Анкета для воспитателей по выявлению места игры в педагогическом процессе доу

Обновлено: 05.07.2024

Какой классификации вы отдаете предпочтение?

2. Проанализируйте задачи по развитию игровой деятельности, представленные в той образовательной Программе, по которой работает ДОУ.

Сформулируйте задачи, решение которых будет способствовать поэтапному развитию игры в той возрастной группе ДОУ, где Вы проходите учебно-производственную практику.

3. Составьте анкеты для воспитателей по выявлению места игры в педагогическом процессе ДОУ.

Проведите опрос воспитателей возрастной группы ДОУ, где Вы проходите учебно-производственную практику. По итогам опроса подготовьте аналитическую справку.

Раздел 2. Характеристика игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста. Методика руководства игровой деятельностью дошкольников

Народные игры, их педагогический потенциал

Бережное сохранение национальных традиций, самобытности национального облика каждого народа является одним из назначений традиционных народных игр. Все народы ценят и стремятся осуществить общечеловеческие идеалы добра, справедливости, честности, дружелюбия, смелости, выдержки, целеустремленности, верности слову, великодушия, скромности, но проявляется это у каждого народа в своем национальном своеобразии.

В педагогической литературе существует достаточное количество классификаций игр. Классификация игр дает основание уточнить их целевое назначение, позволяет ориентироваться в многообразии игровых объектов, создает возможность осмысленного использования разнообразных игр.

Классификация игр может быть представлена по разным основаниям.

Интересный подход к классификации игр сделан Е.Н. Добринской и Э.В. Соколовым, которые классифицируют игры следующим образом:

■ по содержательному признаку (военные, спортивные, художественные, экономические, политические);

■ по составу и количеству участников (детские, взрослые, одиночные, парные, групповые);

■ по тому, какие способности они обнаруживают и тренируют (физические, интеллектуальные, состязательные, творческие).

В педагогической литературе также принято делить игры детей на три большие группы:

■ игры, в которых присутствуют и свободная игровая стихия, и правила, принятые в качестве условия игры и возникающие по ее ходу.

Анализ игр с готовыми правилами дает основание выделить элементы игровой регламентации: личные цели играющего; положительные и отрицательные стимулы, связанные с изменением, сохранением игровых ролей и с окончанием игры; факторы регулирования времени и пространства игры.

Ряд современных педагогов и этнографов, в том числе И.И. Шангина, выделяют следующие виды игр:

За основу классификации игр С.А. Шмаков предлагает взять человеческую деятельность, которую игры отражают, и разделить все детские игры на следующие виды:

■ двигательные игры (спортивные, подвижные, моторные);

■ социальные игры (творческие, сюжетно-ролевые игры, драматические, деловые игры);

■ комплексные игры (коллективно – творческая, досуговая деятельность, хороводные и орнаментальные игры);

■ интеллектуально-творческие игры (предметные забавы, состязательные игры, сюжетно-интеллектуальные игры, дидактические игры и др.).

Каждый вид игр в педагогической литературе и на практике принято различать по внешним признакам (содержание, место проведения, время проведения, состав и количество участников, степень регулирования и управления, наличие аксессуаров) и внутренним признакам (показатели, приметы, знаки).

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.005)

1. Какие утверждения наиболее соответствуют вашему мнению:

· дидактическая игра в педпроцессе детского сада должна использоваться с целью обучения

· в основном детская игра должна использоваться с целью обучения

· в основном детская игра должна использоваться с целью обучения, но в отдельных случаях возможно ее использование как средства воспитания

· решающее значение должно быть отведено детской игре как средству воспитания

2. Как часто в воспитательно-образовательном процессе вы используете дидактические игры:

· как часть занятия: ежедневно, эпизодически, редко

· как целое занятие: ежедневно, эпизодически, редко

· вне занятий: ежедневно, эпизодически, редко

3. Что при планировании и выборе дидактических игр вы учитываете прежде всего (против каждого ответа поставьте цифры в порядке значимости):

· знания, умения, навыки

· способы умственных действий

4. Какие режимные моменты наиболее благоприятны для организации дидактических игр с целью воспитания личности ребенка . Проставьте то 1 до 10 против каждой позиции

· утренний прием детей

5. Что вы учитываете прежде всего при анализе дидактической игры:

· четкое выполнение правил

· проявление личностных качеств

· характер выполнения игровых действия

6. Как часто дети самостоятельно организуют дидактические игры:

· 1-2 раза в неделю

Укажите причину вашего ответа:

· нет достаточного количества детских игр в группе

· у детей отсутствует интерес к играм этого вида

· дети не знакомы с правилами и содержанием игр

· не хватает времени для самостоятельной деятельности детей

7. Укажите способы организации детских игр, наиболее употребляемые детьми:

· использование зачина, зазывание детей

· подбор партнеров на основе дружеских отношений

· объединение детей воспитателем

· стихийное возникновение объединений

8. Укажите, каким способом дети чаще всего выбирают ведущего:

· ведущего назначает воспитатель

· выбирают сами дети

· просьба самого ребенка

9. Ваше образование: начальное, среднее, высшее

10. Сколько лет работаете по данной профессии: до года, до 3 лет, 3-7 лет, 7-15 лет, более 15 лет.

1.Дидактическая игра является:

-игровым методом обучения;

-самостоятельной игровой деятельностью;

-видом учебной деятельности;

-свой вариант ответа.

2.Дидактические игры способствуют развитию:

-познавательных и умственных способностей;

-свой вариант ответа.

3.Подготовка к проведению дидактической игры:

-выбор места для игры;

-определения количества участников играющих;

-устранению игроков из игры;

-подготовка необходимого материала;

-подготовка детей к игре;

-свой вариант ответа.

4. Проведение дидактических игр:

-ознакомление с содержанием игры;

-обьяснения хода игры и правил;

-показ игровых действий;

-воспитатель учит детей правильно выполнять действие;

-свой вариант ответа.

5. Проводя дидактические игры необходимо:

-вводить в игру элементы соревнования;

-давать возможность каждому ребенку быть в роли;

-осуществлять индивидуально – дифференцированный подход к детям;

-свой вариант ответа.

6.Условие проведения дидактической игры:

-взрослый делает, выполняет задание за ребенка;

-свой вариант ответа.

7. Малоактивные, замкнутые дети в игре:

-остаются в роли наблюдающих;

-боятся, что не справятся с игровой задачей;

-свой вариант ответа.

8.Что преодолевают дети в игре?

-свой вариант ответа.

9. С помощью игр дети учатся:

-свой вариант ответа.

10.Любят ли дети в вашей группе играть в дидактические игры:

11.Соблюдаете ли вы правила игры?

12.Как часто вы играете с детьми в дидактические игры:

-по желанию детей;

-свой вариант ответа.

13.Возникают ли конфликтные ситуации между детьми:

-свой вариант ответа.

14.В конце игры педагог:

-вызывает интерес к ее продолжению;

-создает радостную перспективу;

-разрабатывает варианты знакомых игр;

-создает новые – полезные, увлекательные;

-свой вариант ответ.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Дидактическая игра в педагогическом процессе детского сада.

В данном разделе описываются основные функции, структура дидактической игры; основные виды игр; методика организации дидактических игр.


Дидактическая игра в педагогическом процессе детского сада.

Данная статья содержит информацию об основных функциях, видах и структуре дидактической игры.


Актуальность Широко известны слова А. В. Запорожца о том, что если ребенок не наигрался до школы, он будет доигрывать в школе. В аспекте проблемы преемственности ступеней в системе развивающего и.

"Место и роль игры в педагогическом процессе детского сада"

Сюжетно-ролевая, это игра,которую создают сами дети,воспроизводя в ней то,что им близко и интересно (действия людей с предметами быта,трудовые процессы, отношение людей друг другу,их отдых,развлечения.

"Место и роль игры в педагогическом процессе детского сада"

Сюжетно-ролевая игра,это игра которую дети создают сами,воспроизводя в ней то,что им близко и интересно (действия людей с предметами быта, трудовые процессы,отношение людей друг другу,их отдйх,развлеч.


Статья "Творческая игра в педагогическом процессе детского сада"

Дошкольное детство- короткий, но важный период становления личности. В этой статье мне хотелось раскрыть перед читателями свой опыт педагогической деятельности в данном направлении, помочь родителям о.

1. Создаю условия для возникновения и развертывания игры детей.

Подсчё т : 3+ 4+ 5+ 5+5=22

2. Создаю условия для обогащения детей впечатлениями, которые могут быть использованы в игре (читаю вместе книги, прослушиваю пластинки, обсуждают события жизни детей)

4. В качестве непосредственных участников игры предлагаю детям образцы различных игровых действий

5. Соблюдают баланс между игрой и другими видами деятельности в педагогическом процессе: оберегаю время, предназначенное для игры, не подменяя ее занятиями;

6. Обеспечивают баланс между разными видами игры (подвижными спокойными, индивидуальными и совместными, дидактическими и сюжетно-ролевыми и пр.).

7. Создают условия для развития общения между детьми в игре. Организуют совместные игры детей (предлагают игры с разным числом участников, в том числе учитывая дружеские привязанности между детьми;

8. создаю условия для развития творческой активности детей в игре. Не регламентируют игру детей, избегают воспроизведения трафаретных и однообразных сюжетов, действий и приемов.

9. Стимулирую детей пользоваться предметами-заместителями, помогаю подбирать и расширять их набор, гибко использовать игровое оборудование.

10. Внимательно и тактично наблюдаю за свободной игрой детей, включаясь в нее по мере необходимости, как равноправный партнер.

11. Организую игры с учетом личностных особенностей и специальных потребностей детей, обращаю особое внимание на "изолированных" детей

12. Способствую поло-ролевой социализации мальчиков и девочек в игре

13. Поддерживаю индивидуальные интересы и возможности детей в игре.

14. способствуют развитию у детей разных видов игры.

15. Способствуют возникновению режиссерской игры.

16. Организую игры-драматизации.

17. Побуждаю детей к играм-фантазиям (придумыванию сказок и пр.).

18. Организую подвижные и спортивные игры.

19. Использую дидактические игры в педагогическом процессе.

20. использую игровые приемы в разных видах деятельности и при выполнении режимных моментов.

Развитие игровой деятельности детей через реализацию годового проекта коммуникативно-речевой направленности Развитие игровой деятельности детей через реализацию годового проекта коммуникативно-речевой направленности. Главная особенность дошкольного.

Развитие эмоций в совместной игровой деятельности (младший дошкольный возраст)

Развитие эмоций в совместной игровой деятельности (младший дошкольный возраст) Эмоциональная сфера ребенка - один из главных факторов, определяющих его психическое здоровье и становление его исходно благополучной.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Анкета для воспитателей

1. Удовлетворяет ли Вас то, как играют сегодня дети?

2. Какие виды игр преобладают в группе?

3. На Ваш взгляд, занимает ли сюжетно-ролевая игра должное место в жизни детей? Почему?

4. Каково значение сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольника?

5. Должен ли педагог принимать участие в организации сюжетно-ролевой игры? Если да, то в чем будет заключаться эта работа?

7. Как Вы заботитесь о создании игровой обстановки?

8. Что, по Вашему мнению, не хватает для обогащения сюжетно-ролевых игр?

9. Что Вам необходимо для достижения достаточного уровня организации сюжетно-ролевой игры?

Анализ анкетирования воспитателей позволил установить следующее:
- Вы скорее не удовлетворены, тем как сегодня играют детей – , скорее удовлетворены, чем нет – , затруднился ответить – ;
- в группе преобладают дидактические игры – , сюжетно-ролевые - .
На вопрос занимает ли сюжетно-ролевая игра должное место в жизни детей, утвердительно ответили – , отрицательно – .. Все согласны с тем, что воспитатель должен принимать участие в организации сюжетно-ролевой игры. На ваш взгляд эта работа должна заключаться в объяснении и показе игры – , в организации игровой среды – , в обогащении жизненного опыта – , в необходимости заинтересовать и привлечь большее количество детей -
Все вы ответили, что испытываете трудности в организации сюжетно-ролевых игр. Трудности заключаются в непосредственном участии взрослого в игре - , обогащении содержания игр – , организации игровой среды – . Причины этих трудностей в недостаточном педагогическом опыте – , нехватке методической литературы по проблеме – . (Приложение 1)
Таким образом, все вы осознаете важность сюжетно-ролевой игры, связываете роль педагога с развитием игровых умений детей, но при этом не владеете в достаточной мере технологическими подходами к организации детской игры. Надеемся, что сегодняшний педсовет поможет вам хотя бы частично овладеть умением грамотно руководить детской игрой.

ПО ГОРИЗОНТАЛИ:

2.Разговор между двумя лицами? (диалог)

4. Качество знаний, иначе, по - другому? (уровень).
5. Современный лёгкий детский конструктор? (лего)
7. Место покупок в быту и в игре? (магазин)
9. Свод требований, предъявляемый к кому0то, к чему-то? (правила)
11. Игры, обогащённые жизненным опытом? (сюжетные)
12. Первая игрушка малыша? (погремушка)
13. Необходимый компонент игры- без чего не начнёшь игру? (замысел)
14. Спутник жизни детей? (игрушка)

ПО ВЕРТИКАЛИ:

3. Вид спортивной игры с использованием мяча? (футбол)

6. Любимая самостоятельная деятельность детей? (игра)
7. Атрибуты как для подвижной , так и для театрализованной игры? (маски)
8. Пособия для организации сюжетно-ролевой игры? (атрибуты)
10. Старинная настольно-печатная игра? (лото)
11. Ход игры по - другому? (содержание игры)
15. Что распределяют между собой участники игры? (роли)

Педсовет

— выявить и проанализировать эффективность используемых форм и методов игровой деятельности детей дошкольного возраста;

— определить позитивные стороны деятельности по организации игровой деятельности дошкольников, проблемы и перспективы;

Программа педагогического совета :

Заведующий Ишкуватова Л.Н.

2.Итоги анкетирования воспитателей по сюжетно-ролевым играм;

Ст.воспитатель Кильсенбаева Ф.Р.

Ст. воспитатель, воспитатели, специалисты ДОУ

4.Презентация картотек по игровой деятельности.

Решение педсовета от 15.02.2017.

Воспитателям систематизировать планирование сюжетно-ролевых игр с постепенным усложнением задач, использование методов и приёмов и планирование необходимых для игр атрибутов.

Старшему воспитателю взять на контроль планирование сюжетно-ролевых игр в группах и формулировку задач при организации игр.

Воспитателям довести до родителей информацию о значимости сюжетно-ролевой игры в жизни ребёнка, вовлекать родителей в организацию игровой деятельности детей, создание атрибутов для игры.

4.Администрации детского сада изыскать средства на обновление предметно-развивающей среды.

Итоги анкетирования воспитателей по сюжетно-ролевым играм (протокол прилагается).

Первая станция – Объясняй-ка. Актуальность темы педагогического совета.

Вторая станция – Отвечай-ка.

Перечислите предпосылки с/р игры ( ознакомительная, отобразительная, сюжетно-отобразительная)

Назовите этапы становления с/р игры ( воспроизведение действий, становление ролевого поведения, сюжетосложение)

Назовите наиболее известных авторов — ученых, занимающихся проблемами изучения игры (Усова, Эльконин, Новоселова, Зворыгина, Короткова, Михайленко, Жуковская)

Психические процессы, формирующиеся в процессе с/р игры? (внимание, память, мышление)

Назовите компоненты с/р игры (сюжет, содержание, роль)

Определите, на каком этапе развития игры находятся дети:

Любят переносить, перекладывать, возить, играют в одиночку или рядом друг с другом.

Стараются брать на себя лучшие роли, организовать игру, придумать что-то интересное.

Определите на каком этапе развития игры находятся дети:

Ссорятся из-за игрушки, каждый тянет ее к себе.

С увлечением играют в путешествия.

Творческий характер игры определяется наличием …? (замысла)

Чаще всего в игре ребенок принимает на себя роль …. (взрослого)

Назовите сюжетно- ролевые игры:

Многообразие и взаимосвязь игровых действий, взаимоотношений детей в игре – это… (сюжет)

Один из принципов организации сюжетно- ролевой игры – это ….. (наличие атрибутов)

Назовите гигиенические условия организации сюжетно- ролевой игры (наличие игрового пространства, обеспечение места и времени для игр, наличие безопасных для жизни и здоровья игрушек)

Назовите способы включения малоактивных детей в сюжетно- ролевую игру (оказывать поддержку в игре, выдвигать на центральные роли)

Назовите игрушки, моделирующие семейные отношения (куклы, мебель, комната и дом для кукол, телефон, посуда, одежда, и т. д.)

Назовите игрушки, моделирующие отношения вне дома (дикие и домашние животные, мягкие игрушки, различные виды транспорта, техника, игрушки связанные с трудом других людей)

Назовите игрушки, предназначенные для выражения и ослабления эмоционального и психического состояния (военизированные игрушки, подушки разных размеров, надувные мячи, маски, головные уборы, газеты, журналы и др. материалы).

В чем заключается косвенное руководство педагога играми детей? ( Косвенное руководство игрой осуществляется путем обогащения знаний детей об окружающей общественной жизни, обновления игровых материалов и т. д. , то есть без непосредственного вмешательства в игру. Одним из приемов такого косвенного воздействия на игры детей является внесение игрушек и создание игровой обстановки еще до начала игры. Этот прием используется для того, чтобы вызвать интерес у детей к новой теме игры или обогатить содержание уже бытующей. Внесение новых игрушек вызывает одновременно игровой и познавательный интерес детей

В чем заключается прямое руководство педагога играми детей? ( ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и др. Но нужно не забывать , что основное условие использования этих приемов — сохранение и развитие самостоятельности детей в игре.)

Третья станция — Размышляй-ка.

Чем отличаются сюжетно-ролевые игры и игры-драматизации?

Чем отличаются сюжетно-ролевые игры и режиссерские игры?

Ответ: основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Главная черта сюжетно-ролевой игры – самостоятельность детей. Элементами этой игры являются игровой замысел, сюжет, игровые действия, роли.

Игра-драматизация представляет собой разыгрывание в лицах литературных произведений; герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, изменения детской фантазий, — сюжетом игры; ребенок может сюжет видоизменить.

В режиссерской игре ребенок, проявляет творчество и фантазию, сам создает сюжет игры, определяет ее участников, роли которых исполняют игрушки, предметы. Взяв какую-либо тему, ребенок развивает ее в зависимости от того, как понимает отображаемое событие, которое считает наиболее значимым для себя. Главный компонент в режиссерской игре – речь.

Вопросы: Как поступить воспитателю в данной ситуации? Как работу можно провести с детьми, чтобы предотвратить возможные подобные ситуации?

Вопросы: как бы вы продолжили общение с ребенком в игре? Какие бы при этом решили задачи педагогического руководства?

Воспитатель: Как ты интересно придумал! Получилась настоящая снегоуборочная машина. Такая машина все дороги легко расчистит от снега. По дороге машины будут ездить. Людям по тротуарам приятно будет ходить.

Задача педагогического руководства: поощрить ребенка за оригинальную игровую задачу и использование предмета-заместителя.

Как воспитателю разрешить данную ситуацию?

Какое правило можно придумать, чтобы право на интересные роли имели и другие участники игры .

Вопросы: как бы вы продолжили общение с ребенком в игре? Какие бы при этом решили задачи педагогического руководства?

Воспитатель: Спасибо. Я сейчас схожу за своей дочкой. Подождете меня?(Берет куклу, специально подходит ближе к играющим девочкам, чтобы они слышали разговор.)

— Дочка, нас сейчас фотограф сфотографирует. Давай я тебя причешу. (Обращается к Илье) А вы спросите, пока я дочку причесываю, может еще кто-то хочет сфотографироваться.

Задача педагогического руководства: привлечь к совместной игре других детей; продемонстрировать ролевое высказывания, обращенные к игрушке-партнеру.

Четвертая станция — Угадай-ка.

К какой сюжетно-ролевой игре вы применили бы эту музыку?

— Чайковский. Болезнь куклы.

— Спайс. Космическая музыка.

Пятая станция – Играй-ка.

Педагогам предлагается написать синквейн.

Синквейн — это стихотворение, состоящее из пяти строк, в которых человек выказывает своё отношение к проблеме.

Порядок написания синквейна:

Первая строка — одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.

Вторая строка — два прилагательных, характеризующих данное предложение.

Третья срока — три глагола, показывающие действие понятия.

Четвёртая строка — короткое предложение, в котором автор выказывает своё отношение.

Пятая строка — одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации связанные с данным понятием.
Например:

Правила – простые, регулирующие — играть, выполнять, подчинятся – выполняют организующую роль — обучение.

Игра – детская, подвижная — играют, общаются, веселятся — то, без чего дети не могут развиваться – время провождение.

Игрушка – любимая, мягкая – носить, играть, спать – то, без чего не могут обходиться дети – детство.

Сюжет – привлекательный, интересный – составляет, определяет, возбуждает – определяет многообразие игр – тема.

Роль — интересная, долгожданная – играть, проживать, воплощать – то, без чего не может быть сюжетной игры – действие.

Шестая станция – Конечная.

Подведение итогов педагогического совета.

Сегодня мы много говорили о детской игре. Для того чтобы дети овладели игровыми умениями, педагогу следует играть вместе с ними.

Решение педсовета от 15.02.2017.

Воспитателям систематизировать планирование сюжетно-ролевых игр с постепенным усложнением задач, использование методов и приёмов и планирование необходимых для игр атрибутов.

Старшему воспитателю взять на контроль планирование сюжетно-ролевых игр в группах и формулировку задач при организации игр.

Воспитателям довести до родителей информацию о значимости сюжетно-ролевой игры в жизни ребёнка, вовлекать родителей в организацию игровой деятельности детей, создание атрибутов для игры.

4.Администрации детского сада изыскать средства на обновление предметно-развивающей среды.

Читайте также: