Азбука проекта в доу

Обновлено: 06.07.2024

Цель проектно-исследовательской деятельности – формирование положительной мотивации и интереса у детей к изучению букв русского языка.

Задачи проекта:

Уточнение графического образа букв.

Развитие пространственного восприятия при рассматривании расположения элементов букв.

Развитие у детей фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза через осознание звукового строя языка.

Развитие познавательной активности, мышления, воображения, коммуникативных навыков.

Развитие творческих способностей у детей.

Ознакомление детей со стихами, рассказами о буквах. Пробудить у детей желание научиться читать художественную литературу.

Совершенствование умения работы с карандашами при письме букв.

Формирование навыков общения и сотрудничества в коллективе с детьми и взрослыми.

Возрастная группа, характеристика группы: к участию в проекте были приглашены дети старшего дошкольного возраста, подготовительной группы №11 их родители. В проекте принимали и дети с речевыми проблемами: Фонетическое нарушение речи, Фонетико-фонематическое недоразвитие речи, Общее недоразвитие речи, стёртая форма дизартрии, билингвизм. Поэтому, в проекте активно использовались логопедические приёмы и методы.

Форма проведения : групповая, индивидуальная.

Проект: среднесрочный.

Объект исследования:БУКВА.

История происхождения буквы.

Из каких элементов состоит.

В каких словах встречается.

Создание макета буквы.

Знакомство со стихотворениями, загадками про буквы.

Сочинение сказки про букву и т.д.

Ожидаемые результаты:

Повышение у детей познавательной активности к ознакомлению с буквами, запоминание их, к чтению.

Создание единой проектно-исследовательской группы ПЕДАГОГ-РЕБЁНОК-РОДИТЕЛЬ.

Этапы проекта:

1 этап – подготовительный (информационно - аналитический)

Изучение теоретических аспектов проблемы.

Определение цели, задач и ожидаемых результатов.

Подбор форм работы с участниками проекта.

Подбор материала, игр, заданий для исследовательской деятельности.

2 этап-основной. Непосредственно исследовательская деятельность участников проекта.

В торжественной обстановке каждому участнику проекта вручалась своя буква с определёнными заданиями, которые предстоит выполнить. Примеры игровых заданий:

-На что похожа буква,

-Собери букву из материалов (мозаика, палочки, шишки и т.д.),

-Собери пазл буквы,

-Письмо буквы по воздуху,

-Письмо буквы на ладошке,

-Раскрась (заштрихуй, обведи по точкам) букву

-Найди букву на рисунке,

-Найди букву среди остальных букв,

-Придумай слова с определенной буквой,

-Собери слово из букв,

-Определи позицию звука,

-Отгадай загадку про букву,

-Послушай стихотворение (рассказ) и назови слова с буквой,

-Сочини сказку про букву и т.д.

Цель: подвести итог проектно-исследовательской деятельности детей, создать эмоционально-положительное настроение от проделанной работы.

Обобщить и систематизировать знания детей о буквах, звуках, закрепить навыки звукового синтеза и анализа.

Развивать внимание, словесно-логическое мышление.

Воспитывать умение работать в коллективе.

Оборудование: проектор, экран, презентация, Веселая Азбука, Баба Яга.

1В. –Ребята , мы сегодня собрались в этом зале, чтобы подвести итог нашей проектной деятельности. Чему научились? Что больше запомнилось? А сейчас послушайте ваших друзей.

2Дети: Как хорошо уметь читать!

Как хорошо уметь читать!

3В. –Ребята, а что надо знать, чтобы научиться читать? (буквы)

4Дети:Ты эти буквы заучи.
Их три десятка с лишком,
А для тебя они — ключи
Ко всем хорошим книжкам.

В дорогу взять не позабудь
Ключей волшебных связку.
В любой рассказ найдешь ты путь,
Войдешь в любую сказку.

6(Под музыку вбегает Баба Яга)

Б.Я- Так-с, так-с, так-с! Меня не ждали!
И к себе не зазывали.
"Пусть старушка посидит на печи,
И лопает одна сухие калачи!
Где это видано, где это слыхано,
Чтоб со старшими так обращались,
И на праздники они не приглашались?

В: У тебя, дорогая Яга, мы все просим прощения!
Прими же от нас извинения!
В знак глубочайшего к тебе уважения!

Оставайся на нашем празднике. У нас, как раз сейчас будет викторина.

7Викторина по сказкам
1. Снежная принцесса. (Снежная королева.)
2. Желтая кепочка. (Красная шапочка.)
3. Илья-царевич и Серый волк. (Иван-царевич и Серый волк.)
4. Мальчик и Карлсон. (Малыш и Карлсон.)
5. Спящая бабушка. (Спящая красавица.)
6. Стойкий железный солдатик. (Стойкий оловянный солдатик.)
7. Приключения Знайки и его друзей. (Приключения Незнайки и его друзей.)
8. Гадкий цыпленок. (Гадкий утенок.)
9. Сказка о рыбаке и рыбачке. (Сказка о рыбаке и рыбке.)
10. Конь-горбун. (Конек-Горбунок.)
11. Луковый мальчик. (Чипполино.)
12. Свеколка. (Репка.)
13. Кот в шляпе. ( Кот в сапогах)

8Загадки про буквы.

Айболиту все сперва
Говорили букву .

Обруч, мяч и колесо,
Вам напомнят букву .

В старом дереве дупло
Ну совсем как буква .

Давно известно детям всем:
Корова знает букву .

Каждый барашек скажет тебе,
Очень уж любят они букву .

Целый час жужжит уже
На цветочке буква .

На одной стоит ноге,
Любят гуси букву .

Для шипенья хороша
В алфавите буква .

10.Задания Б.Я. для детей:

-Помоги клоуну собрать мячики с гласными буквами. Сколько гласных в русском алфавите?

-Мы попали в зоопарк. Назовите животных, названия которых начинаются с согласных.

-Найдите букву среди остальных букв.

-Сложите из предложенных букв слово.

-Найдите буквы на сюжетной картинке.

-Какая буква пропущена в слове?

11.Выходит Б.Я. под музыку.

В.-Б.Я., мы все твои задания выполнили.

Б.Я. –Да, я внимательно слушала все ваши ответы. Вы, действительно заслужили Весёлую Азбуку. Ну а меня простите, я больше не буду вредничать.

В.-Б.Я. оставайся с нами танцевать.

В конце праздника дети исполняют танец весёлых утят.

У детей повысилась познавательная активность к ознакомлению с буквами, запоминанию их, чтению.

Работа над проектом сплотила коллектив ДЕТИ-ПЕДАГОГ-РОДИТЕЛИ.

Создана Весёлая Азбука

В презентации использованы фотографии детей с письменного согласия родителей (см ниже)

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Дошкольный курс развития речи и подготовки к обучению грамоте призван обеспеч.

Цель: создать условия для развития фонематического восприятия детей средствам.

Цель: создать условия для развития фонематического восприятия детей средствами совместного творческого взаимодействия с родителями. Задачи: создать свою азбуку, которую интересно изучать; формировать и совершенствовать звуковую культуру речи; активизировать и обогащать словарный запас детей; установить тесную взаимосвязь с родителями для подготовки к обучению грамоте детей старшей группы.

Есть на белом свете дом. Обитают буквы в нём. Буквы прописные, Буковки строч.

Есть на белом свете дом. Обитают буквы в нём. Буквы прописные, Буковки строчные, Книжные, тетрадные, Очень аккуратные. Невелик и прост на вид, Дом зовётся - АЛФАВИТ. Славно буквы там живут, Любят свой нелёгкий труд: Составлять за словом слово, Без ошибок и толково, Выводить за фразой фразу, Не запутавшись ни разу! АЛФАВИТ

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ Проект рассчитан на 3 недели: 1 неделя. Выбор темы.

Подгрупповые и индивидуальные занятия с детьми. Мастер-класс с педагогами . С.

Подгрупповые и индивидуальные занятия с детьми. Мастер-класс с педагогами . Сбор материалов для реализации проекта. 2 этап – сбор информации

МАСТЕР – КЛАСС для педагогов оборудование для подготовки к обучению грамоте

МАСТЕР – КЛАСС для педагогов оборудование для подготовки к обучению грамоте

Материалы для реализации проекта в логопедическом кабинете

Материалы для реализации проекта в логопедическом кабинете

Материалы для реализации проекта в логопедическом кабинете

Материалы для реализации проекта в логопедическом кабинете

Материалы для реализации проекта в логопедическом кабинете Подарок детям группы

Материалы для реализации проекта в логопедическом кабинете Подарок детям группы

Материалы для реализации проекта в логопедическом кабинете

Материалы для реализации проекта в логопедическом кабинете

Материалы для реализации проекта в группе

Материалы для реализации проекта в группе

Материалы для реализации проекта в группе

Материалы для реализации проекта в группе

3 этап – выбор и реализация проектов

3 этап – выбор и реализация проектов

4 этап – презентация проекта 1. Изготовление объявления-приглашения на участи.

4 этап – презентация проекта 2. Картотека игр с буквами

4 этап – презентация проекта 2. Картотека игр с буквами

4 этап – презентация проекта 2. Картотека игр с буквами

4 этап – презентация проекта 2. Картотека игр с буквами

4 этап – презентация проекта 3. Стендовая информация для родителей

4 этап – презентация проекта 3. Стендовая информация для родителей

4 этап – презентация проекта 4. Выполнение индивидуальных заданий в тетрадях.

4 этап – презентация проекта 4. Выполнение индивидуальных заданий в тетрадях по подготовке к обучению грамоте

4 этап – презентация проекта 7. Альбом. Пальчиковая фетровая игра «Веселая аз.

4 этап – презентация проекта 9. Изготовление объявления-приглашения на праздн.

4 этап – презентация проекта 9. Изготовление объявления-приглашения на праздник для родителей

4 этап – презентация проекта 11. Отзывы проекта.

4 этап – презентация проекта 11. Отзывы проекта.

4 этап – презентация проекта 11. Отзывы проекта.

4 этап – презентация проекта 11. Отзывы проекта.

4 этап – презентация проекта 11. Отзывы проекта.

4 этап – презентация проекта 11. Отзывы проекта.

Ура! Мы сделали это!

Ура! Мы сделали это!

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 компенсирующего вида г. Можайска.

Долгосрочный творческий, совместный с родителями проект на тему:

Автор проекта: учитель-логопед

Актуальность взаимодействия учителя-логопеда и родителей в коррекционном процессе.

В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с отклонениями в речевом развитии, поэтому вопрос комплексного подхода в коррекции речевой патологии, укреплении и сохранности детского здоровья, является особенно актуальным.

Успех коррекционно-воспитательной работы учителя-логопеда определяется продуманной системой, в основе которой тесное взаимодействие всех участников образовательного процесса. Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольника. Оно подразумевает не только распределение задач между участниками педагогического процесса для достижения единой цели. Взаимодействие подразумевает контроль, или обратную связь; при этом контроль должен быть ненавязчивым.

Родители - естественные учителя своего ребенка, от них зависит чрезвычайно много, в их руках очень сильное воспитательное средство - любовь к своему ребенку. Логопеду важно организовать такую среду и создать такие условия, чтобы эта любовь и поддержка развили в ребенке все необходимые для жизни в обществе навыки и умения. Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка. Во-первых, родители являются авторитетом для него, а во-вторых, они ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном общении.

Семья – это первый коллектив ребенка, естественная среда его обитания, со всем многообразием отношений между ее членами, богатством и непосредственностью чувств, обилием форм их проявления – всем тем, что создает благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности.

Ребенок подрастает и поступает в детский сад. Теперь в его окружении появляются новые люди – взрослые и дети. И от того, как встретят ребенка взрослые, новые для него люди, от их стараний и усилий зависит эмоциональный комфорт и защищенность малыша, его своевременное развитие, умение общаться со сверстниками и взрослыми. Как бы ни были хороши педагогические методики образовательного учреждения, решающим фактором становления личности является семья. Ценностные установки и атмосфера семьи, ее традиции, культура взаимоотношений становятся почвой для созревания личности и основой ее жизненных ориентиров. А родители должны стать активными и равноправными участниками воспитательно-образовательного процесса. Осознанное включение родителей в совместный с учителем–логопедом коррекционный процесс позволяет значительно повысить эффективность работы. Сотрудничество семьи и учителя-логопеда становится все более востребованным; педагоги ищут новые точки взаимодействия, формы работы с родителями; повышение педагогической культуры родителей – основа совершенствования полноценного развития ребенка.

Актуальность проекта.

По результатам многочисленных исследований, дети с ОНР имеют не только речевые нарушения, но и недостаточно развитые психические процессы, а также эмоционально-волевые нарушения. Указанные особенности у большинства детей с ОНР оказываются скорректированными в ходе работы специалистов и воспитателей.

Однако по нашим наблюдениям, а также беседам с родителями младших школьников, у части детей нарушения в той или иной степени остаются и в дальнейшем ведут к школьным трудностям. На первое место выходят проблемы, связанные с обучением письму и чтению. Дисграфия и дислалия, в свою очередь, ведут к отставанию по большинству предметов. В результате формируется стойкое отрицательное отношение к школе, социальная дезадаптация, девиантное поведение.

Продумывая организацию дополнительной помощи, мы намеренно остановились на такой совместной деятельности, которая соответствует:

  1. целям и структуре коррекционной работы;
  2. интересам и потребностям детей дошкольного возраста.

Краткое описание проекта.

Длительность : 2 года.

Участники : дети, учитель-логопед, воспитатели, родители.

Логопед еженедельно знакомит детей с новой буквой, проводит игры, разучивает стихотворения.

Воспитатели рассматривают с детьми картинки на различные буквы, организуют изобразительную деятельность, знакомят детей со стихами.

Дети создают рисунки, участвуют в оформлении книги. Поощряется самостоятельность и оригинальность в выборе предметов для рисования.

Основная цель проекта:

  • Коррекция речевых проблем детей с ОНР, а также формирование предпосылок успешного обучения в школе.
  • Закрепление образа букв алфавита.
  • Развитие фонематических процессов.
  • Расширение словарного запаса.
  • Развитие эмоциональной выразительности речи.
  • Развитие зрительного восприятия и зрительно-моторной координации.
  • Развитие воображения и художественных способностей.
  • Расширение представлений об окружающем мире через знакомство с процессом создания книги.
  • Знакомство с произведениями детских поэтов.
  • Развитие самостоятельности, инициативности, умения работать в коллективе.
  • Создание как в группе, так и дома среды, способствующей повышению интереса детей к чтению.

Содержание работы.

В старшей группе проводится подготовительный этап, основной целью которого является формирование мотивации детей к созданию книги своими руками. Педагоги рассматривают с детьми различные книги-азбуки, рассказывают о процессе создания книги, о профессиях людей, чьими стараниями создаются книги. Также на этом этапе составляется план работы, информируются родители, подбирается необходимый методический материал.

Основной этап работы проходит в соответствии с Программой обучения. Каждую неделю логопед знакомит детей с новым звуком и буквой, проводит игры на развитие фонематических процессов (выделение пройденного звука в словах, различение парных звуков по твердости-мягкости, подбор слов на заданный звук) и закрепление зрительного образа букв. Воспитатель рассматривает с детьми картинки на пройденный звук и побуждает к созданию собственных рисунков.

В подготовительной группе работа, в целом, строится по той же схеме. Однако дети рисуют картинки к буквам в своих индивидуальных книжках, заранее подготовленных педагогами. Кроме этого ребенку предлагается придумать предложение с выбранным словом и написать его под картинкой. Такая работа проводится индивидуально и позволяет решать сразу несколько коррекционных задач, а именно:

  • расширение словаря, подбор глаголов и прилагательных к существительному,
  • развитие языкового анализа и синтеза (составление предложения, анализ предложения по количеству слов, наличие предлогов),
  • слоговой анализ слов (для переноса на следующую строку),
  • усвоение правил написания предложений,
  • развитие воображения (поощряется оригинальность высказываний, стремление не повторяться).

Когда все страницы детских Азбук были заполнены, мы оформили обложки так, чтобы книги действительно выглядели как настоящие.

На форзаце был помещен портрет автора с коротким рассказом о себе. Получился хороший подарок к окончанию детского сада, результат совместного труда детей и педагогов.

Итоги работы.

Мы надеемся, что основной результат нашей работы проявится в школе в виде хорошей успеваемости детей и отсутствия школьных трудностей.

А сегодня, обобщая наш опыт, можно сказать следующее:

  1. Так как структура проекта соответствует плану коррекционной работы, создание книг удачно дополняет учебные занятия, позволяя уделять ещё больше внимания профилактике школьных трудностей.
  2. Необычная форма работы определенно вызывает интерес у детей и повышает мотивацию к обучению грамоте. При этом сама деятельность не воспринимается как обучение, а носит, скорее, игровой, творческий характер.
  3. Как совместная работа над книгой, так и индивидуальная работа оказались одинаково интересны. Первая учит детей сотрудничеству и ответственности за общее дело. А своя книга является предметом личной гордости и средством самовыражения.

Люлина А.К., учитель-логопед,
Молотовская Е.П., воспитатель,
Степнова И. В., воспитатель

Читайте также: