Анализ рппс в средней группе доу в соответствии с фгос

Обновлено: 04.07.2024

Образовательная система ДОО выполняет жизненно важную функцию помощи и поддержки при вхождении детей в мир социального опыта. Заказ государства на сегодняшний день предполагает подготовку социализированных членов общества.

Поэтому, в связи с введением ФГОС ДО , вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды является особо актуальным, т. к. она должна обеспечивать возможность педагогам дошкольной образовательной организации эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.

Анализ развивающей предметно-пространственной среды опирается на следующие нормативно–правовые документы :

Учитывались следующие требования :

  1. Обеспечение максимальной реализации образовательного потенциала пространства;
  2. Возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, возможность для уединения;
  3. Насыщенность среды , в соответствии с возрастными возможностями детей и содержанию программы;
  4. Трансформируемость пространства;
  5. Полифункциональность материалов;
  6. Вариативность среды ;
  7. Доступность среды ;
  8. Безопасность среды .

Музыкальная зал – среда эстетического развития , место постоянного общения ребёнка с музыкой. Яркость, красочность создают уют торжественной обстановки. Для развития детского творчества имеются детские музыкальные инструменты, дидактические игры. Наличие мультимедийного оборудования (интерактивная доска, ноутбук, телевизор, музыкальный центр) дает практически неограниченные возможности в плане интеграции образовательных областей. И значительно обогащает музыкальную деятельность ребенка и облегчает труд музыкального руководителя в соблюдении принципа комплексно-тематического планирования. Дает возможность разнообразить музыкально-дидактический материал, помогает ребенку значительно расширить общий кругозор, сформировать целостную картину мира.

Приоритетным направлением нашего детского сада на протяжении многих лет является физкультурно-спортивное направление. Для его реализации оборудован физкультурный зал, спортивная площадка, физкультурные уголки в группах.

Физкультурный зал оснащен современным спортивным оборудованием : шведские стенки, мягкие модули для полосы препятствий, дуги для подлезания, мячи различного размера, обручи, скакалки, ребристые коррекционные дорожки для хождения, сухие бассейны, скамьи разной высоты, пособия для общеразвивающих упражнений , тренажёры.

На спортивной площадке имеются футбольные ворота с баскетбольными кольцами, зимой оборудуется лыжная трасса, на групповых площадка имеются мишени для метания в горизонтальную и вертикальную цель, лестницы для лазания. Для проведения образовательной деятельности на площадке есть выносной материал (клюшки, мячи, шайбы, гимнастические палки, кегли, скакалки, обручи, лыжи).

В залах проходят занятия, тематические спортивные праздники, досуговые мероприятия, занятия дополнительного образования, театрализованные представления , родительские собрания и прочие мероприятия для родителей и детей. Тематическое убранство зала, связанное с содержанием событий, праздников создает у детей эстетические переживания, радостное настроение.

Групповые комнаты большие, светлые, эстетически оформлены. Стены светлых оттенков.

Мебель в группах соответствует гигиеническим требованиям и ростовым показателям детей. Разнообразная форма столов позволяет группировать их в соответствии с видом деятельности. Столы удобны в использовании, с безопасными закруглёнными краями. Цветовая гамма мебели сочетается с интерьером группы.

Раздевальные помещения оборудованы удобными шкафчиками, скамейками. Оформлены информационные стенды для родителей, обеспечивающие доступность информации об организации деятельности детей в детском саду . Имеется место для выставок детских работ , вернисажей. Сменные выставки иллюстрируют жизнь дошкольников в семье, в детском саду ; подчеркивают индивидуальность каждого воспитанника; вовлекают родителей в воспитательно-образовательный процесс.

В группах создана комфортная развивающая предметно-пространственная среда , соответствующая возрастным , гендерным, индивидуальным особенностям детей. Развивающая среда имеет гибкое зонирование, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и то же время свободно заниматься, не мешая при этом друг другу, разными видами деятельности. Сферы самостоятельной детской активности внутри группы не пересекаются, достаточно места для свободы передвижения детей. Оборудование размещено по периметру групповой комнаты (для речевого, математического, эстетического, физического, познавательного развития) , где широко используется принцип интеграции образовательных областей. Они могут в зависимости от ситуации могут объединяться в один или несколько многофункциональных центров. Это позволяет детям объединяться подгруппами по общим интересам : конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование.

Все игры и материалы в группе расположены таким образом, что каждый ребенок имеет свободный доступ к ним.

Игровые зоны разделены по гендерному различию. В уголке мальчиков размещены строительные инструменты, детали военной формы, разнообразные технические игрушки, автомобили.

Для девочек организованы уголки - парикмахерская, кухня, магазин, где размещены предметы женской одежды , украшения, банты, сумочки и т. п. Для детей создан "уголок ряжения" с костюмами сказочных персонажей и профессиональной деятельности.

В каждой группе в соответствии с возрастными потребностями организованы физкультурные уголки. Они служат удовлетворению потребности дошкольника в движении и приобщению его к здоровому образу жизни. Уголки размещены таким образом, чтобы способствовали проявлению двигательной активности детей и находились в свободном доступе, осуществляя принципы безопасности и доступности среды . Использование разнообразных физкультурных и спортивно-игровых пособий повышает интерес детей к выполнению различных движений, ведет к увеличению интенсивности двигательной активности, что благотворно влияет на физическое, умственное развитие и на состояние здоровья ребенка. Пособия, как покупное, так изготовлено руками воспитателей и родителей : коврики и дорожки для массажа стоп, ручные массажеры, "Серсо" и др.

Хорошо освещенное место отведено уголку художественного творчества, где дети в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. Они наполнены разнообразными пособиями и необходимым расходным материалом. Собран материал по народно–прикладному искусству.

В старших группах уголок науки (природы) является не только украшением группы, но и местом для саморазвития детей . В данном уголке размещен материал для экспериментирования : весы, емкости с сыпучими, жидкими, твердыми веществами, мерные ложечки, сосуды для проведения опытов.

В группах в достаточном количестве разнообразные дидактические и настольные игры. Для выполнения индивидуальных и подгрупповых упражнений используется фланелеграф, мольберт, магнитные и интерактивные доски.

Для развития творческих способностей в музыкально-театральных уголках представлены наборы детских музыкальных инструментов, различные виды театров : би-ба-бо, пальчиковый, настольный, теневой. В каждой группе имеется ширма для театрализации. Группы оснащены аудиотехникой, видео и фонотекой.

Книжные уголки и уголки патриотизма содержат литературу и пособия в соответствии с возрастом детей . Каждый ребенок может самостоятельно выбрать книгу, альбом с картинками, иллюстрациями по своему желанию. Систематически организуются тематические выставки. Педагоги знакомят детей с символикой государства, с историей родного края, района, посёлка. Уголок оснащен глобусом, картой, флагами и гербами России, ЯНАО, города Надыма и Надымского района. Для развития познавательной активности детей и стимуляции социальных интересов в книжных уголках размещены детские энциклопедии , иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы , альбомы, проспекты, портреты писателей и поэтов, иллюстрации к произведениям.

В группах старших дошкольников оборудованы уголки с материалами способствующие подготовке к обучению грамоте и математикой : печатные буквы, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, а так же материалами, отражающими школьную тему : картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, атрибуты для игр в школу.

В группах младшего возраста созданы уголки сенсорного развития , которые способствуют развитию мелкой моторики , тактильных ощущений, слуховых анализаторов , зрительного восприятия, развитию психических процессов. Игровой материал способствует легче адаптироваться к образовательному учреждению.

Для конструктивной деятельности в группах созданы строительные уголки. Они содержат мягкий модуль и строительный материал, который хранится на открытых полках и коробах.

В шумном пространстве игровой комнаты обязательно есть островок тишины и спокойствия - уголок уединения, который располагает к созерцательному наблюдению, мечтам и тихим беседам. Хотя он отделен от других центров легкой шторкой, ширмой ребенок чувствует себя здесь спокойно и уютно. Этому способствуют комфортное кресло, коврик на полу, мягкие игрушки.

Все педагоги используют творческий и авторский подход к наполнению и организации развивающей предметно-пространственной среды не только группы , детского сада , но и участков для прогулки на улице.

На групповых прогулочных участках имеются разнообразные спортивно-игровые конструкции для игровой и двигательной активности детей, постройки малых форм, элементы тропы здоровья, созданные воспитателями и родителями.

Организация среды на территории детского сада , обеспечивает экологическое образование детей. С этой целью на территории зеленые насаждения, организована экологическая тропа и имеется переносная метеостанция.

Развивающая предметно-пространственная среда в нашем детском саду открывает перед детьми множество возможностей, обеспечивает все составляющие образовательного процесса. Предоставляет возможность детям и педагогам вносить изменения, позволяющие, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства. Педагоги периодически меняют игровой материал, вносят новые предметы , стимулирующие исследовательскую, познавательную, игровую, двигательную активность детей.

Таким образом, в нашем ДОУ создаются условия, соответствующие формированию новообразований, которые появляются у детей в разные годы дошкольного детства и сопровождаются сменой одного вида деятельности другим.

Анализируя вышесказанное, развивающая предметно-пространственная среда ДОУ соответствует ФГОС ДО и ООП ДО ДОО . Осуществляется творческий (авторский)подход при её организации. Она соответствует возрастным возможностям детей. Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами . Всё это обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование, двигательную активность, эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно -пространственным окружением.

Развивающая предметно-пространственная среда соответствует следующим требованиям :

Организация развивающей среды в нашей группе построена таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Предметно – пространственная развивающая среда группы организована с учётом требований ФГОС, где прослеживаются все пять образовательных областей:

При построении предметно – пространственной развивающей среды учитывались следующие принципы:

1. принцип дистанции, позиции при взаимодействии;

2. принцип активности, творчества, самостоятельности;

3. принцип стабильности - динамичности;

4. принцип комплексирования и гибкого зонирования;

5. принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого;

6. принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;

7. принцип открытости – закрытости;

8. принцип учёта половых и возрастных различий детей.

Модель развивающей среды нашей группы создавалась с учётом вышеизложенных принципов. Необходимо отметить, что такое построение среды даёт детям чувство психологической защищённости, помогает развитию личности, способностей и овладению разными способами деятельности.

Наша работа начинается с утреннего приёма детей в группу. Приём детей осуществляется в раздевалке группы, где находятся индивидуальные шкафчики для детей.

Здесь же расположен информационный уголок для родителей, куда помещается необходимая информация по детскому саду, консультации и советы родителям.

Анализ предметно-пространственной развивающей среды в средней группе в соответствии с требованиями ФГОС




В раздевалке нашей группы помещён уголок физического развития, пополненный в 2016 году, целью которого является развитие двигательной активности и физических качеств детей.

Уголок физического развития содержит в себе как традиционное физкультурное оборудование, так и нетрадиционное (нестандартное, изготовленное руками педагогов и родителей). Предметное наполнение уголка применяется в подвижных играх (в группе и на улице, индивидуальной двигательной деятельности и в свободной деятельности детей.






Наличие учебной (интеллектуальной, игровой (творческой, бытовой зон и зоны отдыха позволяет использовать помещение группы наилучшим образом. Каждая зона выдержана в определённой цветовой гамме с учётом детского восприятия. Стены в группе выкрашены в жёлто-зелёный цвет, мебель подобрана в той же цветовой гамме. Это создаёт положительный эмоциональный настрой детей.

Учебная зона расположена таким образом, чтобы свет на рабочие столы попадал с левой стороны. Столы для занятий размещены в соответствии с нормами СанПиНа. Доска находится на уровне глаз детей.

Создавая развивающую среду, мы учитывали возрастные и индивидуальные особенности детей. Столы в учебной зоне с регулируемыми ножками. Каждый стол промаркирован в соответствии с ростом детей (зелёные прямоугольники, красные квадраты). В нашей группе есть ребёнок, нуждающийся в диетпитании. Стол этого ребёнка также промаркирован (красный треугольник).

В учебной зоне размещены: центр творчества, уголок природы, мини библиотека, центр речевого развития, уголок дидактических, настольно печатных игр, математический уголок, уголок сенсомоторного развития, центр экспериментирования, уголок музыкального развития, патриотический уголок.

Целью центра творчества, созданном в 2015 году, является формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изо деятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности.

В данном центре находится материал и оборудование для художественно - творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации. В центре творчества дети обычно проводят много времени, рисуя, создавая поделки из пластилина, вырезая из бумаги и т. д.








Уголок природы

Цель: обогащение представления детей о многообразии природного мира, воспитания любви и бережного отношения к природе, приобщение детей к уходу за растениями и животными, формирование начал экологической культуры, что является приоритетным направлением в развитии детского сада.


Здесь мы создаём условия для наблюдения за комнатными растениями, учим детей правильному уходу за ними. В уголке природы помещены краеведческие материалы (фотографии города, гербарии растений, типичных для нашего района). Важным составляющим уголка природы является календарь природы и погоды (оформлены по сезоном года, дневники наблюдений, схемы по уходу за растениями.



Рядом расположен центр экспериментирования, обновлённый в 2014 году, где мы проводим простейшие опыты, развиваем мышление детей, любознательность, познавательную активность.

Центр экспериментирования представлен многообразием коллекций (почва, песок, камни, минералы, семена, крупы и т. д.). В нем находится материал, для осуществления опытной деятельности: лупа, мензурки, колбы, мерные стаканчики, лейки, песочные часы, пробирки, ёмкости для измерения, пересыпания, хранения, трубочки для продувания, волшебный мешочек, подносы, набор для экспериментирования с водой (плавающие и тонущие игрушки и предметы, губки, дощечки, предметы из пластмассы, дерева, резины, металла, набор для экспериментирования с песком (формочки, совочки, грабельки, ведёрки).

Деятельность в данном центре осуществляется под руководством воспитателя.





Для обеспечения богатства сенсорных впечатлений создан уголок сенсомоторного развития, предназначенный также для развития мелкой моторики, тактильных ощущений.



Минибиблиотека представляет собой витрину с полочками для книг и иллюстраций к сказкам, произведениям. Минибиблиотека размещена рядом с центром творчества и театральным уголком, чтобы дети могли рассматривать книги здесь же рисовать к ним иллюстрации и драматизировать сказки. Все книги и иллюстрации обновляются в соответствии с лексической темой недели.









Уголок дидактических, настольно печатных игр и математический уголок:













Уголок музыкального развития способствует формированию интереса к музыке, знакомит с музыкальными инструментами. Дети учатся играть простейшие мелодии на различных музыкальных инструментах. В нашей группе создана фонотека, в которой находятся записи классической и народной музыки, звуки леса, моря, различные сказки.

Патриотический уголок, расположенный в учебной зоне, отражает приоритетное направление развития детского сада, способствует формированию патриотических чувств, знакомит детей с символикой нашей страны.



Игровая зона находится с левой стороны группы.

Она позволяет создавать условия для творческой деятельности детей, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми.

В центре игровой зоны на полу находится ковёр – место сбора всех детей.

Игровая зона оснащена уголками и атрибутами для сюжетно – ролевых игр, подобранных с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, куклами, машинами, игрушечными дикими и домашними животными.

Мебель в игровой зоне функциональна, легко трансформируется, что позволяет варьировать пространство зоны (стеллаж для игрушек, банкетки, угловые тумбы).











Наша развивающая среда соответствует интересам мальчиков и девочек.

Например, для девочек есть швейные машинки, утюги, куклы, пупсы, игрушечный домик для кукол; для мальчиков – наборы инструментов, солдатиков, военной техники.

В игровой зоне располагается уголок ряжения и театр, способствующий стимулировать творческие замыслы, индивидуальные творческие проявления. В создании театра игрушек-самоделок активное участие принимают сами дети, а атрибуты для театра и режиссёрских игр (элементы костюмов) шьют родители.



В бытовой зоне располагается уголок дежурства.

Цель: формирование умения выполнять обязанности дежурных, воспитывать положительное отношение к труду, самостоятельность. Чтобы дети могли самостоятельно определять дежурных, мы создали картотеку с фотографиями детей, которые каждый день меняются в специальных рамочках.


Все игрушки игровой материал размещён таким образом, чтобы дети могли свободно им играть и убирать на место. Для этого имеются стеллажи, шкафы, выдвижные ящики. Игровой материал и игрушки соответствуют возрасту детей и требованиям СанПиНа.

В нашей развивающей среде существует уютное место для отдыха. В группе находится уголок уединения и релаксации, созданный при помощи родителей в 2015 году.

Предметное наполнение уголка включает в себя мягкое кресло, низкий столик, мягкие модули, ковер. Здесь же находится кукла бибабо для снятия негативных эмоциональных проявлений, паучок со съёмными лапками для снятия мышечных зажимов, небольшое зеркальце для отражения чувств, эмоций в мимическом выражении.


Предметно-развивающая среда организована так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Особое внимание уделяется безопасному нахождению детей в группе. Все пространство группы безопасно: элементы среды соответствуют требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования, оборудование и материалы, используемые в помещении, соответствуют правилам охраны жизни и здоровья детей, санитарно-гигиеническим требованиям, правилам противопожарной безопасности, что подтверждается наличием сертификатов соответствия (маркировка постельного белья, одноразовые полотенца, правильное освещение, столы в учебной зоне с регулируемыми ножками, каждый стол и стул промаркированы в соответствии с ростом детей, у детской мебели нет острых углов, не используются предметы из стекла, мебель устойчива, надежно укреплена).

Организация предметно-развивающей среды в соответствии с требованиями ФГОС в подготовительной к школе группе

Организация предметно-развивающей среды в соответствии с требованиями ФГОС в подготовительной к школе группе В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой развивающая среда создаётся педагогами для развития индивидуальности каждого ребёнка.

Анализ предметно-пространственной развивающей среды в области художественно-эстетического развития в соответствии с ФГОС В области художественно-эстетического развития основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для: – развития.

Анализ развивающей предметно-пространственной среды детского сада в соответствии с требованиями ФГОС Анализ развивающей предметно - пространственной среды детского сада Современная ситуация развития системы образования Российской Федерации.

Оформление развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС

Оформление развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в нашем дошкольном учреждении созданы.

Построение развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной группе в соответствии с ФГОС

Построение развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной группе в соответствии с ФГОС МБДОУ № 104/СП г. Красноярск Воспитатель: Чернова Н. Г. В соответствии с требованиями ФГОС ДО обновила развивающую предметно-пространственную.

В группе развивающая предметно-пространственная среда построена с соблюдением общих требований:

содержательно-насыщенная – включает средства обучения (в том числе технические и информационные), игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей;

трансформируемая – обеспечивает возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов, мотивов и возможностей детей;

полифункциональная – обеспечивает возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности;

доступная – обеспечивает свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

безопасная – все элементы РППС соответствует требованиям по обеспечению надежности и безопасность их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности.

При проектировании РППС учитывается целостность образовательного процесса в ДОУ, в заданных Стандартом образовательных областях: социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической и физической.

Художественно — эстетическое развитие.


Представлены различные музыкальные инструменты: барабаны, бубны, погремушка, металлофон, саксофон. Дети имеют возможность пользоваться данными инструментами по желанию.




Речевое развитие.

Данный центр включает в себя книжный уголок. Содержание книжного уголка соответствует возрастным особенностям детей среднего возраста, реализуемой в дошкольном учреждении образовательной программе. В нем находятся книги с художественными произведениями, которые разделены по следующим направлениям: сказки, рассказы, журналы. Главный принцип подбора книгоиздательской продукции – минимум текста – максимум иллюстраций. В книжном уголке представлены фотографии писателей, с творчеством которых дети знакомятся и их литературные произведения.


Познавательное развитие.

Центры организованы и представлены с учѐтом индивидуальных особенностей детей, их чувственного опыта, информационного багажа. Подобранный наглядно – дидактический материал дает детям представление о целостной картине мира.


Центр опытно-экспериментальной деятельности - Лаборатория

Представлен многообразием коллекций (камни, песок, минералы, семена, крупы и т. д.). В нем находится материал, для осуществления опытной деятельности: лупы, микроскоп, мензурки, колбы, мерные стаканчики, лейки, часы и т. д. Дети имеют возможность превращаться в любознательных испытателей, проводить несложные опыты, определять свойства различных природных материалов.


Центр решает следующие задачи:

· целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности.

· воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми.

В данном центре размещен разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру по интересам.



Социально-личностное развитие.

Происходит формирование у детей основ культуры общения, закрепления знаний об окружающей действительности и жизни в социуме, через решение проблемных ситуаций через игровую, театрализованную деятельность, ОБЖ.



Физическое развитие.


Если ребенок устал от шума и хочет побыть в тишине, он может пойти в уголок уединения и релаксации. Это уютное тихое место с различными животными, которым ребѐнок может поведать свои тайны, переживания. Музыкальные записи с пением птиц, журчанием реки, шума леса — все это благоприятно воздействует на эмоциональное состояние детей.

Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов. Было отмечено, что воспитанники меньше конфликтуют между собой: редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, поскольку увлечены интересной деятельностью. Положительный эмоциональный настрой моих детей свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад.


Важнейшими условиями для реализации образовательной программы считаю создание и обновление РППС. Хорошо продуманная и организованная РППС стимулирует развитие социальных и коммуникативных компетентностей, креативности, любознательности, исследовательского интереса, инициативности, ответственности, произвольности, интеллектуальной и познавательной сферы – т.е. всех тех возрастных характеристик ребенка, которые должны сформироваться на этапе завершения дошкольного образования.

В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой ДОО развивающая предметно-пространственная среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Для выполнения этой задачи РППС должна соответствовать следующим принципам:

-Насыщенность РППС является основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка, основным средством формирования личности ребенка, источником его знаний и социального опыта. В группе она представляет необходимые возможности для игровой, познавательной, творческой, исследовательской, двигательной активности детей, обеспечивает эмоциональное благополучие, возможность самовыражения.

-Принцип полифункциональности предметного мира реализуется с помощью различного модульного оборудования. Использование модулей наряду с конструкторами, мозаиками, физкультурным оборудованием (обручами, мячами, скакалками), предметами и играми, которые не несут в себе определенной смысловой информации, способствует развитию воображения и знаково-символической функции дошкольников.

-Принцип трансформируемости среды, который связан с полифункциональностью – это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства. Развивающая предметно-пространственная среда меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

-Вариативность среды предполагает наличие различных пространств (для игры, уединения, конструирования и пр.), наличие материалов, оборудования, инвентаря, игр, игрушек для развития детских видов деятельности. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, т.к. появление новых предметов стимулирует исследовательскую, познавательную, игровую, двигательную активность детей. В качестве ориентиров для подбора материалов и оборудования выступают общие закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе. Предметы, игрушки, пособия отражают уровень современного мира, несут информацию и стимулируют поиск.

-Доступность РППС организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Для этого обеспечен детям свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающий все основные виды детской деятельности.

-Безопасность. Обеспечивает безопасность жизни детей, способствует укреплению здоровья, т.е. соответствует требованиям по обеспечению надежности и безопасности. Форма и дизайн также ориентированы на безопасность. Все материалы и оборудование имеют сертификат качества, отвечают гигиеническим требованиям.

Для максимальной реализации образовательного потенциала развивающей предметно-пространственной среды, как элемента образовательной среды в рамках требований ФГОС ДО целесообразно классифицировать предметное содержание на функциональные зоны. При планировании РППС в группе мною было запланировано создание микрозон и центров:

Одним из важных факторов развития личности ребенка является окружающая его развивающая среда. В моей группе развивающая среда служит интересам и потребностям каждого ребенка, способствует эмоциональному благополучию детей, соответствует их возрасту, отвечает санитарно-гигиеническим требованиям, а также способствует физическому, познавательно-речевому, познавательно-речевому, социально-личностному, и художественно-эстетическому развитию детей.

Результаты анализа развития РППС в группе

Планируемые направления развития РППС

Результаты реализации запланированных направлений развития РППС

2 младшая группа

Спортивный уголок : массажные дорожки, кегли, обручи, ходилки-следы, картотека подвижных игр, мячи, массажные мячики.

Уголок патриотического воспитания : методическая литература по теме, иллюстрации и фотографии Ярославля и Москвы, карты города и России, флаг, герб, портрет президента, глобус, медведь – символ города, матрешки, кремль и т.п.

Календарь природы, картотека растений, картотека наблюдений, схема ухода за растениями, лейки, коллекции шишек, камней, круп, сезонные картинки

Организация уголка сюжетно-ролевых игр : поликлиника, парикмахерская, стройка, магазин, гараж и т.п.

Театральный уголок : костюмы для ряженья, мягкие игрушки, театр пальчиковый, би-ба-бо, ширма, маски и т.д.

Организация уголка для девочек : куклы, кроватки, коляски, набор посуды, фрукты, овощи, аптечка, парикмахерская, магазин.

Музыкальный уголок : музыкальные иструменты: барабан, бубен, колокольчики, труба, дудочка и т.п., диски с песнями и музыкой, дидактические игры, магнитофон.

Организация зоны отдыха и уединения : мягкое место, книги.

Ноябрь 2014 г. – Создание экологического центра

Декабрь 2014 г. – Пополнение уголка для физического развития, и музыкального.

Январь 2015г. – Расширение и пополнение сенсорного центра новыми дидактическими играми, в соответствии с изучением новых знаний.

Февраль 2015 г. – Создание уголка уединения.

Апрель 2015 г. –Разработка плана обогащения РППС на участке, совместно с родителями

Май 2015г. – Разработка участка для высадки рассады и цветов. Высадка цветов, рассады из мини-огорода в открытую почву, эстетическое оформление. Обновление песочницы для игр с песком.

Июнь 2015 г – Создание на участке совместно с родителями элементов для физического развития (футбольные ворота, кольцеброс, баскетбольное кольцо), построек для сюжетно-ролевых игр,

-комплексы утренней гимнастики и гимнастики после сна

-оздоровительная дыхательная гимнастика;

-подвижные игры для возраста;

- пополнение атрибутов для спортивных игр в группе и на прогулке

- оформление спортивного уголка на прогулочной площадке

- Картотека пальчиковых игр

- Картотека речевых игр,

направленных на развитие словаря

у детей раннего возраста

- картотека прогулок по возрасту;

-экологические сказки; речевые задания по экологии.

Изготовила пальчиковый театр; картотеку теневых игр; кукольный театр.

На информационных стендах обновляются консультации для родителей. За 2013-2014 учебный год

разработаны и оформлены консультации:

В течение учебного года все намеченные мероприятия были выполнены, по мере необходимости уголки и зоны трансформируются и пополняются в соответствии с потребностями детского коллектива нашей группы.

Средняя группа:

Уголок патриотического воспитания : методическая литература по теме, иллюстрации и фотографии Ярославля и Москвы, карты города и России, флаг, герб, портрет президента, глобус, медведь – символ города, матрешки, кремль и т.п.

Организация уголка сюжетно-ролевых игр : поликлиника, парикмахерская, стройка, магазин, гараж и т.п.

Театральный уголок : костюмы для ряженья, мягкие игрушки, театр пальчиковый, би-ба-бо, ширма, маски и т.д.

Организация уголка для мальчиков : машины, конструктор (мелкий, крупный), инструменты, рули.

Организация уголка для девочек : куклы, кроватки, коляски, набор посуды, фрукты, овощи, аптечка, парикмахерская, магазин.

Музыкальный уголок : музыкальные иструменты: барабан, бубен, колокольчики, труба, дудочка и т.п., диски с песнями и музыкой, дидактические игры, магнитофон, портреты композиторов.

Организация зоны отдыха и уединения : мягкое место, книги.

Август 2014г. – Анализ наполнения уголков

Ноябрь 2014 г. – расширение экологического центра

Декабрь 2014 г. – Пополнение уголка для физического и музыкального развития.

В течении учебного года – подготовка информации для родителей

В летний период детским садом была приобретена новая мебель в группу.

-комплексы утренней гимнастики

-гимнастика после сна;

-подвижные игры для среднего возраста;

- картотека прогулок для среднего возраста;

-экологические сказки по возрасту.

Консультации для родителей:

Таким образом, в соответствии с возрастом детей были дополнены и изменены уголки и зоны в группе. Оснащение уголков менялось в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

Развивающая предметно-пространственная среда в группе обеспечивала максимальную реализацию образовательного потенциала и развитие детей от 4 до 5 лет в различных видах детской деятельности. В соответствии с особенностями данного возрастного этапа это:

-предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;

-экспериментирование с материалами и веществами;

-общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;

- самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями;

- восприятие смысла музыки, сказок, стихов;

Старшая группа

Уголок патриотического воспитания: методическая литература по теме, иллюстрации и фотографии Ярославля и Москвы, карты города и России, флаг, герб, портрет президента, глобус, медведь- символ города, матрешки, кремль, карта России, картотека стихи о Родине.

Организация уголка для мальчиков: машины, конструктор (мелкий, крупный), инструменты, парковка.

Организация уголка для девочек : куклы, кроватки, коляски, набор посуды, фрукты, овощи, аптечка, парикмахерская, магазин, дом для кукол.

Спортивный уголок : массажные дорожки, кегли, обручи, мячи, скакалки, кольцеброс.

Уголок речевого развития и детская библиотека : сюжетные картинки, книги для чтения детям.

Август 2014г. – Анализ наполнения уголков

Ноябрь 2014 г. – расширение экологического центра

Декабрь 2014 г. – Пополнение уголка для физического и музыкального развития.

В течении учебного года – подготовка информации для родителей

- дидактические игры по развитию речи;

- дыхательная гимнастика для детей;

- гимнастика после сна.

- картотека подвижных игр;

-выполни движения по схеме.

- дидактические игры по экологическому воспитанию;

- картотека прогулок и наблюдений;

- приобретены портреты композиторов;

Обновлен уголок дежурств, форма дежурных.

- изготовила ширмы для театра теней и театра кукол Биб-Ба-Бо; маски; настольный театр.

Консультации для родителей:

Подготовительная к школе группа

Уголок патриотического воспитания: методическая литература по теме, иллюстрации и фотографии Ярославля и Москвы, карты города и России, флаг, герб, портрет президента, глобус, медведь- символ города, матрешки, кремль, карта России, картотека стихи о Родине.

Организация уголка для мальчиков: машины, конструктор (мелкий, крупный), инструменты, парковка.

Организация уголка для девочек : куклы, кроватки, коляски, набор посуды, фрукты, овощи, аптечка, парикмахерская, магазин, дом для кукол.

Спортивный уголок : массажные дорожки, кегли, обручи, мячи, скакалки, кольцеброс.

Уголок речевого развития и детская библиотека : сюжетные картинки, дидактические игры на развитие словарного запаса и грамматических категорий, книги для чтения детям.

Ноябрь 2014 г. – расширение экологического центра

Декабрь 2014 г. – Пополнение уголка для физического и музыкального развития.

В течении учебного года – подготовка информации для родителей

- картотека игр по развитию звуковой культуры речи, и т.д.

- дыхательная гимнастика для детей;

- гимнастика после сна.

- картотека подвижных игр;

-выполни движения по схеме.

- дидактические игры по экологическому воспитанию;

- картотека прогулок и наблюдений;

- приобретены портреты композиторов;

- приобретены авторские игры В.В.Воскобовича.

Консультации для родителей:

Средняя группа:

Уголок патриотического воспитания : методическая литература по теме, иллюстрации и фотографии Ярославля и Москвы, карты города и России, флаг, герб, портрет президента, глобус, медведь – символ города, матрешки, кремль и т.п.

Организация уголка сюжетно-ролевых игр : поликлиника, парикмахерская, стройка, магазин, гараж и т.п.

Театральный уголок : костюмы для ряженья, мягкие игрушки, театр пальчиковый, би-ба-бо, ширма, маски и т.д.

Организация уголка для мальчиков : машины, конструктор (мелкий, крупный), инструменты, рули.

Организация уголка для девочек : куклы, кроватки, коляски, набор посуды, фрукты, овощи, аптечка, парикмахерская, магазин.

Музыкальный уголок : музыкальные иструменты: барабан, бубен, колокольчики, труба, дудочка и т.п., диски с песнями и музыкой, дидактические игры, магнитофон, портреты композиторов.

Организация зоны отдыха и уединения : мягкое место, книги.

В течении учебного года – подготовка информации для родителей

Все намеченные мероприятия были выполнены, благодаря тесному сотрудничеству с родителями детей

Читайте также: