Кто такие иконопочитатели кратко

Обновлено: 03.07.2024

С развитием поклонения деве Марии и умершим святым, возникла в церкви потребность в изображениях этих святых угодников Божиих, девы Марии, а позже и Самого Христа.

Большое влияние на появление изображений оказали те рисунки, которыми первые христиане старались напомнить образную речь Своего Божественного Учителя. Символы агнца, лозы, рыбы; начертание альфы и омеги; монограмма имени Христа и пр. были своего рода ребусами, смысл которых был открыт верующим, но сокрыт от непосвященных.

Постепенно произошел переход от рисунков, изображавших земную жизнь Христа, к изображению христиан, прославившихся своею мученическою кончиною и подвигами.

Знаменательно, что в начале изображения эти служили только украшением церковных стен, и только впоследствии, когда предмет воспоминания и украшения превратился в объект поклонения, они стали изготовляться на отдельных досках или холстах и помещаться уже не только в местах богослужебных, но и в жилищах.

Такие новшества в церкви были настолько очевидным нарушением заповеди Божией, что многие священнослужители, не взирая на всю опасность, которой они себя подвергали, не покоряясь папе, выступали с открытым протестом. Так, например, епископ Марсельский, в конце VI века, воспретил употребление всех изображений во всех ему подведомственных приходах.

Массовый и многократный отказ принять изображения и поклоняться им носит в истории церкви название иконоборчества. Ещё задолго до выступления Марсельского епископа, это новшество уже начало волновать истинных поборников воли Божией и вызвало среди многих энергичные протесты. Один из самых ранних церковных соборов, собравшийся в г. Эльвире (в 306 г. по Р.Х.), строго запретил иконопоклонение, видя в нём ничто иное, как проникновение в церковь грубого язычества.

В основу иконопочитания церковь положила канон (т. е. правило) об иконопочитании, но она и по сей день лишена общепризнанного догмата (т. е. учения). Утверждая иконопочитание на каноне, церковь больше не занимается этим вопросом ни в церковных определениях, ни в богословии, а поэтому, возврат к истине для церкви труден и нежелателен, а обращение за решением вопроса к Слову Божию оказывается совершенно неприемлемым. Всякая перемена в этом вопросе и тяжела, и рискована, и невыгодна. Для тех же немногих, кто не убоялся встретиться с фактами и разрешил этот вопрос лично для себя, безосновательность поклонения иконам не подлежит никакому сомнению, а отказ от него является вполне логичным, разумным актом. Обратимся к Слову Божию и посмотрим, что оно говорит по этому поводу?

Всё Священное Писание Ветхого и Нового Заветов осуждает иконопочитание (под этим общим названием понимаются все виды изображений), указывая на тот факт, что Бог является существом невидимым.

Бога с такими атрибутами изобразить невозможно.

Изображать Христа в Его земном уничижении — неразумно.

Все изображения Христа, девы Марии и святых, имеющихся в бесконечных вариациях, не соответствуют данным Священного Писания.

И, наконец, Слово Божие призывает нас к духовному Богопоклонению.

Исторические факты и наш личный духовный опыт подтверждают, что нарушение второй заповеди искажает подлинное представление о Боге, приводит человека к неправильному поклонению, творящему хаос в душе, хаос в исповедании и хаос в жизни (Римл.1, 21–25).

3.1 Иконопочитание и иконоборчество

3.1 Иконопочитание и иконоборчество Характерной чертой современной полемики об иконопочитании и иконоборчестве является искреннее непонимание обеими сторонами дискуссии подлинных оснований и того богословского измерения, в котором возможно и то, и другое. Для того

Торжество Православия. Иконоборчество и иконопочитание

Торжество Православия. Иконоборчество и иконопочитание Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил. Ин. 1.18 Эnoxa иконоборческих споров, сотрясавших христианский мир в VIII-IX веках, оставила неизгладимый след в истории Церкви. Отголоски этого

Глава 3. В борьбе за иконопочитание. VIII — перв. пол. IX века

Глава 3. В борьбе за иконопочитание. VIII — перв. пол. IX века Эстетика противников икон История византийской культуры богата парадоксами. Многие из них связаны и со сферой эстетики. Более чем столетний период иконоборчества (726–843 гг.) привел к относительному упадку ряда

Иконопочитание

Иконопочитание Не делай себе… никакого изображения Исх.20,4-5 С развитием поклонения деве Марии и умершим святым, возникла в церкви потребность в изображениях этих святых угодников Божиих, девы Марии, а позже и Самого Христа.Большое влияние на появление изображений

VIII. ИКОНОПОЧИТАНИЕ[33]

2. Историческая справка об основных церковных соборах против и за иконопочитание

2. Историческая справка об основных церковных соборах против и за иконопочитание Церковные соборы против иконопочитания Церковные соборы за иконопочитание Эльвирский собор. Испания, Гренада, ок.300 г. Трульский собор (82-е правило) 691-692 гг. VII Вселенский собор в

Иконопочитание (Images, Veneration of).

Иконопочитание (Images, Veneration of). Почитание Бога, святых, ангелов через обращение к их визуальным изображениям живописным, скульптурным и прочим. История христианства отмечена периодическими конфликтами между иконопочитателями (иконодулами) и теми, кто отвергал

ИКОНА И ИКОНОПОЧИТАНИЕ В ПРАВОСЛАВИИ

ИКОНА И ИКОНОПОЧИТАНИЕ В ПРАВОСЛАВИИ В православном благочестии видное место занимает почитание св. икон с изображениями Господа Иисуса Христа, Пресв. Богородицы, ангелов и святых (сюда же относятся и св. крест и св. евангелие). Православные храмы внутри покрыты росписью


Иконопочита́ние — догмат Православной и Католической церквей, установленный на Седьмом Вселенском соборе, а также и сама практика почитания икон.

Догмат о почитании икон не поддерживается рядом протестантских церквей, считающих иконопочитание идолопоклонством.

Изображение Христа, Богородицы, святых, библейских сцен известны в христианстве начиная со II века. К IV веку стены христианских храмов уже повсеместно украшались живописными изображениями. Василий Великий в слове, посвящённом памяти мученика Варлаама, призывает живописцев изобразить подвиги святого, Иоанн Златоуст пишет о распространении изображений Мелетия Антиохийского, а Феодорит Кирский сообщает о портретах Симеона Столпника, продаваемых в Риме. [1] Несмотря на такую поддержку изображения лиц и событий Священной и церковной истории, в этот же период появляются первые возражения против употребления икон. Так, Евсевий Кесарийский отрицательно высказывается про желание сестры императора иметь икону Христа. Это он объясняет не ветхозаветным запретом, а тем, что божественная природа неизобразима. [2]

До периода III века в связи с активными гонениями евангельские смыслы изображались очень завуалированно и символично. Основным символическим изображением Христа был Агнец. После, Соборным решением [3] запрещается использовать указующие, обычно ветхозаветные, символы (тот же Агнец), и рекомендуется изображать Христа и Богородицу явным образом, хотя единственно каноническая икона Троицы, написанная иноком Андреем Рублёвым — абсолютно символическое изображение.

Догмат об иконопочитании был окончательно сформирован на Седьмом Вселенском соборе, состоявшемся в период иконоборчества:



…подобно изображению честного и животворящего Креста, полагати во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях честные и святые иконы, написанные красками и из дробных камений и из другого способного к тому вещества устрояемые, якоже иконы Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и непорочныя Владычицы нашея святыя Богородицы, такожде и честных ангелов, и всех святых и преподобных мужей. …и чествовати их лобызанием и почитательным поклонением, не истинным, по вере нашей, Богопоклонением, еже подобает единому Божескому естеству, но почитанием по тому образу, якоже изображению честного и животворящего Креста и святому Евангелию и прочим святыням фимиамом и поставлением свечей честь воздается, яковый и у древних благочестный обычай был. Ибо честь, воздаваемая образу, преходит к первообразному, и покланяющийся иконе поклоняется существу изображенного на ней. [4]

Догмат о иконопочитании Трехсот шестидесяти седми святых отец Седьмого Вселенского Собора

Догмат иконопочитания подчёркивает, что чествование икон и поклонение им относится не к материалу иконы, не к дереву и краскам, а к тому, кто изображён на иконе (первообразу), следовательно, не имеет характера идолопоклонства.

Согласно вероучению традиционных христианских конфессий, иконопочитание возможно по причине Воплощения Бога-Слова, воспринявшего плоть. Поэтому, согласно этому взгляду, возможно изображение Бога и почитание святых изображений — икон. Святость людей возможна также лишь вследствие Воплощения, иконы святых и Богородицы почитаются по той же причине, что и икона Христа. Этот взгляд, однако, не разделяют многие другие христиане, например, христиане-протестанты.

Примечания

  1. ↑ Карташёв А. В. Вселенские соборы. Клин, 2004. С. 574
  2. ↑ Карташёв А. В. Указ. соч. С. 575.
  3. ↑ Постановлениями Пято-Шестого (Трулльского) собора в 692 года аллегорические изображения Христа в православии были запрещены (Иллюстрированный словарь по иконописи)
  4. ↑Догмат о иконопочитании Трехсот шестидесяти седми святых отец Седьмого Вселенского Собора
  5. ↑Три слова в защиту иконопочитания

Ссылки

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Иконопочита́ние – чество­ва­ние и почи­та­ние святых пра­во­слав­ных икон, осу­ществ­ля­е­мое в соот­вет­ствии с дог­ма­ти­че­ским уче­нием, литур­ги­че­скими и кано­ни­че­скими нор­мами Все­лен­ской Пра­во­слав­ной Церкви (Догмат 367 св. отцов VII Все­лен­ского собора).

ikonopochitanie - Иконопочитание

Ико­но­бор­че­ство ставит под сомне­ние основ­ной догмат хри­сти­ан­ства – учение о Бого­во­пло­ще­нии, т. е. фак­ти­че­ски пред­став­ляет собой раз­но­вид­ность доке­тизма (отри­ца­ние реаль­но­сти Бого­во­пло­ще­ния).

Не нару­шает ли прак­тика ико­но­по­чи­та­ния 2‑ю запо­ведь Вет­хого Завета?

Вторая Запо­ведь Вет­хого Завета звучит так: “Не сотвори себе кумира и ника­кого изоб­ра­же­ния; не покло­няйся им и не служи им”. Эта запо­ведь направ­лена против идо­ло­по­клон­ства, а не ико­но­по­чи­та­ния, и её сле­дует вос­при­ни­мать в кон­тек­сте, а не отрыве от 1‑й Запо­веди “Я есть Гос­подь Бог твой, и нет других богов, кроме Меня”.

Немного исто­рии. Вет­хо­за­вет­ный бого­из­бран­ный народ, кото­рому пер­во­на­чально были даны эти запо­веди, являлся хра­ни­те­лем веры в еди­ного Бога. Он был со всех сторон окру­жен язы­че­скими наро­дами и пле­ме­нами. Чтобы пре­ду­пре­дить евреев о том, чтобы ни в коем случае не пере­ни­мали язы­че­ские веро­ва­ния в идолов (почи­та­ние живот­ных, обо­жеств­ле­ние мате­ри­аль­ных объ­ек­тов), Бог уста­нав­ли­вает эту запо­ведь.

Эта запо­ведь была дана в Ветхом Завете в про­ти­во­вес язы­че­ским идолам и под­чёр­ки­вала, что Бог неопи­суем, неизоб­ра­зим. Мы же живём уже во вре­мена Нового Завета, когда Бого­во­пло­ще­ние открыло воз­мож­ность ико­но­по­чи­та­ния. Бог стал чело­ве­ком (воче­ло­ве­чился) и это поз­во­ляет нам его изоб­ра­жать в образе чело­века.

Можно ли быть пра­во­слав­ным, но не почи­тать иконы?

Отказ от ико­но­по­чи­та­ния не так без­оби­ден для хри­сти­ан­ского миро­воз­зре­ния, как это может пока­заться на первый взгляд.

Во-первых это отказ от Сим­вола веры в части веры в единую, святую, собор­ную и апо­столь­скую Цер­ковь. Про­ти­во­по­став­ле­ние себя всей Церкви, почи­та­ю­щей иконы – явный при­знак гор­до­сти.

Во-вторых, это иска­жён­ное, ере­ти­че­ское тол­ко­ва­ние Свя­щен­ного Писа­ния, про­ти­во­по­став­ле­ние Вет­хого Завета Новому, отри­ца­ние их пре­ем­ствен­но­сти.

В‑третьих, это непо­ни­ма­ние дог­ма­ти­че­ского учения Церкви.

В‑четвёртых, отри­цая ико­но­по­чи­та­ние, про­тив­ники свя­щен­ных изоб­ра­же­ний отсе­кают от себя и источ­ник Боже­ствен­ного Откро­ве­ния, и сред­ство молит­вен­ного обще­ния.

Что явля­ется осно­ва­нием дог­мата об ико­но­по­чи­та­нии?

Догмат ико­но­по­чи­та­ния сфор­му­ли­ро­ван так: взирая на образ (икону), умом вос­хо­дим к пер­во­об­разу (Богу-Троице), к лич­но­сти Христа, Бого­ро­дицы и свя­того (в т.ч. ангела).

  • Мы воз­но­сим молитвы тем, кто изоб­ра­жен на иконе. Сами иконы мы почи­таем.
  • Икона отсе­кает наше чув­ствен­ное вос­при­я­тие духов­ной реаль­но­сти. Чув­ствен­ный аппа­рат чело­века ото­рван от Бога. И если чело­век будет молиться и при этом фан­та­зи­ро­вать (пред­став­лять Христа, святых) эти образы будут иска­жены его чув­ствен­ной при­ро­дой. А что такое икона? Это явле­ние свя­тому чело­веку. Неда­ром лучшие ико­но­писцы перед напи­са­нием иконы пости­лись и сугубо моли­лись.

Что значит почи­тать образ Божий?

Какова связь между Евха­ри­стией и ико­но­по­чи­та­нием?

К кому обра­щены иконы?

Икона обра­щена прежде всего к Церкви, к ее литур­ги­че­ской, молит­вен­ной жизни. Но она, будучи одно­вре­менно тайной и хри­сти­ан­ским Откро­ве­нием, несет свое слу­же­ние и для мира. В наши дни нередко гово­рят о необ­хо­ди­мо­сти для Пра­во­слав­ной Церкви ее еван­гель­ского бла­го­ве­стия всему миру. Своим явле­нием миру икона сама есть сви­де­тель­ство, сама есть пра­во­слав­ная миссия. А потому везде, где нет созна­тель­ного попра­ния свя­тыни, где люди покло­ня­ются Еди­ному Истин­ному Богу или хотя бы только стре­мятся к истин­ному покло­не­нию Ему, ищут Его, там везде сле­дует при­вет­ство­вать появ­ле­ние пра­во­слав­ных икон как сви­де­те­лей Истины.

Вообще образы Христа, Богородицы, святых и священных событий появляются в христианстве во втором веке. Уже к IV веку стены многих храмов были расписаны живописными изображениями.

икона образ первообраза

Фото Базурина Никиты, Собор Святой Софии, Стамбул.

Однако, как известно, почитание икон в Церкви укоренялось не просто. В VIII-IX веках в Византии большое распространение получила ересь иконоборчества – ἡ εἰκονομαχία (ikonomahia).

Надо сказать, что отчасти ересь иконоборчества возникла как ответная реакция на крайности народного почитания икон, которое к тому времени отчасти начало впадать в суеверия. То есть, как и многие другие ереси, она представляла собой совершенно неправильный выход из сложившейся к тому времени неправильной ситуации. Тогда, например, получили распространение обычаи брать иконы в восприемники детям, примешивать краску с икон в евхаристическое вино, и т.д.

икона образ первообраза

Фото Базурина Никиты, Собор Святой Софии, Стамбул

Однако ожесточенная борьба с иконами, которая во многом велась ради секуляризации общественной жизни и культуры, ради мирских интересов, приводила к значительному обеднению культуры. Уничтожались иконы, которые были выдающимися художественными произведениями, а стены церквей расписывались арабесками и виньетками из птиц и растений, художественная ценность которых была неизмеримо ниже.

В 754 году был проведен иконоборческий собор, который осудил почитание икон. Также этот собор анафематствовал константинопольского патриарха Германа и преподобного Иоанна Дамаскина, которые были убежденными сторонниками иконопочитания. Хотя собор претендовал на статус вселенского, позже его решения были отвергнуты Церковью.

Состоявшийся в 787 году Седьмой Вселенский Собор утвердил догмат иконопочитания. А в 843 году состоялся еще один церковный собор, который подтвердил все определения VII Вселенского собора и установил чин провозглашения вечной памяти ревнителям Православия и анафематствования еретиков. Этот чин до сих пор совершается в нашей Церкви в Неделю Торжества Православия (первое воскресенье Великого Поста).

Фото на заставке: Кахрие-джами, Церковь Христа Спасителя в Полях из ансамбля монастыря в Хоре, Стамбул; Базурин Никита.

Читайте также: