Арт терапия как средство сохранения психологического здоровья детей в доу

Обновлено: 02.07.2024

Автор: Фролова Татьяна Владимировна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 6"
Населённый пункт: город Назарово, Красноярский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "АРТ - терапия, как средство сохранения психологического здоровья детей".
Раздел: дошкольное образование

Мастер - класс для педагогов ДОО «Арт-терапия как

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов – участников

мастер – класса через педагогическое общение с демонстрацией применения арт

1. Научить педагогов способствовать самопознанию ребенка, осознанию своих

характерных особенностей и предпочтений;

2. Научить развивать у ребенка социальные и коммуникативные навыки

поведения, мыслительную и речевую активность, мелкую моторику;

3. Способствовать проявлению детского творчества с нетрадиционным

4. Формировать адекватную самооценку.

Основная часть:

Так что же такое педагогическая арт-терапия? В буквальном переводе это

понятие означает терапия искусством.

Цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие

способности самовыражения и самопознания.

Суть его состоит в том, что через рисунок, игру, сказку, музыку арт-терапия дает

выход внутренней не комфортности и сильным эмоциям, помогает понять

собственные чувства и переживания. Как говорила Эдит Крамер (психолог) - это

метод, связанный с раскрытием творческого потенциала человека и познанием

своего внутреннего мира.

Согласно восточной мудрости, "картина может выразить то, что не выразит и

тысяча слов". По мнению В. С. Мухиной и других исследователей, рисунок для

детей является не искусством, а речью.

У каждой линии и у каждого цвета есть свой характер, свое настроение. С их

помощью ребенок передает все, что у него внутри. Все это указывает на то, что

педагогическая арт-терапия тесно связана с развитием эмоциональной сферы

ребенка, и является одной из разновидностей ее улучшения.

Рисуя, ребенок попадает в сказку, наполненной радостью, взаимопонимания,

А теперь давайте поговорим о видах арт-терапии:

Изотерапия – одно из направлений арт-терапии; психотерапевтическая работа с

использованием методов изобразительного искусства. Изотерапия опирается на

психологию творчества и применяет благотворное воздействие рисования в

психотерапевтических целях. Цель изотерапии - повышать эмоционально-

положительный фон, создавать благоприятные условия для успешного развития

Сказкотерапия - психологическое консультирование с использованием сказок,

метод практической психологии. Сказкотерапия разнопланово использует

потенциал сказок, открывающий воображение, позволяющий метафорически

выражать те или иные жизненные сценарии. Сказки для сказкотерапии

подбираются разные: народные, авторские, а также специально-разработанные,

коррекционные и многие другие. Сочинение сказок ребёнком и для ребёнка -

основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей,

которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со

Музыкотерапия – одно из направлений арт-терапии, реализует психотерапию

при помощи музыки. Использование музыки может быть активным и

пассивным. При активной музыкотерапии ребёнок получает возможность

поиграть на музыкальных инструментах. При пассивной – при помощи

прослушивания специально подобранной музыки достигается необходимый

психотерапевтический эффект. Музыкотерапия помогает преодолеть внутренние

конфликты и достичь внутренней гармонии.

Игротерапия — вид психотерапии, в которой используется терапевтическое

воздействие игры, чтобы помочь ребенку преодолеть психологические и

социальные проблемы, затрудняющие личностное и эмоциональное развитие.

Педагогическая арт-терапия - это волшебная страна. Там ребенок научится быть

самим собой, станет понимать чувства других, и использовать эмоции в качестве

справедливое отношение к добру и злу, живущих в сказках, завораживающие и

удивительные звуки музыки, а также богатство образов и красок произведений

великих художников и самих малышей. К душе каждого ребенка важно найти

особый ключик. Наполняя внутренний мир малыша яркими впечатлениями,

помогая ему овладевать разнообразием техники и приемами рисования, радуюсь

каждой новой удаче вместе с ним. Все дети очень любят рисовать. В своих

маленьких шедеврах они передают свое отношение к окружающему миру и

дают возможность выплеснуться своему "Я".

Практическая часть:

Ход упражнения: Вы знаете, как здороваются иностранцы? Иностранцы

здороваются вот так: европейцы при встрече друг друга пожимают руки,

эфиопы – прикасаются щеками, африканцы трутся носами. Предлагаю вам

участникам мастер – класс поздороваться с соседом слева по - европейски, с

соседом справа как эфиопы, Молодцы!

Цель: развитие мышления, моторных навыков, воображения.

Инструкция: Перед участниками появляется волшебный сундучок, в нём

Каждый участник достаёт записку с заданием, зачитывает и выполняет.

- сказать комплимент соседу справа,

- спеть куплет из любой песни,

- пройти по залу, как модель.

3. Мандалы для раскрашивания (изотерапия).

Мандалы – буддийские символы, совершенные круги, не требующие доработок.

Рисуются по разным случаям. Используется только всего 4 цвета: красный,

желтый, зеленый и синий. Раскрашивать нужно только цветными карандашами.

Раскрашиваются те части, которые хочется, в любом порядке или беспорядке,

закрашивая полностью или частично.

4. Сказкотерапия.

5. Музыкотерапия.

Все встают по кругу, в затылок друг другу, на расстоянии чуть меньше

вытянутой руки. «Сейчас, − говорит психолог, − я расскажу вам сказку, которую

его (гладят ладошками спину впереди стоящего игрока). Итак, жил-

был медвежонок (рисуют пальцем фигурку). Он очень любил гулять по лесу.

Однажды он пошёл на прогулку (изображают пальцами идущие ножки).

Сначала он шёл медленно. Дорожка была ровная, а потом кривая, с резкими

поворотами (всё это изображается на спине). Светило яркое солнце (пальцем

рисуют солнце на спине партнёра). Солнечные лучики нежно ласкали спинку

медвежонка (ладошками гладят спину игрока). Вдруг появились тучи (рисуются

тучи). Начался дождь (показывают, как падают капли дождя). Затем пошёл град

(игроки стучат кулачками по спине). Дождь успокоился. Появились большие

лужи (рисуются лужи). Любимым занятием медвежонка было смотреть в лужи и

улыбаться своему отражению (пальцем рисуют веселые рожицы).

Педагогам, предлагается написать на спикере одним словом оценку мастер –

класса и поместить на рисунки чемодана, корзины и мясорубки.

Чемодан – мастер – класс был им полезен и важен, они берут материал в свой

Мясорубка – мастер – класс полезен и важен, но нужно его осмыслить,

Корзина – мастер – класс педагогам не интересен, не представляет для них

Цель: познакомить педагогов с опытом работы по проведению и организации занятий с элементами арт-терапии.

1. Научить педагогов способствовать самопознанию ребенка, осознанию своих характерных особенностей и предпочтений;

2. Научить развивать у ребенка социальные и коммуникативные навыки поведения, мыслительную и речевую активность, мелкую моторику;

3. Способствовать проявлению детского творчества с нетрадиционным материалом;

4. Формировать адекватную самооценку.

Участники: педагоги ДОУ

Методы, приемы:

мультимедийная презентация методов и приёмов арт-терапии;

работа в малых группах;

Материальное обеспечение: столы, стулья (по количеству участников, компьютер, проектор, экран, диск с музыкальным сопровождением.

Реквизит для работы участников: свеча, маркеры, гуашь, почтовые конверты, бумага разного формата; цветной/белый картон; краски, набор карандашей/фломастеров/мелков; ножницы, клей.

Цель: создание атмосферы доверия, психологического комфорта, положительного эмоционального фона.

Инструкция: тихо звучит музыка (как фон, все встают в круг.

- Сейчас мы с вами будем приветствовать друг друга, передавая свечу по кругу. Каждый участник улыбнётся своему соседу, назовёт его по имени и скажет ему о том, что вы очень рады видеть его и что вы ждете от сегодняшней встречи. И так до тех пор, пока каждый из вас не поприветствует друг друга.

Основная часть:

Так что же такое педагогическая арт-терапия? В буквальном переводе это понятие означает терапия искусством.

Цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.

Суть его состоит в том, что через рисунок, игру, сказку, музыку арт-терапия дает выход внутренней некомфортности и сильным эмоциям, помогает понять собственные чувства и переживания. Как говорила Эдит Крамер (психолог) - это метод, связанный с раскрытием творческого потенциала человека и познанием своего внутреннего мира.

Согласно восточной мудрости, "картина может выразить то, что не выразит и тысяча слов". По мнению В. С. Мухиной и других исследователей, рисунок для детей является не искусством, а речью.

У каждой линии и у каждого цвета есть свой характер, свое настроение. С их помощью ребенок передает все, что у него внутри. Все это указывает на то, что педагогическая арт-терапия тесно связана с развитием эмоциональной сферы ребенка, и является одной из разновидностей ее улучшения.

Рисуя, ребенок попадает в сказку, наполненной радостью, взаимопонимания, успеха.

А теперь давайте поговорим о видах арт-терапии:

Изотерапия – одно из направлений арт-терапии; работа с использованием методов изобразительного искусства. Цель изотерапии - повышать эмоционально-положительный фон, создавать благоприятные условия для успешного развития ребёнка.

Изотерапия имеет индивидуальную коррекционно-развивающую направленность, и успешно применяется для детей с проблемами социальной адаптации, эмоционально-волевой неустойчивостью, заниженной самооценкой, низкой работоспособностью, нарушениями в поведении.

Ценностью изотерапии является то, что техники и приемы могут использоваться в индивидуальной, подгрупповой, и групповой работе с дошкольниками всех возрастных групп.

Сказкотерапия- разнопланово использует потенциал сказок, открывающий воображение, позволяющий метафорически выражать те или иные жизненные сценарии. Сказки для сказкотерапии подбираются разные: народные, авторские, а также специально-разработанные, коррекционные и многие другие. Сочинение сказок ребёнком и для ребёнка - основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми.

Музыкотерапия – одно из направлений арт-терапии, реализует психотерапию при помощи музыки. Использование музыки может быть активным и пассивным. При активной музыкотерапии ребёнок получает возможность поиграть на музыкальных инструментах. При пассивной – при помощи прослушивания специально подобранной музыки достигается необходимый психотерапевтический эффект. Музыкотерапия помогает преодолеть внутренние конфликты и достичь внутренней гармонии.

Игротерапия — вид психотерапии, в которой используется терапевтическое воздействие игры, чтобы помочь ребенку преодолеть психологические и социальные проблемы, затрудняющие личностное и эмоциональное развитие.

Цветотерапия – метод психологической коррекции при помощи цвета. В рамках традиционной психологии неоднократно проводились исследования по воздействию того или иного цвета на психологическое состояние. Цветотерапия использует данные этих исследований в практических целях для формирования гармоничного состояния индивида в ходе занятий цветотерапией.

Основные принципы арт-терапии:

Не применять негативных оценочных суждений, отрицательного программирования;

Принимать и одобрять все продукты творческой деятельности ребенка, независимо от содержания, формы и качества.

Преимущества применения элементов арт-терапии :

- работа не требует от воспитанников каких-либо способностей к изодеятельности;

- помогает через невербальное общение делать первые шаги к самопознанию и самораскрытию;

- используется для оценки состояния воспитанников; помогает преодолеть плохое настроение, апатию, безынициативность;

- помогает детям увидеть неповторимость каждого в группе;

- царит атмосфера доверия, терпимости и внимания;

Формы арт-терапии при работе с детьми различны. Два основных варианта -индивидуальная и групповая.

Краски, изготовленные на основе муки, больше, чем другие материалы, позволяют отражать эмоции и настроения, воплощать образы.

Акварель позволяет наносить мазки по-разному: ярко и тускло, четко и размыто, тяжело и легко, тем самым, выявляя степень выраженности тех или иных эмоций.

Восковые мелки имеют очень интенсивный цвет. Они существенно тверже, чем другой материал, что позволяет тренировать навыки психической саморегуляции.

Фломастеры требуют во время рисования строгого контроля. Рисование фломастерами может выявить страх ребенка перед богатством собственных переживаний и ощущений

Если ребенок, несмотря на предложенный цветовой материал, выбирает простой карандаш, значит, возможно, что-то препятствует его эмоциональному выражению. Зачерненные места часто указывают на депрессивные расстройства или глубокую депрессию.

Цветная манка (8 цветов М. Люшера: серый, темно-синий, сине-зеленый, красно-желтый, желто-красный, красно-синий или фиолетовый, коричневый, черный) способствует снятию когнитивных установок; творения, созданные с ее помощью, провоцируют эмоциональное насыщение. Использование манки эффективно в работе с тревожными, робкими детьми.

Цветное тесто развивает моторику, вызывает эмоциональное насыщение, позволяет ярко передавать образы.

Бумага большого формата побуждает к широким свободным движениям, позволяет отказаться от контроля и ограничений, которые требуются при работе с мелкими форматами.

Упражнения, которые можно применять

Цели: развитие умений открыто выражать свои чувство по отношение к различным жизненным ситуациям, снятие напряжения, эмоциональное сближение ребёнка и родителей.

1. Темы, связанные с освоением материалов:

кляксы веселые и грустные

добрая и злая клякса

4. Темы для парных работ:

5. Темы, предполагающие совместную изобразительную деятельность участников группы:

открытки на память

Практическая часть.

1. Индивидуальная работа

Цели: развитие умений открыто выражать свои чувство по отношение к различным жизненным ситуациям, снятие напряжения, эмоциональное сближение ребёнка и родителей.

Материалы: почтовые конверты, бумага разного формата; цветной/белый картон; краски, набор карандашей/фломастеров/мелков; ножницы, клей.

- Какие события произошли у вас в течение дня?

Участники семинара изготавливают конверты.

Для этого можно использовать как обычные почтовые конверты (которые затем можно разрисовать, сделать на них какую-либо аппликацию, так и изготовить самостоятельно. Можно придумать свою форму конверта, выбрать материал (альбомные листы, белый/цветной картон, фольгу и т. д.) Когда конверт радости и конверт огорчений будут готовы – начинаем их заполнять.

- Возьмите небольшие листочки и напишите на них или нарисуйте то, что обрадовало вас, а что огорчило. И распределите эти записки по соответствующим конвертам.

- Теперь с помощью рук необходимо изобразить весы. Положите один конверт на правую ладонь, а другой на левую.

- Как вы считаете, что перевешивает? Радость? Отлично. Завтра, когда мы вновь заполните ваши конвертики – её, наверно, станет ещё больше! Перевешивают огорчения? Конечно, это грустно. Но ведь мы их убрали в конверт, они больше не в нас – а вот в этом конверте. А значит, они потеряли власть над вами. А завтра вы вновь продолжите заполнять конвертики, и ещё посмотрите – какой из них перевесит!

Рекомендации для педагогов:

2. Работа в группах

Цель: релаксация, развитие чувства эмпатии.

- В лесу светило солнышко, и все деревья протянули к нему свои веточки. Высоко-высоко тянутся, чтобы каждый листочек согрелся (поднимаемся на носочки, высоко поднимаем руки, перебирая пальцами).

Подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются (раскачиваемся в стороны, напрягая мышцы ног). Ветер принёс дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя (участники лёгкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди). Дождик стучит всё сильнее и сильнее (усиливаем движение пальцев по спине). Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями (проводим ладошками по спине стоящего впереди). Но вот опять появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни.

Важно обсудить, почему именно это Вы нарисовали, как Вы себя чувствовали, работая над образом? Что чувствуете сейчас?

Цель: снять напряжение и усталость, поблагодарить всех участников за работу.

Все участники сидят в кругу. Ведущий начинает хлопать в ладоши и смотрит на кого-то из участников. Они начинают хлопать вдвоем. Участник, на которого посмотрел ведущий, смотрит на другого участника, включая его в игру. Таким образом, начинают хлопать все участники.

Заключение:

Занятия по арт-терапии или с элементами арт-терапии дарят детям радость познания, творчества.

Испытав это чувство однажды, ребёнок будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, игре и т. д. рассказать о том, что узнал, увидел, и самое главное пережил, почувствовал.

Спасибо за участие! До новых встреч!

Приложение к мастер-классу.

Ниже приводится описание основных цветов. На основании предпочтения того или иного цвета каждый самостоятельно может сделать вывод о своих психологических особенностях.

Черный— цвет неуверенности, символизирующий мрачное восприятие жизни. Тот, кто предпочитает одеваться в черное нередко воспринимает жизнь в темных тонах, неуверен в себе, несчастлив, склонен к депрессии, поскольку не сомневается, что его идеалы в жизни недостижимы. Частая смена костюма или платья черного цвета на другой, более яркий, броский, свидетельствует о том, что пессимистические настроения часто развеиваются. Постоянный выбор черного свидетельствует о наличии некоего кризисного состояния и характеризует агрессивное неприятие мира или себя. Дети, остро переживающие отсутствие заботы и любви, часто используют черную штриховку в рисунке.

Серый — любимый цвет рассудительных и недоверчивых натур, которые долго думают, прежде чем принять какое-либо решение. Это также нейтральный цвет, который предпочитают те, кто боится слишком громко заявить о себе. Если же этот цвет не нравится, то это показатель импульсивного, легкомысленного характера. Часто серый цвет оказывается также предпочтительным при сильных переутомления как барьер, отгораживающий от раздражителей внешнего мира. В ситуациях психологического тестирования этот цвет используется как средство защиты от проникновения другого во внутренний мир испытуемого.

Красный — цвет страстей. Если это любимый цвет, то такой человек смел, это волевой, властный тип, вспыльчивый и общительный. К тому же — альтруист. У людей, которых этот цвет раздражает — комплекс неполноценности, страх перед ссорами, склонность к уединению, стабильности в отношениях. Красный цвет символизирует возбуждение, энергетизм. Отвращение, игнорирование красного отражает органическую слабость, физическое или психическое истощение.

Коричневый — выбирают те, кто твердо и уверенно стал на ноги. Люди, которые имеют слабость к нему, ценят традиции, семью. Предпочтение коричневого отражает, прежде всего, стремление к простым инстинктивным переживаниям, примитивным чувственным радостям. Вместе с тем, выбор этого цвета в качестве наиболее предпочитаемого указывает также на определенное физическое истощение.

Желтый — символизирует спокойствие, непринужденность в отношениях с людьми, интеллигентность. Когда он любим, это означает общительность, любопытство, смелость, легкую приспособляемость и получение удовольствия от возможности нравиться и привлекать к себе людей. Когда же он неприятен, то речь идет о человеке сосредоточенном, пессимистически настроенным, с которым трудно завязать знакомство. Желтый цвет получается от смешивания зеленого и красного и является цветом энергетизма.

Синий — цвет неба, покоя, расслабления. Если он нравится, то это говорит о скромности и меланхолии; такому человеку часто нужно отдыхать, он быстро устает, ему крайне важно чувство уверенности, благожелательность окружающих. В неприятии этого цвета раскрывается человек, который хочет произвести впечатление, что может все на свете. Но, в сущности, он — образец неуверенности и замкнутости. Безразличие к этому цвету говорит об известном легкомыслии в области чувств, хотя и скрытом под маской обходительности. Проще говоря, выбор синего цвета в качестве наиболее предпочитаемого отражает физиологическую и психологическую потребность человека в покое, а отрицание его означает, что человек избегает расслабления. При заболевании или переутомлении потребность в синем цвете увеличивается.

Зеленый — цвет природы, естества, самой жизни, весны. Тот, кто его предпочитает, боится чужого влияния, ищет способ самоутверждения, так как для него это жизненно важно. Тот, кто его не любит, страшится житейских проблем, превратностей судьбы, вообще, всех трудностей. Зеленый цвет содержит в себе скрытую потенциальную энергию, отражает степень волевого напряжения, поэтому люди, предпочитающие зеленый цвет, стремятся к самоуверенности и уверенности вообще. Люди же эксцентричные, добивающиеся поставленных задач не целенаправленной волевой активностью, а посредством эмоций, отвергают зеленый цвет как несимпатичный. Наряду с ними, зеленый цвет отвергают люди, находящиеся на грани психического и физического истощения.

Оранжевый — любимый цвет людей, обладающих интуицией, и страстных мечтателей. В геральдике этот цвет означает также лицемерие и притворство.

Розовый — это цвет жизни, всего живого. Он говорит о необходимости любить и быть добрее. Те, кому он нравится, могут разволноваться по самому незначительному поводу. У людей же излишне прагматичных этот цвет вызывает раздражение.

Фиолетовый цвет символизирует присущую человеку инфантильность и внушаемость, потребность в поддержке, опоре.

- В лесу светило солнышко, и все деревья протянули к нему свои веточки. Высоко-высоко тянуться, чтобы каждый листочек согрелся.

(поднимаемся на носочки, высоко поднимаем руки, перебираем пальцами) .

- Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются.

(раскачиваемся в стороны, напрягая мышцы ног) .

-Ветер принёс дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя.

(участники лёгкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди)

- Дождик стучит всё сильнее и сильнее.

(усиливаем движение пальцев по спине)

-Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями.

(проводим ладонями по спине стоящего впереди) .

-Но вот опять появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни.

Арт-терапия как элемент деятельности педагога-воспитателя Деятельность воспитателя так или иначе связана с оказанием помощи ребенку и его родителям в разрешении проблем, связанных с сохранением.

Использование арт-терапии в формировании и поддержании эмоциональной стабильности и психологического здоровья Мастер-класс «Использование элементов арт-терапии в образовательном процессе с целью формирования эмоциональной стабильности и поддержания.

Фольклор как средство сохранения и развития родного языка. Приобщение детей к этнокультурным традициям Особенности современного общества, в котором происходит радикальные перемены, обусловливают не только качественное обновление международных.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Цель: познакомить педагогов с опытом работы по проведению и организации занятий с элементами арт-терапии.

1. Научить педагогов способствовать самопознанию ребенка, осознанию своих характерных особенностей и предпочтений;

2. Научить развивать у ребенка социальные и коммуникативные навыки поведения, мыслительную и речевую активность, мелкую моторику;

3. Способствовать проявлению детского творчества с нетрадиционным материалом;

4. Формировать адекватную самооценку.

Так что же такое педагогическая арт-терапия? В буквальном переводе это понятие означает терапия искусством.

Цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.

Суть его состоит в том, что через рисунок, игру, сказку, музыку арт-терапия дает выход внутренней некомфортности и сильным эмоциям, помогает понять собственные чувства и переживания. Как говорила Эдит Крамер (психолог) - это метод, связанный с раскрытием творческого потенциала человека и познанием своего внутреннего мира.

Согласно восточной мудрости, "картина может выразить то, что не выразит и тысяча слов". По мнению В. С. Мухиной и других исследователей, рисунок для детей является не искусством, а речью.

У каждой линии и у каждого цвета есть свой характер, свое настроение. С их помощью ребенок передает все, что у него внутри. Все это указывает на то, что педагогическая арт-терапия тесно связана с развитием эмоциональной сферы ребенка, и является одной из разновидностей ее улучшения.

Рисуя, ребенок попадает в сказку, наполненной радостью, взаимопонимания, успеха.

А теперь давайте поговорим о видах арт-терапии:

Изотерапия – одно из направлений арт-терапии; психотерапевтическая работа с использованием методов изобразительного искусства. Изотерапия опирается на психологию творчества и применяет благотворное воздействие рисования в психотерапевтических целях. Цель изотерапии - повышать эмоционально-положительный фон, создавать благоприятные условия для успешного развития ребёнка.

Сказкотерапия - психологическое консультирование с использованием сказок, метод практической психологии. Сказкотерапия разнопланово использует потенциал сказок, открывающий воображение, позволяющий метафорически выражать те или иные жизненные сценарии. Сказки для сказкотерапии подбираются разные: народные, авторские, а также специально-разработанные, коррекционные и многие другие. Сочинение сказок ребёнком и для ребёнка - основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми.

Музыкотерапия – одно из направлений арт-терапии, реализует психотерапию при помощи музыки. Использование музыки может быть активным и пассивным. При активной музыкотерапии ребёнок получает возможность поиграть на музыкальных инструментах. При пассивной – при помощи прослушивания специально подобранной музыки достигается необходимый психотерапевтический эффект. Музыкотерапия помогает преодолеть внутренние конфликты и достичь внутренней гармонии.

Игротерапия — вид психотерапии, в которой используется терапевтическое воздействие игры, чтобы помочь ребенку преодолеть психологические и социальные проблемы, затрудняющие личностное и эмоциональное развитие.

Цветотерапия – метод психологической коррекции при помощи цвета. В рамках традиционной психологии неоднократно проводились исследования по воздействию того или иного цвета на психологическое состояние. Цветотерапия использует данные этих исследований в практических целях для формирования гармоничного состояния индивида в ходе занятий цветотерапией.

Изотерапия – одно из направлений арт-терапии (лечение искусством); психотерапевтическая работа с использованием методов изобразительного искусства. Цель изотерапии – повышать эмоционально-положительный фон, создавать благоприятные условия для успешного развития ребенка.

Изотерапия имеет индивидуальную коррекционно-развивающую направленность, и успешно применяется для детей с проблемами социальной адаптации, эмоционально-волевой неустойчивостью, заниженной самооценкой, низкой работоспособностью, нарушениями в поведении. Использование искусства в качестве терапевтического фактора в образовании доступно для педагогов, причем специальные медицинские знания для этого не требуются.

Практическая часть: педагог-психолог :

Цель: развитие мышления, моторных навыков, воображения.

Инструкция: Перед участниками появляется волшебный сундучок, в нём сюрприз.

Каждый участник достаёт записку с заданием, зачитывает и выполняет.

- сказать комплимент соседу справа,

- спеть куплет из любой песни,

- пройти по залу, как модель.

Цель: релаксация, развитие чувства эмпатии.

Педагог дополнительного образования по ИЗО:

• заполнить пространство листа низкими и высокими дугами

• закрасить пространство между дугами (цвет по выбору)

• увидеть образ, дорисовать детали, украсить узором.

1. Установить оба карандаша в одну точку

2. Нарисовать симметричный предмет одновременно правой и левой рукой.

1. Свободно пересекающиеся линии образуют узор.

2. Раскрасить пространство между линиями

3. Дополнить композицию деталями.

Цель: снять напряжение и усталость, поблагодарить всех участников за работу.

Все участники сидят в кругу. Ведущий начинает хлопать в ладоши и смотрит на кого-то из участников. Они начинают хлопать вдвоем. Участник, на которого посмотрел ведущий, смотрит на другого участника, включая его в игру. Таким образом, начинают хлопать все участники.

Занятия по арт-терапии или с элементами арт-терапии дарят детям радость познания, творчества.

Испытав это чувство однажды, ребёнок будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, игре и т. д. рассказать о том, что узнал, увидел, и самое главное пережил, почувствовал.

Спасибо за участие! До новых встреч!

- В лесу светило солнышко, и все деревья протянули к нему свои веточки. Высоко-высоко тянуться, чтобы каждый листочек согрелся.

(поднимаемся на носочки, высоко поднимаем руки, перебираем пальцами).

- Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются.

(раскачиваемся в стороны, напрягая мышцы ног).

-Ветер принёс дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя.

(участники лёгкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди)

- Дождик стучит всё сильнее и сильнее.

(усиливаем движение пальцев по спине)

-Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями.

(проводим ладонями по спине стоящего впереди).

-Но вот опять появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни.

Цель: знакомство с понятием арт - терапия.
Задачи:
- познакомить с нетрадиционными способами сохранения и укрепления физического и психологического здоровья;
- снять эмоциональное напряжение и хроническую усталость, открыть творческий потенциал, повысить работоспособность воспитанников и педагогов через применение различных видов арт- терапии;
- укрепить позитивное отношение педагогов к работе.

Арт - терапия – это один из методов психотерапии. Применяя этот метод, для лечения используют художественное творчество – рисование, актерское мастерство, лепка, музыка, фотография и другие виды художественного творчества. Арт-терапия является наиболее мягким и эффективным методом лечения, которым пользуются психотерапевты и психологи. Эта методика является одной из самых древних и естественных форм коррекции эмоциональных состояний. Даже без помощи психотерапевта или психолога любой человек может дома самостоятельно заниматься арт-терапией, и это поможет ему расслабиться и снять напряжение, например, после тяжелого рабочего дня. Арт-терапия не имеет никаких ограничений и противопоказаний. Существует несколько видов методик арт-терапии.

Классическая арт-терапия включает в себя только визуальные виды творчества – лепка, рисование, графика и живопись. В последнее время появились такие виды методик арт-терапии как библиотерапия, сказкотерапия, драматерапия, игротерапия, музыкотерапия и другие виды.

Есть еще комплексный метод арт-терапии - арт-синтезтерапия, в основе которого лежит сочетание стихосложения, живописи, пластики и риторики, а также театра и драматургии. Но в наше современное время количество методик арт-терапии с каждым годом увеличивается.

Арт-терапию психотерапевты применяют при очень широком спектре проблем. Это и психологические травмы, межличностные конфликты, кризисные состояния, а также постстрессовые и невротические расстройства, возрастные кризисы. Благодаря арт-терапии в человеке развивается креативность мышления, а творчество помогает обнаружить у человека личностные смыслы.

За последние годы в России возросло число детей с нарушениями зрения, осанки и нервно-психическими расстройствами. Причины этого – возросшее число отклонений внутриутробного развития ребёнка, родовых травм, слабо развитая эмоционально-личностная сфера, учебные нагрузки, а также многие другие социальные, экономические, экологические и генетические проблемы. Возросло количество детей с психологической и педагогической запущенностью. Отклонения в соматическом, эмоциональном, сенсорном и моторном развитии проявляются в неспособности переносить физические, интеллектуальные и эмоциональные перегрузки. У детей возникает высокий уровень стрессоуязвимости (высокая способность к заболеваниям).

Таким образом, в современных условиях сложилась новая педагогическая ситуация, связанная с качественным изменением психофизиологического состояния детей, что требует кардинального нового решения. Оздоровление необходимо рассматривать как форму развития психофизиологических возможностей детей, для осуществления которого необходимы медицинские и психолого-педагогические методы в режиме саморазвития ребёнка.
Однако условия жизни, нравственная и эмоциональная атмосфера, в которой живёт ребёнок в детском саду, целиком и полностью зависит от взрослых (педагогов) и они, бесспорно, несут ответственность за счастье и здоровье детей.

Синдром хронической усталости лежит в основе многих психосоматических заболеваний, происхождение которых напрямую связано с состоянием души человека. Под действием этого личность вскоре приобретает ряд таких деформаций, как негибкость мышления, излишняя прямолинейность, поучающая манера говорить, чрезмерность пояснений, мыслительные и речевые стереотипы, авторитарность и т.д.

Делая вывод можно сказать, что проблемы педагога и ребёнка – это проблемы всего общества. Для укрепления своего физического и психологического здоровья и здоровья воспитанников, педагоги могут использовать арт - терапию, т.е. исцеление искусством.

Искусство - та непреходящая ценность человеческой культуры, которая существует со времён древнего человека и сопровождает нас от рождения до самой смерти. В России арт - терапия начала распространяться с начала 90-х гг., и в настоящее время институты практической психологии готовят психологов, применяющих методы арт - терапии. Арт – терапия создаёт условия для самопознания, саморазвития, самоуважения, творческого самовыражения. Кроме того её можно использовать для коррекции черт личности человека. Во всяком случае, многими учёными получены данные, подтверждающие позитивные изменения и состав крови, и дыхание, и общего состояния организма, и психики взрослого человека после занятий арт - терапией. Арт-терапия позволяет освободиться человеку от зажимов, расслабиться, снять запреты, быть свободным. В таком состоянии возврата к самому себе и черпаются силы для дальнейшего творческого подъёма. Существует очень много видов арт - терапии, сегодня мы познакомимся с некоторыми из них.

Изотерапия – одно из направлений арт-терапии; психотерапевтическая работа с использованием методов изобразительного искусства. Изотерапия опирается на психологию творчества и применяет благотворное воздействие рисования в психотерапевтических целях. Цель изотерапии: повышать эмоционально-положительный фон, создавать благоприятные условия для успешного развития ребёнка.

Сказкотерапия - психологическое консультирование с использованием сказок, метод практической психологии. Сказкотерапия разнопланово использует потенциал сказок, открывающий воображение, позволяющий метафорически выражать те или иные жизненные сценарии. Сказки для сказкотерапии подбираются разные: народные, авторские, а также специально-разработанные, коррекционные и многие другие. Сочинение сказок ребёнком и для ребёнка - основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми.

Музыкотерапия – одно из направлений арт-терапии, реализует психотерапию при помощи музыки. Использование музыки может быть активным и пассивным. При активной музыкотерапии ребёнок получает возможность поиграть на музыкальных инструментах. При пассивной – при помощи прослушивания специально подобранной музыки достигается необходимый психотерапевтический эффект. Музыкотерапия помогает преодолеть внутренние конфликты и достичь внутренней гармонии.

Игротерапия — вид психотерапии, в которой используется терапевтическое воздействие игры, чтобы помочь ребенку преодолеть психологические и социальные проблемы, затрудняющие личностное и эмоциональное развитие.

Цветотерапия – метод психологической коррекции при помощи цвета. В рамках традиционной психологии неоднократно проводились исследования по воздействию того или иного цвета на психологическое состояние. Цветотерапия использует данные этих исследований в практических целях для формирования гармоничного состояния индивида в ходе занятий цветотерапией.

Читайте также: