Анализ воспитательного процесса в школе проводит
Обновлено: 05.07.2024
Анализ по итогам года является комплексным. Он постоянно повторяется в одно и то же время года и может осуществляться по более или менее стабильной программе. Такой анализ — основное условие цикличности управления. Он является соединительным звеном годовых циклов в системе управления школой и каждым первичным коллективом, классом.
Из всех видов анализа воспитательной работы анализ итогов за учебный год самый сложный. Он представляет собой специфический коллективный поиск. Проанализировать весь ход воспитательного процесса, его результаты и организацию невозможно. Важно вычленить для анализа основные блоки воспитательной работы, которые отражают задачи, приоритетные направления воспитательной работы. Каждый из блоков, с одной стороны, является самостоятельным, а с другой — каждый блок лишь составная часть педагогического процесса. В блоки объединяются только те виды деятельности, которые имеют некоторые общие свойства. Выбираются для анализа те блоки, которые оказывают основное влияние на достижение цели и решение воспитательных задач [9].
Необходимо отметить, что выделить постоянный предмет анализа по итогам учебного года невозможно, так как он ежегодно меняется в зависимости от характера влияния многих факторов, но в то же время в каждой школе есть постоянный круг проблем, которые должны ежегодно подвергаться анализу, ибо они составляют сердцевину основных школьных процессов. Так, например, в одном учреждении - это может быть организация клубной деятельности, в другом - работа классных руководителей, взаимодействие педагогов, учащихся и родителей.
Весь ход анализа воспитательной работы за учебный год можно разделить на трипериода:подготовительный, непосредственного анализа собранной информации и завершающий.
Подготовительный период, по существу, длится весь учебный год. В его основе лежит систематический, целенаправленный сбор информации и ее первичная обработка. Роль этого периода в аналитической работе весьма существенна. Во-первых, систематическая и целенаправленная работа по сбору и оперативной обработке информации дает возможность получить первоначальную ориентировку, предварительную оценку. Во-вторых, в этот период педагог получает сигналы о негативных процессах, недостатках в работе коллектива и имеет возможность нацелить внимание на наиболее уязвимые звенья воспитательного процесса, выделить участки, требующие пристального аналитического внимания. В-третьих, именно в этот период в какой-то степени определяется направление, в котором должен развертываться весь ход будущего анализа. В целом период предварительного ознакомления с объектом анализа дает возможность определить тенденцию того или иного явления, предварительно дать ему положительную или отрицательную характеристику, сформулировать цели педагогического анализа итогов учебного года.
Таким образом, сбор информации для анализа воспитательной работы осуществляется в течение года. Тем не менее в цикле управления школой период с марта по май отводится для целенаправленной аналитической работы, в которую включаются все участники педагогического процесса, педагоги, учащиеся, родители. Специально организованная творческая группа педагогов школы под руководством администрации составляет план аналитической работы, который включает в себя изучение результатов воспитательного процесса в первичных коллективах и в целом в школе; подготовку педагогов, актива родителей и учащихся к организации аналитической работы, проведение коллективного анализа в первичных коллективах, с родителями и учащимися, а также с их представителями на общешкольном уровне. Педагоги обсуждают содержание и методики изучения результатов воспитательного процесса с учетом поставленных на учебный год воспитательных задач, способы организации коллективного анализа и обработки информации. Члены группы, организаторы распределяют участки работы, блоки, по которым будут собирать и оформлять информацию к общему анализу воспитательной работы за учебный год.
Для того чтобы обеспечить целостность и целенаправленность аналитической работы коллектива, целесообразно в марте организовать специальную подготовку педагогического коллектива к этому этапу работы. На семинарах классных руководителей, руководителей клубных объединений обсуждаются методики по изучению результатов воспитательной работы в первичных объединениях, содержание и методика коллективного анализа с учащимися и родителями, требования к оформлению материалов анализа. С участием актива школьников и родителей разрабатываются содержание и формы проведения коллективного анализа, составляются вопросы для обсуждения, продумываются творческие задания, которые позволяют получить необходимую для анализа информацию.
Коллективный анализ целесообразно проводить в два этапа. Первый — обсуждение состояния школьных дел в целом. Участники разбиваются на группы и поочередно вырабатывают мнение, а затем выносят его на обсуждение по следующим вопросам:
1. Чем отличается наша школа от других? Кем и чем наша школа может гордиться? Какое самое яркое (важное) событие года? Что в жизни школы особенно радует (особенно дорого)?
2. Какие положительные изменения произошли в этом году? В чем они проявились? Как закрепить эти достижения в будущем?
3. Что в жизни школы вас особенно огорчает, не устраивает, беспокоит? В чем мы сдали свои позиции по сравнению с прошлым годом? Почему?
4. С решения каких проблем необходимо начать следующий год? Какие недостатки в организации жизни школы необходимо преодолеть в первую очередь?
1. Какие достижения (успехи) появились в работе по данной проблеме? В чем продвинулись вперед? За счет чего?
2. Что могли сделать лучше, но не сделали? Почему?
3. Над решением каких проблем необходимо работать в следующем году?
Школьные объединения (кружки, штабы, клубы и т.п.) проводят обсуждение и составляют ответы на следующие вопросы: что понравилось, что получилось, что удалось из задуманного в этом году; что сделано полезного и нужного для школы, учащихся младших классов, для окружающих людей; что не получилось, не удалось, не понравилось и почему; что необходимо для улучшения работы в следующем году; кого и за что отметить, поблагодарить по итогам работы за год.
Возможно и целесообразно использование и более творческих, косвенныхприемов сбора информации, характеризующих итоги воспитательной работы. На собрании представителей детского коллектива, на сборах школьного актива группы педагогов и учащихся могут выполнять следующие задания:
а) представить в творческой форме (с помощью рекламы) достижения этого года, которыми школа может гордиться;
б) показать фрагмент самого удавшегося дела этого года;
в) провести экскурсию по школе для гостей;
На конференции родительского актива можно обсудить вопросы: что нового и интересного появилось в школе в этом году, над какими проблемами работали педагоги, учащиеся и родители, есть ли результат, в чем он проявился, на что следует обратить внимание школьному коллективу в следующем году.
Анализ коллективной воспитательной работы, сбор информации и ее анализ проводится под руководством администрации школы и непосредственно заместителя директора по воспитательной работе. К обработке материалов коллективного анализа привлекается актив педагогов и учащихся.
Организаторам изучения воспитательного процесса необходимо продумать сбор и обработку информации в ходе коллективного анализа. Можно вести протокол обсуждения или создать специальный пресс-центр, который будет фиксировать и наглядно представлять основные идеи и результаты коллективной мыслительной деятельности.
На подробный анализ работы в школе не нужно жалеть времени. Как показывает опыт, это всегда окупается положительным изменением отношения взрослых и детей к дальнейшей организации жизни школы и получением наиболее объективной информации, характеризующей состояние воспитательного процесса в школе. В ряде учреждений подведению итогов работы, анализу организации школьной жизни отводится почти вся последняя четверть учебного года.
Формы коллективного анализа должны быть разнообразными. Иногда целесообразно использовать игровые и соревновательные элементы, которые стимулируют активность и развивают творчество детей. Перед проведением коллективного анализа следует предложить самим педагогам и учащимся определить содержание и форму подведения итогов в конце учебного года. Полезно проводить анализ воспитательной работы как коллективное творческое дело, которое создается всеми его участниками. Примерами этого могут быть формы, созданные учащимися и педагогами. Заметим, что не только сам материал, собранный в ходе коллективного анализа, позволяет судить об эффективности воспитательной работы, но и глубина аналитической деятельности детей, их поведение и отношения в процессе обсуждения. Анализ информации, полученный благодаря коллективному обсуждению, помогает выявить основные тенденции в развитии воспитательного процесса, определить эффективность использования педагогических средств.
решению администрации образовательной организации) внешних экспертов.
В качестве школьных экспертов могут привлекаться учителя-предметники и
классные руководители высокой квалификации, социальный педагог,
педагоги дополнительного образования.
Основными принципами, на основе которых осуществляется анализ
воспитательного процесса в школе, являются:
- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа,
ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам,
так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;
- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания,
ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а
качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Анализ эффективности воспитательного процесса в классе.
Анализируемый период 2015-2016 учебный год
Кл. руководитель: Саргова О.Н.
1.Анализ эффективности целеполагания и планирования воспитательного процесса в классе.
Цели и задачи воспитательной работы в классе:
В 2015 – 2016 учебном году воспитательная работа в классе осуществлялась в соответствии с целями и задачами школы на этот учебный год.
Цель воспитательной деятельности классного коллектива состояла в создании условий для разностороннего развития личности, формировании и раскрытии творческой индивидуальности личности ребёнка, умеющего дорожить ценностями и традициями классного коллектива, строить с окружающими отношения доверия, уважения и взаимопомощи.
Для реализации поставленных целей были сформулированы следующие задачи воспитательной деятельности:
прививать любовь и уважение к школе, добиваться осмысления их роли в учебной деятельности;
воспитывать бережное отношение к учебным вещам, школьному имуществу;
добиваться сознательной дисциплины, изучать правила поведения учащихся;
воспитывать любовь к стране, народам, её населяющих;
содействовать развитию инициативы и творческой активности школьников;
учить детей видеть прекрасное в жизни, поступках людей; воспитывать бережное отношение к природе;
воспитывать физически подготовленных, закалённых людей;
оказывать помощь в интеллектуальном развитии, возможности раскрыть свою индивидуальность;
развивать систему сотрудничества воспитателя и воспитанника;
способствовать вовлечению родителей в воспитательный процесс.
Для решения указанных задач при составлении плана воспитательной работы с классом на 2015 – 2016 учебный год учитывались возрастные, физические и интеллектуальные возможности учащихся, а также их интересы, интересы их родителей. План воспитательной работы сориентирован по следующим направлениям работы школы: духовно-нравственное, гражданско-патриотическое, спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, трудовое, социально-профилактическое.
Воспитание рассматривается как процесс, охватывающий все сферы развития личности. Все направления воспитательной работы позволяли осуществлять личностно-ориентированный подход в воспитании при одновременной массовости воспитательных мероприятий и стимулировать творческие способности учащихся во всех аспектах воспитательной работы. Мероприятия, проводимые в течение учебного года, позволяют привлечь к различным видам деятельности основную массу детей, что способствует развитию творческих способностей практически каждого ученика.
Для реализации воспитательной работы использованы следующие формы работы: беседы, познавательные и интеллектуальные занятия, праздники, игры, путешествия, игровые программы, часы патриотического воспитания, спортивные соревнования, экскурсии, конкурсы, участие в общественных акциях.
Творческий потенциал детей реализовывался через участие в различных конкурсах и проектах разного уровня (классного, школьного, муниципального, регионального).
Поставленные задачи в 2015-2016 учебном году считаю выполнеными.
2.Анализ развития учащихся.
В 4 классе на начало учебного года обучалось 26 человек,на конец года - 26.
Трудности в обучении по предмету русский язык связаны с тем,что в 4 классе усложнился материал,увеличился объем заданий,по сравнению с 3 классом.
Учебная мотивация сформирована у большей части детей.То есть дети хотят учиться, учатся с желанием.Однако у некоторые дети испытывают трудности в учебе 12% (Рекосон М., Дюндиков В., Тютюненко А.).
В классе нет особо трудных учащихся. Есть учащиеся неорганизованные, рассеянные, невнимательные (Равкин Станислав, Дюндиков Владислав) С ними также в течение года велась индивидуальная работа, проводились беседы, был установлен индивидуальный контроль за выполнением ими домашних заданий.
В классе много активных учащихся. Они в течение года примали активное участие в различных творческих конкурсах. Ананьев Илья, Сучкова Александра, Грязева Екатерина, Дамдинов Тамир, Новосельцева Алена неоднократно становились победителями различных конкурсов на разных уровнях.
3.Анализ развития коллектива класса.
В 4 классе с начала учебного года было организовано самоуправление на уровне отдельных этапов: командир класса, помощник командира и организаторы классных дел. Данное самоуправление зарекомендовало себя хорошо. Дети старались хорошо справляться с поручениями: учились вести график дежурства, выполнять рейды по проверке учебников, оказывали помощь учителю в подготовке к классным часам, ухаживали за комнатными растениями. Среди учащихся выделяются определенные лидеры: Дамдинов Тамир, Грязева Екатерина, Ананьев Илья, Сучкова Александра, Кондратьев Илья. Эти дети участвовали в проведении классных часов, организовывали детей (раздавали стихи, проверяли их). Этих детей отличает самостоятельность, воспитанность, любознательность и заинтересованность.
У большинства детей в классе имеют место такие черты характера, как тактичность (Кунгурова Арина), скромность (Николаюк Настя), вежливость (Кондратьев Илья), доброта (Дедаш Гриша.). Однако есть дети вспыльчивые (Равкин Ст., Хайбуллов Руслан, Дюндиков А.), раздражительные (Маляров Никита.), безразличные к делу (Рекосон М., Хроленко Н., Равкин С. Хайбуллов Руслан, Дюндиков В., Шевченко Артем). Они неохотно участвуют в делах класса, мероприятиях, находят различные причины для споров, отрицательно влияют на других ребят. С этими ребятами велась работа,проводились беседы с родителями.
Я старалась найти поручение для них, вовлечь их в дело,иногда это удавалось,но предстоит еще много работы в этом направлении.
4. Анализ организации воспитательного процесса в классе и эффективности
работы классного руководителя
В течение учебного года дети принимали самое активное участие в общешкольных мероприятиях и мероприятиях социума. Это различные конкурсы, конференции, смотры художественной самодеятельности, митинг, концертные программы.
Общее дело ещё плотнее сближает детей. Ребята активно, с азартом готовятся к выступлениям. В процессе подготовки узнают много нового. Поэтому, каждое проведённое внеклассное мероприятие становится стимулом в духовном и интеллектуальном развитии ребят.
Наиболее охотно учащиеся принимают те мероприятия, в которых они сами задействованы как организаторы и исполнители. Некоторая пассивность части учащихся ( Рекосон М., Хроленко Н., Равкин С. Хайбуллов Руслан, Дюндиков В., Шевченко Артем ) связана с тем, что предлагаемые группой учащихся мероприятия рассчитаны на определенные способности, возможно, недостаточно развитые у всех одинаково, а так же трудности возникают в связи с тем, что в классе интересы у них достаточно разносторонние.
Последовательность классных мероприятий согласовывалась с родительской общественностью и была одобрена на родительском собрании.
Сплочению классного коллектива в наибольшей степени способствуют совместные мероприятия, классные праздники, часть которых стала уже традиционной для данного класса.
Наибольший интерес учащихся в прошедшем учебном году вызвали следующие мероприятия:
4. Классный час "Терроризм - угроза общества" . В данном мероприятии ребята проявили себя достаточно активно, искали материалы, демонстрировали фильмы по данной теме, готовили презентации.
Участие в конкурсах
Папа, мама, я – дорожная семья
Ананьев Илья, Сучкова Александра, Белоножкина Ксения, Новосельцева Алена.
Ананьев Илья, Дамдинов Тамир,
Грязева Екатерина, Новосельцева Алена
– установление связи между частями и каждой части со всем целым.
Проведение всестороннего анализа воспитательного процесса – обязательный этап деятельности классного руководителя.Анализ воспитательной работы – это выявление высоких и низких, положительных и отрицательных результатов воспитательной работы, а также причин, приведших к успеху или неудаче – это определение путей развития успеха или путей преодоления недостатков в классе.
Умение анализировать, изучать итоги своей деятельности, прогнозировать ее будущие результаты, планировать конкретные шаги для их достижения – показатели высокого профессионализма. Грамотно выполненные анализ позволяет увидеть связь между воспитательной работой педагога и уровнем воспитанности школьника.
Цель анализа воспитательной работы – показать результаты и эффективность воспитательной работы педагогического коллектива за прошедший учебный год, определить, как они связаны с деятельностью воспитателей и классных руководителей, влиянием семьи и внешней среды, с уровнем использования учителями воспитательного потенциала урока.
Результаты воспитательной работы – это те изменения, которые произошли с участниками педагогического процесса и в отношениях между ними.
Высокий результат может быть достигнут разными усилиями. Под эффективностью воспитательного процесса понимается степень достижения запланированного результата в соответствии с затраченными педагогическими усилиями и средствами.
Изучение результатов и эффективности воспитательного процесса имеет аналитическую, контрольно-корректирующую и прогностическую функции. При этом решается ряд задач:
– выявление реального состояния воспитательного процесса;
– выявление возможностей его развития;
– анализ произошедших изменений;
– изучение эффективности и педагогической целесообразности различных условий и средств, их влияния на результаты работы;
– определение эффективности влияния воспитательной работы на развитие личности учащегося и педагога, отношений в коллективе.
Подходы к анализу воспитательной работы
Несколько подходов к проведению анализа воспитательной работы: описательный, полярно-оценочный, проблемный, системный и личностно ориентированный.
При полярно-оценочном подходевыделяются и анализируются положительные и отрицательные моменты и результаты учебно-воспитательного процесса. Планируется также анализ причин негативных или позитивных явлений в жизнедеятельности класса.
При проблемном подходепроисходят выделение, анализ и структурирование проблем и противоречий педагогического процесса.
При личностно ориентированном подходе к анализу воспитательной работы акцент делается на:
– развитии личности ребенка;
– становлении и проявлении индивидуальных особенностей школьников;
– личностных достижениях учащихся;
– формировании в классе и школе благоприятной среды для развития учащихся;
– функционировании системы медико-психологического и социально-педагогического обеспечения процесса развития школьников.
Виды анализа
В зависимости от организационной культуры школы и традиций воспитательной деятельности, личностных особенностей классных руководителей и принятых ими принципов педагогического анализа применяются следующие виды анализа воспитательного процесса: анализ реализации целей и решения задач, анализ основных событий и воспитательных мероприятий, критериально- и личностно ориентированный анализ.
Делая анализ реализации целей и решения задач, классный руководитель оценивает степень достижения целевых установок, определенных в плане воспитательной работы. Для этого используются определенные критерии реализации целей, а также показатели, по которым можно судить о решении воспитательных задач.
При проведении анализа основных событий и воспитательных мероприятийучитываются:
– положительные аспекты деятельности: что особенно удалось в определении содержания, форм и способов организации совместной деятельности, кто как сумел отличиться, как проведенное дело (мероприятие) содействовало развитию каждого из школьников, в решении каких проблем удалось продвинуться;
– что нового удалось получить в результате подготовки, проведения и подведения итогов совместного дела; какие проблемы остались;
– каково влияние участия и позиции классного руководителя на результативность проведенных мероприятий.
Критериально-ориентированный анализ направлен на выявление изменений основных показателей результативности воспитательной работы в соответствии с разработанными критериями эффективности воспитательной деятельности.
Критерии результатов позволяют оценить уровень развития тех или иных качеств личности учащихся, их воспитанности, обученное, социализированное.
Критерии процесса помогают понять, как осуществляется воспитательная деятельность, как действуют механизмы воспитания, какое влияние на результаты воспитания оказывают те или иные факторы (условия). В качестве таких критериев могут быть выбраны следующие: гуманность воспитательных отношений, вовлеченность учащихся в жизнедеятельность классного коллектива, сформированность деловых и межличностных взаимоотношений, развитость самоуправленческих начал в классе, наличие социальных связей классного сообщества, эффективность психолого-педагогического и медико-социального сопровождения процесса развития учащихся.
Анализ состояния воспитательной работы с позиции учащихся
Цель – изучение мнения учащихся о воспитательной работе и организации взаимодействия в классе.
Задачи:
1.Определить активность участия детей в жизни класса, подготовке и проведении мероприятий в классе.
2.Выявить эмоциональное отношение учащихся: к школе, мероприятиям в классе, к негативным явлениям в школе и классе.
3.Определить удовлетворенность детей отношениями со всеми участниками образовательного процесса.
Исследование проводится на классном собрании в конце учебного года. Сначала работа ведется с использованием специальной анкеты, которая выдается каждому учащемуся. Ребята отвечают на все вопросы в течение 15–20 мин. (Приложение). После проведения анкетирования возможны два варианта действий.
Вариант 1. Учащиеся разбиваются на группы и готовят ответы на следующие вопросы:
– Чем отличается наш класс от других? Кем и чем наш класс может гордиться? Какое событие этого года вы считаете самым ярким (важным)? Что в жизни класса особенно радует (дорого)?
– Что сделал полезного наш класс, учащиеся класса для школы, других людей? Какие положительные изменения произошли в этом году? В чем они проявились?
– Кого и за что надо поблагодарить, отметить по итогам работы за год?
– Что в жизни класса огорчает, не устраивает, беспокоит? В чем мы сдали свои позиции по сравнению с прошлым годом? Почему?
Вариант 2. После анкетирования можно провести игру "От любви до ненависти", которая поможет в анализе воспитательной деятельности не только в классе, но и в школе.
1.Определить отношение к школе и придумать, как сделать процесс обучения успешным.
2.Развивать умение работать в группе.
Выступление классного руководителя:Ребята! Сейчас мы с вами сыграем в игру "От любви до ненависти". Вот Марина у нас говорит, что она любит ходить в школу. А с Денисом дело обстоит совсем иначе – он терпеть не может школу. "Там так ужасно скучно", – стонет он.
Давайте выясним, что для вас в школе интересно? А что нет?
Возьмите бумагу и карандаш и составьте два соответствующих списка (за 10 мин).
Затем, объединившись по нескольку человек, попытайтесь составить общие списки того, что вы считаете в школе интересным, а что – скучным (за 10 мин).
Теперь обсудите, что можно придумать и сделать для того, чтобы ваше обучение в школе и ваша жизнь в классе стали интереснее и увлекательнее (5 мин).
Потом мы вместе поговорим об этом.
Анализ воспитательной работы классного руководителя
Анализ – это:
– деление целого на части;
– описание каждой части;
– установление связи между частями и каждой части со всем целым.
Проведение всестороннего анализа воспитательного процесса – обязательный этап деятельности классного руководителя.Анализ воспитательной работы – это выявление высоких и низких, положительных и отрицательных результатов воспитательной работы, а также причин, приведших к успеху или неудаче – это определение путей развития успеха или путей преодоления недостатков в классе.
Умение анализировать, изучать итоги своей деятельности, прогнозировать ее будущие результаты, планировать конкретные шаги для их достижения – показатели высокого профессионализма. Грамотно выполненные анализ позволяет увидеть связь между воспитательной работой педагога и уровнем воспитанности школьника.
Цель анализа воспитательной работы – показать результаты и эффективность воспитательной работы педагогического коллектива за прошедший учебный год, определить, как они связаны с деятельностью воспитателей и классных руководителей, влиянием семьи и внешней среды, с уровнем использования учителями воспитательного потенциала урока.
Результаты воспитательной работы – это те изменения, которые произошли с участниками педагогического процесса и в отношениях между ними.
Высокий результат может быть достигнут разными усилиями. Под эффективностью воспитательного процесса понимается степень достижения запланированного результата в соответствии с затраченными педагогическими усилиями и средствами.
Изучение результатов и эффективности воспитательного процесса имеет аналитическую, контрольно-корректирующую и прогностическую функции. При этом решается ряд задач:
– выявление реального состояния воспитательного процесса;
– выявление возможностей его развития;
– анализ произошедших изменений;
– изучение эффективности и педагогической целесообразности различных условий и средств, их влияния на результаты работы;
– определение эффективности влияния воспитательной работы на развитие личности учащегося и педагога, отношений в коллективе.
Подходы к анализу воспитательной работы
Несколько подходов к проведению анализа воспитательной работы: описательный, полярно-оценочный, проблемный, системный и личностно ориентированный.
При полярно-оценочном подходевыделяются и анализируются положительные и отрицательные моменты и результаты учебно-воспитательного процесса. Планируется также анализ причин негативных или позитивных явлений в жизнедеятельности класса.
При проблемном подходепроисходят выделение, анализ и структурирование проблем и противоречий педагогического процесса.
При личностно ориентированном подходе к анализу воспитательной работы акцент делается на:
– развитии личности ребенка;
– становлении и проявлении индивидуальных особенностей школьников;
– личностных достижениях учащихся;
– формировании в классе и школе благоприятной среды для развития учащихся;
– функционировании системы медико-психологического и социально-педагогического обеспечения процесса развития школьников.
Виды анализа
В зависимости от организационной культуры школы и традиций воспитательной деятельности, личностных особенностей классных руководителей и принятых ими принципов педагогического анализа применяются следующие виды анализа воспитательного процесса: анализ реализации целей и решения задач, анализ основных событий и воспитательных мероприятий, критериально- и личностно ориентированный анализ.
Делая анализ реализации целей и решения задач, классный руководитель оценивает степень достижения целевых установок, определенных в плане воспитательной работы. Для этого используются определенные критерии реализации целей, а также показатели, по которым можно судить о решении воспитательных задач.
При проведении анализа основных событий и воспитательных мероприятийучитываются:
– положительные аспекты деятельности: что особенно удалось в определении содержания, форм и способов организации совместной деятельности, кто как сумел отличиться, как проведенное дело (мероприятие) содействовало развитию каждого из школьников, в решении каких проблем удалось продвинуться;
– что нового удалось получить в результате подготовки, проведения и подведения итогов совместного дела; какие проблемы остались;
– каково влияние участия и позиции классного руководителя на результативность проведенных мероприятий.
Критериально-ориентированный анализ направлен на выявление изменений основных показателей результативности воспитательной работы в соответствии с разработанными критериями эффективности воспитательной деятельности.
Критерии результатов позволяют оценить уровень развития тех или иных качеств личности учащихся, их воспитанности, обученное, социализированное.
Критерии процесса помогают понять, как осуществляется воспитательная деятельность, как действуют механизмы воспитания, какое влияние на результаты воспитания оказывают те или иные факторы (условия). В качестве таких критериев могут быть выбраны следующие: гуманность воспитательных отношений, вовлеченность учащихся в жизнедеятельность классного коллектива, сформированность деловых и межличностных взаимоотношений, развитость самоуправленческих начал в классе, наличие социальных связей классного сообщества, эффективность психолого-педагогического и медико-социального сопровождения процесса развития учащихся.
Анализ состояния воспитательной работы с позиции учащихся
Цель – изучение мнения учащихся о воспитательной работе и организации взаимодействия в классе.
Задачи:
1.Определить активность участия детей в жизни класса, подготовке и проведении мероприятий в классе.
2.Выявить эмоциональное отношение учащихся: к школе, мероприятиям в классе, к негативным явлениям в школе и классе.
3.Определить удовлетворенность детей отношениями со всеми участниками образовательного процесса.
Исследование проводится на классном собрании в конце учебного года. Сначала работа ведется с использованием специальной анкеты, которая выдается каждому учащемуся. Ребята отвечают на все вопросы в течение 15–20 мин. (Приложение). После проведения анкетирования возможны два варианта действий.
Вариант 1. Учащиеся разбиваются на группы и готовят ответы на следующие вопросы:
– Чем отличается наш класс от других? Кем и чем наш класс может гордиться? Какое событие этого года вы считаете самым ярким (важным)? Что в жизни класса особенно радует (дорого)?
– Что сделал полезного наш класс, учащиеся класса для школы, других людей? Какие положительные изменения произошли в этом году? В чем они проявились?
– Кого и за что надо поблагодарить, отметить по итогам работы за год?
– Что в жизни класса огорчает, не устраивает, беспокоит? В чем мы сдали свои позиции по сравнению с прошлым годом? Почему?
Вариант 2. После анкетирования можно провести игру "От любви до ненависти", которая поможет в анализе воспитательной деятельности не только в классе, но и в школе.
1.Определить отношение к школе и придумать, как сделать процесс обучения успешным.
2.Развивать умение работать в группе.
Выступление классного руководителя:Ребята! Сейчас мы с вами сыграем в игру "От любви до ненависти". Вот Марина у нас говорит, что она любит ходить в школу. А с Денисом дело обстоит совсем иначе – он терпеть не может школу. "Там так ужасно скучно", – стонет он.
Давайте выясним, что для вас в школе интересно? А что нет?
Возьмите бумагу и карандаш и составьте два соответствующих списка (за 10 мин).
Затем, объединившись по нескольку человек, попытайтесь составить общие списки того, что вы считаете в школе интересным, а что – скучным (за 10 мин).
Теперь обсудите, что можно придумать и сделать для того, чтобы ваше обучение в школе и ваша жизнь в классе стали интереснее и увлекательнее (5 мин).
Читайте также:
- Анализ умк биболетовой начальная школа
- Что называется геоинформационным картографированием описать кратко
- Как сделать выкройку юбки школьная программа
- Что такое электродный потенциал в химии кратко и понятно
- Влияет ли школьный жаргон на речевую культуру подростков или это временное явление цель проблема