Анкетирование как метод маркетингового исследования кратко

Обновлено: 02.07.2024

Маркетинговые исследования – это систематический сбор, регистрация и анализ данных по проблемам, относящимся к маркетингу. Задачи исследования маркетинга входят в состав информационной системы маркетинга, являющейся частью информационной системы управления предприятием. Маркетинговые исследования связаны с принятием решений по всем аспектам маркетинговой деятельности. Все маркетинговые в двух разрезах: оценка тех или иных маркетинговых параметров для данного момента времени и получение их прогнозных значений.

Маркетинговое исследование – процесс, состоящий из пяти этапов. На первом происходит четкое определение проблемы и постановка целей исследования. Второй этап – разработка плана сбора информации с использованием первичных и вторичных данных. Сбор первичных данных требует выбора методов исследования (наблюдение, эксперимент, опрос), подготовка орудий исследования (анкеты, механические устройства), составления плана выборки (единица выборки, объем выборки, процедура выборки) и выбора связи с аудиторией (телефон, почта и личное интервью). Третий этап – сбор информации с помощью внекабинетных или лабораторных изысканий. Четвертый этап – анализ собранной информации для вывода из совокупности полученных данных показателей среднего уровня, переменных составляющих и выявления разного рода взаимосвязей. Пятый этап – представление основных результатов, которые дадут управляющим по маркетингу возможность принимать более взвешенные решения.

Анкета в системе маркетингового исследования

На втором этапе при сборе первичных данных (информации, собранной впервые для какой-то конкретной цели) выбирают метод исследования. Остановимся на опросе, так как анкетирование является одним из основных инструментов именно данного метода маркетингового исследования.

Опрос может последовать в устной или письменной форме. Устные и телефонные опросы называют обычно интервью. Опросы разделяются:

1) по кругу опрашиваемых (частные лица, эксперты, предприниматели и др.);

2) по количеству одновременно опрашиваемых (единичное или групповое интервью);

3) по количеству тем, входящих в опрос (одна или несколько (омнибус));

4) по уровню стандартизации (свободная схема или структурированная, полностью стандартизированная);

5) по частоте опроса (одно- или многоразовый опрос).

При письменном опросе участники получают опросные листы, которые они должны заполнить и отослать по назначению. В данном случае используются преимущественно закрытые вопросы, ответ на которые заключается в выборе одного из приведенных вариантов. Вопросы подразделяются следующим образом:

ранжирование объектов сравнения, например автомобилей, на базе субъективно ощущаемых преимуществ;

шкалирующие вопросы, дающие дифференцированную оценку похожести или различия исследуемых объектов.

Разные виды вопросов задают различные уровни шкал, которые можно применить в дальнейшем для измерения величины исследуемого признака.

В исследовании маркетинга чаще всего употребляется устный опрос, или интервью. Если опрос проходит по строго заданной схеме, то говорят о стандартизированном интервью. Репрезентативность подобной формы сбора данных во многом зависит от лица, проводящего интервью. С одной стороны, хорошая его подготовка способствует уменьшению доли лиц, отказывающихся участвовать в работе. С другой стороны, нужно учитывать влияние интервьюера на опрашиваемых, которое искажает иногда результаты опроса.

Преимущества свободного опроса (имеется только тема и цель; конкретной схемы нет):

возможен индивидуальный подход к каждому из опрашиваемых лиц, что помогает поддерживать атмосферу доверия;

возможно получение добавочной информации. Недостатки подобных опросов:

трудно протоколировать ответы;

плохая сравнимость результатов;

трудность в обработке данных; высокие затраты.

При сборе первичных данных у исследователей маркетинга есть выбор из двух основных орудий исследований – эта анкеты и механические устройства. Анкета – более распространенное орудие. В широком смысле анкета – это ряд вопросов, на которые опрашиваемый должен дать ответ. Анкета – инструмент очень гибкий в том смысле, что вопросы можно задавать множеством разных способов. Анкета требует тщательной разработки, опробования и устранения выявленных недостатков до начала ее широкого использования. В небрежно подготовленной анкете можно всегда найти целый ряд ошибок. В ходе разработки анкеты исследователь маркетинга вдумчиво отбирает вопросы, их формулирование и последовательность. Самые обычные ошибки – постановка вопросов, на которые невозможно ответить, на которые не захотят ответить, которые не требуют ответа, и отсутствие вопросов, на которые следовало бы обязательно получить ответ. Каждый вопрос нужно проверить с точки зрения вклада, который он вносит в достижение результатов исследования. Вопросы, представляющие собой просто праздный интерес, следует опускать, поскольку они затягивают процедуру и действуют опрашиваемым на нервы. Форма вопроса может повлиять на ответ. Исследователи маркетинга выделяют два типа вопросов:

Формулирование вопроса требует осторожности. Исследователь должен пользоваться простыми, недвусмысленными словами, которые не влияют на направление ответа.

Особого внимания требует и установление последовательности вопроса. Первый из них должен по возможности пробудить у спрашиваемого интерес. Трудные или личные вопросы следует задавать в начале анкеты, пока опрашиваемые не успели замкнуться в себе. Вопросы должны задаваться в логической последовательности. Вопросы, классифицирующие опрашиваемых на группы, задают в последнюю очередь, потому что они носят более личный характер и менее интересны для отвечающих.

Разработка анкеты.

Анкета должна быть составлена таким образом, чтобы вопросы не могли повлиять на поведение лица, которое будет опрошено. Хорошая анкета должна:

- облегчить ответ опрашиваемого лица;

- сформулировать вопрос с учетом его влияния на ответ опрашиваемого;

- позволить легко провести анализ.

Проверка анкеты. Прежде чем начинать опрос, нужно проверить анкету на небольшом числе лиц, чтобы окончательно доработать ее методом постепенного приближения; таким путем можно избежать многих ошибок.

Обработка результатов. После того, как ответы проверены и случае необходимости исправлены, нужно обработать результаты и представить их в форме настолько простой, насколько это возможно, обычно в форме таблиц, графиков.

Анализ результатов. Целью опроса может быть поиск весьма определенной величины или же проверка гипотезы. В первом случае важно определить коэффициент доверия (вероятность ошибки и соответствующий интервал доверия). Во втором случае важно составить то, что статистики называют смысловым тестом.

Написание отчета. Окончательный отчет имеет целью представить результаты опроса в наиболее ясной и наиболее достоверной форме. В любом случае автор не должен поддаваться влиянию своих собственных убеждений. Речь идет не о доказательствах, но об изложении фактов со скрупулезной точностью.

Список литературы:

Сущность и процесс маркетинговых исследований, основные направления и этапы. Методы кабинетных и полевых исследований. Основные методы получения первичной информации: наблюдение, эксперимент и опрос. Правила разработки анкеты и ошибки при ее составлении.

Рубрика Маркетинг, реклама и торговля
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 12.09.2010
Размер файла 30,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Контрольная работа

Тема 9. Анкетирование как метод

  • Введение
  • 1. Сущность и процесс маркетинговых исследований
  • 2. Методы маркетингового исследования
  • 3. Анкетирование - как метод маркетинговых исследований
    • 3.1Разработка анкеты

    Характеристика

    Форма опроса

    Средняя стоимость анкеты

    • Минимальная
    • при условии высокого коэффициента

    Возможность задавать сложные вопросы, модифицировать их

    Незначительная, если анкета простая и короткая

    Незначительная, так как модифицировать и менять формулировки некогда

    Значительная, так как можно демонстрировать вспомогательный материал, формировать личную связь, задавать зондирующие вопросы

    Возможность произвольной интерпретации результатов

    Отсутствует, поскольку анкета заполняется без участия опрашивающего

    Присутствует за счет интонации опрашивающего

    Значительна за счет интонации и выражения лица опрашивающего

    Полная, поскольку не требуются анкетные данные

    Условная, поскольку существует телефонный контакт

    Отсутствует, поскольку происходит личный контакт

    Особого внимания требует и установление последовательности вопроса. Первый из них должен по возможности пробудить у спрашиваемого интерес. Трудные или личные вопросы следует задавать в начале анкеты, пока опрашиваемые не успели замкнуться в себе. Вопросы должны задаваться в логической последовательности. Вопросы, классифицирующие опрашиваемых на группы, задают в последнюю очередь, потому что они носят более личный характер и менее интересны для отвечающих.

    3.1 Разработка анкеты

    Анкета должна быть составлена таким образом, чтобы вопросы не могли повлиять на поведение лица, которое будет опрошено. Хорошая анкета должна:

    облегчить ответ опрашиваемого лица;

    сформулировать вопрос с учетом его влияния на ответ опрашиваемого;

    позволить легко провести анализ.

    Приведем пример анкеты, разработанной для сбора необходимой информации по выявлению особенностей потребления обуви различными группами населения (см. Приложения). В анкету были включены вопросы, выявляющие принадлежность человека к определенному сегменту рынка потребительского (пол, возраст, уровень дохода, социальное положение).

    Проверка анкеты. Прежде чем начинать опрос, нужно проверить анкету на небольшом числе лиц, чтобы окончательно доработать ее методом постепенного приближения; таким путем можно избежать многих ошибок.

    Обработка результатов. После того, как ответы проверены и случае необходимости исправлены, нужно обработать результаты и представить их в форме настолько простой, насколько это возможно, обычно в форме таблиц, графиков.

    Анализ результатов. Целью опроса может быть поиск весьма определенной величины или же проверка гипотезы. В первом случае важно определить коэффициент доверия (вероятность ошибки и соответствующий интервал доверия). Во втором случае важно составить то, что статистики называют смысловым тестом.

    Написание отчета. Окончательный отчет имеет целью представить результаты опроса в наиболее ясной и наиболее достоверной форме. В любом случае автор не должен поддаваться влиянию своих собственных убеждений. Речь идет не о доказательствах, но об изложении фактов со скрупулезной точностью[6].

    Заключение

    Маркетинговая информационная система включает четыре основных компонента: внутреннюю систему учета, систему маркетингового наблюдения, систему маркетинговых исследований и систему поддержки принятия маркетинговых решений, которая помогает руководителям интерпретировать соответствующие данные и информацию и использовать их в качестве отправной точки для осуществления маркетинговых мероприятий.

    Любое маркетинговое исследование следует начинать именно с отбора вторичной информации. Сбор первичной информации имеет место, когда вторичной информации оказывается недостаточно. Получение первичной информации *-- своего рода высший пилотаж маркетинга. Особенно это относится к условиям в нашей стране, где чрезвычайно трудно получить доступ к фирменной и отраслевой информации, отсутствует развитая инфраструктура маркетинга, не привита культура маркетинга и не накоплен опыт использования маркетинга подавляющим числом производственных и коммерческих предприятий.

    Можно назвать основные методы получения первичной информации: наблюдение, эксперимент и опрос.

    Опрос - это очень удобный способ получения необходимой информации. Для проведения опроса лица, проводящие маркетинговые исследования, должны, прежде всего, определяться с выбором объекта исследования (сколько человек и каким образом сделать выборку), применяемыми орудиями исследования (порядком составления анкет), а также с наиболее приемлемыми способами установления контактов с целевой аудиторией.

    Формулировка главной цели опроса - это определение задач, которые должны быть решены посредством намечаемого опроса. Четкость постановки цели опроса во многом зависит от глубины проработки изучаемой проблемы, внимательного ознакомления исследователя со всей имеющейся по данному вопросу информацией, учета, опыта предыдущих исследований.

    Список литературы

    1. Акулич И.Л. Маркетинг: Учеб. / 4-е изд. перераб. - Мн.:

    Высшая школа, 1998. - 393с.

    3. Иванова Г.М. Маркетинг: учебное пособие. Уфа.: Репроцентр

    4. Маркетинг: учебник, практикум и учебно-методический комплекс по маркетингу / Под ред. Р.Б. Ноздрева, Г.Д. Крылова, М.И. Соколова, В.Ю. Гречков - М.: Экономистъ, 2004.- 568с.

    5. Маркетинг: учебное пособие. - М.: ТК Велби, Издательство

    Проспект, 2007.- 232с.

    6. Панкрухин А.П. Маркетинг: учебник. -М.:Омега -Л, 2003.- 656с.

    Подобные документы

    Сущность маркетинговых исследований. Сбор первичной маркетинговой информации. Направления и использование результатов маркетинговых исследований. Методы получения первичной информации: наблюдение, эксперимент и опрос. Разработка комплекса маркетинга.

    контрольная работа [39,8 K], добавлен 09.12.2010

    Алгоритм маркетинговых исследований: определение проблемы и формирование целей. Задачи маркетинговых исследований, методы их проведения и интерпретация результатов. Опрос, анкетирование, интервьюирование, наблюдение, эксперимент, вторичное исследование.

    реферат [195,5 K], добавлен 19.01.2011

    Сущность опросов, анкетирования, интервью и холл-тестов как основных количественных методов маркетинговых исследований. Прямое наблюдение в маркетинговых системах, его преимущества и недостатки. Обработка эмпирических данных маркетинговых исследований.

    презентация [542,9 K], добавлен 22.12.2014

    Сущность и основные направления маркетинговых исследований. Этапы обращения информации. Методы проведения и процедура маркетинговых исследований. Способы сбора информации при проведении исследований. Достоинства и недостатки вторичной информации.

    контрольная работа [64,3 K], добавлен 19.10.2010

    Методы полевых исследований в маркетинге, их сущность и особенности. Технология проведения опросов. Изучение преимуществ проведения кабинетных исследований. Шесть типов контент­анализа по Р. Мертону. Формализованный анализ документов, его этапы.

    контрольная работа [37,2 K], добавлен 21.05.2014

    Особенности организации маркетинговых исследований. Три способа сбора данных: наблюдение, эксперимент, опрос. Анализ маркетинговых исследований на ООО "Линлайн медицинские системы", выявление отношения потребителей к услугам, оказываемым в клинике.

    дипломная работа [762,6 K], добавлен 04.02.2016

    Цели маркетинговых исследований. Анкетирование как метод получения первичной информации. Перспектива развития производства "черных пеллет" в Московской области. Сравнение различных видов топлива для отопления частного дома. Рынок биотоплива в России.

    Стандартная анкета всегда состоит из четырёх главных частей:

    Основные составляющие анкеты

    Видов и способов проведения анкет сейчас существует великое множество. Особенно, если учесть, что интернет-опросы сейчас занимают большое место в системе маркетинговых исследований. Но всё же, в теории маркетинга выделяется несколько типов:

    По способу общения (иными словами очно или заочно):

    Способы анкетирования

    • анкеты в прессе
    • анкеты в интернете
    • раздаточные анкеты
    • почтовые анкеты

    Различают анкетирование также по месту проведения:

    анкетирование по месту проведения

    • по месту жительства
    • по месту работы (учёбы)

    Важно отметить, что большое внимание в анкетировании всегда уделяется правильной постановке вопросов. От этого во многом зависит точность результатов и вообще успех всего маркетингового исследования. Среди главных требований к вопросам, как правило, выделяют следующее:

    Анкетирование - один из самых популярных методов маркетингового исследования

    Анкетирование - популярный способ исследования в маркетинге

    В целом, нужно отметить, что анкетирование потому и считается одним из самых популярных методов в маркетинговом исследовании потому как способно дать не только количественную, но и качественную информацию.


    Опрос — это метод сбора первичной вербальной информации, который основан на непосредственном или опосредованном социально-психологическом взаимодействии между исследователем и респондентом.

    Опрос, как метод маркетинговых исследований может иметь следующие недостатки:

    – информация, которая получена в результате опроса, упрощает социальную действительность,

    – существует некое влияние интервьюера на опрашиваемых.

    Перечисленные выше недостатки компенсируются тем, что в рамках данного метода маркетинговых исследований можно большой объем практически любой информации.

    Для обеспечения высокой надежности маркетинговой информации необходимо соблюдение следующих условий:

    – учет методических и технических особенностей данного метода, а для этого необходимо не только правильно составить вопросы в опросном листе, но и провести верную организацию данного мероприятия;

    – соблюдение всех составляющих надежности получаемой информации, а именно достоверности, устойчивости, репрезентативности.

    В процессном отношении метод опроса сводится к тому, что, с одной стороны, имеется исследователь или интервьюер с определенного рода вопросами, с другой — респондент, которому необходимо на них ответить. Как источник информации респондент занимает особое место. Респондент может:

    – обладать или нет необходимой исследователю информацией;

    – понимать или нет суть вопросов;

    – желать или нет отвечать на поставленные вопросы.

    Для усиления надежности получаемой информации используются определенные меры, а именно:

    – использование различных по типу и виду вопросов (открытых и закрытых, прямых и косвенных, личных и безличных, и так далее);

    – правильная постановка и расстановка вопросов в опросном листе;

    – правильное структурирование и построение опросного листа;

    – предоставление возможности проходить опрос анонимно, а так же обеспечение (при необходимости) гарантий анонимности для респондентов;

    – организация инструктажа интервьюеров и эффективный контроль за их работой;

    – подбор интервьюеров в соответствии с определенными требованиями.

    Достоверность или валидность информации — это первая и важнейшая ее составляющая. Это означает то, что ответ на вопрос должен адекватно отражать те аспекты исследования, которые необходимо измерять.

    На рисунке 1 представлены подметоды метода опроса в зависимости от характера требующейся информации, способов ее непосредственного получения, типов интерпретации получаемых данных и некоторых других характеристик выделяют.

    Анкетный опрос предполагает то, респонденты отвечают на вопросы письменно в присутствии анкетера или в его отсутствие, наедине с исследователем или же в группе.

    Анкетный опрос в зависимости от техники организации подразделяется на:

    – почтовый — анкета отправляется респондентам по почте, чаще всего с сопроводительным письмом;

    – прессовый — анкета публикуется в одной или нескольких газетах, а выразившие желание ответить после заполнения анкеты вырезают ее и отправляют по почте в редакцию или непосредственно в исследовательский центр;

    – раздаточный — классический вариант анкетного опроса, при котором есть анкетер и респондент.


    Рис. 1. Основные виды опросов

    Интервью представляет собой особый подметод маркетингового опроса. Это проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом.

    – личное — предполагает прямой контакт интервьюера с респондентом, в форме личной беседы;

    – телефонное — беседа, проводимая интервьюером с респондентом по телефону;

    – глубинное — используется в первую очередь в ситуациях, когда респонденты не хотят или не имеют возможности ответить на вопросы, так как они кажутся людям слишком личными, касающимися их самооценки и престижа, наконец, когда люди не могут четко осознать свое отношение к проблеме, по которой ставится вопрос

    В последние годы в связи со все большим внедрением компьютеров в жизнь общества и в систему бизнеса, расширением всемирной компьютерной сети, апробируются новые технологии проведения опросов, в частности компьютерные. К ним можно отнести интерактивные опросы, опросы с использованием электронной почты и Интернета. Подобные опросы нельзя отнести к научным — это скорее журналистский вариант, когда совершенно непонятна использованная выборка, неизвестен уровень ее репрезентативности, да и достоверность некоторых звонков вызывает сомнение. Тем не менее какие-то общие тенденции, связанные с состоянием общественного мнения по той или иной проблеме, можно выявить, причем весьма оперативно и с одновременной обработкой получаемой информации.

    Надежность маркетинговой информации определяется четкой и профессиональной подготовкой опросного листа, при помощи которого проводится анкетный опрос или интервьюирование.

    Опросный лист — это определенная форма, которая содержит вопросы, она распространяется среди множества людей с целью получения необходимой информации и фиксации мнения респондента.

    Обычно выделяют разновидности вопросов, которые различны по трем основаниям. Формы, виды и типы вопросов представлены на рисунке 2.

    Что касается личных и безличных вопросов, то безличные носят косвенный характер и задаются в ситуациях, которые связанны с возникающим у респондента нежеланием отвечать на прямой вопрос.


    Контрольные вопросы нужны для контроля получаемой информации. Фильтрующие вопросы необходимы для того, чтобы выделить тех респондентов, которые в дальнейшем не отвечают на отдельные вопросы или блоки вопросов. Проективные вопросы представляют собой набор ситуаций, с которыми респондент мог бы встретиться в жизни, ему нужно указать на предпочтительный вариант мнения или поведения в заданных условиях.

    Таким образом опросный лист — это определенная форма, которая содержит вопросы, и распространяется среди множества людей с целью получения необходимой информации, а также фиксации мнения респондента. Существуют различные типы, виды и формы вопросов, которые используют при составлении опросного листа. От грамотного составления вопросника во многом зависит успешность проведения опроса, а также достоверность результатов.

    1. Предпочтения потребителей спортивной одежды в городе Оренбурге / Калиева О. М., Мельникова Т. Ф., Кащенко Е. Г., Дергунова М. И. // Молодой ученый, 2013
    2. К вопросу о разработке методов повышения конкурентоспособности предприятия в производстве строительных материалов / В. Бусько // Экономические науки 2009
    3. Повышение конкурентоспособности малого бизнеса как фактор обеспечения устойчивости регионального развития / А. А. Курочкина, Т. С. Хныкина // Экономика и управление: рос. науч. журн., 2013

    Основные термины (генерируются автоматически): опросный лист, респондент, анкетный опрос, получаемая информация, маркетинговая информация, множество людей, необходимая информация, прямой контакт интервьюера, фиксация мнения респондента, цель получения.

    Похожие статьи

    Сочетание и комбинирование методов сбора информации.

    ходя опроса, изучение документов, телефонный опрос, респондент, опрос, комбинирование методов сбора информации, интерактивный опрос, заполнение анкеты, групповое интервью, анкетный опрос.

    Положительные и отрицательные проявления эффекта.

    Одна из проблем связана с тем, что для получения объективной информации о влиянии экспектаций интервьюера на качество получаемых данных необходимо участие в эксперименте интервьюеров с различными ожиданиями.

    Жанр интервью: видовая составляющая | Статья в журнале.

    Интервьюирование — это контакт интервьюера и респондента, который происходит в форме беседы.

    Тем не менее, на все вопросы, указанные в опросном листе, интервьюер должен получить ответы.

    Интервью: понятие, цель, задачи, функции | Статья в журнале.

    Во-первых, это получение исчерпывающей информации о мотивно-ценностных ориентирах респондента.

    Немаловажным достоинством интервью является построение доверительных отношений между интервьюером и интервьюируемым.

    Возможности и ограничения онлайн-исследований

    Рекрутинг как ключевая проблема социологических онлайн.

    Для регистрации в онлайн-панели потенциальному респонденту необходимо указать следующие личные данные

    К другой категории респондентов (неактивные респонденты) относят лиц, предоставивших информацию о себе, однако игнорирующих последующие.

    Маркетинговые исследования при проектировании формы для.

    Целью маркетинговых исследований было определение потребительских требований по

    - определение объема выборки; - сбор информации

    Выбор цветовой гаммы был связан с конкретным видом одежды, возрастной группой респондента и назначением изделий.

    Особенности организации и проведения онлайн исследований

    Так инструментарий начинается с вводной части, которая содержит обращение к респондентам со стороны исследовательской компании, информацию о теме исследования, его задачах, важности мнения каждого респондента, конфиденциальности полученной информации.

    Читайте также: