проявляется в том, что новые ценности и новые формы организации жизни сменяют старые. Но при этом не всегда происходит их переосмысление.
Оглавление
ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ БИБЛИОТЕКИ……. ……………………..
2.1. Социальная роль библиотеки в обществе….………………… 11
2.2. Социо-культурный подход к библиотеке как феномену культуры 11
2.3. Функции библиотеки, связанные с обслуживанием читателей 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………. 27
Файлы: 1 файл
курсовая 3 курс.docx
Специфика библиотеки по сравнению с другими институтами культуры заключается в том, что приобщение к культуре происходит через документы, в которых отражены, закреплены элементы культурной реальности. Функционерами института являются библиотекарь и абонент. Библиотекарь — профессионал по обработке информации в библиотечной и информационной науках, который выполняет организацию и управление информационными услугами и материалами для всех, кому требуется эта информация . Библиотекарь занимается библиотечной деятельностью, то есть выполнением функций. Абонент библиотеки – каждый, кто реализует потребность приобщиться к культуре через библиотечную модель этой культуры. Чаще всего (но не всегда) потребность реализуется в библиотечном запросе.
Поэтому целями данной работы являются:
1) определение библиотеки, как социального института;
2) выявление проблем и перспектив развития библиотеки в информационном обществе;
3) рассмотрение библиотеки, как системы каналов удовлетворения личностных потребностей читателей.
Объект: библиотека как социальный институт.
Предмет изучения: социальные функции библиотеки.
Метод исследования: изучение и анализ литературных источников, статей.
Фирсов В. Р. полагал, что интегрирующим понятием, объединяющим социальные функции, является социальная роль библиотек. Она заключается в обеспечении социализации личности, культурной преемственности. Социальная роль библиотеки должна исследоваться в рамках теории культуры, а социальные функции – в рамках библиотековедения.
Наряду с определением социальной роли, Фирсов В.Р. выделял и главную социальную задачу библиотеки – обеспечение становления всесторонне, гармонически развитой личности. Однако при такой формулировке остается неясным, есть ли разница между социальной ролью и социальными задачами библиотеки и в чем она состоит.
Обосновывая необходимость выделения сущностных и производных функций, В.Р. Фирсов В.Р. подчеркивал, что изучение любого социального института, в том числе и библиотеки, включает два взаимосвязанных аспекта. Первый – историческая изменчивость, т.к. каждый исторический период выдвигает различные цели. Второй – внутренняя неизменная сущность, которая позволяет социальному институту выполнить четко определенную роль в обществе, независимо от конкретного исторического периода. Эта неизменная сущность библиотеки как социального института и выражается в ее сущностных функциях.
Анализируя соотношения между отдельными сущностными функциями, Фирсов В.Р. подчеркивал их взаимопроникновение. Так, взаимопроникают познавательная и ценностно-ориентационная функции, поскольку любая воспитательная работа в библиотеке является одновременно и информационная, т.е. направленной на активное распространение социально-значимой информации. Он отмечал, что коммуникативная функция является сквозной, проникающей во все другие функции. Без нее невозможно осуществление познавательной и ценностно-ориентационной функций.
Наряду с функциями, соответствующими основным потребностям личности в библиотечном обслуживании, библиотека также выполняет функции связанные со специфическими потребностями и интересами личности. Среди них — рекреационная ( развлекательная) функция, гедонистическая функция (предполагает участие библиотеки в формировании эстетических идеалов человека, получения им удовольствия от чтения), ценностно-ориентирующая функция. Эти социальные функции библиотеки между собой тесно взаимосвязаны и свойственны различным библиотекам.
Предпосылки возникновения библиотеки — это в основном потребность в сохранении информации. Библиотека является социальным институтом и культурно-просветительским учреждением. Современные концепции развития — электронные библиотеки в сети Интернет.
1.2 Значение и история библиотеки.
Ко второй половине ХХ века вопрос о цензуре в аспекте человеческих свобод стал признанной на международном уровне проблемой.
С конца XVIII в. под библиотекой понимают также собрание книг. Впервые в русском библиотековедении данное понимание библиотеки было зафиксировано в 1785 г. Благодаря таким видным ученым, как Н. М. Лисовский, Н. А. Рубакин, А. А. Покровский, Л. Б. Хавкина, этот вывод получил широкое распространение и нашел отражение в словарях и энциклопедиях.
Вместе с тем начиная с середины XX в. в профессиональном сознании на смену представлению о библиотеке как архитектурном сооружении и собрании книг стало приходить представление о библиотеке как учреждении, что нашло отражение в официальных изданиях. Однако тип данного учреждения и основные направления его деятельности определялись специалистами далеко не однозначно. Чаще всего библиотеку называли образовательным, просветительным, культурным, идеологическим учреждением или учреждением, сочетающим в себе одновременно несколько из перечисленных направлений деятельности.
В это время была выдвинута концепция библиотеки как документо -коммуникационной системы, состоящей из четырех взаимосвязанных элементов: библиотечного фонда, контингента абонентов, библиотечного персонала и материально-технической базы, сущность которой состоит в обеспечении принципиальной возможности соединения (связи, коммуникации) между документом и пользователем (Ю. Н. Столяров). Данная точка зрения получила широкое распространение и признание специалистов.
Нет единства среди исследователей и в определении основного признака, характеризующего библиотеку. Ее сущность представители разных школ в разное время определяли через состав библиотечного фонда, способы и особенности его использования, библиотечные помещения, цели и задачи деятельности библиотек и др.
Как социальный институт библиотека создает возможности для членов общества удовлетворять свои информационные потребности через совокупность документов, накопленных в фондах, а также использовать для этих целей документы других библиотек и учреждений. При этом необходимо отметить, что информационные потребности пользователей могут носить самый разнообразный характер и касаться как разных сфер профессиональной деятельности (промышленного и сельскохозяйственного производства, здравоохранения, образования, культуры, искусства и др.), так и повседневной жизни (кулинарии, воспитания детей, хобби, отдыха и туризма и др.).
Предоставляя своим пользователям информацию, необходимую для осуществления разных видов деятельности, библиотека тем самым содействует развитию промышленного производства, росту материального благосостояния общества. Документные ресурсы библиотек являются основой для развития философских, идеологических, религиозных, политических течений, с их помощью формируются и развиваются разные направления в культуре и искусстве. Предоставляя разнообразную информацию своим пользователям, библиотека регулирует действия членов общества в рамках сложившихся социальных отношений.
Концентрация в библиотеке документных ресурсов по разным направлениям и видам деятельности дает возможность человеку обращаться к ее услугам на протяжении всей жизни — во время учебы в школе и других учебных заведениях, в процессе профессиональной деятельности, повышения своей квалификации, получения новой профессии, воспитания и обучения детей, повседневной деятельности, в развитии и совершенствовании своих увлечений, отдыха и свободного времяпрепровождения. Содействуя этим видам деятельности, библиотека обеспечивает интеграцию стремлений, действий и интересов индивидов.
Располагая разными по направленности документными ресурсами, библиотека в их числе содержит документы, хранящие эталоны ценностей общества, сформировавшихся на определенных этапах его развития. На базе информации, зафиксированной в таких документах, формируется система ценностей общества в целом и отдельной личности в частности, осуществляется социальный контроль.
Следовательно, библиотеке присущи основные функции, которые выполняет социальный институт.
Деятельность любого социального института определяется набором правовых и социальных норм, сформированных в определенную легитимированную и санкционированную систему; интеграцией его в социально-политическую, идеологическую, ценностную структуру общества; наличием материальных средств и условий, обеспечивающих успешное выполнение нормативных предложений и социального контроля. Библиотека является одним из элементов общества и органически интегрирована в его социально-политическую, идеологическую, ценностную структуры.
Сказанное дает основание утверждать, что библиотека располагает всеми атрибутами социального института. Однако остается открытым вопрос о том, каким именно социальным институтом является библиотека.
Безусловно, библиотека является одним из элементов системы создания и распространения информации в обществе и как хранитель и распространитель документов, посредник между документом и потребителем непосредственно участвует в процессе удовлетворения информационных потребностей и создания индивидом новой информации. Библиотека выступает также в роли коллективного автора, производя библиографическую, аналитическую, реферативную и другие виды информации, которые впоследствии оформляются в такие виды документов, как каталоги, картотеки, электронные базы данных, самостоятельные издания — журналы, сборники, монографии, что позволяет с полным основанием классифицировать библиотеку как информационный социальный институт.
Так как любой из документов потенциально сегодня или в будущем может быть востребован кем-то из пользователей, то библиотека как социальный институт всемирного масштаба должна хранить как минимум один экземпляр всех документов независимо от места и времени их производства. Поэтому ее основными задачами выступают наиболее полное собирание и наиболее длительное хранение документов независимо от их содержания и формы и обеспечение свободного доступа пользователей к имеющимся документным ресурсам для удовлетворения их информационных потребностей. Из-за большого и все возрастающего количества документов собрать их в рамках одного учреждения до сих пор не представляется возможным. С появлением новых технических средств, позволяющих создавать электронные документы и конвертировать ранее созданные документы на других носителях в электронную форму, и при помощи электронных сетей объединять информационный потенциал многих библиотек, обеспечивая при этом беспрепятственный доступ к ним пользователей из разных точек пространства, проблема создания глобальной общемировой библиотеки переходит из теоретической в практическую плоскость.
Таким образом, библиотека позволяет сконцентрировать в одной точке пространства дискретную информацию, зафиксированную в различных видах диахронных документов, созданных в разных местах, в разное время и разными авторами, что намного увеличивает потенциальные возможности человечества по передаче информации не только современникам, но и потомкам. Так как основной причиной возникновения библиотеки и ее существования на протяжении тысячелетий являются потребности человечества в информации, то удовлетворение этих потребностей выступает в качестве смысла, цели деятельности библиотеки как социального института. Обязательным условием существования любого социального института является формирование потребностей более высокого уровня на базе удовлетворенных. Формирование библиотекой у своих пользователей новых информационных потребностей ведет к постоянному их духовному развитию и служит предпосылкой для постоянного увеличения спроса на услуги библиотек, а значит, укрепления ее позиций на рынке информации и досуга.
Целесообразно рассматривать библиотеку как интегративный социальный институт, осуществляющий сбор, хранение и распространение в пространственно-временном континууме социально значимых документов с целью удовлетворения и формирования информационных потребностей пользователей.
Хотя медиатеки не осуществляют ни одного вида деятельности, не характерного для библиотек, и не имеют принципиальных от них отличий, тем не менее название медиатек получают те современные библиотеки, которые собирают различные по форме документы, в первую очередь мультимедийные, и представляют их пользователям на более высоком сервисном уровне.
Как свидетельствует многовековая история, библиотеки всегда собирали те документы, которые продуцировало общество на определенном этапе своего развития и в которых нуждалось для удовлетворения своих потребностей. В древнем государстве Шумере это были глиняные таблички и свитки, в среднее века в разных государствах — рукописные книги, несколько позже — произведения печати, сейчас пришел черед электронных документов.
В своей деятельности библиотеки всегда использовали и используют те технологические возможности и технические средства, которые предоставляет им общество: вместо гусиного пера стало использоваться стальное, затем — пишущая машинка, сегодня — компьютер. Отказавшись от рукописных, библиотеки в свое время перешли на печатные каталожные карточки, а сейчас традиционные каталоги вытесняются электронными, что является естественным результатом эволюционного развития. Для доставки документов пользователям библиотеки обращались к услугам почты. Материалы, заказанные по МБА, доставлялись почтовыми каретами, потом их сменили почтовые железнодорожные вагоны, автомобильные фургоны, самолеты. Сейчас наиболее оперативным и дешевым способом доставки документов является электронная почта. Следовательно, доступ к удаленным базам данных в режиме онлайн и при помощи Интернета — это всего лишь новое средство в решении старых задач.
С библиотековедческой точки зрения, совершенно необоснованными кажутся утверждения о том, что с распространением Интернета роль библиотек в удовлетворении информационных потребностей снижается. Ведь именно появление большого количества документов явилось причиной возникновения библиотеки. Увеличение количества документов, особенно электронных, и внедрение современных информационных технологий только повышают общественную значимость библиотек, поскольку разнородная, непроверенная, постоянно меняющаяся информация в Интернете делает более важной, чем когда-либо, роль библиотеки в поиске, анализе, обработке и распространении информации.
Библиотека как система.
Изучение библиотеки как системы подготовлено длительной историей развития библиотековедения. Первоначально, на ранних стадиях его развития, библиотека как понятие воспроизводилась из какого-либо одного элемента: помещения для хранения документов, специального оборудования, набора документов (библиотечного фонда), контингента читателей, библиотечного персонала и др. Развитие теоретических представлений о библиотеке привело к формированию разнородных концепций, каждая из которых вносила вклад в характеристику библиотеки, но не давала всестороннего описания ее сущности. Некоторые из этих воззрений продолжают существовать и в настоящее время.
Системный подход позволяет вычленить наиболее общие и устойчивые моменты в деятельности библиотек и основывается на том, что самый рациональный путь изучения сложных явлений — последовательное расчленение их до того предела, за которым они теряют свое качество. Такой предельной единицей деления является элемент. Неделимость элемента относительна, так как неделимым он считается лишь на том уровне анализа, который принят в конкретном исследовании. Рассмотренный на другом уровне — в качестве не элемента, а самостоятельной системы со своими элементами и связями, — он также характеризуется не меньшей сложностью и заслуживает не менее тщательного рассмотрения.
Систему образует совокупность элементов. Добавление в систему новых элементов или исключение из нее каких-либо элементов ведут к разрушению ранее существовавшей системы и преобразованию ее в другую.
Различают простые и сложные системы. Простая система представляет собой совокупность однородных элементов, выполняющих необходимую для существования системы функцию. Если же в системе имеется несколько таких совокупностей, то каждая из них приобретает роль подсистемы, а вся система становится сложной.
Понятие системы так же относительно, как и понятие элемента, так как каждая система одновременно является подсистемой (элементом) системы более высокого порядка (метасистемы) и одновременно выступает в качестве метасистемы для систем более низкого порядка (макросистем).
Изучение системы состоит в выявлении ее элементов, подсистем и связей между элементами и подсистемами, т. е. в выявлении ее структуры, установлении признаков и параметров, характеризующих систему, определении функций, выполняемых элементами (подсистемами) внутри этой системы и вне ее (во внешней среде); ее свойств, т. е. качественных отличий, обусловливающих относительную самостоятельность данной системы, выяснении, к возникновению каких новых интегративных свойств системы, отсутствующих у составляющих ее объектов, приводит взаимосвязь и взаимодействие элементов системы.
Известные библиотековеды начала XX в. (Н. А. Рубакин, Л. Б. Хавкина, А. А. Покровский, позже Ю. В. Григорьев, О. С. Чубарьян), наиболее близко подошедшие к пониманию библиотеки как сложной системы, однако, так и не смогли до конца преодолеть многовековую научную традицию построения библиотеки из единственного элемента, называя в качестве такого то одно, то другое.
К середине XX в. библиотековеды постепенно приходят к мысли, что / библиотеку образует взаимодействие нескольких элементов. Это был качественно новый взгляд. Но только в начале 1970-х гг. Ю. Н. Столяровым была выдвинута концепция библиотеки как четырехэлементной системы, согласно которой библиотеку как объективную реальность и научное понятие образуют следующие элементы (подсистемы): библиотечный фонд (БФ), контингент пользователей (КП), библиотечный персонал (БП) и материально-техническая база (МТБ).
В последующих работах Ю. Н. Столярова данная модель библиотеки получила развитие. В начале первого десятилетия XXI в. им уже была обоснована многоуровневая (многоконтурная) модель библиотеки, получившая наиболее широкое признание и распространение, хотя библиотековедами выдвигались и другие концепции библиотеки как системы, например, включающей дополнительный пятый элемент — справочно-поисковый аппарат (А. И. Останов, А. В. Мамонтов, М. Ф. Меняев, И. Г. Моргенштерн, Н. И. Тюлина, Я. Л. Шрайберг).
Библиотека (греч. от библио — книга и тека — место хранения) — учреждение, собирающее и хранящее произведения печати и письменности для общественного пользования, а также осуществляющее справочно-библиографическую работу. Наряду с библиотечным фондом, библиотека располагает библиотечным персоналом и соответствующей МТБ. Современная библиотека гарантирует открытый, своевременный и беспрепятственный доступ ко всей документированной информации, способствует непрерывному образованию, культурному развитию, поддерживает интеллектуальную свободу, содействуют охране демократических ценностей и гражданских прав. В настоящее время всё более распространяются и включаются в состав библиотечных фондов микрофиши, микрофильмы, аудио- и видеокассеты, диапозитивы, оптические носители (например, CD-ROM).
Считается, что библиотеки впервые появились на древнем Востоке. Обычно первой библиотекой называют собрание глиняных табличек, приблизительно 2500 год до н. э., найденное в храме вавилонского города Ниппур. В одной из гробниц близ египетских Фив был обнаружен ящик с папирусами времени II переходного периода (XVIII — XVII вв. до н. э.). В эпоху Нового царства Рамзесом II было собрано около 20.000 папирусов. Самая известная древневосточная библиотека — собрание клинописных табличек из дворца ассирийского царя VII века до н. э. Ашшурбанипала в Ниневии. Основная часть табличек содержит юридическую информацию. В древней Греции первая публичная библиотека была основана в Гераклее тираном Клеархом (IV век до н. э.). Крупнейшим центром античной книжности стала Александрийская библиотека. Она была создана в III веке до н. э. Птолемеем I и была центром образования всего эллинистического мира. Александрийская библиотека являлась частью комплекса Mouseĩon (музей). В комплекс входили жилые комнаты, столовые помещения, помещения для чтения, ботанический и зоологический сады, обсерватория и библиотека. Позднее к нему были добавлены медицинские и астрономические инструменты, чучела животных, статуи и бюсты, которые были использованы для обучения. В Храм Музейона входило 200.000 папирусов (почти все библиотеки античности были при храмах). В Школе Музейона хранилось 700.000 документов. Музей и большая часть Александрийской библиотеки были уничтожены приблизительно в 270 году нашей эры.
В Средние века очагами книжности были монастырские библиотеки, при которых действовали скриптории. Там переписывалось не только Священное писание и сочинения Отцов Церкви, но и произведения античных авторов. В эпоху Ренессанса деятели Возрождения, буквально, охотились за сохранявшимися в монастырях греческими и латинскими текстами. Из-за огромной стоимости манускриптов и трудоёмкости их изготовления книги приковывались к библиотечным полкам цепями. Появление книгопечатания внесло огромные изменения в облик и деятельность библиотек, всё более теперь отличавшихся от архивов. Библиотечные фонды начинают стремительно разрастаться. С распространением грамотности в Новое время растёт также число посетителей библиотек.
Социальные функции библиотеки — это комплекс функций библиотеки как социального института, отражающий взаимоотношения библиотеки и общества.
Наряду с функциями, соответствующими основным потребностям личности в библиотечном обслуживании, библиотека также выполняет функции связанные со специфическими потребностями и интересами личности. Среди них — рекреационная (развлекательная) функция, гедонистическая функция (предполагает участие библиотеки в формировании эстетических идеалов человека, получения им удовольствия от чтения), ценностно-ориентирующая функция. Эти социальные функции библиотеки между собой тесно взаимосвязаны и свойственны различным библиотекам.
Предпосылки возникновения библиотеки — это в основном потребность в сохранении информации. Библиотека является социальным институтом и культурно-просветительским учреждением. Современные концепции развития — электронные библиотеки в сети Интернет.
Галина Борисовна Паршукова, кандидат педагогических наук, доктор культурологии, заведующая отделом ГПНТБ СО РАН, профессор Новосибирского государственного технического университета
Описывая проблемную ситуацию современного культурного пространства, в котором традиционное место библиотеки было значимым и властным, мы приходим к выводу, что библиотека как социальный институт власти над культурным пространством находится в состоянии дезорганизации.
В современную эпоху наметился рост интереса к проблемам культуры и культурной регуляции, что связано в первую очередь с острой необходимостью культурной адаптации современного человека к вызовам цивилизации, информационного общества.
Читайте также: