Авторская школа как социально педагогический феномен

Обновлено: 06.07.2024

Идея авторской школы не в том, что она отражает по-другому процесс обучения, — это другое мировоззрение, другое содержание, другие подходы к организации образовательного процесса, другой дух и уклад школы.

Вальдорфская школа (Германия, Р. Штайнер) предусматривала всестороннее развитие личности ребенка посредством интенсивной духовной деятельности. Обучение и воспитание осуществлялись одним учителем с учетом индивидуальных достижений каждого ученика. Главное — поиск новых форм эмоционально-эстетического образования и воспитания, пробуждение воображения и фантазии.

О.С. Гребенюк и Т.Б. Гребенюк выделяют несколько типов авторских школ: академические, творчески-созидательные, эмпирические.

Эмпирические школы характеризуются незавершенностью инновационного процесса, недостаточно полным теоретическим осмыслением; находятся в стадии сбора эмпирического материала. К ним можно отнести школы, которые являются экспериментальными площадками Российской академии образования.




Современной школой накоплен богатый педагогический опыт, который должен быть реализован в конкретной педагогической деятельности, но достаточно часто он остается невостребованным. Разновидностями передового педагогического опыта являются новаторский и исследовательский педагогический опыт. Образцами уникального новаторского и исследовательского педагогического опыта могут служить работы Ш.А. Амонашвили, В.С. Библера, И.П. Волкова, Е.Н. Ильина, В.В. Краевского, Н.Н. Палтышева, А.Н. Тубольского, В.Ф. Шаталова, М.П. Щетинина, П.М. Эрдниева, Е.А. Ямбурга и др.

Ш.А. Амонашвили — академик РАО, доктор психологических наук, один из авторов гуманной педагогики, создатель гуманно-личностного обучения младших школьников. Идея заключается в создании условий для становления, развития и воспитания в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств. Идеалом воспитания служит самовоспитание. Особую роль в технологии играет оценивание деятельности ребенка. Школа Ш.А. Амонашвили позволяет развивать индивидуальность ребенка, создает условия для духовной жизни, осмысления детьми высоких духовных материй и ценностей, постижения красоты всего окружающего мира.

Е.Н. Ильин — учитель-новатор, который предложил оригинальный подход к решению воспитательных задач в новых условиях: формирование духовных и нравственных устоев ребенка, его эстетических взглядов, воспитание истинного гражданина своего Отечества через художественную литературу. Он поставил вопрос об этике отметки, оценки поступка ребенка.

В.В. Краевский — виднейший современный педагог в области методологии и теории педагогики, академик РАО, доктор педагогических наук. Им была разработана концепция связи педагогической науки и практики, рефлексии в научной и педагогической деятельности. Как специалист в области дидактики, он наметил состав, функции, структуру, методологические условия научного обоснования обучения.

Н.Н. Палтышев — народный учитель СССР — сформулировал закон педагогической гармонии, приводящий в соответствие организацию образования и целевые установки, помогающие соизмерить содержание, формы, методы обучения, преобразуя их в выразительные средства педагогического процесса, направленные на создание удовлетворения учащихся, ощущения гармонии при обучении и познании окружающего мира.

П.М. Эрдниев — академик РАО, доктор педагогических наук, разработчик концепции укрупнения дидактических единиц, автор идеи целостности знаний как главного условия развития и саморазвития интеллекта учащихся. Укрупненная дидактическая единица — это локальная система понятий, объединенных на основе смысловых логических связей и образующих целостно усваиваемую единицу информации.

Е.А. Ямбург — член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, один из создателей концепции адаптивной школы, которую рассматривал, как школу быстрого и гибкого реагирования на стремительно изменяющуюся социально-педагогическую ситуацию, школу разноуровневого и многопрофильного образования, в которой должно быть место каждому ребенку вне зависимости от его индивидуальных психофизиологических особенностей, способностей и склонностей.

Контрольные вопросы и задания

1. В связи с чем содержание образования постоянно обновляется?

2. Каково современное представление о сущности содержания образования?

3. В чем состоит различие между содержанием образования и содержанием воспитания?

4. Перечислите компоненты структуры содержания образования.

5. В чем заключается взаимосвязь образования и самообразования?

6. Чем обусловлена и как обеспечивается непрерывность образования?

7. Что объединяет система образования Российской Федерации?

8. Каковы основные принципы образовательной политики Российской Федерации?

9. В чем состоит цель образования в Российской Федерации?

10. Что относится к критериям и показателям деятельности системы образования?

11. Что собой представляют образовательные программы?

12. Какие существуют образовательные программы?

13. Что собой представляет образовательный стандарт?

14. Каковы исторические предпосылки научных представлений о педагогическом процессе как целостном явлении?

15. Чем обусловлена актуальность разработки в педагогической литературе проблемы педагогических инноваций?

17. Назовите основные виды педагогических инноваций. Каковы условия их успешности?

18. Каковы критерии оценки новшеств в образовании?

Авторитет громких имен слишком часто служит основанием для заблуждений.

А. Бернарден де Сен-Пьер

Авторская школа — это экспериментальное учебно-воспитательное учреждение, в основу деятельности которого положена концепция, разработанная одним педагогом или авторским коллективом.

Идея авторской школы не в том, что она отражает по-другому процесс обучения, — это другое мировоззрение, другое содержание, другие подходы к организации образовательного процесса, другой дух и уклад школы.

Вальдорфская школа (Германия, Р. Штайнер) предусматривала всестороннее развитие личности ребенка посредством интенсивной духовной деятельности. Обучение и воспитание осуществлялись одним учителем с учетом индивидуальных достижений каждого ученика. Главное — поиск новых форм эмоционально-эстетического образования и воспитания, пробуждение воображения и фантазии.

О.С. Гребенюк и Т.Б. Гребенюк выделяют несколько типов авторских школ: академические, творчески-созидательные, эмпирические.

Эмпирические школы характеризуются незавершенностью инновационного процесса, недостаточно полным теоретическим осмыслением; находятся в стадии сбора эмпирического материала. К ним можно отнести школы, которые являются экспериментальными площадками Российской академии образования.

Современной школой накоплен богатый педагогический опыт, который должен быть реализован в конкретной педагогической деятельности, но достаточно часто он остается невостребованным. Разновидностями передового педагогического опыта являются новаторский и исследовательский педагогический опыт. Образцами уникального новаторского и исследовательского педагогического опыта могут служить работы Ш.А. Амонашвили, В.С. Библера, И.П. Волкова, Е.Н. Ильина, В.В. Краевского, Н.Н. Палтышева, А.Н. Тубольского, В.Ф. Шаталова, М.П. Щетинина, П.М. Эрдниева, Е.А. Ямбурга и др.

Ш.А. Амонашвили — академик РАО, доктор психологических наук, один из авторов гуманной педагогики, создатель гуманно-личностного обучения младших школьников. Идея заключается в создании условий для становления, развития и воспитания в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств. Идеалом воспитания служит самовоспитание. Особую роль в технологии играет оценивание деятельности ребенка. Школа Ш.А. Амонашвили позволяет развивать индивидуальность ребенка, создает условия для духовной жизни, осмысления детьми высоких духовных материй и ценностей, постижения красоты всего окружающего мира.

Е.Н. Ильин — учитель-новатор, который предложил оригинальный подход к решению воспитательных задач в новых условиях: формирование духовных и нравственных устоев ребенка, его эстетических взглядов, воспитание истинного гражданина своего Отечества через художественную литературу. Он поставил вопрос об этике отметки, оценки поступка ребенка.

В.В. Краевский — виднейший современный педагог в области методологии и теории педагогики, академик РАО, доктор педагогических наук. Им была разработана концепция связи педагогической науки и практики, рефлексии в научной и педагогической деятельности. Как специалист в области дидактики, он наметил состав, функции, структуру, методологические условия научного обоснования обучения.

Н.Н. Палтышев — народный учитель СССР — сформулировал закон педагогической гармонии, приводящий в соответствие организацию образования и целевые установки, помогающие соизмерить содержание, формы, методы обучения, преобразуя их в выразительные средства педагогического процесса, направленные на создание удовлетворения учащихся, ощущения гармонии при обучении и познании окружающего мира.

П.М. Эрдниев — академик РАО, доктор педагогических наук, разработчик концепции укрупнения дидактических единиц, автор идеи целостности знаний как главного условия развития и саморазвития интеллекта учащихся. Укрупненная дидактическая единица — это локальная система понятий, объединенных на основе смысловых логических связей и образующих целостно усваиваемую единицу информации.

Е.А. Ямбург — член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, один из создателей концепции адаптивной школы, которую рассматривал, как школу быстрого и гибкого реагирования на стремительно изменяющуюся социально-педагогическую ситуацию, школу разноуровневого и многопрофильного образования, в которой должно быть место каждому ребенку вне зависимости от его индивидуальных психофизиологических особенностей, способностей и склонностей.

Контрольные вопросы и задания

1. В связи с чем содержание образования постоянно обновляется?

2. Каково современное представление о сущности содержания образования?

3. В чем состоит различие между содержанием образования и содержанием воспитания?

4. Перечислите компоненты структуры содержания образования.

5. В чем заключается взаимосвязь образования и самообразования?

6. Чем обусловлена и как обеспечивается непрерывность образования?

7. Что объединяет система образования Российской Федерации?

8. Каковы основные принципы образовательной политики Российской Федерации?

9. В чем состоит цель образования в Российской Федерации?

10. Что относится к критериям и показателям деятельности системы образования?

11. Что собой представляют образовательные программы?

12. Какие существуют образовательные программы?

13. Что собой представляет образовательный стандарт?

14. Каковы исторические предпосылки научных представлений о педагогическом процессе как целостном явлении?

15. Чем обусловлена актуальность разработки в педагогической литературе проблемы педагогических инноваций?

17. Назовите основные виды педагогических инноваций. Каковы условия их успешности?

Свободноевоспитаниекакоднаизконцепцийвпедагогикеоснованонаотрицанииподавленияличностиребёнка, регламентациивсехсторонегожизнииповедения. Идеалсторонниковсвободновоспитания— развитиесилиспособностейребёнка, неоснованноенаограничениях. Необходимоотметить, чтоидеисвободноговоспитаниявпедагогикеявлялисьособойформойвыражениянедовольствадемократическинастроеннойчастиинтеллигенциисуществующимположениемвобществе. НаЗападеданныйфеноменизучалитакиепедагоги, какМ. Монтень, М. Монтессори, Ж.Ж. Руссо, вРоссииидеисвободноговоспитанияразвивалиЛ.Н. Толстой, В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили, К.Н. Вентцельимногиедругие. НаиболееполноеразвитиетеориянашлавдеятельностиЛ.Н. Толстого, онвыступалсотрицаниемкакстарой, такисовременнойемутеорииипрактикиобученияивоспитания. ПомнениюТолстого, внутренняяорганизацияшколы, содержаниеобразованиядолжныопределятьсятолькожеланиемучащихся. Передачазнанийнедолжнаосуществлятьсянасильственно: детизапоминаютто, чтохотят, инастолько, насколькохотят. Собственновоспитание, формированиеудетейкаких – либонравственныхкачествиубежденийиверованийонотвергалкакпроявлениенасилияидеспотизмавзрослыхпоотношениюкзависящимотнихдетям. Л.Н. Толстойубедительнопоставилвопросопересмотретрадиционныхвзглядовналичностьребенка, вособенностиегоростаиразвития. Онсчитал, чтодушаребенканепредставляетсобойчистойдоски, накоторойможнонаписатьвсе, чтоугодно. Онкатегорическиотвергалналичиеуродившегосяребенкакаких – либоотрицательныхкачеств. Ицельвоспитания, поегомнению, - способствоватьнаибольшейгармониинравственныхкачеств, которыедетиносятвсебе.

Авторская школа как социально-педагогический феномен

В зарубежной педагогике мы встречаем названия: альтернативная школа, эффективная школа, ключевая школа, школа качества, добродетельная школа и др.

В отечественной педагогике с конца 80-х годов 20 века появляется понятие авторской школы, сущность которого прояснялась учеными и педагогами-практиками до сер. 90-х годов 20 века (Тубельский А. Н., Караковский В.А., Сидоркин А.М. и другие).

Авторская школа – это учебное заведение, деятельность которого построена на основе оригинальных и эффективных авторских идей, принципов, подходов, технологий и т.п., представляет собой новую образовательную систему и создает новую образовательную практику (по мнению В.И. Загвязинского).

Необходимо отметить, что в определении понятия авторской школы в различные периоды времени звучали следующие акценты: авторская школа, как правило, - экспериментальное учебное заведение (Тубельский А.Н.); авторская школа возглавляется педагогом-лидером – автором концепции школы (Сидоркин А.М.); авторская школа работает по собственной оригинальной программе, успешно решает проблемы и противоречия общественной системы образования и имеет устойчивые положительные результаты и достижения ( Караковский В.А.) и др.

По мнению Гребенюк О.С. и Гребенюк Т.Б., смысл авторской школы не в том, что она отражает по-другому устроенный учебный план или про­цесс обучения, а в том, что - это другое мировоззрение, другой: собственный, самобытный дух и уклад школы, другое содержа­ние образования. Добавим: другая организация процесса обучения в рамках современного образовательного процесса.

Различают: авторскую педагогическую концепцию школы (которая может остаться нереализованной); проект авторской школы (которыйможет быть не реализованным); авторскую школу (которая уже состоялась как авторская).

Согласно классификации Гребенюк О.С. и Гребенюк Т.Б., можно выделить несколько типов авторских школ в зави­симости от проработанности инновационного процесса и этапа внедрения инноваций в образовании:

творчески-созидательные (если инновационный процесс достаточно проработан, но­вые идеи нашли отклик у педагогической общественности, на процесс их применения в массовой школе еще не стал традиционным;

эмпирические (если инновационный процесс не завершен, теоретически достаточно не осмыслен, находится в стадии выдвижения новых идей или экспериментирования).

К академическим авторским школам Гребенюк О.С. и Гребенюк Т.Б. относят: проблемное обучение М.И. Махмутова; укрупнение дидактических единиц П.М. Эрдниева; гуманно-личностное обучение младших, школьников Ш.А. Амонашвили; систему развивающего обучения Л.В. Занкова; систему развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В.В. Давыдова.

К творчески-созидательным авторским школам от­носят:

обучение на основе схемных и знаковых моделей учеб­-
ного материала В.Ф. Шаталова; преподавание литературы как предмета, формирующего человека (система Е.Н. Ильина); перспективно-опережающее обучение с использовани­ем опорных схем при комментируемом управлении СМ. Лысенковой; индивидуализацию обучения (И. Унт, А.С. Границкая, А.А. Кирсанов, В.Д. Шадриков и другие);

коллективный способ обучения (А.Г. Ривин, В.К.Дья­
ченко и другие).

К эмпирическим авторским школам относят:

вероятностное образование (А.М. Лобок); коммуникативное обучение ино-

язычной культуре (Е.И. Пас­сов).

На наш взгляд, в педагогической действительности можно различат:

авторскую систему обучения, авторскую технологию обучения,

авторскую школу (где авторскими являются и система обучения, и

воспитания, и управление, и самоуправление, и т.д.).

(как пример авторской школы)

Вальдорфская школа(Рудольф Штейнер, Германия).

Цель вальдорфской школы: целостное развитие ребенка (интеллектуальное, нравственно-эмоциональное, практически-волевое), раскрытие его уникальных способностей и свойств, помощь ему в установлении гармонии с природой, контакта с миром.

Образовательный процесс строится на основе следующих мировоззренческих принципов:

- дитя и любовь неразлучны;

- постоянное изучение природы ребенка в общении с ним;

- понимание ребенка – основное требование к педагогу;

- постоянное общение с ребенком и достижение мастерства в нем;

- взрослый должен быть экологом в отношениях с ребенком;

- вся жизнь ребенка пронизана ритмами: ритм дыхания, пульс, смена дня и ночи т.д.;

- учитель – слуга ребенка, а не государства, общества;

- главная забота учителя – в свободном самоопределении ученика;

- обучение и воспитание - в свободе и свободой;

- обучение и воспитание ребенка в гармонии с природой;

На каждом цикле школьного обучения – свои требования к обучению и воспитанию.

Обучение строится по скользящему расписанию, поскольку изучение учебных предметов идет посредством погружения в предмет.

В Вальдорфской школе погружение в предмет используется с 1919 года. В наших отечественных школах погружение в предмет успешно используется с 80-х годов 20-го века в школах М.П.Щетинина, А.Н. Тубельского.

Отличия авторской школы от традиционной содержатся в концепциях и практике авторской школы. Концепции авторских школ строятся на противопоставлении практике традиционной школы, ее критике и доказательстве преимуществ новых подходов перед известными. Отличительная черта авторской школы – создание ее на основе заранее разработанного оригинального (отсюда – авторская школа) концептуального проекта. В роли создателей авторских школ выступают как ученые, так и практики.

Авторские школы известны, как правило, по двум типам названий:

Таким образом, авторская школа — образовательное учреждение (педагогическая система), в основе которой лежат нетрадиционные оригинальные идеи, концепции, подходы, принципы, содержание, технологии, проектируемые и эффективно реализованные автором (ученым, директором школы, педагогическим коллективом) в педагогической практике. Авторские школы суммируют многие прогрессивные педагогические идеи и подходы прошлого и современности. Г.К. Селевко выделил отличительные черты (критерии) авторских школ.

^ Отличительные черты (критерии) авторских школ
Инновационность – наличие оригинальных авторских идей, гипотез относительно изменения (усовершенствования) педагогического процесса Системность и комплексность учебно-воспитательного процесса Реальность и эффективность авторской школы, подтвержденная результатами Социально-педагогическая целесообразность — соответствие целевых ориентации школы социальному заказу и общеобразовательным стандартам Альтернативность — отличие тех или иных компонентов учебно-воспитательного процесса (целей, содержания, средств, методов, форм, технологий) от традиционных, общепринятых в массовой школе Концептуальность учебно-воспитательного процесса — наличие философских, психологических, социально-педагогических и иных научных оснований авторской модели школы

^ Школа адаптирующей педагогики (Е.А. Ямбург, Б.А. Бройде)

Под адаптивной школой ее авторы, российские педагоги Е.А. Ямбург и Б.А. Бройде, понимают школу, которая обладает технологиями, позволяющими ей максимально приспосабливаться, адаптироваться к каждому ученику. При этом все учащиеся усва­ивают учебный материал (стандарт). В школе адаптирующей педагогики, несмотря на то что в ней учатся разные категории учащихся, в том числе дети с особыми образовательными потребностями (одаренные, нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении), ставится цель сохранить личность воспитанника при любых обстоятельствах его жизни.

Школа адаптирующей педагогики обеспечивает взаимное сближение, приятие, совместимость ребенка и школы. При этом адаптация школы к ребенку, к его воз­растным и индивидуальным особенностям достигается системой дифференциации учебно-воспитательного процесса, предусматривающей разнообразие уровней и вариантов содержания и методов образования. Адаптация ребенка к школе обеспечивается тем, что его признают субъектом обучения, опосредованно воздействуют на него через родителей, а также всем комплексом социальной, экономической, психологической и педагогической поддержки. В случае необходимости школа осуществляет компенсирующее обучение, создавая вокруг ребенка реабилитирующее пространство, в котором компенсируются недостатки школьного образования, семейного воспитания, устраняются нарушения работоспособности и произвольной регуляции деятельности, охраняется и укрепляется физическое и нервно-психическое здоровье ребенка. Адаптация выпускника к жизни осуществляется через систему профессиональной и социально-бытовой ориентации, социального закаливания.

^ Ведущие концептуальные идеи (принципы) адаптивной школы: гуманистическая ориентация программы развития школы; демократизм, социальное равенство в получении образования; исключение социальной селекции детей; сочетание адаптивности и адаптирующей деятельности; принцип оптимизации обучения; принцип дифференциации образования: разделение на основную и дополнительную, коррекционно-развивающую и углубленную траектории; равенство и взаимодополнение всехветвей образования; педагогическая инверсия (на разных этапах развития ребенка основное и дополнительное образование постоянно меняются местами); учет психологических закономерностей личностного развития, диагностическое обеспечение дифференциации; разнообразие методических средств, максимальная гибкость модели; социальная направленность, педагогизация окружающей среды.

Разнообразные программы обучения строятся с учетом требований государственных образовательных стандартов к знаниям, умениям и навыкам учащихся. Идея дифференциации обучения по уровню развития детей организационно реализуется в виде трех учебных потоков-траекторий, построенных по вертикали от первого класса на­чальной до выпускного класса средней школы. Каждая траектория имеет ряд разветвлений, подуровней и вариантов.

1. Траектория базового стандарта Основная цель — усвоение знаний, умений и навыков в рамках базисного учебного плана и образовательных стандартов по предметам; дополнительная цель — вариация содержания и методов обучения с целью их адаптации к конкретному контингенту детей
2. Траектория повышенного (гимназическо-лицейского образования) Цели: воспитание интеллектуальной элиты; развитие творческих способностей детей; поиск области творческой самореализации учащихся; формирование их способности к самоопределению
3. Траектория компенсирующего обучения Цели: оказание дифференцированной помощи нуждающемуся в ней ребенку на протяжении всего периода обучения, построение индивидуальной траектории обучения с учетом психофизиологических особенностей, способностей и склонностей; обеспечение максимально возможной самореализации личности


Система дифференциации в учебно-воспитательном процессе предполагает:

добровольность и свободный выбор ребенком варианта образования;

помощь ребенку в самоопределении и поиске своих задатков и способностей;

возможность исправления ошибок в выборе ребенка, миграции его с одного варианта (траектории) обучения на другой.

Образовательная модель адаптивной школы представлена основными и сопутствующими модулями.

Главная цель основной школы — создать систему разноуровневого дифференцированного обучения. Внутренняя дифференциация заменяется внешней. В основной (базовой) школе решаются следующие задачи: отбор, разработка и модификация содержания образования в классах повышенного уровня (гимназических); углубление линии коррекционно-развивающего обучения с учетом специфики основной школы в классах педагогической поддержки; углубление внутренней дифференциации обучения в общеобразовательных классах. В старшей школе занимаются учащиеся, нацеленные на обучение в вузе.

Образовательная модель адаптивной школы
Основные модули Сопутствующие модули
Детский сад и группы шестилеток Начальная школа (1—5 классы) Старшая школа слицейскими и общеобразовательными классами (10—11 классы) Основная школа с гимназическими, общеобразовательными классами и классами педагогической поддержки (6—9 классы) Центр диагностики, адаптации и развития Центр развития и досуга Компьютерный центр Медико-психологическая лаборатория


Наряду с технологией дифференцированного обучения в школе адаптирующей педагогики также применяются другие технологии или их элементы: технология полного усвоения знаний, педагогической поддержки (обучение без принуждения, основанное на интересе, на успехе, на доверии), использование опорных сигналов (ориентировочной основы действий); формулирование определений по установленному образцу, применение алгоритмов; взаимообучение, диалогические методики; комментированные упражнения (по С.Н. Лысенковой), разделение сложного задания на составляющие и др.


^ Школа самоопределения (А.Н. Тубельский)

гуманистический, толерантный и демократический уклад школьной жизни, который содействует обретению учеником опыта выбора способов и форм деятельности, линии поведения в различных ситуациях, самостоятельного принятия решений и ответственности за них; опыта управления школой, создания правовых норм; опыта разрешения конфликтов и т. п.;

переход от классно-урочного устройства школы к пространственной организации школьной жизни, понимаемой как совокупность различных строго не регулируемых и не регламентируемых образовательных пространств; в их перечень помимо традиционного учебного входят художественно-творческое, игровое, правовое, информационное, спортивно-туристическое, пространство физической культуры, трудовой и социальной практики;

организация школы как школы полного дня: организация целостной вариативной жизнедеятельности ребенка для реализации его личных планов и идей в течении всего школьного дня в приемлемом для него темпе.

учитель или приглашенный специалист. В них преимущественно осуществляется передача способов научной, трудовой, художественно-творческой и другой деятельности от мастера к ученику.

Школа-парк (М.А. Балабан)


Отличительной особенностью образовательного процесса в парк-школе является переменный и разновозрастный состав учащихся на занятии в студии, который заранее известен учителю только в случае, если студия будет работать в закрытом режиме. Поэтому в студии применяются методы обучения, которые можно реализовать в условиях разновозрастного состава и свободы входа в студию и выхода из нее.


^ Агрошкола (А.А. Католиков)

В последние десятилетия наблюдалось снижение внимания к проблеме трудового и политехнического воспитания в общеобразовательной школе. Тем ценнее опыт школ, осуществляющих в современных условиях технологии трудового и политехнического образования, соединения обучения с производительным трудом. Эти школы выступают на общем фоне как альтернативные, авторские.

В настоящее время помимо учебно-опытного фермерского хозяйства агрошкола располагает комплексом городских зданий. Это жилые корпуса, учебный корпус, зоосад для сельскохозяйственных животных, оранжерея, плавательный бассейн, сауна, зал тренажеров, медицинское отделение с физиотерапевтическим кабинетом и водоле­чебницей. В структуре агрошколы имеются дошкольное отделение, начальная школа, средняя школа. В ней живут и учатся дети от трех до восемнадцати лет.

Основным элементом воспитательной системы агрошколы, стержнем всего учебно-воспитательного процесса является сельскохозяйственный труд. Ежегодно составляется план проведения весенне-летних работ и уборочной кампании, планируются и основные показатели: урожайность, продуктивность животных. За группами детей закрепляются участки работ и распределяются конкретные обязанности. В хозяйстве работают и взрослые сотрудники (агроном, зоотехник и др.), которые решают проблемы, требующие специальных знаний. Однако воспитанники являются полноправными хозяевами в своем учебно-опытном хозяйстве. В основе организации труда лежит система ученического самоуправления. Первичные детские коллективы организованы по принципу разновозрастных бригад (отрядов), действующих на основе общих дел и забот. Бригадир избирается на собрании бригады и входит в совет бригадиров (командиров). В разновозрастной бригаде каждый ребенок — член какой-либо общешкольной комиссии, представляет в ней бригаду. Каждый проходит школу руководства и управления. Например, совет бригадиров распределяет трудовые задания, подводит итоги работы за день, начисляет зарплату с учетом объема и качества выполненной работы.

На базе своего учебно-опытного хозяйства под руководством ученых-биологов Республики Коми научного центра РАН воспитанники агрошколы проводят исследовательскую работу, результаты которой внедряются в практику сельского хозяйствам республики. Воспитательная система на основе совместного сельскохозяйственного труда позволяет включать учащихся в экологическую деятельность (охрана природы в лесном заказнике, высадка саженцев кедра и т. п.).

Не менее важной задачей, чем обучение, А.А. Католиков считал формирование навыков здорового образа жизни, физическое воспитание. Ослабленное здоровье - неизбежный спутник сиротства. В интернате организована собственная мини-поликлиника с физиотерапевтическим кабинетом, ингаляторием, лечебными ваннами. Оздоровлению детей способствуют посильный физический труд в экологически чистом районе; многочисленные спортивные мероприятия, проводимые в летний период (регулярные купания, игры и состязания, лодочные походы, русская баня). Зимой дети регулярно по­сещают сауну, плавательный бассейн, зал тренажеров.

Таким образом, агрошколу-интернат имени А.С. Католикова можно охарактеризовать как технологию агротерапии, социальной и медицинской реабилитации, социализации и интеграции в общество детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

В данной модели школы были радикально перестроены содержание и методы образования. В частности, в учебном плане школы была реализована новая концепция естественно-математического образования.

Начальная ступень
1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
Моя первая математика
Я—человек:
Человек красивый Сотвори себя (анатомия и физиология) Сотвори себя (психо­логия) Все остается людям
Окружающий мир:
Красота и симметрия Времена года Родной край Родная планета
Базовая ступень Профильная ступень
5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10—12 классы
Геометрия окружающего мира Геометрия Профилирование
Число и функция в окружающем мире Алгебра
Природоведение (естествознание) Физика
Микромир и Вселенная Природа Земли: прошлое, настоящее, будущее Химия
Биология
География и экология
Закономерности окружающего мира:
Случайность, необходимость, вероятность Вероятность в современном обществе Эволюция естесственно-научного знания


Многопрофильный лицей на старшей ступени школы вырастает естественным путем из начальной и средней ступеней, а не создается за счет конкурсного отбора. В школе Л.В. Тарасова широко применяются методы развивающего, проблемного обучения, а также игра, драматизация, визуализация, синектика, юмор, инсайт, творчество и другие методы, позволяющие обучать школьников в поисковом режиме.

Читайте также: