Балакай а г некоторые спорные вопросы морфемного анализа в вузе и в школе

Обновлено: 05.07.2024

Ребята, что-то вы не то наделали. Инфинитив - это неизменяемая форма глагола. Окончания у него нет. (Я, кстати, тоже сперва думал, что всё в порядке, - пока в книжки не посмотрел.) -- 4th-otaku 00:01, 31 октября 2008 (UTC) [ ответить ]

    • Я не вижу ничего дурного в том, чтобы избавиться от использовании в терминологии слова "окончание". Такой подход укрепит в сознании неразрывную связь термина "окончание" с функцией флективности. Weldis (обсуждение) 04:28, 30 октября 2014 (UTC) [ ответить ]

    В описании содержится устаревшая информация, надо обновлять. В частности, не описан параметр прист21, а он есть и работает. Наверное, есть и другие усовершенствования, не нашедшие пока отражения. --Al Silonov 12:30, 17 июля 2008 (UTC) [ ответить ]

    Веша, шаблон перестал работать!Что-то с синтаксисом ты перемудрил! Al Silonov 22:14, 29 октября 2007 (UTC) [ ответить ]

    Почему-то точка с запятой внутри шаблона делает что-то нехорошее, только никак не пойму, что. Поправил. -- Wesha 03:25, 30 октября 2007 (UTC) [ ответить ] Да, когда-то давно я тоже пытался сделать этот шаблон интеллектуальнее и тоже нарывался на эту проблему. Я тогда сдался :( Al Silonov 08:14, 30 октября 2007 (UTC) [ ответить ]

    Ну вот и ладушки, теперь можно переопределить разбор черех морфо, и все будут счастливы. Я не хочу выкидывать его совсем, т.к. во многих случаях <<разбор|на|гляд||ен>> в написании. — Wesha 13:17, 19 мая 2007 (UTC)

    Да, можно сделать, чтобы из разбора вызывался морфо с проставленными наглядными параметрами прист1=>>|корень1=>>|суфф1=>>|оконч=>> Al Silonov 14:10, 19 мая 2007 (UTC) [ ответить ]

    Рекурсию? А зачем она там? —85.192.129.18 10:40, 20 мая 2007 (UTC) [ ответить ] То, что шаблон портит разметку, надо исправлять. А драматизировать ситуацию — не надо. Как-то некоторые забывают, что шаблоны — средство, позволяющее упростить и стандартизировать что-то, но вообще-то никого ни к чему не обязывающее; в каждом случае, где тот или иной шаблон не годится, его можно просто не использовать, вырезать из статьи. Это копилка инструментов, доступных всем, но никому не навязываемая. Шаблоны словоизменений (все эти СущМужОдуш1а) — тоже ведь не догма: если кто-то придумает лучше, информативнее или функциональнее — ради бога! А в отдельных случаях, где абсолютно индивидуальное словоизменение, рисуется таблица вручную, и все дела. Если морфо годится для 80 % случаев — я буду его использовать. Если кто-то создаст более объемлющий, общий и корректный шаблон морфологического разбора — перейду на него (или бота можно создать для пакетной замены). Al Silonov 11:02, 20 мая 2007 (UTC) [ ответить ] Эл, да в том-то и дело, что не позволяет. Ни упростить, ни стандартизировать. Какая ж это стандартизация, если мы к каждой статье будем свой шаблон придумывать. Все эти > — это именно разные типы. Они по разному и реализованы. Но всё, что там есть общего, идёт уже через универсальный >. И это правильно! И морфологию нужно сделать точно также. Можно было бы сделать серию таких шаблонов прекрасно разбирающих любой язык (даже ыткуиль ^_^), но вот что меня останавливает, — это чрезмерная накрученность. Меня бы это устроило, а вот других, боюсь, только распугает… Кстати, и шаблоны > можно было бы частично упростить, и даже соединить с темже разбором, если бы у нас были подключены инструменты преобразования строк. Во всяком случае ударность/безударность и чередование можно было бы полностью автоматизировать, и основу вписывать только одну (а не три). Но это всё мечты. —85.192.129.18 12:07, 20 мая 2007 (UTC) [ ответить ] Забавно насчет разметки. Ее каким-то образом испортил шаблон ? . Если его убрать, разметка восстанавливается. Понять этого я не могу. Al Silonov 11:12, 20 мая 2007 (UTC) [ ответить ] Не знаю. У меня с вопросом и без вопроса одинаково. Вряд ли дело в нём. Вообще я не очень хорошо понимаю как тут движок шаблоны раскручивает. —85.192.129.18 12:07, 20 мая 2007 (UTC) [ ответить ] Подтверждаю. У меня вопрос еще разбор портил, я остановился на том, чтобы писать вопрос последним в строке. — Wesha 16:55, 20 мая 2007 (UTC)

    У меня полужирный в этих двух строках по-разному расставляется. Al Silonov 13:38, 20 мая 2007 (UTC) [ ответить ]

    Хм. У меня полужирный шрифт одинаково отображается. Но зато списка нет. Просто две строчки… —85.192.129.18 14:43, 20 мая 2007 (UTC) [ ответить ]

    Мда. Это видимо шаблон > даёт разрыв строки. В результате Вики-движок принимает следующи апострофы не как закрывающие, а как открывающие (они же в начале строки). Лечится, вероятно, заменой апострофов на пары . И списки съедает наверное по той же причине. —213.135.113.162 03:10, 21 мая 2007 (UTC) [ ответить ] Так и есть. Поправил. Работает. —213.135.113.162 05:30, 21 мая 2007 (UTC) [ ответить ]

    Прошу показывать корень без дефиса в начале, когда приставок нет. --Abc82 15:48, 19 мая 2010 (UTC) [ ответить ]

    Непонятно, разве словарь корней никому не нужен ?

    Сделаем понемногу. --Al Silonov (обсуждение) 11:01, 13 марта 2012 (UTC) [ ответить ]

    Оно никак не обозначается? И почему?--Cinemantique (обсуждение) 12:27, 13 июля 2013 (UTC) [ ответить ]

    А как насчёт нулевых суффиксов (тишь, глубь, выход)?--Cinemantique (обсуждение) 13:57, 24 июля 2013 (UTC) [ ответить ]

    Да, нулевой суффикс указывать важно. Почему это не сделано я не знаю. Скорее всего потому, что немногие тут могут самостоятельно сделать словообразовательный анализ, или опять же из-за его очевидности для лемматизированной формы. Возможно потому, что это усложняет итак технически сложный шаблон. Don Rumata 14:47, 24 июля 2013 (UTC) [ ответить ] Можно ведь создать статью о нулевом суффиксе, только как она будет именоваться?--Cinemantique (обсуждение) 15:03, 24 июля 2013 (UTC) [ ответить ] Не знаю. Обычно нулевой суффикс обозначают Ø или ø. Можно так и назвать -ø, и для удобства сделать перенаправление с -0. Don Rumata 15:28, 24 июля 2013 (UTC) [ ответить ] Я поощряю добавление нулевого окончания +ø и суффикса -ø, но рекомендую сделать так, чтобы в коде писать -0 (символ ø не указан на клавиатуре, поэтому слишком много времени займёт указание морфемного разбора), а отображался на странице, так суффиксы -Ø; +0 в коде, а на странице окончание -Ø. Также наличие окончания, в том числе нулевого указывает на склонение и можно сделать Категория:Склоняемые существительное/ru, Категория:Склоняемые прилагательные/ru, Спрягаемые глаголы/ru и т. п. Блинов Рюрик Петрович (обсуждение + вклад) 08:25, 21 декабря 2021 (UTC) [ ответить ]

    В шаблоне не хватает циркумфиксов (или конфиксов). В словаре Ефремовой их свыше пятисот. Нужно решить, как их вносить в шаблон (раз-…-ся) и как выводить (наверное, после корня).--Cinemantique (обсуждение) 16:36, 17 октября 2013 (UTC) [ ответить ]

    Если выводить после корня, то это будет очень непонятно для большинства читателей. Но в принципе решение можно найти. Don Rumata 21:06, 17 октября 2013 (UTC) [ ответить ] Предложение оформления: раз-дел-а-ть-ся, где раз-…-ся — циркумфикс. --Infovarius (обсуждение) 10:04, 24 октября 2013 (UTC) [ ответить ] Infovarius, ведь у нас всё словами расписывается: корень такой-то, суффикс такой-то…--Cinemantique (обсуждение) 11:07, 24 октября 2013 (UTC) [ ответить ] Я обращаю внимание на повтор аффикса и ключевое слово "где" в моём примере :) --Infovarius (обсуждение) 10:50, 25 октября 2013 (UTC) [ ответить ]

    Просьба к разработчикам шаблона добавить возможность указания двух окончаний в правильном порядке (см. азбука-копейка).--Cinemantique (обсуждение) 15:44, 23 декабря 2013 (UTC) [ ответить ]

    Сделано. Don Rumata 17:27, 23 декабря 2013 (UTC) [ ответить ]

    DonRumata, интерфикс — это прокладка между производящей основой и суффиксом, то есть он может быть и между суффиксами. Например, корм/и/ть → корм/и/л/ец.--Cinemantique (обсуждение) 02:31, 3 ноября 2014 (UTC) [ ответить ]

    как в шаблоне указать внутренний раздел? например тут. Заранее псб, ·1e0nid· (обсуждение) 14:55, 19 апреля 2018 (UTC) [ ответить ]

    Там в документации к шаблону в примере два раза постфикс. Зачем его дублировать?Эта реплика добавлена с IP 95.134.196.229 (о)

    Баранов, М. Г. Суффикс или окончание –ТЬ/-ТИ в инфинитиве? / М. Т. Баранов // РЯШ. – 1990. – № 4.

    Лукин, М. Ф. О традиционном и новом понимании флексии в современном русском литературном языке / М. Ф. Лукин // РЯШ. – 1989. –№ 1.

    Балакай, А. Г. Некоторые спорные вопросы морфемного анализа в вузе и школе / А. Г. Балакай // РЯШ. – 1990. – № 4.

    Задание № 2

    Тема: СТРУКТУРА СЛОФОРМЫ

    Содержание занятия: Операция вычленения и идентификации морфов. Функции морфем. Классификация морфем соответственно их функциям. Основа слова. Типы основ. Понятие членимости. Степени членимости основ. Связанные морфемы. Уникальные части основ. Префиксоиды и суффиксоиды.

    Изучите литературу: Русская грамматика. – Т. 1. – С. 125 – 132; Земская, А. Е. Указ. соч., С. 44 – 61, а также материал учебников.

    Мусатов, В. Н. Русский язык. Морфемика. Морфонология. Словообразование: учеб. пособие. / В. Н. Мусатов. – М.: Флинта: Наука, 2010. – С. 82 – 89.

    Филиппова, Л. С. Современный русский язык. Морфемика, словообразование: учеб. пособие / Л. С. Филиппова. – М.: Флинта: Наука, 2009. – С. 58 – 69.

    Вычлените и отождествите морфы в следующих словоформах:

    непрерывный, учительствовать, воссоединение, рысьего, спичечный, военный, отвыкать, радуга, эгоизм, ежедневно, письмоносец, понимающе, прикрытого, рассеявшийся, постройте, кому-либо, лодочкой, отозваться, подойти.

    а) Сравните данную словоформу с другими формами того же слова; отсеките незнаменательные, грамматические морфы. Например: водою – вода, воды и т.д.; [-ой/-ою] флексия Т.п. ед.ч.; приноси ла – приносить, приносивший и т.д. [-л-/-^-] (-^- - знак нулевого суффикса) – показатель прошедшего времени глагола; [-а] – окончание ж. рода ед.ч.

    б) Подберите однокоренные слова и формы того же слова, в которых произошли исторические изменения в корне. Идентифицируйте корневую морфему. Например: замораживать – мороз, мороженое и др., корневая морфема [мороз-/морож-/мораж]; снять –снимать, съемка, изъять, изымать и др., корневая морфема [-я-/-ня-/-им-/-ним-/-ом-]. Ответьте на вопрос: в чем состоит функция корня? Занесите ответ в терминологическую карточку. Определите свободный или связанный характер корня.

    в) Подберите одноструктурные слова:

    содержащие ту же приставку, с тем же значением, постарайтесь отыскать морфологические варианты приставок. Например: подбежать – подъехать, подойти и др., со значением приближения, но не подпрыгнуть (движение вверх). Префиксальная морфема [под-/подо-].

    Дополнительный прием проверки наличия в словоформе приставки состоит в подборе однокоренных слов с разными приставками. Обычно затруднения в выделении приставки возникают при членении слов со связанными корнями. Например, в слове низвергнуть выделяется приставка, потому что есть слова свергнуть, отвергнуть и др.

    Ответьте на вопрос: Какие функции свойственны приставке? (префиксоиду)? Когда они реализуются? Занесите ответ на карточку.

    содержащие тот же суффикс (суффиксоид), интерфикс или постфикс с тем же значением. Найдите их морфологические варианты. Например:

    крючок – крючка – крючочек [-ок-/-к-/-оч-], ср.: рожок - …

    умыться - умоюсь [-ся/-сь], ср.: одеваться - …

    радовать – радуют [-ова-/-уй-], ср.: беседовать - …

    страшнее – страшен [-н-/-ен-], ср.: сильный - …

    Каковы функции суффикса? Постфикса? Интерфикса? Дополните терминологические карточки с этими терминами сведениями об их функциях.

    Определите степень членимости всех проанализированных словоформ.

    Выполните упр. 348 – 359 (сб. В. А. Белошапковой)

    Составьте слова и словоформы по формулам:

    R-f, pr-R-f, R-s-f, R-s-s-f, pr-R-s-s-f, R-pt, pr-R-pt, pr-R-f-pt, pr-pr-R-f-pt, R-i-R-f, R-i-R-s-f, pr-R-i-R-f, R-t-pr-R-s-f.

    Реферирование

    Моисеев, А. И. Основные вопросы словообразования в современном русском литературном языке / А. И. Моисеев. – ЛГУ, 1982.

    2. Составьте перечень исторических чередований гласных и согласных с указанием типа морфем, в которых они происходят. Приведите свои примеры: Бирюкова, Л. П. Единицы языка и единицы речи. Хрестоматия / Л. П. Бирюкова, Л. Б. Пастухова. – Чебоксары, 1997. – С. 75 – 82.

    Задание № 3

    Тема: СТРУКТУРА СЛОВОФОРМЫ

    Содержание занятия: Общая характеристика процессов, находящих отражение в морфемной структуре слова: формообразования, словообразования, словоизменения. Понятия формообразующей основы и форматива. Задачи и методика морфемного анализа.

    Обработайте термины, указанные в содержании занятия. Понятия формообразующей основы и форматива по кн.: Маслов, Ю. С. Введение в языкознание / Ю. С. Маслов. – М., 1975. – С. 186 – 188. Занесите в карточки примеры основ и формативов разных частей речи.

    Из каждой группы приведенных ниже словоформ выпишите только грамматические формы одного и того же слова. Докажите, что эти словоформы имеют одинаковое лексическое значение.

    Береза, березы, березка, березку, березовый, березовая, березовые, березовую, березняк, березонька, о березке, под березой, подберезовик;

    земля, земли, землей, земной, земляной, земельный, земная, земную, подземный, подземные, земляк, землянка, в землянке, землянку, землячка, подземелье, под землей;

    4. В следующих словоформах выделите формообразующие основы (с учетом варьирования) и формативы:

    здание, оттепель, воробышек, холопье (дело), близок, чей-то, кое с кем, виновный.

    Для справок: Иванов, В. В. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе / В. В. Иванов, З. А. Потиха. – М., 1978. – С. 17 – 20.

    Выполните упр. 223 – 230 (сб. П. А. Леканта).

    В следующих глаголах выделите две формообразующие основы: настоящего (простого будущего) времени и инфинитива:

    рассказывать, выздороветь, командовать, крикнуть, пилить, стараться, стремиться, радоваться, белеться, гнуться, ловить, гнуть, горевать.

    ОБРАЗЕЦ: стареть: старе-, старе[й]-

    делать: дела-, дела[й]-

    беседовать: беседова-, беседу[й]-

    толкнуть: толкну-, толкн-

    строить: строи-, строй-

    веселиться: весели-ся, весел-ся(сь)

    6. Выполните упр. 201 – 219 (сб. П. А. Леканта).

    7. Произведите морфемный анализ следующих словоформ:

    оттепелей, проникающих, крылечко, вырастете, украшений, принесите, переправляясь, шоссейный, девятнадцатилетний, пятьюстами, разлитый.

    СХЕМА МОРФЕМНОГО АНАЛИЗА

    Определите, формой какой части речи является данная словоформа. Изменяйте ее по законам данной части речи. Выделите постоянную часть (с учетом исторических изменений) – это формообразующая основа. Назовите грамматические значения форматива.

    для выделения формообразующих основ у существительных в качестве контрольных используйте формы Р.п. мн. ч. сущ-х жен. (1 скл.) и средн. род; муж род кр. прилаг-х и причастий, инфинитив или 3-е лицо мн. ч. глаголов, где основы представлены в наиболее чистом виде;

    в неизменяемых словах формообразующая основа не выделяется.

    Подберите родственные слова и формы того же слова, в которых видоизменяется корень; вычлените и отождествите корневую морфему. Определите тип употребления корня (свободный, связанный).

    Охарактеризуйте основу по признаку членимости / нечленимости. Если основа членима, подберите одноструктурные слова, вычлените и отождествите аффиксальные морфы; определите их значение.

    Подчеркните в словоформе все выделенные элементы, используя условные обозначения, принятые в школьном учебнике.

    ОБРАЗЕЦ: слово для анализа обтекаемостью

    Сущ., обтекаемость-, -ю – ед.ч., Т.п.;

    [об-/обо-] объехать, обойти

    [-а-] (основообр.) делать, играть

    [-й-] (основобраз.) делай, играй

    [-ость-/-есть-] смелость, свежесть

    обтекаемость ю [а-йэм]

    Кубрякова, Е. С. О формообразовании, словоизменении, словообразовании / Е. С. Кубрякова // Известия АН СССР, серия литературы и языка. –1976. – Т. 35.

    Гридина, Т. А. Современный русский язык. Словообразование: теория, алгоритмы анализа, тренинг: учеб. пособие (для вузов ) / Т. А. Гридина, Н. И. Коновалова – 2-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2008, – С. 41 – 57.

    Мусатов, В. Н. Русский язык. Морфемика. Морфонология. Словообразование: учеб. пособие. / В. Н. Мусатов. – М.: Флинта: Наука, 2010. – С. 116 – 139.

    Рацибурская, Л. В. Словарь уникальных морфем современного русского языка / Л. В. Рацибурская. – М.: Флинта: Наука, 2009. – 155 с.

    Содержание занятий: Понятие производности и его соотношение с понятием членимости. Производящая основа (база) и словообразовательный формант (средства). Признаки производной (мотивированной) основы. Установление отношений мотивации. Формулы мотивации.

    Установите отношения производности, давая толкование лексического значения производных слов, пользуясь формулами мотивации (см.: Бирюкова, Л. П. Части речи в морфематическом аспекте в русском и чувашском языках / Бирюкова Л. П., Алексеева А. П. – Чебоксары, 1990. – С. 13 – 19). Расположите слова в том порядке, как они образованы друг от друга; где нужно, восстановите пропущенные звенья; подчеркните производящую основу:

    бой, боевой, боевик; воз, перевозчик, перевозить, возить; побелить, белый, побелка, белить; стрелять, стрела, стрелок, перестрелка, перестреливаться; ум, поумнеть, умный, умнеть; старый, устарелый, стареть, устарелость; рыба, рыбак, рыбачить; смотреть, рассматривать, рассмотреть, рассматривание (в упражнении использованы материалы статьи: Клебанов, Е. С. К изучению русского словообразования на факультативных занятий в средней школе / Е. С. Клебанов // РЯШ. – 1974. – № 4).

    Выберите соответствующий формант и образуйте от данных слов новые слова с указанным значением. Если возможно использование разных формантов, объясните различия в значении или употреблении производных:

    Образуйте от данных слов существительные:

    а) со значением отвлеченного качества:

    кривой, глубокий, теплый, желтый, красный, широкий, высокий, здоровый, темный, густой, старый;

    б) со значением предмета:

    синий, желтый, рыжий, черный, зеленый, белый;

    в) со значением субъективной оценки:

    старик, старуха, девочка, воробей, река, дом, зуб, сад, заяц, хвост, рот.

    5. Выполните упр. 284 – 323 (сб. В. А. Белошапковой).

    Земская, Е. А. Современный русский язык. Словообразование / Е. А. Земская. – М., 1973. – С. 61 – 72.

    Гридина, Т. А. Современный русский язык. Словообразование: теория, алгоритмы анализа, тренинг: учеб. пособие (для вузов ) / Т. А. Гридина, Н. И. Коновалова – 2-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2008, – С. 60 – 68; 83 – 89.

    Мусатов, В. Н. Русский язык. Морфемика. Морфонология. Словообразование: учеб. пособие. / В. Н. Мусатов. – М.: Флинта: Наука, 2010. – С. 176 – 222

    Филиппова, Л. С. Современный русский язык. Морфемика, словообразование: учеб. пособие / Л. С. Филиппова. – М.: Флинта: Наука, 2009. – С. 83 – 100; 108 – 116.

    Библиография и рецензирование

    3.Львова, С. И. Активизация морфологического канала восприятия слова / С. И. Львова // РС. – 1995. – № 3.

    Оформите письменную рецензию на одну из статей

    Катлинская, Л. П. Активные процессы словопроизводства в современном русском языке: учеб. пособие (для филол. фак-тов ун-тов и педвузов) / Л. П. Катлинская. – М.: Высш. шк., 2009. – 174 с.

    Содержание занятия: Основные единицы системы словообразования. Морфонологические особенности. Основные способы образования слов.

    Мусатов, В. Н. Русский язык. Морфемика. Морфонология. Словообразование: учеб. пособие. / В. Н. Мусатов. – М.: Флинта: Наука, 2010. – С. 140 – 175; 223 – 240; 268 – 271.

    Филиппова, Л. С. Современный русский язык. Морфемика, словообразование: учеб. пособие / Л. С. Филиппова. – М.: Флинта: Наука, 2009. – С. 100 – 108; 140 – 202; 203 – 217; 217 – 222.

    Определите способ образования следующих слов, выделите словообразовательный формант, включая морфонологические средства:

    обидчивость, железнодорожный, обкомовский, безоблачный, запись, накал, редеть, ничегонеделание, никчемный, усвоить, безбоязненно, утренник, шалунья, скамейка, щучий, работница, коричневатый, певец, раздел.

    Приведите примеры образования слов неморфологическим способом.

    Покажите словообразовательную структуру слов:

    расследование, растерянно, привязчивость, производственник, подталкивание, перераспределительный.

    Восстановите пропущенные звенья в цепочках:

    общий – … общественник, вред – … вредительство, сорт – …сортировочный, предел – … неопределенность, газ – … загазованность, лить –… литейщица.

    Постройте словообразовательные гнезда с исходными словами : сад, готовый, бить. Дайте толкование каждого производного.

    Выполните упр. 324 – 347 (сб. В. А. Белошапковой).

    Рецензирование и аннотирование

    Лопатин, В. В. Рождение слова / В. В. Лопатин. – М, 1974. (Соотношение понятий неологизм, окказиональное и потенциальное слово).

    Земская, Е. А. Язык как деятельность. Морфема. Слово. Речь / Е. А. Земская. – М, 2004.

    Земская, Е. А. Активные процессы современного словопроизводства / Е. А. Земская // Русский язык конца ХХ столетия (1985 – 1995). – М., 1996. С. 90 – 142.

    Ильясова, С. В. Языковая игра в коммуникативном пространстве СМИ и рекламы / С. В. Ильясова, Л. П. Амири. – М.: Флинта: Наука, 2009. – 296 с. (С. 116 – 219).

    Мусатов, В. Н. Русский язык. Морфемика. Морфонология. Словообразование: учеб. пособие. / В. Н. Мусатов. – М.: Флинта: Наука, 2010. – С. 294 – 343 (Словообразование частей речи).

    Ширшов, И. А. Толковый словообразовательный словарь русского языка / И. А. Ширшов. – М., 2004.

    Тема: ПРИНЦИПЫ И МЕТОДИКА СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА

    Содержание занятий: Отличие словообразовательного анализа от морфемного. Приемы толкования словообразовательного значения слова.

    На основании учебной литературы сформулируйте принципы морфемного и словообразовательного анализа. Произведите сначала морфемный, а затем словообразовательный анализ предложенных слов. В чем заключается принципиальное различие между двумя видами анализа структуры слова?

    черноморец, военрук, автомобильный, раскол, разбойнически, двуслойный, безголосый, взмах, упаковочный, пренеприятный, разноцветьем, умельцев, уничтоженном, разросся, приплясывая, бессердечному.

    СХЕМА СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА

    Поставьте слово в начальную форму.

    Объясните лексическое (словообразовательное) значение слова через самое близкое по форме и смыслу однокоренное слово.

    Для многоструктурного слова постройте словообразовательную цепочку, т.е. покажите ступени словообразовательного процесса.

    4 Глоссарий по курсу словообразования современного русского языка Аббревиация морфологический способ образования сложносокращенных слов на базе словосочетания. Адвербиализация неморфологический способ образования новых слов путем перехода слов и словоформ разных частей речи в разряд наречий. Адъективация - неморфологический способ образования новых слов путем перехода слов и словоформ разных частей речи в разряд прилагательных. Алломорфы разновидности одной морфемы, обладающие тождественным значением, фонематической близостью, не заменяющие друг друга в окружении одних и тех же морфов в пределах одного и того же слова (словоформы). Аппликация наложение совпадающих звукокомплексов разных морфем на морфемном шве, чаще всего финали производящей основы и начальной части аффикса. Аффикс служебная морфема, выражающая грамматическое и / или словообразовательное значение. Аффиксация морфологический способ образования производных слов путем присоединения к производящей основе словообразующих аффиксов. Аффиксоид 1. Корневая морфема, приобретающая в составе сложного производного слова признаки аффиксальной морфемы: регулярность, закрепленную позицию в слове, ослабленность лексического значения. 2. Значимая часть заимствованного слова, которая в языке-источнике является корневой морфемой. В русском языке не может выступать в качестве самостоятельного корня, является связанным компонентом сложных слов (ср.: -фил, -навт, гидро- и др.). Асемантическая часть слова часть слова, выделяющаяся в его составе наряду с морфемами, но не выражающая никакого значения (см. интерфикс, тематический суффикс непроизводной глагольной основы). Бессуффиксный способ словообразования (нулевая суффиксация) морфологический способ словообразования производных слов с помощью нулевого суффикса. Валентность морфем сочетаемостные свойства морфем. Существует несколько

    5 видов ограничений, которые могут препятствовать соединению деривационных морфем с производящей основой: семантические, словообразовательные, формальные, стилистические (Земская 1999). Варианты морфемы - разновидности одной морфемы, обладающие тождественным значением, фонематической близостью, заменяющие друг друга в окружении одних и тех же морфов в пределах одного и того же слова (словоформы). Вершина словообразовательного гнезда исходное, непроизводное слово в его отношении к другим словам данного словообразовательного гнезда. Внутренняя форма слова значение слова выводится из значения составляющих его морфем (Земская 1999). Декорреляция результат исторического развития словообразовательной структуры слова, в результате которого при сохранении морфемной членимости основы меняется соотнесенность производного (мотивированного) слова с производящим (мотивирующим). Дериват то же, что и производное слово. Дериватор то же, что и словообразовательный формант. Деривационное значение то же, что и словообразовательное значение. Деривация 1. Раздел словообразования, изучающий образование производных слов. 2. Процесс образования производных слов. Диффузия историческое изменение в морфемной структуре слова, связанное с частичным фонетическим наложением (слиянием) корневой и аффиксальной морфем при осознаваемости носителями языка их самостоятельности. Замещение процесс замены аффиксальной или корневой морфемы под влиянием словообразовательной аналогии либо под влиянием ложноэтимологических сближений (народная этимология). Идиоматичность (фразеологичность) семантики производного слова невыводимость значения производного слова из суммы значений составляющих слово морфем. Интерфикс асемантическая часть слова в виде отдельного звука или звукосочетания, располагающаяся между основой и словообразовательной или формообразующей морфемой и служащая формальным средством их соединения.

    6 Интерфиксация морфонологическое явление, заключающееся в появлении интерфикса на стыке морфем. Интерференция (наложение) морфов конец одного морфа объединяется с началом другого (Земская 2005). Кодериваты однокоренные слова, образованные от одного производящего и находящиеся на одной ступени производности. Конфикс разновидность служебной морфемы, словообразовательный формант, состоящий из двух, реже трех аффиксов (префикса и суффикса; префикса и постфикса; префикса, суффикса и постфикса), одновременно присоединяемых к производящей основе. Конфиксация - морфологический способ образования производных слов при помощи конфикса. Корень структурно-семантическое ядро слова, заключающее в себе основную часть его лексического значения. По грамматической (частеречной) семантике различают корни с предметностным, процессуальным, признаковым и количественным значением. Лексикализация утрата актуальности внутренней формы слова (ослабление связи внутренней формы слова с лексическим значением или полная утрата такой связи) при сохранении прозрачности словообразовательной структуры слова. Лексико-семантический способ словообразования - неморфологический способ образования производных слов в результате распада многозначности. Показателем производности при этом выступает новое лексическое значение. Лексико-синтаксический способ словообразования (сращение) - неморфологический способ образования производных слов на базе словосочетания. Показателем производности при этом являются: а) закрепленный порядок следования в производном слове компонентов бывшего словосочетания; б) единое ударение; в) сохранение бывшим опорным компонентом словосочетания своей словоизменительной парадигмы. Множественность мотивации множественность словообразовательной структуры производного слова, т.е. возможность подбора к одному производному слову нескольких производящих. Модификация вид семантических отношений между производящей и производной основами, когда значение производного слова лишь осложнено некоторой семантической добавкой (ср.: мяч мячик) (Земская 1999). Морф единица речи, выступающая как минимальная значимая часть конкретной

    7 словоформы. Морфема - единица языка, выступающая как минимальная значимая часть слова (лексемы). Морфемика раздел словообразования, изучающий морфемный состав слова. Морфемная структура слова совокупность морфем и асемантических частей слова. Морфемный анализ анализ слова по составу: установление морфемной структуры слова (его членимости), определение видов, значений и функций морфем. Морфологические способы словообразования способы образования производных слов, сопровождающиеся изменением внешнего облика производящей единицы. Морфолого-синтаксический способ словообразования - неморфологический способ образования производных путем перехода слов и словоформ одной части речи в другую. Показателем производности при этом является новое грамматическое значение. Морфонема ряд чередующихся фонем, выступающих в алломорфах одной морфемы (Земская 2005). Морфонологические явления при словообразовании звуковые изменения, наблюдающиеся на стыке морфем (морфемном шве) и определяющиеся фонематическими особенностями производящих основ, а также особенностями сочетаемости морфем (см.: усечение, интерфиксация, интерференция, чередование). Морфонология раздел языкознания, изучающий связи фонологии со словообразованием и морфологией, имеющий своим предметом фонологическое строение слов и морфем. Мотиватор то же, что и производящая база, или производящая основа, через которую можно объяснить форму и значение производного слова. Мотивационное (мотивационно-словообразовательное) значение значение производного слова, выделяемое путем сопоставления значения производящего слова и конкретной тематической отнесенности словообразовательного форманта (ср.: голубика ягода голубого цвета). Мотивационное значение слова является предельно конкретизированной разновидностью описания словообразовательного значения, осуществляемого в опоре на внутреннюю форму производного.

    8 Мотивация семантические отношения между однокоренными словами, при которых форма и значение одного объясняется через форму и значение другого. Наложение то же, что и аппликация. Неморфологические способы образования - способы образования производных слов, не сопровождающиеся изменением внешнего облика производящей единицы. Немотивированное слово слово, не имеющее с синхронной точки зрения мотиватора, непроизводное слово. Непродуктивные аффиксы аффиксы, которые перестали участвовать в образовании слов и их грамматических форм (Тихонов 1996). Непроизводное слово слово, не соотносимое по форме и значению с производящим, не выводимое по форме и значению из других слов, не образованное ни от каких других слов. Нулевая морфема материально не выраженный показатель грамматического или словообразовательного значения слова, наличие которого устанавливается по сопоставлению данного слова с другими словами или словоформами, содержащими выраженную морфему и имеющими аналогичное значение (Немченко 1985). Нулевая суффиксация то же, что и бессуффиксный способ словообразования. Обратное словообразование способ образования новых слов путем отсечения флексийных или аффиксальных морфов от производящего слова. Одноморфемные слова производные слова, содержащие в своем составе одинаковые по форме и значению служебные морфемы (аффиксы). Одноструктурные слова разнокорневые слова одинаковой морфемной структуры, созданные по одному и тому же словообразовательному типу. Окказионализм слово, образованное по непродуктивной модели, используемое только в условиях данного контекста (Розенталь 2001). Окончание служебная морфема, выражающая грамматическое (иногда словообразовательное) значение и имеющая словоизменительную функцию. Окончание может быть материально выраженным и нулевым. ОпрОщение историческое изменение в морфемной и словообразовательной структуре слова, при котором членимая и производная основа становится

    9 нечленимой и непроизводной (полное опрощение) или, оставаясь частично членимой, становится непроизводной (неполное опрощение). Основа слова часть изменяемого слова без окончания и формообразующих аффиксов, или все неизменяемое слово, или неизменяемая словоформа без формообразующих аффиксов(ср.: победи-л-а; быстро;быстр-ее). Основа слова заключает в себе его лексическое значение. Основа словоформы - часть изменяемого слова без окончания или все неизменяемое слово с включением формообразующих аффиксов. Переразложение - историческое изменение в морфемной и словообразовательной структуре слова, при котором синхронная и диахронная членимости не совпадают (при неизменности корня происходит перераспределение морфемных границ между аффиксами). Постфикс служебная морфема, стоящая после окончания и выражающая словообразовательное и/или грамматическое значение. Имея словообразовательное значение, постфикс входит в состав основы слова. Постфиксация - морфологический способ образования производных слов при помощи постфиксов. Префикс - служебная морфема, стоящая перед корнем или другим префиксом и выражающая словообразовательное и/или грамматическое значение. Префиксация - морфологический способ образования производных слов при помощи префиксов. Производная (мотивированная) основа основа слова, значение и формальное строение которой может быть объяснено через соотнесение с другой (однокоренной) лексической единицей, непосредственно мотивирующей данное слово. Производящая (мотивирующая) основа та часть производного слова, которая является общей с основой производящего слова (с учетом морфонологических преобразований последнего). Продуктивность словообразовательного типа способность словообразовательного типа служить образцом для образования новых дериватов. Прономинализация - неморфологический способ образования новых слов путем перехода слов и словоформ разных частей речи в разряд местоимений. Радиксоид то же, что и связанный корень.

    10 Регулярность морфемы способность морфемы повторяться, воспроизводиться в составе разных слов, реализуя значение определенного словообразовательного типа. Редеривация (обратное словообразование) образование слова не в виде производного, а в виде производящего (дояр парное образование к слову доярка) ( Розенталь 2001). Свободный корень корень, способный самостоятельно реализовать свое лексическое значение, т.е. хотя бы в одном из своих морфов употребляться без аффиксов при нулевом окончании. Связанный корень - корень, не способный самостоятельно реализовать свое лексическое значение и ни в одном из морфов не выступающий без аффиксов. Словоизменение образование грамматических форм одного и того же слова, выражающих его отношение к другим словам (Розенталь 2001). Словоформа данное слово в данной грамматической форме ( Розенталь 2001). Словообразование 1. Раздел языкознания, изучающий процессы образования производных слов и их строение, а также потенциал словообразовательной системы языка. 2. Процесс образования производных слов. Словообразовательная модель разновидность словообразовательного типа, отражающая его формальное варьирование (наличие или отсутствие морфонологических явлений). Словообразовательная пара два однокоренных слова, состоящих между собой в отношениях производного и производящего. Словообразовательная парадигма совокупность производных слов, имеющих одну производящую основу и находящихся на одной ступени производности. Словообразовательная структура структура производного слова, включающая мотивирующую (производящую) базу и словообразовательный формант. Словообразовательная цепочка ряд однокоренных слов, находящихся в отношении последовательной производности. Словообразовательное гнездо совокупность однокоренных слов, упорядоченная отношениями производности. Словообразовательное значение семантическая разность между производным и

    11 производящим, выраженная словообразовательным формантом и регулярно воспроизводимая в рамках определенного словообразовательного типа. По степени обобщенности выделяют грамматико-словообразовательное (категориально-грамматическое), лексико-словообразовательное (лексикограмматическое) и мотивационное (мотивационно-словообразовательное) значения. Словообразовательное средство внешний формальный признак производного слова, отличающий данное производное от его производящего; формальный элемент, используемый в словообразовании для создания нового слова. Словообразовательный анализ анализ производного слова с целью выявления и описания его словообразовательной структуры. Словообразовательный подтип разновидность словообразовательного типа, определяемая его семантическим варьированием. Словообразовательный тип формально-семантическая схема построения производных слов, которые мотивируются словами одной части речи, имеют одинаковый словообразовательный формант и выражают одно и то же словообразовательное значение. Словообразующий суффикс суффикс, служащий для образования новых слов и являющийся носителем словообразовательного значения. Сложение морфологический способ образования производных словна базе двух или более производящих. Способ словообразования способ изменения производящего слова или словосочетания, в результате которого образуется новая лексическая единица. Субморф сегмент, совпадающий с морфом по составу фонем и по чередованиям разного рода, тождественный ему по форме, но не имеющий значения ( Земская 2005). Субстантивация - неморфологический способ образования новых слов путем перехода слов и словоформ разных частей речи в разряд существительных. Супплетивизм образование форм слова от разных корневых основ. Суффикс - служебная морфема, стоящая после корня словообразовательное и/или грамматическое значение. и выражающая Суффиксация - морфологический способ образования производных слов при помощи суффикса.

    13 Этимологический анализ слова анализ слова с целью сопоставления его синхронной и диахронной членимости и производности, выявления исторических изменений в морфемной и словообразовательной структуре, характера и причин этих изменений.

    Нажмите, чтобы узнать подробности

    ть(ти) - это суффиксы или окончание в инфинитиве? Этот вопрос является спорным, причём аргументации избранных решений уделяется недостаточно внимания, зачастую необходимые пояснения вообще отсутствуют.

    Во многих казахстанских учебниках "-ть, -ти назывют окончаниями инфинитива" или показателем неопределённой формы.

    А если обратимся к справочным материалам, то там говорится: "В изменяемых самостоятельных словах выделяется основа и окончание. а в неизменяемых - только основа.". И дальше: "Окончание - это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. Неизменяемые слова окончаний не имеют". Налицо противоречие: если неопределённая форма глагола имеет окончание, то она должна быть изменяющейся формой.

    Читайте также: