Анализ возможностей удовлетворения выявленных запросов системой образования в доу

Обновлено: 04.07.2024

Руководство наслега: идет заказ на подготовку специалистов, способных вернуться в село, желающих развить родное село; школа должна выпускать таких учащихся, которые способны сами создавать рабочие места или прокормить свою семью.

Образовательные запросы социальных групп: группы безработных, малообеспеченных желали бы овладеть информационными технологиями, чтобы улучшить свой уровень жизни. Кроме этого, они хотели бы научиться проектной деятельности, чтобы научиться самим проектировать свою хозяйственную и экономическую деятельность.

Образовательные запросы профессиональных групп: представители бюджетной сферы желали бы овладеть современными информационными технологиями, научиться практическим умениям составления проектов, узнать побольше о психологии молодежи в наше время.

Образовательные запросы возрастных групп: старшие возрастные группы хотят овладеть современными информационными технологиями, молодежь хочет научиться основам предпринимательской деятельности, азам юриспруденции.

Наслег нуждается в таких специалистах: квалифицированный психолог, менеджеры в экономической сфере, частные предприниматели, квалифицированные юристы. Эти специалисты нужны сегодня, завтра нужны профессионально подготовленные учителя, врачи, воспитатели, работники сельского хозяйства. Через 5 лет нужны люди, овладевшие компьютерными профессиями, а также люди из сферы сбыта, продажи сельскохозяйственной продукции населения. Через 10 лет нужны люди с профессиями, организующими культурно-массовые мероприятия, отдых населения, а также организующие все виды туризма.
Изменения в социокультурной ситуации в последнее время.


  • Потеря социальных ориентиров вследствие социально-экономической нестабильности и безработицы;

  • Отход от традиционного уклада жизни, отрыв молодежи от сельского образа жизни, изменение менталитета сельского жителя.

  1. МБОУ Тамалаканская средняя общеобразовательная школа.

Положительный пример этого влияния – уважение к родителям со стороны детей, уважение родителей к личности ребенка, это хорошая адаптация ребенка в образовательных учреждениях, это положительная социализация ребенка в обществе. Социум может влиять активно или пассивно. Активное влияние – это участие общественных организаций в образовательной деятельности, например: ведение кружковых занятий бабушками для детей, совместные выходы на природу, охота и рыбалка родителей с детьми, это помощь субъектов социума и их участие в образовательной и воспитательной деятельности учреждений села. Пассивное влияние – это примеры взрослых , за которыми наблюдают дети. Отрицательное влияние семьи, окружающей среды, социума – это пьянство родителей, безработица, это прогулы уроков некоторых детей.


  1. Обобщенные умения и компетентности по учебным предметам (умение решать практические задачи, проблемы самого разного класса по каждому учебному предмету, умения оценки произведений, искусства и литературы, освоение общечеловеческой материально-духовной культуры и культуры своего народа наравне с общечеловеческой, формирование системы убеждений, научных взглядов на природу, общества, человеческие отношения, которые становятся внутренним достоянием детей).

  2. Практическое овладение жизненными навыками: навыками труда, умениями шить, готовить, создавать простые вещи, овладение коммуникативными навыками устного и письменного общения, умения выражать свои мысли.

  3. Овладение навыками социализации , умениями общения, управления ситуацией, навыками самооценки и самовоспитания.

  4. Овладение основами духовно-нравственного воспитания народа саха, умениями беречь и сохранять здоровье, умениями организации безопасности жизнедеятельности.

  1. Анализ возможностей удовлетворения выявленных запросов.

Возможности удовлетворения запросов населения администрацией муниципального образования не соответствуют: в улусе нет специального образовательного учреждения для удовлетворения этих запросов, нет финансирования организации дополнительных образовательных услуг для разных возрастных, социальных групп населения.

Самооценка (самоидентификация) наслега.

Сильные стороны: активная общественная позиция граждан, крепкие родственные связи, самоуважение и высокая самооценка жителей села.

Слабые стороны: слабая хозяйственно-экономическая сфера наслега, плохие дороги, экологические проблемы в связи с застоем талых вод.

Запросы и возможности удовлетворения их системой образования нашего наслега, в целом, не во всем соответствуют друг другу. Пункты соответствия такие: повышение качества образования, нравственное, патриотическое и трудовое воспитание, сохранение культурного наследия и сохранение здоровья. Пункты несоответствия: не все педагоги хорошо владеют технологией проектного обучения, в школе не обучаются основы предпринимательской деятельности.

Запросы наслега в подготовке будущих кадров для села недостаточно удовлетворены. Выпускники школы мало возвращаются в село. Для удовлетворения образовательных запросов на качество образования недостаточно организовано профильное обучение, для развития школы недостаточно использованы возможности материально-технической базы школы.

Общая характеристика школы.

Здание школы – нетиповое. Первое здание школы построено ещё в 1943-м году, затем добавлены две части здания. В школе имеется компьютерный класс, библиотека, столовая, спортивный зал.

В 2012-2013 учебном году обучаются 105 учащихся, скомплектовано 11 классов.

Главная

Лаборатории

Сообщества

Библиотека

Авторские сайты

Форумы

Конкурсы

О нас. Ориентация на сайте

Цирульников А.М., Бугаев Н.И., Перель И.М., Юрышева Е.А. Социокультурные проекты развития территориально-региональных образовательных систем

IV . Анализ возможностей удовлетворения выявленных запросов системой образования.

V . Ключевая проблема образования в Эмисском наслеге.

Анализ социокультурной ситуации школы села Эмиссы (Вилюйский район, Якутия)

I. Общая характеристика наслега

  • • Эмисский наслег занимает обширную западную часть Амгинского улуса и граничит с Мегино-Кангаласским улусом. Через территорию наслега проходит автотрасса Нижний Бестях — Амга с гравийно-галечным покрытием.
  • • Расстояние от административного центра улуса — 75 км.
  • • Расстояние от города республиканского значения и центра административно-территориальной единицы, в состав которой входит наслежный пункт — до города Якутска — 122 км.

Удаленность от улусного центра, с одной стороны, и распад жизнеобеспечивающих хозяйств, с другой, ускоряют процесс обособления.

Эмисский наслег представляет собой многовидовое хозяйство. Административный центр — с. Эмиссы. Функционирование предприятий, учреждений, организаций, объектов социально-экономической инфраструктуры выглядит следующим образом:

Крестьянских хозяйств — всего 9, производственных комплексов — 2. Сельскохозяйственное производство находится в упадке. Основное занятие населения: скотоводство, коневодство. Одна треть взрослого населения имеет работу, которая дает минимум социальных гарантий, но не приносит доходов. Все хозяйства убыточные, что не дает возможности развернуть производство.

  • • Всего населения — 635 человек.
  • • Всего семей — 207.
  • • Взрослое население — 391:
    • — до 30 лет — 113 чел. (с учетом студентов, не проживающих в селе)
    • — до 40 лет — 87 чел.
    • — до 50 лет — 90 чел.
    • — до 60 лет — 42 чел.
    • — свыше 60 лет — 59 чел.
    • — 0–3года — 37,
    • — 3–6 лет — 33,
    • — 6–10 лет — 42,
    • — 10–14 лет — 61,
    • — 14–18 лет — 71.

    Анализ демографической ситуации показывает спад рождаемости. Молодые семьи не остаются в селе.

    Социальная и культурно-национальная характеристика

    Всего безработных — 66, из них состоят на учете и получают пособие безработицы — 30 чел.

    • — малообеспеченных семей — 78 (до пенсионного возраста);
    • — социально-неблагополучных — 7;
    • — полных — 95;
    • — неполных — 20;
    • — матерей-одиночек — 16;
    • — отцов-одиночек — 1;
    • — многодетных — 15;
    • — семьей с детьми-инвалидами — 3.

    Малый доход семей, наличие неполных семей создает ситуацию социальной безысходности, что не позволяет ОУ в полной мере реализовать цели своих образовательных программ.

    Взрослое население (всего) — 391человек:

    • — имеют высшее образование — 38;
    • — незаконченное высшее — 3;
    • — среднее специальное — 128;
    • — среднее образование — 119;
    • — неполное среднее образование — 71.

    Учреждения культуры:

    литературный школьный музей, посвященный В.М. Новикову — Кюннюк Урастырову.

    1. Количество граждан, состоящих на учете КДН.

    Из них детей 2003–2004 учебного года — 4 человека;

    2004–2005 учебного года — нет;

    2005–2006 учебного года — нет.

    2. Количество граждан состоящих на учете ПДН.

    Из них детей 2003–2004 учебного года — нет.

    2004–2005 учебного года — 1.

    2005–2006 учебного года — 1.

    Средний заработок работающего населения не отвечает прожиточному минимуму. В связи с этим количество малообеспеченных семей увеличивается. Из-за распада совхоза значительная часть работоспособного населения (в основном мужчины) не имеют работы. Уровень образования большинства населения — общее среднее и среднее специальное образование.

    Затяжные дожди последних двух лет привели к нарушению экосистемы на территории наслега. Началось таяние подземных слоев льда, что повлекло перемещение естественных водоемов. Нарушение ландшафта, экологический дисбаланс уже несут угрозу хозяйствам.

    Низкий образовательный уровень населения, малая доходность хозяйств, безработица, неполный состав семей вместе создают трудности в выстраивании конструктивных взаимоотношений. Но с другой стороны, образ жизни сельских детей включает различные виды деятельности — сенокос, уход за приусадебным хозяйством и домашними животными, обеспечение водой (льдом), топливом, приобщение к технике, охоте, которые могли бы стать основой совместной деятельности. Специфика такой жизни предполагает широкий спектр трудовых умений и навыков в самых различных видах хозяйственной деятельности.

    Распад некогда успешных хозяйств привел к замыканию людей в своих личных подворьях, что создало коммуникативные проблемы в селе. Семейные, родственные узы вышли на первый план, в то время как общественные узы, общие цели, интересы отошли на второй план.

    Из-за разного уровня возможностей, образования не сформирована коммуникативная культура.

    Интересы семьи ограничиваются каждодневными заботами о выживании. Вопросы воспитания, формирования личностных качеств ребенка не относятся к первостепенным вопросам семейного воспитания. Они подспудно переносятся на школу и детский сад.

    Самоуправление, в частности, сельский сход как общественный орган, регулирующий отношения, принимающий решения и контролирующий выполнение принятых решений, как активный субъект управления - на данном этапе не играет роли в жизни села. Органы местного самоуправления еще не обрели реальной власти и силы. Реальной координации усилий всех субъектов пока нет. В связи с этим наблюдается разрыв связей между общественными ячейками.

    В силу своей уникальности и особой внутренней силы духовное наследие пока еще влияет на умонастроения людей. Культурно-исторические традиции живы и почитаемы. Но есть угроза их постепенной утраты.

    Идентификация собственно образовательных проблем (которые могут быть решены средствами образования)

    • У учителей материальный интерес стоит выше, чем интересы повышения профессионального уровня.

    • Появляются дети с ЗПР, причины специально не изучены, но пьянство, низкий уровень жилищно-бытовых условий, проблемы здоровья женщин, несомненно, обусловливают появление таких детей..

    • Наблюдается снижение мотивации и познавательного интереса в среднем звене школы.

    • Не организуется системная диагностика удовлетворенности детей и их родителей учебно-воспитательным процессом ДОУ и школы.

    • расслоение населения по возможностям и уровню образования;

    • часть педколлектива занимает позицию невмешательства в семейное воспитание и в дела наслега(сельского поселения);

    • в неблагополучных семьях дети не заинтересованы в учении;

    • учащиеся не умеют анализировать свой уровень подготовки и потенциал;

    • недостаточна работа психологической и социальной служб;

    • вместе с тем сохраняется высокий уровень спортивной деятельности в школе и наслеге;

    • не разработана система работы с одаренными детьми;

    • не проверяется соответствие образовательной программы запросам учащихся.

    Образовательные запросы есть. Но они существуют как бы сами по себе, так как не изучаются, не выявляются, не фиксируются и не анализируются.

    в. Образовательные запросы можно сгруппировать следующим образом.

    • Старшее поколение: школа должна быть центром духовного возрождения села и вести патриотическое, нравственное воспитание.

    • Группа людей, выражающих интересы хозяйственников: школа должна дать знания, необходимые для получения профессий, нужных селу.

    • Родители на первое место ставят хорошую. качественную подготовку к поступлению в ВУЗ.

    • Руководство наслега имеет запросы в области подготовки специалистов муниципального уровня, способных вернуться в село и помочь ему встать на путь экономического развития.

    • Запрос группы активных отцов заключается в привитии традиционных навыков и умений сельского жителя: рыболовство, охота, коневодство.

    • Работники здравоохранения и родители: образовательная программа ОУ не должна привести к ухудшению состояния здоровья детей.

    • Активная часть населения: из стен школы должны выйти люди, способные сами создавать рабочие места.

    3.3. Наиболее актуальные образовательные запросы:

    • сохранение культурного наследия

    • сохранение здоровья детей

    • педагогизация родителей

    • моделирование содержания образовательных программ


    IV . Анализ возможностей удовлетворения выявленных запросов системой образования.

    Запросы и возможности удовлетворения их системой образования наслега в целом не во всем соответствуют друг другу. Пункты соответствия такие: повышение качества образования, нравственное, патриотическое и трудовое воспитание, сохранение культурного наследия и здоровья.

    Выявлены следующие противоречия (несоответствия).

    • Ожидания не учитывают современный социокультурный фон села и реальные возможности образовательного учреждения. Негативными факторами является разрушение инфраструктуры села, нарушение экосистемы, разрыв коммуникативных связей, снижение престижа профессии педагога.

    • Сами запросы не оформлены, четко не идентифицированы. Данные противоречия подсказывают следующий проектный ход: надо создать систему постоянного изучения, выявления и анализа образовательных запросов.

    V . Ключевая проблема образования в Эмисском наслеге.

    Образовательная программа не учитывает реальные образовательные запросы. Пути преодоления противоречий видятся в формировании гражданских образовательных запросов, так как надо сначала их сформировать. Это путь к индивидуализации образования.

    Нажмите, чтобы узнать подробности

    Адрес образовательного учреждения:

    678034, Республика Саха (Якутия), Горный улус, село Орто-Сурт, ул. Школьная 7.

    Тип ОУ: бюджетное общеобразовательное учреждение.

    Вид ОУ: средняя общеобразовательная школа.

    Дата и номер выдачи лицензии на право осуществления образовательной деятельности:

    Лицензия: серия СЯ № 002184 , действительна до бессрочная

    Свидетельство о государственной аккредитации

    серия 14 № 001277 от 02.04.2012 года

    Контактная информация:

    Характеристика географического и социокультурного окружения

    Село Орто-Сурт Горного улуса расположено на центральной Якутии, находится рядом

    В селе проживает 599 жителей, из них пенсионного возраста 130 человек, бюджетные работники – 94, рабочие – 102, учащиеся – 92, воспитанники ДОУ – 50, детей до 3-х лет – 45, студентов – 51, безработные – 35 человек, число хозяйств – 107, количество семей – 168 (малообеспеченные – 110, неполных семей – 27, неблагополучных семей нет

    Этно-культурные показатели

    Этнический состав населения:

    1-я ступень (уровень) – 1- 4 классы, 37 учащихся

    2-я ступень (уровень) – 5- 9 классы, 42 учащихся

    3-я ступень (уровень) – 10 -11 классы, 13 учащихся.

    Учебно-материальная база школы позволяет организованно, на современном

    уровне проводить учебно-воспитательную работу с учащимися.

    В школе оборудован компьютерный класс, создана медиатека. Школа распо-

    лагает спортивным залом, спортивной площадкой, столовой, библиотекой.

    Распределение кадрового состава по категорийности

    Школа располагает высококвалифицированными кадрами. Из 25 педагогов

    Высшая квалификационная категория – 5 педагогов (20 %);

    Первая квалификационная категория – 15 педагогов (60 %);

    Распределение кадрового состава по стажу работы:

    Педагоги со стажем работы

    - до 5 лет – 2 чел. (8%)

    - от 5-10 лет – 8 чел. (32%)

    - от 10-25 лет – 9 чел. (36%)

    - от 25 и свыше – 6 чел. (24%)

    Ежегодно в школе проводятся традиционные мероприятия:

    Выборы президента школы

    Акции- милосердия пожилым людям, инвалидам.

    Соревнования по баскетболу в памяти А.Ю.Антонова, по вольной борьбе в памяти К.Е.Баишева, по мас-рестлингу на призы П.Н.Варламова.

    Рождественская елка главы наслега.

    Тимуровская работа для ветеранов войны и тыла.

    Акция милосердия для ветеранов ВОВ, тыла.

    Традиции села:

    Село отличается трудолюбивыми людьми, крепкими хозяйствами, добротными частными домами. Традиции села можно разделить на:

    • Использование метода народной стройки:

    - строительство новой школы – начато с 2011г.;

    - строительство спортзала – 2007г;

    • Организация летнего труда:

    семейные трудовые лагеря;

    • осенняя подледная рыбалка;

    • весенняя, осенняя охота на перелетную дичь;

    • добыча ценной пушнины – красной лисицы, соболя, ондатры;

    3. Спортивно- оздоровительные:

    • спортивные площадка с искусственным покрытием при школе;

    - весенний, осенний оздоровительный бег с началом и завершением учебного года с участием коллектива школы, родителей, населения;

    - осенний и весенний кросс;

    - осенние и весенние походы;

    - организация летних лагерей;

    - организация спортивных соревнований по различным видам спорта:

    -в памяти К.Е.Баишева по вольной борьбе;

    -в памяти А.Ю.Антонова по баскетболу;

    -в памяти В.Д.Петрова по боксу;

    - на призы П.Н.Варламова по мас-рестлингу.

    - спартакиада воспитанников ДОУ, начальных классов школы;

    - спортивные соревнования по микрорайонам (туелбэ);

    - циклы бесед по пропаганде ЗОЖ – участковая больница, педагоги, модельная библиотека;

    - концерты по микрорайонам;

    - проведение наслежных праздничных мероприятий трудовыми коллективами.

    - акция милосердия для ветеранов тыла и труда, инвалидов, круглых сирот.

    - выставки прикладного искусства:

    - рукоделия – нац. шитье, изделия из меха, кожи, изделия из конной гривы, вышивка, макраме, бисероплетение;

    - столярных работ – художественная обработка дерева, изготовление домашней утвари , мебели.

    Хочется отметить отличительную черту населения – взаимопомощь в решении трудных жизненных проблем, организованность в проведении традиционных праздников, мероприятий.

    Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

    Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

    Зам. зав. по УВР Оглобличева М.Б.

    Качество дополнительного образования в ДОУ

    Детский сад – первая ступень общей системы образования, главной целью которой является всестороннее развитие ребенка.

    Большое значение для развития дошкольника имеет организация системы дополнительного образования в ДОУ, которое способно обеспечить переход от интересов детей к развитию их способностей. Развитие творческой активности каждого ребенка представляется главной задачей современного дополнительного образования в ДОУ и качества образования в целом.

    Цель дополнительного образования - внедрение новых вариативных форм дошкольного образования с целью повышения качества образовательного процесса и удовлетворения запроса общества.

    Концепция дополнительного образования детей направлена на решение следующих задач:
    – обеспечение государственных гарантий доступности дополнительного образования;
    – создание условий для повышения качества дополнительного образования;
    – создание условий для повышения качества профессиональной подготовленности педагогов, развития творчества и инициативности;
    – использование образовательного потенциала семей, расширение общественного участия по оказанию дополнительных образовательных услуг, развитие социального партнерства ДОО с учреждениями образования, культуры, спорта;
    – совершенствование управления в организации дополнительных образовательных услуг.

    Реализуя платные образовательные услуги в нашем детском саду, мы ставим перед собой следующие задачи:

    Повысить имидж и конкурентоспособность ДОУ на рынке образовательных услуг.

    Привлечь дополнительные финансовые средства в ДОУ.

    Интегрировать различные виды образовательной деятельности при оказании дополнительных платных образовательных услуг для повышения эффективности образовательного процесса.

    Повысить профессиональную компетентность педагогов.

    Повысить удовлетворённость населения качеством дополнительных платных образовательных услуг, оказываемых в дошкольном учреждении.


    Для модернизации системы дополнительного образования детей, ставятся следующие задачи:
    – провести качественный системный анализ имеющихся условий в ДОО (кадровые, материально-технические, программно-методические, нормативно-правовые, финансово-экономические);
    – разработать план стратегических действий по модернизации дополнительного образования в ДОО;
    – изучить запросы и потребности всех участников образовательного процесса и социума (маркетинговые исследования);
    – разработать Программу дополнительного образования в ДОО;
    – подготовить ДОО к процедуре лицензирования дополнительного образования.

    Преимущества расширения сети дополнительных услуг (основными преимуществами расширения сети дополнительных услуг является в первую очередь):

    - повышение финансовых возможностей МДОУ при минимальных затратах на организацию и проведение платных дополнительных образовательных услуг;

    - использование новых информационно-коммуникационных технологий, повышающих эффективность дополнительного образовательного пространства;

    - позитивные изменения, направленные на обеспечение доступности, равных возможностей в получении дополнительного образования детей, наиболее полное удовлетворение образовательных потребностей граждан на основе государственных гарантий;

    - рост профессионализма, педагогического мастерства и творчества педагогов,

    - стабилизация кадрового состава МДОУ за счёт увеличения заработной платы;


    Исходя из задач, мы выделили этапы работы по дополнительному образованию в ДОО:
    1 этап. Информационно-аналитический.
    2 этап. Ресурсно-организационный.
    3 этап. Нормативно-документальный.
    4 этап. Рекламно-информационный.
    5 этап. Реализующий.

    Сильные стороны : высокий уровень компетентности и мастерства методического сопровождения; квалифицированный педагогический состав; развивающая предметно-пространственная среда; интернет-доступность; активность педагогов; наличие положительного опыта.
    Возможности : использование образовательного потенциала семей; расширение общественного участия по оказанию дополнительных образовательных услуг; разработка авторских программ; повышение квалификации через дистанционное обучение и web-семинары;

    Слабые стороны : недостаток помещений; ограниченный ресурс современного оборудования; ограниченные временные рамки.
    Угрозы : социально-экономического характера; несистемное посещение воспитанниками ДОО из-за возможных карантинных мероприятий.
    Для обеспечения правового статуса в учреждении обновлена нормативно-правовая база, разработан пакет документов по предоставлению платных услуг.

    Читайте также: