Анализ языковых единиц в школе

Обновлено: 05.07.2024

новое слово образуется путем одновременного присоединения двух аффиксов. Обычно это приставка и суффикс.

прибрежный (находящийся около берегаберег (ере//ре)

подоконник ¬ окно о//нуль звука

заречьjе ¬ река к//ч

Особенно продуктивны суф. –ник-, -j- у сущ.;

-н-, -ск-, -j- у прил.

Разновидностью этого способа является префиксально-постфиксальный (образуются глаголы):

разбежаться ¬ бежать

притерпеться ¬ терпеть

вчитаться ¬ читать

Этот способ коварен, всегда необходимо проверять и с суф. и с прист.

Иногда суф. м.б. Ø, и это тоже осложняет определение способа:

проседьØ ¬ седой (о Ø свидетельствует чередование д//д’ и изменение частеречной принадлежности слова)

просиньØ ¬ синий

Единичны случаи, когда присоединяются суффикс и постфикс:

колоситься ¬ колос

скупиться ¬ скупой

Единичны случаи, когда одновременно присоединяются приставка, суффикс и постфикс:

разухабиться ¬ ухаб (такие слова имеют просторечную окраску)

очень продуктивный способ.

ЧИСТОЕ СЛОЖЕНИЕ — в качестве второго компонента берется 2 слово и целиком основа первого слова. S/Оый формант — интерфикс.

теплоотдача ¬ отдачатепла

лесостепь ¬ лес и степь

русско-французский ¬ русский и французский

СЛОЖНОСУФФИКСАЛЬНЫЙ, это сложение основ, осложненное суффиксацией: основа + основа + суффикс:

мореплаватель ¬ плавать, море

конькобежец ¬ коньки, бежать

тяжеловозØ ¬ тяжелый, возить

СЛОЖЕНИЕ СОКРАЩЕННЫХ ОСНОВ похоже на чистое сложение, но в качестве элементов берутся произвольные части основ:

§ 2 часть целиком, а 1 — произвольно сокращена

сельсовет ¬ сельский совет

предоплата ¬ предварительная оплата

информбюро ¬ информационное бюро

§ первые части обоих слов

полпред ¬ полномочный представитель

§ сущ. м.б. в f косвенного падежа:

завкафедрой

§ начало 1 слова и конец 2:

мопед ¬ мотоцикл, велосипед

§ нач. 1 слова, начало и конец 2 слова:

эсминец ¬ эскадренный миноносец

АББРЕВИАЦИЯ (инициальный способ сложения сокращенных основ).

ГАПО [гапо] — Государственный архив Пермской области

ВДНХ [вэдээнхá]

3. смешанными (звуко-буквенными)

ГИБДД [гибэдэдэ]

Разновидность сложения основ — УНИВЕРБАЦИЯ: основа второго слова не участвует в образовании нового слова, а заменяется суффиксом –к- (это часто в просторечии), а первое слово произвольно сокращается.

наружка ¬ наружное наблюдение

незавершенка ¬ незавершенное строительство (дело)

зачетка ¬ зачетная книжка

пятиэтажка ¬ пятиэтажный дом

Сложение основ

Префиксально-суффиксальный

новое слово образуется путем одновременного присоединения двух аффиксов. Обычно это приставка и суффикс.

прибрежный (находящийся около берегаберег (ере//ре)

подоконник ¬ окно о//нуль звука

заречьjе ¬ река к//ч

Особенно продуктивны суф. –ник-, -j- у сущ.;

-н-, -ск-, -j- у прил.

Разновидностью этого способа является префиксально-постфиксальный (образуются глаголы):

разбежаться ¬ бежать

притерпеться ¬ терпеть

вчитаться ¬ читать

Этот способ коварен, всегда необходимо проверять и с суф. и с прист.

Иногда суф. м.б. Ø, и это тоже осложняет определение способа:

проседьØ ¬ седой (о Ø свидетельствует чередование д//д’ и изменение частеречной принадлежности слова)

просиньØ ¬ синий

Единичны случаи, когда присоединяются суффикс и постфикс:

колоситься ¬ колос

скупиться ¬ скупой

Единичны случаи, когда одновременно присоединяются приставка, суффикс и постфикс:

разухабиться ¬ ухаб (такие слова имеют просторечную окраску)

очень продуктивный способ.

ЧИСТОЕ СЛОЖЕНИЕ — в качестве второго компонента берется 2 слово и целиком основа первого слова. S/Оый формант — интерфикс.

теплоотдача ¬ отдачатепла

лесостепь ¬ лес и степь

русско-французский ¬ русский и французский

СЛОЖНОСУФФИКСАЛЬНЫЙ, это сложение основ, осложненное суффиксацией: основа + основа + суффикс:

мореплаватель ¬ плавать, море

конькобежец ¬ коньки, бежать




тяжеловозØ ¬ тяжелый, возить

СЛОЖЕНИЕ СОКРАЩЕННЫХ ОСНОВ похоже на чистое сложение, но в качестве элементов берутся произвольные части основ:

§ 2 часть целиком, а 1 — произвольно сокращена

сельсовет ¬ сельский совет

предоплата ¬ предварительная оплата

информбюро ¬ информационное бюро

§ первые части обоих слов

полпред ¬ полномочный представитель

§ сущ. м.б. в f косвенного падежа:

завкафедрой

§ начало 1 слова и конец 2:

мопед ¬ мотоцикл, велосипед

§ нач. 1 слова, начало и конец 2 слова:

эсминец ¬ эскадренный миноносец

АББРЕВИАЦИЯ (инициальный способ сложения сокращенных основ).

ГАПО [гапо] — Государственный архив Пермской области

ВДНХ [вэдээнхá]

3. смешанными (звуко-буквенными)

ГИБДД [гибэдэдэ]

Разновидность сложения основ — УНИВЕРБАЦИЯ: основа второго слова не участвует в образовании нового слова, а заменяется суффиксом –к- (это часто в просторечии), а первое слово произвольно сокращается.

наружка ¬ наружное наблюдение

незавершенка ¬ незавершенное строительство (дело)

Анализ текста в старших классах на уроках русского языка.

ВложениеРазмер
Доклад 49 КБ

Предварительный просмотр:

Совершенствование языкового анализа текста на уроках русского языка в старших классах

учитель русского языка МОУ «СОШ п. Первомайский

Совершенствование знаний, умений и навыков учащихся старших классов в области языка происходит в большой мере за счёт школьного лингвистического анализа образцов письменной формы речи, предлагаемых учащимся в виде отрывков из художественных произведений. Этот анализ строится, с одной стороны, на преемственных связях с языковым разбором предыдущих лет обучения, с другой – на межпредметных связях с литературой, с литературоведческим анализом текста.

Использование художественной литературы в процессе освоения русского языка повышает интерес учащихся к уроку, способствует формированию навыков всех видов речевой деятельности.

Уже в курсе 5-6 классов, где осуществляется комплексное изучение русского языка и литературы, целесообразно стимулировать отдельные наблюдения учащихся над особенностями художественной речи на уровне слова: привлекать их внимание к тому, что слово употреблено в одном из значений в контексте изучаемого литературного произведения, к учёту лексико-морфологической выразительности слов, к неожиданным для учащихся сочетаниям знакомых слов, наконец, к словам в переносном значении и т.д. Такие наблюдения способствуют осознанию эстетической функции слова, готовят обучающихся к проведению лингвостилистического анализа художественного текста в средних и старших классах и, в конечном счёте, формируют представления об отличиях художественной речи от нехудожественной.

В 5-9-м классах изучаются основные элементы структуры текста, его связность. Правда, тематическое единство и связность сами по себе уже есть наиболее общие элементы содержания, но слишком общие, не достаточные для анализа в старших классах, где учащимся доступны более конкретные детали функционально-смысловой значимости элементов целого текста.

Таким образом, возникает необходимость шире и органичнее представить в школьной системе работы по развитию речи в старших классах функциональный аспект и обучать школьников понимать и чувствовать связь между структурой текста и авторской задачей.

Работа над описанием, повествованием, рассуждением в старших классах приобретает новую окраску, новое направление: она увязывается с изучением особенностей авторского стиля того или иного писателя. В анализе текста происходит соединение той или иной семантической значимости, которая заложена в самой структуре сложных синтаксических целых (ССЦ), и того авторского замысла, который воплощён в нём.

Таким образом, текст на уроке русского языка может использоваться по-разному, и далеко не всегда он изучается во всех представленных в нём признаках. Старшеклассники, наблюдая за закономерностями использования языковых единиц, овладевают лексическими и грамматическими средствами связи предложений в тексте, учатся отбирать слова и синтаксические конструкции в соответствии с содержанием и стилем высказывания. Анализ образцовых текстов приводит к сознательному, мотивированному отбору языковых средств при создании собственных текстов (сочинений и изложений).

Работу над текстом на уроках русского языка можно представить в виде таблицы:

Оценить 572 0

Составитель: Мурко Ольга Григорьевна , учитель русского языка и литературы первой категории МКОУ Зудовской СОШ

лексико-семантического анализа слова

Значение слова

1. Значение лексико-семантических вариантов.

2.Типы лексических значений:

а) номинативные значения – прямое (прямое номинативное);

б) переносное (косвенно-номинативное значение);

3. Типы семантических отношений:

а) типы переноса значений – метафора, метонимия, синекдоха и функциональный перенос;

б) разновидности переносных значений: метафора – когнитивная, образная или эмоциональная; метонимия – предмет – его часть; вещь- признак; действие – свойство; предмет – местонахождение и др.

4. Семный состав:

Стилистические эмоционально-экспрессивные коннотации – бранное (бран.), грубые (груб.), ироническое (ирон.), ласкательное (ласк.), неодобрительное (неодобр.), почтительное (почтит.), увеличительное (увелич.), уменьшительное (уменьш.), уменьшительно-ласкательное (уменьш.-ласк.), шутливое (шутл.) и др.

Функционирование слова.

а) общеупотребительное слово;

б) слова, ограниченные в употреблении:

Специальная лексика: анат. – анатомия, ист. – история, лингв. – лингвистика и т.п.

Диалектная (областная) лексика (диал. или обл.);

Жаргонно-арготическая лексика (жаргон.)

2. Активность/пассивность употребления слова:

а) слово активного употребления;

б) слово пассивного употребления:

Устарелое (архаичное) слово (устар. или арх.)

3. Функционально-стилевая характеристика слова:

а) нейтральное (межстилевое) слово;

б) стилевая маркированность слова:

Книжное (книжн.), официально-деловое (офиц.-дел.), высокое (высок.), народно-поэтическое (народно-поэт.);

Просторечное: просторечное (прост.), грубо-просторечное (груб.-прост.).

Образец лексико-семантического анализа

Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть:

…Туманная и тихая лазурь

Над грустно-сиротеющей землею…

2. Значение переносное.

3. Второе значение зависит от первого; тип переноса значения – метонимия (синекдоха).

Общеупотребительное, активного употребления, нейтральное.

Схема морфемного анализа

Определить лексическое значение анализируемого слова (по толковому словарю литературного языка).

Произвести структурное членение слова с конца в следующем порядке:

1. часть речи анализируемого слова – изменяемая (как изменяется)/не изменяемая.

2. Окончание (флексия) и его типы:

по характеру формального выражения;

по характеру отношения к варьированию – представлено одним вариантом/представлено набором вариантов;

по функции словоизменительное/словообразовательное;

по характеру грамматического значения и зависимости от принадлежности к той или иной части речи.

по функции – основа словоформы/основа слова;

по структуре – членимая/нечленимая, простая/сложная, прерывистая/непрерывистая.

4. Корень и его типы:

по степени самостоятельности в выражении значения – свободный/связанный;

по характеру значения – предметный/прцессуальный/признаковый(качественный)/количественный признак;

по наличию/отсутствию чередований;

по стилистической окраске.

5. Суффиксы и его типы:

по характеру формального выражения;

по структуре – производные/непроизводные;

по характеру варьирования;

по функции - словоизменительные/словообразовательные;

по стилистической окраске.

6. Приставки (префиксы), их типы:

по структуре - производные/непроизводные;

по функции - словоизменительные/словообразовательные;

по характеру значения – грамматические/словообразовательные;

по стилистической окраске.

7. Префиксы, их типы:

по функции – словоизменительные/словообразовательные;

по характеру значения – грамматические/словообразовательные (возвратность, неопределённость);

8. Интерфиксы, их типы:

по функции – соединительные,

способствующие образованию слова.

9. Условные обозначения линейной линейной последовательности морфем:

основа слова, словоформы - ________ ;

Образец морфемного анализа

1. Имя существительное, изменяется по падежам и числам (перелесок, -а, -у, -ом и т.д.).

2. Окончание в данном слове:

в форме именительного падежа представлено нулевым морфом, который материально не выражен;

в каждой падежной форме одновариантно;

выполняет словоизменительную функцию;

выполняет словоизменительную функцию;

выражает грамматическое значение единственного числа, мужского рода, именительного падежа.

3 . Основа словоформы перелесок

о снова слова совпадает с основой словоформы перелесок

производная, членимая, простая, непрерывная.

4. Корневая морфема представлена морфом – лес- (однокорневые слова: лес, лесок, лесной);

имеет предметное значение;

выступает в двух фонетических вариантах: -лес-, -лес*-;

нейтральный в стилистическом отношении.

5. суффиксальная морфема реализуется в морфе –ок-, который:

по структуре – непроизводный;

представлен двумя вариантами: -ок-, -к- (перелесок – прелеска);

выполняет словообразовательную функцию;

имеет предметно уменьшительное значение;

нейтральный в стилистическом отношении.

6. Префиксная морфема реализуется в морфе пере-, который:

по структуре не производный;

нейтральный в стилистическом отношении.

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Интересный конспект, но перед тем, как начать выполнять работу, детям нужно предложить размять пальч. Подробнее.

Уважаемая Любовь Ивановна! Замечательно, что Вы делитесь своими наработками, но смею заметить, что п. Подробнее.

Актуальность воспитания гражданственнос ти и патриотизма обусловлено процессами в обществе. Патриоти. Подробнее.

В статье говорят о соблюдении требований к охране слабого зрения. Правила бережного отношения к глаз. Подробнее.

До школы ребенок усваивает огромное количество информации. В это время активно развивается речь, что. Подробнее.

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.


В статье рассмотрены методы и приемы работы над лингвистическими терминами в начальной школе.

Ключевые слова: начальная школа, русский язык, лингвистические термины.

Русский язык среди всех школьных предметов занимает одно из важных мест, потому что является не только объектом, но и средством обучения. Изучая русский язык на уроке, школьники получают навыки и умения, которые им понадобятся в дальнейшем для овладения знаниями по другим учебным предметам.

Изучение лингвистической терминологии с образовательно-познавательной точки зрения создает условия для системного подхода в усвоении лексических понятий, способствует знакомству учащихся с термином как единицей лексической системы, со значением слова. Учителю необходимо осуществлять поиск таких условий, при которых изучение лексической терминологии младшими школьниками будет наиболее эффективным, поскольку для формирования понятий необходим определенный уровень развития абстрактного мышления. Он создается в процессе обучения и требует специальных упражнений.

Актуальность данной темы состоит в том, что усвоение огромного лексического запаса не может проходить стихийно. У младших школьников наблюдается:

– ограниченность специального словарного запаса,

– трудности понимания значения и актуализации слов-терминов,

– неумение выделять основные семантические признаки в структуре значения рассматриваемых слов,

– трудность самостоятельного использования терминов в рамках речевого высказывания.

Работа над лингвистическими терминами в начальном курсе русского языка в школе многогранна и получила достаточное освещение в научной литературе, хотя к ее решению ученые подходят по-разному.

В психолого-педагогической, методической литературе описываются разные подходы к рассмотрению на уроке русского языка языкового понятия, обозначенного термином. А. Н. Гвоздев указывает на роль и значение осознанности и самостоятельности процесса усвоения понятия [2, с. 34].

Конечной целью исследования в школе лингвистической терминологии считается осмысленное ее внедрение для грамматически верного и стилистически четкого выражения мысли в устной и письменной форме. Но применению этих знаний нужно учиться, при этом учиться целенаправленно и постоянно.

Каждое понятие проходит долгий путь формирования в сознании учащегося, в процессе которого непосредственно выделяются следующие стадии:

  1. Анализ языкового материала. Целью данной стадии является выделение значимых признаков понятия. На этом этапе происходит отвлечение от лексического значения конкретных слов и выделение того, что является типичным для данного языкового явления, языковой категории. Учащиеся овладевают такими умственными операциями, как анализ и абстрагирование.
  2. Обобщение признаков, установление связей между признаками понятий (установление связей между понятиями), введение термина. Ученики овладевают операциями сравнения и синтеза.
  3. Понимание формулировки определения понятия, уточнение сущности признаков и связей между ними.
  4. Конкретизация изучаемого грамматического понятия на новом языковом материале. Установление связей изучаемого понятия с ранее усвоенными. Упражнения на применение знаний на практике. [6, с. 194].

Для раскрытия особенностей изучения лингвистических терминов младшими школьниками нами было проанализировано несколько учебно-методических комплектов. [3, 4, 5]

Комплекты изучались с целью изучения представленных теоретических сведений, а также с точки зрения того, как эти знания отрабатываются в упражнениях. При проведении сравнительного анализа УМК нами были выявлены сходства и различия в методах и приемах подачи информации; времени ее предоставления.

Проанализировав учебники по русскому языку курса начальной школы, мы отметили, что в начальной школе насчитывается более ста двадцати языковых понятий, а именно:

1) фонетические понятия: звук речи, слог, безударный слог, пауза, голос произношение и др.;

2) грамматические понятия: имя существительное, предлог, сложное простое предложение и др.;

3) общеязыковые и речеведческие понятия: язык, речь, устная и письменная речь, чтение и др.;

5) понятия графики и орфографии: буква, запятая, строчная и заглавная буква и др.;

6) понятия морфемики и словообразования: корень слова, суффикс, родственные слова и др.;

7) понятия теории речи и риторики: диалог, сочинение, письмо и др.

8) В учебниках по русскому языку эти термины использованы в рамках правил.

9) В ходе организации диссертационного исследования нами была разработана анкета для учителей с целью определения трудностей, которые они испытывают в работе над лингвистическими терминами, а также выявления используемых ими методов и приемов.

Анкета для учителей

  1. ФИО_______________________________________________
  2. Ваш стаж работы______________________________________
  3. По какой программе Вы работаете? _______________________
  4. Как Вы считаете, достаточно ли времени отводится на изучение лингвистических терминов в курсе русского языка начальной школы? ________________________________________________________________
  5. Много ли в учебнике дается заданий на изучение терминов? ________________________________________________________________
  6. Изучение каких терминов вызывает наибольшую сложность? ________________________________________________________________
  7. Какие методы и приемы Вы используете для работы с термином на уроках русского языка? ________________________________________
  8. Как осуществляется контроль усвоения лингвистических терминов на уроках русского языка? _______________________________
  1. Понять причины терминологической неграмотности младших школьников (их нежелание работать с терминами; неосознание их значения ввиду неподготовленности ученика; слишком сложно сформулированное определение термина в учебнике и др.).
  2. Разработать методы и приемы эффективной работы с терминологическим аппаратом, а также подобрать соответствующие задания.

Рассмотрим несколько типов упражнений, ориентированных на освоение термина и понятия, обозначаемого им.

Упражнения на использование языковых единиц, называемых заданным термином, в различных речевых и языковых конструкциях. Эти упражнения строятся на:

 конструировании слов, словосочетаний и предложений различных типов (составь предложение к данным схемам:


 образование слов из морфем (составь слово из данных частей: ход, вы, н, ой);

1) Упражнения на поиск языковых единиц в соответствии с данной терминологией. Цель этих упражнений направлена на развитие умения выделять значимые признаки термина. Анализ языковых единиц и текста составляет их основу:

– анализ текста (определить тип текста);

– анализ лексики (узнайте слово по его лексическому значению);

2) Упражнения на создание тематических групп терминов (Например, из перечисленных терминов выпиши те, которые обозначают части слова — синоним, приставка, основа, антоним, ударение, суффикс, корень). Целью этих упражнений является формирование умения группировать термины по общим признакам. Систематизировать понятия можно, опираясь на различные признаки, а именно, термины:

3) Упражнения на создание словаря лингвистических терминов. (Например, запиши словарные слова в словарик по темам: животные, школьные принадлежности, дни недели, месяца и др.) Цель данных упражнений заключается в формировании списка терминов, изучаемых на уроках русского языка. В соответствии с программой они должны быть введены в словарный запас школьника. Исходя из практики обучения русскому языку закрепление термина необходима.

4) Определение сходства и различия в значениях терминов.

5) Постоянное включение в речь лингвистических терминов. Этот прием применяется на каждом уроке, чтобы учащиеся чаще слышали термины, запоминали их, объясняли, применяли на практике.

6) Работа со словарями (словообразовательными, толковыми, этимологическими). Школьники учатся самостоятельно работать с различными терминами.

Контроль усвоения лингвистических терминов на уроках русского языка осуществляется при помощи:

9) терминологического лото,

11) различных заданий, например, на группировку терминов, поиск языковых единиц, иллюстрирующих данное понятие и др.

Результаты опроса учителей говорят о том, что повышение качества знаний учащихся напрямую зависит от систематической работы над лингвистическими терминами, а также, включение в уроки нестандартных занимательных, заданий. В своей работе учитель должен использовать собственный опыт, дополнительную литературу и современные приемы, методы обучения. Если придерживаться этих рекомендаций, то работа детей достигнет поставленных целей и интерес к урокам не пропадет.

Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, термин, начальная школа, слово, упражнение, урок, лингвистическая терминология, работа, установление связей, лексическое значение.

Читайте также: