Какие черты устного народного творчества можно найти в стихотворении бородино 5 класс кратко

Обновлено: 04.07.2024

Хорошо было известно и знаменитое стихотворение Лермонтова "Бородино". Постоянно печатавшееся в песенниках и в лубочных листах, оно нашло отзвук и в песенном репертуаре народа на протяжении всего XIX века. Встречается "Бородино" и в советских записях народных песен.

Хорошо было известно и знаменитое стихотворение Лермонтова "Бородино". Постоянно печатавшееся в песенниках и в лубочных листах, оно нашло отзвук и в песенном репертуаре народа на протяжении всего XIX века. Встречается "Бородино" и в советских записях народных песен

Странный народ эти взрослые значит взрослый может не понимать но если добавить числа им все понятно короче говоря взрослые любят цыфры

ацкий искренне рад свиданию. Он надеется найти ответ прежнему чувству, но не находит. Его поразили две перемены: она необыкновенно похорошела и охладела к нему – тоже необыкновенно.

Софья смущена горячностью Чацкого, и он в недоумении: не такой представлялась ему встреча. Лиза пытается разрядить обстановку. Софья поправляет ее. Она пытается сравнить ее со своей тетушкой:

Вот вас бы с тетушкою свесть,

Чтоб всех знакомых перечесть.

Следует обратить внимание на то, откуда приезжает Чацкий. За сорок пять часов он промчался семьсот верст – это расстояние от Москвы до Петербурга. Он очень торопился, хотел увидеть Софью. Каждая ее реплика, лишенная ответной радости, настораживает его, поэтому он спешит повернуть тему на воспоминания об общих знакомых, над которыми они когда-то смеялись вместе.

В своем монологе Чацкий упоминает Английский клоб:

Ну, что ваш батюшка? Все Английского клоба

Старинный, верный член до гроба?

В этом же монологе Чацкий упоминает "черномазенького, на ножках журавлиных", который был вхож в каждый богатый дом: "Куда ни сунься: тут как тут, в столовых и гостиных".

Здесь же и фрейлины, младшие женские придворные звания, сопоставление тетушки с Минервой, фрейлиной Екатерины Первой. И тут Чацкий вспоминает о Молчалине:

Что я Молчалина глупее? Где он, кстати?

Еще ли не сломил безмолвия печати?

Бывало, песенок где новеньких тетрадь

Увидит, пристает: пожалуйте списать.

А впрочем, он дойдет до степеней известных,

Ведь нынче любят бессловесных.

Этими словами он задел Софью за живое. Она говорит:

Не человек, змея!

Это месть за Молчалина. Она уже со скрытой злостью спрашивает его, случилось ли ему хоть нечаянно "добро о ком-нибудь сказать". Последняя реплика ее откровенно зла. Чацкий говорит: "Велите ж мне в огонь: пойду как на обед". Софья отвечает: "Да, хорошо – сгорите, если ж нет?"

Так развивается действие в седьмом явлении. В восьмом появляется Фамусов. Он очень рад приезду Чацкого:

Здорово, друг, здорово, брат, здорово!

Рассказывай, чай у тебя готово

Собранье важное вестей?

Садись-ка, объяви скорей.

Чацкий почти не замечает Фамусова, холодно и рассеянно отвечает на его вопросы.

"Теперь мне до того ли?" — говорит он, и, обещая приехать опять, уходит. Он говорит только об одном: "Как Софья Павловна у вас похорошела!"

Таков финал 1 действия, такова первая встреча с Чацким. Перед нами пока пылкий юноша, который страстно любит, который приехал к себе домой после долгой разлуки, возбужден от своих чувств и не может понять, кому же его предпочли.

Главные герои едят сладости с ёлки :яблоки конфеты.После того как вся ёлка стояла голой,они приступили к подаркам!И конечно сломали куклу.Вечером мама начинает дарить подарки, и их "преступление" раскрывается.Гости обиделись.А вскоре начинают ругать детей.Мама вступила за них, хотя они были вовсе не правы . В наказание она дарить паровозик - игрушку обиженному мальчику, хотя он был предназначен для миньки
Главное суть , не то что ребята съели конфеты и яблоки , а то что какой стыд они испытывали после содеянного.

Каким изображён Маттео Фальконе в новелле? каково отношение автора к герою? как вы относитесь к этому персонажу? ОЧЕНЬ КРАТКО по

Сказка о рыбаке и рыбке вопрос каким в сказке показан старик. а какой -старуха.опиши их.найди строки.которые подтверждают твой о

Что говорит о себе Одиссей? как эти слова дополняют ваше представление о характере героя Литература 5 класс

ДАЮ 100 БАЛЛОВ. НАПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ КАКОЙ БЫ Я ПАМЯТНИК ЛЬЮИСУ КЭРРОЛЛУ ПОСТАВИЛА НА УЛИЦАХ НИЖНЕГО НОВГОРОДА.

Вопрос:

Подробный ответ:

Черты устного народного творчества в стихотворении: кольцевая композиция (стихотворение начинается и завершается практически одними и теми же строками, это своего рода зачин и концовка), монолог, повторы, три дня сражений, причем третий - решающий, изобразительно-выразительные средства (эпитеты, в том числе постоянные: в земле сырой), разговорная, просторечная лексика (заутра, дядя, разгуляться на воле, ушки на макушке, угощу я друга, ломить стеной, в этакой безделке н др.)

Стихотворение “Бородино” М. Ю. Лермонтова описывает события Бородинской битвы. Изложение идёт от имени простого солдата. Это произведение — своего рода диалог поколения Лермонтова с поколением героев Отечественной войны 1812 года. Полный разбор и краткий анализ “Бородино” по плану пригодится при подготовке к уроку литературы в 5 классе.


Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Бородино.

История создания – написано в 1837 году в честь 25-летнего юбилея победы в Отечественной войне 1812 года.

Тема – подвиг русского народа в Бородинской битве.

Композиция – 14 строф в форме повествования лирического героя солдата-очевидца событий.

Жанр – лирическое стихотворение, баллада, народная ода.

Стихотворный размер – разностопный ямб со смешанным способом рифмовки.

Метафоры – “постоим головою”, “ломить стеною”, “пала тень”, “отец солдатам”, “спит в земле сырой”, “гора тел”.

Эпитеты – “грозной сечи”, “кровавых тел”, “удалый бой”, “протяжный вой”, “могучее, лихое племя”.

Синекдоха – “ликовал француз”, “рука бойцов”, “изведал враг”, “французу отдана”.

Олицетворение – “картечь визжала”, “звенел булат”, “затрещали барабаны”.

Сравнение – “земля тряслась, как наши груди”, “французы двинулись, как тучи”, “носились знамёна, как тени”.

Гипербола – “рука бойцов колоть устала, и ядрам пролетать мешала гора кровавых тел”, “земля тряслась…”, “смешались в кучу кони, люди и залпы тысячи орудий…”, “тогда считать мы стали раны”.

История создания

Стихотворение написано к 25-летию Отечественной войны 1812 года в 1837 году. В этом же году оно было опубликовано в журнале “Современник”. Идея написания произведения возникла у автора ещё в 1832–34 годах. Решающую роль сыграли воспоминания родственника поэта – Афанасия Алексеевича Столыпина, который был братом бабушки Лермонтова. Многие детали заимствованы из его рассказа, и сама личность повествователя есть в стихотворении. Знаменитый образ полковника без имени из стихотворения по некоторым данным – списан с личности Петра Багратиона, выдающегося полководца, проявившего себя в боях с французами.

Стихотворение написано ярким образным народным языком, оно раскрывает субъективный взгляд на бой близ деревни Бородино, который имел решающее значение во всей русско-французской войне. Тема стихотворения – показ мужественного подвига русского народа на войне. Именно Лермонтов впервые подчеркнул значимость простых солдат, русского народа в борьбе с захватчиками. Художественно выразительно и документально точно он описывает события легендарного сражения, добавляя ему бытовые детали, человеческие характеры, эмоциональную окраску и атмосферу всеобщего патриотизма. Главная мысль произведения – сила России в народе, патриотическом духе. Смысл и идея стихотворения – показать героическое прошлое своей страны. Лирический герой рассказывает о событиях сражения простым, понятным языком, без сложных терминов и пафосных фраз.

Композиция

Стихотворение написано в форме рассказа пожилого солдата, который был очевидцем и участником событий Бородинской битвы. Состоящее из 14 строф лирическое повествование в содержательном плане делится на описание подготовки к бою и самого сражения. Кольцевая композиция определяется тем, что стихотворение начинается и заканчивается словами старого солдата, его отношением к современному поколению и событиям того решающего дня. “Бородино” написано разностопным ямбом в сочетании с особой рифмовкой строф (парная+кольцевая ААБВВБ), это придаёт повествованию подобие народных сказаний. Такие стихи легко воспринимаются и запоминаются на слух, что обусловило быстрое распространение произведения в народе.

Жанром “Бородино” принято считать лирическое стихотворение. Многие исследователи определяют его как балладу или народную оду. Все эти определения верны. Близость к балладе доказывает наличие повествовательного характера, народной оде – воспевание славы и патриотизма русских солдат. Стихотворение пестрит приёмами звукописи, которые красочно передают картины сражения, звуки ударов, выстрелов, рукопашных схваток. Специальная лексика, использованная в стихотворении, подчёркивает реалистичность повествования и знание рассказчиком военных тонкостей: “ булат”, “лафет”, “редут”, “картечь”, “кивер”.

Средства выразительности

Всё повествование состоит из ярких образов, сочных выражений и колоритных сравнений. Гипербола в стихотворении – самый яркий пример выразительности и средства образного описания картин сражения: “Рука бойцов колоть устала, и ядрам пролетать мешала гора кровавых тел”, “земля тряслась…”, “смешались в кучу кони, люди и залпы тысячи орудий…”, “тогда считать мы стали раны”.

Полной картину боя делают эпитеты: “ “грозной сечи”, “кровавых тел”, “удалый бой”, “протяжный вой”, “могучее, лихое племя”.

Встречаются в произведении олицетворения “картечь визжала”, “звенел булат”, “затрещали барабаны” . Они создают эффект участия в сражении даже неодушевлённых предметов. Живописные сравнения “земля тряслась, как наши груди”, “французы двинулись, как тучи”, “носились знамена, как тени” подчёркивают масштабность действия.

Тема, идея, главная мысль произведения

Тема стихотворения заложена в самом названии – ход и итог бородинского сражения. Идея заключена в героизме русского народа, его патриотизме и любви к родной земле. Главная мысль скрыта в повторяющихся строчках этого произведения:


Работая над темой Бородинского сражения, Лермонтов отклонился от излюбленного романтизма. Это произведение полностью реалистичное и даже народное. В. Г. Белинский писал:


Историки до сих пор спорят, выиграл Кутузов сражение или проиграл. Если рассуждать с точки зрения военной тактики, Наполеон битву выиграл. Он получил Москву. А с точки зрения реалий того времени, Наполеон войну проиграл. И его мнимая победа при Бородино стратегического значения не имела. Он увяз в России, как в омуте.

Засев в Москве, Наполеон оказался отрезанным от внешнего мира. Вокруг – недружественные русские, которые колотили разрозненные группы оставшейся армии. Он упустил время для благополучного отхода из России. Кутузов не допустил, чтобы Наполеон изменил маршрут, заставив его отходить по Смоленской дороге, разоренной самими же французами во время наступления.

Впрочем, мы немного отвлеклись от анализа стихотворения, вернемся к нашей теме.

Жанр и композиция

По жанру это стихотворение – баллада. Построено в форме рассказа русского солдата спустя много лет. Баллада-воспоминание.
Это эпическое произведение, в целом имеет классическую композицию:

  • Пролог – вопрос молодого солдата – 1-я строфа.
  • Вступление и заключение повторяются, закольцовывая произведение.
  • Экспозиция занимает 2 строфы – 4-5;
  • Основное действие – 4 строфы – 6-9; В этих строфах показывается подготовка к сражению и его начало. Событие нарастает.
  • Кульминация – 10-11-я строфы.
  • Развязка – 12-13 строфы.


Вторая и последняя строфы закольцовывают произведение. В стихотворении события героического дня преподносятся с позиций солдата, видевшего только ту часть боя, в которой участвовал сам. Но через частное читатель видит общую картину боя. На глазах солдата погибает командир, призвавший своих подчиненных постоять за матушку Москву.

В этом произведении читатель видит трех литературных героев: молодой солдат, задавший вопрос, старый солдат и командир. Здесь есть эпизодические безымянные герои: старики, ворчавшие на бесконечные отступления:

Кто кивер чистил весь избитый,

Кто штык точил, ворча сердито,

Кусая длинный ус.

И, конечно, армии. С одной стороны русская, с другой – армия французов.

Средства художественной выразительности

Обычно сдержанный в средствах художественной выразительности, Лермонтов в этом произведении использовал их в полной мере. И все они призваны выразить живость народного языка народной речи, показать героизм русского народа. В стихотворении автор применил народные поговорки, словечки: ушки на макушке, разгуляться на воле, бой удалый, басурманы. мусью, безделка. Инверсия, или перестановка слов подчеркивает народность повествования: чужие изорвать мундиры, Есть разгуляться где на воле.

Тропы тоже вносят свои краски в это произведение:

  • Эпитеты — спаленная, боевые, нынешнее, грозной, ночная, сырой, летучий, пестрыми, конскими, удалый, рукопашный;
  • Сравнения – знамена, как тени; земля тряслась — как наши груди. В этом сравнении просматривается гипербола;
  • Метафоры – утро осветило, помнит вся Россия, леса синие верхушки, рожден был хватом, сражен булатом, носились знамена;
  • Синекдохи – Москва французу отдана, постоим головою;
  • Гипербола – пойдем ломить стеною, двинулись, как тучи, гора кровавых тел, смешались в кучу кони, люди.

Строение стиха

Стихотворение состоит из 14 строф по 7 стихов в каждой строфе. В первых двух стихах рифма параллельная, 3-я и 7 строки рифмуются перекрестно. Четвертая, пятая и шестая строки также рифмуются параллельно. Параллельные рифмы женские, перекрестные – мужские, то есть ударные. Схематично рифмовка выглядит так: ааБвввБ. Эти 4-я и 7-я строки выделяются и ритмом трехстопного ямба. Этот стихотворный размер, чередуясь с четырехстопным ямбом остальных строк, формируют своеобразную живость и энергетику этого произведения.

Читайте также: