Арнаутова е п социально педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях

Обновлено: 05.07.2024

Детско- родительский клуб "Мир детства" разработали воспитатели Ананьина Светлана Владимировна и Жукова Татьяна Александровна. Подведем итоги работы клуба за 2016 год.

Семья и дошкольная организация- два важных института развития дошкольника, каждый из которых по- своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Только в гармоничном взаимодействии, можно максимально использовать положительные стороны образовательного процесса в ДОУ и семье и компенсировать их недочеты.

Основная цель работы детско-родительского клуба – формирование психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах развития, обучения и воспитания детей.

По мере необходимости к участию в работе клуба могут привлекаться специалисты ДОУ.

Приоритетными задачами работы с родителями являются:

1. Повышение психолого-педагогической культуры родителей и воспитания успешного ребенка в семье.

2. Формирование у родителей культуры совместного времяпровождения с детьми

3. Развитие активной педагогической позиции родителей.

4. Обучение родителей приемам и методам работы с ребенком, обеспечивающим развитие успешной личности.

Основной целью мероприятия стало знакомство участников и вовлечение их в активную деятельность.

Следующее мероприятие клуба было приурочено к Дню Матери.

На мероприятии дети подготовили и исполнили песню о маме и подарили им сделанные своими руками аппликации сердечки. В продолжении был проведен мастер класс по изготовлению картины из крупы. При использовании такого нетрадиционного творчества у детей идет развитие мелкой моторики, воспитание усидчивости, аккуратности и трудолюбия, развитие творческих способностей. Родители также были заинтересованы нетрадиционным творчеством и в дальнейшем стали использовать его в своей семье. Основной задачей здесь было привлечение к совместной деятельности родителей и детей.

В середине февраля у нас прошли литературные чтения на тему "Моя любимая книга".

Родители совместно с детьми приготовили небольшую инсценировку по любимому произведению. Участники встречи почувствовали себя настоящими артистами. Активное участие родителей позволяет ребенку чувствовать неподдельный интерес родителей к его жизни. А родители в процессе взаимодействия с ребенком в то же самое время учатся лучше понимать его.

Далее родителям было предложено совместно с детьми изготовить книжки – малышки. У детей развивает воображение, пространственное мышление, мелкую моторику, усидчивость. Родителям очень понравилась идея создания таких книжек-малышек, в котором, и ребенок может активно поучаствовать. На этом мероприятии ставилась задача, способствовать развитию творческих способностей детей и вовлечение родителей в данную деятельность. Воспитывать у взрослых и детей любовь к художественному слову, книге, литературе.

В июне прошло последнее мероприятие в прошедшем учебном году посещение ипподрома и мини зоопарка в Лукино. Задачами данного мероприятия было привлечь родителей к совместному отдыху с детьми. Показать детям многообразие животного мира и воспитание уважительного от-ношения к нему.

По результатам работы за год были сделаны следующие выводы. В начале года на мероприятиях клуба присутствовало 55% участников, а на по-следних мероприятиях уже 95%. Родители были заинтересованы в разви-тии и воспитании своих детей. Начали проявлять активное участие в жизни ДОУ и ребенка. Стали более компетентными в вопросах воспитания и раз-вития детей. Работа детско-родительского клуба дает положительные ре-зультаты, и было принято решение продолжать работу с родителями в данном направлении.

Родителям были предложены анкеты, в которых они написали какие вопросы по развитию и воспитанию детей их интересуют, и после чего был составлен план мероприятий на 2017-2018 учебный год. На сегодняшний день уже проведено два мероприятия клуба. Первое мероприятие было посвящено безопасности ПДД с привлечением детей и родителей из другой группы. Основной задачей являлось закреплять знания о безопасном по-ведении на дороге для обеспечения собственной безопасности,выявить уровень теоретических и практических знаний родителей и детей по пра-вилам дорожного движения.

В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что главное в работе - завоевать доверие, убедить родителей в важности и необходимости согласованных действий семьи и дошкольной организации.

Используйте нетрадиционные формы работы с родителями и результаты не заставят себя ждать.


Актуальность. Проблема воспитательных влияний дошкольного образовательного учреждения и семьи не нова. Но, рассматривая каждый воспитательный институт в отдельности, можно сказать, что и у детского сада и у семьи, как отдельных воспитательных систем, есть как преимущества, так и недостатки.

Для детского сада недостатками являются деловая форма общения воспитателя с детьми, эмоциональная недостаточность, наличие сменяющих друг друга воспитателей с разными программами их поведения, методами воздействия на ребенка, недостаточность индивидуального общения с каждым ребенком, сравнительная жесткость режима дня, общение с детьми одного возраста. Преимуществом, конечно, является наличие и использование программы воспитания и обучения дошкольников, педагогических знаний у педагогов, научно-методических пособий, целенаправленный характер воспитания и обучения детей, применение методов воспитания, обучения, адекватных возрастным особенностям и возможностям дошкольников, понимание их духовных потребностей, разнообразная содержательная деятельность детей в детском обществе, возможность играть и общаться с широким кругом сверстников.

Основные подходы к пониманию семьи и факторов семейного воспитания строятся на понимании структуры взаимоотношений в семьях и уровне педагогической культуры родителей в семье. Но, к сожалению, до сих пор не хватает разработанных методик, направленных на оценку эффективности сотрудничества детского сада с родителями, относящимися к разным уровням педагогической культуры и обладающими различными взглядами на процесс развития, воспитания и обучения детей, тем более, на выбор приоритетных направлений взаимодействия с педагогами и специалистами ДОО.

Однако учет данных типологических групп родителей может стать основой для разработки методических рекомендаций по оптимизации семейного воспитания в группах родителей с разным уровнем педагогической культуры, что может быть полезным для организации педагогических условий эффективного сотрудничества педагогов и психологов ДОО с семьями своих воспитанников.

Анализ исследований педагогической теории и практики показал, что в системе взаимодействия детских садов и семьи отсутствовали единые требования к задачам и содержанию воспитательной работы ДОУ и семьи, и как следствие преемственности в содержании и технологиях педагогического просвещения родителей в целях успешной социализации личности дошкольника в условиях ДОО и семьи, и формирования у родителей практических умений и положительного отношения к этой задаче. Поэтому для целесообразного и эффективного взаимодействия необходимо обеспечение индивидуального, дифференцированного подхода к работе с семьями воспитанников на основе анализа опыта семейного воспитания, а также контингента родителей; планирование педагогами в календарном плане различных форм общения с родителями, другими членами семьи, взаимосвязь разных форм. Наличие в ДОО документации, раскрывающей работу педагогов с родителями (протоколы родительских собраний, консультаций, наличие материалов наглядной педпропаганды, их хранение); подбор материалов в методическом кабинете ДОУ в помощь педагогам: памятки, вопросники, консультации, лучший опыт семейного воспитания, а так же организация участие педагога-психолога и педагогов в пропаганде целей и задач, содержания и методов семейного воспитания детей-дошкольников, обеспечит полноценное взаимодействие системы дошкольного воспитания и семейного.

Анализ путей современного взаимодействия педагогов ДОУ и семьи позволил нам выделить в нашем научном исследовании в качестве педагогических условий выбора эффективных методов и приемов работы с родителями, формирования оптимальной стратегии взаимодействия и сотрудничества семьи и детского сада следующие:

- формирование у родителей воспитанников установки на сотрудничество через знакомство их с потенциалом развития их детей;

- согласование представлений родителей и педагогов о задачах развития, воспитания и обучения детей в ДОУ и семье в процессе проведения систематической работы на проблемных семинарах;

- постановка специфических проблем педагогического сотрудничества с дифференцированными группами родителей и организация индивидуальных и подгрупповых консультаций;

- обучение родителей и воспитателей функциям сотрудничества через использование традиционных и нетрадиционных методов общения;

- развитие интеллектуальной и творческой инициативы детей и взрослых в процессе организации коллективной деятельности по методу творческих проектов.

Организация констатирующего этапа эксперимента показала, что педагогу необходимо повышать свой профессиональный уровень, учитывая интересы дифференцированных групп родителей, чтобы быть компетентным в значимых для них вопросах для полноценного взаимодействия с родителями. Родителям необходимо сформировать установки на сотрудничество и повысить педагогическую компетентность в вопросах воспитания и развития своих детей при организации в дошкольном учреждении педагогически целесообразных условий эффективного взаимодействия педагогов ДОО и семьи.

Формирующий эксперимент был направлен на формирование у родителей установки на сотрудничество с педагогами ДОО; определение приоритетных направлений педагогического сотрудничества с дифференцированными группами родителей воспитанников; повышение педагогической компетентности: родителей дифференцированных групп и профессиональной компетентности педагогов в процессе проведения семинара-практикума. Для решения данных задач была разработана программа организации педагогических условий работы с родителями, включающая три этапа:

1 этап. Проведение проблемного семинара;

2 этап. Организация семинара-практикума;

3 этап. Презентация семейных творческих проектов.

На всех этапах использовались специальные методы активизации родителей: вопросы к родителям по излагаемому материалу; постановка дискуссионных вопросов; предложение родителям для обсуждения двух различных точек зрения; приведение примеров из литературных источников, решение педагогических задач и др.

Результаты апробации методики взаимодействия ДОО с семьями воспитанников и программы семинара-практикума для родителейподтвердили эффективность предложенных нами педагогических условий.

Значительно улучшились взаимоотношения (коммуникативная функция) с детьми и воспитателями, что инициировало подъем в развитии таких функций, как охрана и укрепление здоровья детей, развивающая (воспитывающая и обучающая) и профессиональное самосовершенствование.

Улучшились показатели совместимости позиций взрослых и детей, а отношение между родителями и детьми стали более конструктивными. Все это подтверждает выдвинутую нами в начале исследования гипотезу.

1. Арнаутова, Е. П. В помощь воспитателям ДОУ в работе с родителями [Текст] / Е. П. Арнаутова. — М.: Школьная Пресса,2012.-120 с.

2. Арнаутова, Е. П. Практика взаимодействия семьи и современного детского сада [Текст] / Е. П. Арнаутова-М.:Владос,2009–213 с.

3. Зверева, О. Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста [Текст] / О. Л. Зверева, А. Н. Ганичева, Т. В. Кротова-М,:Сфера,2009.-256с.

4. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст] / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. — М.: Академия,2011–416 с.

5. Меренков, А. В. Родители и педагоги: Растим ребенка вместе [Текст] / А. В. Меренков. — Екатеренбург:Изд-во дома учителя,2009.-143 с.

6. Носова, Е. А. Семья и детский сад: педагогическое образование родителей [Текст] / Е. А. Носова, Т. Ю. Швецова. — СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС,2009.-80 с.

7. Ожегов, С. И. Словарь русского языка [Текст] /С. И. Ожегов. -М.:Издательство(Русский язык), 2008.-680 с.

8. Организация обратной связи с родителями воспитанников [Текст] //Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения.-2013.-№ 1.-С.76–78 с.

9. Прищепа, С. С. Взаимодействие с родителями детей раннего возраста [Текст] / С. С. Прищепа,Т. С. Шатверян // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения.-2011.-№ 10.-.35–41 с.

10. Шитова, Е. В. Работа с родителями. Практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2–7 лет [Текст] / Е. В. Шитова. -Волгоград:Учитель,2009.-169 с.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, семья, детский сад, родитель, семейное воспитание, обучение детей, педагогическая компетентность, педагогическая культура, педагогическое сотрудничество, семья воспитанников.

Похожие статьи

‒ Признание родителями полезности пребывания ребенка в образовательной организации для его общего развития и признание педагогами важности родительской компетентности в воспитании ребенка. Ни одна, даже самая лучшая, педагогическая система не может быть в.

Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании ребенка

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход, воспитательный процесс.

Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании.

детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок, педагог, семья, образовательный процесс, домашнее воспитание, педагогический процесс, личная готовность.

Основы взаимодействия ДОО и семьи в условиях реализации ФГОС

родитель, ребенок, педагог, семья, детский сад, дополнительное образование, педагогический процесс, семья воспитанников.

Взаимодействие семьи и образовательной организации как.

ребенок, детский сад, семья, родитель, физическая культура, физическое воспитание, мероприятие, игра, социальный опыт, физическое развитие.

Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи.

родитель, семья, Ребенок, детский сад, детско-родительский клуб, образовательный процесс, психолого-педагогическая служба, Педагог, семья ребенка, Уровень.

Профессиональная компетентность молодых педагогов ДОО.

родитель, воспитание детей, начинающий педагог, портрет педагога, психолого-педагогическая подготовленность, родитель воспитанников, семья.

Родители, дети, педагоги: взаимопонимание и взаимодействие

ребенок, родитель, семья, семья учащихся, школа, педагог, учебно-воспитательный процесс, семейное воспитание. Похожие статьи. Народная игровая культура как фактор формирования социально-нравственных отношений во.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Аннотация на книгу Е.П. Арнаутовой Педагог и семья.

В книге три главы:

- педагог и семья как партнеры по общению,

- методы изучения условий семейного воспитания ребенка,

- методы оптимизации общения педагога с семьей.

Каждая глава разделена на параграфы.

Также отмечается, что для современной практики семейного воспитания характерна родительская авторитарность. Авторитарность значительной части молодых родителей является препятствием для создания эмоциональных, доверительных отношений взрослых и детей в семье. Ссылаясь на исследования А.Д.Андреевой, О.А. Карабановой и др. автор говорит, что позиция приказа порождает у ребенка дефицит чувства собственного достоинства. Дети, чьи родители используют угрозы, нотации, запреты, негативные оценки, осуждения и т.д., отличаются безынициативностью, чувством вины, стыда, зависимостью от взрослых.

Следущее, на что обращается внимание - это причины дефицита эмоционально насыщенного общения между родителями и ребенком в семье. Проблема состоит в том, что взрослые недостаточно осознают истинную ценность живого общения с ребенком. А те, которые понимают - не могут правильно организовать его.

Еще одна проблема, освещенная в этом параграфе - создание условий для половой идентификации дошкольника. Ориентация ребенка на представителя своего пола. Например, матери в меньшей степени, чем отцы, строят свое поведение в зависимости от пола ребенка и играют меньшую роль в половой идентификации. В семье, именно с отцовской фигурой, с его влиянием на ребенка (любого пола), связывается благополучное протекание процессов половой идентификации. Это является важным компонентом развития самосознания.

Автором также отмечается, что в научной литературе мало внимания уделяется позитивной роли отца в жизни и воспитании ребенка. Есть и такое мнение: для мужчины теплые отношения с женщиной важнее, чем с детьми. И если женщина уходит из жизни мужчины, то вместе с ней исчезает и ребенок.

Препятствием общения отца с ребенком может оказаться повторный брак. В семье на основе повторного брака мать становится для ребенка главной и единственной опорой, обеспечивающая ему психологическую защищенность. Экспериментально подтверждено, что межличностная напряженность в семье передается ребенку через мать. Важно осознавать, что, переключая внимание на второго супруга, сокращается эмоциональное общение с ребенком. В такой ситуации мать не всегда может заметить переживания ребенка и понять их природу.

Еще одной особенностью современной семьи является ее нестабильность. По словам доктора психологических наук А.Б. Орлова, современная семья становится экспериментальной лабораторией человеческих отношений, где люди экспериментируют на своих собственных жизнях и жизнях других людей.

В течении многих десятилетий взаимодействие общественного и семейного воспитания развивалось по пути поиска разных форм пропаганды педагогических знаний. Главным в сотрудничестве ДОУ и родителей было информирование о задачах, содержании и методах воспитания в детском саду и семье.

Ссылаясь на мнения многих специалистов, автор говорит о том, что педагоги стремятся монополизировать знания о том, как семье воспитывать ребенка. Такой подход к сотрудничеству отдаляет педагога от семьи и ее потребностей. Поэтому многие родительские собрания не вызывают у родителей интереса и отклика.

Таким образом, более благоприятный путь установления доверительных, партнерских отношений с семьями воспитанников лежит через установления диалога, доверие к педагогической компетентности родителей, безоценочный стиль общения.

- безоценочное позитивное принятие другого человека;

- активное эмпатическое слушание, выражение своего понимания другого человека в речи или действии;

- искреннее выражение подлинных чувств в общении

Конгруэнтность наиболее важна для построения диалогических отношений из всех условий гармонизации отношений.

Наиболее интересные тесовые задания: тестовый опрос родителей о согласованности их взаимодействия в воспитании ребенка (мужской и женский вариант), тесты какие мы родители, каковы мы, мужчины, приспособленность в браке (модификация теста Берджеса), опросы родителей по методике В.В. Бойко, опрос, выявляющий мнение родителей о работе дошкольного учреждения и сотрудничестве педагога с семьей. Очень интересен тестовый опрос педагогов и родителей, выявляющий их представления друг о друге как партнерах по воспитанию детей. В пособии также указано как обработать, сравнить и обобщить данные.

Реализация этой задачи придает сотрудничеству развивающую направленность.

- обсуждение разных точек зрения на дискуссионный вопрос настраивает родителя на размышления.

- решение проблемных задач семейного воспитания побуждает родителя к анализу воспитательных приемов, поиску более подходящего способа родительского поведения, упражняет в логичности и доказательности педагогических рассуждений, развивает чувство педагогического такта.

- ролевое проигрывание семейных ситуаций, моделирующих родительское поведение.

- тренинговые игровые упражнения и задания.

- анализ родителями детского поведения помогает увидеть им свой педагогический опыт со стороны.

- обращение к опыту родителей.

- игровое взаимодействие родителей и детей в различных видах детской деятельности.

Эти методы предоставляют родителям возможность моделировать варианты своего поведения в игровой форме. Когда родитель моделирует свое поведение в игре, поле его зрения на проблемы воспитания расширяется. Родители, вовлеченные в игровой тренинг, начинают заново открывать для себя радость общения со своим ребенком.

Динамичность достигается частотой замены и замены рубрик. Рациональность достигается небольшим объемом информации, крупным шрифтом. Под эстетической привлекательностью понимается культура подачи текста и грамотность.

Во втором приложении собраны проблемные ситуации семейного воспитания для обсуждения с родителями.

Третье приложение состоит из тестов для педагогов и родителей.

В четвертом приложении автор разместил примерное содержание рубрик в текстовой информации для родителей.

В пятом приложении – стимульный и игровой материал к тестам и образцы поделок из картона, которые можно сделать своими руками.

Книга может быть полезна воспитателям детских садов, психологам. Она поможет наладить партнерские отношения с семьями воспитанников на основе диалога. Автором подробно изложены теоретические аспекты взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения, возможные причины неплодотворного сотрудничества воспитателей и родителей, пути оптимизации общения. В практической части даны довольно подробные конспекты практикумов, дискуссионных встреч, викторин, наглядно-текстовой информации.



Поддержка социальных функций семьи – фактор повышения качества семейного воспитания детей раннего и дошкольного возраста.

О современной семье, этом социальном изобретении человечества и ее ценности в обществе сегодня звучат самые разноречивые точки зрения: от мнения, что традиционная семья с ее функциями отмирает как социальное явление жизни до точки зрения на кризисные процессы семьи как естественное следствие динамичных преобразований жизни и человеческих отношений, в том числе внутрисемейных. Следует признать, что достаточно большой процент семей сохраняет признаки аномального развития (Дружинин В.Н. и др.). Чтобы полная, гармонично развивающаяся семья, не превращалась в редкость, в реликт среди наблюдающегося социального хаоса, данная проблема ставится на повестку дня образовательных структур всех уровней. Хочется надеяться, что инициативы такого рода будут способствовать повышению ее ценностного статуса и воспитательного потенциала.

Выделение функций семьи в современных отечественных исследованиях (социологических, социально-педагогических)

Функции семьи

Г.М. Свердлов,
В.А. Рясенцев

Н.Г. Юркевич

А.Г. Харчев

Л.Н. Маленкова

С.Д. Лаптенок

Н.Е. Щуркова

А.Н. Елизаров

2. Хозяйственно-бытовая (ведения домашнего хозяйства, экономическая)

4.Совместного проведения досуга, организации отдыха (рекреативная)

5. Удовлетворения сексуально-эротических потребностей

6. Эмоциональной поддержки, общения с близкими, психологического комфорта, любви

7. Социального контроля (социализации, передачи социального статуса, ценностей и традиций)

8. Самореализации в детях (потребность в отцовстве и материнстве)

9.Духовного общения

10. Творческого развития (создания условий для развития личности)

Реализация функций семьи конструирует tt образ жизни, определяет вариативность семейного взаимодействия. Исходя из особенностей реализации семьей функций специалисты описывают различные классификации и типологии семей. В современной практике жизни семей не мало подтверждений многоликости, вариативности семейного взаимодействия и оценочных отношений к ним. Поэтому, стабильность в реализации функций семьи задает определенные границы ее ценностного статуса. В настоящее время многие функции трансформируются от отношения к обществу в сторону отношения к индивиду. Это говорит об изменении социальной роли семьи, которая заключается в создании семьей своего личного способа бытия, о трансформациях общественной ценности семьи и личной ее привлекательности. Перед работниками образовательных структур города стоит важная задача – способствовать повышению ценностного статуса семьи в обществе.

Читайте также: