Артикуляционная гимнастика как здоровьесберегающая технология в детском саду

Обновлено: 02.07.2024

В последнее десятилетие большое внимание уделяется применению здоровьесберегающих технологий в обучении детей. Известно, что состояние здоровья подрастающего поколения является показателем благополучия общества. Дошкольный период является важным в формировании физического и психического здоровья. В этот период происходит интенсивное развитие внутренних органов и становление функциональных систем организма, закладываются черты личности, формируется характер. Ребенок утверждается как личность.

Что же такое здоровьесберегающие технологии?

Под здоровьесберегающими технологиями в широком смысле можно понимать все технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья. К здоровьесберегающим будут относиться педагогические приемы, методы и технологии, которые не наносят вреда здоровью детей, обеспечивают им безопасные условия пребывания, обучения и работы в образовательном процессе. Эти технологии применяются в различных видах деятельности и представлены как:

Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с тяжёлыми нарушениями речи (дизартрией, моторной, сенсорной алалией, заиканием) и поэтому внедрение таких технологий очень актуально. Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовывать занятия интереснее и разнообразнее. Таким образом, терапевтические возможности здоровьесберегающих технологий содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия. Выбор тех или иных здоровьесберегающих технологий будет связан с особенностями развития детей с речевыми недостатками. Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевого развития. Совокупность методов и приемов в коррекционной работе по преодолению нарушения речи затрагивает не только исправление дефектов речевой деятельности, но и формирование определенных психических процессов, представлений об окружающем мире, основы личностной культуры. В процессе коррекционной работы логопеда возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей.

В своей практической деятельности я применяю следующие здоровьесберегающие технологии:

Логопедический массаж — активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов , кровеносных сосудов и тканей речевого аппарата. Такой массаж является частью комплексной коррекционной работы, направленной на преодоление речевых нарушений.

Массаж особенно показан детям с расстройствами речи, которые с наибольшим трудом поддаются коррекции традиционными педагогическими методам. Поэтому если ребенку ставят один из диагнозов: задержка речевого развития, дислалия, дизартрия, то в данных случаях можно воспользоваться данным методом коррекции.

При системном проведении массажа улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудам.

В моей практике широкое применение нашел логопедический вибромассажер «Z-VIBE”. Принцип его работы основан на воздействии на язык, губы, подбородок, внутреннюю и наружную поверхность щек колебаниями высокой частоты. В следствии этих колебаний происходит расслабление органов артикуляции и лицевых мышц, или же массажер приводит мышцы в тонус – в зависимости от используемых насадок.


Использование в практике зондового логопедического массажа также даёт положительные результаты. У детей нормализуется мышечный тонус органов артикуляционного аппарата, движения губ, языка становятся более точные и координированные, стимулируются речевые зоны коры головного мозга. Работа по постановке звуков проходит легче и быстрее.

Артикуляционная гимнастика

Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Артикуляционная гимнастика позволяет:

- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию
(нервную проводимость);
- улучшить подвижность артикуляционных органов;
- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
- уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов.

Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те артикуляционные уклады, которые необходимо сформировать.
Артикуляционная гимнастика включает упражнения как для тренировки
подвижности и переключаемости органов, отработки определённых положений губ, языка, правильного произношения всех звуков, так и для каждого звука той или иной группы. Упражнения должны быть целенаправленными: важны не их количество, а качество их выполнения. Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произнесению нужных звуков. Эти упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, поэтому их лучше объединять в комплексы. Каждый комплекс готовит определённые движения и положения губ, языка, вырабатывает правильную воздушную струю, то есть всё то, что необходимо для правильного образования звука.

Использование логопедических игрушек при проведении артикуляционной гимнастики позволяют наглядно показать детям принципы и приемы артикуляционной гимнастики, а так же простейшие приемы постановки звуков. У детей это также повышает мотивацию и интерес к логопедическим занятиям, позволяет снять психоэмоциональное напряжение.



Дыхательная гимнастика - залог правильной и красивой речи ребенка. Она способствует формированию правильного речевого дыхания.

Дыхательная гимнастика является неотъемлемой частью оздоровительного режима, способствующая развитию и укреплению грудной клетки. Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмально – речевого дыхания (оно считается наиболее правильным типом дыхания). Ведётся работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха. Кроме оздоровительного выдоха, выработка правильного дыхания необходима для дальнейшей работы над коррекцией звукопроизношения.

Использование разнообразных дыхательных тренажёров, игр и игрушек по развитию речевого дыхания позволяет сделать занятия с детьми более увлекательными и интересными.



Су – джок терапия - это одно из направлений медицины, разработанной южно-корейским профессором Пак Чже Ву. В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа. Методика Су-Джок заключается в стимулировании активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (су-джок шарики, массажные колечки, другие массажёры).

Данная методика способствует укреплению мышц пальцев рук, нормализует мышечный тонус, стимулирует тактильные ощущения и речевые зоны коры головного мозга.

Использование данных методик в логопедической практике очень актуально и позволяет оптимизировать и повысить эффективность коррекционной работы наряду с укреплением и сохранением здоровья детей.

Занимаюсь с детьми с различной речевой патологией. С каждым годом увеличивается количество детей с тяжёлыми нарушениями речи, дизартрией, моторной, сенсорной алалией, заиканием.

В последние годы выявилась устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста, что обусловлено ухудшением социально-экономических и экологических условий. В связи с этим в настоящее время все более востребованными становятся такие педагогические технологии, которые помимо педагогического эффекта предполагают сбережение здоровья детей.

Тенденция к ухудшению речи детей дошкольного возраста, снижение уровня коммуникативных умений и навыков (А.Г. Арушанова, О.С. Ушакова, Т.А. Ткаченко, Ю.В.Филлипова, Л.М.Шипицына) - все это определяет необходимость повышения знаний о важности коррекционно-развивающей работы и развития речи детей.Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления), физкультминутки, упражнения для профилактики зрения, логоритмику.

Авторы коррекционных методик значительную роль отводят развитию физиологического и речевого дыхания, которое у детей с указанными речевыми патологиями нарушено (Л. С. Волкова, Бутейко К.П., В. И. Селиверстов, М. Е. Хватцев, А. Г. Ипполитова, 3. А. Репина, и другие).

В связи с этим, весьма актуальным становится вопрос внедрения в практику здоровьесберегающих технологий, т.е. такой организации образовательного процесса, при котором качественное обучение, развитие и воспитание детей происходит без ущерба их здоровью, способствует его укреплению. Новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.

Исходя из вышесказанного, поставила перед собой следующую цель:выявить эффективные способы использования здоровьесберегающих технологий, оптимизировать процесс коррекции речи и обеспечение оздоровления, поддержания и обогащения здоровья детей.

Для достижения поставленной цели в процессе коррекционно-развивающего обучения выделяю и решаю следующие задачи:

- Внедрение и адаптация технологии к условиям работы с детьми на логопедическом пункте в соответствии с индивидуальными, возрастными особенностями;

- Охрана нервной системы, снятие психического и нервного напряжения;

- Формирование орального праксиса;

- Совершенствование общей, мелкой моторики и зрительно – пространственного гнозиса;

- Повышение резервов дыхательной системы;

- Привлечь родителей к решению проблемы по формированию здорового образа жизни;

- Выявление, обобщение и распространение педагогического опыта для педагогов ДОУ;

- Подготовка публикаций для печати по теме использование здоровьесберегающих технологий в образовательном пространстве ДОУ, семье.

Использование здоровьесберегающих технологий в моей деятельности стало перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста.

Оздоровительные технологии в образовательный процесс детского сада должны внедрятся в условиях здоровьесберегающей и здоровьеразвивающей среды.

Представляю свой опыт работы по данной теме вашему вниманию.

Первое что можно выделить это различные виды гимнастик:

артикуляционная, дыхательная, гимнастика для глаз.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Регулярное выполнение поможет:

- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию, (нервную проводимость);
- улучшить подвижность артикуляционных органов;
- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
- уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.

Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те артикуляционные уклады, которые необходимо сформировать.
Артикуляционная гимнастика включает упражнения как для тренировки
подвижности и переключаемости органов, отработки определённых положений губ, языка, правильного произношения всех звуков, так и для каждого звука той или иной группы.



Дыхательная гимнастика – упражнения, способствующие развитию речевого дыхания, формированию длительного, направленного выдоха.

Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмального – речевого дыхания (оно считается наиболее правильным типом дыхания). Ведётся работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха. Кроме оздоровительного значения – выработка правильного дыхания необходима для дальнейшей работы над коррекцией звукопроизношения. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм ребенка комплексное лечебное воздействие.



Зрительная гимнастика

Специальные упражнения для глаз, способствуют профилактике нарушения зрения, развитию подвижности глаз, восстановлению бинокулярного зрения, снятию утомления с глаз, расслаблению зрительной системы, положительно влияют на циркуляцию крови и внутриглазной жидкости в органе зрения, на тренировку аккомодационных мышц, укрепление глазодвигательных мышц, активизацию и восстановление зрения при косоглазии и амблиопии, а также создаётся положительный эмоциональный фон, что способствует повышению работоспособности детей и усилению их познавательной активности. Упражнения зрительной гимнастики использую и как компонент общей релаксации.


Использую такой прием, как игра с крупами (манка, перловка, бобовые, семена). Эта игра разгружает эмоциональную сферу ребенка, создает эмоционально-радостный настрой. Также их применяю в качестве тренажера на развитие мелкой моторики, в процессе автоматизации и дифференциации звуков.


К коррекционным технологиям относятся: логоритмика, упражнения на развитие мелкой моторики, пальчиковые игры, физкультминутки.

Логоритмика – широко известная и эффективная технология. В результате применения логоритмических упражнений улучшается выразительность движений, ритмичность, четкость, плавность, слитность. Это система двигательных упражнений, в которых движения рук, ног, головы, корпуса сочетаются с произнесением речевого материала. Все упражнения направлены на нормализацию речевого дыхания, формирования умения изменять силу и высоту голоса, правильное произнесение звуков и их сочетаний, умение регулировать темп речи.



Развитие мелкой моторики пальцев рук.

На развитие мелкой моторики пальцев рук на коррекционных занятиях уделяю особое внимание, так как этот вид деятельности способствует умственному и речевому развитию, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков.

Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика занимает прочное место в моих занятиях с детьми.

У детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук. И как следствие – может развиться дисграфия (нарушение письма). Развитие движения пальцев как бы подготовит платформу для дальнейшего развития речи. Сочетаю упражнения по развитию мелкой моторики с собственно речевыми упражнениями.

Стимулирую активные точки, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики). Эффективен и ручной массаж пальцев.





Физкультминутки.

Оздоровительные паузы – физминутки провожу в игровой форме в середине занятия.

Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции.



К технологиям обучения здоровому образу жизни относятся: логопедический массаж, самомассаж,

массаж биологически активных зон.

Логопедический массаж – совокупность приемов механического, дозированного воздействия в виде трения, давления, вибрации, проводимых непосредственно на поверхности тела человека как руками, так и специальными аппаратами.

Использую в основном такие виды логопедического массажа:

  1. Дифференцированный логопедический массаж использую для ослабления проявления расстройств иннервации мышц речевого аппарата. Для нормализации мышечного тонуса, увеличения объема и амплитуды артикуляционных движений, уменьшения слюнотечения.


  1. Массаж язычной мускулатуры, применяю при спастичности языка (повышенного тонуса) –расслабляющий массаж. При гипотонии языка – делаю стимулирующий.


Цель – укрепить мышечный тонус.

Массаж осуществляется разными способами:

- точечный массаж – локальное воздействие расслабляющим или стимулирующим способом на биологически активные точки (зоны).

- зондовый массаж, использую логопедические зонды, шпатели.

При систематическом проведении массажа улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами.



  • массаж и самомассаж лица;
  • массаж и самомассаж кистей и пальцев рук;
  • аурикулярный массаж (массаж ушных раковин);



Невозможно решить все коррекционные задачи без привлечения к ней работников ДОУ и родителей.



Результативность педагогического опыта.

Апробация использования здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающей работе с воспитанниками с общим нарушением речи проходила с 2015 по 2017 год, на воспитанниках старшего дошкольного возраста.

Опыт работы по данной теме показал, что применение перечисленных ЗСТ, а также создание наиболее разнообразной, интересной для ребенка речевой среды, неизменно приводит к повышению эффективности коррекционной работы, сохранению и развитию физического и психического здоровья ребенка (способствует решению задач гармоничного развития дошкольников более результативно и в короткие сроки, активизирует психические процессы и формирует личность ребенка в целом).

Таким образом, в результате использования приемов здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях: повышается обучаемость, улучшаются внимание, восприятие; дети учатся видеть, слышать, рассуждать; корректируется поведение и преодолеваются психологические трудности; снимается эмоциональное напряжение и тревожность; повышается речевая активность; развиваются глазодвигательные мышцы и снимается усталость с глаз; развивается общая и мелкая моторика; формируются двигательные умения и навыки; формируется правильное речевое дыхание и артикуляционный праксис; формируется правильное, осмысленное чтение, пробуждается интерес к процессу чтения и письма; развивается способность к переносу полученных навыков при изучении предметного материала.

Коррекционная работа на логопедических занятиях направлена не только на предупреждение и устранение речевых недостатков, но и на развитие психических процессов, что способствует подготовке детей к усвоению школьных программ по русскому языку и чтению.

Уровень результативности по коррекции звукопроизношения за последние 2 года колеблется от 80 до 90 %.

Вывод

Использование здоровьесберегающих технологий в моей деятельности стало перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающиетехнологии оптимизируют процесс коррекции речи детей, позволяют интереснее и разнообразнее организовывать логопедические занятия.

Произнесение звуков – это результат координированной работы всего организма, а не только артикуляционных органов.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование здоровьесберегающих технологий в НОД способствует не только сохранению и укреплению здоровья детей с проблемами в развитии речи, но и улучшению адаптивных и компенсаторных возможностей детского организма.

В планах - продолжить работать по данной теме, комплексно воздействуя на ребенка для дальнейшей динамики речевого развития и внедрить в практику технологии музыкального воздействия, ароматерапию, цветотерапию. С учетом рекомендаций родителей.

Литература:

11. Степанова О.А. «Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Консультация для педагогов

«Здоровьесберегающие технологии в работе учителя – логопеда. Артикуляционная гимнастика".

Подготовил учитель – логопед: Курьянова С.Н.

З доровьесберегающие технологий в работе учителя – логопеда направлены на преодоление и профилактику речевых нарушений, выравнивание и сохранение психофизического развития детей.

Одной из коррекционных технологий является артикуляционная гимнастика.

В норме, поступая в первый класс, ребенок должен овладеть всеми звуками своего родного языка. Однако статистика показывает, что далеко не все дошкольники к этому возрасту успешно овладевают правильным произношением звуков. Большое количество первоклассников имеют нарушения звукопроизношения.

Нарушение произношения может быть вызвано следующими причинами:

1. Дефектами строения артикуляционного аппарата.

2. Недостаточной сформированностью артикуляционных движений.

3. Недостатками в развитии фонематического слуха.

Нарушения звукопроизношения отрицательно влияют на эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками.

Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.

Что такое артикуляционная гимнастика?

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата : языку, нижней челюсти, мягкому небу, голосовым связкам. Артикуляционные упражнения полезно выполнять в любом возрасте. Четкая артикуляция – это основа хорошей дикции.

Артикуляционная гимнастика — это комплекс упражнений, которые помогают улучшить подвижность органов артикуляции и увеличить объём и силу движений, а также, вырабатывают точность позы губ, языка, необходимую для произнесения того или иного звука.

Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата.

Произношение звуков речи – это сложный двигательный навык. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, лёгкие, диафрагма, межрёберные мышцы).

Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, шеи, плечевого пояса, грудной клетки.

Для чего нужна артикуляционная гимнастика?

Артикуляционная гимнастика научит произносить сложные звуки (с, з, ш, ж, л, р). Для этого губы и язык должны быть сильными и гибкими, способными долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движению к другому.

Четкое и правильное произношение звуков – это основа при обучении письму на начальном этапе.

Занятия артикуляционной гимнастикой позволяют всем - и детям и взрослым - научиться говорить правильно, четко и красиво.

Артикуляционная гимнастика бывает двух видов: пассивная (взрослый выполняет движения за ребенка) и активная (ребенок самостоятельно выполняет упражнения). Пассивные движения постепенно переводятся в пассивно-активные, а затем и в активные. Артикуляционные упражнения выполняются без голоса и с участием голоса. Статические артикуляционные упражнения направленны на выработку правильной позы, а динамические направленны на правильное выполнение движений.

К статическим относятся:

Они служат для формирования артикуляционного уклада.

Важны для точности переключения артикуляционной позы в потоке речи.

Комплексы упражнений для активных органов артикуляции:

губ, нижней челюсти, языка, мягкого нёба, мимической мускулатуры (щёк).

Специфические комплексы упражнений с учетом фонетической группы:

Для заднеязычных звуков (к, к’; х, х’);

Для переднеязычных звуков (т, т’, д, д’, н, н’);

Для губных звуков (в, в’; ф, ф’);

Для свистящих звуков (с, с’; з, з’, ц);

Для шипящих звуков (ш, ж, щ’, ч’);

Для сонорных звуков (л, л’; р, р’);

Для мягких звуков;

Для звонких звуков.

Данные комплексы упражнений можно проводить при подгрупповой или индивидуальной работе.

Как проводить артикуляционную гимнастику?

Статические упражнения выполняются по 5-10 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

В процессе выполнения необходимо следить за качеством выполнения движений, снижение качества – признак переутомления, лучше этого не допускать.

Артикуляционные упражнения выполняются перед зеркалом. Размер зеркала должен быть таким, чтобы ребенок видел в нем себя и взрослого. Зеркало помогает ребенку самому контролировать выполнение упражнений.

В период разучивания упражнения нужно выполнять в медленном темпе.

Прежде чем начать занятия, надо вспомнить названия артикуляционных органов (зубы, нижняя и верхняя губа, небо, язык).

Все упражнения должны выполняться точно и плавно.

Упражнения артикуляционной гимнастики выполнются не торопясь, под счет. Необходимо следить за точностью, координированностью движения, за полнотой объема, за темпом выполнения, за переходом от одного движения к другому.

Артикуляционную гимнастику выполняйте сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

Важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

Артикуляционная гимнастика может проводиться:

- Фронтально (с группой), общеразвивающие упражнения;

- Подгруппой (3-4 человека), упражнения на определённый звук.

Выполнение артикуляционной гимнастики необходимо прекратить при:

треморе (мелкие подергивания).

Артикуляционная гимнастика не должна превратиться в серию утомительных упражнений. Артикуляционные упражнения можно преподнести детям в виде сказок, стихов, загадок, считалок, образных иллюстраций, слайдов. Занятие становится интересным, увлекательным, эмоциональным. Процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче.

Совместная работа учителя – логопеда, учителя начальных классов и родителей.

Учитель - логопед работает в тесной взаимосвязи со всеми специалистами общеобразовательного учреждения, использует те или иные коррекционные технологии, делится ими с педагогами. А они в свою очередь активно внедряют их в свою ежедневную работу. Педагоги должны помочь друг другу. Учитель - логопед не является репетитором для ребенка и не дублирует работу учителя. Он создает платформу для успешного усвоения и правильного применения учащимися грамматических правил, закрепляет учебный материал, который изучается на уроках. Учитель на уроках напоминает детям о правильном произношении тех или иных звуков, включает работу по автоматизации звуков. Учитель – логопед контролирует освоение учебного материала. Работа учителя – логопеда и учителя невозможна без родителей. Индивидуальные консультации, мастер – классы, выступления на родительских собраниях благотворно влияет на процесс обучения детей.

Совместное сотрудничество всех участников образовательного процесса способствует успешному усвоению образовательной программы.

Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь ребенка - это не дар,

она приобретается благодаря совместным усилиям педагогов, родителей и многих других людей, в окружении которых малыш растет и развивается.

Использованные источники:

Будённая Т. В. Логопедическая гимнастика : методическое пособие/ Т. В. Будённая. - СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2003. – 64 с.

Этот лозунг нашел свое отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования. По ФГОС одним из приоритетных направлений деятельности детского сада является проведение физкультурно-оздоровительной работы, в том числе и путем использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании — технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования — задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:

— приобщение детей к физической культуре

— использование развивающих форм оздоровительной работы.

Одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей.

Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств

Достижение эффективности в оздоровительно-развивающей работе возможно за счет взаимодействия всех участников педагогического процесса и в совместном решении образовательных, и коррекционных задач.

Работа логопеда в системе оздоровления детей занимает немаловажное место, так как от логопеда зависит своевременное выявление речевых отклонений у воспитанников, логопед ведет профилактическую работу, следит за соблюдением единого речевого режима в ДОУ и дома, планирует индивидуальную работу, обеспечивает личностно — ориентированную направленность процесса оздоровления детей.

Цель использования здоровьесберегающих технологий в работе учителя – логопеда – обеспечение комплекса педагогического воздействия, направленного на преодоление и профилактику речевых нарушений, выравнивание и сохранение психофизического развития детей.

  • Развитие навыков общения, формирование фонетической стороны речи, обучение связной, грамматически правильной речи, подготовка детей к обучению в школе;
  • Создание благоприятного климата и рационального режима для детей с нарушением речи;
  • Ознакомление с простыми приемами по сохранению собственного здоровья;
  • Коррекция недостатков моторного недоразвития;

В своей практической деятельности выделяю 3 вида современных здоровьесберегающих технологий:

  1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: динамические паузы, подвижные игры, релаксация, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, расслабляющая, тонирование.
  2. Технологии обучения здоровому образу жизни: проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия), коммуникативные игры, массаж, точечный самомассаж.
  3. Коррекционные технологии: кинезиология, технология воздействия цветом, технологии коррекции речи, психогимнастика, фонетическая ритмика, артикуляционная гимнастика, биоэнергопластика, Су – Джок терапия, коррекция моторной неловкости, развитие графомоторных навыков.

Ни для кого не секрет, что мы — учителя-логопеды работаем в тесной взаимосвязи со всеми специалистами ДОУ. И использую те или иные коррекционные технологии, мы также делимся ими с педагогами. А они в свою очередь активно внедряют их в свою ежедневную работу.

Вот и сейчас, хотела бы поделиться опытом работы по использованию артикуляционной гимнастики как одного из видов здоровьесберегающих технологий.

Чем же так полезна артикуляционная гимнастика?

Артикуляционная гимнастика помогает нам:

— улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию
(нервную проводимость);
— улучшить подвижность артикуляционных органов;
— укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
— уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов.

Цель артикуляционной гимнастики — выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.

Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те артикуляционные уклады, которые необходимо сформировать.
Артикуляционная гимнастика включает упражнения как для тренировки
подвижности и переключаемости органов, отработки определённых положений губ, языка, правильного произношения всех звуков, так и для каждого звука той или иной группы.

Упражнения должны быть целенаправленными: важны не их количество, а упражнения подбирают исходя из правильной артикуляции звука с учётом конкретного его нарушения у ребёнка (группы детей), то есть воспитатель выделяет, какие звуки нарушены у детей (рекомендации логопеда).

Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произнесению нужных звуков. Эти упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, поэтому их лучше объединять в комплексы. Каждый комплекс готовит определённые движения и положения губ, языка, вырабатывает правильную воздушную струю, то есть всё то, что необходимо для правильного образования звука.

Рекомендации для проведении комплексов:

1. Занятия должны проводиться кратковременно, но многократно, чтобы ребенок не утомлялся.

2. Подходить к выполнению упражнений творчески, эмоционально, в игровой форме.

3. Проводить артикуляционную гимнастику ежедневно, следить, чтобы ребенок не уставал.

Придерживаться общепедагогических принципов — идти от простых упражнений к более сложным, выполнять упражнения сначала в медленном темпе, под счет или другие команды. Количество повторений увеличивать постепенно (именно это прослеживается в разработанных нами комплексах).

  1. Выполнение упражнений по показу воспитателя.
  2. Артикуляционную гимнастику проводят сидя, так как в таком

положении у ребенка прямая спина, он не напряжен, руки и ноги находятся в спокойном положении.

Небольшие хитрости, чтобы детский интерес к артикуляционной гимнастике не угасал:

Можно помочь герою, выполнив задания:

Использование дидактических кукол;


Адаптированные сказки с движениями;

Сочинение историй из жизни Язычка с использованием картинок-образов;

  • Нетрадиционные упражнения с бусиной, драже и ложкой для совершенствования артикуляционной моторики.
  • Неделя артикуляционной гимнастики для мальчишек (девчонок)

Неделя артикуляционной гимнастики для мальчишек (девчонок)

Неделя артикуляционной гимнастики для мальчишек (девчонок)

Неделя гимнастики со Смешариками.

Неделя гимнастики со Смешариками.

  • Ко всем артикуляционным упражнениям можно добавить движение кистью.

Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.

Надеюсь, что опыт работы нашего дошкольного учреждения по использованию артикуляционной гимнастики как одного из видов здоровьесберегающих технологий окажется полезным при организации работы по обучению и воспитанию дошкольников.

Читайте также: