Докажите что христианство оказало огромное влияние на европейскую средневековую культуру кратко

Обновлено: 04.07.2024

В этот период истории христианская церковь подчинила своему влиянию все области человеческой жизни и деятельности. Центрами образования в то время были церковные школы и монастыри. Культура средневековой Европы была неразрывно связана с христианской религией. Христианские идеи отражены в архитектуре, литературе, живописи.

Характеризует средневековую немецкую городскую литературу предложение? А) Ее поэтика, диаметрально противоположная поэтике куртуазно-рыцарской поэзии, характеризуется

“Только та натура хороша, которая не сделает другой того, что не хорошо для нее самой”- зороастризм конфуцианство

21. Какой отрезок называется высотой треугольника? Сколько высот имеет треугольник? 22. Докажите, что при пересечении двух параллельных прямых секущей соответственные углы равны. 23. Какие углы .

Докажите что христианство оказало огромное влияние на европейскую средневековую культуру.


Христианство в культуре средневековьяВведение

Средневековье длилось почти тысячу лет –с V по XVвек.

В этот исторический период произошли огромные изменения в мировой истории : разрушился колосс Римской империи, затем Византии.

Варварские племена после завоевания Рима создали на европейском континенте собственные государства с определяющейся национальной культурой.

В этот период в мире происходит очень много изменений во всех областях развития государств.

Не обошли стороной эти изменения и культуру и религию.

У каждого народа в эпоху средневековья сложилась своя история развития культуры, влияния на нее религии.

Во все времена людям надо было во что - то верить, на кого - то надеяться, кому - то поклоняться, кого - то бояться, чем - то объяснять необъяснимое, и это неведомое у всех народов было свое.

Были язычники, мусульмане, христиане т.

Д. В это время основной религией на Западе и на Руси считалось Христианство.

Но, если русским средневековьем считалосьXIII–XVстолетия, то на Западе это конец средневековья и Ренессанс, т.

Е. самые плодовитые годы в становлении западноевропейской культуры.

У нас же, по крайней мере, первые два из этих трех веков приходятся на разгром, культурную изоляцию от Запада и застой, из которого Русь только - только начинает выкарабкиваться в самом концеXIV и XVвеках.

Именно поэтому хотелось бы отдельно разобраться, как повлияло христианство на культуру западноевропейских народов и Руси.

Чтобы понять, как происходило влияние религии на культуру нужно понять, как люди жили в это время, о чем думали, что их волновало, заботило больше всего тогда.

Утверждение христианства в качестве государственной религии в некоторых странах, начиная с IV века и его активное распространение привели к существенной переориентации всех сфер позднеантичной духовной культуры в русло новой мировоззренческой системы.

Самым непосредственным образом были захвачены этим процессом и все виды художественной деятельности.

Фактически началось формирование новой теории искусства, предпосылки которой сложились уже в раннехристианский период.

Религия – это стремление человека жить в единстве со сверхчувственным Абсолютом – Богом, в котором воплощено высшее совершенство, могущество и смысл всего человеческого бытия.

Религия базируется на вере и выражается, в первую очередь, мировоззрением, мироощущением, включая мистическое и аскетическое, культами – обрядами поклонения божеству, а также разного рода формами объединения верующих – церкви, общины и пр.

Религиозная культура – это особая область культуры, в которой содержание и цель деятельности всех субъектов – постичь метафизические проблемы существования человека, общества и мира, основываясь на иррациональных догмах.

На основании религиозной культуры протекает формирование мировоззрения, главной частью которого выступают сакрализированные ценности и нормы, зафиксированные в священных текстах. Важная часть религиозной культуры – обряды культа.

Функции религии в системе культур:

  • наиболее важная функция – мировоззренческая – религия является способом познать и осмыслить мир. Религия помогает осуществлять рационализацию мира, а также вырабатывать определенную картину мира.
  • вторая функция – обеспечение выявления смысла жизни человека, которая также основана на некоторой картине мира. Религия дает возможность осмысления таких явлений, как смерть и страдания, а также достойно их переносить.
  • регулятивная функция религии – религиозная картина мира выступает как основа норм и ценностей, идеалов, которыми определяется отношение человека к реальному миру. Они выступают ориентирами и регуляторами человеческого поведения.

Влияние христианства на культуру Европы

Христианству отведена двойственная роль в развитии культуры Европы. До нашего времени великое наследие греко-римского античного мира дошло далеко не в полном объеме, так как памятники античной культуры безжалостно уничтожали ранние христиане. С другой стороны, христианством было оказано большое воздействие на процесс становления европейской культуры. Корни богатой культурой Европы хранит философия, скульптура, архитектура и театр античности, сарказм Рабле и Эразма По данной теме мы уже выполнили доклад Гуманизм Эразма Роттердамского подробнее , научные достижения Коперника и Галилея По данной теме мы уже выполнили реферат Философские идеи Г. Галилея. подробнее , то есть все то, что на протяжении нескольких тысячелетий противопоставлялось христианству и даже боролось с ним. Но нельзя не сказать о том огромном влиянии, которое оказало христианство на образ мышления и систему ценностей европейцев, то есть на всю духовную культуру.

Готовые работы на аналогичную тему

Христианская культура выступает мировоззренческой опорой сознания, выражает запрос на святую и чистую жизнь, возникающую у человека, утомленного плотским активизмом поздней римской античности.

Библия, библейские образы и сюжеты на протяжении нескольких веков были преобладающими в живописи и скульптуре, внеся этим огромный вклад в формирование культа освобожденного Христа. Лучшее, что было создано европейским зодчеством – церковная архитектура, - должно было прославить величие церкви и бога.

Наиболее важные догматы и постулаты церкви о послушании, терпении и воздаянии на том свете сформировали в людях представление о неизбежности, ниспосланности свыше порядков, которые царили на Земле. В лучшем случае люди могли надеяться на избавление после страшного суда и второго пришествия Христа, а до этого они вынуждены были терпеть и надеяться на воздаяние в царстве небесном. Иными словами, на протяжении нескольких веков и даже тысячелетий, нормы морали и быта, представления и ассоциации, культурные традиции и литературные произведения – все это было сформировано под сильнейшим прессом христианской церкви.

Влияние, которое оказывала церковь на развитие традиций, культуры и быта народов Европы, отличалось в западной, то есть католическо-протестантской, и восточно-православной, частях. На западе протест против насилия церкви, вызвавший Реформацию, дал сильнейший толчок для светского развития, на востоке благодаря слиянию православной церкви и государства стало возможным создание более мощной системы незыблемой и освещенной авторитетом церкви традиции, сломать которую оказалось крайне сложно.

На Руси христианство было причиной появления и развития топологической общности храмовой архитектуры, монументальной мозаики и фрески, иконописи и музыки. Русские города начали украшать храмами и другими монументальными зданиями – крепостями, княжескими палатами и пр., жилища граждан и крестьян начали обогащаться предметами прикладного народного искусства. Особое значение в средневековой русской культуре отводилось строительству храмов, которые превратились в центр культурной и интеллектуальной жизни. Одно из наиболее известных архитектурных сооружений – величественный киевский собор Святой Софии. Храм является воплощением устремленности человека к Богу. Купол храма представляет собой молитвенное горение к небесам, некий способ приобщиться к божественному.

Христианизация Руси во многом помогла в формировании русской философии. Посредством христианства русская философия смогла без утраты своей уникальности приобщиться к философской традиции Византии и посредством ее – к античной философии.

Во-вторых, христианство создало единое вероисповедальное пространство, новую духовную общность людей-единоверцев. Этому способствовал прежде всего мировоззренческий аспект христианства, трактующий человека вне зависимости от его социального статуса как земное воплощение Творца, призванного стремиться к духовному совершенству. Христианский Бог стоит над внешними различиями людей - этническими, сословными и т. д. Духовный универсализм позволил христианству обращаться ко всем людям, безотносительно от их сословной, этнической и т. п. принадлежности. В условиях феодальной раздробленности, политической слабости государственных образований, непрекращающихся войн христианство выступало своего рода скрепой, которая интегрировала, объединяла разобщенные европейские народы в единое духовное пространство, создавая вероисповедальную связь людей.

В-третьих, христианство выступило организационным, регулирующим началом средневекового общества. В условиях разрушения старых родовых отношений и распада "варварских" государств собственная иерархическая организация церкви стала моделью для создания социальной структуры феодального общества. Идея единого происхождения человеческого рода отвечала тенденции к образованию крупных раннефеодальных государств, наиболее ярко воплотившейся в империи Карла Великого, объединившей территорию современной Франции, значительной части будущих Германии и Италии, небольшой район Испании, а также ряд других земель. Культурно-идеологической основой консолидации разноплеменной империи стало христианство. Реформы Карла Великого в культурной сфере были начаты с сопоставления различных списков Библии и установления единого для всего государства текста. Осуществлена была и реформа литургии, которая была приведена в соответствие с римским образцом.

Читайте также: