Анализ умк школа россии русский язык 4 класс

Обновлено: 05.07.2024

Изучение УМК показало, что он разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития личности гражданина России, планируемых результатов начального образования.

- развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

- развитие коммуникативных умений;

- развитие нравственных и эстетических чувств;

- развитие способностей к диалогической речи.

Полная информация представлена в приложении № 2.

Приводится перечень формируемых интонационных умений и примеры заданий:

1.Умение устанавливать смысловую связь

Оказалось, что общее количество подобных заданий в УМК «Школа России (1-4 класс в 2-х частях) составляет 20. Это количество распределено следующим образом: 1-й класс – 5 заданий; 2-й класс – 4 задания; 3 – й класс – 8 заданий; 4-й класс – 3 задания.

Данное количество заданий не может обеспечить формирование у учащихся умения устанавливать связь между словами по смыслу.

2 Умение использовать знаки препинания при интонационном оформлении синтаксической конструкции в устной речи

Такое количество заданий не обеспечивает формирование у учащихся умения различать и правильно использовать знаки препинания.

3.Умение определять предложения по цели высказывания и интонации.

Это количество заданий не способно обеспечитьформирование у учащихся умения различать предложения по цели высказывания и интонации.

4.Умение выразительно читать текст.

Оказалось, что общее количество подобных заданий в УМК «Школа России (1-4 класс в 2-х частях) 3. Это количество заданий распределено авторами следующим образом: 1-й класс – 1 задание; 2-й класс – 1 задание. По нашему мнению, такое количество заданий не может обеспечить формирование и совершенствование умения выразительного чтения.

Обобщённая информация о количестве упражнений, посвящённых развитию речевых умений младших школьников, в учебниках 1-4 классы содержится в диаграмме 2.


a) количество заданий, направленные на формирование умения устанавливать смысловую связь –20 заданий. Это 1,1% от общего количества заданий, направленных на формирование всех речевых умений;

b) количество заданий, направленные на формирование умения различать и правильно использовать знаки препинания в устной и письменной речи – 15 заданий. Это 0,8 % от общего количества заданий, направленных на формирование всех речевых умений;

c) количество заданий, направленные на формирование умения различать предложения по цели высказывания и интонации – 28 заданий. Это 1,5 % от заданий, направленных на формирование всех речевых умений;

d) количество заданий, направленные на формирование умения выразительно читать текст – 3 задания. Это 0, 2 % от общего количества заданий, направленных на формирование всех интонационных умений.

Изучение программы показало, что она разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

- формирование представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);

- формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).

Полная информация представлена в приложении № 3.

Приводится перечень речевых умений и примеры заданий.

1.Умение устанавливать связь между словами по смыслу.

Оказалось, что количество подобных заданий в учебниках с 1-4 классы распределено авторами следующим образом: 1-й класс – 1 задание, 2-й класс – 2 задания, 3-й класс – 4 задания; 4-й класс – 1 задание.

Такого количества заданий недостаточно, чтобы сформировать у учащихся умения устанавливать связь между словами по смыслу.

2.Умение использовать знаки препинания при интонационном оформлении синтаксической конструкции в устной речи

Оказалось, что количество подобных заданий в учебниках с 1-4 класс распределено следующим образом: в учебниках для первых и вторых классов данные задания не представлены. В учебнике для третьего класса – 1 задание. В учебнике для четвёртого класса 3 таких заданий.

Такого количества заданий не обеспечивает формирование у учащихся умения различать и правильно использовать знаки препинания.

3.Умение различать предложения по цели высказывания.

Оказалось, что количество подобных заданий в учебниках с 1-4 класс распределено следующим образом: 1-й класс – 2 задания, 2-й класс – 3 задания, 3-й класс – 2 задания, 4-й класс – 10 заданий.

Такого количества заданий недостаточно, чтобы сформировать у учащихся полноценное умение различать предложения по цели высказывания.

4.Умение выразительно читать текст.

Оказалось, что количество подобных заданий в учебниках с 1-4 класс 19, это количество распределено следующим образом: 1-й класс – 3 задания, 2-й класс – 4 задания, 3-й класс – 7 заданий, 4-й класс – 5 заданий.

Такое количество заданий недостаточно для того, чтобы сформировать у учащихся умение выразительно читать текст.

Обобщённая информация о количестве упражнений, направленных на развитиеустной речи младших школьников в учебниках 1-4 классов, содержится в диаграмме 3.


a) количество заданий, направленные на формирование умения устанавливать смысловую связь – 8 заданий. Это 1,1% от общего количества заданий, направленных на формирование всех речевых умений;

b) количество заданий, направленные на формирование умения различать и правильно использовать знаки препинания в устной и письменной речи – 4 задания. Это 4 % от общего количества заданий, направленных на формирование всех речевых умений;

c) количество заданий, направленные на формирование умения различать предложения по цели высказывания и интонации – 17 заданий. Это 0,5% от общего количества заданий, направленных на формирование всех речевых умений.

Заключительная информация по данным УМК содержится на рис. 4.


Выводы:

Изучение УМК показало, что он разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития личности гражданина России, планируемых результатов начального образования.

- развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

- развитие коммуникативных умений;

- развитие нравственных и эстетических чувств;

- развитие способностей к диалогической речи.

Полная информация представлена в приложении № 2.

Приводится перечень формируемых интонационных умений и примеры заданий:

1.Умение устанавливать смысловую связь

Оказалось, что общее количество подобных заданий в УМК «Школа России (1-4 класс в 2-х частях) составляет 20. Это количество распределено следующим образом: 1-й класс – 5 заданий; 2-й класс – 4 задания; 3 – й класс – 8 заданий; 4-й класс – 3 задания.

Данное количество заданий не может обеспечить формирование у учащихся умения устанавливать связь между словами по смыслу.

2 Умение использовать знаки препинания при интонационном оформлении синтаксической конструкции в устной речи

Такое количество заданий не обеспечивает формирование у учащихся умения различать и правильно использовать знаки препинания.

3.Умение определять предложения по цели высказывания и интонации.

Это количество заданий не способно обеспечитьформирование у учащихся умения различать предложения по цели высказывания и интонации.

4.Умение выразительно читать текст.

Оказалось, что общее количество подобных заданий в УМК «Школа России (1-4 класс в 2-х частях) 3. Это количество заданий распределено авторами следующим образом: 1-й класс – 1 задание; 2-й класс – 1 задание. По нашему мнению, такое количество заданий не может обеспечить формирование и совершенствование умения выразительного чтения.

Обобщённая информация о количестве упражнений, посвящённых развитию речевых умений младших школьников, в учебниках 1-4 классы содержится в диаграмме 2.


a) количество заданий, направленные на формирование умения устанавливать смысловую связь –20 заданий. Это 1,1% от общего количества заданий, направленных на формирование всех речевых умений;

b) количество заданий, направленные на формирование умения различать и правильно использовать знаки препинания в устной и письменной речи – 15 заданий. Это 0,8 % от общего количества заданий, направленных на формирование всех речевых умений;

c) количество заданий, направленные на формирование умения различать предложения по цели высказывания и интонации – 28 заданий. Это 1,5 % от заданий, направленных на формирование всех речевых умений;

d) количество заданий, направленные на формирование умения выразительно читать текст – 3 задания. Это 0, 2 % от общего количества заданий, направленных на формирование всех интонационных умений.

Изучение программы показало, что она разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

- формирование представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);

- формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).

Полная информация представлена в приложении № 3.

Приводится перечень речевых умений и примеры заданий.

1.Умение устанавливать связь между словами по смыслу.

Оказалось, что количество подобных заданий в учебниках с 1-4 классы распределено авторами следующим образом: 1-й класс – 1 задание, 2-й класс – 2 задания, 3-й класс – 4 задания; 4-й класс – 1 задание.

Такого количества заданий недостаточно, чтобы сформировать у учащихся умения устанавливать связь между словами по смыслу.

2.Умение использовать знаки препинания при интонационном оформлении синтаксической конструкции в устной речи

Оказалось, что количество подобных заданий в учебниках с 1-4 класс распределено следующим образом: в учебниках для первых и вторых классов данные задания не представлены. В учебнике для третьего класса – 1 задание. В учебнике для четвёртого класса 3 таких заданий.

Такого количества заданий не обеспечивает формирование у учащихся умения различать и правильно использовать знаки препинания.

3.Умение различать предложения по цели высказывания.

Оказалось, что количество подобных заданий в учебниках с 1-4 класс распределено следующим образом: 1-й класс – 2 задания, 2-й класс – 3 задания, 3-й класс – 2 задания, 4-й класс – 10 заданий.

Такого количества заданий недостаточно, чтобы сформировать у учащихся полноценное умение различать предложения по цели высказывания.

4.Умение выразительно читать текст.

Оказалось, что количество подобных заданий в учебниках с 1-4 класс 19, это количество распределено следующим образом: 1-й класс – 3 задания, 2-й класс – 4 задания, 3-й класс – 7 заданий, 4-й класс – 5 заданий.

Такое количество заданий недостаточно для того, чтобы сформировать у учащихся умение выразительно читать текст.

Обобщённая информация о количестве упражнений, направленных на развитиеустной речи младших школьников в учебниках 1-4 классов, содержится в диаграмме 3.


a) количество заданий, направленные на формирование умения устанавливать смысловую связь – 8 заданий. Это 1,1% от общего количества заданий, направленных на формирование всех речевых умений;

b) количество заданий, направленные на формирование умения различать и правильно использовать знаки препинания в устной и письменной речи – 4 задания. Это 4 % от общего количества заданий, направленных на формирование всех речевых умений;

c) количество заданий, направленные на формирование умения различать предложения по цели высказывания и интонации – 17 заданий. Это 0,5% от общего количества заданий, направленных на формирование всех речевых умений.

Заключительная информация по данным УМК содержится на рис. 4.


Выводы:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.



Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Рабочие программы

Содержание рабочей программы:Пояснительная записка Общая характеристика курса.

Содержание рабочей программы:
Пояснительная записка
Общая характеристика курса
Описание места предмета в учебном плане
Описание ценностных ориентиров содержания предмета, курса
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета курса
Содержание курса
Тематическое планирование
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Приложения

Пояснительная записка

Общая характеристика курса

Общая характеристика курса

Общая характеристика курса

Общая характеристика курса

Общая характеристика курса Содержательные линии курса: система языка; ор.

Общая характеристика курса
Содержательные линии курса:
система языка;
орфография и пунктуация;
развитие речи.

Содержание курса имеет концентрическое строение.
Ведущее направление: функционально-синтаксическое.

Описание места предмета в учебном планеДля образовательных организаций, в кот.

Описание места предмета
в учебном плане
Для образовательных организаций, в которых обучение ведётся на русском языке
Для образовательных организаций, в которых обучение ведётся на русском языке, но наряду с ним изучается один из языков народов России
5-дневная неделя
6-дневная неделя
136 часов в год;
4 часа в неделю
170 часов в год;
5 часов в неделю
170 часов в год;
5 часов в неделю

Описание ценностных ориентиров предмета, курсаВедущее место данного предмета.

Описание ценностных ориентиров предмета, курса
Ведущее место данного предмета обусловлено тем, что русский язык – это родной язык русского народа, государственный язык РФ, средство межнационального общения.
Курс направлен на формирование у обучающихся личностных, метапредметных и предметных результатов.

Содержание курсаВиды речевой деятельности: Систематический курс Развитие ре.

Содержание курса
Виды речевой деятельности:

Систематический курс
Развитие речи
Слушание
Говорение
Чтение
Письмо

Тематическое планированиеУчебно-методическое и материально-техническое обеспе.

Тематическое планирование
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Книгопечатная продукция
Печатные пособия
ТСО
Игры и игрушки
Экранно-звуковые пособия
Оборудование класса

Приложения

Методическое пособие с поурочными разработками

Методическое пособие с поурочными разработками

Содержание


Содержательные линии1. Система языка: лексика, фонетика и орфоэпия, графика.

Содержательные линии
1. Система языка: лексика, фонетика и орфоэпия, графика, морфемика, грамматика.
2. Орфография и пунктуация.
3. Развитие речи.

Состав УМК:Русский язык. Рабочие программы:. Предметная линия учебников систе.


Основные разделы:ЧАСТЬ 1 Повторение (11 ч) Предложение (9 ч) Слово в языке и.

Основные разделы:
ЧАСТЬ 1
Повторение (11 ч)
Предложение (9 ч)
Слово в языке и речи1 (21 ч)
Имя существительное (39 ч)
ЧАСТЬ 2
Имя прилагательное (30 ч)
Местоимение (8 ч)
Глагол (34 ч)
Повторение (18 ч)

Планируемые результаты по итогам обучения в 4 классеЛичностныеМетапредметныеП.

Планируемые результаты по итогам обучения
в 4 классе
Личностные
Метапредметные
Предметные
Регулятивные
Коммуникативные
Познавательные
Развитие речи
Фонетика, орфоэпия, графика
Лексика
Морфемика
Морфология
Синтаксис
Орфография и пунктуация

Ставя грамматические задачи, учебник русского языка для начальных классов через конкретные приемы умственной деятельности в процессе последовательной, систематической работы со словом, предложением, текстом, через их разносторонний анализ способствует решению задачи развитию речи и мышления школьника, расширяет кругозор детей в области родного языка, создает языковую среду как условие формирования реевых умений. Учебный материал создает базу для развития связной речи: устные речевые упражнения, ознакомление с простейшими изобразительно-выразительными средствами языка (рассказывание, восстановление деформированного предложения и небольшого текста, т. е. преобразующая речевая деятельность учащихся).

Систематизируем результаты проведенного анализа УМК и обобщённо покажем типологию выявленных лексических упражнений (Таблица 1).

Виды упражнений 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс Итого

Упражнение на определение лексического значения многозначного слова У. 1 с. 48, с. 66, у. 5, с. 143, у. 1(3) С. 19, у. 2

с. 26 у. 2, с. 27; с. 28, у. 1-3

с. 29. у. 5, с. 38, у. 1-2 с. 148, у. 3 (10) С. 5-6, у. 1,3

С. 51, у. 4 (3)

Упражнения, включающие многозначную лексику, но не содержащее задания С. 10. у. 3 (1) С. 11,у. 1

с. 130, у. 2, с. 141, у. 1

с. 148, у. 1(5) с. 61, у. 2 (1)

Ч. 1. с. 30, у. 1, с. 31, у. 4, с. 58, у. 4, с. 102, у. 5 (4)

Упражнение на определение слов с прямым и переносным значением С. 117,у. 1, с. 131, у. 5 (2) С. 33-36, у. 1-2, с. 37-38, у. 3, с. 38.1, с. 39 (5) С. 51, у. 4 (1) Ч. 1 с. 125 (1)

Упражнение на составление предложений с многозначными словами С. 127,у. 5 (1) С. 29, у. 4, с. 40, у. 3, с. 38,у. 3 (3) 0 0

Упражнение на замену многозначных слов синонимами С. 128, у. 1 (1) С. 40, у. 4

с. 54, у. 1, с. 55,у. 4

с. 97, упр. 6 (4) 0 0

Упражнения на определение лексического значения омонимов 0 С. 68, 69, у. 1, с. 74, у. 4 (4) 0 Ч1,с. 15, у. 5 (1)

Упражнения на нахождение омонимов

С. 70-71, у. 4-6 (4) 0 0

Упражнения, включающие омонимичную лексику, но не содержащие задания С. 76, у. 5 (1) 0 С. 5-6, у. 1,3 (2) Ч. 1 С. 78,у. 2 (1)

Упражнения на определение омографов

С. 69, у. 2 (4) С. 12, у. 1-2 (2) ч. 2 с. 96, у. 3 (1)

Упражнение на составление предложений с омонимами 0 С. 69, у. 1 (1) С. 56, у. 3 (1) 0

Упражнения на разграничение омонимов и многозначных слов 0 0 0 0 0

Итого 9 40 10 8 67

Упражнения на работу над многозначной и омонимичной лексикой

Виды упражнений 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс Итого

Упражнение на определение лексического значения многозначного слова С. 26,у. 6, с. 27,у. 17, с. 79,у. 3; с. 56,у. 8 (4) С. 47,у. 58;

С. 48,у. 59,60 с. 49,у. 61; с. 120, у. 203 (5) С. 8,у. 5; с. 40-41,у. 65; с. 9,у. 10 (5) С. 46,у. 65; с. 58,у. 92; с. 78,з. 1; с. 128,у. 274 (4)

Упражнение на определение слов с прямым и переносным значением 0 С. 49,у. 62; с. 50,у. 63; с. 51,у. 64,65 с. 72,у. 109; с. 42,у. 71; с. 72,у. 124; с. 89,у. 153 (8) С. 32,у. 51; с. 43,у. 70 (2) С. 36,у. 49; с. 46,у. 66-67; с. 71,у. 121; с. 132, у. 252 (5)

Упражнение на составление предложений с многозначными словами 0 с. 50,у. 63 (1) с. 9,у. 10 (1) 0

Упражнение на замену многозначных слов омонимами 0 с. 42,у. 71 (1) 0 0

Упражнения на определение лексического значения омонимов С. 127,у. 10 (1) С. 25,у. 41; с. 84,у. 147 (2) С. 45-46,у. 75-78; с. 49,у. 88 (5) С. 48,у. 73; с. 70,у. 118; с. 115,у. 244 (3)

Упражнения, включающие омонимичную лексику, но не содержащие задания С. 8,у. 5 (1) С. 23,у. 37 (1) 0 С. 69,у. 143 (1)

Упражнения на определение омографов С. 42,у. 6-8, с. 43,у. 9 (4) 0 С. 55,у. 94 (1) 0

Упражнение на составление предложений с омонимами С. 127,у. 10 (1) 0 С. 55,у. 94 (1) С. 48, у. 71 (1) 3

Упражнения на разграничение омонимов и многозначных слов 0 0 0 0 0

Итого 13 20 18 29 80

Упражнения на работу над многозначной и омонимичной лексикой

Упражнения на работу с омонимичными словами обнаружены нами, их всего 27, но у каждого задания цель различна. Упражнения на нахождение омонимов найдены, их 5. Всего 1 задание на замену многозначных слов синонимами включено в учебник 2 класса. В небольшом количестве даны упражнения на составленрие предложений с многозначными словами (2, с омонимами – 3. Большое количество упражнений предусмотрено на нахождение слов с прямым и переносным значением, их 15 во 2-4 классах, большая часть во 2 (8 упражнений). В учебнике 4 класса представлено больше заданий по данной теме, но большая часть из них не содержит задания по работе с многозначной или омонимичной лексикой. Учитель самостоятельно акцентирует внимание на том или ином слове для анализа; дается задание найти слово, имеющее несколько значений. Таких упражнений в учебниках 20, 17 из них – включающие многозначную лексику и 3 – омонимичную.

Проанализировав материал учебников двух программ, нами была составлена сопоставительная таблица 3.

Упражнение на определение лексического значения многозначного слова 16 18

Упражнения, включающие многозначную лексику, но не содержащее задания 11 17

Упражнение на определение слов с прямым и переносным значением 9 15

Упражнение на составление предложений с многозначными словами 4 2

Упражнение на замену многозначных слов синонимами 5 1

Упражнения на определение лексического значения омонимов 5 11

Упражнения на нахождение омонимов 4 5

Упражнения, включающие омонимичную лексику, но не содержащие задания 4 3

Упражнения на определение омографов 7 5

Упражнение на составление предложений с омонимами 2 3

Упражнения на разграничение омонимов и многозначных слов 0 0

Слово 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс Итого

Многозначное слово - 9 28 11 5 16 6 12 39 48

Омонимы - - 2 2 - 14 - 12 2 28

Итого - 9 30 13 5 30 6 24 41 76

Сравнительная таблица толковых словариков

Итак, анализ учебников авторов С. В. Иванова и В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого с точки зрения характера лексической работы над явлениями полисемии и омонимии позволил установить, что программой предусмотрены упражнения, способствующие активизации словарного запаса. Характер лексических заданий разнообразен: на наблюдение над значениями слов в контексте, на составление предложений с данными словами, на осознание взаимосвязи явлений синонимии, антонимии, многозначности и омонимии. Такая работа позволяет формировать начальные представления о системных отношениях между словами.

Прощай, начальная школа! Видео

Прощай, начальная школа! Видео Отзвенели последние звонки и наступили долгожданные каникулы. Мои ученики успешно перешли в пятый класс и только я оставлена на повторный.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализирование УМК "Школа России". Преимущества и недостатки.

Цель: воспитание школьников как граждан России. Школа России должна стать школой духовно-нравственного развития.

Задачи: главное назначение начальной школы, по мнению авторов – воспитательное. Отсюда и задачи:

развитие у ребенка человеческих качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности: доброты, терпимости, ответственности, способности сопереживать, готовности помогать другому

обучение ребенка осознанному чтению, письму и счету, правильной речи, привить определенные трудовые и здоровьесберегающие навыки, обучить основам безопасной жизнедеятельности

формирование естественной мотивации учения Принципы: фундаментальность, надежность, стабильность, открытость новому.Проблемно-поисковый подход. Он предусматривает создание проблемных ситуаций, выдвижение предположений, поиск доказательств, формулирование выводов, сопоставление результатов с эталоном.

Особенности, которые позволят ребенку успешно учиться по данной программе: никаких особых качеств от ребенка не требуется. Конечно, чем больше способностей развито у ребенка, тем лучше. Например, пригодится способность к самооценке, готовность работать в проблемных ситуациях. Но по данной программе хорошо учатся даже самые неподготовленные к школе дети.

Эффективное сочетание лучших традиций российского образования и проверенных практиками образовательного процесса инноваций.

Реальная возможность достижения личностных, метапредметных и предметных результатов, соответствующих задачам современного образования.

Постоянно обновляющаяся, наиболее востребованная и понятная учителю образовательная система для начальной школы.

Материал учебников этого комплекта изложен в доступной форме для учеников с различными индивидуальными способностями. Эта традиционная система направлена на интеллектуальное и нравственное развитие учащихся.

Читайте также: