Ананьев человек как предмет познания краткое содержание
Обновлено: 03.07.2024
Функция "чтения" служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!
Человек как предмет познания
Введение Ананьев Борис Герасимович, советский психолог, действительный член АПН СССР (1968), с 1967 декан факультета психологии Ленинградского университета. Окончил Горский педагогический институт (г. Орджоникидзе, 1928) и аспирантуру при институте по изучению мозга им. В.М. Бехтерева (1930). Основные работы посвящены исследованию ощущений, перехода от чувственного познания к мысли, внутренней речи, а также вопросам возрастной, дифференциальной и прикладной психологии.
Книга выдающегося отечественного психолога, основателя Санкт - Петербургской школы психологии Бориса Герасимовича Ананьева (1907-1972 гг.) посвящена психологическим проблемам, имеющим принципиальное значение для развития всей системы наук о человеке. Автор уделяет внимание изучению основных характеристик человека как индивида, личности и индивидуальности в связи с филогенезом и историей человечества. В особый раздел выделены вопросы психофизиологии, эволюции человека и генетических методов познания человека.
1. Проблема человека в современной науке .1 Многообразие подходов к изучению человека и дифференциация научных дисциплин Современная наука все более полно охватывает многообразные отношения и связи человека с миром (абиотические и биотические факторы природы → человек; общество и его историческое развитие ↔ человек; человек ↔ техника; человек ↔ культура; человек и общество → Земля и космос).
Дифференциация научных дисциплин:
Первой из них является возрастная физиология и морфология.
Второй специальной дисциплиной новейшего времени является сексология.
Третья научная дисциплина новейшего времени - соматология.
Четвертая научная дисциплина - типология высшей нервной деятельности.
Среди новых гуманитарных дисциплин, имеющих важнейшее значение для общей теории человекознания, следует отметить эргономику
Весьма примечательно возникновение специальной дисциплины о знаковых системах (как языковых, так и неязыковых) - семиотики.
Из новых дисциплин следует особо отметить аксиологию - науку о ценностях жизни и культуры, исследующую важные стороны духовного развития общества и человека, содержание внутреннего мира личности и ее ценностные ориентации
1.2 Философское обобщение знаний о человеке и интеграция научных дисциплин
личность человекознание половой диморфизм
В любой из проблем человекознания взаимодействие естествознания, психологии и общественных наук основывается на философском учении о человеке. Уже в настоящее время взаимодействие наук, относящихся к естествознанию, с одной стороны, и обществоведению - с другой, служит делу интеграции знаний о человеке (в целях воспитания, научной организации труда и т.д.). Поучителен возрастающий масштаб такой интеграции при решении новых задач, например освоения космоса или адаптации человека к глубоководным погружениям и т.д. С каждым важным шагом технического прогресса и научным открытием возникают новые человеческие взаимоотношения, требующие правового и морального регулирования, преобразуются духовные ценности, включающие и человеческие качества, в том числе душевное и
Концепция построена на теоретических и экспериментальных исследованиях индивидуального развития человека в системе синтетического человекознания.
По Ананьеву человеческая эволюция это единый процесс во всей множественности его состояний и свойств, детерминированный истор. условиями жизни человека в обществе.
Индивидуальность это продукт слияния социального и биологического в индивидуальном развитии человека. Индивидуальность направляет развитие индивида, личности и субъекта в общей структуре человека, стабилизирует ее, взаимосвязывает свойства и является важным фактором высокой жизнеспособности и долголетия. Личность составляющая индивидуальности, ее характеристика как обществ. индивида, объекта и субъекта истор. процесса. Если личность вершина всей структуры человеческих свойств, то индивидуальность это глубина личности и субъекта.
Своеобразие и неповторимость индивидуальности проявляются в соотношении открытой и закрытой систем, раскрывающих человека как субъекта деятельности и субъекта психической активности. Как открытая система человек, находясь в постоянном взаимодействии с природой и обществом, осуществляет индивид, развитие своих человеческих свойств в личности с ее социальными связями и субъекта деятельности, преобразующего действительность. Но человек является и закрытой системой вследствие внутренней взаимосвязанности свойств личности, индивида и субъекта, составляющих ядро его личности (самосознание и Я). Неповторимость индивидуальности проявляется в переходе внутренних тенденций и потенций в продукты творческой деятельности личности, изменяющей окружающий мир и его обществ, развитие. Онтогенез индивидуальности внутренне противоречивый, неравномерный и гетерохронный процесс. Внутренняя противоречивость развития личности обусловливает смену ее обществ, функций, ролей, состояний, которые, в свою очередь, усиливают противоречивость эволюции индивида.
В личности Ананьев различал интериндивидуальную структуру как то социальное целое, к которому принадлежит личности с ее обществ, связями и взаимоотношениями в деятельности, и интраиндивидуальную структуру, включающую пять иерархически связанных подструктур (психические процессы; состояния; свойства личности; сенсорные и мнемические функции; мотивация с потребностями и установками), как внутреннее психическое образование самой личности.
Концепция построена на теоретических и экспериментальных исследованиях индивидуального развития человека в системе синтетического человекознания.
По Ананьеву человеческая эволюция это единый процесс во всей множественности его состояний и свойств, детерминированный истор. условиями жизни человека в обществе.
Индивидуальность это продукт слияния социального и биологического в индивидуальном развитии человека. Индивидуальность направляет развитие индивида, личности и субъекта в общей структуре человека, стабилизирует ее, взаимосвязывает свойства и является важным фактором высокой жизнеспособности и долголетия. Личность составляющая индивидуальности, ее характеристика как обществ. индивида, объекта и субъекта истор. процесса. Если личность вершина всей структуры человеческих свойств, то индивидуальность это глубина личности и субъекта.
Своеобразие и неповторимость индивидуальности проявляются в соотношении открытой и закрытой систем, раскрывающих человека как субъекта деятельности и субъекта психической активности. Как открытая система человек, находясь в постоянном взаимодействии с природой и обществом, осуществляет индивид, развитие своих человеческих свойств в личности с ее социальными связями и субъекта деятельности, преобразующего действительность. Но человек является и закрытой системой вследствие внутренней взаимосвязанности свойств личности, индивида и субъекта, составляющих ядро его личности (самосознание и Я). Неповторимость индивидуальности проявляется в переходе внутренних тенденций и потенций в продукты творческой деятельности личности, изменяющей окружающий мир и его обществ, развитие. Онтогенез индивидуальности внутренне противоречивый, неравномерный и гетерохронный процесс. Внутренняя противоречивость развития личности обусловливает смену ее обществ, функций, ролей, состояний, которые, в свою очередь, усиливают противоречивость эволюции индивида.
В личности Ананьев различал интериндивидуальную структуру как то социальное целое, к которому принадлежит личности с ее обществ, связями и взаимоотношениями в деятельности, и интраиндивидуальную структуру, включающую пять иерархически связанных подструктур (психические процессы; состояния; свойства личности; сенсорные и мнемические функции; мотивация с потребностями и установками), как внутреннее психическое образование самой личности.
Правообладателям
Книга выдающегося отечественного психолога, основателя Санкт-Петербургской школы психологии Бориса Герасимовича Ананьева посвящена психологическим проблемам, имеющим принципиальное значение для развития всей системы наук о человеке. Автор уделяет внимание изучению основных характеристик человека как индивида, личности и индивидуальности в связи с филогенезом и историей человечества. В особый раздел выделены вопросы психофизиологии, эволюции человека и генетических методов познания человека.
Книга адресована студентам, аспирантам и преподавателям вузовских факультетов психологического профиля, а также всем, кто интересуется проблемами философии и психологии.
Ананьев Борис Герасимович
Книга выдающегося отечественного психолога, основателя Санкт-Петербургской школы психологии Бориса Герасимовича Ананьева (1907-1972 гг.) посвящена психологическим проблемам, имеющим принципиальное значение для развития всей системы наук о человеке. Автор уделяет внимание изучению основных характеристик человека как индивида, личности и индивидуальности в связи с филогенезом и историей человечества. В особый раздел выделены вопросы психофизиологии, эволюции человека и генетических методов познания человека.
Книга рассчитана на студентов, аспирантов и преподавателей психологических факультетов и вузов, на всех, интересующихся проблемами философии и психологии.
Оглавление
- 1. Многообразие подходов к изучению человека и дифференциация научных дисциплин 3
- 2. Философское обобщение знаний о человеке и интеграция научных дисциплин 11
- 3. Междисциплинарные связи в изучении человека и классификация наук 26
- 1. Половой диморфизм в онтогенетической эволюции человека 138
- 2. Половая дифференциация сенсомоторных функций человека 142
- 3. Различия хронометрических характеристик 154
Глава 5. СООТНОШЕНИЕ ВОЗРАСТНО-ПОЛОВЫХ И НЕЙРОДИНАМИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ЧЕЛОВЕКА В ЕГО ИНДИВИДУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ
Читайте также:
- Как научить детей рисовать человека в детском саду поэтапно
- Какое движение называется колебательным какими параметрами оно характеризуется кратко
- Как вы понимаете пушкинское определение чтение вот лучшее учение кратко
- 3 причины по которым недостаточно развивается игровая деятельность в доу
- В чем состояли религиозные обряды славян ответ кратко