Антитеррористическая деятельность в россии кратко

Обновлено: 03.07.2024

Целью противодействия терроризму в Российской Федерации является защита личности, общества и государства от террористических угроз и проявлений.

  • профилактика терроризма;
  • борьба с терроризмом (выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование ТА и иных преступлений террористического характера);
  • минимизация и (или) последствий террористических актов.
  • создание двух вертикалей (антитеррористических комиссий и оперативных штабов), что позволило разделить вопросы профилактики и борьбы с терроризмом;
  • наделение необходимой компетенцией Председателя Национального антитеррористического комитета;
  • создание оперативных штабов на постоянной основе;
  • четкое разделение компетенции между руководителями АТК и ОШ в субъектах Российской Федерации и руководителями федеральных органов исполнительной власти;
  • создание постоянно действующих аппаратов АТК и ОШ.

Общегосударственная система противодействия терроризму (ОГСПТ) представляет собой совокупность организационных структур (субъектов противодействия терроризму), которые в рамках полномочий, установленных законами и изданными на их основе нормативными правовыми актами, осуществляют деятельность по противодействию террористическим угрозам, разрабатывают и реализуют комплекс мер по профилактике террористических угроз, выявлению и пресечению террористической деятельности, минимизации и ликвидации возможных последствий террористических актов.

ОГСПТ, в силу возложенных задач, призвана обеспечить системное и эффективное использование потенциала государства и общества для защиты от угроз террористических актов.

  • организация и осуществление на системной основе противодействия идеологии терроризма и экстремизма;
  • совершенствование антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических устремлений;
  • усиление контроля за соблюдением административных, правовых и иных режимов, способствующих противодействию терроризму.

Под профилактикой терроризма понимается деятельность субъектов общегосударственной системы противодействия терроризму, включающая комплекс мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих осуществлению террористической деятельности.

Противодействие идеологии терроризма включает в себя комплекс организационных, социально-политических, информационно-пропагандистских мер по предупреждению распространения в обществе убеждений, идей, настроений, мотивов, установок, направленных на коренное изменение существующих социальных и политических институтов государства.

В качестве потенциальных объектов террористических устремлений могут рассматриваться любые физические и юридические лица, места массового пребывания людей, объекты недвижимости, критической инфраструктуры, транспорта, жизнеобеспечения, коммуникационные и информационные сети.

Под антитеррористической защищенностью потенциальных объектов террористических устремлений следует понимать комплексное использование сил физической защиты, инженерно-технических средств и режимных мер, направленных на обеспечение их безопасного функционирования

Терроризм является одним из бичей двадцать первого столетия. Он известен очень давно, однако вскормлен современный терроризм за океаном. В этой связи борьба с терроризмом стратегическая задача любого государства, серьёзно относящегося к своему суверенитету.

В Российской Федерации важным аспектом национальной безопасности является антитеррористическая безопасность. Что же это такое? В настоящее время под антитеррористической безопасностью принято понимать противодействие террористическим деяниям в государстве на всех уровнях.

Чтобы осознать важность антитеррористической безопасности на государственном уровне следует отдельно выделить, что включает в себя террористическая деятельность. Направления террористической деятельности отражены на рисунке ниже.

направления террористической деятельности

Направления террористической деятельности

Понятие антитеррористической безопасности включает в себя все мероприятия по борьбе и предотвращению терроризма.

Виды терроризма

Терроризм отрицательно сказывается на работе любого государства. Он многолик. Существует несколько видов терроризма:

  • политический терроризм
  • националистический терроризм
  • религиозный терроризм
  • уголовный терроризм.

Борьба с каждым видом терроризма требует серьёзных антитеррористических мер, направленных на защиту граждан России иеё суверенитета.

Правовое регулирование антитеррористической безопасности в РФ

Борьба с терроризмом – это общемировая проблема. В этой связи следует отметить, что антитеррористическая деятельность регулируется как международными, так и локальными нормативными актами. Так на международном уровне действуют следующие документы:

  • Европейская конвенция о борьбе с терроризмом от 27.01.1977
  • Международная конвенция о борьбе с захватом заложников,1979 год
  • Протокол по борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих гражданскую авиацию, дополняет конвенцию о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации. 1988 год
  • Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма, 1994
  • Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом, 1997
  • Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, экстремизмом, сепаратизмом, 2007.

События начала двухтысячных подстегнули Россию на ужесточение антитеррористического законодательства. После 2014года, когда США и их союзники стали более масштабно спонсировать террористические группировки по всему миру, стало очевидным, что необходимы особые документы, направленные на обеспечение

Правовая основа борьбы с терроризмом в РФ определена в ФЗ "О противодействии терроризму", Конституции РФ, в общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах РФ, федеральных законах, нормативных правовых актах Президента РФ, Правительства РФ, а также в принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах других федеральных органов государственной власти.

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ. В ред. от 23.04.2018
  2. Уголовный кодекс РФ
  3. ФЗ "О противодействии терроризму" – 2006 г.
  4. ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" – 2006 г.
  5. Постановление Правительства РФ от 25.03.2015 N 272 (ред. от 19.01.2018) "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)".
  6. Указ Президента РФ "О мерах по усилению борьбы с терроризмом" – 1996 г.,
  7. Постановление Правительства РФ "О мерах по противодействию терроризму" – 1999 г.

Организационные основы противодействия терроризму в РФ

Противодействие терроризму в Российской Федерации осуществляется на разных уровнях. Рассмотрим полномочия каждого уровня власти отдельно.

Президент РФ:

  1. определяет основные направления государственной политики в области противодействия терроризму;
  2. устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти
  3. принимает решение в установленном порядке об использовании за пределами территории РФ формирований Вооруженных Сил РФ и подразделений специального назначения для борьбы с террористической деятельностью.

Правительство РФ:

  1. определяет компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых оно осуществляет, в области противодействия терроризму;
  2. организует разработку и осуществление мер по предупреждению терроризма и минимизацию и ликвидацию последствий проявлений терроризма;
  3. организует обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов МСУ по противодействию терроризму необходимыми силами, средствами и ресурсами.

Федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы МСУ осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

В целях наиболее эффективного и комплексного подхода обеспечения антитеррористической безопасности на государственном уровне в 2002 году была создана Федеральная антитеррористическая комиссия, которая явилась координирующим органом, обеспечивающим взаимодействие субъектов, осуществляющих борьбу с терроризмом.

В 2006 году был образован Национальный антитеррористический комитет (НАК). Он создан Указом Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 г. № 116 "О мерах по противодействию терроризму". Этим же Указом утверждено Положение о Национальном антитеррористическом комитете.

структура НАК

Структура аппарата Национального антитеррористического комитета РФ

Помимо единой антитеррористической системы управления на федеральном, региональном и местном уровне в сфере обеспечения безопасности задействованы и другие институты, ведомства, организации, ведущие антитеррористическую деятельность на местном уровне. Это региональные отделения Федеральных органов исполнительной власти, Федеральной службы безопасности РФ, Министерства внутренних дел РФ, Службы внешней разведки РФ, Федеральной службы охраны РФ, Министерства обороны РФ. А также органы МСУ, в которых созданы антитеррористические комиссии, как организационная форма противодействия терроризму, и которые подотчетны Национальному антитеррористическому комитету.

Принципы противодействия терроризму в РФ

Противодействие террористической угрозе в Российской Федерации строится на основе принципов закрепленных в нормах действующего законодательства. К числу принципов можно смело отнести следующее:

Терроризм в наши дни стал общественно-политической проблемой номер один, поскольку его масштабы приобрели поистине глобальное значение. Россия в борьбе с терроризмом прилагает все силы, чтобы избежать опасных и непредсказуемых последствий, которые уже переживает человечество.

россия в борьбе с терроризмом

Без границ

Терроризм - угроза безопасности всего мира, всех стран и всех граждан, их населяющих, это потери экономические и политические, это огромное психологическое давление, оказываемое на людей. Размах бандитизма в современности настолько широк, что для него не существует никаких государственных границ.

Что может сделать отдельное государство против терроризма? Его международный характер диктует ответные меры, выстраивание целой системы противодействия. Именно это и предпринимает Россия в борьбе с терроризмом. Наступление его в международных масштабах ощущает и Российская Федерация, поэтому встал вопрос об участии её армии даже за пределами территорий страны.

Противодействие силам террора

Силами органов власти и местных самоуправлений проводится ежечасная неусыпная работа по обеспечению безопасности населения страны. Методы борьбы с терроризмом внутри России применяются следующие.

  1. Профилактика: предупреждение терактов посредством выявления и устранения условий и причин, которые способствуют совершению актов террора.
  2. Россия в борьбе с терроризмом следует по цепочке от выявления, предупреждения, пресечения, раскрытия и расследования каждого подобного случая.
  3. Последствия любого проявления террора минимизируются и ликвидируются.

методы борьбы с терроризмом

Федеральный закон

О противодействии законодательно заявлено 6 марта 2006 года. Согласно Федеральному закону, Россия в борьбе с терроризмом может применять ВС РФ. Оговорены следующие ситуации применения Вооружённых Сил.

  1. Пресечение полёта любого воздушного судна, захваченного террористами или используемого для теракта.
  2. Пресечение теракта в территориальном море РФ и во внутренних водах, на любом объекте деятельности в морях, которые расположены на шельфе континента, где располагаются территории РФ, обеспечение безопасной работы судоходства.
  3. Россия в борьбе с терроризмом участвует в контртеррористических операциях, как это предусмотрено в настоящем Федеральном законе.
  4. Борьба с международным терроризмом за границами территорий РФ.

борьба с международным терроризмом

Пресечение терроризма в воздухе

ВС РФ могут применять боевую технику и оружие согласно нормативным правовым актам РФ по устранению угрозы или пресечению террористического акта. Если самолёт не реагирует на команды наземных пунктов слежения и на сигналы поднятых самолётов РФ на перехват либо отказывается подчиниться без объяснения причин, ВС РФ пресекают полёт судна, применяя боевую технику и оружие, принуждая его к посадке. В случае неподчинения и существующей опасности экологической катастрофы или гибели людей полёт судна пресекается путём уничтожения.

Пресечение терроризма на воде

Внутренние воды, территориальное море и свой континентальный шельф и национальное морское судоходство (в том числе и подводное) ВС РФ тоже должны защищать, используя вышеперечисленные методы борьбы с терроризмом. Если морские или речные плавательные средства не отвечают на команды и сигналы по прекращению нарушения правил пользования водного пространства РФ и подводной среды либо следует отказ подчиниться, оружие военных кораблей и самолётов ВС РФ применяется для принуждения, чтобы остановить плавательное средство и устранить угрозу теракта даже путём его уничтожения. Предотвратить гибель людей или экологическую катастрофу необходимо, применяя любые меры борьбы с терроризмом.

фсб рф

Контртерроризм внутренний и внешний

Нормативные правовые акты РФ определяют решение Президента России в привлечении воинских частей и подразделений ВС РФ к участию в контртеррористической операции. Воинские части, подразделения и соединения ВС РФ применяют боевую технику, специальные средства и оружие. Борьба с международным терроризмом посредством привлечения Вооружённых Сил Российской Федерации осуществляется соответственно международным договорам РФ, настоящему Федеральному закону с применением вооружения либо с территории РФ против баз террористов или находящихся за пределами РФ отдельных лиц, а также с использованием ВС РФ за границами страны. Все эти решения принимает лично Президент, в настоящее время В. Путин.

Борьба с терроризмом - важнейшая задача современного мира и очень ответственная. Поэтому общую численность формирования ВС РФ, районы, где оно будет действовать, стоящие перед ним задачи, сроки пребывания за пределами РФ и прочие вопросы, связанные с контртеррористической деятельностью за рубежами РФ, тоже решает лично Президент. Федеральный закон о борьбе с терроризмом отдельно оговаривает это положение. Войсковые части, которые направляются за пределы России, состоят из военнослужащих-контрактников, прошедших специальную предварительную подготовку, и формируются сугубо на добровольной основе.

путин борьба с терроризмом

Национальная безопасность

Терроризм может быть представлен как организациями и группировками, так и отдельными лицами. Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года предусматривает любые проявления террористической деятельности. Направленность может быть любого плана - от насильственного изменения основы конституционного строя РФ и дезорганизации функционирования гос. власти до уничтожения промышленных и военных объектов, а также учреждений и предприятий, которые обеспечивают жизнедеятельность населения, и до устрашения общества применением химического или ядерного оружия.

Проблемы борьбы с терроризмом состоят в том, что нет консолидации всех общественных и государственных структур в объединении усилий по противодействию этому опаснейшему явлению. Здесь не смогут действенно помочь какие-либо специально созданные контртеррористические центры, даже спецслужбы и правоохранительные органы. Нужна совместная деятельность всех структур, ветвей власти, средств информации.

основы борьбы с терроризмом

Источники терроризма

Любые террористические проявления должны быть чётко отслежены до самого истока и честно названы причины их возникновения. Экспертный опрос, проведённый среди сотрудников антитеррористических подразделений ФСБ РФ, выявил, что детерминантами (факторами возникновения) терроризма бывают чаще всего следующие: резкое понижение уровня жизни и степени соц. защиты, политическая борьба и правовой нигилизм, рост сепаратизма и национализма, несовершенное законодательство, низкий авторитет властных структур, непродуманные решения их.

Питают растущий терроризм, в основном, противоречия в обществе, социальная напряжённость, откуда и появляется политический экстремизм. Борьба с экстремизмом и терроризмом требует включения комплексной программы, в которой она будет иметь не только политический, но и экономический, социальный, идеологический, правовой и многие другие аспекты. Антитеррористическая политика РФ пытается решить главные, но всего лишь следственные задачи - сохранение территориальной целостности и суверенитета. А надо бы начинать с причин.

борьба с экстремизмом и терроризмом

Основы борьбы с терроризмом

Неотъемлемая часть государственной политики - борьба с терроризмом в РФ, целью которой являются, как уже было сказано, обеспечение безопасности, территориальной целостности и суверенитета страны. Основные положения этой стратегии таковы:

  • причины и условия, способствующие возникновению терроризма и его распространению, должны быть выявлены и устранены;
  • лица и организации, совершающие подготовку к терактам, должны быть выявлены, действия их предупреждены и пресечены;
  • субъекты, причастные к террористической деятельности, должны быть привлечены к ответственности соответственно законодательству России;
  • силы и средства, предназначенные для пресечения, выявления, предупреждения террористической деятельности, минимизации и ликвидации последствий терактов должны поддерживаться в постоянной готовности к их использованию;
  • места массового скопления людей, важные объекты жизнеобеспечения и инфраструктуры должны быть обеспечены антитеррористической защищённостью;
  • идеология терроризма не должна получать распространение, а работа информационно-пропагандистского обеспечения должна активизироваться.

меры борьбы с терроризмом

Меры безопасности

Объекты, на которые могут быть нацелены террористические операции, в последнее время стали гораздо лучше оснащаться инженерными и техническими средствами защиты, также сотрудники охранных предприятий значительно повысили свой уровень подготовки. Тем не менее антитеррористическая защита мест, где массово пребывают люди, ещё явно недостаточна, поскольку отсутствовали единые требования к обеспечению этого на объектах.

В 2013 году, 22 октября, Федеральный закон об антитеррористической защищённости объектов вступил в силу. Теперь Правительство РФ согласно этому документу получает право установления обязательных в выполнении всеми физическими и юридическими лицами требований по антитеррористической защищённости объектов, территорий. Также требования касаются их категории, контроля относительно выполнения требований, формы паспорта безопасности. Исключаются из этих объектов только транспортная инфраструктура, транспортные средства и объекты ТЭК, где антитеррористическая защита выстраивается гораздо более жёстко.

Глобальная угроза

Террористические организации действую в России чаще всего при участии и под руководством иностранных граждан, которые прошли подготовку за границей и финансово поддерживаются источниками, связанными с международным терроризмом. Согласно данным ФСБ РФ, уже в 2000 году в Чечне было около трёх тысяч иностранных боевиков. Вооружёнными силами России в боевых действиях 1999-2001 годов уничтожено более тысячи иностранцев из арабских стран: Ливана, Палестины, Египта, ОАЭ, Иордании, Йемена, Саудовской Аравии, Афганистана, Туниса, Кувейта, Таджикистана, Турции, Сирии, Алжира.

В последние годы международный терроризм усилился до степени глобальной угрозы. В России именно с этим связано создание Национального антитеррористического комитета (НАК). Этот коллегиальный орган, который координирует деятельность исполнительной власти как федеральной, так и субъектов РФ, местного самоуправления, а также готовит соответствующие предложения Президенту РФ. НАК был образован согласно Указу о противодействии терроризму 2006 года. Председателем комитета является директор ФСБ РФ генерал армии А. В. Бортников. Под его началом работают практически все руководители силовых структур, правительственных ведомств и палат парламента РФ.

проблемы борьбы с терроризмом

Основные задачи НАК

  1. Подготовка предложений Президенту РФ относительно формирования гос. политики и совершенствованию законодательства в области противодействия терроризму.
  2. Координация всей антитеррористической деятельности федеральной исполнительной власти, комиссий в субъектах РФ, взаимодействие этих структур с местным самоуправлением, общественными организациями и объединениями.
  3. Определение мер устранения причин и условий, способствующих террору, обеспечение защищённости объектов от потенциальных посягательств.
  4. Участие в борьбе с терроризмом, подготовка международных договоров РФ в этой области.
  5. Обеспечение социальной защиты людей, уже осуществляющих или привлекаемых к борьбе с терроризмом, социальная реабилитация пострадавших от терактов.
  6. Решение прочих задач, предусмотренных законодательством РФ.

Террор Северного Кавказа

В последние годы органы гос. власти предприняли значительные усилия для нормализации обстановки в Северо-Кавказском федеральном округе, реализовав меры противодействия терроризму. В декабре 2014 года директор ФСБ РФ А. Бортников отметил результат координации профилактических и силовых операций - террористических преступлений стало в три раза меньше сравнительно с этим же периодом 2013 года: 218 преступлений против 78.

Однако напряжённость обстановки в регионе всё ещё высока - активны и северокавказское бандподполье, и международный терроризм, несмотря на непосредственное участие в борьбе с ним всех правоохранительных органов, силовых структур и специальных служб. Проводятся мероприятия оперативные и боевые, выявляются, предупреждаются, пресекаются, раскрываются и расследуются террористические акты. Так, в течение 2014 года спецслужбам и правоохранительным органам удалось предотвратить 59 преступлений террористического характера и восемь готовившихся терактов. Тридцать человек, связанных с бандитским подпольем, удалось склонить к отказу от террора.

Когда уговорить не удаётся

Для борьбы с терроризмом существует комплекс оперативно-боевых, специальных, войсковых и многих других мероприятий, когда применяется боевая техника, оружие и специальные средства, чтобы пресечь террористический акт, обезвредить боевиков, обеспечить безопасность людей, учреждений и организаций и минимизировать последствия теракта. Здесь задействованы силы и средства органов ФСБ вкупе с создаваемой группировкой, состав которой могут пополнить и подразделения ВС РФ, и федеральные органы исполнительной власти, в ведении которых вопросы обороны, безопасности, внутренних дел, гражданской обороны, юстиции, МЧС и многие другие.

В результате таких мощных контртеррористических операций на Северном Кавказе в 2014 году было нейтрализовано 233 бандита, из них 38 главарей. Задержано 637 членов бандподполья. Изъято из незаконного оборота 272 взрывных устройства, много огнестрельного оружия и других средств поражения. Правоохранительные органы, расследовавшие террористические акты, в 2014 году довели до суда 219 уголовных дел, в результате которых преступники понесли уголовное наказание, среди них четыре исполнителя терактов в Волгограде.

участие в борьбе с терроризмом

Террор и международные отношения

Трансграничные формы терроризма - самая опасная форма преступности. Современные реалии превратили её в фактор дестабилизации развития международных отношений. Террористические посягательства на использование средств массового поражения (ядерного оружия) являются серьёзной угрозой для существования всего человечества. А мировое сообщество в силу завышенных амбиций отдельных его членов не может даже определиться в точной терминологии, касающейся этого явления, хотя в общем и сложилось некое совместное понимание основных составляющих данное явление.

Прежде всего, терроризм - это противозаконное насилие с применением оружия, стремление запугать общественность мира в самых широких слоях его населения, это невинные жертвы. Если террористический акт затрагивает интересы более одной страны, там, естественно, содержится и международный элемент. Политическую направленность международное сообщество не считает чертой международного терроризма, как это ни странно. Впрочем, в последние годы, когда он невероятно окреп по всему миру, Комитет Генеральной Ассамблеи ООН пытается снова начать работу над определением, касающимся международного терроризма.

Роль России в мировом сообществе

Российская Федерация весьма последовательна на пути объединения усилий по борьбе против террора. Она всегда была за устранение преград - религиозных, идеологических, политических и любых других, - между государствами, противостоящими террористическим преступлениям, ведь главное - организация эффективного отпора всем проявлениям терроризма.

Как продолжатель СССР, Российская Федерация участвует в действующих универсальных соглашениях по этой борьбе. Именно от её представителей исходят все конструктивные инициативы, именно они вносят самый ощутимый вклад и в теоретические разработки новых договорённостей, и в практические решения по созданию общего антитеррористического международного фронта.

Инструктаж по антитеррористической безопасности является процедурой, предполагающей изучение гражданами порядка действий в случае возникновения угроз для жизни или здоровья. Процесс обучения может происходить на территории предприятий, учебных заведений, публичных учреждений. Как же осуществляется обеспечение антитеррористической безопасности и защищенности?

Антитеррористическая защищенность в РФ

Антитеррор

Терроризм в последние десятилетия стал довольно-таки распространенным явлением на планете. Напряженность ситуации предопределяется увеличением и без того многих незаконных формирований, которые обостряют обстановку главным образом на территории ближневосточных государств. Целями террористических атак могут быть самые разнообразные места: самолеты и аэропорты, черта города, детские учреждения, организации, в общем, любые общественные места с большим скоплением людей.

Подобная опасность требует более эффективных мер, чтобы предотвратить новые трагедии. Подготовка антитеррористической защищенности на особо важных объектах, усиление охраны в режимных организациях не всегда могут быть достаточными мерами. Кроме всего прочего, особое внимание уделяется и подготовке непосредственного персонала этих и других организаций.

Антитеррористическая безопасность Российской Федерации

В школах, в больницах, на предприятиях и в любых других организациях должны быть утверждены документы, определяющие порядок действий людей при возникающих угрозах. Это так называемые антитеррористические инструкции и паспорта. Их основные положения обязаны быть доведены до сведения всего персонала. В дополнение ко всему, чтобы произошло большее публичное ознакомление, следует вывешивать и наглядную агитацию. Всеми этими мероприятиями должно заниматься руководство, причем в самостоятельном порядке.

Антитеррористическое подразделение

Федеральным законодательством определено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны заниматься обеспечением условий по предотвращению угроз для жизней граждан. Тем не менее, нормативными документами не разъясняется подробно, каким образом можно гарантировать антитеррористическую защищенность в РФ. В результате перечень мероприятий разрабатывают ответственные лица в самостоятельном порядке. Практически это выглядит как утверждение локального документа, паспорта, в котором должны быть прописаны соответственные меры.

Рекомендации по антитеррористической защищенности в РФ

Примером одного такого локального документа, отвечающего за антитеррористическую безопасность, можно назвать Инструкцию. В ней имеются некоторые разделы, в которых говорится об:

  • Общих положениях;
  • Обязанностях охраны;
  • Действиях персонала при угрозах.

Что написано в общих положениях

Здесь обычно описываются общие назначения документа. Этим же разделом перечисляются некоторые меры, которые должны предприниматься персоналом. К первичным мероприятиям антитеррористической безопасности могут предъявляться следующие требования:

Россия против террора

Что написано в обязанностях службы безопасности

Здесь описываются задачи, которые исполняются охраной на предприятиях. В частности, под антитеррористической безопасностью в школах предполагается:

  • Осуществление регулярных проверок исправности сигнализаций, средств защиты;
  • Незамедлительные уведомления в правоохранительные органы о нахождении подозрительных свертков, пакетов, коробок;
  • Проведение регулярных обходов зданий и дворов.

Какие требования предъявляются к порядку действий персонала

Здесь описываются правила, которыми обязаны пользоваться сотрудники в случае возникновения угроз для их жизней. К примеру, полностью обрисовывается последовательность всех действий в случае обнаружения подозрительных предметов, которыми могут быть свертки, коробки, пакеты и прочие вещи, а также необходимая в таких случаях срочная эвакуация и другие мероприятия. Обязательно наличие разных приложений к инструкции в виде схем с указанием аварийных выходов, номеров телефонов экстренных и специальных служб и др.

Как проводятся инструктажи

Они проводятся несколькими этапами. Антитеррористической безопасностью объектов предполагается непременное обучение персонала порядку действий в условиях опасности. В ходе его проведения персонал знакомится с направленностью политики предприятия в области антитеррористической защищенности. Все руководители могут определять свои собственные системы обучения. Главным образом выделяют четыре основных этапа, которые связаны:

  • С назначением ответственного сотрудника;
  • С разработкой плана обучения;
  • С выполнением инструктажей;
  • С отражением итогов в журналах.

Но и этим стадиям могут сопутствовать самые разнообразные процедурные действия, которые должны способствовать равномерному распределению нагрузок среди подразделений компании.

Каким образом назначаются ответственные

Назначение ответственных может осуществляться на основании распоряжений руководителей. Следует отметить, что когда количество персонала довольно-таки большое, целесообразнее всего было бы заняться созданием специальной службы. А когда численность персонала невелика, можно ограничиться и одним служащим. Распоряжения руководителей доводятся до сведения ответственных сотрудников. В их должностные инструкции вносятся соответственные поправки.

Как разрабатывается план обучения

Первым делом ответственными лицами компании разрабатывается программа, в которой должны быть предусмотрены организационные вопросы со всеми необходимыми мероприятиями. Вслед за этим подбираются способы по ознакомлению персонала с информацией. Это могут быть устные разъяснения, демонстрация фото- или видеоматериалов. В программе содержатся разделы, в которых должно сообщаться:

Терроризму - нет

Порядок действий при чрезвычайных обстоятельствах

Когда наступают чрезвычайные обстоятельства, например, угроза террористической атаки, все сотрудники обязаны быть подготовлены к этому и знать правила действий при ЧО. Для этих целей в программу дополнительно должны включаться правила действий персонала сотрудников, с:

  • Предоставлением эвакуационного плана;
  • Обозначением мест, в которых персонал может укрываться;
  • Информированием сотрудников о правилах общения с правоохранительными органами об угрозах.

Таким образом, все сотрудники должны располагать четким планом антитеррора, в котором должны быть расписаны все действия по предотвращению терактов, а также при возникновении иных опасностей.

Какие имеются способы обучения

Особенности мероприятий антитеррора

Ко всем мероприятиям, при выполнении которых необходимо обладать специальной подготовкой, следует подходить планомерно. Например, это может быть тренировка действий по тревоге, вследствие обнаружения подозрительных предметов. Планы можно составлять в виде таблиц с указанием в них:

  • Порядковых номеров;
  • Наименований мероприятий;
  • Ответственных лиц;
  • Времени проведения.

Если понадобится, подготовительные мероприятия можно разбивать по фазам и проводить с сотрудниками в разное время. Планы согласовываются на заседаниях комитетов с руководителями. Информация об инструктажах должна доводиться до всех служащих или работников. Обычно, это делается при помощи публичного оповещения (объявлений, рассылок писем и прочими).

Индивидуальные и коллективные мероприятия

Инструктажи могут проводиться самыми разнообразными методами. В основном подготовку проводят в группах персонала. Индивидуально изучать правила можно и с новичками. Стоит подметить, что все мероприятия допустимы исключительно в рабочее время. Законодательством запрещено задерживать персонал или работать с ним по выходным дням.

Плакат о взрывных устройствах

Но когда проведение обучения в рабочее время не получается, сверхурочные выходы должны быть оформлены соответственно к нормативной базе, это же касается и оплаты. Запрещается проведение обучения и в обеденные перерывы. Руководители предприятий должны также выделять специальные помещения, в которых персоналу будет разъяснено все об антитеррористической безопасности РФ, вместе с правилами поведения на случай угроз.

Как оформляются результаты

Результаты инструктажей должны отмечаться в специальных журналах. Их ведут лица, которые постановлением руководителей уполномочены проводить обучение. Законодательство не установило требования по ведению журналов. Таким образом, их формы утверждаются локальными документами руководителей предприятий. Однако контролирующими органами могут проводиться проверки содержания журналов. По итогам ревизий могут предъявляться претензии, которые необходимо устранять. Журналы должны храниться у уполномоченных лиц. Они должны быть подписаны, пронумерованы, прошнурованы и заверены печатью. Заполняются журналы по мере надобности.

Чем занимается Антитеррористическая комиссия

Антитеррористическая комиссия – это орган, который занимается осуществлением координационной деятельности на территориях субъектов РФ. а также работает с территориальными органами исполнительной, в том числе и местной власти, по вопросам профилактики терроризма, минимизации и ликвидации возможных последствий его выражения. Комиссии занимаются реализацией на всей российской территории госполитики по противодействию терроризма, изучают политические, социально-экономические и иные процессы в регионах, которые оказывают воздействие на обстановку в сфере противодействия террористической деятельности, разрабатывают меры по профилактике терроризма, а также выполняют многие другие задачи. Председателями комиссий, как правило, являются губернаторы регионов. С положениями об Антитеррористических комиссиях можно ознакомиться на официальных сайтах.

Краткие выводы по антитеррору

Алгоритм действий при терракте

Гарантии обеспечения безопасности на любых предприятиях являются одними из основополагающих задач руководителей. Некоторым директорам не совсем понятна значительность этих процессов. Такие руководители ссылаются на невозможность остановки производственных процессов и не занимаются исполнением требований законодательства об обязательном обучении персонала. Но, как известно, от террористических угроз никто не застрахован.

Как правило, начинается паника, которая может привести к самым серьезным последствиям, поэтому правоохранительными органами систематически проводятся напоминания о том, что необходимо проводить инструктажи по антитеррору. Не достаточно того, чтобы демонстрировались исключительно документальные фильмы по этой тематике. Инструктажи по безопасности не являются прихотью законодателя. Необходимость в их проведении диктуется реалиями наших дней.

1. Совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в целях воздействия на принятие решений органами власти или международными организациями - наказываются лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет.

2. Те же деяния:

а) совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; б) повлекшие по неосторожности смерть человека; в) повлекшие причинение значительного имущественного ущерба либо наступление иных тяжких последствий, - наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они:

а) сопряжены с посягательством на объекты использования атомной энергии либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения либо ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических или биологических веществ; б) повлекли умышленное причинение смерти человеку, - наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет или пожизненным лишением свободы.

Примечание

Лицо, участвовавшее в подготовке террористического акта, освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременным предупреждением органов власти или иным способом способствовало предотвращению осуществления террористического акта и если в действиях этого лица не содержится иного состава преступления.

Возможные места установки взрывных устройств:

Вокзалы; Рынки; Стадионы; Дискотеки; Магазины; Транспортные средства; объекты жизнеобеспечения (электроподстанции, газоперекачивающие и распределительные станции…); учебные заведения; больницы, поликлиники; детские учреждения; подвалы и лестничные клетки жилых зданий; контейнеры для мусора, урны; опоры мостов.

Признаки наличия взрывных устройств:

Припаркованные вблизи домов автомашины, неизвестные жильцам (бесхозные); наличие на найденном предмете источников питания (батарейки); присутствие проводов, небольшой антенны, изоленты; шум из обнаруженного предмета (тиканье часов, щелчки); обнаруженные растяжки из проволоки, шпагата, веревки. Необычное размещение обнаруженного предмета; специфический, не свойственный окружающей местности, запах; бесхозные портфели, чемоданы, сумки, свертки, мешки, ящики, коробки.

Предупредительно-защитные меры. Необходимо:

Укрепить и опечатать входы в подвалы и на чердаки, установить решетки, металлические двери, замки, регулярно проверять их сохранность; установить домофон; организовать дежурство граждан (жильцов) по месту жительства; создать добровольные дружины из жильцов для обхода жилого массива и проверки сохранности печатей и замков; обращать внимание на появление во дворах незнакомых автомобилей и посторонних лиц; интересоваться разгрузкой мешков, ящиков, коробок, переносимых в подвал или на первые этажи; не открывать двери в подвалы и на чердаки неизвестным людям; освободить лестничные клетки, коридоры, служебные помещения от загромождающих их предметов.

Читайте также: