Беседа как один из методов работы школьного психолога

Обновлено: 08.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования

Институт педагогики и психологии детства

студентка группы НО-1932 z

Сычева Анна Александровна

Екатеринбург, 2021 г.

Под исследованием в области педагогики понимаются процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре и механизмах, содержании, принципах и технологиях.

При проведении педагогического исследования используются определенные научные методы. Что касается методов педагогического исследования, то это сами способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий. Их можно разделить на теоретические и практические

Актуальность метода беседы достаточно высока. Его можно рассматривать как один из самых распространённых методов получения информации об исследуемом.

По уровню познавательной самостоятельности учеников выделяются беседы репродуктивные и эвристические.

В психологии выделяют следующие основные типы бесед:

- стандартизованная беседа – стойкие программа, стратегия и тактика;

- частично стандартизированная – стойкие программа и стратегия, тактика значительно более свободная;

- свободная – программа и стратегия заранее не определяются или же только в основных чертах, тактика совершенно свободная.

В ходе беседы вопросы могут быть адресованы одному ученику (индивидуальная беседа) или учащимся всего класса (фронтальная беседа)

В беседах, диалогах, дискуссиях выявляются отношения учащихся, учителей, их чувства и намерения, оценки и позиции. Исследователи всех времен в беседах получали такую информацию, какую никакими другими способами получить невозможно.

Психолого-педагогическая беседа как метод исследования отличается целенаправленными попытками исследователя проникнуть во внутренний мир субъектов учебного процесса, выявить причины тех или иных поступков. Информацию о нравственных, мировоззренческих, политических и других взглядах испытуемых, их отношении к интересующим исследователя проблемам также получают с помощью бесед. Но беседы — очень сложный и не всегда надежный метод. Поэтому он применяется чаще всего как дополнительный — для получения необходимых разъяснений и уточнений по поводу того, что не было достаточно ясным при наблюдении или использованных методов.

Для повышения надежности результатов беседы и снятия неизбежного оттенка субъективизма должны использоваться специальные меры. К ним относятся:

- наличие четкого, продуманного с учетом особенностей личности учащегося и неуклонно проводимого в жизнь плана беседы;

- обсуждение интересующих исследователя вопросов в различных ракурсах и связях школьной жизни;

- варьирование вопросов, постановка их в удобной для собеседника форме;

умение использовать ситуацию, находчивость в вопросах и ответах.

Беседа включается как дополнительный метод в структуру психолого-педагогического эксперимента на первом этапе, когда исследователь собирает первичную информацию об ученике, учителе, дает им инструкцию, мотивирует и т. д., и на последнем этапе — в форме постэкспериментального интервью.

Кроме того, в педагогической практике беседу целесообразно использовать в качестве вспомогательного метода при изучении индивидуальных особенностей формирования личности ребенка. Беседа с учащимися как метод их изучения проводится для получения субъективных суждений (заключений, характеристик, оценок) школьников (воспитанников) по существу исследуемого педагогического явления, что порой крайне важно в целях глубокого проникновения в его сущность и результативность. Зачастую беседы с детьми и подростками позволяют получить данные об изменениях в уровне их развития, воспитанности и образованности, происшедших в ходе изучаемого педагогического процесса.

Разновидность беседы, ее новая модификация - интервьюирование, перенесенное в педагогику из социологии. Вопросы и ответы готовятся заранее и последние не всегда бывают правдивыми. Результаты интервью обычно дополняют данными полученных с помощью других методов. Данный вид метода используется редко и не находит широкой поддержки среди исследователей.

Беседа сочетается с другими методами психолого-педагогического исследования: с наблюдением, анкетированием, экспериментом и пр. Беседа применяется на разных стадиях исследования, как для первичной ориентировки, так и для уточнения выводов, полученных с помощью других методов, особенно, наблюдения. С помощью беседы можно получить весьма ценную информацию, которую порой нельзя добыть другими методами.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методразрабортка помогает правильно провести психологическую беседу педагогу- психологу с обучающимися.

Антуан де Сент – Экзюпери

Как правильно провести беседу?

Беседа в том или ином ее варианте включена во все формы работы любого психолога и педагога. Она составляет основу индивидуального психодиагностического обследования, консультирования, психологической профилактики. Беседа в психологии должна проходить по заранее построенному плану, базироваться на взаимном доверии, иметь вид диалога, а не допроса, исключать внушение или подсказку. Беседа в психологии – это вопросно-ответный метод общения исследователя и испытуемого в свободной форме на определённую тему. Важным условием для проведения метода беседы в психологии является соблюдение конфиденциальности, этических норм, проявление уважения к собеседнику. Метод беседы связан с внешним и внутренним наблюдением, предполагающим получение невербальной информации и соизмерение её с вербальной.

Виды беседы в психологии

* Индивидуальная – в беседе принимает участие психолог и испытуемый;

* Групповая – в беседе принимают участие несколько испытуемых;

* Стандартизированная – повышающая лёгкость обработки информации, но снижающая степень познания: не исключено неполное информирование;

* Нестандартизированная – проходит непринуждённо, подготовленные вопросы ставятся по обстоятельствам беседы, из-за чего повышается сложность обработки данных;

*Неуправляемая – возникает по инициативе ответчика и может принимать форму исповеди, а психолог занимается сбором необходимой информации в поставленных целях, используя умение выслушать;

*Диагностическое интервью – наиболее распространенный вид беседы. Основной целью является получение разнообразных данных о свойствах личности и особенностях психического развития;

*Психотерапевтическая беседа – используется в целях оказания психологической помощи;

*Экспериментальная беседа – такая беседа служит прежде всего для проверки исследовательских гипотез и имеет строго определенную тематику.

Структура беседы

Структура и этапы беседы строго не ограничиваются, каждый из них может постепенно переходить в следующий или являться плановым:

1.Вводная часть

Играет роль при создании атмосферы разговора и создания соответствующего настроения у собеседника. Требуется обозначить важность участия опрашиваемого в беседе, пробудить его интерес, сообщить о целях результатов. Кроме того, нужно указать время тестирования, будет ли опрос единственным с данным человеком, упомянуть о гарантии конфиденциальности.

2.Второй этап

Обозначение вопросов, вызывающих максимум свободных высказываний собеседника по заданной теме.

3.Третий этап

Его задачей становится детальное исследование обсуждаемых проблем способом перехода от вопросов общего характера к специфическим. Самый сложный и активный этап – кульминация беседы, при котором психолог должен слушать, наблюдать, задавать вопросы, поддерживая беседу в нужном направлении.

4.Завершающая стадия

Производятся попытки ослабления напряжения, выражение признательности за участие.

Создание атмосферы

Раскрепощение собеседника имеет важную роль: в атмосфере искренности появляется возможность получить наиболее точную информацию. Исследователь должен исключить обстоятельства, провоцирующие неискренность испытуемого, такие как опасение выглядеть некомпетентно, запрет упоминания третьих лиц, откровенность в интимных сторонах вопроса, непонимание цели беседы, боязнь неправильных выводов. Ход беседы формируется в самом её начале, поэтому исследователю необходимо проявлять неподдельный интерес к личности испытуемого, его мнениям, но избегать открытого согласия или отрицания точки зрения. Отношение к теме разговора допустимо выражать мимикой, жестами, интонацией, постановкой дополнительных вопросов, замечаний специфического вида.

Восприятие собеседника

Восприятие бывает двух типов:

Виды слушания

Слушание подразделяется на следующие виды:

Рефлексивное слушание: идет формирование беседы при помощи активного речевого вмешательства психолога в процесс общения. Основные приемы техники: выяснение, перефразирование, отражение чувств, подведение итогов.

Нерефлексивное слушание: психолог управляет беседой не вербально: мимикой, контактом глаз, жестами, выбором дистанции. Эта техника полезна, если собеседник затрудняется решить проблемы, испытывает неуверенность.

Вопросы в беседе

Вопрос является основным элементом беседы и главным средством получения необходимой информации от респондента. Как уже отмечалось выше, умение интервьюера задавать вопросы, подбирая соответствующую формулировку, является одним из важнейших условий, во многом определяющих результативность беседы.
В психологической беседе, особенно в относительно свободных ее формах, процедура "спрашивания" не сводится только к технике опроса. По существу, формулирование каждого вопроса является для психолога своеобразной мини-задачей, успешное решение которой возможно лишь при учете множества факторов и их тончайших оттенков, составляющих целостную ситуацию беседы. Эти факторы могут относиться к респонденту (например, уровень его мотивации, актуальное эмоциональное состояние, личностные особенности, общий уровень развития, степень утомления и пр.), к самому психологу (например, степень осведомленности о проблеме респондента, наблюдательность, профессиональная самооценка и пр.), к характеру обсуждаемой информации (степень ее табуированности и пр.), к обстановке интервьюирования (наличие помех, продолжительность беседы и пр.). Учитывая все это, умение психолога задавать вопросы при проведении беседы справедливо было бы назвать особым искусством.

Принято выделять:
Открытые вопросы - предоставляют респонденту самостоятельно выстроить свой ответ.
Закрытые вопросы - содержат в себе формулировку ответа (или ее варианты).

Особенности проведения беседы с детьми и подростками

Во многих психологических работах, посвященных проблемам беседы (интервью), неоднократно подчеркивается, что беседа с детьми обладает определенной спецификой и является несравненно более сложным делом, чем беседа со взрослыми. Отличие состоит уже в том, что взрослые люди, как правило, обращаются за психологической помощью по собственной инициативе, тогда как детей обычно приводят учителя или родители, заметив какие-то отклонения в их развитии. Поэтому у детей нередко отсутствует какая-либо мотивация общения с психологом и далеко не со всеми из них удается сразу установить тесный контакт, столь необходимый при проведении беседы. Нередко от психолога требуется большая находчивость и изобретательность, чтобы "разговорить" ребенка. Это касается, прежде всего, детей с заниженной самооценкой, тревожных, неуверенных в себе и так называемых "трудных" детей, которые имеют немалый отрицательный опыт общения со взрослыми.
В этих случаях особенно полезной для привлечения ребенка к сотрудничеству является игра. Для этого у психолога всегда должны быть под рукой яркие, привлекательные игрушки, различные головоломки, цветные карандаши и бумага, другие занимательные вещи, которые способны заинтересовать детей и спровоцировать их на общение.
Важным условием установления и поддержания контакта является форма обращения к ребенку. Допустимым можно считать только обращение по имени, причем маленьких детей рекомендуется называть так, как их обычно называет мама. Вообще речь психолога, его язык имеют большое значение при проведении беседы с детьми. Необходимо помнить, что не все обороты и выражения "взрослой" речи могут быть понятны ребенку, поэтому, организуя беседу, нужно принимать во внимание возраст, пол, условия жизни детей. Кроме того, чтобы самому понимать ребенка, психолог должен быть знаком с детским словарем, должен знать и при необходимости уметь использовать в общении со школьниками широко распространенный подростковый и молодежный сленг.

Рекомендации педагогам по организации беседы

Проводя беседу с подростками, очень важно занять правильную позицию. Сделать это непросто, оптимальной в этом случае может быть позиция, соответствующая принципам недирективной психотерапии:

*педагог должен создать человечески теплое, полное понимания отношение к ребенку, позволяющее как можно раньше установить контакт;

*он должен принимать ребенка таким, каков он есть;

*своим отношением он должен дать ребенку почувствовать атмосферу снисходительности, чтобы ребенок мог свободно проявлять свои чувства;

*рассказы детей и подростков могут носить глубоко личный, интимный характер. Поэтому в беседе с ними, так же как и в любом другом психологическом исследовании, желательно соблюдать условия конфиденциальности;

*если возникает экстренная необходимость сообщить о чем-то из рассказанного ребенком родителям или его учителю, следует обязательно получить на это согласие ребенка.

Достоинства и недостатки беседы

Недостатками беседы являются:

*большие временные затраты;

*необходимость высоких профессиональных навыков для проведения результативной беседы;

*возможность нарушения объективности со стороны исследователя в зависимости от его личности, профессионального умения и опыта.

Беседа успешно используется как составляющая основного метода, например опроса, наблюдения, тестирования, эксперимента. Объединение методов психологии – обеспечивают исчерпывающую информацию, которая характеризует исследуемую личность. Результативность беседы отражает показатель общей культуры специалиста и зависти как от внимания к словам, так и от умения получать невербальные сведения. Успешно организованная беседа является гарантом точности полученных сведений.

Обычный разговор “по душам” всегда считался прекрасным способом поднять настроение, рассказать о проблемах и, по возможности, получить ценный совет. В психологии метод беседы является одним из лучших способов получить информацию о клиенте. В процессе коммуникации от собеседника можно узнать важные для специалиста данные. Для этого психологи используются множество приемов, созданных специально для работы в рамках консультативной или диагностической работы.


Понятие

Метод беседы , это коммуникативное психологическое взаимодействие в виде диалога, во время которого психолог получает необходимую информацию от испытуемого.

Суть метода заключается в вербальном и невербальном общении, позволяющем специалисту выявить ключевые личностные особенности оппонента.

Данный метод диагностики получил широкое распространение во всех сферах психологии (консультативной, политической, юридической).

Интервьюер во время общения явно или незаметно для своего клиента задает определенные вопросы с целью получения необходимой информации.

Существуют и другие подходы к данному понятию. Так, в педагогике беседа , метод обучения диалогической речи.












Требования к ведению беседы

Несмотря на популярность внешнюю простоту метода, беседу стоит вести аккуратно и в соответствии с четким регламентом. Иначе простое общение рискует перерасти в допрос. Чтобы этого не произошло, специалисты придерживаются определенных требований:

  • содержание беседы нужно готовить заранее
  • перед любым общением между психологом и респондентом должны быть установлены доверительные отношения
  • вопросы должны быть понятны клиенту
  • в беседу нужно включать не только прямые вопросы, но и наводящие
  • прямые и неожиданные вопросы нужно включать в беседу, чтобы проследить за реакцией клиента и сопоставить ее с ожидаемыми результатами
  • любую беседу нужно записывать. Желательно, не в блокнот, а на диктофон. Чтобы детали беседы не терялись, не забывались и не искажались.

Метод исследования и психодиагностики

Беседа позволяет при помощи определенных приемов и методов исследовать изучаемый объект и получить максимально достоверную информацию о нем. Существует два варианта проведения исследования:

  1. Управляемая беседа. Психолог занимает активную позицию , задает вопросы, определяет тему, устанавливает эмоциональный контакт с испытуемым.
  2. Неуправляемая беседа. Респондент получает право самостоятельно определять тему разговора. Часто вместо диалога получается монолог. Психолог старается дать испытуемому возможность выговориться, практически не вмешиваясь в процесс.

Эффективность диалога как метода исследования напрямую зависит от наличия у специалиста соответствующих навыков вербальной и невербальной коммуникации.

Требуется умение грамотно строить диалог, внушать доверие оппоненту, достоверно определять значение его невербальных сигналов и т.д.

Важнейший навык , соблюдение чистоты исследования. Любые нерелевантные вербальные или вербальные внешние сигналы могут повлиять на состояние испытуемого, изменить его отношение к процессу.

Например, агрессия, осуждение или насмешки со стороны психолога могут привести к потере доверия.

Беседа также является важной психодиагностической процедурой. Во время диалога специалист выступает в качестве стороннего наблюдателя, который анализирует внешние проявления психической деятельности объекта и делает соответствующие выводы.

В зависимости от реакций, демонстрируемых респондентом, интервьюер может корректировать выбранную модель поведения, подстраиваясь под потребности своего оппонента.

При грамотном проведении подобной психодиагностики специалист может рассчитывать на получение достоверных данных о личности респондента.

Следует отметить, что беседа является одним из самых сложных способов устного взаимодействия профессионала со своим клиентом.

В определенной степени это экспромт, при котором положительный результат может получить только человек с определенным практическим опытом и значительным багажом теоретических знаний.










Что собой представляет метод беседы

Любая беседа подразумевает диалог двух людей. Когда в процессе общения, один человек выясняет проблему или личностные особенности и травмы другого человека, такое взаимодействие можно назвать методом беседы. Причем, обычным разговором его назвать сложно. Во время общения с клиентом психолог наблюдает за его поведением, дыханием, позой и другими невербальными знаками, которые о многом могут рассказать, даже если сам реципиент при этом будет молчать. Преимущества метода беседы:

  • возможность задать вопросам последовательность и “подтолкнуть” клиента на то, чтобы он сам пришёл к правильному ответу
  • возможность проверить достоверность сказанной информации с помощью невербального языка (поза, движение частей тела, мимика).

Недостатки метода беседы:

  • время, затраченное на поиск и выведение фактов на чистую воду
  • отсутствие необходимой компетенции у специалистов.

Здесь важно понимать, что метод беседы не идеален. Не многим психологам удается сразу расположить к себе клиента и заставить его довериться, рассказать о сокровенном, а порой и о таких вещах, в которых самому страшно признаться.

Однако, в последние пару десятилетий представители разных направлений психологии активно используют беседу, как один из самых эффективных методов терапии.

От обычного разговора беседа в психологии отличается тем, что перед встречей с клиентом психолог тщательно готовится ко встрече:

  • продумывает различные аспекты проблемы, о которой пойдет речь
  • подбирает важные факты, обдумывает цели разговора,
  • определяет хронологию общения и последовательность вопросов
  • определяет место и обстановку, в которой будет проходить беседа (обстановка должна быть спокойной и располагающей к разговору).

Читать далее: Развиваем мышление

Структура

Результативность беседы во многом зависит от целостности самого процесса. Вне зависимости от типа разговора общение подобного рода всегда имеет одинаковую структуру:

Приведенные фазы не имеют жестких границ и могут плавно переходить друг в друга. При этом важно сохранять последовательность блоков, поскольку хаотичный характер разговора ухудшит качество общения между сторонами и приведет к снижению достоверности полученных данных.

Беседы при работе с детьми

Определенные трудности в применении метода беседы возникают у психолога при работе с детьми. В этом случае стандартизованное интервью используется редко. Психолог стремится к более естественным формам беседы (диагностическому интервью). У детей чаще всего отсутствует какая-либо мотивация общения с психологом и поэтому не всегда удается сразу установить с ними контакт, так необходимый при проведении беседы. В этих случаях у психолога должны быть под рукой яркие игрушки, цветные карандаши, бумага и другие занимательные вещи, которые вызывают интерес ребенка и склоняют его к общению.

В беседе с детьми очень важную роль играет правильно сформулированный вопрос. Как уже говорилось выше, вопросы являются основными элементами в структуре беседы. Они чаще всего распределяются на три группы:

Косвенные и проективные вопросы помогают выявить такие особенности, которые трудно поддаются осознанию. Их можно использовать, чтобы исключить социально желательные ответы

Проводя беседу, очень важно по отношению к ребенку занять правильную позицию, и больше всего здесь подходит принцип недирективной психотерапии:

психолог должен создать человеческое тепло, полное понимания отношение к ребенку, позволяющее как можно раньше установить контакт;

он должен принимать ребенка таким, каков он есть;

своим отношением он должен дать ребенку почувствовать атмосферу взаимного доверия, чтобы ребенок мог свободно проявлять свои чувства;

психолог должен тактично и бережно относиться к позициям ребенка, он ничего не осуждает, но в то же время и не оправдывает, однако при этом все понимает.

Также читайте:

Группа и ее структурная организация Характеристики внимания. Виды внимания Ограничение Я Психическое развитие ребенка: факторы биологический, социальный и средовой Учение античных врачей

Вербальное и невербальное общение

К важным вербальным навыкам психолога относится умение правильно формулировать и задавать вопросы, умение слушать ответы.

Также стимулировать активность испытуемого можно при помощи коротких реплик, выражающих одобрение, понимание, доброжелательность.

Кивка головы, одобрительного взгляда или утвердительного жеста бывает достаточно для того, чтобы ободрить человека и склонить его к продолжению рассказа.

Негативное впечатление производят любые оценочные суждения, замечания, насмешки или излишне навязчивые вопросы. При таком поведении специалиста рассчитывать на эффективную коммуникацию не приходится.

Невербальное общение играет также существенную роль. К невербальным сигналам относятся:

  • мимика,
  • пантомимика,
  • жесты,
  • тембр голоса,
  • интонация,
  • поза,
  • дистанция и др.

Стили ведения беседы

Выделяется два стиля ведения разговора:

  • Рефлексивный стиль. Заключается в участии специалиста в беседе. Используется в том случае, если клиент не идет на контакт он замкнут, неразговорчив, либо имеет травмы. При беседе психолог старается использовать уточняющие вопросы, следя за реакцией клиента
  • Нерефлексивный стиль. В этом формате психолог, наоборот, почти не взаимодействует с клиентом и позволяет ему самостоятельно найти ответы на тревожащие его вопросы.

Вопросы психологов на собеседовании

Существует три способа постановки психологами вопросов:

Достоинства и недостатки

Несомненным плюсом данного метода исследования является возможность изучения внутреннего мира человека, получения развернутой информации о личности испытуемого.

Также не нужно использовать различную аппаратуру, дополнительные инструменты. Соответственно, материальные затраты сводятся к минимуму.

При грамотном построении диалога специалист получает достаточное количество данных, позволяющих выявить имеющиеся у клиента проблемы и оказать ему необходимую помощь.

Частые проблемы: отсутствие контакта с клиентом, неспособность установить доверительные отношения, неумение правильно оценивать невербальные сигналы и т.д.

Также не всегда психологи умеют грамотно строить вербальное общение. В этом случае разговор превращается в подобие допроса и эффективность взаимодействия с объектом оказывается очень низкой.

Таким образом, метод беседы является популярным способом получения информации о личностных особенностях человека. Эффективность исследования напрямую зависит от уровня профессионализма специалиста.

Беседа, как метод психолого-педагогическиих исследований материал по теме

Структура

Результативность беседы во многом зависит от целостности самого процесса. Вне зависимости от типа разговора общение подобного рода всегда имеет одинаковую структуру:

Введение. Вводная часть помогает положительно настроить испытуемого на продуктивное взаимодействие, поэтому она играет принципиальную роль

При этом важно, кто выступает инициатором разговора. Если инициатива принадлежит психологу, то его задача заключается в стимулировании заинтересованности объекта предметом разговора

Беседа, как метод психолого-педагогическиих исследований материал по теме

Подробное обсуждение темы. Здесь специалист уже переходит от обсуждения общих фактов и событий к тщательной проработке конкретных проблем. Это кульминационный момент всей процедуры, от успешности которого зависит результативность исследования. Психолог на данном этапе должен действовать максимально профессионально — задавать грамотные вопросы, внимательно выслушивать ответы на них, тщательно анализировать поведение испытуемого. На данном этапе часто применяется метод сократической беседы: испытуемому задаются особые вопросы, способствующие работе мышления, концентрации, поиску истины, пониманию ключевых вопросов.

Завершение. Специалист старается постепенно ослабить накал эмоций и подвести респондента к окончанию разговора. В этот момент уместно выражение признательности за сотрудничество, если исследование носит однократный характер.

В случае, когда предполагается продолжение общения, желательно поддерживать в собеседнике готовность продолжить диалог на заданную тему в дальнейшем.

Приведенные фазы не имеют жестких границ и могут плавно переходить друг в друга

При этом важно сохранять последовательность блоков, поскольку хаотичный характер разговора ухудшит качество общения между сторонами и приведет к снижению достоверности полученных данных

Вопросы психологов на собеседовании

Существует три способа постановки психологами вопросов:

Соответственно, диалог на некоторое время превращается в монолог.

Понятие беседы как метода исследования

Беседа представляет собой вопросно-ответный психологический метод общения исследователя и испытуемого в свободной форме на определенную тему.

В процессе разговора специалист наблюдает за вербальными (словами) и невербальными (жесты, позы, тон и тембр голоса, мимика) проявлениями подопечного, затем делает выводы на основе данных наблюдений. Проходит беседа в спокойной, комфортной обстановке, конфиденциально, не записывается на диктофон и не протоколируется. Специалист чаще всего делает определенные заметки в блокноте, чтобы не упустить важных деталей для последующего анализа исследования.

Данный вид исследования может быть, как индивидуальным, так и групповым, с заранее подготовленным списком вопросов, или же специалист получает информацию в ходе непринужденного общения по заданной теме. Также может быть управляемой (по инициативе исследователя, но ответчик может неохотно вести диалог, выдавая односложные ответы) или неуправляемой (по инициативе испытуемого), что является более информативным способом, так как подопечный сам рассказывает, а психолог только наблюдает и записывает.

Беседа, как метод психолого-педагогическиих исследований материал по теме

Беседа проходит в несколько этапов:

Первый этап — создание атмосферы, сопутствующего настроения у испытуемого

Стоит сказать о важности его участия, цели разговора и упомянуть о конфиденциальности.

Второй этап — обозначение вызывающих на свободные высказывания вопросов.

Третий этап – детальное изучение проблем, используя переход от общих вопросов к более специфическим. Кульминационный момент беседы, наиболее полное информирование.

Четвертый, последний этап – ослабление напряжения, благодарность за участие.

Вербальное и невербальное общение

К важным вербальным навыкам психолога относится умение правильно формулировать и задавать вопросы, умение слушать ответы.

Также стимулировать активность испытуемого можно при помощи коротких реплик, выражающих одобрение, понимание, доброжелательность.

Беседа, как метод психолого-педагогическиих исследований материал по теме

Кивка головы, одобрительного взгляда или утвердительного жеста бывает достаточно для того, чтобы ободрить человека и склонить его к продолжению рассказа.

Негативное впечатление производят любые оценочные суждения, замечания, насмешки или излишне навязчивые вопросы. При таком поведении специалиста рассчитывать на эффективную коммуникацию не приходится.

Невербальное общение играет также существенную роль. К невербальным сигналам относятся:

  • мимика;
  • пантомимика;
  • жесты;
  • тембр голоса;
  • интонация;
  • поза;
  • дистанция и др.

Понятие

Беседа, как метод психолого-педагогическиих исследований материал по теме

Метод беседы — это коммуникативное психологическое взаимодействие в виде диалога, во время которого психолог получает необходимую информацию от испытуемого.

Суть метода заключается в вербальном и невербальном общении, позволяющем специалисту выявить ключевые личностные особенности оппонента.

Данный метод диагностики получил широкое распространение во всех сферах психологии (консультативной, политической, юридической).

Интервьюер во время общения явно или незаметно для своего клиента задает определенные вопросы с целью получения необходимой информации.

Существуют и другие подходы к данному понятию. Так, в педагогике беседа — метод обучения диалогической речи.

Виды бесед

Беседа как метод в психологии имеет различия в форме и характере организации, поэтому исследователи выделяют клиническую беседу и целенаправленный психологический опрос — интервью.

Интервью предполагает прямой контакт с опрашиваемым и проводится по определенному плану. По форме выделяют:

В отличие от интервью, которое помогает получить информацию общего содержания и выявить различные аспекты поведения, свойства личности и характера, выяснить интересы и склонности, положение в семье, отношение к родителям и т. д., клиническая беседа помогает человеку разобраться в самом себе: понять свои внутренние затруднения, скрытые мотивы поведения, конфликты.

Ваше здоровье — наша цель

Требования к ведению беседы

В психологии важно, чтобы беседа не превратилась в допрос, поэтому ее следует вести непринужденно и легко. Для этого нужно следовать определенным требованиям:

  • нужно заранее определить содержание и план беседы;
  • перед беседой установить хороший контакт с человеком;
  • задавать понятные вопросы;
  • следует включать наводящие вопросы, которые не подскажут ответ, а только подтолкнут к нему;
  • ставить неожиданные вопросы и внимательно следить за поведением человека, сопоставляя с полученными ответами результаты наблюдения;
  • записывать и анализировать беседу нужно после ее проведения, так как запись во время разговора насторожит человека и сделает его ответы надуманными.

Достоинства и недостатки

Беседа, как метод психолого-педагогическиих исследований материал по теме

Несомненным плюсом данного метода исследования является возможность изучения внутреннего мира человека, получения развернутой информации о личности испытуемого.

Также не нужно использовать различную аппаратуру, дополнительные инструменты. Соответственно, материальные затраты сводятся к минимуму.

При грамотном построении диалога специалист получает достаточное количество данных, позволяющих выявить имеющиеся у клиента проблемы и оказать ему необходимую помощь.

Частые проблемы: отсутствие контакта с клиентом, неспособность установить доверительные отношения, неумение правильно оценивать невербальные сигналы и т.д.

Также не всегда психологи умеют грамотно строить вербальное общение. В этом случае разговор превращается в подобие допроса и эффективность взаимодействия с объектом оказывается очень низкой.

Таким образом, метод беседы является популярным способом получения информации о личностных особенностях человека. Эффективность исследования напрямую зависит от уровня профессионализма специалиста.

Чем психологическая беседа отличается от консультирования:

Наша интересная группа Вконтакте:

Плюсы беседы как метода исследования

  • В ходе беседы можно получить наиболее полную информацию о личности испытуемого, которую нельзя узнать другими методами.
  • Беседа – единственный вид исследования, позволяющий различить правду или ложь в словах собеседника, так как здесь используются невербальные сигналы (жесты, мимика, позы, тон голоса и прочее), анализируемые специалистом для определения точной информации.
  • Материальные затраты сводятся к минимуму, так как не используется дополнительное оборудование и инструменты (ручки, бумага на множественные анкеты и т.д.).
  • Доброжелательность и позитивный настрой исследователя помогают раскрепоститься собеседнику, что повышает вероятность получить более достоверную информацию.
  • Испытуемый может быть уверен в конфиденциальности беседы, так как она проводится наедине со специалистом.
  • Эмоциональная разрядка в процессе беседы, остальные же методы исследования не предоставляют такой возможности.

Беседа, как метод психолого-педагогическиих исследований материал по теме

Метод исследования и психодиагностики

Беседа позволяет при помощи определенных приемов и методов исследовать изучаемый объект и получить максимально достоверную информацию о нем. Существует два варианта проведения исследования:

  1. Управляемая беседа. Психолог занимает активную позицию — задает вопросы, определяет тему, устанавливает эмоциональный контакт с испытуемым.

Беседа, как метод психолого-педагогическиих исследований материал по теме

Неуправляемая беседа. Респондент получает право самостоятельно определять тему разговора. Часто вместо диалога получается монолог. Психолог старается дать испытуемому возможность выговориться, практически не вмешиваясь в процесс.

Эффективность диалога как метода исследования напрямую зависит от наличия у специалиста соответствующих навыков вербальной и невербальной коммуникации.

Требуется умение грамотно строить диалог, внушать доверие оппоненту, достоверно определять значение его невербальных сигналов и т.д.

Важнейший навык — соблюдение чистоты исследования. Любые нерелевантные вербальные или вербальные внешние сигналы могут повлиять на состояние испытуемого, изменить его отношение к процессу.

Например, агрессия, осуждение или насмешки со стороны психолога могут привести к потере доверия.

Беседа также является важной психодиагностической процедурой. Во время диалога специалист выступает в качестве стороннего наблюдателя, который анализирует внешние проявления психической деятельности объекта и делает соответствующие выводы

Беседа, как метод психолого-педагогическиих исследований материал по теме

В зависимости от реакций, демонстрируемых респондентом, интервьюер может корректировать выбранную модель поведения, подстраиваясь под потребности своего оппонента.

При грамотном проведении подобной психодиагностики специалист может рассчитывать на получение достоверных данных о личности респондента.

Следует отметить, что беседа является одним из самых сложных способов устного взаимодействия профессионала со своим клиентом.

В определенной степени это экспромт, при котором положительный результат может получить только человек с определенным практическим опытом и значительным багажом теоретических знаний.

Читайте также: