Анализ занятия практиканта психолога в школе

Обновлено: 05.07.2024

Те педагогические воздействия учителя, которые не соответствуют психологическим законам развития, противоречат им, не только не приведут к желаемой цели, но и затормозят развитие личности ребенка, закроют для него путь к творчеству и самоактуализации.
Л. М. Митина

Основная деятельность ребенка или подростка в школе — это учеба, поэтому посещение уроков и наблюдение за детьми в их основной деятельности дает богатый материал для анализа.

Для того чтобы адекватно оценить развитие ребенка и степень его, адаптации к школе, практическому психологу необходимо быть знакомым с учебной программой. Это очень актуально для начальной школы, особенно для первого класса, где в рамках одной возрастной группы разница в развитии детей может быть весьма значительной, а задачи обучения одинаковы для всех. Таким образом, знание психологом учебной программы поможет ему предупредить возможность возникновения у учащихся школьной дезадаптации. Хочется еще раз подчеркнуть, что школьный психолог — это специалист, работающий не с ребенком вообще, а со школьником, то есть человеком, играющим конкретную социальную роль, находящимся в определенной среде с принятыми в ней достаточно жесткими правилами и требованиями.

При определении цели посещения рекомендуется обращать внимание на степень реализации средствами обучения развивающих и (или) коррекционных задач, на связь обучения и развития. Известно, например, что существует определенная специфика обучения ребенка чтению слов с буквами, произнесение которых вызывает у него затруднения (свойственно детям с дислалией), или обучения написанию слов с определенными орфограммами в случае, если имеются фонетико-фонематические проблемы. Своя специфика имеется и в обучении подбору проверочных слов ребенка с общим недоразвитием речи, и при разъяснении смысла задач и обосновании выбора математического действия детям, например, с пространственными нарушениями.

В наиболее часто встречающихся рекомендациях по анализу урока, как правило, приводятся следующие пункты:
1. Не оценивать учителя по одному уроку.
2. Не начинать анализ урока с собственной оценки, сначала должен быть самоанализ урока.
3. П подготовке к анализу следует изучить программу, в том числе пояснительную записку; учесть прошлые замечания и оценки, а также используемое оборудование; познакомиться с классным журналом, тетрадями учащихся и их картами развития.

Анализ урока должен включать:

  • оценку реализации задач урока;
  • оценку содержательности этапов урока;
  • оценку соответствия применяемых методов подачи учебного материала, а также темпов урока особенностям развития обучающихся и их возможностям;
  • оценку способов поэтапного контроля за ходом усвоения знаний;
  • оценку психологического климата на уроке;
  • рекомендации учителю.

Примерная программа наблюдений на уроке при подготовке его анализа

Организация урока:

  • проследить занятость учащихся на каждом из этапов урока, оценить соответствие этой занятости дидактической цели и задачам этапов;
  • оценить участие каждого учащегося в коллективной работе;
  • оценить самостоятельную работу каждого учащегося;
  • оценить распределение времени на отдельные части урока;
  • определить наличие пауз, не заполненных работой.

Формирование общеучебных и общеинтеллектуальных умений и навыков:

Формирование учебной мотивации:

  • оценить использование приемов формирования познавательного интереса;
  • оценить приемы воспитания ответственного отношения к учебе (проверка домашнего задания у всех учащихся, контроль за ходом и результатом усвоения знаний и умений, качественная оценка работы учащихся и т. д.)

Психологический климат на уроке:

  • способы взаимодействия учителя и учащегося;
  • способы взаимодействия учащихся между собой.

Учитывая многообразие запросов, формулируемых учителем и, соответственно, решаемых психологом при помощи наблюдения на .уроке, можно предложить обращать внимание и на следующие параметры урока:

  • побуждение учащихся к самоанализу;
  • применение заданий, обращенных к личному жизненному опыту учащихся;
  • применение заданий, основанных на необходимости делать самостоятельный выбор;
  • использование ошибок как обучающих моментов.
  • использование проблемных заданий;
  • использование творческих заданий.
  • создание эмоционально-положительного фона урока;
  • использование всех каналов восприятия и воспроизведения (аудиальный, визуальный,, кинестетический).

4. Технологический (формирующий регуляторную составляющую учебной деятельности):

  • навык ориентации в учебной задаче (понимание, умение пересказать, в том числе своими словами, условия задачи);
  • способность выделять и анализировать значимые признаки, на основе этого выстраивать гипотезу и прогнозировать результат;
  • способность выбирать адекватный способ действия;
  • умение планировать деятельность и контролировать соответствие своих действий принятому плану;
  • умение корректировать (своевременно находить и исправлять свои ошибки);
  • умение давать самооценку.

Примерная схема анализа урока в классе коррекционно-развивающего обучения

Организация урока:

1. Логичность и содержательность урока; соответствие учебного материала возрастным и иным особенностям (в том числе ведущим сенсорным каналам, колебаниям работоспособности, темпу психической деятельности), уровню общей и предметной подготовки учащихся (объем, содержание, насыщенность специальной терминологией, определениями, понятиями).*
*Элементы данной схемы можно использовать в обычном классе.

2. Темп урока: адекватный (неадекватный)
3. Этапы урока (введение нового знания, его осмысление, закрепление и повторение, проверка и оценка)
4. Методические приемы на основных этапах урока:
4.1. Рассказ
4.2. Объяснение
4.3. Беседа
4.4. Лекция
4.5. Иллюстрация
4.6. Демонстрация
4.7. Создание проблемной ситуации
4.8. Создание игровой ситуации
4.9. Учебная дискуссия
4.10. Учебно-лабораторный эксперимент
4.11. Упражнения
4.12. Взаимообучение
4.13. Использование опорного конспекта
4.14. Опрос
4.15. Контрольная работа
4.16. Зачет
4.17. Учебно-творческие занятия
4.18. Критический анализ учебной деятельности
4.19. Обучающее рецензирование
5. Формирование общеучебных и общеинтеллектуальных умений:
5.1. Умение выделять и осознавать учебную задачу.
5.2. Умение строить план деятельности на основе сознательной ориентации в окружающих условиях, способность выделить значимые признаки.
5.3. Умение выбирать адекватные средства деятельности.
5.4. Умение удерживать ученую задачу.
5.5. Осуществление самоконтроля и самооценки.
5.6. Умение анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, классифицировать воспринимаемую информацию.
6. Целесообразность упражнений, заданий. Связанность каждого упражнения, задания с темой урока. Объем, сложность, продуктивность, коррекционно-развивающая эффективность.
7. Использование дидактического, наглядного и дополнительного (информативно-иллюстративного) материала:
7.1. Несет ли стабильную учебную нагрузку.
7.2. Соответствует ли учебной обстановке, теме урока.
7.3. Отвечает ли психогигиеническим требованиям.
8. Предупреждение появления трудностей в учебе и преодоление неуспешности учащихся

При анализе урока можно также рассмотреть его субъектно-личностную ориентацию:

1. Способы подачи учебного материала:
1.1. Характер содержания (аксиоматический, проблемный)
1.2. Форма (лекция, обсуждение)
1.3. Использование средств привлечения внимания
1.4. Персонализация высказываний и их эмоциональная окраска
1.5. Использование вопроса как средства стимуляции активности
1.6. Соответствие используемых приемов возрасту и особенностям детей
2. Реакции на проявления детей:
2.1. На нарушения дисциплины
2.2. На вопросы по теме и не по теме
2.3. На юмор
2.4. На высказывания с места
2.5. На удачные ответы
2.6. На ошибки
3. Особенности вербального и невербального поведения:
3.1. Темп речи
3.2. Громкость речи
3.3. Четкость артикуляции
3.4. Правильность речи и ее сложность
3.5. Использование жестов и их характер (открытые, закрытые), адекватность используемых приемов (соответствие самому учителю и классу)
3.6. Характер и свобода используемых поз
3.7. Характер перемещения по классу
4. Особенности слушания учеников:
4.1. Предоставление возможности высказаться, поощрение высказываний
4.2. Использование вербальных и невербальных , . техник слушания , ,
4.3. Умение слышать суть ответа или вопроса
5. Учет индивидуальных особенностей детей:
5.1. Медлительные дети
5.2. Импульсивные дети
5.3. Пассивные дети
5.4. Чрезмерно активные
5.5. Ослабленные, астеничные
6. Внешний вид учителя:
6.1. Соответствие уроку
6.2. Опрятность
7. Дополнительные наблюдения

Самоанализ урока

Для учителя, особенно не имеющего достаточного опыта, крайне важно научиться самостоятельно проводить анализ уроков. Для приобретения определенных навыков, помогающих объективно оценить свою работу, ему можно предложить использовать Памятку, позволяющую быстро и точно выявить типичные затруднения.

1. Каков был замысел данного урока и почему?
2. Место данного урока в системе уроков (связь с предыдущими и последующими).
3. Структура, этапы, тип урока.
4. Как учтены индивидуальные особенности развития учащихся?
5. Какие коррекционные цели ставились, и как они были реализованы?
6. Как планировался ход урока, почему?
7. Какие элементы содержания урока были акцентированы, почему?
8. Как планировалось осуществлять поэтапный контроль за ходом усвоения учащимися учебного материала?
9. Имелись ли в ходе урока отклонения от намеченного плана, какие именно, почему?
10.Удалось ли реализовать все поставленные задачи, в какой мере? Почему? 11. Какие выводы следует сделать на будущее?

Подробные ответы на все вопросы не обязательны. Памятка может служить для оценки готовности к предстоящему уроку, а также основой для создания методической разработки открытого урока.

В психологической литературе описано немало разнообразных вариантов психолого-педагогического анализа и схем наблюдения на уроке. Выбор приемлемого варианта должен определяться тем запросом, которой учитель адресует психологу, и той задачей, которую в этой связи решает сам психолог. Формы, описанные в этом разделе, могут использоваться в полном объеме и в виде отдельных элементов как базовый материал для создания своей собственной схемы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Психолого-педагогический анализ урока математики является помощью для студентов педагогического учреждения во время прохождения педпрактики. Урок, который я посетила, проводился для учащихся 7 класса. В анализе отражается психологическая структура урока.

Психолого-педагогический анализ урока

Общие сведения об уроке.

Школа: ГБОУ СЛИ №2

Тема урока: Решение задач с помощью уравнений.

Цель урока: Учить решению текстовых задач с помощью уравнений.

Тип урока: изучение нового материала

Количество учащихся в классе: 19

Из них присутствовало на уроке: 17

Организационный момент урока.

Организационный этап прошел оперативно и организованно: учитель и учащиеся приветствовали друг друга, кабинет готов к уроку, учащиеся стоя приветствуют учителя, учебные принадлежности - учебник, тетрадь, ручка на столе, и внешний вид все в форме учащихся лицея. Внимание учащихся обращено на учителя и урок. Организационный момент краток, учащиеся готовы к работе, включаются быстро в деловой ритм, внимание приковано на учителя.

Психологический анализ опроса учащихся на уроке.

При фронтальном опросе учащихся повторяется пройденный материал, совершенствуются и упорядочиваются знания, развивает умение отвечать быстро и четко на вопросы. Степень готовности учащихся можно охарактеризовать как хорошую, материал усвоен, путаницы не возникает. Правильность выполнения домашнего задания важный фактор усвоения нового учебного материал и степень готовности к следующему уроку.

Психологический анализ процесса изучения нового материала на уроке.

Плавно с проговариванием вывода по пройденной теме учитель подготавливает учащихся к изучению нового материала. Тема заявлена, письменно отражена на учебной доске, цели и задачи были проговорены устно, значимость проблемы актуализирована с увязкой примером из жизни общества. Тема дается согласно формулировке учителем цели, оценки значимости для учащихся нового учебного материала; важности проблемы в жизни современного общества. Отражена и зафиксирована в поурочном планировании. Учитель четко и однозначно определяет цель урока, показывает учащимся чему они должны научиться в ходе урока. Учащиеся принимают участие в обсуждении новой темы опираясь на остаточные знания и текст учебника, наглядность, подготовленную учителем, в виде ксерокопий, что способствует эффективному восприятию и осмыслению нового материала; пониманию учащимися практической значимости изучаемого материала и его связь с современным положением и актуальность заявленной темы.

Психологический анализ закрепления.

Психологический анализ задания на дом.

Перед звонком учитель подводит итоги урока, как работал класс, кто из учащихся особенно старался, что нового узнали школьники. Сообщает о домашнем задании, разъясняет методику его выполнения, проверяет, как учащиеся поняли содержание работы и способы ее выполнения.

Общий вывод об уроке.

Учитель спокойно, терпеливо объяснял содержание работы, приемов и последовательности их выполнения; умело в кратких указаниях разъяснял учащимся как они должны готовить домашнее задание.

Психологический анализ особенностей поведения учителя на уроке.

Оценивая урок в общем, можно сказать, что замысел удался, поставленные учителем цели были достигнуты. Общая доброжелательная атмосфера урока позволила ученикам глубоко погрузиться в изучаемую проблему, активизировать мышление и воображение. Форма организации урока в виде дискуссии позволяет ученикам развивать свои коммуникативные способности, умение отстаивать свою точку зрения, развивает речь и творческое мышление. Работоспособность учеников не снижалась на протяжении всего урока, что свидетельствует об их увлеченности темой, способности работать в группе. Педагог смог создать положительную мотивацию на усвоение нового материала, о чем свидетельствует внимательность учащихся, вопросы к учителю, активная работа учащихся, высказывание собственных суждений, инициативное обсуждение вопросов учащимися. Учитель требователен, сдержан, собран к уроку. В целом можно говорить о том, что учащиеся усвоили связь между прошедшей и изучаемой темой, узнали для себя новые факты, термины, установили взаимосвязь и закономерности.

Сроки практики: 06.04.2015 – 19.04.2015

Выполнил студент 18 группы

Направления 050400.62 Психолого-педагогическое образование

Профиля Психология и педагогика начального образования

Клейнова Светлана Сергеевна

Руководитель практики от СОШ: Директор Сальманова Разия Хусаиновна

Студент группы ИД

Клейнова Светлана Сергеевна

Период педагогической практики 06.04.2015 – 19.04.2015

630017 г.Новосибирск, ул.Бориса Богаткова ,187

Телефон:260-39-29

Директор Сальманова Разия Хусаиновна

Зам. директора по начальным классам Давыдова Светлана Владимировна

Учитель начальных классов Петрова Лилия Яковлевна

Класс 2-ой Кабинет № 223

Индивидуальный план-график практики

Содержание работы на практику

Знакомство с администрацией, педагогами и психологом

Ознакомление с учебным кабинетом

Изучение программ по предмету

Беседа с учителем 2-го класса

Изучение классного журнала

Знакомство с учащимися 2-го класса

Беседы с учащимися

Составление и утверждение индивидуального плана

Изучение расписания и звонков 2-го класса.

Наблюдение учащихся на уроках

Посещение уроков в 2-м классе.

Наблюдение за учителем на уроке.

Наблюдение за использованием вербальных и невербальных оценок на уроке

Составление характеристики 2-го класса (Приложение 7)

Беседа с учителем

Изучение плана классного руководителя

Посещение урока учителя по предмету математика

Наблюдение и заполнение протокола за поведением учащегося на уроке и во внеурочное время.

Сос тавление плана проведения урока по математике во втором классе

Посещение классного часа и участие в его фрагменте

Наблюдение за вниманием учащихся на уроке

Проведение индивидуальной беседы с учеником

Наблюдение за ним в процессе беседы. Заполнение протокола бесседы.

Проведение родительского собрания с родителями в виде презентации (Приложение 10)

Составления психолого-педагогической характеристики личности учащегося

Посещение урока по рисованию во 2-м классе

Подведение итогов практики. Составление отчета по практике

Список учащихся 2 -го класса

План размещения учащихся в классе.

t1582228045aa.jpg

Расписание звонков в школе № 11

Расписание звонков

на 2014-2015 учебный год

I смена II смена

Перемена 20 минут

Перемена 20 минут

Перемена 20 минут

Перемена 20 минут

Перемена 20 минут

Перемена 10 минут

Перемена 10 минут

Перемена 10 мин

Перемена 10 минут

Перемена 10 мин

Перемена 10 минут

Расписание звонков на субботу

9 .00- 9 . 35

Перемена 20 минут

9. 55 - 10 . 3 0

Перемена 20 минут

10. 50 -1 1 . 25

Перемена 10 минут

1 1 . 35 -1 2 . 1 0

Перемена 10 минут

1 2 . 2 0-12. 55

Перемена 10 минут

1 3 . 05 -13. 40

Расписание уроков во 2-м классе

План воспитательной работы учителя на период педагогической практики студента.

Задачи : воспитание понимания взаимосвязей между человеком, обществом и природой.

Классный час - Мои любимые уроки

Гражданско-правовое и патриотическое направление

Классный час - Человек, общество, природа

Всемирный день здоровья

Преподаватель физич. культуры

Экологическое и трудовое направление

Классный час – Где нас подстерегают опасности?

Соц. педагог, организаторы

Выпуск школьной газеты

Работа с родителями.

Встречи с родителями по успеваемости учащихся

Индивидуальный план студента-практиканта на период практики

Содержание работы на практику

Знакомство с администрацией, педагогами и психологом

Ознакомление с учебным кабинетом

Изучение программ по предмету

Беседа с учителем 2-го класса

Изучение классного журнала

Знакомство с учащимися 2-го класса

Беседы с учащимися

Составление и утверждение индивидуального плана

Изучение расписания и звонков 2-го класса.

Наблюдение учащихся на уроках

Посещение уроков в 2-м классе.

Наблюдение за учителем на уроке.

Наблюдение за использованием вербальных и невербальных оценок на уроке

Составление характеристики 2-го класса (Приложение 7)

Беседа с учителем

Изучение плана классного руководителя

Посещение урока учителя по предмету математика

Наблюдение и заполнение протокола за поведением учащегося на уроке и во внеурочное время.

Сос тавление плана проведения урока по математике во втором классе

Посещение классного часа и участие в его фрагменте

Наблюдение за вниманием учащихся на уроке

Проведение индивидуальной беседы с учеником

Наблюдение за ним в процессе беседы. Заполнение протокола бесседы.

Проведение родительского собрания с родителями в виде презентации (Приложение 10)

Составления психолого-педагогической характеристики личности учащегося

Посещение урока по рисованию во 2-м классе

Подведение итогов практики. Составление отчета по практике.

Наблюдение, протоколирование и анализ посещенных воспитательных мероприятий группы.

внеклассного мероприятия проведенного во 2 классе СОШ 11

Учитель начальных классов: Курганова светлана Генадьевна

Присутствовали: учащиеся 20 человек и их родители.

Место проведения: классное помещение.

Цель: Выработка чувства любви и уважения к женщине – матери.

Вторая часть мероприятия: игры, конкурсы, утренник, также были направлены на воспитательную сторону. Звучала музыка, песни о наших любимых матерей, были и стихотворения. В конце мероприятия все спели песню о матери.

Родители были довольны, получили удовольствие, дети счастливы.

Выводы и предложения:

Данное мероприятие достигло своей цели, дети получили дополнительную динамику воодушевления на прекрасную жизнь – детства.

Анализ своих уроков и внеклассных занятий

Самоанализ урока по русскому языку во 2 классе.

В классе 20 учеников, из них высокий уровень обученности у 8 учеников, выше среднего у 2, средний уровень обученности у 5 учеников, низкий уровень обученности у 5 учащихся. В целом, учебные возможности класса средние. У учащихся сформированы первоначальные навыки самостоятельной, групповой работы, работы в парах.

При разработке данного урока учитывались возрастные и психологические особенности младших школьников, реальные возможности учеников 2 класса, все учащиеся которого имеют положительную мотивацию к учебной деятельности.

Цель деятельности учителя: Создать условия для формирования и проверки умения писать имена собственные с заглавной буквы.

Планируемые результаты:

• Умеют определять имена собственные;

• Умеют писать географические названия с большой буквы;

• Понимают значение верного написания слов для различения их по смыслу.

• Познавательные УУД: делают выводы о результате совместной работы группы;

• Регулятивные УУД: определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя; работают по предложенному учителем плану;

• Коммуникативные УУД: оформляют свои мысли в устной форме, высказывают своё предположение (версию) на основе работы с материалом, данным учителем (карточки, презентационные слайды, учебник).

• Осознают роль языка в речи и жизни людей;

• Понимают эмоции других людей, сочувствуют, сопереживают;

• Обращают внимание на особенности устных и письменных высказываний своих одноклассников.

Тип урока: Урок изучение нового

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Методы: словесный, частично - поисковый, наглядный.

Оборудование: классная доска, экран, мультимедийный проектор.

Демонстрационный материал: мультимедийная презентация.

Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам. Основным этапом является этап закрепления изученного материала. При закреплении использованы материалы, активизирующие познавательную активность младших школьников.

На уроке были использованы следующие методы обучения :

по виду источника информации:

словесные (объяснение, беседа с учащимися);

наглядные (демонстрация презентации обучающего курса);

практические (работа с карточками)

по виду учебной деятельности:

проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).

Для активизации познавательной активности учащихся, повышения качества усвоения материала на уроке использовались информационные компьютерные средства.

Использование ИКТ способствовало поддержанию высокого темпа работы учащихся. Время, отведенное на все этапы урока, было рационально распределено.

Урок начинается с организационного момента и проверки домашнего здания. Этот этап, хотя и был непродолжительным, позволил быстро включить учащихся в ход урока, активизировать познавательную деятельность.

Следующий этап – словарная работа в форме ребусов. Учащиеся с интересом писали слова, разделяя их на группы: имена собственные и нарицательные. Итогом этого этапа была формулировка темы и целей урока.

Третий этап - обобщение изученного материала, проверка уровня сформированности знаний по изученной на уроке теме.

Задача данного этапа – актуализация ранее изученного материала, выявление пробелов в знаниях учащихся и их устранение, совершенствование знаний и умений. Для определения уровня знаний учащимся были предложены проблемные вопросы и задания. Через систему упражнений и показ слайдов, учащиеся записали известные им географические названия.

Учащиеся на уроке были достаточно активны и мотивированны. Каждому ребенку на уроке было комфортно, каждый ребенок был по своему успешен. На уроке проводилась физминутка, которая позволила снять физическую и эмоциональную напряжённость.

Учащиеся, на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Выбранная форма организации учебной деятельности школьников показала себя очень эффективной, т.к темп урока позволил выполнить больший объём заданий. Создание проблемных ситуаций (в самом начале урока) мотивирует учащихся к настрою в работе. Рефлексия учащихся дает осмысление своих действий и самооценку.

Учащиеся оценили не только впечатления от урока, но и уровень своих знаний по данному разделу.

Я думаю, что мне удалось решить поставленные задачи, избежав при этом перегрузки и переутомления учащихся, сохранив продуктивную мотивацию учения.

ДНЕВНИК ПО ПРАКТИКЕ

Деятельность студента, результаты выполнения, наблюдения, выводы

Пожелания, замечания, анализ проведенной работы. Отметка о выполнении заданий (заполняется учителем и преподавателем вуза, заверяется подписью).

В первый дь практики я познакомилась с базой практики, а именно знакомство с администрацией школы, педагогическим составом, психологом, мед работником, логопедом.

Учитель начальных классов показала мне учебный кабинет, где проходят занятия, и сказала, чмне, что это рабочее место для моей практики. Предоставила мне для ознакомления учебную программу для начальных классов, для того, чтобы я при составлении плана практики ориентировалась на нее.

Так же сегодня я познакомилась с детьми 2-го класса, с которыми буду проходить практику. Я провела беседу учащимися, представилась, познакомилась.

И последним моментом сегоднешнего дня было знакомствор с журналом.

Я считаю, что день пролшем плодотворно и хорошо, мне все очень понравилось

Мой день сегодня начался с общения с детьми, с целью знакомства и закрепления отношений. Я проводила беседы с учащимися, на которых пыталась узнать казждого, для дальнейшей работы.

Главным моментом сегоднешнего дня у меня было составление индивидуального плана на весь период практики.

Я изучила рассписание 2-го класса и расписание звонков.

Сегодня 08.04 я посетила, укори во 2-м классе, провела наблюдение за учащимися и учителем на уроках.

Составила протакол наблюдения.

Цель наблюдения за учителем была следующая: как учитель на уроке использует вербальные и невербальные оценки.

Мною было выявлено, что педагог часто использует на уроке как вербальные, так и невербальные оуенки, и в основном это положительные оценки.

Так же мною сегодня была составлена общая психолого-педагогическая характеристика на 2-й класс. (Приложение 7)

После составления плана мероприятия ч провела беседу с учителем, посоветовалась с ним, все ли я правильно делаю.

Сегодня так же я изучила план внеклассной работы учителя на месяц.

Посетила урок математики

Наблюдение и заполнение протокола за поведением учащегося на уроке и во внеурочное время.

Сегодня я составила конспект урока по математике, который планирую провести самостоятельно с учащимися 2-го класса.

После уроком я посетила внеклассное мероприятие проведенное учителем в классе, и составила анализ этого мероприятия.

Также посетила урок русского языка, на котором провела наблюдение за вниманием учащимися и запротоколировала это.

Также провела ндивидуальную беседу с учащейся 2-го класса. Заполнила протокол беседы с учащейся, это было одно из заданий практики с которым я успешно справилась.

Проведение родительского собрания с родителями в виде презентации (Приложение 10)

Составления психолого-педагогической характеристики личности учащегося

Посещение урока по рисованию во 2-м классе

Сегодня весь день я занималась составлением ответа по практике, подготовкой всех необходимых документов. Составила отчет по практике. Сделала выводы и самоанализ.

Наблюдение за поведением учащихся на уроке и во внеурочное время

Цель наблюдения - наблюдение за детьми на уроке и во внеурочное время.

Наблюдение за учащимися организуется в соответствии со следующим планом.

Обстановка – благоприятная атмосфера присутствовала в классе, наблюдение проводилось во время урока по математике. Все дети были рассажены по местам, которые отведены для учебы. Учитиль постоянно меняла свое место, то сидела за столом, то стояла у доски, то проходила между рядами.

Поведение – урок - математики, суть урока – изучение нового материала. Все дети внимательно слушали педагога. Уровень активности на уроке - средний, т.к учитель излогал новый материал, но перед началом нового изложения новый темы, она проверила домашнее задание, дети активно приняли участие, все были готовы ответить. Симптомы тревожности наблюдались у учеников такие как:

Актуальность проблемы. В современной психологии тревога понимается как психическое состояние, а тревожность – как психическое свойство, детерминированное генетически, онтогенетически или ситуационно. Как известно, тревога является глубинным эмоциональным состоянием, которое возникает в результате неудовлетворения важных потребностей и определяется как устойчивое отрицательное переживание беспокойства и ожидания неблагополучия со стороны окружающих[1].

Определенную роль играет навязывание ребенку чуждых ему интересов, высоко ценимых родителями (например, занятия музыкой, спортом и т.д.), частые упреки в отсутствии результатов, вызывающие чувство вины.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в основе отрицательных форм поведения лежат: эмоциональное переживание, неспокойствие, неуютность и неуверенность за свое благополучие, которое может рассматриваться как проявление тревожности.

В целом причиной тревоги может быть все, что нарушает у ребенка в его взаимоотношениях с окружающими людьми: чувство неуверенности в себе по отношению к окружающей среде, внутренний конфликт, страх школы, семейный конфликт, авторитарное воспитание, неблагоприятные отношения ребенка с родителями, семейные конфликты и т.д.

Состояние тревоги и тревожность как личностная черта оказывают неоднозначное воздействие на эффективность деятельности, которая определяется соответствием уровня тревоги оптимальному для данного человека состоянию. В целом, эффект может быть как мобилизующий, так и дезорганизующий, причем чем интенсивнее состояние тревоги, тем более вероятен дезорганизующий эффект.

Тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающуюся в ее источниках, содержании, формах проявления. В целом, возникновение и закрепление тревожности как устойчивого образования связано с неудовлетворением ведущих потребностей возраста. Для каждого возрастного периода существуют определенные области, которые вызывают повышенную тревогу. Детская тревожность на каждом этапе возрастного развития специфична и связана с решением той или возрастной задачи развития[2].

В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся эмоциональной неустойчивостью, неуверенностью, повышенным беспокойством. Проблемы школьной тревожности и путей ее коррекции раскрыты в исследованиях А.М. Прихожан, Р.С. Немова, А.В. Петровского, М.С. Неймарка, Л.С. Славиной, Б.М. Теплова, В.Д. Небылицина, Л.И. Божович, Л.Ф. Обуховой, Е.В. Савиной и т.д.

Известно, что школьное обучение всегда сопровождается повышением тревожности у детей. Более того, некоторый оптимальный уровень тревоги активизирует обучение, делает его эффективнее. Но когда уровень тревожности превышает этот оптимальный предел, человека охватывает паника. Стремление избежать неуспеха также усиливает страх неудачи. В результате, возрастающая тревожность становится постоянной помехой и ведет к появлению таких негативных симптомов, как школьная дезадаптация, дидактогенные неврозы, дидактоскалогения, школьная фобия, хроническая неуспешность, школьный невроз.

Знания учителем причин возникновения повышенной тревожности, приведет к своевременному проведению коррекционно-развивающей работы, способствуя тем самым снижению тревожности и формированию адекватного поведения у детей младшего школьного возраста. Поэтому данная проблема всегда актуальна для учителя начальной школы, осуществляющего коррекционно-развивающую работу с тревожными детьми.

Вышеперечисленные факторы обуславливают актуальность исследования, проведенного в ходе учебно-производственной практики.

Место прохождения практики:Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение (ГБОУ) Средняя общеобразовательная школа.

Форма коррекции:групповая.

Объект коррекции:40 учащихся первого класса средней общеобразовательной школы в возрасте 7–8 лет.

Предмет коррекции:уровень тревожности у детей младшего школьного возраста (7–8 лет).

Цель практики:получение практических навыков проведения психокоррекционной работы с детьми младшего школьного возраста по проблеме коррекции тревожности.

В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что если своевременно проводить диагностику и последующую коррекцию тревожности учащихся начальных классов, то есть возможность повышения показателей качества усвоения младшими школьниками знаний, умений и навыков в процессе обучения.

Задачи практики:

1) Ознакомление с психокоррекционной работой практического психолога с детьми по коррекции тревожности.

2) Получение запроса на проведение психокоррекционной работы.

3) Осуществление психокоррекционного обследования детей для определения направления психокоррекционной работы.

4) Выбор и обоснование объекта и предмета психокоррекционной работы.

5) Составление программы психокоррекции тревожности у детей младшего школьного возраста.

4) Проведение психокоррекционных занятий по программе групповой коррекции тревожности, включающей 15 занятий, проводимых 2 раза в неделю.

5) Оценка (анализ) результата психокоррекционной работы проективныи и статистическими методами.

6) Составление психолого-педагогических рекомендаций педагогам и родителям по коррекции тревожности младших школьников.

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

Анализ психокоррекционного занятия

Цель занятия: профилактика и преодоление нарушений в коммуникативной сфере, снижение тревожности.

Задачи занятия:

– отработка коммуникативных навыков, развитие навыков сотрудничества, взаимной эмпатии;

– развитие психических процессов, вербальной и невербальной речи;

– снижение психоэмоционального напряжения, тревожности у детей;

– создание положительного эмоционального настроя в группе;

– обучение способам регуляции эмоциональных состояний.

Оборудование: иллюстративный материал; мягкие игрушки; магнитофон, аудиозаписи; музыкальные инструменты; костюмы, головные уборы для игр; художественные тексты, сказки либо истории для обсуждения; фломастеры, цветные карандаши, бумага и др.

Параметры наблюдения: познавательная активность и поведение детей на занятии:

– заинтересованность работой (желание или нежелание работать, причины);

– состояние внимания детей при выполнении задания, длительность сосредоточенности на задании, причины отвлекаемости;

– двигательная возбудимость (пассивность) при работе;

– стремление осмыслить и усвоить материал;

– умение применять полученные знания;

– способы выполнения задания: на основе использования практической интеллектуальной деятельности;

– степень самостоятельности при выполнении задания;

– обращения за помощью, умение (неумение) ее принять и использовать.

Протоколы индивидуальных наблюдений за детьми в ходе психологической работы представлены в Приложении 1.

Общегрупповые результаты наблюдения за познавательной активностью и поведением детей на психокоррекционном занятии представлены в сводной таблице 2.

Результаты наблюдения за познавательной активностью и поведением детей на психокоррекционном занятии

Инициалы Эмоционально- личностная сфера Работоспособность Познавательная сфера
1. Алина А. 10,5 балла 6,5 балла 10 баллов
2. Андрей С. 11,5 баллов 9,5 баллов 11,5 баллов
3. Аня К. 13 баллов 10 баллов 12 баллов
4. Богдан Г. 11,5 баллов 7 баллов 9,5 баллов
5. Вася М. 12,5 баллов 8,5 балла 10,5 баллов
6. Вероника Б. 9,5 баллов 10 баллов 10 баллов
7. Вика А. 12 баллов 8 баллов 8 баллов
8. Гуля Д. 10 баллов 8 баллов 9,5 баллов
9. Гриша Р. 11 баллов 5,5 баллов 11 баллов

Продолжение таблицы 2

10. Даша С. 9,5 баллов 6,5 баллов 9,5 балла
11. Денис А. 11 баллов 11 баллов 12 баллов
12. Жанна М. 10,5 баллов 8 баллов 11,5 баллов
13. Женя С. 7,5 балла 8,5 балла 11,5 балла
14. Игорь К. 10,5 баллов 8,5 баллов 10,5 баллов
Ирина Л. 13 баллов 7 баллов 12 баллов
16. Катя М. 11 баллов 7,5 баллов 9 баллов
17. Лена В. 12,5 баллов 6,5 баллов 12,5 баллов
18. Максим Р. 10,5 баллов 8,5 баллов 10,5 баллов
19. Марина Т. 12 баллов 7 баллов 11 баллов
20. Маша Д. 10 баллов 6 баллов 10 баллов
21. Никита П. 11 баллов 6 баллов 10 баллов
22. Олег Р. 9,5 балла 5,5 балла 9,5 балла
23. Оксана К. 10,5 баллов 8,5 баллов 10,5 баллов
24. Олеся С. 10 баллов 7,0 баллов 11 баллов
25. Оля Д. 11,5 баллов 7,0 баллов 11,5 баллов
26. Павел К. 12,5 баллов 8,5 баллов 12,0 баллов
27. Саша Р. 10 баллов 7,5 баллов 11 баллов
28. Света У. 13 баллов 9 баллов 9 баллов
29. София М. 11,5 баллов 8 баллов 13 баллов
30. Софья В. 12 баллов 10 баллов 10,5 баллов
31. Степан Л. 11 баллов 9,5 баллов 12 баллов
32. Тимур Р. 9 баллов 7 баллов 10 баллов
33. Тимофей Л. 13 баллов 9 баллов 12,5 баллов
34. Таня К. 10,5 баллов 10,5 баллов 9,5 баллов
34. Федор Н. 12 баллов 7,5 баллов 8 баллов
36. Эдик В 11 баллов 11 баллов 10 баллов
37. Эмма Г. 10 баллов 8 баллов 8,5 баллов
38. Эльвира М. 12 баллов 10 баллов 11,5 баллов
39. Ян Х. 11,5 баллов 7 баллов 10 баллов
40. Яна К. 13 баллов 8,5 баллов 12 баллов
Средний суммарный балл для группы 11,4 8,3 10,6

Таким образом, среднегрупповые показатели развития эмоционально-личностной и познавательной сферы, а также уровень работоспособности детей недостаточно высокие, хотя находятся в пределах нормативных значений.

Деятельность психолога:

На занятии психолог чередовал различные виды деятельности (игровую, познавательную и физическую), что способствовало снижению утомляемости и сохранению внимания детей. Повышенный интерес детей к занятию обеспечивался также сочетанию различных приемов и методов психокоррекции, в частности таких как: игровая психокоррекция, библиокоррекция, изокоррекция, музыкотерапия, дыхательная гимнастика, мимические упражнения и телесно-ориентированная психокоррекция.

Психолог легко устанавливал и поддерживал контакт со всеми детьми, присутствовавшими на занятии. Все дети были вовлечены в занятие, никто не сидел без дела. Психолог до конца занятия удерживал внимание практически всех детей, за исключением тех, чье внимание снизилось в виду индивидуальных психических особенностей.

Итоги занятия:

По итогу занятия был сделан вывод, что все задания, используемые на занятии, были направлены на достижение поставленной цели – профилактике и преодолению нарушений в коммуникативной сфере, в частности коррекции тревожности.

Занятие было достаточно эффективным. В ходе занятия при помощи правильно подобранных заданий психологом были отработаны коммуникативные навыки детей, а также формировались навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми. В результате проведенного занятия наблюдается улучшение в сотрудничестве детей друг с другом; существенно снизилось эмоциональное напряжение, тревожность; дети стали намного лучше регулировать свои эмоциональные состояния; наметилось также улучшение в понимании индивидуальных особенностей других людей, дети стали доброжелательней относится друг к другу; улучшение в управлением своим телом.

Таким образом, можно говорить об эффективности занятию по коррекции тревожности младших школьников.

Читайте также: