Библиотека как информационно поисковая система кратко

Обновлено: 05.07.2024

Структура библиотеки как информационно-поисковой системы с позиций пользователя. Основные типы запросов пользователей. Справоч-но-библиографический аппарат (СБА) — основа выполнения многообразных запросов пользователей. Структура СБА библиотеки. Электрон -ный каталог в составе СБА современной библиотеки. Сводные каталоги корпоративных библиотечно-информационных систем.

Зависимость между типом информационного запроса и источником разыскания (элементами СБА библиотеки). Общая технология поиска документов в СБА в режиме информационного самообслуживания: установление типа информационного запроса; определение информационных массивов, подлежащих обследованию (информационные издания, библиографические пособия, каталоги, картотеки); поиск информации в соответствии с типом запроса и источником его выполнения; оформле -ние результатов поиска.

Технология разыскания отдельных классов документов: книг, статей, законодательных материалов, периодических и продолжающихся изданий, нот, аудиовизуальных и электронных документов, рецензий, ГОСТов и др.

Информационный сервис. Информационно-библиотечные продукты и услуги, предоставляемые современными библиотеками.

Тема 2.2. Интернет: поисковые системы и сервисы

Общая технология поиска информации в Интернете: определение поискового пространства; выбор информационно-поисковой системы; поиск информации в соответствии с типом запроса и спецификой информационно-поисковой системы; оформление результатов поиска.

Технология разыскания отдельных видов информации в Интернете: текстов, рисунков, фотографий, нот, музыкальных произведений и др.

Режимы работы пользователей с ресурсами Интернета: on-line, of-line. Базовые пользовательские технологии работы в Интернете: электронная почта (E-mail), телеконференции (USENET), передача файловых архивов (FTP), электронные доски объявлений (BBS), прямое общение пользователей (IRC) и др.

Тема 2.3. Адресный поиск и алгоритм его выполнения

Ситуации, порождающие адресные запросы. Адресный запрос как проявление информационной потребности в конкретном документе. Основные поисковые элементы в структуре библиографического описания, используемые при адресном поиске: фамилия автора, составителя, редактора, коллективный автор, заглавие документа.

Алфавитный каталог как средство адресного библиотечного поиска. Алгоритм поиска документов в алфавитном каталоге. Логические комплексы в алфавитном каталоге. Типичные обстоятельства, вызывающие затруднения у пользователя при работе с алфавитным каталогом: авторы-однофамильцы, псевдонимы, коллективный автор и др.

Авторские указатели в информационных изданиях как средство ад -ресного библиографического поиска. Алгоритм перехода от библиографического к библиотечному адресному поиску. Соблюдение основных правил библиографического описания документов как залог успешности адресного поиска информации.

Алгоритмы разыскания отдельных классов документов: книг, статей, законодательных материалов, периодических и продолжающихся изданий, нот, аудиовизуальных документов, рецензий, ГОСТов и др.

Особенности адресного поиска в Интернете.

Применение результатов адресного поиска информации в учебной, научно-исследовательской и творческой деятельности студентов вузов культуры и искусств.

Тема 2.4. Фактографический поиск и алгоритм его выполнения

Справочные издания как источник фактографической информации. Типология справочных изданий.

Характеристика справочных изданий по культуре и искусству в соответствии с профилем получаемой студентами специальности.

Алгоритм выполнения фактографических запросов. Особенности выполнения фактографических запросов отдельных типов.

Особенности фактографического поиска в Интернете.

Применение результатов фактографического поиска информации в учебной, научно-исследовательской и творческой деятельности студентов: при написании курсовых и дипломных работ, углубленном изучении дисциплин специализации, подготовке к участию в профессиональных студенческих смотрах, конкурсах, предметных олимпиадах и т. д.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.003)

Поиск информации - задача, которую человечество решает уже многие столетия. По мере роста объема информационных ресурсов, потенциально доступных одному человеку (например, посетителю библиотеки), были выработаны все более совершенные поисковые средства и приемы, позволяющие найти необходимый документ.

На современном этапе все информационное пространство, в котором мы живем, все больше погружается в сеть Internet. Сеть Internet становится основной формой существования информации, не отменив традиционных, такие как журналы, радио, телевидение, телефон, всевозможные справочные службы.

В связи с этим современный этап развития библиотек характеризуется изменением основных приоритетов их деятельности. Библиотека постепенно превращается в центр электронных информационных ресурсов, сохраняя, тем не менее, за собой функции обычной библиотеки по обслуживанию пользователей печатными документами.

Сегодня требуется оперативно переосмыслить роль традиционной библиотеки, осознать, что дает нам новая электронная среда, как она влияет на перспективы развития, как меняются цели и задачи библиотеки.

Активное развитие и распространение новых информационных технологий, введение новых федеральных государственных образовательных стандартов, приводит к смене основного ориентира развития библиотеки: вместо преимущественного накопления информационных ресурсов в самой библиотеке - предоставление доступа к ним, (как внутренним ресурсам библиотеки, так и мировым информационным ресурсам), используя сетевые технологии.

Библиотека осуществляет информационную поддержку учебной, научной и воспитательной деятельности школы в рамках организации образовательного процесса согласно требованиям ФГОС, лицензионных и аккредитационных требований к образовательным программам.

В этом качестве библиотека:

- удовлетворяет универсальные информационные потребности пользователей;

- выявляет, систематизирует новые источники информации, передовые технологии, современные библиотечные услуги;

- проводит работу в информационно-технологическом, информационно-библиографическом направлениях.

Краткая справка о библиотеке

Общая площадь библиотеки – 45 кв. м. Количество помещений - 1:

абонемент, совмещенный с читальным залом.

Имеются 1 ноутбук, проектор, переносной экран, многофункциональное устройство (принтер, сканер, копир).

Универсальный фонд библиотеки комплектуется учебной, научно-популярной и художественной литературой для образовательного процесса на традиционных и нетрадиционных (диски) носителях информации.

Основной фонд 13667 экземпляра, фонд учебной литературы 4194 экземпляров, из них с электронными приложениями - 1188,

интерактивные наглядные пособия - 47 экземпляров; фонд периодических изданий составляет: газет - 5 наименований; журналов - 16 наименований. Созданы и регулярно пополняются библиотеки работ обучающихся и учителей на электронных носителях.

Справочно-библиографический аппарат библиотеки представлен алфавитным каталогом, систематическим каталогом, систематической картотекой статей, тематическими картотеками, рекомендательными списками, справочным фондом.

Главной целью дальнейшего развития библиотеки школы является

предоставление пользователям широкого спектра информационных услуг, в основе которых лежит сочетание современных технологических, коммуникационных и традиционных решений, позволяющих обеспечить развитие информационного образовательного пространства школы.

Приоритетные направления развития библиотеки

1. Комплектование фонда в соответствии с требованиями ФГОС.

2. Обеспечение доступа к информации, знаниям, идеям, культурным

ценностям с необходимой фильтрацией информации .

3. Оперативное и качественное обслуживание читателей.

4. Автоматизация библиотечно-информационных процессов.

Основные задачи развития приоритетных направлений и пути их решения

1. В области формирования фонда:

- обеспечение соответствия состава и объема фонда информационным

потребностям пользователей в соответствии с нормативными актами;

- расширение количества наименований комплектуемых документов с учетом

ФГОС и запросов пользователей.

^ Для этого необходимо:

-обновление фонда дополнительной литературы, путем приобретения

отечественной и зарубежной, классической и современной художественной

литературы; научно-популярной и научно-технической литературы; справочно-библиографических и периодических изданий; словарей и энциклопедий; литературы по социальному и профессиональному самоопределению обучающихся.

- комплектование фонда электронными изданиями в соответствии с потребностями образовательного процесса;

2. В области обеспечения доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям:

- обеспечение доступа пользователей к мировым и отечественным научно-образовательным ресурсам на основе использования информационно-коммуникационных технологий (с необходимой фильтрацией информации);

- активизация использования имеющихся информационных ресурсов;

- создание оцифрованных библиотек работ учителей и обучающихся (презентаций, конспектов и т.д.);

- проведение обучающих занятий для пользователей по работе с электронными образовательными ресурсами;

3. В области обслуживания читателей:

- доступность и открытость ресурсов библиотеки и информации о них для

пользователей через каталоги, информационные бюллетени , размещение на сайте ;

- сочетание качества и оперативности предоставления услуг;

- совершенствование справочно-информационного и библиографического

обслуживания пользователей по направлениям учебной и научной деятельности;

- уважение и толерантность в отношении к личности пользователя и его

4. В области развития и укрепления материально-технической базы:

- создание комфортных условий для читателей;

- развитие и совершенствование инфраструктуры библиотеки;

- создание зала электронных ресурсов для предоставления пользователям

доступа к внутренним и мировым информационным и ресурсам.

^ Для этого необходимо:

- выделение помещения для электронных ресурсов- компьютерная зона;

1. Преобразование библиотеки школы в структурное подразделение -

3. Обновление фонда на 30%.

4.Оборудование зала электронных ресурсов, укомплектованного

современным компьютерным оборудованием, оргтехникой.

Но говоря о библиотеке как информационно-поисковой системе, призванной к максимальному удовлетворению читательского спроса, библиотечные работники придают большое значение порядку организации книжных фондов, поскольку от этого зависит их доступность читателям и сохранность.
Ведь именно фонд является основой буквально всех направлений работы библиотеки, а не только поиска информации. Поэтому информационно-поисковая система начинается с организации фонда и представляет собой совокупность справочно-информационного фонда и технических средств информационного поиска в нем.
На библиотечных уроках начиная со 2 класса происходит знакомство учащихся со структурой библиотечного фонда, со словарями и справочниками, каталогами, прививается умение самостоятельного поиска информации.
^ По окончании начальной школы учащиеся смогут:
- знать правила пользования библиотекой;
- знать информационные ресурсы на традиционных и нетрадиционных носителях (фоно, видео, аудио материалы);
- знать основные элементы книги (титульный лист, оглавление, предисловие, аннотация, послесловие);
- уметь правильно называть произведения (фамилия автора, заглавие книги);
- уметь самостоятельно определять жанр книги (художественная, научно-популярная, справочная);
- уметь пользоваться справочной, научно-популярной литературой, периодическими изданиями для младших школьников.
^ По окончании основной школы учащиеся смогут:
- знать способы хранения, переработки и сохранения информации;
- знать алгоритм самостоятельной работы с информацией;
- уметь пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;
- уметь пользоваться справочным аппаратом книги;
- уметь отличать и использовать особенности справочной, научно-популярной литературы, периодических изданий;
- уметь обработать текст, используя навыки аналитической деятельности;
- уметь пользоваться информационными ресурсами на нетрадиционных носителях информации;
- уметь правильно оформить результаты самостоятельной работы.
^ По окончании общей средней школы учащиеся смогут:
- иметь представление о мировых информационных ресурсах;
- знать преимущества и недостатки использования информационных технологий;
- обладать навыками поиска и извлечения информации;
- ориентироваться в справочно-поисковых системах библиотек;
- уметь критически оценить и обработать найденную информацию;
- уметь оформить и представить результаты самостоятельной работы.

2 Что такое СБА ? Это : словари, энциклопедии, справочники алфавитный каталог систематический каталог электронный каталог ИРБИС

3 Самый простой и эффективный способ получения краткой, но точной характеристики интересующего их предмета - обращение к словарям, справочникам и энциклопедиям. Здесь можно найти характеристику любой темы или предмета, и, возможно, список литературы по данному вопросу.

4 Карточные каталоги § 1. Алфавитный каталог ( АК ) § 2. Систематический каталог ( СК ) § 3. Алфавитно - предметный указатель ( АПУ )

5 АЛФАВИТНЫЙ КАТАЛОГ ( АК ) отражает имеющийся в библиотеке фонд в алфавитном порядке фамилий авторов и названий книг. Алфавитный каталог нужен, если необходимо узнать, есть ли в библиотеке конкретная книга или книги какого - то автора.

6 Каталожный ящик На каждом ящике каталога имеется этикетка с указанием букв алфавита или слогов, с которых начинается первое и последнее описание книг в данном ящике.

7 Каталожная карточка – носитель информации в карточных каталогах и картотеках, предназначенный для оформления библиографической записи, при необходимости – других сведений. На каждой карточке проставлен шифр (условное обозначение места хранения документа, в виде сочетания буквенных и цифровых знаков), на обратной стороне инвентарный номер книги. Каталожная карточка

8 СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КАТАЛОГ ( СК ) – раскрывает содержание фондов библиотеки по отраслям знаний. Систематический каталог разбит на отдельные части, которые представляют отдельные отрасли знания и имеют индексы - условные цифровые обозначения. Научиться пользоваться систематическим каталогом поможет знание основных разделов ( отраслей знаний ). Познакомившись с перечнем разделов каталога, можно выяснить, в каком отделе каталога можно найти книги об автомобилях, о балете, о спорте и т. д.

9 Каталожный ящик На каждом ящике каталога имеется этикетка с указанием систематических разделов, с которых начинается первое и последнее описание книг в данном ящике.

10 На каждой карточке проставлен шифр ( обозначение места хранения документа, в виде сочетания буквенных и цифровых знаков ) и инвентарный номер книги. Каталожная карточка Некоторые издания имеют несколько индексов и отражаются в каждом разделе систематического каталога.

11 ББК – БИБЛИОТЕЧНО - БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ Национальная классификационная таблица России, разработана Государственной библиотекой им. В. И. Ленина, Государственной публичной библиотекой им. М. Е. Салтыкова - Щедрина, Библиотекой АН СССР и Всесоюзной книжной палатой при участии 800 учёных. Таблицы классификаций Таблицы классификаций это пособие, предназначенное для определения классификационных индексов с целью систематизации документов и библиографической записи в систематическом каталоге.

12 Основные разделы ББК 1. Общенаучное и междисциплинарное знание 2. Естественные науки 3. Технические науки 4. Сельскохозяйственные науки 5. Медицина 6. Общественные науки 60. Социология 63. Исторические науки 65. Экономические науки 66. Политические науки 67. Государство и право Наука. Культура. Просвещение 73. Научно-информационная деятельность 74. Образование. Педагогика 76. Средства массовой информации Филологические науки 81. Языкознание 83. Литературоведение 84. Художественная литература 85. Искусство. Искусствознание 86. Религия. Мистика. Свободомыслие 87. Философия. Философские науки 88. Психология 9. Литература универсального содержания

13 АЛФАВИТНО - ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ( АПУ ) помогает читателям определить раздел ББК, в котором находится интересующая его тема, предмет, понятие. В энциклопедиях, словарях, справочниках АПУ располагается в конце книги в порядке строгого алфавита наименования предметов и понятий с указанием страниц, на которых находится статья на эту тему. В карточных АПУ карточки расположены в порядке строгого алфавита наименования предметов и понятий, а рядом указан индекс, под которым их можно найти в систематическом каталоге.

16 Алгоритм поиска в электронном каталоге

19 Шаг 3. Выбор базы данных

20 Шаг 4. Выбор вида поиска

21 Шаг 5. Ввод ключа

22 Шаг 6. Выбор термина запроса и его выполнение

23 Шаг 7. Просмотр запроса

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Приложение 2

План-конспект библиотечного урока

в 7 "А" классе Муниципального образовательного учреждения Дмитровской средней общеобразовательной школы №8 на тему "Поиск информации. Справочно-библиографический аппарат и информационно-поисковая система библиотеки"

Разработал: Шкелева С.В.

Проверил: Хомочкина Т.В.

зам.директора по учебной части

Тема урока . "Поиск информации. Справочно-библиографический аппарат и информационно-поисковая система библиотеки".

Дата проведения . 26.12.2018

Технология урока. Планируется использование интерактивной технологии проведения урока.

Цель урока . Расширить знания школьников о библиотеке, библиотечном фонде; знакомство со справочно-библиографическим аппаратом библиотек и его ролью в поиске информации; научить школьников пользоваться алфавитным, систематическим и электронным каталогами и картотеками.

Задачи. Показать возможности библиотеки в удовлетворении тематических запросов;

Познакомить с видами каталогов и картотек;

Активизировать на практике полученные знания.

Планируемые образовательные результаты.

1. Уметь пользоваться системой каталогов и картотек в библиотеке. Уметь находить с помощью библиотечных каталогов нужную литературу.

2 . Уметь читать библиографические записи.

3 . Уметь искать литературу только по одному из признаков (либо по автору, либо по названию).

4. Уметь пользоваться фондом справочных и библиографических изданий.

Основные термины, понятия. Библиотека, библиотекарь, правила пользования библиотекой, читательский формуляр, абонемент, открытый доступ, шифр книги, индекс раздела, каталог, каталожная карточка, картотека, выставка.

Оборудование . К омпьютер, систематический и алфавитный каталоги, картотека, указатели, книжный фонд, таблица ББК.

Вступительное слово библиотекаря.

Задание ученикам по рефлексии их деятельности.

Контроль и оценка результатов.

1.Вступительное слово библиотекаря (5 минут).

(Поговорить с детьми, спросить что такое библиотека, знают ли правила пользования библиотекой).

Издавна библиотека – это место, где сохраняют информацию, накопленную людьми, и предоставляют возможность с этой информацией ознакомиться.

Как хранят информацию в современной библиотеке? Как быстро найти нужные источники по интересующей тебя теме? Как найти интересную книгу, которую тебе порекомендовал одноклассник? Не стоит рассчитывать только на помощь библиотекаря, попробуй сам найти ответы на эти вопросы. Когда станешь старше и будешь пользоваться крупными библиотеками, этот самостоятельный опыт тебе очень пригодится.

Этот урок будет для тебя путеводителем для самостоятельного поиска, а если заблудишься, то помни, что рядом с тобой надежный проводник и хранитель сокровищ – библиотекарь, который всегда придет тебе на помощь.

2.Объяснение материала. (15 минут)

Во многом сохранность книжного фонда зависит от культуры общения с ним, которая отражает общий уровень культуры человека. Нужно постоянно помнить о том, что библиотечной книгой пользуются сотни читателей. Они тоже хотят ее прочитать и ждут ее возвращения в библиотеку.

При записи в библиотеку на тебя заполнят читательский формуляр, куда будут занесены все необходимые сведения о тебе. В него будут записывать книги и учебники, которые ты будешь брать в библиотеке, и за каждую из них ты будешь расписываться.

Теперь ты полноправный читатель библиотеки. В библиотеке есть абонемент. Это место выдачи книг на дом. Там тебе предложат выбрать нужные книги и запишут их в твой читательский формуляр, напомнив о сроках возврата. Может оказаться так, что нужная тебе книга в библиотеке всего в одном экземпляре, и тебе придется посетить читальный зал. Там ты сможешь не только прочитать редкие книги, которые не выдают на дом, но и поработать со справочными изданиями (словарями, энциклопедиями), полистать свежие номера газет и журналов.

На абонементе тебе предложат самому выбрать книгу на стеллажах в фонде открытого доступа. Открытый доступ – это часть библиотечного фонда, которая доступна читателям для самостоятельного выбора книг.

При выборе книги на стеллажах открытого доступа необходимо соблюдать очень важное условие: после просмотра книги ее обязательно нужно поставить на то место, откуда она была взята. Почему такое строгое условие?

Каждая книга в библиотечном фонде имеет свое точное место хранения, которое обозначено специальными значками на титульном листе книги.

Это шифр книги. Он состоит из индекса раздела, в котором хранится книга, и авторского знака – места книги внутри раздела (показать детям разные книги из разных разделов).

Пока ты ходил между стеллажей, то обратил внимание на полочные разделители, на которых были написаны цифры и название отделов (например: 22 – математика, 24 – химия, 26 – география и т.д.). Стало понятно, что книги стоят по областям знаний и каждая область в системе библиотечной классификации имеет свое обозначение.

Внутри раздела книги стоят строго по алфавиту фамилий авторов или заглавий. Это место внутри раздела обозначено авторским знаком. Художественные книги обычно разделяют на книги русских и зарубежных писателей. Отдельно выделяют сказки (русские и народов мира), поэзию, детективы, фантастику, чтобы читателям было легче искать то, что их интересует.

Правило просмотра книг при открытом доступе очень простое: просматривай книги последовательно по одной и обязательно возвращай книгу на прежнее место.

В фонде открытого доступа бывает очень сложно найти книгу, которая тебе необходима. Возможно, и твои поиски оказались безрезультатными. Не огорчайся. Книг в библиотеке очень много. Библиотекарь не может помнить, где находится каждая из них. Поэтому ты можешь обратиться к каталогу.

(Вопрос к детям) Что такое каталог? – Б иблиотечный каталог — совокупность расположенных по определённым правилам библиографических записей на документы, раскрывающих состав и содержание фонда библиотеки или информационного центра. Библиотечный каталог функционирует в карточной или машиночитаемой форме (электронный каталог), на микроносителях, а также в форме книжного издания. Каталоги с остоят из карточек, содержащих сведения о книге, журнале и других печатных материалах. Составленный в определённом порядке перечень произведений печати, имеющихся в библиотеке.

Надо разобраться, что собой представляет каталог в современной библиотеке.

(Показать классу все имеющиеся каталоги в библиотеке)

Каталог – это перечень книг в данной библиотеке. Этот перечень составляется на отдельных карточках. Это очень удобно: можно легко вынуть из каталога карточку на выбывшую книгу, вставить в нужное место карточку на новое издание, которое поступило в библиотеку. Сейчас на смену бумажному каталогу в современных библиотеках приходит электронный каталог, который через специальную компьютерную поисковую систему помогает читателю осуществлять поиск нужных источников (показать электронный каталог и как он работает).

На каждую вновь поступившую в библиотеку книгу заполняется каталожная карточка, на которую заносятся основные сведения о книге, возможно, краткая аннотация на издание и обязательно шифр.

Вспомним, что такое шифр книги? – Условный знак на книгах, обозначающий их местонахождение в фонде.

Что такое аннотация? – Краткая характеристика книги, дающая читателю представление о тематическом содержании произведения, его читательском и целевом назначении.

(Показать каталожную карточку)

Каталожная карточка содержит библиографическую запись, которая состоит из библиографического описания книги (основные сведения) и шифра (место ее хранения в библиотечном фонде).

В каком порядке расставляют карточки в каталогах?

Самое удобное – это расставить их в порядке алфавита по первой букве фамилии автора или заглавия, если у книги нет автора (сборник). Такой каталог называется алфавитным. Алфавитная расстановка карточек на издания в этом каталоге осуществляется сначала по первой букве, если она совпадает, то по второй и т.д. Такой же порядок расположения слов соблюдается в словарях и энциклопедиях.

Если ты знаешь автора и название книги, то тебе достаточно вспомнить алфавит, найти карточку на нужную книгу в алфавитном каталоге.

Нужно еще запомнить простые правила для работы с алфавитным каталогом:

Карточки на книги авторов-однофамильцев стоят в алфавите их имен. (Толстой Алексей Константинович, Толстой Алексей Николаевич, Толстой Лев Николаевич)

Издания одного автора расставляются за каталожным разделителем с фамилией автора в следующем порядке: полное собрание сочинений, собрание сочинений, избранное, отдельные произведения в алфавите заглавий.

С алфавитным каталогом работать очень просто, если ты знаешь автора и название книги. Но как искать книгу по какой-то конкретной теме?

В этом случае тебе на помощь придет систематический каталог, в котором карточки на книги расположены в определенной системе – по отраслям знаний. Разделы систематического каталога совпадают с расстановкой книжного фонда. Каждый раздел систематического каталога разделяется на более мелкие подразделы.

Внимательно прочитайте библиографические записи на карточках в каталоге, и выбери те книги, которые, на твой взгляд, содержат нужную тебе информацию по теме.

В библиотеке каталоги дополняются разнообразными картотеками.

Картотека – совокупность определенного количества карточек со сведениями о произведениях печати, систематизированных в определенном порядке (по темам, по алфавиту).

Для полного раскрытия темы бывает недостаточно только научно-популярных книг и справочных изданий. В библиотеке имеется большой фонд периодических изданий (газет и журналов). Как найти интересные статьи из газет и журналов по нужной тебе теме?

Библиографы составляют специальную картотеку журнальных и газетных статей. В ней представлены наиболее интересные публикации из периодических изданий по различным темам (показать картотеку)

Картотека журнальных и газетных статей построена так же как, систематический каталог – по областям знаний.

В библиотеке составляют тематические картотеки по наиболее актуальным темам, которые чаще всего интересуют читателей, и картотеки персоналий, где ты найдешь литературу о том или ином лице.

Во всех библиотеках ведется краеведческая картотека, в которой можно найти публикации об истории, архитектуре, культуре, о современной жизни нашего города.

Таким образом, через каталоги и картотеки библиотекари раскрывают читателям весь библиотечный фонд, чтобы каждый смог самостоятельно найти информацию на любую интересующую его тему.

3. Задание ученикам по рефлексии их деятельности.(10 минут)

Две группы совершают поиск: первая - по систематическому каталогу, вторая - по электронному.

Поиск завершен. Сравниваем результаты.

Электронный каталог выдал следующие издания:

- Пути в незнаемое. Писатели рассказывают о науке. Избранные очерки.

- Вода – это жизнь (Детская энциклопедия).

- Реки России (Маленькая энциклопедия).

- Как живут реки (Маленькая энциклопедия).

По систематическому каталогу найдено:

- Вебер Ю. Черный хлеб науки: из Куршских тетрадей // Пути в незнаемое: избранные очерки.

- Вода – это жизнь (Детская энциклопедия).

- Дворов И.М., Дворов В.И. Термальные воды и их использование.

- Чернов Ю.И. Жизнь тундры.

- Я познаю мир (Детская энциклопедия).

Обсуждаем результаты поиска.

Кто быстрее нашел нужную информацию?

А чья информация обширнее, может быть, подробнее?

Какому поиску отдадите предпочтение и почему?

Есть ли недостатки в проведении автоматизированного поиска?

(Ученики делают выводы по уроку, они отмечают, что компьютер выдает информацию быстро. В карточном каталоге поиск производится дольше).

4.Формы контроля и оценки результатов урока. (10 минут).

Необходимые термины учащиеся закрепят, отвечая на вопросы викторины.

Отдел библиотеки, где выдают книги на дом.

Адрес хранения книги в библиотечном фонде.

Место, где сохраняют информацию, накопленную людьми, и предоставляют возможность с этой информацией ознакомиться.

Документ читателя, куда заносят сведения о нем.

Библиотечный фонд расставляется по отраслям знаний, и каждый раздел имеет свое цифровое обозначение. Как оно называется?

Перечень книг в библиотеке.

Как называется перечень книг в библиотеке на карточках, расположенных в порядке алфавита?

Как называется перечень книг на карточках, расположенных по отраслям знаний?

Краеведческая, журнальных и газетных статей, тематическая…… .

Служащий в библиотеке, на обязанности которого лежит заведование книгами и их хранение.

5. Информация о домашнем задании.(5 минут)

Посетить ближайшую городскую библиотеку и попробовать выполнить тоже задание используя их СБА. Составить список найденной литературы.

Список использованной литературы.

Библиотечные уроки. Выпуск 3. Формирование библиотечной грамотности учащихся в школьной библиотеке. Методическое пособие / В.Б.Антипова. - М.: Издательство "Глобус", 2009. - 336 с. - (Уроки мастерства).

Библиотека и юный читатель: Практическое пособие / Сост. Ю.В. Просалкова, Х.Д. Хамракулова. – М.: Книжная палата, 1987. – (Гос. биб-ка им. В.И. Ленина).

Библиотечно-библиографические знания – школьникам: Практическое пособие для руководителей детского чтения. – М.: Книга, 1989.

Гриханов Ю.А. Что нужно знать каждому о библиотеке / Ю.А. Гриханов. – М.: Книга, 1977. – 77 с.

Моргенштерн И.Г. Справочно-библиографическое обслуживание в библиотеках: Научно-практ. Пособие. – М.: Либерея, 1999. – 80 с.

Тема урока . "Поиск информации. Справочно-библиографический аппарат и информационно-поисковая система библиотеки".

В классе присутствовало 28 человек.

Урок разрабатывался в соответствии с психолого-педагогическими характеристиками, состоянием развития общеучебных умений, индивидуальными особенностями учащихся.

Цели и задачи, решавшиеся на данном уроке, были реализованы. Учащиеся в полной мере проявили активность (в ответах на вопросы, в выполнении задания), увлеченность новой темой, заинтересованность в получении дополнительной информации. Они смогли проявить свою самостоятельность в умении работать с информацией (в поиске литературы по различным каталогам). Логика урока, смена заданий, доброжелательная образовательная среда позволили избежать перегрузки учащихся.

К началу занятия класс и оборудование были подготовлены. Учащиеся быстро включились в деловой ритм (в классе обучаются мотивированные на учебу), они были готовы к активной учебно-познавательной деятельности.

Учащиеся легко справились с викториной. Отвечая на вопросы, они ссылались на знания, полученные на уроках русского языка и литературы, что говорит о межпредметной интеграции урока.

Читайте также: