Белухин как возненавидеть себя детей и педагогику краткое содержание
Обновлено: 07.07.2024
Белухин, Д. А. Как возненавидеть себя, детей и педагогику / Д. А. Белухин. – М. : Дашков и К, 2007. – 128 с.
УРОК 1
ХОТЕТЬ НЕ ВРЕДНО
Поведение, как и всякая другая научная категория, имеет свои законы, закономерности и основные элементы. С этого урока мы начинаем разговор о бессловесных элементах внешнего поведения и соответственно попробуем определить основные законы их функционирования, а также закономерности взаимосвязи их с внутренним поведением, то есть с психическим состоянием, психологическими установками человека.
Начнем с самого начала. Переиначив пословицу "Встречают по одежке. ", скажу: "Встречают по внешнему облику", имея в виду, конечно, и одежду, но не в первую очередь. В класс вошел учитель. Приблизился к своему столу, положил журнал, посмотрел на ребят и. Вот здесь мы пока и остановимся. Учитель еще ничего не сказал, а класс, как правило, уже знает, что и как будет сейчас происходить. И дело не в том, что ребята хорошо знакомы с этим учителем, знают его манеру начинать урок, здороваться и т. д. , а в том, что, желая того или нет, учитель уже дал достаточно большой объем информации о себе конкретно в этот день, именно на этом уроке и в этом классе в частности. Источник информации — тело человека, которое выполняет определенные действия: как вошел, как посмотрел, как сел.
Взгляд, руки, плечи, спина, походка, поза и многое другое, что можно объединить словами "внешний облик", наблюдательному человеку могут многое рассказать. Весь вопрос в том, как научиться "читать" внешний облик человека. Именно об этом и пойдет сейчас и далее наш разговор.
Любому нашему физическому действию предшествует готовность его совершить, когда "я хочу" или "мне надо" будут предпосылкой к возникновению энергии для предстоящего действия.
Мысленно представьте себе человека, которому ничего не надо или в данный момент он ничего не хочет, кроме одного — чтобы оставили его в покое. Представили? Скорее всего Ваше воображение нарисует человека, сидящего в расслабленной позе: плечи опущены, руки вялые, голова еле-еле держится прямо, лицо "стекает вниз".
А теперь представьте себе человека, которому, наоборот, очень нужно сделать что-то важное. Скорее всего он будет выглядеть так: корпус устремлен вперед, подбородок приподнят, руки активные, лицо "подобрано".
МОБИЛИЗАЦИЯ — психофизическая готовность к выполнению предстоящего действия, в котором могут быть разные неожиданности.
С точки зрения телесных ощущений оптимальная мобилизация — это слегка подтянутый живот, приятная напряженность спины, в плечах, особый взгляд и, конечно, ощущение прилива энергии. Между лопатками и на лбу Вы чувствуете легкую прохладу, грудь заполняется воздухом — еще миг и Вы. сделаете то, к чему Вы психофизически подготовились.
Мобилизация подразделяется на 11 степеней готовности: от 0 до 10. Познакомимся с некоторыми из них поподробнее.
Нулевая степень: человек спит: Все мышцы тела расслаблены, находятся в состоянии покоя, отдыхают. Мозг тоже отдыхает, глаза закрыты. В нулевой мобилизации человек ничего не хочет, ни к чему не готов, ему ничего не надо.
Десятая степень: человек именно сейчас решает вопрос жизни или смерти в прямом или переносном смысле.
✿ РОДИТЕЛИ и ПЕДАГОГИ! Наши дети запись закреплена
Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - СПб.: Речь
Книга поможет воспитателям и учителям научиться понимать сложных детей, выбирать оптимальные способы взаимодействия с ними. Авторы предлагают конкретные рекомендации по выявлению симптомов гиперактивности, агрессивности, тревожности, аутизма у детей. В книге содержится подробное описание практических приемов, игр и упражнений, способствующих адаптации таких проблемных детей, а также советы родителям.
Для психологов, воспитателей, учителей младших классов, студентов психологических и педагогических факультетов.
Чернецкая Л.В. Психологические игры и тренинги в детском саду.-Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 128с. Серия: Сердце отдаю детям
Эта книга о том, как помочь ребенку сделать первый шаг в самостоятельную жизнь, пусть это и порог детского сада. Эта книга о том, как достичь взаимопонимания в семье, научить ребенка понимать и уважать других людей, и о том, как взрослым научиться понимать и уважать своего ребенка. Эта книга для всех, кто работает с детьми или занимается их воспитанием.
Девина И. А., Девина В. А. Развиваем способности к обучению. Учебное пособие для письменных творческих заданий
Белухин Д.А. Как возненавидеть себя, детей и педагогику, Дашков и К°, 2007г.
В ней рассматриваются аспекты внешнего поведения человека — его внешний облик, жесты, позы, мимика, которые выражают определенные внутренние состояния его психической деятельности, то есть внутреннего поведения. Во второй книге "Так и не в силах полюбить себя" рассматривается внутреннее поведение человека — его психические состояния, эмоции, чувства и отношение к самому себе, что и проявляется во внешнем поведении, в его облике, жестах, речевых действиях. Данная книга является первой из дилогии о проблемах поведения человека в общении с окружающими.
АКАДЕМИЯ ДОШКОЛЬНОГО РАЗВИТИЯ Тесты на готовность к школе
Данная книга является первой из дилогии о проблемах поведения человека в общении с окружающими. В ней рассматриваются аспекты внешнего поведения человека - его внешний облик, жесты, позы, мимика, которые выражают определенные внутренние состояния его психической деятельности, то есть внутреннего поведения.
Лучшая рецензия на книгу
22 июля 2017 г. 21:29
Если бы у нас в вузе педагогику преподавали педагоги, подобные автору пособия, мои первые школьные годы были бы куда более простыми и успешными. Замечательная книга, сочетающая в себе основы педагогики, секреты человеческого общения и то, настоящее, зачем стоит быть учителем.
1. Обусловленность педагогической этики миссией профессии педагога.
2. Профессиональные моральные риски в деятельности педагога.
3. Авторитарная и гуманистическая модели профессионального поведения педагогов.
2. Белухин Д.А. Как возненавидеть себя, детей и педагогику / Д.А. Белухин. -- М., 2007. -- С.147-160.
5. Зимбули, А.Е. Профессия учителя сквозь призму этики / А.Е. Зимбули // Вестник Герценовского университета. – № 1 (75). – 2010. – С. 26-31.
6. Мишаткина, Т.В. Педагогическая этика : учебное пособие / Т.В. Мишаткина. – Мн., 2004. – С. 11-18.
7. Фромм, Э. Человек для себя // Фромм Э. Бегство от свободы. Человек для себя. – Мн.: Попурри, 2000. – С. 381-388.
Поэтому переходя от формально-логической к содержательной стороне педагогической этики, нам следует определиться с рядом принципиальных вопросов, которые позволят выявить основные этически значимые аспекты педагогической профессии.
Первый вопрос:какова миссия педагогическоготруда.
Второй вопрос: в чем проявляются профессиональные моральные риски в деятельности педагогов.
Обусловленность педагогической этики миссией профессии педагога
В настоящее время очевидными являются два варианта ответа на этот вопрос.
В соответствии с классической образовательной технологией индустриального типа сам процесс образования включает три фазы освоения нового материала: 1) его предъявление (teaching); 2) собственно освоение (learning), которое всегда было и всегда будет только самообразованием; 3) контроль результата второй фазы и процесса в целом (testing, controlling). Вторая, основная, фаза образовательной услугой не является и не может таковой быть по своей природе. В отличие от нее первая и третья фазы образовательной услугой быть могут хотя бы отчасти. В результате именно обучение, а не образование как таковое, являющееся взаимодействием людей многих поколений, становится содержанием "государственного образовательного стандарта".
Естественно, что само профессиональное сообщество педагогов не склонно к подобного рода аберрации. Так, академик А.А. Гусейнов высказался следующим образомо пагубности рыночных отношений в образовательной деятельности:
1) личности, ориентированной на благо ближнего и собственное совершенство;
2) гражданина, социально ответственного и ориентированного на благо общества;
3) специалиста, ориентированного на профессиональную честь и достоинство,самообучение на протяжении всей своей служебной карьеры.
В этих задачах отражается интерес всего человеческого сообщества – достойное будущее.
2. Профессиональные моральные риски в деятельности педагога
Обладание знанием о профессиональных рисках – необходимое условие педагогической этики. Чем более осмотрителен специалист в своей работе, чем более он внимателен и осторожен, тем более точной является его профессиональная практика. Ответ на вопрос о профессиональных рисках в педагогической деятельности определяется особенностями положения педагога в отношении субъекта своей деятельности (ученика, студента).
Третья особенность: специфический характер педагогической деятельности, который связан с такой функцией педагога как трансляция знаний.
Четвертая особенность: высокая степень индивидуализации труда педагога. Данное обстоятельство обусловливает риск вседозволенности. Уровень информированности родителей (да и всего общества) о реальном стиле взаимоотношений педагогов с учащимися достаточно низок. Как правило, родители знают, чему учат ребенка, с кем он дружит или конфликтует, иногда они замечают особенности поведения педагога. Однако это поведение корректируется в присутствии родителей или других лиц и в слабой степени позволяет судить о том фундаменте, на котором строится взаимодействие с ребенком. В этих условиях только развитое моральное сознание специалистов выступает гарантом непричинения вреда ученикам (особенно младшего возраста), которые беззащитны перед любыми формами давления и агрессии со стороны взрослых, поскольку не обладают достаточным опытом и фактически не имеют права подвергнуть их поведение критике.
Тема 3. Этические основания педагогической профессии
1. Обусловленность педагогической этики миссией профессии педагога.
2. Профессиональные моральные риски в деятельности педагога.
3. Авторитарная и гуманистическая модели профессионального поведения педагогов.
2. Белухин Д.А. Как возненавидеть себя, детей и педагогику / Д.А. Белухин. -- М., 2007. -- С.147-160.
5. Зимбули, А.Е. Профессия учителя сквозь призму этики / А.Е. Зимбули // Вестник Герценовского университета. – № 1 (75). – 2010. – С. 26-31.
6. Мишаткина, Т.В. Педагогическая этика : учебное пособие / Т.В. Мишаткина. – Мн., 2004. – С. 11-18.
7. Фромм, Э. Человек для себя // Фромм Э. Бегство от свободы. Человек для себя. – Мн.: Попурри, 2000. – С. 381-388.
Поэтому переходя от формально-логической к содержательной стороне педагогической этики, нам следует определиться с рядом принципиальных вопросов, которые позволят выявить основные этически значимые аспекты педагогической профессии.
Первый вопрос:какова миссия педагогическоготруда.
Второй вопрос: в чем проявляются профессиональные моральные риски в деятельности педагогов.
Обусловленность педагогической этики миссией профессии педагога
В настоящее время очевидными являются два варианта ответа на этот вопрос.
В соответствии с классической образовательной технологией индустриального типа сам процесс образования включает три фазы освоения нового материала: 1) его предъявление (teaching); 2) собственно освоение (learning), которое всегда было и всегда будет только самообразованием; 3) контроль результата второй фазы и процесса в целом (testing, controlling). Вторая, основная, фаза образовательной услугой не является и не может таковой быть по своей природе. В отличие от нее первая и третья фазы образовательной услугой быть могут хотя бы отчасти. В результате именно обучение, а не образование как таковое, являющееся взаимодействием людей многих поколений, становится содержанием "государственного образовательного стандарта".
Естественно, что само профессиональное сообщество педагогов не склонно к подобного рода аберрации. Так, академик А.А. Гусейнов высказался следующим образомо пагубности рыночных отношений в образовательной деятельности:
1) личности, ориентированной на благо ближнего и собственное совершенство;
2) гражданина, социально ответственного и ориентированного на благо общества;
3) специалиста, ориентированного на профессиональную честь и достоинство,самообучение на протяжении всей своей служебной карьеры.
В этих задачах отражается интерес всего человеческого сообщества – достойное будущее.
2. Профессиональные моральные риски в деятельности педагога
Обладание знанием о профессиональных рисках – необходимое условие педагогической этики. Чем более осмотрителен специалист в своей работе, чем более он внимателен и осторожен, тем более точной является его профессиональная практика. Ответ на вопрос о профессиональных рисках в педагогической деятельности определяется особенностями положения педагога в отношении субъекта своей деятельности (ученика, студента).
Третья особенность: специфический характер педагогической деятельности, который связан с такой функцией педагога как трансляция знаний.
Четвертая особенность: высокая степень индивидуализации труда педагога. Данное обстоятельство обусловливает риск вседозволенности. Уровень информированности родителей (да и всего общества) о реальном стиле взаимоотношений педагогов с учащимися достаточно низок. Как правило, родители знают, чему учат ребенка, с кем он дружит или конфликтует, иногда они замечают особенности поведения педагога. Однако это поведение корректируется в присутствии родителей или других лиц и в слабой степени позволяет судить о том фундаменте, на котором строится взаимодействие с ребенком. В этих условиях только развитое моральное сознание специалистов выступает гарантом непричинения вреда ученикам (особенно младшего возраста), которые беззащитны перед любыми формами давления и агрессии со стороны взрослых, поскольку не обладают достаточным опытом и фактически не имеют права подвергнуть их поведение критике.
Читайте также:
- Школа 16 каменск уральский педагогический состав
- В чем отличие органических удобрений от минеральных 6 класс биология кратко
- Почему дубровский не дает возможности разгневанным крестьянам расправиться с чиновниками кратко
- Интонация как сложное явление единицы интонации кратко
- Нравственность как вектор полицейской службы в царской россии кратко