Аудирование как вид речевой деятельности кратко

Обновлено: 06.07.2024


ХАРАКТЕРИСТИКА АУДИРОВАНИЯ КАК ВИДА РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аудирование, как и любой другой процесс познания, имеет 2 стороны – чувственную и логическую. Стороны эти качественно различны, но функционируют в неразрывном единстве. Механизмы аудирования связаны с обеими сторонами данного процесса. К механизмам аудирования Е. Н. Соловова относит механизмы восприятия речи, внутреннего проговаривания, памяти, осмысливания, антиципации, а также сличения-узнавания [11]. Рассмотрим кратко данные механизмы.

Механизмы внутреннего проговаривания необходимы для анализа речи, понимания и запоминания. Развернутость внутреннего проговаривания зависит от сложности содержания, уровня владения иностранным языком обучающимися и от условий восприятия текста.

Механизмы памяти. Мы можем говорить об оперативной и долговременной памяти. Говоря об оперативной памяти, следует отметить, что мы связываем то, что слышим сейчас, с тем, что только что услышали, т.е. конец фразы связываем с ее началом. Следовательно, чем лучше развита память, тем больше величина единицы восприятия. Долговременная память, в свою очередь, представляет собой хранилище эталонов. В отличие от других речевых механизмов, долговременная память формируется не специальными упражнениями, а всем предшествующим опытом.

Здесь также считаем необходимым обозначить уровни понимания текста: от отдельных слов – к предложению и целому высказыванию. Можно говорить о понимании содержания (фактической информации) и о понимании смысла, о глубоком и поверхностном понимании, о точности и полноте понимания. Полнота понимания зависит от правильности восприятия.

Необходимо отметить, что современные лингвисты допускают, что единицей восприятия может стать единица любого языкового уровня – от слога до текста [9]. Так, Р. К. Потапова отмечает, что в качестве оперативной единицы восприятия могут выступать единицы различных языковых уровней [10]. В свою очередь, В. Б. Касевич ставит под сомнение существование такой единицы восприятия, которая всегда бы использовалась как универсальная опорная оперативная единица восприятия [7]. Исследователь отмечает, что человеку свойственна гибкая стратегия восприятия и, в зависимости от условий коммуникации – привычности или непривычности темы, ситуации общения, собеседника и т.п. – он использует разные единицы решения [7].

Таким образом, аудирование представляет собой особый вид речевой деятельности, имеющий свои механизмы, знание которых позволяет осознать его сущность и, следовательно, правильно организовать процесс обучения с целью достижения заданных результатов.

Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Издательство ИКАР, 2009. 448 с.

Гез Н.И. Интенсификация обучения аудированию на начальном этапе / Иностранные языки. 1981. № 5. С. 31.

Гончар И.А. Аудема как единица обучения аудированию иноязычного текста // Педагогические технологии. Филологический класс. 2013. № 3 (33). С.51-55.

Елухина Н.В. Обучение аудированию в русле коммуникативно-ориентированной методики // Иностранные языки в школе. 1989. № 2. С. 23–26.

Касевич В. Б. Элементы общей лингвистики. М.: Наука, 1977. 183 c.

Львов М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка. М., 1997. 240 с.

Порческу Г. В. Оперативные единицы восприятия речи на разных лингвистических уровнях // Филологические науки в России и за рубежом: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). СПб.: Реноме, 2012. С. 165–168.

Потапова Р.К. Речь: Коммуникация, информация, кибернетика. М.: Радио и связь, 1997. 528 с.

Соловова Е. Н.Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие для студентов пед. вузов и учителей. М.: Просвещение, 2002. 239 с.

Читайте также: